- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организация устойчиво действующих детско-взрослых сообществ в воспитательном пространстве колледже
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011209 |
Тема: | Организация устойчиво действующих детско-взрослых сообществ в воспитательном пространстве колледже |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА» Факультет ____________________________________________________________________ Кафедра _____________________________________________________________________ Направление подготовки ________________________________________________________ Профиль _____________________________________________________________________ Д И С С Е Р Т А Ц И Я на соискание академической степени магистра на тему: Организация устойчиво действующих детско-взрослых сообществ в воспитательном пространстве колледже МАГИСТРАНТ(КА) _________________ _____________________________________ (личная подпись) (инициалы, фамилия) РУКОВОДИТЕЛЬ _____________________ ______________________________________ (личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия) КОНСУЛЬТАНТЫ _____________________ _____________________________________ (личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия) _____________________ _____________________________________ (личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия) _____________________ _____________________________________ (личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия) Допустить к защите ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ________________ ___________________________ (личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия) “___” ____________________ 20___ г. Нижний Новгород – 20___ г. Введение ГЛАВА 1 Теоретические основы проектирования воспитательного пространства колледжа 1. Феномен воспитательного пространства в системе гуманитарных знаний 2. УДС как субъект ВП 3. Типология деятельности УДС в ВП Выводы по I главе ГЛАВА 2 Концептуальные основы организации устойчиво д-в сообщества в ВП колледжа 1. Концепция организации УДС в ВП 2. Модель организации УДС в ВП 3. Педагогические условия реализации модели организации УДС в ВП Выводы по I главе ГЛАВА 3 Экспериментальная работа по организации УДС в ВП колледжа 1. Анализ состояния деятельности УДС в ВП колледжа 2. Реализация модели по организации УДС в ВП колледжа 3. Анализ эффективности реализации модели по организации УДС в ВП колледжа Выводы по I главе Заключение Список литературы Приложение Введение Актуальность исследования состоит в том, что согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2025 г. по приказу президента «О развитии детских объединений» актуальной становится тема организации моделей разновозрастных взаимоотношений как потребности и необходимости конвенции поколений. Гипотезой исследования стало предположение о том, что деятельность устойчивых детско-взрослых сообществ (УДС) будет эффективной если будут определены теоретические основы и выделены компоненты, разработана модель, выявлены методологические основы, обоснованы педагогические условия, осуществлено педагогическое сопровождение, разработана и реализована экспертно-диагностический инструментарий, позволяющий выявить эффективность деятельности УДС и личных результатов его субъектов. В свою очередь в исследовании были определены объект и предмет, где объектом стала внеурочная деятельность, а предметом организация УДС на основе электронного сервиса в воспитательном пространстве колледжа. Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и реализовать УДС в условиях воспитательного пространства колледжа. Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования: 1.Определить теоретические основы понятия УДС, выделить его компоненты 2.Выявить методологические подходы, принципы и функции реализации модели УДС 3.Разработать и обосновать педагогические условия реализации модели УДС в воспитательном пространстве колледжа 4.Реализовать экспертизу модели УДС в контексте электронного сервиса управления воспитательного пространства колледжа. 5.Реализовать диагностику воспитательного результата субъекта УДС (когнитивного, аффективного и поведенческого уровня ) 1.1 Феномен воспитательного пространства в системе психолого-педагогического знания. В современной социальной, экономической и культурной ситуации педагогическое сообщество не может дистанцироваться от проблем воспитания. Воспитание - важная и неотъемлемая составляющая образования, которая требует к себе внимания, особенно в наше время, когда общество испытывает проблемы детской преступности, подростковой агрессии и депрессии. В настоящее время необходимо обновить содержание воспитательной работы с учащимися. Но предвосхитить поиск нового содержания, форм и методов должно сознание самого понятия «воспитание». Наиболее крупными представителями социолого-педагогической мысли конца XIX - начала XX вв. были П. Наторп в Германии, Э. Дюркгейм во Франции и Дж. Дьюи в США. Основной целью воспитания они считали формирование у молодежи осознания своей причастности к обществу, приспособление к окружающим условиям жизни, подготовку к успешному освоению основных социальных ролей. Воспитание называется главным, а подчас и единственным рычагом развития общества. Воспитание как социально-педагогическое явление - это инструмент продолжения общества в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры (социализация). Результатом является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром. 1. Феномен «пространства» в различных теориях Философская и общенаучная фундаментальная категория «пространство» рассматривается как: - одна из основных объективных форм существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; - место, способное вместить что-либо; - множество объектов, между которыми установлены отношения. В психолого-педагогических науках категория «пространство» используется в нескольких смысловых аспектах. В педагогической антропологии она предстает и как основная всеобщая форма существования и движения материи, и как форма пространственно-временного существования и развития человека, т.е. условие его бытия. В общей психологии категория «пространство» рассматривается как одна из важных составляющих онтогенеза, зависящих от социально-экономических условий жизни, состояния культуры, самосознания человека. Совсем иной смысловой трактовке она подвергается в одном из развивающихся направлений психологии среды - в средовой персонологии, основной задачей которой является анализ взаимосвязей между личностью, ее внутренним миром и тем пространством, той средой, где находится субъект. В социально-педагогических исследованиях категория «пространство» активно начала использоваться только в начале 1990-х гг. и употреблялась первоначально в качестве метафоры сохранения федерального единства в образовании. На данном этапе она используется достаточно широко, но очень вариативно и многоаспектно. Выделяются следующие виды пространства: образовательное, воспитательное, социальное, природное, пространство школы, микрорайона, города, различных деятельностей (например, игровое пространство), жизненное, персональное, пространство возможностей, развивающее и т.д. Наиболее разработаны такие категории, как образовательное пространство (З. И. Батюкова, С. К. Бондырева, Э. Д. Днепров, В. И. Гинецинский, А. П. Лиферов, Н. Б. Крылова, В. А. Мясников, В. М. Полонский, В. И. Слободчиков, И. Д. Фрумин и др.) и воспитательное (Е. В. Бондаревская, А. В. Гаврилин, Д. В. Григорьев, О. В. Гукаленко, И. В. Кулешова, М. В. Корешков, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.). Как показывает анализ определений и описаний образовательного пространства, авторы выделяют такие его признаки: - единство, целостность; - компонентный (элементный) состав, включающий как индивидуальные, так и коллективные (совокупные) субъекты; - взаимосвязь, структурированность этих элементов; - событийность; - открытость пространства (связь со средой); - значимость для субъектов (личности ребенка) за счет разнообразия, открытости (известности) предложений, подвижности, лабильности содержания, гибкости структуры и т.д.; - преднамеренность создания образовательного пространства и способность его к изменению; - наличие возможностей, превосходящих потребности субъекта в данный момент времени, что обеспечивает возможность выбора; - педагогическая целесообразность организации образовательного пространства. Благодаря его гибкости сохраняются зоны неупорядоченности, в которых рождаются новые ценности, формы, методы, содержание. Поскольку образовательное пространство связано с определенной территорией, его можно рассматривать как целостный, многопрофильный и многофункциональный образовательный комплекс, характеризующийся наличием в нем системообразующих, составляющих, системосвязующих и системоопределяющих элементов (А.В.Гаврилин). К системообразующим относятся образовательные учреждения всех типов и видов, обладающие высоким образовательным потенциалом. Составляющими являются все социальные институты пространства, задействованные в процессе обучения и воспитания. Системосвязующими элементами называют: цели, разделяемые большинством субъектов пространства; единую стратегию по вертикали и горизонтали, ориентированную на приоритеты гуманистической педагогики; общую территориальную субкультуру; образовательную интеграцию; формирование образовательного сообщества. Системоопределяющими являются те учреждения, которые задают направленность пространству, определяют его «лицо». Воспитательное пространство рассматривается как специально организованная педагогами совместно с детьми «среда в среде» (Л.И.Новикова), которая создает принципиально новые возможности развития личности ребенка по отношению к уже имеющимся. В настоящее время исследование этого феномена идет в нескольких направлениях. Согласно одной точке зрения, под воспитательным пространством понимается педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или определенное множество детей (Л.И.Новикова). В отличие от среды, которая в своей основе есть данность, а не результат конструктивной деятельности, воспитательное пространство является результатом деятельности, причем не только созидательной, но и интегрирующей. Структурной единицей воспитательного пространства является образовательное, культурное или медицинское учреждение, принимающее участие в создании этого пространства, а механизмом его создания -- взаимодействие коллективов, объединенных единым пониманием педагогических задач, едиными принципами и подходами в воспитании. Другая точка зрения на воспитательное пространство связана с пониманием его как части среды, в которой преобладает определенный педагогически сформированный образ жизни (Ю.С. Мануйлов). В этом случае взаимодействие всех участников создания воспитательного пространства определяется целью образа жизни ребенка. Механизмы создания воспитательного и образовательного пространств аналогичны. Третья точка зрения на воспитательное пространство раскрывается через понятие «событие» и трактуется как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, собираемых усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных) и способных выступить интегрированным условием личностного развития человека -- и взрослого, и ребенка (Д. В. Григорьев). А. В. Мудрик рассматривает воспитательное пространство как качественную характеристику микросоциума, от которой во многом зависят: успешность адаптации ребенка в социуме, уменьшение риска превращения его в жертву неблагоприятных условий социализации, возможность корректировать неблагоприятное влияние окружающей социальной среды. Таким образом, воспитательное пространство, по мнению А. В. Мудрика, выступает как одна из сфер относительно контролируемой социализации - воспитания, которое в этом случае приобретает характер интеграции институциональных и личностных ресурсов в целях эффективной позитивной социализации ребенка. Анализ использования категории «пространство» в социально-педагогических исследованиях позволяет выделить несколько основных аспектов понимания ее педагогического содержания: - это существующее в социуме место, где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем по развитию индивида и его социализации (соответственно, можно выделить пространство школы, микрорайона, города и др.) - целостный многофункциональный комплекс возможностей окружающей среды, для которого характерна педагогическая целесообразность организации с целью развития, образования и воспитания человека (образовательное, воспитательное, социальное, природное, игровое, развивающее пространство и др.); - определенный результат освоения субъектом окружающей среды, степень познания и присвоения субъектом возможностей среды на основе ее субъективного восприятия (пространство ребенка, взрослого, детства и др.). На основе анализа представлений исследователей о различных видах пространства можно выделить следующие основные его характеристики как социально-педагогической категории: - компонентный (элементный) состав, включающий как индивидуальные, так и коллективные (совокупные) субъекты, взаимодействующие между собой; - возможность существования пространства только относительно какого-либо субъекта (индивидуального или совокупного), для которого оно имеет определенную значимость; - наличие возможностей, превосходящих запрос субъекта в данный момент времени, что обеспечивает возможность выбора; - субъективное восприятие объективно существующих возможностей пространства для личностного саморазвития и самоопределения; - преднамеренность создания пространства и способность его к изменению; - наличие системообразующих, составляющих, системосвязующих и системоопределяющих элементов. Воспитательное пространство - это среда, механизмом организации которой является педагогическое событие детей и взрослых (Григорьев Д.В., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.). Сама по себе среда - данность и не всегда обладает воспитывающим влиянием. Не факт, что и ребенок, находящийся в этой среде, будет осваивать и присваивать ее. Педагогизация среды, а также освоение ее ребенком как раз и происходят в процессе целе и ценностно ориентированной встречи педагога и ребенка, их события в данной среде. Воспитательное пространство может возникнуть в результате как инициативной деятельности «сверху» (прежде всего территориальных органов управления, в том числе и управления образованием), так и деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которой лежат их личностные потребности. Это как бы две крайние точки, между которыми расположены различные социальные институты, участвующие в этом процессе. Воспитательное пространство может реализоваться на уровнях образовательного учреждения, муниципальном, городском, районном, региональном. В последнем случае чаще речь идет не столько о воспитательном пространстве региона, сколько о региональной политике в области воспитания. Воспитательное пространство - пространство воспитания, а не функционирования различных образовательных, культурных и других учреждений. Субъектами воспитательного пространства могут быть дети, родители, соседи, педагоги различных специальностей, работающие в различных воспитательных учреждениях, волонтеры, из числа родителей и других членов микросоциума. Создание воспитательного пространства предполагает: 1) диагностику среды - выявление ее воспитательного и антивоспитательного потенциала, изучение потребностей и мотивов находящихся здесь субъектов; 2) разработку модели воспитательного пространства - приоритетным должно стать сетевое моделирование воспитательного пространства, которое предполагает моделирование не столько поведения субъектов воспитательного пространства, сколько связей и отношений между ними (причем, каждый из субъектов строит с другими свои связи и отношения, которые находятся вне управляющего воздействия проектировщика и могут им только предполагаться); 3) создание ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства через выработку педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания; 4) дифференциацию коллективных субъектов воспитательного пространства, результатом которой является обретение “индивидуального лица” школой, учреждением дополнительного образования, культуры и другими учреждениями; 5) организацию взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы процесса интеграции, необходимого для его функционирования; 6) создание условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. - М.: Педагогическое общество России, 2002, с. 23.. Известно, что признак системности свойственен всем социальным объектам и явлениям, включая воспитание. Современным обществом в полной мере осознается особая роль воспитания. Признак системности характеризует школу как государственное учреждение и проявляется в программах, структуре школы, организации ее жизнедеятельности и быта. История педагогики знает примеры демократических, истинно гуманных воспитательных систем, развивающихся как альтернатива официальной педагогике. Поэтому идея воспитательной системы школы сегодня приобретает все больше сторонников, изучается и анализируется богатый опыт создания воспитательных систем, изменяются теоретические представления о методах и способах их создания, динамично развивается категориальный аппарат, предлагая новые формулировки понятий. Есть определенные основания утверждать, что понятие «воспитательная система школы» является одним из ключевых в научной терминологии современной педагогики. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, сочетая учебные занятия, внеурочную деятельность, общение за пределами школы. Это необычайно масштабное и результативное явление в педагогической теории и практике, слаженное психолого-социо-педагогическое образование, которое создает оптимальные условия для образования учащихся. Современная теория “воспитательных систем” рассматривает их особенности, соотношения между элементами, осмысливает традиции, возможности и направления развития. Согласно данной теории воспитательная система объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками, управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы и освоенную среду. По своему характеру современная воспитательная система гуманистического типа - это неравновесный, саморегулирующийся, управляемый, целостный и открытый феномен. Одной из важнейших задач функционирования воспитательной системы является организация ее взаимодействия с социальной, природной, предметно-эстетической средой, постоянное расширение воспитательного пространства. Таким образом, воспитательное пространство наряду с воспитательной системой является необходимым и эффективным механизмом личностного развития учащихся. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность воспитания в образовании и обозначены ее основные задачи: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Практическая реализация этих идей возможна посредством создания воспитательного пространства в микрорайоне, малом городе, сельской местности. Опираясь на передовой педагогический опыт, образовательные учреждения обновляют содержание воспитания: внедряют в практику как целевые, так и локальные программы по различным направлениям. Особое место в воспитании подрастающего поколения принадлежит сокровищницам духовной и материальной культуры - музеям, театрам, выставочным залам и т. д. Социальное творчество детей находит свое развитие в деятельности детских общественных объединений и организаций. Включая своих воспитанников в реальные общественно-экономические отношения, детские организации предоставляют им уникальные возможности для адаптации в новых условиях, для развития своего личностного потенциала. В образовательных учреждениях имеются достаточные условия для развития способностей в кружках, секциях, клубах, специально организованных коллективных воспитательных мероприятиях. Воспитанники учреждений дополнительного образования принимают участие в городских, окружных, всероссийских и международных конкурсах. Воспитательная деятельность не ограничивается рамками только образовательных учреждений. Воспитательное пространство города представляет достаточно широкую сеть учреждений культуры и спорта, в которых занимаются учащиеся школ. Управление образованием должна осуществлять тесное взаимодействие с заинтересованными ведомствами и учреждениями. Среди них Управление по культуре и молодежной политике, Управление по физической культуре, спорту и туризму; комиссия по противодействию злоупотреблениям наркотическими средствами и их незаконному обороту, с военным комиссариатом, ГИБДД и т. д. Совместная деятельность всех заинтересованных ведомств в городе даст положительные результаты. Работа должна проводиться при активном взаимодействии всех социальных и педагогических структур, максимальном соответствии содержания, форм воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся. И это позволит успешно решить главные задачи воспитания, созвучные целям, сформулированным в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: научить учиться; научить жить; научить жить вместе, научить работать и зарабатывать. Заключение Понятие «воспитательное пространство» недавно вошло в категориальный аппарат современной педагогики. Оно еще не определено однозначно, но большинство ученых (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова) сходятся во мнении, что воспитательное пространство - это множество взаимосвязанных педагогических событий, организованных не только школой, а также и другими социальными субъектами, такими, например, как театр, библиотека, система дополнительного образования, лечебное учреждение, спортивные учреждения, другие образовательные учреждения). Воспитательные пространства разнообразны, поэтому технология их использования создается индивидуально, с учетом и в зависимости от масштаба, потребностей характера деятельности воспитательной системы школы. 1.2 Устойчиво действующие сообщества как субъект воспитательного пространства. Одно из условий организации воспитательного пространства образовательной организации помимо свободного, осознанного выбора обучающимся своего индивидуального образовательно-воспитательно маршрута - это организация устойчиво действующих сообществ в образовательном учреждении. Они характеризуются взаимосвязью субъектов данного сообщества, межпоколейным взаимодействием внутри его, а также преподавательско-студенческим взаимодействием. Данный вид взаимодействия представляет собой не только простую преемственность от старшего поколения младшему знаний и опыта, а еще и сложный комплекс облагораживающих, оздоравливающих влияний младшего поколения на старшее или их конвенцию. Это не просто формальное равенство членов сообщества, а реально существующее при условии систематизации полномочий и разделении ответственности между всеми ее субъектами. Чтобы дать наиболее полное определение устойчиво действующему сообществу как субъекту воспитательного пространства и форма жизнедеятельности обучающихся следует рассматривать с точки зрения педагогики А.С. Макаренко как воспитательный коллектив. Воспитательный коллектив в действительном толковании – это добровольное объединение, устремленное к единой цели, организованное общей деятельностью, с выборными органами управления, поддерживающее дисциплину и ответственность. Это не простая сумма отдельных лиц, это социальный живой организм. Опыт предыдущих поколений педагогических теорий и практик показал, что реализация устойчиво действующих сообществ или воспитательных коллективов в реальной жизни учащихся сводился к формированию актива, то есть ограничивался прохождением начальной фазы развития коллектива. Это приводило к ряду факторов, которые вносили формализм и негативмзм в формирование устойчиво действующих сообществ. Такими факторами были: формирование двойной морали, расхождение между словом и делом, формирование небольшой группы «касты управленцев», не связанной с остальными членами коллектива, низкой социальной активностью и ответственностью, привычки ждать решения руководителя и пр. Совокупность этих обстоятельств, приводила внутри таких сообществ к потере собственной позиции и ощущения суверенности и ответственности, свободы и автономности личности, ощущения возможности преобразования действительности и собственной жизни. Опыт советского поколения по организации воспитательной деятельности учащихся показал формальность таких понятий как студенческий (ученический совет) и самоуправление. За этими понятиями стоит непродуктивная система работы их в отрыве от основных задач коллектива. Активация и поощрение оторвана от реальных потребностей коллектива, отсутствуют реальные полномочия и важная сфера ответственности. Сам термин «студенческий» несёт за собой определённую смысловую нагрузку, ограничивает межпоколейное взаимодействие в устойчиво действующих сообществах, ограничивает и создает создаёт проблему. Это порождало одновозрастные коллективы, которые составляли основу официального толкования воспитательного коллектива. Но они доказали свою несостоятельность, поскольку в действительности они не действовали без участия взрослого (педагога). А позиция педагога в функционировании такого коллектива была спрятана за формулировками. В современном понимании устойчиво действующее сообщество или коллектив – это похожие модели педагогически целесообразной и обоснованной жизнедеятельности образовательной организации. А «сообщество» рассматривается как, естественная организация жизнедеятельности людей, объединяющая их в культурные общности. Образовательная организация в данном случае должна показать каждому из учащихся все разнообразие общественно значимых сообществ , чтобы они участвовали в них и выбирали для себя индивидуальные и общественно значимые и наиболее интересные для себя сообщества. Исторически в отечественной педагогике понятие и понимание детского сообщества (детской общности) появилось раньше, чем понятие «коллектив» и было более содержательным. Данные понятия дали возможность дать определение устойчиво действующему детско-взрослому сообществу. И обозначить его как сложившуюся в процессе внеурочного общения и совместной деятельности относительно устойчивую систему связей и отношений между детьми и взрослыми (педагогами, родителями), направленную на реализацию социально значимой и культурно-творческой деятельности. Концепция воспитательного коллектива как методология создания и функционирования устойчиво действующего сообщества в воспитательном пространстве напрвленна на идею его формирования и жизнедеятельности на высшей стадии развития. Стадии развития воспитательного коллектива в описании А.С. Макаренко в полной мере соотносятся с подходом Н.Г. Зверевой [64] к определению этапов индивидуального образовательного маршрута в зависимости от изменения характера деятельности педагога в процессе организации и реализации индивидуального образовательного маршрута. Модель индивидуального образовательного маршрута студентов, как структурно-функциональное построение, основывается на блочно-модульном и событийно-графовом подходах и включает: проективно-ориентационный блок, содержащий модуль диагностики мотивов, потребностей в образовании студентов, научно-методический модуль, модуль средовой диагностики; модуль построения перспективы; событийно-деятельностный блок, включающий модуль построения графа индивидуального образовательного маршрута, модуль реализации индивидуального образовательного маршрута; ценностно-рефлексивный блок, включающий модуль реализации индивидуальной маршрутной карты студентов, модуль ценностно- рефлексивной диагностики студента При этом у А.С. Макаренко представлен не однобокий подход с характеристикой только роли педагога, а система с представлением качественных изменений всех субъектов воспитательного коллектива на последовательных стадиях его развития. Первая стадия - требования к воспитанникам предъявляет воспитатель, который организует деятельность по реализации этих требований на основе увлечения учащихся ближней, средней и дальней перспективами-целями (система перспективных линий). Вторая стадия - требования к коллективу предъявляет сформированный актив – органы самоуправления, организующие деятельность воспитанников Позиция воспитателя становится скрытой, создаются условия для реализации принципа параллельного действия, когда воспитатель воздействует на коллектив через органы самоуправления, влияющие на воспитанников в том же направлении, что и воспитатель. Третья стадия -актив существенно расширяется за счет многообразия видов деятельности, внутренних и внешних отношений, повышения активности всех членов коллектива. На этой стадии можно говорить о сложившейся системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, что является самым главным, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении Для успешного выполнения своих функций в воспитательном пространстве устойчиво действующее сообщество должно представлять собой воспитательный коллектив высшего уровня развития. Для такого объединения характерна возможность и способность личности предъявить требование к себе самому. Личность в такой общности воплощает в жизнь все те ценности, которые формировались, в ней развита способность и мотивация к саморазвитию, самовоспитанию. В процессе развития устойчиво действующего сообщества происходит развитие личности. Устойчиво действующее сообщество как субъект воспитательного пространства – это постоянно развивающееся объединение, живой организм. Его основными взаимосвязанными характеристиками являются устойчивость и развитие. Развитие – это форма существования устойчиво действующего сообщества в пространстве и времени, устойчивость – это характер внутренних взаимодействий между его членами, которые добровольно объединились. Ориентация лишь на переменчивый, неустойчивый характер «совместности» в детско-взрослом сообществе и преподавательско-студенческом объединении или сообществе, когда их участники вместе только до тех пор, пока их удерживает пространственно-временной интерес, становящийся совместным, очень ограничивает воспитательный потенциал создаваемых объединений и всего воспитательного пространства. Но и форма кратковременно действующих сообществ не должна исключаться из числа субъектов воспитательного пространства, поскольку она выполняет свои функции, является основой для формирования устойчиво действующего сообщества. При всем прочем создает условия для «социальной пробы» личности, расширяет круг возможностей, дополняет деятельность постоянно действующих сообществ. Деятельность устойчиво действующих и их дополняющих кратковременно действующих сообществ является важным и необходимым условием для реализации индивидуального образовательного маршрута и заключается в вовлечении молодых людей в многообразную деятельность, направленную на качественное решение важных личностных и социальных задач. Многообразие устойчиво и кратковременно действующих сообществ, направлений их деятельности является предпосылкой и возможностью для организации и реализации разных направлений внеучебной деятельности и ее индивидуализации: направление волонтерской деятельности, направление экологического воспитания, культурно-творческий вектор и др. Управление устойчиво действующего сообщества, объединяющее самоуправление и управление, – это возможность живого самоопределения и саморазвития личности обучающегося. Основываясь на принципах «равный равному», свободы выбора, творчества и успеха, саморазвитии, самоуправления при правильной постановке в устойчиво действующем сообществе способствует становлению общественно зрелой личности, формированию организаторских и коммуникативных навыков обучающихся. Активное участие обучающегося в системе реального самоуправлении является фактором роста, ответственности, самостоятельности, способности к саморазвитию, самовоспитанию и саморегуляции, а также проявления субъектности обучающегося в воспитательном пространстве образовательной организации. Наряду с этим вовлечение обучающегося в практическую общественную деятельность самоуправления, когда он равноценно выполняет функции и ответственного руководителя, и подчиненного, является условием формирования духовно-нравственной личности обучающегося, так как именно через осуществление практической деятельности формируются его ценностные ориентации, взгляды и поведение в целом. Регламентированная структура устойчиво действующего сообщества и ее кадровое насыщение соответствуют условным этапам развития и проявления индивидуальности обучающегося. Минуя все формальные подходы к формированию коллектива учащихся, современный подход диктует новые условия его действия. Такие как «разновозрастность», которая характеризуется в первую очередь конвенцией поколений, их продуктивным взаимодействием. Устойчивость деятельности таких общностей также помогает развитию и формированию личности обучающихся, являясь продуктивной пространственно-временной формой. А вовлеченность, свобода выбора и активное участие в устойчиво действующих сообществах обязательно приносит пользу личности учащегося в виде саморазвития и прочих личностных самоопределениях. 1.3 Типология деятельности устойчиво действующих сообществ в воспитательном пространстве Исследовательская и проектная деятельность Сообществом называется такой тип внутрипопуляционных отношений, при котором особи образуют стабильные группировки, занимающие и защищающие определенную территорию. Они поддерживают постоянный обмен информацией, находятся в некоторых относительно постоянных отношениях и скрещиваются преимущественно друг с другом, Сообщество включает в себя, как правило, небольшое число особей. Это более мелкая, чем популяция, группа особей данного вида, которую иногда называют микропопул....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: