VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011861
Тема: Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	2

1 ИГРОВЫЕ   ТЕХНОЛОГИИ   В   УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ	5

1.1 Понятие игровых технологий	5

1.2 Классификация игровых технологий	6

1.3  Функции  игр.  Особенности  применения  игровых  технологий  на

уроках информатики	16

2	ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ	ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ	ПО

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ	20

2.1	Технология	организации	обучения	информатике	учащихся	7

классов с помощью игр	20

2.2 Описание игровых методик, применяемых на уроках информатики

39

2.3 Интерпретация результатов работы	56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	71

ПРИЛОЖЕНИЕ А	73

ПРИЛОЖЕНЕ Б	78



























1


ВВЕДЕНИЕ

     В современном мире информационных технологий нельзя отрицать важную роль изучения информатики. Знание компьютера и соответственно знание информатики является одной из приоритетных задач, которые ставятся перед человеком, ориентированным на личностный рост и развитие

в быстроменяющемся мире информационных технологий.

Приоритетной задачей школы, как образовательного учреждения была

и остается задача «научить учиться». То есть, обучить детей обобщёнными способами образовательной деятельности, которые могли бы обеспечить в дальнейшем процесс обучения.

     Достижение подобного рода задачи основывается исходя их следующих принципов:

     1. Высококачественное объяснение обучающимся нового материала и его первичное закрепление на практике;

2. Инициативная работа всех обучающихся на уроке;

     3. Взаимное сотрудничество между учителем, обучающимися и их родителями;

     Однако, на практике, такая задача как «научить учиться» оказывается достаточно трудоемкой, так как зачастую преподаватель сталкивается с такой проблемой как низкая заинтересованность в предмете со стороны обучающихся, а также нарушается взаимное сотрудничество между учителем, обучающимися и родителями обучающихся в ввиду чрезмерной загруженности последних. За исключением вышеперечисленного, в эпоху интернета и других информационных технологий становится достаточно сложно удержать внимание обучающихся. В связи с этим преподаватель сталкивается с необходимостью идти в ногу со временем, а также самосовершенствоваться, повышая при этом эффективность обучения.

     При постановке целей и задач урока учителю необходимо учитывать личностные и индивидуальные особенности каждого обучающегося. Для
2

повышения результативности обучения необходимо найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, что поможет повысить мотивацию обучающихся и уровень их самостоятельной работы как на уроке, так и за пределами школы.

     Одним из основных решений проблемы повышения эффективности обучения и повышения уровня самостоятельности обучающихся является разработка и внедрение инновационных игровых технологий в учебно-воспитательный процесс. Игра является наиболее доступным и интересный для обучающихся видом деятельности, способом понимания и усвоения знаний, полученных из окружающего мира. Игра – это активное поле деятельности обучающихся, место общения со сверстниками. В игре обучающиеся объединены общими целями, для достижения которых им необходимо объединить свои усилия. Использование игр в процессе обучения помогает обучающимся, самим того не замечая, усваивать новый материал или закреплять ранее изученный, а также приносит моральное удовлетворение и повышение самооценки и мотивации обучающихся.

     Многие педагоги справедливо обращают внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре порой совершенно неожиданно раскрываются новые способности человека. Практика показывает, что не существует такой формы игры, которая была бы универсальна для любой группы обучающихся. Одна и та же игра в разных группах проходит по-разному, а потому необходима её адаптация к конкретной группе и условиям проведения игры. Игра не навязывается обучающимся, а лишь предлагается в совокупности с другими методами обучения, особенно на начальном этапе изучения материала.

     В данной выпускной квалификационной работе рассматривается практическая польза применения игровых технологий в процессе обучения информатике в школе, на примере 7-х классов.

     Актуальность: В последние годы в научной литературе все большее внимание уделяется игровым технологиям, как средствам повышения
3

эффективности учебного процесса, однако далеко не каждый педагог может использовать игровые технологии так, чтобы от них была практическая польза.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Игровая технология в школе.

     ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Процесс обучения с использованием игровых технологий на уроках информатики в школе (на примере 7-х классов).

     ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Проанализировать использование игровых технологий на уроках информатики в школе (на примере 7-х классов).

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Рассмотреть использование игры в качестве метода обучения;

2. Рассмотреть классификацию игровых технологий;

     3. Проанализировать процесс использования игровых технологий в школе, на уроках информатики;

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

     Анализ теоретической литературы, научное наблюдение, научный эксперимент.































4

   1 ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1	Понятие игровых технологий


     Игровые технологии являются одной из составных частей педагогических технологий. Понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х годов и было связано с применением компьютерных технологий в обучении.

     Все большее внедрение информационных технологий в образовательный процесс, связано с поиском такого педагогического подхода, когда процесс обучения стал бы «производственно-техническим процессом с гарантированным результатом».

     Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе не является новой. Разработкой теоретической основы игры, ее методологических подходах и использовании в образовании занимались такие ученые как П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский [16].

     Технологический подход к образовательному процессу в последние годы активно изучается в отечественной педагогике: технологическому подходу посвящены работы М.Е. Бершадского, В.И.Боголюбова, В.В. Гузеева, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, В.Я. Пилиповского, А.Я.Савельева, а также зарубежных авторов: Л. Андерсона, Дж. Блок и других [18].

     Понятие «игровых педагогических технологий» является довольно обширной совокупностью различных методов и приемов применения игры в образовательном процессе.

Д.Б. Эльконин выделяет у игры ряд важнейших функций для человека

[24]:

? Игра как средство мотивационно-потребностной сферы

5

? Игра как средство познания

? Игра как средство развития умственных действий

? Игра как средство развития произвольного поведения

     В отличие от игры, в ее общем смысле, педагогическая игра характеризуется определенной целью, конкретными задачами и результатом,

который необходимо получить по завершении игровой деятельности. Игра рассматривается еще как ситуативно-вариативное упражнение, в котором возможно принятие самостоятельных решений и возможность вести диалог с участниками игры в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации общения.

     Игровая форма занятий создается путем применения игровых методов, приемов и ситуаций, которые способствуют мотивации обучающихся к процессу обучения.

     Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по ряду направлений:

     1. Дидактическая цель урока предлагается обучающимся в форме игровой задачи;

2. Учебная деятельность происходит непосредственно по правилам

игры;

     3. Учебный материал задействован как средство игры. В игровую деятельность включается соревновательный момент, что помогает преобразовать дидактическую задачу урока в игровую;

     4. Успешное прохождение игры аналогично выполнению поставленной дидактической задаче.


1.2 Классификация игровых технологий


     Применение игровой технологий строится как нечто целое, охватывающее определенную часть учебного процесса и состоящее из целей, сюжета и персонажей. При все при этом игровой сюжет развивается

6

параллельно процессу обучения и помогает решать дидактические цели и задачи урока, а также является вспомогательным элементом при получении новых единиц обучения. Составление игровой технологии из игр и элементов игры является актуальной задачей каждого учителя [5].

     Следующий этап – рассмотрение классификации игр по различным категориям.

     В основе первой классификации лежат способы, применяемые для развития интеллекта и познавательной активности обучающихся. Игры могут быть подразделены на несколько групп:

     1) Предметные игры, то есть игры в которые включены манипуляции с различными предметами, это могут быть игрушки, техника и многое другое,

благодаря чему обучающиеся узнают форму нового предмета, его цвет, размер и область применения.

     2) Творческие игры, они же сюжетно-ролевые игры. Игры, в которых сюжет является формой интеллектуальной деятельности. К данной группе относятся интеллектуальные игры типа «Своя игра», «Поле чудес» и т.д.

Кроме того в пример могут быть приведены игры-путешествия. Это тип игр, строящийся по типу исследования, раскопок и т.д. Отличительной чертой игр данного типа является активизация воображения участников игровой ситуации.

     3) Игры с готовыми правилами, иначе их так и называют дидактические. Игры подобного типа требуют от участников навыков распутывания, разгадывания, расшифровывание, но самый главный навык это знание учебного материала, на котором базируется игра. Самыми эффективными дидактическими играми являются игры, основанные на принципе самообучении участников игрового процесса. Принцип самообучения, как правило, состоит из двух этапов: сбор необходимой информации и принятие единственно-верного решения. Использование этих этапов необходимо для приобретения обучающимися дидактического опыта.

Однако приобретение дидактического опыта требует достаточно большого

7

количества времени. К дидактическим играм относятся интеллектуальные игры, развивающего характера, такие как: кроссворды, филворды, ребусы, криптограммы, анаграммы и т.д. Применение дидактических типов игры вызывает у обучающихся интерес к предмету, а кроме того развивает интеллект и познавательную активность обучающихся. Ценность применения дидактической игры определяется в решении или не решении дидактической задачи, применительно индивидуально к каждому обучающемуся.

4) Игры,  отражающие  профессиональную  деятельность,  например,

технические, конструкторские и другие типы игр. В играх такого типа обучающиеся учатся планировать свою работу, оценивать результаты своей работы и работы других участников игровой деятельности и приобретают опыт в решении задач, возникающих в процессе игры.

5) Интеллектуальные игры, основанные на соревновательном

принципе. Применение такого типа игр позволяют обучающимся определить уровень своей подготовленности в той или иной сфере изучаемого предмета.

Это могут быть игры типа игра-упражнение, игра-соревнование и т.д [5]. Преподаватель, используя все пять типов игровых методик уже имеет

огромный багаж учебно-методического материала для обучающихся.

В основе второй классификации лежит принцип построения игры[22]: 1) Ролевые игры

2) Организационные или обучающие игры

3) Деловые игры.

     При определении необходимого типа игры обычно возникает сложность, так как принципы построения у многих игр схожи. Однако они имеют и существенные различия.

     Каждая игра в той или иной степени решает три основные задачи: воспитательная, образовательная и развивающая. Каждая игра воспитывает в игроках определенные качества личности, учит чему-либо и в это же время выполняет развивающую функцию.
8

Подробнее	о	классификации,	основанной	на	принципе	построения

игры:

     Организационно-обучающие игры как метод решения возникающих в процессе работы проблем возник в 80-е годы прошлого столетия и получил широкое распространение как в групповой работе сотрудников той или иной сферы, так в интеллектуальных системах. Игры такого типа применяются для коллективного решения проблем, возникающих в условиях максимально приближенных к реальным.

     В последнее время деловые игры нашли широкое применение в самых различных областях.

     Благодаря ролям, распределенным в деловой игре, обучающиеся легче усваивают и понимают те знания, которые они получают в процессе игры. Особенная ценность игровой деятельности состоит в том, что каждый ее участник познает систему изнутри, будучи непосредственным участником деятельности.

     Деловые игры можно подразделить на две группы: учебные и исследовательские игры [12].

     Игра, которая ориентирована на формирование новых знаний, которые не получали отображения ранее, называется исследовательской игрой.

     Игра, в процессе которой обучающиеся получают новое знание, возможно, неизвестное им ранее, но освященное в виде устного сообщения, например, называется учебной игрой. В школе наибольшее применение нашли учебные деловые игры, так как игра в основном основывается на уже имеющихся знаниях обучающихся. Деловая игра является активным методом обучения.

     Понятие ролевой игры весьма неоднозначно, однако такой тип игры является самой высокой формой игры, как таковой. Ролевые игры классифицируются по различным способам.

     Первая классификация основана на способе создания и месте проведения игры. К данной классификации относятся такие ролевые игры
9

как:

1) Настольные игры

2) Павильонные игры

3) Игры на местности

     Настольная или напольная игра, это такая игра, которая не требует особой подготовленности обучающихся, но требует ведущего, подготовки карточек или игральных костей.

     Павильонные игры названы так из-за того. Что все действие игры происходит в помещении. Такой тип игр схож по своей структуре с полевыми играми, за исключением того, что область действия игры ограничена. Павильонная игра требует присутствия ведущего и, если необходимо, распределяющего.

     Ролевые игры на местности, они же полевые игры, проводятся в специально отведенном для игр подобного типа месте, называемом полигоном. Такие игры наиболее масштабны и требуют определенной подготовки, это могут быть костюмы, декорации и т.д. Так как игры такого типа, по своему большинству, не ограничены временными рамками, то действие игры может затянуться вплоть до нескольких дней [26].

     Следующая классификация ролевых игр базируется на уровнях сложности игры. К этой классификации относятся:

1) Игры военного типа

     2) Игры, в которых присутствуют сказочные персонажи, иными словами, сказочные игры

3) Игры,которыепроводятсяпоисторическимсобытиям,

литературным произведениям или другому сценарию, разработанному организаторами игры.

     4) Информационные игры или, как их иначе называют, информационные игры. В таком типе игры участники ограничены в выборе своих активных действий, в связи с чем, этот тип игр, является наиболее спокойным. Подготовка участников игры зависит от выбранного типа
10

информационной игры и ее сложности [16].

Г.К. Селевко предлагает ряд других классификаций[18]:

Подразделение	игр	на	физические,	интеллектуальные,	трудовые,

социальные и психологические по виду деятельности.

     Деление игр по характеру педагогического процесса. К этой группе относятся: обучающиеся, тренировочные, познавательные, творческие, репродуктивные, продуктивные, коммуникативные и другие типы игр.

     По характеру игровой методики Г.К. Селевко подразделяет игры на предметные, сюжетные, деловые, ролевые игры и т.д.[18].

     Кроме того, игра могут быть подразделены на компьютерные игры и игры без использования компьютера.

     Поскольку современную жизнь невозможно представить без компьютера, то особый интерес как у учителей, так и у обучающихся вызывают игры с использованием компьютера.

     Для правильного применения игр с использованием компьютера необходимо изучить классификацию игр данного типа. Игры с использованием компьютера могут быть подразделены по жанру. Так как игра принадлежит к какому-либо жанру, а в исключительных случаях игра может открыть новый жанр или не принадлежать ни к одному из жанров.

Следующий тип компьютерных игр — это игры по количеству игроков

и способу их взаимодействия. Согласно данному типу игра может быть однопользовательской, то есть рассчитанной на одного игрока, либо

многопользовательской,рассчитаннойнанесколькихигроков,

взаимодействующих между собой.

        Еще одним типом компьютерных игр являются игры, разделенные по визуальному представлению. В данном типе игра может быть, как просто текстовой, так и иметь различные графические оформления. Кроме того игра может быть двухмерной или трехмерной [11].

Классификация по жанрам

1) экшн(от английского action – действие);

11

2) аркада;

3) игры –симуляторы;

4) стратегии;

5) спортивные игры;

6) приключенческие игры;

7) ролевые игры;

8) логические игры;

9) компьютерные реализации традиционных и настольных игр;

10) обучающие и развивающие игры.

     Существует также классификация компьютерных игр по количеству игроков и способу взаимодействия игроков между собой. Это такие типы игр как одиночные и многопользовательские игры [13].

     Еще один вид классификации это психологическая классификация, которая была предложена Шмелевым А.Г.. Этот вид классификации основан на психических функциях, которые включаются в процессе игры. Эту классификацию составляют следующие типы игр:

     1) игры, которые стимулируют формально-логическое и комбинаторное мышление обучающихся. К данной группе игр относятся такие игры как шахматы, шашки, кубик Рубика и другие.

     2) игры, благодаря которым стимулируется иррациональное и критическое мышление. К данной группе относятся, в большинстве своем,

карточные игры и игровой тотализатор.

     3) игры, требующие ловкости, проворности и высокой концентрации внимания обучающегося. К данному типу игр относятся активные игры, это может быть бильярд, футбол и многие другие игры. К этой группе игр можно отнести и абстрактные игры, такие как тетрис, «Командор», «Комбат» и т.д.

Такие игры, как правило, показывают обучающимся реальную картину мира,

в которой не обходится и без соревновательного момента. Такие игры помогают формировать эмоциональную устойчивость к неудачам, закалять

характер и настраивать обучающихся на то, что в жизни не обойтись без

12

соперничества.

     4) Игры, основанные на преследовании-избегании. Этот тип составляют такие игры как «Пакман» и «Диг–Даг». Эти игры объединяет включение обучающимися интуитивного мышления. Игры подобного типа лишены агрессии и соревновательного компонента и служат больше для эмоциональной разрядке и подготовки обучающихся к другому виду деятельности.

     5) Игры-авантюры, иначе они называются игры – приключения, или аркадные игры. Такие игры включают наглядно-действенное мышление обучающихся и по большей своей части это визуальные игры. Кроме того игры подобного типа развивают способности абстрактного моделирования.

     6) Игры-тренажеры. К этой группе могут быть отнесены как игры по управлению самолетом, машиной и любым другим средством, так и экономические игра с элементами управления [22].

     В данной классификации отсутствуют только игры типа стратегия, так как разработка и использование данного типа игр стало возможным только после появления новых поколений компьютеров и языков программирования высокого уровня.

     Необходимо отметить, что данная классификация ориентирована на взрослых обучающихся. Так как приведенные типы игр предназначены для людей с уже сложившимся логическим и наглядно-образным мышлением. Однако наибольший интерес все же представляют ролевые игры, так как интересен сам процесс формирования психологических качеств у участников игры и их действия в затруднительных и проблемных ситуациях.

     Имеет место классификация компьютерных игр, предложенная Е.О. Смирновой и Р.Е. Радевой, которая основывается на делении игр по содержанию и действиям игрока над ситуацией, вне ситуации или внутри нее, а также игры – повествования и симуляторы [19].

     Каждой разновидности игр приведена соответствующая характеристика:
13

     1) описание позиции участника игры по отношению к игровой ситуации;

2) разброс игровых сюжетов;

3) способы задания роли в игре;

4) характер игровых действий;

5) эмоциональная и интеллектуальная вовлеченность;

6) возрастная адресованность и доступность игры;

     7) возможности построения партнерских отношений в игре (с другим ребенком или с героем игры).

     Но не все компьютерные можно подвести под упомянутую классификацию, отдельно стоит упомянуть аркадные игры и головоломки.

     Кроме приведенной классификации существует также подразделение компьютерных игр на ролевые и неролевые игры.

     Под ролевыми играми, в данном контексте, понимается то, что игрок представляет себя в роли персонажа компьютерной игры.

Вышеупомянутые типы игр также можно подразделить на:

Ролевые компьютерные игры могут классифицироваться на:

1. Игры глазами компьютерного персонажа

2. Иры со взглядом со стороны

3. Руководительские игры.

Неролевые компьютерные игры подразделяются на:

1. Аркадные игры.

2. Игры-головоломки.

3. Игры на быстроту реагирования.

4. Азартные игры.

     Отличительной особенностью ролевых игр является их высокое влияние на психику игрока. В соответствии с этим выделяют три типа игр в зависимости от их воздействия на играющего

1. Игры,  в  которых  играющий  видит  действия  глазами  выбранного

персонажа.

14

      Особенность данного типа игр в том, что человек целиком и полностью видит все действия, происходящие в игре глазами персонажа. Через несколько минут такой игры игрок полностью поглощается игрой и теряет связь с реальным миром.

2. Игры, в которых игрок видит игровые действия со стороны.

     Игрок видит все действия игровой ситуации, а также управляет персонажем извне. Таким образом, в данном типе игр не происходит такого поглощения игровым процессом, как в играх, где человек видит глазами своего персонажа.

3. Руководительские игры.

     В играх такого типа играющему отдается руководительская роль над рядом персонажей. Это единственный тип игр, в котором игрок сам может выбирать персонажа, которым он желает управлять здесь и сейчас.

     Отличительной особенностью неролевых игр является то, что в играх подобного типа игрок не берет на себя управление персонажем.

1. Игры аркадного типа.

     Один из самых безопасных типов игр, так как они не оказывают значительного воздействия на психику играющего, а соответственно, от игр этого типа зависимость возникает крайне редко, а если и возникает, то проходит быстро.

2. Игры-головоломки.

     К играм-головоломкам относят всевозможные варианты настольных игр, таких как шишки, шахматы и т.д., а также головоломки, реализованные при помощи той или иной компьютерной программы. Мотивация этих игр основана на азарте, то есть на желании игрока обыграть компьютер.

3. Игры на быстроту реагирования.

     К играм данного типа относят все игры, в которых нужно реагировать как можно быстрее. Эти игры отличаются от аркадных тем, что в них отсутствует сюжет и какая бы то ни была связь с реальным миром.

Мотивация строится на желании игрока набрать как можно больше очков.

15

4. Азартные игры.

     В эту группу входят карточные игры, всевозможные имитаторы игровых автоматов, рулетки и другие.

     Однако для процесса обучения наибольший интерес представляют развивающие и обучающие игры. Это могут быть самые разные игры такие как морской бой, Роботландия, Информатикус и многие многие другие.

     При помощи обучающих и развивающих компьютерных игр решается ряд важнейших задач обучения:

1) повторение и закрепление знаний по пройденной теме;

2) формирование навыка применения полученных умений на практике;

3) обмен  опытом  между  участниками  игры  при  решении  игровой

задачи;

4) закрепление навыка принятия коллективных решений;

5) совершенствование коммуникативных навыков;

6) развитие логического и творческого мышления;

7) формирование установки на применение полученных навыков;

8) избавление от страха перед методами активного обучения.

     Подавляющее большинство компьютерных игр реализованы при помощи Macromedia Flash. Эта программа позволяет придать играм яркость, живость, а также привлечь своей красочностью внимание игрока.


     1.3 Функции игр. Особенности применения игровых технологий на уроках информатики


Говоря об играх и их типах необходимо также упомянуть функции игр.

Шмаков С.А. выделяет следующие функции игры [17]:

     1) функция социализации. Использование игры, как средства включения обучающегося в систему межличностных отношений.

     2) функция межнациональной коммуникации. Игра, как способ знакомства и усваивания ценностей и взглядов различных народов и культур.

16

     3) функция самореализации. Игра, как средство познания собственных ошибок и поиск методов борьбы с возникшими трудностями.

     4) коммуникативная функция. Игра, как средство включения обучающихся в сложную систему коммуникативных отношений между людьми.

     5) диагностическая функция. Игра позволяет педагогу получить представление о творческих, интеллектуальных и других возможностях обучающихся.

6) терапевтическая функция. Игра, как средство борьбы с трудностями,

возникающими у игрока. Это могут быть трудности в общении, преодолении игровой трудности и другие. В своей книге «Психология игры» Д.Б Эльконин упоминал такое понятие как игровая терапия. Согласно Эльконину: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту»[10].

     7) функция коррекции. Игра, как средство внесения положительных изменений в личность обучающегося.

8) развлекательная функция игры.

     Согласно А.Г. Шмелеву игры отражают ряд потребностей человека, и, в соответствии с этим, он выделяет такие функции как самоиспытание, психотренинг, социальная адаптация, потребность в отдыхе и другие[8].

     Рассмотрев понятие, типы и функции игры следует отметить, что потребность в игре это одна из базовых потребностей человека, а в особенности ребенка. Кроме того, только игровая деятельность является мощным механизмом, включающим ребенка в систему межличностных отношений.

Потребность  в	игре	наблюдается	у  многих  людей	в  течении	всей

17

жизни. Это подтверждено многими источниками.

     Все смотрят на детскую игру по-разному. Однако, существуют правила, которые не подчиняются никому. Согласно одному из таких правил ребенку необходимо пройти все стадии игры. Если какая-то стадия была прервана, то ребенок не сможет идти вперед и будет стараться доиграть на следующих этапа своего взросления.

     Игра используется также как средство преодоления проблемных ситуаций, что уже достаточно давно применяется и в педагогической практике.

     Игра является настолько уникальным средством, что ее просто невозможно не использовать в различных видах человеческой деятельности,

а в особенности в педагогической деятельности. В процессе обучения игра является как средством обучения, так и средством передачи накопленного опыта между участниками игры с самых первых этапов обучения. Г.К.

Селевко отмечает тот факт, что в современной школе, большее внимание уделяется активизации учебного процесса с помощью игры, которая используется в качестве закрепления изученного материла, в качестве фрагмента урока, а также в качестве внеклассного мероприятия [12].

     Такое понятие как игровые педагогические технологии имеет обширный ряд методов и приемов организации педагогического процесса.

     Упоминая характеристики игры следует отметить, что игровая форма занятий организовывается при помощи всевозможных игровых элементов, приемов и ситуаций, которые вводятся для привлечения обучающихся к процессу обучения, стимулирования к самосовершенствованию и самопознанию. Для реализации игровых ситуаций, игровых приемов и методов на уроках выделяют ряд направлений:

1) дидактическая  цель  ставится  перед  учащимися  в  форме  игровой

задачи;

2) учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3) учебный материал используется в качестве средства обучения;

18

4) в  процесс  учебной  деятельности  вводятся  игровые  моменты,

которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

     5) успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

     В итоге, можно сделать выводы о том, что игровая деятельность нацелена на то, чтобы обучающиеся ставили перед собой цели и задачи,

которые связаны не только с игрой, но и с реальной жизнью. Таким образом, пополняется опыт обучающихся в общении со сверстниками, а также повышается навык решения как коммуникативных задач, так и других трудностей, возникающих в процессе развития игровой ситуации.
















































19

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ


     2.1 Технология организации обучения информатике учащихся 7 классов с помощью игр


     В данной главе рассматривается технология организации обучения информатике учащихся 7-х классов с помощью игр, а также рассматриваются основные игровые элементы, применяемые на уроках информатики в школе.

Приводятся фрагменты уроков с использованием игровых элементов. Проводится экспериментальная работа по использованию игр в обучении информатике и интерпретация полученных результатов.

     В первой части главы рассматриваются этапы организации урока с использованием игр, а также игровые элементы, используемые на уроках информатики.

     Одним из видов организации игры являются игровые элементы. Игровые элементы можно использовать практически на любом из этапов урока, например, на этапе изучения нового материала, на этапе первичного закрепления материала. Игровые элементы можно использовать не только на уроке, основанном как урок-игра, но и как отдельные игры.

     В проведении занятий на основе игровых элементов важно знать и учитывать технологию организации таких занятий, которая состоит из следующих этапов [21]:

1) выбор игры;

2) предложение детям игры;

3) приглашение детей в игру;

4) разбивка на команды, распределение ролей между участниками;

5) развитие игровой ситуации;

6) подведение итогов игры.

Одним из важнейших моментов является выбор игры, который зависит

20

от личности ребенка, его потребностей, а также от того, какие воспитательные задачи необходимо решить, в процессе применения игровых методик.

     Организуя игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное я. При проведении коллективных игр необходимо учитывать состав играющих, особенности их возраста, их интеллектуальное развитие, интересы, уровни их общения и т.п. При выборе игры также важно учитывать время ее проведения, а также наличие игровых атрибутов. Используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны. Каждая игра должна создавать положительный эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

     Цель и результат игры может выражаться в виде всевозможных предметов и изделий, таких как модели, игрушки, поделки, макеты, рисунки, куклы, конструкторы и, непосредственно, в виде новых знаний.

     В игре подмена мотивов естественна; учащиеся действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным.

Игра способна выступать средством получения новых знаний, умений и навыков, хотя источником этой игры являются задачи, добровольно взятые на себя каждым конкретным учащимся. В играх учащимся осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

     Целью первого уровня является удовольствие от процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

     Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов и ролей.

     Целью третьего уровня является отражение творческих задач игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п. [21].

     После этапа выбора игры следует этап предложения игры учащимся. Главная задача в предложении игры заключается в пробуждении интереса к представленной игре, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели
21

учителя и желания учащихся. Предложить игру можно с помощью устных объявлений или игровых афиш. Кроме того, интерес к игре можно вызвать с помощью предметов, используемых в предлагаемой игре.

     В этап предложения игры входит объяснение ее правил и техники действий. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, оговариваются условия победы и т.д. Но не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т.к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой занятия или игровой ситуации. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры.

      Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении; эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков; объяснение должно быть максимально показательным. В этом участвуют, в зависимости от игры, сам педагог или учащиеся.

     После выбора игры и предложения ее учащимся необходимо пригласить учеников принять участие в игре. Каждая игра требует определенного количества участников. Исключение составляет лишь массовая игра.

     Нежелательно приглашать учащихся в игру в вопросительной форме, поскольку могут возникнуть ситуации, в которых появится больше желающих участвовать, чем нужно, или возможна ситуация, когда учащиеся, в силу своих психологических особенностей, откажутся принимать участие в предлагаемой игре.

Приглашать учащихся в игру можно следующими способами:

     1) предложить участникам жетоны разного цвета и просить выйти учащихся, у которых жетоны определенного цвета;

2) использовать  карточки с  цифровым  обозначением  и приглашать,

например ребят с четными (нечетными) номерами;

22

3) для  всех  участников  задаются  несколько  вопросов  или  загадок,

достаточно сложных, ч.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.