VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Индивидуальный подход к одаренному ребёнку в воспитательном процессе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011127
Тема: Индивидуальный подход к одаренному ребёнку в воспитательном процессе
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ



Кафедра теории и методики общего и профессионального образования





Курсовая работа

По теме: «Индивидуальный подход к одаренному ребёнку в воспитательном процессе»

                          

Студентки 2-ого курса, группы № 625

                       Хайло Александра Сергеевна

Куратор:

 Богданова Надежда 

Анатольевна











                                                           Петрозаводск 2017 г.



Оглавление

	Введение	3

	Глава 1 «Психология одаренного ребенка»	5

	Формирование личности в детском возрасте	5

	Одаренный ребенок: признаки, особенности развития.	9

	Сложности одаренного ребенка	14

	Глава 2 «Индивидуальная работа в воспитательном процессе»	18

	Содержание индивидуальной работы с детьми	18

	Условия успешной работы с одаренным ребенком	20

	Заключение.	26

	Литература:	28





























Введение

В человеческом обществе развитие проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенности человека называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которого заметно отличают данного человека от других людей. 

 На земле не существует двух одинаковых люде, каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Каждая индивидуальность выражается в определенных особенностях. Каждый человек проходит свой жизненный путь, особенный путь развития. К индивидуальным особенностям человека относится своеобразное мышление, память, воображение, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Это обуславливает развитие личностных качеств.

Учитываются ли индивидуальные особенности в воспитании?

Первое, что приходит в голову: «Да, конечно!», но не все так просто на первый взгляд. Существует много разногласий среди специалистов. Есть мнение, что массовая школа не должна учитывать индивидуальный качеств ребенка. Не должно быть разделений и различий в учебном процессе и в воспитании. Не должно различаться воспитание старательных и ленивых, любознательных и тех, кто ничем не интересуется, активных и пассивных детей. Люди, закончившее учебное заведение подобного типа, имеют общее, стандартное воспитание, которые принято в этой школе. 

Я считаю, что воспитание должно опираться на индивидуальность ребенка. В таком воспитании учитываются личностные качества, способности ребенка, анализирование его поведения. Наблюдение за ребенком, изучение его знаний, умений и навыков поможет в его дальнейшем обучении. Одаренность выявить у ребенка очень сложно, для этого важно знать признаки одаренности, не путать ее ни с чем другим, не с болезнью, не с аномалией. А чтобы выявить это у ребенка, нужно знать, как с ним работать. 

Цель работы: изучение мышления одаренных детей, особенности в работе, возникающие проблемы и их решение. 

Задачи: как выявить в индивидуальной работе с детьми одаренность, изучить проблемы, диагностика талантливых детей, их самоактуализация и социализация. 






 «Психология одаренного ребенка»

Формирование личности в детском возрасте

Формирование личности ребенка – это результат воспитания, саморазвития и социализации. Главная роль в формировании личности ребенка, конечно, крепко связана с семьей. Ведь ребенок с самого раннего детства видит примеры подражания и дальнейшего поведения, знакомится с первой реакцией людей на его действия. Если у ребенка отсутствует личный и социальный опыт, он не может оценить свое поведение и черты личности других людей.

Большинство специалистов и психологов уверены, что все качества характера ребенок приобретает в детстве. Недаром люди говорят: «Все идет с детства».

Формирование личности ребенка содержит в себе два аспекта. Первое – это осознание ребенком своего места в мире, где он живет. Второе – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых людей путает понятие «личность» и «индивидуальность». Так принято, что если у ребенка появились индивидуальные интересы в своей области (например, ребенку нравится определенная музыка, конкретные песни), то значит, что у него уже сформировалась личность, но это не так. Подобные проявления у ребенка характеризуют как раз особенности его индивидуальности, а не личности. Также не являются личностной особенностью черты характера. Индивидуальные черты детей, такие как одаренность, темперамент влияют на формирование личности, но они не могут быть факторами, которые в целом структурируют личность.

Существует несколько критериев, которые определяют, что ребенок уже осознает себя личностью:

Ребенок резко использует в речи личные местоимения

Ребенок имеет уже представление «что такое хорошо, а что такое – плохо», он может уже отказаться от собственного «хочу» ради общего блага. 

Самоконтроль хорошо используется ребенком

Он может рассказать и описать собственную внешность, свой характер, может рассказать о своих проблемах и переживаниях 

Эти критерии присуще ребенку, которому не больше 2-х лет. С трех лет у ребенка уже формируется самосознание. К пятилетнему возрасту, дети уже полностью себя осознают личностью, обладающей специфическими особенностями и полученными моделями взаимодействия с окружающим миром.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Те вещи, которым ребенок учится в семье, сохраняются в течение всей его жизни. Это связано с тем, что ребенок проводит много времени с семьей, очень длительный отрывок жизни. Только семья имеет такое сильное влияние на ребенка и в плане длительности воспитательного процесса.

Ни для кого не секрет, что семья может как положительно влиять на формирование личности ребенка в воспитательном процессе, так и отрицательно. Выступая в роли положительного фактора, семья, в первую очередь должна быть ребенку самыми близкими людьми в его жизни. Все близкие родственники должны любить свое чадо, уважать его, ценить и слушать. Но также только семья может нанести такой большой вред и отрицательное воздействие на ребенка, что в будущем переломает его личность и восприятие к социуму и окружающему миру. 

Семья играет некую роль связывания ребенка с социумом. Через семью ребенок получает социальный опыт. Через общение и взаимодействие внутри семьи ребенок осваивает ценности, нормы поведения, которые приняты в данном обществе, социуме. Семья – это главный наставник, определяющий формирование гармоничной и положительной личности ребенка, особенно в первые годы жизни. 

Если семья имеет огромное влияние на ребенка, то стоит знать, как это делать максимально положительно, а отрицательное влияние уменьшить, или же устранить.  Как воспитать ребенка, как талантливого и умного человека, чтобы в будущем его личность была максимально крепко сформирована, без каких-либо проблем психического характера, чтобы это ему не мешало. Для этого важно и нужно определить, какие факторы социально-психологического характера, присущие семье, имеют значение в воспитательном процессе.

Я считаю, что важные факторы, которые оптимально будут влиять на семейное воспитание – это, в первую очередь, любовь к своему ребенку, последовательное воспитание, чтобы родители не требовали от ребенка большего, чем он может сам, адекватность в воспитательном воздействии на ребенка, единство принципов и норм. Эти факторы являются хорошим залогом на формировании уверенного и спокойного, талантливого в нем человека. 

 Главная форма взаимодействия является общение. Его можно представить, как вид деятельности, направленный на взаимодействие индивидами, при котором они обмениваются информацией. Также общение имеет большое значение в развитии психики, в развитии культурного поведения. Через общение с другими сформированными личностями, ребенок сам становится личностью. Общение составляет необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. 

Общение с взрослыми влияет на детей на всех этапах раннего и дошкольного возраста. Это не значит, что со временем ребенку нужно меньше и меньше общения. Это значит, что форма общения и его наполненность, глубина меняется в связи с взрослением ребенка: обогащения его душевной организации, расширением его восприятия на окружающий мир. Общение гарантирует ускоренное развитие ребенка.

Влияние положительной формы воздействия общения отражается во всех сферах психической жизни ребенка – от процесса восприятия до становления личности.

В общении со взрослыми, ребенок наблюдает за их деятельностью, подражает образцам.  Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Существует три функции: организации совместной деятельности, формирования развития межличностных отношений и познания людьми друг друга. 

Общение очень крепко связано с формированием самопознания и самооценки, потому что при общении с человеком мы пытаемся узнать о себе и оценить себя через другого с его помощью. Дети же тоже имеют мотивы общаться с людьми, которые взрослее их: 

Потребность во впечатлениях

Стремление к активной деятельности

Признание и поддержка со стороны взрослых

Ни для кого ни секрет, что дошколята называются «почемучки». Это связано с их познавательным мотивом. Познавательные мотивы заставляют детей задавать много вопросов взрослому, спорить с ними, тем самым доказывая свою правоту, тем самым они убеждаются в правильности своих знаний, своего опыта.

Особенности формирования личности ребенка, что приобретенный социальный опыт, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность. 

Общение есть первичное отношение ребенка к среде. Первоначально мать выступает второй общающейся стороной. Далее, по мере взросления, эта форма заменяется другой, при которой ребенок уже не только формулирует собственные желания, но и учитывает желания окружающих. 

Становление личности ребенка школьного возраста проходит вследствие новых отношений с ровесниками (одноклассники) и взрослыми (учителя), а также иных, новых форм деятельности и общения, при котором он входит в новую систему коллективов. Тем самым у ребенка вырабатываются новые навыки социального поведения. Поэтому младший школьный возраст представляет значительный потенциал для выработки потенциальных качеств ребенка. 

Одаренный ребенок: признаки, особенности развития.

Одаренные дети – это дети, отличающиеся от сверстников высоким уровнем развития, которые является следствием, как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания. 

Признаки, которые отличают одаренного ребенка от сверстников: они мало спят, рано начинают говорить, богатый словарный запас, любопытство, повышенная внимательность, отличная память. В трехлетнем возрасте дети могут долго концентрировать свое внимание на интересующем их задании. Такие дети с раннего возраста могут следить за несколькими событиями одновременно. Подобное поведение не характерно для детей такого возраста. 

Довольно часто одаренность связывают с учебной деятельностью ребенка: если он недостаточно успешен в учебной деятельности, значит он не может быть одаренным. Но это, конечно, не так. Одаренность ребенка стоит рассматривать как его потенциал, а достижения в учебе – это проявление потенциала. 

Одаренным детям присуще позитивная Я - концепция, которая связана с адекватной самооценкой, из чего следует и хорошее развитие самоконтроля, уверенность в себе, в своих способностях, решениях. Такие дети отличаются самостоятельностью и многими другими интеллектуальными и личностными качествами. Также у одаренных детей развита интуиция. Они достаточно рано проявляют интерес к интуиции, интуитивному знанию, предвидению будущего. 

Уровень и направленность мотивационного развития ребенка также является фактором его одаренности. Отмечается, что одаренные дети мотивированны, они уверены в себе, высоко активны, не боятся нерешённостей, не боятся общаться и рассуждать. Дети стремятся узнавать, они резво познают окружающий их мир, таких детей все интересует. Такая поглощенность в дело несомненно помогает достигнуть высоких целей. За одаренными детьми часто замечают, что они стараются довести дело до идеального исхода. Также такие дети нуждаются в самоактуализации, что мотивирует их на какую-либо деятельность, которая им интересна. 

Конечно, такие детишки очень любопытные создания. Они задают много вопросов. Отмечается высокое стремление к обучению. Для них это становится обыденным и частым занятием. Это можно объяснить тем, что у одаренного ребенка повышенная активность мозга, значительно выше, чем у других детей. 

Концентрация внимания – это один из главных признаков одаренности ребенка. Их упорство помогает достигать определенных целей, они идут напролом. То, что не понравилось ребенку, какой-то исходный результат, он может всю свою работу уничтожить и начать заново. И для них это не составит труда. Также у них прекрасная память и хорошо развито абстрактное мышление. Это отмечается большим словарным запасом, умением грамотно  ставить речь. Заметен большой интерес к различной литературе, которая имеет связь к их интересам. 

Одаренный ребенок способен видеть противоречия в нормах, которые приняты обществом. Они могут отвергать общую систему, не принимая ее сущность и смысл. Чувствительность к проблемам – это черты развития самостоятельного мыслящего и рассуждающего человека. Нестандартное мышление, которое отходит от нормы, несмотря на то, кем принята была норма, авторитетным человеком или нет, и есть отличное качество. Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к неизвестному ранее.

У одаренных детей широкий круг интересов и склонностей. Это определяется их упорством и страстным желанием узнавать новое. 

Такая целеустремленность и приверженность ребенка к особому виду деятельности определяет его интересы, его одаренность. Один из признаков интереса к чему-либо – это то, что он может заниматься делом несколько часов подряд, без наставлений взрослых, только лишь по собственному желанию.  Широта интересов, как я описала выше, также присуще одаренному ребенку. Ему очень легко взяться за несколько дел сразу, испробовать несколько сфер, искать в них себя. Тем самым ребенок активно изучает себя, развивает свои способности, свою личность, получает опыт и ценные навыки. 

Одаренный ребенок не зацикливается на одной деятельности, у него разнообразные интересы. Часто талантливые люди отдаются только одному увлечению полностью, что может привести к истощению других психологических факторов личности, как жизненные ценности. Такая разновидность интересов исключает подобное поведение. 

Как же определить, чем талант одаренного ребенка? Что ему нравится больше всего?

Конечно, с раннего детства можно определить, что ребенку больше всего интересно по разным признакам его поведения: на чем он заостряет внимание, на каких предметах и т.д. 

Ребенок может уже с младенчества интересоваться определенными играми и занятиями: будь то постоянное вовлечение в ролевые игры, или он будет со страстью играть в мячик во дворе, бегать по двору наперегонки, или рассказывать сочиненные истории своим друзьям, а может он изрисует весь асфальт разноцветными мелками. 

Чаще всего у детей проявляются музыкальные способности, а также художественные способности. Остальные таланты раскрываются чуть позже. 

Попробуем раскрыть признаки определенного таланта ребенка:

Музыкальный талант: 

- ребенку очень нравится сама музыка, он стремится ее слушать;
- постоянно что-то напевает, причем музыку, которую он сочиняет сам;
- запоминает мелодии, без труда их сможет воспроизвести;
- хочет играть на одном или нескольких инструментах;
- занимается музыкой с огромной страстью, стараясь продемонстрировать взрослым свои успехи;

Технический талант:

- ребенка очень интересует механика, детальки, что из сего сделано;
- частые и долгие игры с конструктором, самостоятельная починка сломанных игрушек;
- сам собирает свои приборы из подручных средств;

Артистический талант:

- развитая мимика, жестикуляция;
- пародирует и передразнивает детей и взрослых;
- не боится публики, с легкостью выступает, любит фотографироваться, позирует;
- любит наряжаться и подбирать себе костюмы;

Литературный талант: 

- грамотная речь, большой словарный запас ребенка;
- ребенку не составит труда выучить стихотворение, очень хорошая память на героев произведения и их имена;
- часто придумывает небылицы и сказки, используя сюжетную линию;
- большой интерес к художественной литературе;

Спортивный талант:

- ребенок очень энергичный и активный;

- опережает сверстников в физическом развитии;

- быстрая реакция;

- интересуется спортом;

- постоянно побеждает в эстафетах;

Высокий интеллект:

- у ребенка отличительно хорошая память, повышенное внимание;

- может рассуждать, как взрослый;

- легко усваивает школьную программу;

- читает много учебной литературы, также учебники, предназначенные для детей постарше

Художественный талант:

- ребенок имеет страсть к рисованию, к лепке;

- интересуется искусством, может долго разглядывать картины, архитектуру;

- широкий кругозор, высокая цветочувствительность, разбирается в цветах и оттенках;

- увлекается рукоделием и поделками;


Одаренный ребенок может заниматься несколькими делами сразу. Главное – это не ограничивать его в действиях. Если его ручки тянутся к механике, то стоит дать ему нерабочие часы, ребенок будет счастлив разобрать их и исследовать каждую деталь. Если он хочет читать книжки и учебники, которые предназначены для детей старше – нужно дать ему такую возможность. А если он хочет рисовать, то стоит дать ему в руки краски, кисти и бумагу, чтобы он чувствовал себя свободной личностью и с удовольствием занимался тем, к чему у него лежит душа.

 Сложности одаренного ребенка

Одарённый ребёнок или же вундеркинд - это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, который опережает уровень развития у обычных детей и позволяет одарённому ребёнку добиваться особых успехов в определённых областях деятельности. Но не все люди воспринимают такое поведение и деятельность – одаренностью. Сверстники могут принять это за заносчивость, а взрослые – за показательное поведение. 

По данным социологических исследований, одарённые дети от общей числа детей составляют около 20 - 30%. Из них к категории «благополучных» можно отнести всего лишь 5%, все остальные же могут быть подвергнуты большому риску социальной изоляции со стороны своих ровесников. 

Одарённость – это палка о двух концах, как можно выразиться. Она может идеально вписаться в жизнь и быт ребёнка и быть действительно даром, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий и быть тяжким бременем на всю жизнь. К сожалению, последний вариант встречается чаще.

Проявления – этот симптом данного этапа развития весьма разнообразен. Одарённый ребёнок становится близок к неадаптированному ребёнку по разным критериям – внутреннему, психологическому состоянию, навыкам в обучении и умении контактировать с внешним миром. Вундеркинды часто тяжело воспринимаются окружающим социумом, и нормальный для них процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. Часто самые простые и понятные для обычных детей вещи становятся неприемлемыми для детей одарённых. 

Одарённость, как часть девиантного поведения, является отклоняющимся поведением, вызванным способностями ребёнка, превосходящих способности обычных детей.

Макросреда - одно из первых мест, которые можно по праву назвать негативным фактором. Случаи попадания одарённого ребёнка к категории «трудных детей» связаны, по большей части, с неправильным отношением к нему ровесников, одноклассников, учителей, родителей и других окружающих его людей. Нормальному развитию и адаптации вундеркиндов в социуме препятствую также социально-психологические и личностные сложности его самого. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются зачастую в формах асоциального и агрессивного поведения, которое не адаптированы к жизни в обществе. Против сложившегося к одарённому ребёнку отношения сверстников, взрослых и других начинает развиваться своего рода протест, которые может принимать вид как открытый (демонстративная агрессия), так и закрытый (уход в себя). В первом случае ребёнок ведёт себя вызывающе, живо и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе выходящие за рамки нормы, даже выражены асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно выражается, рукоприкладствует и т.д. И при этом, он будет защищать самого себя от окружающего мира и людей в нём. Ребёнок будет считать, что именно он не является чем-то необычным и выделяющимся, а все вокруг него – это люди, которые просто не могут или не хотят понять и стараются лишь навредить.

Одарённым детям часто присуща и обратная реакция – они могут подавлять естественные проявления и потребности, т.е. просто уходят в себя. В свой собственный выдуманный мир фантазий и иллюзий. Такое часто встречается в школе. Одарённые дети, не найдя для себя никого близкого по уровню общения среди ровесников и одноклассников остаются наедине с самим собой.

Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Одной из серьёзных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительное одиночество ребёнка и его отчужденность от социально среды. Как бы это не звучало банально, но для того, чтобы ребёнок не уходил в себя, нужно, чтобы он постоянно с кем-то контактировал и имел возможность общаться с ровесниками. 

Также причиной проблемой у одарённых детей является несформированность у них средств общения. Часто это связано с тем, какую среду в дошкольном возрасте для таких детей создали их родители. Т.е. родители, стараясь уберечь своих детей в раннем возрасте от сверстников и других людей, неосознанно изолировали своего ребёнка от всего мира. Тем самым лишили его возможности научиться общению с такими же как он детьми. И уже в позднем возрасте одарённые дети не могут наладить контакт с обычными детьми, т.к. у них не сформировались навыки общения.

Личностные проблемы, возникающие у одарённых детей, достаточно частые. Причиной тому является слишком быстрое осознание и быстрый рост интеллектуальных способностей ребёнка. Часто из-за этого он может осознать не столько свою одарённость, а на сколько он отличается от других. Ребёнок гораздо раньше своих сверстников уже начинает давать оценку самому себя и оценивать действительное положение вещей. 

Это может служить возникновением трудности в формировании у них личности из-за неадекватно заниженной самооценки, своих возможностей, слишком сильной критике к себе, уровню притязаний и постановки целей в жизни. Что ведёт к неспособности реализовать свои потенциальные способности. 

Можно выделить следующие часто встречающиеся особенности трудной адаптации или неадаптации у вундеркиндов:

Отсутствие близких по духу детей или трудности в их нахождении

Проблемы в социальном взаимодействии с другими детьми(игры, порядок поведения и т.п.)

Проблемы личности в социальной среде, окружающей ребёнка. Умение подстроить себя под окружение. Быть собой или пробовать влиться в социум. Может привести к отказу от своей индивидуальности

Ранний интерес к более сложным вопросам обустройства мира и общества

Потеря мотивации к учёбе и дальнейшему развитию, вызванные неправильным или не спланированным планом развития личности и умений ребёнка

Каким бы ребенок ни был: успешно или неуспешно одаренным, в любом случае необходима работа с ребенком. Существует множество противоречий и особенностей развития, такие дети требуют особого внимания. Мы говорим о создании условий в семье, в школе, которые позволят раскрыть и развивать одаренность, свести к минимальному отрицательному влиянию, и дать дорогу ребенку для развития творческих способностей.









«Индивидуальная работа в воспитательном процессе» 

Содержание индивидуальной работы с детьми

Считается, что все дети уникальны. Каждый имеет свои особенности нервной системы, психофизического развития. Индивидуальные особенности ребенка влияют на развитие его умений и навыков, решают то, как он общается с окружающими людьми, стиль его поведения.

Чтобы проанализировать поведение и деятельность ребенка, спланировать задачи и последовательность воспитательного процесса и учителю, и родителям, важно наблюдать за ребенком в повседневной жизни. 

Методико-педагогическое наблюдение позволяет уточнить работу нервной системы ребенка, показатели силы (уровень умственной и физической работы), а также работоспособность ребенка во время учебного процесса, способность преодоления трудностей, его активность дома и во время учебы. Также в наблюдении важно учитывать эмоциональный тонус ребенка: его настроение, мотивация.

Показателем уравновешенности нервных процессов является ровное спокойное настроение ребенка, его дружелюбное общение с детьми и взрослыми, спокойное поведение при конфликтах, равномерное протекание деятельности. Если существуют какие-либо отрицательные явления в поведении ребенка (конфликтность, раздраженность, плохой сон, недружелюбие к детям, необщительность, отчужденность и т.д.), то это является поводом обратить на ребенка внимание и заняться индивидуальной воспитательной работой.

Воспитатель обращает внимание на склонности ребенка, его умения, уровень интеллекта, активность. С учетом этих особенностей составляется индивидуальная программа воспитания психофизических качеств и способностей ребенка. 

Учитываются все интересы ребенка, в какую секцию он ходит, чем занимается, что ему интересно. Воспитатель связывается с преподавателем секции, согласовывает с ним индивидуальную работу с ребенком, т.к. у преподавателя есть общее представление об его ученике, оценка его работы в данной секции, успехи и поведение. 

Индивидуальная работа с ребенком проводится в целях диагностики, решение тех или иных проблем, выявление причин этих проблем.  Важно создавать оптимальные условия для развития ребенка, устранить проблемы, которые тормозят его обучение, или же наоборот дать ребенку больше возможностей, свободы, для более быстрого развития. 

Чтобы понять, нужно ли индивидуальная работа, это нужно очень точно изучить ребенка. Составить нужную программу, призывая к этому всех, кто работает с ребенком: родителей, близких, учителей, тренеров и т.д. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. 

Цели и задачи индивидуальной воспитательной работы состоят:

- гарантировать для детей и подростков их восстановление в социально-психологическом плане путём прохождения специальных коррекционных, воспитательных и педагогических методик; 
- налаживание специальных условий для учащихся специализированных школ, удобных для их будущей социализации;
- обнаружение причин нарушений в психологии и социальной среде у учащихся спецшкол;
- организация плановых шагов и инициатив по грамотной постановке вопросов нравственности в обществе у учащихся спецшкол, которые могут иметь подобные отклонения. А также правильная постановка вопроса мотивации для воспитанников таких школ
Проведение следующих мероприятий: 
1. Изучение персональных особенностей личности воспитанников 
2. Диагностирование и исправление нарушений в развитии 
3. Восстановления осознания себя полноценным членом общества, мотивировать уверенность к дальнейшему развитию и умению грамотно анализировать себя и свои действия 
4. Создание условий для благоприятного развития и жизнедеятельности учащихся в подростковом возрасте 
5. Постановка вопроса о начале их самостоятельной жизни и деятельности в целом 
6. Обучение учащихся налаживать контакты с обществом. Помощь в преодолении трудностей в социализации. 
7. Профилактика вредных привычек у подростков, а также помощь в их преодолении (курение, алкоголь, токсикомания, наркотики) 
- консультационная работа с учителями и воспитателями спец учреждений;
- анализ и разбор всех действий сотрудников, воспитателей, учителей и родителей в воспитании учащихся;
- совместные консультации педагогов, родителей и учащихся;

Условия успешной работы с одаренным ребенком

Для работы с одаренным ребенком необходимо знать индивидуальные особенности, чтобы точно организовать воспитательный процесс и саму индивидуальный подход к ребенку. 

Индивидуальная работа подразумевает выбор той организации учебной деятельности в соответствии с особенностями ребенка и уровнем его развития. Обязателен тот факт, чтобы у ребенка сформировался свой индивидуальный стиль работы, в котором ему будет максимально удобно, учитывая все способности, потому что от ребенка нельзя требовать больше того, что он может. Приемы одновременно должны быть равноценными конечному результату, усвоенным навыкам и знаниям. Важно предложить самые оптимальные условия для раскрытия его таланта.

При индивидуальной работе учитывается мера трудности, нижний предел, который ученик должен превзойти, в силу своих повышающихся навыков. 

Как же составить учебный план и индивидуальную работу с одаренным ребенком? 
Сначала, естественно, нужно увидеть его способности, которые он старается самостоятельно развить, а далее правильно применять их на практике. 

Выявление одаренных детей, их развитие и социализация – это одна из важных задач современного образования. Существуют специализированные школы для одаренных детей, специальные классы. Но если нет возможности отдавать ребенка в специализированные учебные заведения, нужно воспитывать и работать с ним в обычной для него среде, создавая оптимальные условия для развития способностей. 

То, что ребенок одаренный заранее подразумевает особую работу с ним, где будут применяться нестандартные подходы. Конечно, каждый ребенок уникален, каждый требует к себе определенного внимания, помощи в раскрытии его интеллектуально-творческого таланта. Но, так или иначе, даже среди сверстников, существуют дети, которые отличаются способностями, требующих особого обучения, развития и воспитания. 

Выявляя одаренного ребенка, нужно помнить признаки одаренности. К чему ребенок тянется, то и является его самым главным интересом, будь то он интеллектуал, задающий много вопросов, страстно изучая все новое, будь он творцом, который обожает музыку, учится играть на инструменте, активно занимаясь на уроках пения. А, может, он спортсмен, который во всех спортивных состязаниях всегда первый, хорошо развит физически, или, наконец, он тонкий художник, бесконечно рисующий, чувствующий цвет и красоту в искусстве. Это важно замечать в ребенке. Важно учитывать все его особенности: критичность к результату собственных действий, неординарные подходы, желание знать все сразу. 
Одаренные дети с удовольствием возьмут энциклопедию в руки, вдоль и поперек ее прочтут, они с удовольствием будут играть в интеллектуальные игры, стараясь себя проявить. 

Для одаренного ребенка важна вера со стороны взрослого, что он уникален и многое может. Это необходимо за крепкого взаимодействия воспитателя и воспитанника, а также увидеть его одаренность. Прежде всего, одаренность должны видеть родители и дать ему все для развития и поддерживать. 

Далее прибегнем к практике, а что для этого нужно? 

Добиться максимальных возможностей для развития личности

Увеличить внеурочную деятельность, т.е. ее важность

Индивидуализация обучения

Совместная работа с учащимися при минимальном участии воспитателя

Свобода выбора у детей образовательных услуг и помощи 

Определяя одаренность детей со стороны учителя важно уже с самого начала их обучения. Это нужно делать на основе педагогического наблюдения. Также допустимо анкетирование учеников и их родителей, чтобы узнать о детях как можно больше для дальнейшей индивидуальной работы с ними. 

Далее нужно мотивировать детей на хорошую и успешную работу. Создаются классные часы, рейтинг учащихся, поощрение самого активного ребенка. Систему обучения важно строить на основе того, что ребенок должен познать себя в разных сферах деятельности, чтобы понять, к чему у него больше интерес и каков успех. Для этого важно проводить разные интеллектуальные викторины, творческие конкурсы, а лучшую работу, например, конкурс на лучшую елочную игрушку. Тут важно, чтобы родители не помогали детям делать игрушку. Нужно помочь ему только в том, чтобы предоставить материал и следить за безопасностью, но не влиять на его работу. Важно, чтобы ребенок сам мыслил, сам придумывал, сам работал. Важно, еще, конечно, положительно мотивировать ребенка. Придумать какие-нибудь положительные санкции за участие, а также выбрать призовые места. Также нужно делать всякие соревнования внутри класса и между классов. Разнообразие сфер поможет определить, как и учителю, так и самому ребенку его склонности. Как я и говорила, одаренные дети любят читать литературу и энциклопедии. Конечно, всем детям в классе нужно дать возможность, пользоваться дополнительной литературой. 

Важна внеурочная деятельность: кружки, секции и т.д. Через какое-то время обучения в школе, дети начинают заниматься внеурочной деятельностью активнее. В классе также можно создавать конкурсы, где ребенок сможет показать свои способности, которым он за какое-то время развил. 

В школах существуют целые ежегодные конференции. Например, конкурсы лучших чтецов, или различные выставки творческих подделок или картин. Также возможности ребенку проявить себя как оратор, где ему нужно выступать со своей проделанной работой, докладом. Для подготовки таких мероприятий важны усилия родителей, как организовать мероприятие, так и подготовить своих детей. Важно, чтобы не было дискриминации по отношению к другим детям. Правильно распределить возможности детей, не поднимая планку так, чтобы ребенок не справился с таким зданием. 

Часто в школах практикуют в конце года подведение итогов, выявление самого активного ребенка, учитывая его работоспособность во время уроков, так и внеклассных занятий, успехи в кружках и секций. На родительских собраниях отмечаются успехи детей, дальнейшие перспективы и применяются поощрительные санкции.  

Для одаренного ребенка важна мотивация. Последующие работы должны повышаться в сложности, чтобы он мог продемонстрировать свою самостоятельность и вывалять.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44