VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация туристского бизнеса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000049
Тема: Организация туристского бизнеса
Содержание
Тема: «Организация туристского бизнеса»


СОДЕРЖАНИЕ 
Введение	3
Глава 1. Теоретические основы исследования организации туристского бизнеса			4
1.1.	Основные понятия организации туристского бизнеса	4
1.2.	Организационные основы туристского бизнеса	14
1.3	Особенности функционирования туристского рынка	28
Глава 2. Организация туристского бизнеса (на примере турфирмы «1001 тур - ИП Крылова»)	38
2.1. Организационно-экономическая характеристика турфирмы «1001 тур - ИП Крылова»	38
2.2. Организация деятельности турфирмы «1001 тур - ИП Крылова»	38
2.3. Совершенствование деятельности турфирмы «1001 тур - ИН Крылова»	38
Заключение	38
Список использованной литературы	38
Приложение	38



Введение

   Всемирной туристской организацией туризм был определен какфено- мен XX века. Туризм представляет собой систему отношений и явлений, которые являются результатомиспользования человеком своего свободного времени. Это временные передвижения людей благодаря возникшим у них потребностям из мест постоянного проживания в другую страну или в другую местность в пределах своей страны и обратного перемещения после удовлетворения потребностей.
   Туризм становится прибыльной отраслью и приобретает все более ощутимое значение для экономики какотдельных стран, таки целых регионов. Масштаб и стабильность темпов роста превращают туризм в одну из приоритетных отраслей. Активизация деятельности туристской сферы характеризуется наличием развитой индустрии туризма, созданием рынка туристских услуг, обеспечением отрасли квалифицированными кадрами.
   Основным рыночным продуктом в туризме являются туры - специально разработанные программы в комплексе с системой мероприятий для их реализации, направленные на удовлетворение цели отдыха. Разработка туров, их рыночная реализация и организация потребления являются основой деятельности туристскихпредприятий. Это наиболее трудоемкая работа, выполнение которой требует разносторонних знаний и навыков теоретического и практического характера. Именно это обусловило выделение в отдельную учебную дисциплину методического аспекта разработки и организации туров.


Глава 1. Теоретические основы исследования организации туристского бизнеса
1.1. Основные понятия организации туристского бизнеса
     
     Сегодня каждый имеет представление о таком явлении как туризм. Для одних туризм – это поездки в зарубежные страны, для других – отдых на море, для третьих – поход с рюкзаком в ближайший дремучий лес, задушевные разговоры у костра и песни под гитару. И первые, и вторые, и третьи будут правы, поскольку туризм – явление разнообразное и обширное. Для большинства людей, которые не занимаются изучением туризма как отдельной дисциплины и видом бизнеса, способного приносить достаточно большую и стабильную прибыль, он скорее ассоциируется с путешествиями, совершаемыми ради отдыха. Однако несмотря на то, что путешествия и туризм – это два взаимосвязанных между собой понятия, описывающих специфическую деятельность человека, они имеют разные определения и ряд принципиальных различий. Следует также отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту этих явлений, дать конкретные определения и указать различия между ними достаточно сложно.
     Под путешествием понимается любое перемещение людей в пространстве. Человек, совершающий путешествие, независимо от того, какие цели он преследует, в каком направлении перемещается, какие средства передвижения использует и в течение какого времени, называется путешественником. А уже в зависимости от целей, средств передвижения, направления и других значимых и незначительных характеристик путешественники подразделяются на моряков, космонавтов, натуралистов и т. д. С древних времен человеку было свойственно стремление к овладению новыми землями, новыми ресурсами. Мореплаватели открывали новые земли, покоряли морские просторы, и на картах появлялись новые острова и континенты. Паломники стремились к распространению своей веры и религии, посещали святые места для поклонения и защиты.
     Таким образом, путешествие как способ жизнедеятельности известен с древних времен. Что касается туризма, то приблизительно до начала XIX в. ни в одном языке мира не существовало этого слова. По мнению итальянского экономиста Франко Палошиа, оно произошло от греко-латинского корня tornos-tornus, что в переводе означает «поездка, прогулка, путешествие». В мае 1904 г. в Италии была открыта первая выставка, посвященная туризму. Именно тогда в итальянском языке было официально закреплено прилагательное «туристический», образованное от слова «туризм».
     Каково сегодняшнее понимание термина «туризм»? В чем заключается его сущность, и что отличает его от путешествия?
     Безусловно, некоторые путешествия, совершившиеся еще в древние времена, могут быть отнесены к туризму. Однако рождение туризма в современном его понимании произошло не ранее середины XIX в. Связано оно с именем известного баптистского пастора Томаса Кука. Сегодня он считается основоположником современного туризма. В 1843 г. Т. Кук организовал первую экскурсию в соседний город для своей паствы. Позже экскурсионное дело переросло в успешный бизнес.
     В 1954 г. Организация Объединенных Наций (ООН) определяла понятие туризм как активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, проводимый за пределами постоянного места жительства.
     В 1993 г. Статистической комиссией ООН были внесены поправки в определение туризма. Согласно этим поправкам туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями. На сегодняшний день именно это определение туризма является наиболее распространенным и легализованным во многих странах мира.
     В статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм определяется как временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
     Можно сказать, что туризм – это новая форма путешествия, его частный случай. Он обладает четко выраженными характеристиками и свойствами. Основное отличие туризма от путешествия – это наличие четкой (определенной) цели.
     Сегодня туризм является одной из лидирующих экспортных отраслей экономики во всем мире, уступая по доходам, пожалуй, лишь нефтедобывающей промышленности. Некоторые государства, такие как Кипр, Малайзия, Таиланд, живут и развиваются в основном только за счет туризма, который является их фундаментальной отраслью экономики. Во многих странах туризм оказывает огромное влияние на формирование валового внутреннего продукта, создает большое число дополнительных рабочих мест, обеспечивает занятость населения. Туризм стал неким катализатором социально-экономического развития, поскольку имеет большое значение для таких экономических отраслей, как связь, транспорт, строительство, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство и других.
     Быстрые темпы развития туризма, объемы валютных поступлений, оказывающие влияние на вышеуказанные отрасли экономики, приводят к формированию туристской индустрии – взаимосвязанной системы предприятий и предпринимателей, которые обеспечивают туристов всеми необходимыми в процессе туризма услугами, товарами и работами. В статье 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туристской индустрией понимается совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
     Все указанные организации должны дополнять друг друга, предоставлять потребителю различный ассортимент качественных услуг в необходимом количестве.
     Помимо того что туризм является важной отраслью экономики, это еще и важная часть жизни людей. Благодаря туризму у людей существует возможность рационально использовать свободное время, повышать образовательный уровень, изучать культуру своей страны и зарубежных государств, знакомиться с новыми людьми, расширять свой кругозор.
     Определение и исследование сущности туризма позволяют сформулировать его основные функции, к которым относятся:
     1) обогащение социально-экономической инфраструктуры и межрегионального сотрудничества стран, государств и народов;
     2) помощь человеку в восстановлении сил и трудоспособности. Туризм также способствует восстановлению психофизиологических ресурсов общества;
     3) увеличение занятости населения, и как следствие улучшение жизненного уровня населения;
     4) организация досуга населения, возможность более рационального использования свободного времени;
     5) повышение культурного и образовательного уровня населения;
     6) распространение культурных ценностей.
     В сфере туризма сегодня существует два основных вида предприятий, которые занимаются организацией туризма – это туроператор и турагент.
     Под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
     Туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее – туроператор) (ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
     Туристский продукт - это комплекс услуг и товаров, материальных и нематериальных благ и ресурсов, предназначенных для туристского потребления, которые реализуются на рынке туристских услуг. Он является узкоспециализированным, имеет сложную, динамическую структуру, приспособленную к изменению спроса, и способен обеспечить удовлетворение разнообразных потребностей путешествующего человека.
     Туристский продукт - это результат усилий многих предприятий. Он состоит из следующих элементов:
     * тур;
     * товары;
     * дополнительные туристско-экскурсионные услуги.
     Туристский продукт отличается от туристского пакета тем, что туристский пакет - это только часть туристского продукта, точнее - обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету).
     Туристский продукт в форме пакета комплексного обслуживания содержит набор компонентов материального обеспечения: необходимые условия размещения, проживания, пребывания, а также набор компонентов обслуживания как самих участников, так и некоторых из тех предоставляемых в туре элементов (объектов, предметов, средств), которые входят в компоненты материального обеспечения.
     Туристский продукт производится специализированными предприятиями - субъектами туристского рынка. Субъекты рынка производителя могут быть классифицированы, учитывая комплексность создания ими турпродукта и интегрированность в туризм (табл. 1).
     Таблица 1 - Субъекты рыночной деятельности на туристском рынке
 Степень интегрированности
 Продуценты основных видов услуг
Производители комплексного продукта
 
 Размещение и питание
 Транспортировка
 Досуг

 Непосредственно задействованные в туризме
 Гостиничные и ресторанные сети; отдельные гостиницы и предприятия питания; коттеджи и апартаменты; другие средства размещения
 Транспортные предприятия всех видов пассажирских перевозок, осуществляющих регулярные и чартерные рейсы
 Предприятия по организации экскурсий; зрелищ; спортивных мероприятий; шоу;
 учреждения культуры; парки; специализированные издания
Туроператоры;
Турагенты
 Косвенно задействованные в туризме
 Предприятия социальной инфраструктуры; агентства недвижимости; производители продуктов питания; производители оборудования для отелей и ресторанов; земельные собственники строительные компании
 Предприятия транспортной инфраструктуры (вокзалы, аэропорты); производители транспортных средств; производители горючего и масла
 Производители спортивного оборудования и спорттоваров; производители аудио-, видеотехники и продукции; средства массовой информации
Фирмы - консультанты по дизайну, рекламе, маркетингу
     
     Таким образом, турпродукт:
     * представляет собой пакет комплексного обслуживания, который состоит из нескольких составляющих и продается за общую стоимость;
     * является самостоятельным и готовым к удовлетворению спроса на участие в турах с одинаковым объёмом обслуживания каждого участника;
     * предлагается постоянно в течение одного или нескольких сезонных или круглогодичных спросов на него.
     В целом деятельность самих участников туров и деятельность тех, кто занят их организаций и проведением, называют туризмом.
     Субъекты рынка производителя, предоставляющие конкретные услуги (услуги гостеприимства, транспортное, экскурсионное обслуживание, организация досуга), могут сами представлять на рынке свой продукт, уровень которого зависит от объемов деятельности конкретного производителя. Но рыночная реализация этого продукта осуществляется опосредованно через туристское предприятие, что позволяет расширить рынок сбыта.
     На туристском рынке работают два основных вида туристских предприятий - туроператоры, производящие туристский продукт и турагенты, которые, работая за комиссионные вознаграждения, занимаются продажей туров, созданных туроператорами. Они различаются по характеру и масштабу деятельности.
     Туроператоры - это мощные туристские фирмы, специализирующиеся на разработке комплексного турпродукта и его оптовой реализации. Деятельность туроператоров заключается в предоставлении отдельных туристских услуг комплексных туров, предлагаемых потребителю по фиксированной цене. Иначе говоря, туроператор на основе маркетингового исследования рынка формирует пакет туристских услуг и выступает производителем комплексного турпродукта - тура.
     По нормам ВТО туроператором считается туристское предприятие, которое самостоятельно комплектует туристский продукт в составе как минимум трех услуг: размещение, транспортировки туристов и предоставления им услуг, не связанных с первыми двумя (экскурсионное обслуживание, прокат автомобиля и т. д.). Туроператор всегда выступает как "оптовик", осуществляя массовую закупку туристских услуг, необходимых для формирования туров. Это позволяет ему застраховаться от колебания цен на отдельные услуги.
     Деятельность туроператора по организации и осуществлению туров,- туристская деятельность, - осуществляется во взаимодействии с предприятиями индустрии туризма, не находящихся в собственности туроператора, а также с организациями смежных отраслей: транспортными предприятиями, страховыми компаниями, учреждениями собраний различных коллекций, природоохранными организациями, лечебно-оздоровительными учреждениями и другими.
     В зависимости от характера деятельности, территориального уровня и формы организации туроператоры делятся на:
     * инициативных туроператоров - специализируются на международном туризме, ориентируются преимущественно на зарубежный туризм и осуществляют свою деятельность на основе прямых соглашений с продуцентами услуг (гостиницы, транспортные компании и т. д.) или с рецептивними туроператорами. Классическим турпродуктом инициативных туроператоров являются сложные маршрутные туры, включающие услуги рецептивных туроператоров, которые работают на местных рынках (по маршруту), с обеспечением транспортировки в начальную точку маршрута и с его конечной точки к месту постоянного проживания, а также с организацией транспортного обслуживания на маршруте.
     * рецептивных туроператоров - специализирующихся на иностранном туризме. Они комплектуют туры и программы обслуживания в местах приема туристов на основе прямых соглашений с продуцентами услуг (гостиницами, предприятиями питания ит. п.).
     Деятельность в сфере туризма, которая заключается в создании комплексного туристского продукта и оптимизации условий его потребления, осуществляется на основе разработки пакета программ их обслуживания на маршруте и является формой туристской деятельности, получившей название туроперейтинг.
     Необходимость развития туроперейтинга связана, с одной стороны, с ростом требований туристов к содержательному аспекту досуга, который предопределяет целый комплекс дополнительных услуг в соответствии с индивидуальными запросами потребителей (рис. 1).


Рисунок 1 - Схема туроперейтинга

     
     В зависимости от сферы деятельности различают туроператоров, деятельность которых направлена в сферу международного туризма с ориентацией на экспорт туруслуг (иностранный туризм) или их импорт (зарубежный туризм) и туроператоров, которые работают на внутреннем рынке страны. По уровню специализации туроператоров делят на специализированных и действующих на массовом рынке (рис. 2).
     Туроператоры осуществляют оптовую продажу своей продукции на рынке турагентов. В зависимости от организационных основ турагенты могут быть составляющими сбытовой сети туроператора, то есть входить в его структуру, или самостоятельными предприятиями, которые работают на основе соответствующих соглашений с одним или несколькими туроператорами. Разновидностью такого типа турагентств являются экскурсионные бюро, специализирующиеся на оказании разовых экскурсионных услуг в определенный срок и по определенной программе.


Рисунок 2 - Классификация туроператоров по уровню специализации
     
     В зависимости от предлагаемого потенциальным потребителям ассортимента турпродуктов среди турпосредников различают:
     * турагентства, предлагающие полный пакет туристского обслуживания, то есть они занимаются сбытом турпродукта и консультированием потенциальных потребителей по всем аспектам участия в туре. Они могут сотрудничать как с одним туроператором, так и с несколькими; приобретать право от международной ассоциации воздушного транспорта на продажу авиабилетов, а часто и право на продажу проездных билетов на железнодорожный или водный транспорт;
     * бюро путешествий и экскурсий, специализирующихся на продаже комплексных пакетов туристского обслуживания, продаже авиа- и железнодорожных билетов;
     * специализированные турбюро, занимающиеся сбытом определённых видов туров, требующих высокого профессионализма в данных направлениях (например, студенческие туры, детские туры, пляжные туры, паломнические туры и др.);
     * турбюро по продаже "горящих" путёвок, продаже авиабилетов по сниженной стоимости перелёта;
     * турбюро-филиал туроператора с ограниченными функциями по реализации только отдельных турпродуктов или их отдельных компонентов. Подобную туристскую структуру туроператор размещает либо в другом регионе, либо за границей;
     * отделы бронирования, реализующие турпродукты своего туроператора и существующие как одна из его структур;
     * турбюро по приему туристов в данном регионе, реализующие туроператорам из других регионов или приезжим гостям компоненты туристского обслуживания;
     * туристский отдел какого-либо предприятия (транспортного, гостиничного), основная деятельность которого напрямую не связана с туризмом.
     Потенциальные потребители турпродуктов к турпосредникам обращаются как связующему звену между ними и поставщиками компонентов туристского обслуживания.
     Таким образом, турагентство - это субъект туристского рынка (юридическое или физическое лицо), деятельность которого заключается в приобретении определенных туров, разработанных туроператором, и их розничная реализация.
     
1.2. Организационные основы туристского бизнеса
     
     Пространственно-временное перемещение, обеспеченное некоторым объёмом материальных компонентов и процедурами обслуживания, называют туром. Поэтому термином "тур" обозначает процесс обслуживания его участников в течение срока его проведения. Причём этот процесс охватывает способ и условия перемещения, проживания и питания, оздоровления и развлечений или других занятий в туре.
     Составляющими тура являются маршрут, программа и комплекс услуг по жизнеобеспечению туриста, в рамках которых реализуется на должном качественном уровне цель путешествия. Маршрут и программа обеспечивают цель поездки, а мероприятия по жизнеобеспечению туриста во время путешествия - безопасность и комфортность при реализации цели.
     Указанное выше определение тура можно представить в виде схемы (рис. 3).




   
     Рисунок 3 - Компоненты тура
     
     Тур - первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки. Как правило, тур оставляет туристу много свободного времени для выбора собственной программы, которая может быть реализована туристом исходя из личных предпочтений и возможностей.
     Туры делятся на следующие виды (табл. 2).
     Таблица 2 - Классификация туров
Признаки
Виды туров
1.Мотивация
* курортно-лечебный
* рекреационный
* культурно-познавательный
* спортивный
* деловой
* научный, конгрессный
* религиозный
* этнический
* другие
2. Организационные принципы
* пекидж-тур
* инклюзив-тур
3. Формы организации
* организованный
* самодеятельный
4. Количество участников
* индивидуальный
* групповой

Продолжение таблицы 2
5. Сезонность
* круглогодичный
* сезонный
6. Срок поездки
* краткосрочный
* среднесрочный
* долгосрочный
7. Класс обслуживания
* -V.I.P.
* люкс-апартамент
* люкс
* первый
* туристский
* кемпинг
8. Набор услуг
* полный пансион
* полупансион
* кровать/завтрак
9. Маршрут
* линейный
* кольцевой
10. Средства преодоления
* транспортные
* пешеходные
11. Виды транспорта
* наземные: автомобильный, автобусный, железнодорожный, мотоциклетный, велосипедный, конный и другие;
* водные: речной, морской, подводный;
* воздушные: авиационный, воздушные шары, другие виды
12. Масштабы
* международный
* внутренний
     
     В зависимости от комплекса услуг и комфортности поездки туры делятся на классы обслуживания. Мотивация путешествия и остальные ее параметры определяют программу тура.
     По форме туры делятся на комплексные и индивидуальные. Индивидуальный тур предусматривает обеспечение поездки в соответствии с пожеланиями туриста. Комплексный тур формируется туристской фирмой, включает определенный набор предварительно согласованных с туристом услуг, стоимость которых оплачивается в полном объеме.
     Тур - рыночный продукт туристских предприятий, который представляет собой форму, которую приобретает потребление услуг, материальных и нематериальных благ. Является результатом деятельности турфирмы и источником ее дохода.
     Тур представляет собой программу, в рамках которой реализуется цель пребывания человека вне постоянного места проживания, обусловленная его индивидуальными пожеланиями.
     Программа тура - это план обслуживания участников по датам и времени их пребывания в местах размещения и проживания, посещений и осмотров, а также план предоставления организованного питания и всех перемещений на маршруте.
     Туры должны соответствовать следующим принципам:
     * комфортность (удовлетворение жизненных потребностей в проживании, питании, транспортировке и других услугах на уровне, по возможности не ниже чем в постоянном месте жительства);
     * эргономичность (соответствие турпродукта и его составляющих физиологическим и психологическим потребностям туриста);
     * достаточность услуг (удовлетворение потребностей туриста во время поездки);
     * категориальное соответствие (все составляющие тура должны соответствовать заявленному классу обслуживания);
     * безопасность (на всех этапах прохождение тура);
     * конкурентоспособность (обеспечение прибыльности в деятельности турфирмы).
     Выбор формы турпродукта определяется целью и видом поездки. В соответствии с этим туры разделяют на:
     * подвижные, предусматривающие интенсивное передвижение с максимально возможным охватом объектов показа;
     * стационарные, предусматривающие более спокойный отдых с ограниченными выездами.
     По этому критерию тур может формироваться в форме маршрутно-транспортного или маршрутно-стационарного (рис.4).
     
     
     
     Рисунок 4 - Схема маршрутно-стационарного тура, 
      где A - место постоянного проживания туриста;
      В - место отдыха;
      Си D - экскурсионные пункты, которые посещаются во время отдыха
     
     В основном маршрутно-стационарную форму имеют рекреационные туры с целью отдыха в определенном месте или курортно-лечебные туры, когда подвижность ограничена режимом лечения.
     Выбор схемы маршрутно-транспортного тура предусматривает динамические формы проведения досуга и больше подходит для познавательных, молодежных программ.
     Маршрут представляет собой перечень всех последовательно посещаемых во время тура географических мест и пунктов пребывания. Маршрут тура - заранее намеченный и установленный путь следования, учитывающий рельеф местности, направление и порядок следования по пути перемещения, в том числе планы городов, пограничные переходы и др.
     Маршруты можно классифицировать следующим образом (рис. 5).

Рисунок 5 – Классификация путешествий
     Разработка тура основывается на банке данных, который охватывает информацию в соответствии с целевой установкой и касается имеющихся ресурсов, материально-технической базы и инфраструктуры.
     Ресурсы делятся на следующие виды:
     * природные блага (климат, ландшафт, акватории морей и пресноводных водоемов, леса, горы);
     * объекты показа:
     * природно-национальные парки, заказники, памятники природы;
     * культурно-исторические - архитектурные, археологические, связанных с выдающимися событиями, жизнью и творчеством выдающихся людей, садово-парковые усадьбы и т. п.;
     * национальные и этнические - фольклорные праздники, заведения питания с национальной кухней и т. д.);
     * объекты досуга - музеи, театры и другие учреждения культуры, заведения шоу-бизнеса, выставки, текущие события спортивной, культурной жизни (концерты, фестивали, чемпионаты, турниры и т. д).
     Материально-техническая база характеризуется категориями предприятий, предоставляющих услуги гостеприимства определенного класса (тип заведений размещения и их категория по евростандарту, цены номерного фонда). Инфраструктурное обеспечение включает наличие транспортной связи, в том числе прямых линейных рейсов, их взаимозаменяемость, интенсивность движения, наличие транспортных средств (тип и соответствующая ему комфортность, скорость передвижения, емкость), информацию о стоимости проезда и транспортные компании.
     Обязательным элементом информационного обеспечения разработки тура является карта территории, поскольку разработка маршрута является результатом картографического моделирования и обязательно должна опираться на оценку территории (географическое положение, протяженность, конфигурация, систему расселения и транспорта, сложившиеся административно-территориальное деление).
     Современная теория управления является сформировавшейся и вполне устойчивой. Однако методический инструментарий может изменяться в широких пределах в зависимости от сферы применения и специфики объектов управления. Одним из таких объектов является сфера туризма, объединяющая организации туристской направленности, ориентирующиеся на удовлетворение чрезвычайно разнообразных потребителей.
     Представляется целесообразным выделить: особенности управления крупными организациями сферы туризма и туристскими сетями (1); малыми и средними туристскими организациями (2).
     Крупные туристские организации представлены, как правило, туроператорами, а туристские (туристско-гостиничные) сети объединяют организации различного масштаба, среди которых весьма значителен удельный вес малого и среднего бизнеса. При этом туристская сеть по своей экономической природе адекватна крупной организации.
     С точки зрения управления организации этого типа обладают рядом преимуществ:
     * возможность использования методов стратегического планирования и разработки стратегических управленческих решений, что обеспечивает большую обоснованность управленческих действий;
     * возможности формирования гибких управленческих решений, вариантов модификации организационных и управленческих процессов и собственно процесса оказания услуг, связанных с обслуживанием туристов;
     * использование современных организационных структур, основанных на расширении спектра организационных связей;
     * применение эффективных систем управления, позволяющих не только формировать верные управленческие решения, но и обеспечивать их реализацию, а также распределять управленческие функции в соответствии с рекомендациями современного менеджмента;
     * возможность создания полноценных систем маркетинг-менеджмента, обеспечивающих внедрение маркетинговой концепции в управление организацией;
     * предпосылки для использования разнообразных мотивационных механизмов управления трудовыми ресурсами организации;
     * широкие возможности в области обеспечения процесса оказания услуг и менеджмента организации высококвалифицированными специалистами, а также в области повышения квалификации, обучения и переобучения персонала, что особенно важно для туристского бизнеса;
     * использование методов внутрифирменного маркетинга в создании организационной культуры, которая в сфере туризма выступает формирующим элементом;
     * возможность формирования ассортиментной политики, в рамках которой достигается баланс различных видов услуг организации (номенклатура услуг) и услуг, находящихся на разных стадиях жизненного цикла;
     * использование принципов и методов бенчмаркинга, позволяющих заимствовать и эффективно использовать опыт лидеров бизнес-среды туристского рынка;
     * возможности для формирования имиджевой политики и бренда, которые не только обеспечивают идентификацию организации в конкурентонасыщенных рыночных условиях, но и создают дополнительные конкурентные преимущества в сфере коммуникативной конкуренции и т.п.
     Преимущества крупного туристского бизнеса неоспоримы. Однако существует ряд проблем, связанных с управлением организациями этого типа. Прежде всего, обратим внимание на одно из основных различий между крупными организациями и организациями малых форм. В крупном бизнесе, располагающем достаточными инвестициями, высококвалифицированными кадрами и развитой системой коммуникаций, объективно существуют условия для реализации планово-управленческого цикла, в первую очередь стратегического планирования. В организациях малых форм, даже когда представители ТОР-менеджмента осознают значимость стратегического планирования и управления, такие возможности сильно сужены. Это вызвано не только (и не столько) недостаточной квалификацией менеджеров, но также обилием и сложностью тактических и оперативных задач, требующих своевременного решения, что теоретически не противоречит стратегическому менеджменту, но на практике его тормозит.
     Однако преимущества стратегического менеджмента далеко не всегда полностью используются и в крупном туристическом бизнесе. В частности, существуют резервы в области обеспечения непрерывности планово-управленческого цикла.
     Как известно, планово-управленческий цикл в любой организации включает пять последовательных стадий, суть которых подробно изложена в экономической литературе. И только по содержанию стадии контроллинга ведутся дискуссии, которые не носят принципиального характера, так как касаются прежде всего системы показателей, используемых в контроллинге. Вместе с тем остается открытым вопрос: в чем принципиальное отличие контроля от контроллинга? В поиске ответа вспомним, что современный менеджмент и экономическое поведение любой организации имеют рыночно-ориентированный характер. Это означает, что стратегически значимыми являются рыночные позиции в конкурентной среде. Естественно предположить, что и на стадии контроллинга необходимо ориентироваться на параметры, характеризующие рыночные позиции. Такие параметры являются стратегическими по сути, так как цель их анализа состоит не только в фиксации текущего состояния, но и в характеристике стратегических горизонтов. Нередки ситуации, когда контроль финансовых показателей указывает на вполне позитивные результаты, однако под влиянием внешних факторов изменилась среда, в которой функционирует организация, например структура конкурентной среды, и позиции туристской организации заметно ухудшились. Охарактеризовать результаты, полученные на момент проведения контроля рыночных позиций, поможет система стратегического контроля, или контроллинга. Однако для такой характеристики необходимы ситуационный анализ и прогноз, направленные на выявление тенденций в развитии рыночных процессов и предвидение их развития. При этом контролирующие процедуры совпадают с ситуационным анализом и прогнозом — первым блоком планово-управленческого цикла.
     Следуя данной логике, в системе менеджмента туристской организации необходимо:
     * обеспечить единство функций планирования и контроля в мероприятиях стратегического менеджмента;
     * повысить организационно-управленческий статус функции контроля, зачастую рассматриваемой как второстепенная;
     * ввести в систему контроллинга рыночно-ориентированные параметры, характеризующие, например, объем занимаемой рыночной доли; качественный параметр, называемый в экономической литературе «рыночная позиция»; конкурентоспособность туристской организации, услуги и турпродукта.
     В этом контексте вызывает интерес показатель конкурентоспособности, который может быть корректным только при использовании верных методов оценки. Наиболее обоснованным представляется применение метода инженерного прогнозирования, апробированного экономической наукой при решении задач на сравнение.
     Еще одной важнейшей проблемой в области стратегического менеджмента в организациях крупного туристского бизнеса является формирование целостной ассортиментной политики. Предприятия и организации традиционно недооценивают управление ассортиментом. Причина кроется в непонимании экономической сущности понятия «ассортимент» и как следствие — понятия «ассортиментная политика». Проиллюстрируем сущность этих категорий применительно к организациям сферы услуг, в числе которых туристские организации различных типов.
     Сложность формирования ассортимента в туристских организациях обусловлена интегративным характером туристского продукта, в создании которого принимают участие многие организации. При формировании ассортимента турпродукта предлагается руководствоваться следующими реком.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.