VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация инновационного предприятия малого бизнеса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014370
Тема: Организация инновационного предприятия малого бизнеса
Содержание













Организация инновационного предприятия малого бизнеса



















РЕФЕРАТ


Объем ВКР 68 с., 9 рис, 13 табл., 44 источника, 1 прил.
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА, ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
Объектом   исследования  является ЗАО «Орбита».
Цель   работы    –   выявление особенностей организации инновационного предприятия малого бизнеса.
В    процессе    работы    проводились    математические вычисления эффективности проекта инновационного предприятия. 
В    результате    исследования    были сформированы рекомендации по управлению инновационными проектами ЗАО «Орбита».
Степень   внедрения   –   рекомендуется для рассмотрения руководством ЗАО «Орбита» как эффективная мера совершенствования процесса управления инновационными проектами на предприятии.
Эффективность   мероприятий характеризуется их быстрой окупаемостью, существенным улучшением производительности труда на предприятии.









СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ	3
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МАЛОГО БИЗНЕСА	5
1.1. Сущность понятия «инновационное предпринимательство»  и его виды	5
1.2. Методы организации деятельности малых инновационных предприятий	8
1.3. Отечественный и зарубежный опыт в инновационном бизнесе	17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ОРБИТА»	28
2.1. Общая характеристика предприятия	28
2.2. Анализ системы управления инновационной деятельностью в ЗАО «Орбита»	35
2.3. Анализ инновационных проектов ЗАО «Орбита»	40
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ	44
3.1. Разработка мероприятий совершенствования инновационного предприятия ЗАО «Орбита»	44
3.2. Организация инновационного проекта ЗАО «Орбита»	52
3.3. Оценка эффективности инновационного проекта ЗАО «Орбита»	59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	64
ПРИЛОЖЕНИЯ	69



ВВЕДЕНИЕ

Важным условием экономического развития страны, коммерциализации инновационной деятельности, творческой активности создателей новой техники в условиях рыночной экономики является инновационное предпринимательство.
Инновационное предпринимательство  - это специфический вид коммерческой деятельности, направленный на получение прибыли благодаря созданию и совершенствованию различных инноваций во всех областях народного хозяйства.
В сравнении с классической разновидностью предпринимательства, инновационный тип базируется на поиске новых путей развития уже действующей организации или же продукции, сырьевых баз, рынков, управленческих форм. Также возможно создание новой организации, ориентированной на инновации.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что значение предпринимательства в Российской Федерации постоянно растет. В связи с этим, изучение сущности, содержания и функциональных возможностей инновационного предпринимательства дает возможность выявить уровень развития инноваций, технико-экономических процессов в стране и их роль.
 Развитие малого бизнеса в нашей стране признано одним из перспективных решений экономических и социальных проблем на  федерально-региональном уровне. Малое предпринимательство занимает важную экономическую нишу, потому что оно является одной из сил, совершенствующих и развивающих экономику страны в целом. С его помощью можно сформировать устойчивое экономическое положение и решить проблему занятости населения.
Цель исследования:  выявление особенностей организации инновационного предприятия малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели мы сформировали следующие задачи:
      Определить сущность малых инновационных предприятий.
      Выявить специфику организационных управленческих структур, которые могут использоваться на малых предприятиях инновационной направленности.
      Проанализировать отечественный и зарубежный опыт организации инновационных предприятий.
      Дать характеристику исследуемому предприятию.
      Определить особенности инновационных проектов, осуществляемых в нем.
      Сформировать рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности на исследуемом предприятии.
Объект исследования: ЗАО «Орбита».
Предмет исследования: особенности инновационной деятельности ЗАО «Орбита».
Теоретическая база исследования: при написании исследования мы опирались на работы отечественных и зарубежных ученых по теме выпускной квалификационной работы, таких как: Л.Э. Миндели, Р. А. Фатхуддинова, Г.Д. Ковалева, Л.Н. Оголева. Х.Й. Йобст, Х. Нойбауэр.











ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Сущность понятия «инновационное предпринимательство»  и его виды
 
Понятие «инновационное предпринимательство» трактуется как процесс формирования и последующего коммерческого использования технических и технологических изобретений, являющихся новыми на существующем рынке». Платформой для развития предпринимательской деятельности является нововведение в сфере оказываемых услуг или производимой продукции, которое может сформировать новый рынок и удовлетворить потребности нового типа у потребительской аудитории [13, с. 67]. 
Инновации могут рассматриваться как сложный инструмент предпринимательства, при этом в роли инструмента выступает не сами инновации, а целенаправленный поиск нового, выявление и ориентация на него бизнес-структур [13, с. 68].
В связи с этим, можно сказать, что основной задачей руководителя инновационного предприятия является реформация и революционизация средств производства, типа и способа производства с помощью внедрения новых изобретений. А если рассматривать более масштабно, то использование новых технологических возможностей для создания принципиально новой продукции или же трансформации старого способа производства в более совершенный на основе открытия нового сырьевого источника, рынка реализации и даже новой экономической отрасли.
Инновационное предпринимательство представляет собой специфический процесс создания чего-то нового. Хозяйственный процесс, базирующийся на неизменном поиске новых возможностей, направленность на инновации [25, с. 43].
Оно имеет связь с желанием и готовностью бизнесмена взять на себя полноценный риск по реализации конкретного проекта или развитию текущего, а вместе с этим, и моральные, материальные, социальные аспекты ответственности.
В целом, инновационное предпринимательство можно обозначить, как технико-экономический общественный процесс, имеющий своей задачей создание лучших в своей среде продуктов, услуг и технологий	 благодаря применению инноваций.
Объектом инновационного предпринимательства является интеллектуальный продукт, который был произведен с помощью интеллектуальной деятельности [31, c. 138]. 
К ним относятся продукты [31, с. 140]:
      научно-технической сферы;
      культурной;
      информационной.
В свою очередь, субъектами инновационного предпринимательства являются [31, с. 141]:
      вузы;
      научно-исследовательские инситуты;
      организации;
      рисковые компании (венчурные);
      конструкторы;
      технологи;
      научные специалисты.
Исследователи выделяют три главных разновидности инновационного предпринимательства [39. с. 89]:
      Технологические инновации.
      Социальные инновации.
      Инновации продукта.
Рассмотрим каждый вид более подробно.
Инновации продукта являются процессом совершенствования сбытового потенциала организации, который обеспечивает конкурентоспособность и общую выживаемость фирмы, рост объема прибыли, увеличение рыночной доли компании, увеличение клиентской аудитории, укрепление независимости компании, рост престижа и формирование новых рабочих мест.
Следующий тип инноваций – это технологические инновации. Они представляют собой процесс обновления и совершенствования производственного потенциала, который направлен на увеличение экономии ресурсов, энергетических затрат, повышение производительности труда. Это позволяет увеличить общую прибыль компании, развить технику безопасности, организовать  ряд мероприятий по защите природной среды, а также эффективности использоваться информационные системы организации.
Заключительный вид инновационного предпринимательства – это инновации в социальной сфере, представляющие собой процесс постоянного улучшения гуманитарной стороны бизнеса. Такие инновации дают возможность расширять возможности на рынке трудовых ресурсов, мотивируют сотрудников на достижение конкретных целей организации, повышают доверие к предприятию и его социальным гарантиям для персонала и общества.
Отталкиваясь от способа организации инновационного процесса в компании, мы можем выделить несколько моделей инновационного предпринимательства [6, с.70]:
      На основе внешней организации с помощью контрактов (заказы на создание инновационных технологии и  продуктов отданы на аутсорсинг).
      На основе внутренней организации путем создания или освоения внутри фирмы инноваций специализированными подразделениями,  с помощью планирования и мониторинга их взаимодействия касательно инноваций.
      На основе внешней компании благодаря венчурам, подразумевающее создание дочерней венчурной компании с привлечением дополнительных сторонних средств.
Чаще всего применяется вторая модель инновационного предпринимательства, когда компания предоставляет заказ на разработку инноваций,  а после внедряет их собственными силами. Остальные типы более редки ввиду недостаточного научного потенциала самих организаций.
Главной платформой для создания инновационного предпринимательства является создание и внедрение новой продукции, услуг, создание ценностей и вещей в широком значении.
Основным и невероятно важным элементом инновационного предпринимательства является производство продукции научно-технической сферы, товаров, работ, информационных потоков, а также интеллектуальных ценностей, которые в дальнейшем реализуются потребителям.

1.2. Методы организации деятельности малых инновационных предприятий

Формирование малого предприятия инновационного плана включает в себя содержание первого этапа его жизненного цикла. От скрупулезности проработки принимаемым на данном этапе решений зависит в целом успех предприятия. Специалисты полагают, что более половины образующихся малых предприятий инновационного плана завершают свое функционирование в первые два-три года своего существования благодаря неверно принятым управленческим решениям при формировании компании.
Рассмотрим самые частые причины закрытия инновационной организации [34, с. 123]:
      неверно оцененная инновационная цель;
      переоцененные собственные возможности;
      неверно оцененная ситуация на рынке и неграмотная линия поведения в нем;
      отсутствие необходимого предпринимательского опыта и важных знаний у бизнесмена;
      неверная оценка конкурентоспособности инновационной идеи;
      проблемы при выборе персонала, ошибочные решения;
      отсутствие необходимых средств для получения или погашения кредитных обязательств;
      планировочные ошибки необходимых инвестиций;
      чрезмерные траты на персонал;
      устаревшие основные фонды, оборудование;
      неграмотная организация процесса управления.
Выделяют несколько видов формирования малого инновационного предприятия в зависимости от уровня проработки инновационной идеи и характера возникновения [34.с. 95]:
•	спонтанный;
•	итеративный;
•	системный.
Из перечисленных видов самым перспективным признается системный вид формирования малого инновационного предприятия, характеризующийся тщательной проработкой проекта, грамотной оценкой рисков, скрупулезной проработкой организационной деятельностью. 
Основой для данной разновидности формирования предприятия становится производственная инновация, ноу-хау, разработанное или приобретенное с помощью лицензии. Такой способ ориентирован на достижение долговременных стратегических целей [39, с. 104]. 
Вторая разновидность способа создания малого инновационного предприятия – итеративный. Он отличается постепенным развитием предпринимательской концепции, часто обусловлен недостаточно ясно сформулированной инновационной идеей.
Концепция постоянно уточняется и изменяется, в зависимости от новых условий и изменения рыночной ситуации. Решения при таком способе создания предприятия отличаются риском и сопровождаются повышенными затратами.
Но самым опасным, рискованным и дорогостоящим считается спонтанный способ создания малого инновационного предприятия, который базируется на правиле «Главное-начать, а дальше все придет с опытом».
Для того чтобы малое инновационное предприятия успешно функционировало, необходима системная проработка ряда вопросов. Чаще всего порядок создания инновационного малого предприятия делят на три главных этапа [35, с. 368]: 
•	подготовительный;
•	учредительный;
•	организационный.
 Основным фактором, который определяет структуру производственной программы инновационного предприятия малых форм является оценка рыночной ситуации.
Российская Федерация владеет значительным научно-техническим потенциалом, в связи с чем возникает необходимость в выявлении специфических признаков малых инновационных предприятий как новой формы организации инновационной деятельности.
На сегодняшний день инновационное предпринимательство реализуется в двух различных формах организации [23, с. 116]:
      индивидуальное предпринимательство без формирования отдельного юридического лица;
      с формированием самостоятельной организации, юридического лица с возможностью осуществлять хозяйственную деятельность от его имени.
     Разница между этими формами заключается в том, что бизнесмен в первом случае несет единоличную имущественную ответственность за результаты своей деятельности. В то время как в другом случае, вся ответственность переносится на юридическое лицо.
Малые инновационные фирмы (эксплеренты) – это технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.
 Cильными сторонами малых инновационных предприятий являются [7, с. 202]: 
      быстрое принятие управленческих решений, которые дают возможность сократить протяженность инновационного цикла;
      малые накладные расходы ввиду минимальной иерархии управления в организации;
      отсутствие бюрократических процедур благодаря минимальной иерархии управления в организации/
Учредителям малых инновационных предприятий свойственна высокая мотивация предпринимательской деятельности, несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска.
 К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести [7.с. 208]: 
      возможность реализации собственных творческих проектов;
      высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений; 
      утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере.
 Все малые инновационные предприятия проходят различные этапы развития хозяйственной и инновационной деятельности. При этом временные рамки между возникновением компании и ее ликвидацией  называются жизненным циклом [3, с. 241].
Невзирая на значительное количество разнообразных видов инновационного предпринимательства, этапы жизненного цикла являются одинаковыми для всех: возникновение, развитие, зрелость и затухание. Малые инновационные формы отличаются циклической повторяемостью этапов жизненного цикла, обусловленное новым инновационным освоением.
Каждый этап хозяйственной жизни инновационного предприятия обуславливается определенными экономико-организационными условиями, которые выражаются типичными формами финансирования, характером выбранной отрасли, ценовой политикой и способе самопрезентации на рынке.
В связи с этим, задачей каждого малого инновационного предприятия является своевременная идентификация этапа развития, на котором оно находится, определение наиболее удобных форм хозяйствования на протяжении каждого этапа жизненного цикла.
Состав основных фаз жизненного цикла малого инновационного предприятия и характер основных мероприятий по обеспечению успеха инновационной деятельности представлен на рисунке 1.2.1.

Рис. 1.2.1. Фазы жизненного цикла малого инновационного предприятия [3, с. 246]
Организация функционирования малого инновационного предприятия, являясь одной из ведущих обязанностей менеджмента, представляет собой комплекс управленческих решений и правил, которые направлены на формирование и развитие инновационных процессов.
Эксперты выделяют следующие виды организации инновационного предприятия:
      временную;
      пространственную. 
Первая имеет календарную последовательность и определенные сроки выполнения конкретных заданий, а также расписанную исполнительскую загрузку.  Она выражается с помощью разделения основных задач на мелкие части, которые после обобщаются в группы и распределяются между специально созданными подразделениями компании. Подобная организация выражается через организационную структуру малого предприятия.
Термин «организационная структура» достаточно емок и содержит в себе общность рабочих мест, рабочих подразделений, управленческих органов, которые позволяют достигать стратегические цели малого инновационного предприятия.
Организационная структура подобного предприятия создается из требований обеспечения его экономической эффективности, высокого уровня конкурентоспособности, рациональной кооперации.
Важное значение для выстраивания организационной структуры малого инновационного предприятия имеют специфические особенности руководства и инновационная ориентированность его деятельности.
В  организационной структуре малого инновационного предприятия, невзирая на его размеры и инновационную направленность, выделяют два важных элемента [17, с. 69]:
      научно-производственную часть;
      управленческую  часть.
Организационная управленческая структура является комплексом управленческих органов малого инновационного предприятия, характера из специализации и формы их координации. Чаще всего управленческая структура инновационного предприятия условно закреплена уставом организации, а после документально оформляется специальными положениями компании о подразделениях и отделах, сюда же относятся должностные инструкции.
Формирование управленческой структуры инновационного предприятия оказывается под воздействием системы прннятия управленческих решений, которое используется в компании. Оно может быть как коллегиальным, так и авторитарным.
В зависимости от данной характеристики, возможно использовать три разновидности управленческих структур в малом инновационном предприятии [8, с. 114]:
      функциональная;
      линейная;
      линейно-штабная.
На рисунке 1.2.2. мы представили различные управленческие структуры и их главные характеристики.
Самой простой, экономичной и. одновременно с этим и наиболее авторитарной, является линейная структура управления. Она применяется в инновационных предприятиях узкой специализации, в которых отмечается слаборазвитая инфраструктура и малое число персонала.
Линейно-штабная управленческая структура часто задействована в тех компаниях, где НИОКР имеет высокое значение и большой удельный вес. Для того чтобы развивать, разрабатывать, контролировать и оценивать новые инновационные проекты, в организации может быть создан отдельный штаб, научно-технический отдел, несущий ответственность за принятие инновационных решений.
Функциональная же структура, иначе называемая многолинейной, реализуется в сложных многопрофильных инновационных предприятиях, имеющих  объемную внешнюю инфраструктуру.


Рис. 1.2.2. Виды управленческих структур инновационного предприятия [15, с. 134]
Производя выбор управленческой организационной структуры, следует обратить внимание на вторичность структуры как таковой – она зависит от характера принятия управленческих решений и научно –производственной структуры предприятия.
Научно-производственная структура малого инновационного предприятия представляет состав основных научных и производственных звеньев предприятия и формы их кооперации при осуществлении инновационных процессов. 
В зависимости от характера закрепляемых за подразделениями и службами заданий, т.е. в зависимости от их специализации, выделяют четыре классических типа структур малого инновационного предприятия [12, с. 167]: 
      дивизиональную;
      функциональную;
      матричную;
      проектную. 
На практике чаще всего используются смешанные типы организационных структур, формируемые исходя из объективных условий их деятельности.
 Основными инструментами формирования организационных структур считаются следующие [18, с. 132]:
      анализ и дифференциация (разделение) управленческих и инновационных процессов на отдельные составляющие, функции, задания;
      группирование заданий в однородные группы, достаточно устойчивые на протяжении длительного периода деятельности малого инновационного предприятия; 
      создание специализированных подразделений, служб с закреплением за ними однородных групп заданий, объектов, функций управления, состава работников и оборудования; 
      разработка должностных инструкций и положений об отделах, службах, подразделениях для документального фиксирования принятой организационной структуры. 
     Управление инновациями может рассматриваться в трех основных аспектах [18, с. 177]:
      Управление НИОКР (объект управления - непосредственно исследования и разработки).
      Управление инновационными проектами (объект управления - инновационные проекты).
      Управление внешними условиями, влияющими на эффективность осуществления инновационной деятельности.
В таблице 1.2.1. мы представили сравнение методов внедрения инноваций.
Таблица 1.2.1. Сравнение методов внедрения инноваций [18, с. 178]
Метод
Условия применения
Преимущества
Недостатки
Принудительный
Большая срочность
Быстрота изменений
Большое сопротивление
Адаптивный
Небольшая срочность
Слабое сопротивление
Медленность
Кризисный
Угроза существования
Слабое сопротивление
Жесткий дефицит времени. Риск неудачи
Управление сопротивлением
Средняя срочность
Подгонка к моменту
Сложность


1.3. Отечественный и зарубежный опыт в инновационном бизнесе

Для того чтобы совершенствовать инновационные процессы в Российской Федерации, необходимо владеть информацией по реализации инновационного бизнеса в зарубежных странах, с целью адаптации полезного опыта в российской среде.
Далее рассмотрим опыт некоторых стран более подробно.
В Соединенных Штатах Америки инновационные проекты и предприятия финансируются посредством поступления денег от государства, от частных фирм и компаний. Перечислим пропорции финансирования всех инновационных проектов в США [2]:
      35% (порядка 200 миллиардов долларов)  средств из федерального бюджета страны;
      60% из личных средств организаций, занимающихся производством;
      5% из средств органов местного самоуправления и правительств отдельных Штатов.
Кроме того, частные неправительственные учреждения, образовательные учреждения осуществляют финансирование в размере 5-6 % от общего денежного потока в стране.
В США инновационная поддержка государства проводится на основании программно-целевого подхода. То есть финансирование базируется на избранных технологических направлениях, к ним относятся и некоторые отраслевые: энергетика, здравоохранение, электроника, биотехнологии, военно-промышленное и аэрокосмическое направление.
Ориентировочно, 76 % научно-исследовательских учреждений, занимающимися разработками в области аэрокосмической отрасли используют государственное ассигнование. При этом научные исследования в области создания и производства новых материалов финансируются государством лишь на 35%. Подобные разработки финансируются посредством системы грантов [2].
 Проводником национальной политики в инновационной деятельности в Соединенных Штатах Америки являются органы исполнительной власти, тогда как федеральное правительства не владеет централизованным органом управления научной деятельностью и разработками, которые осуществляются через ограниченное число организаций.
Коммерциализацию достигнутых научно-исследовательскими центрами результатов регулируют указы президента страны, более двадцати законодательств и распоряжений, которые поддерживают баланс между интересами государства в роли ведущего инвестора и интересами частных организаций, потребителей продукта научно-исследовательских центров.
Особенно важным направлением государственной политики в развитии инновационной деятельности в Соединённых Штатах Америки считается поддержка малого инновационного предпринимательства. Для этого правительство выделяет более одного миллиарда долларов из государственных средств и более 936 миллионов из средств частных инвесторов.
Основные способы поддержки инновационного предприятия в США [2]:
      государственные прямые вложения;
      участие в специальной программе поддержки инновационного малого бизнеса
      формирование разветвленной сети венчурных фондов
      использование средств частных инвесторов
      займы по линии государственной инновационной поддержки.
     На рисунке 1.3.1. мы представили структуру частный инноваций в инновационный бизнес малых предприятий  США.

Рис. 1.3.1. Структура частных инвестиций в инновационный бизнес США (по данным 2017 года) [2]

Говоря об инновационном опыте государств Западной Европы, необходимо отметить все возрастающую важность  инновационных производств и наукоемких технологий. Начиная с середины девяностых годов двадцатого века, правительства стран активно развивают инновационное предпринимательство.
Государственная форма финансирования сочетает в себе как прямые, так и косвенные формы: льготные кредиты, налоговые послабления, амортизационные списания. Подобный тип государственной поддержки характерен для Австрии, Швеции, Франции. Голландии. Важное место уделяется созданию и развитию малых форм инновационного бизнеса. 
Направления государственной поддержки инновационного предпринимательства данных стран заключаются в следующем [2]:
      развитие информационных технологий и услуг;
      развитие системы охраны интеллектуальной собственности;
      стимуляция соперничества между институтами и исследовательскими организациями, межфирменной кооперации;
      стимуляция инновационных процессов;
      развитие антимонопольного законодательства.
     Значительная часть финансирования инновационных процессов является косвенным финансированием:
      венчурное финансирование;
      развитие пенсионных институциональных фондов;
      помощь частным инвестициям;
      совершенствование образовательной сферы;
      выделение субсидий, льготное налогообложение;
      создание консультационных фирм по управлению;
      формирование научно-технических центров предоставления информации;
      обучение профессиональных кадров в управлении;
      подготовка иммиграционного законодательства.
Государства Западной Европы пытаются оказывать всестороннюю помощь кооперации институтов и университетов. Коммерческих организаций, являющихся потребителями инноваций.
В странах активно действуют программы поддержки приоритетных научных направлений, которые получаются прямое финансирование. Широко распространена кластерная философия, заключающаяся в концентрации государственных усилий на поддержке инновационной деятельности и формирования новых корпоративных связей между научными институтами и компаниями-потребителями инновационных услуг. Кластеры позволяют инновационным предприятиям быть конкурентоспособными, так как в одном или нескольких интегрированных кластерах осуществляется разработка новой продукции и оборудования по его производству [2]. 
Главной целью кластеров является разработки новой продукции, материалов, сырья и оборудования для их изготовления. Поиск потенциальных покупателей на инновации.
Также существенное внимание правительства европейских стран уделяют совершенствованию патентного законодательства, способам его практической реализации. Например, можно вспомнить возможность бесплатного предоставления патентных сведений для малых и средних инновационных предприятий.
Далее рассмотрим инновационный опыт в Японии, которая, наравне с США, входит в тройку главных стран-поставщиков инноваций во всем мире.
В Японии финансирование инноваций на 80% находится в руках частных инвесторов, тогда как правительство финансирует лишь 20% общего количества инновационных предприятий и проектов. При этом основное финансирование получают исследования, приносящие пользу общественным интересам. Бюджетное финансирование распространяется на университеты, государственные научные организации. Также государством финансируются фундаментальные исследования [2].
Преимущественное развитие получили косвенные способы государственного финансирования инновационного предпринимательства. НИОКРЫ получают частичную прямую финансовую помощь, но основным способом остаются налоговые льготы. Помимо этого, государство развивает малое инновационное предпринимательство с помощью государственных заказов на разработку инновационных технических решений или продукции.
Правительство контролирует национальный рынок, защищает развивающиеся приоритетные отрасли инновационного бизнеса. Государство сформировало специальную кредитно-финансовую систему финансирования для научных учреждений. С помощью этой системы осуществляется перекредитование, прямое и косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, все это сопровождается занижением процентных ставок. Часто встречаются согласительные советы по форме государство-банк-НИОКР, которые координируют кредитование по особым кредитным линиям [2].
Главный объем работ по внедрению государственной программы инвестиции и займов для развития инновационного японского предпринимательства выполняется бюро трастовых фондов и Японским банком развития.
В целом, инвестиционная программа государства достаточно гибкая, часто изменяется в соответствии с изменением экономических процессов, протекающих в стране.
Наиболее полно инновационная деятельность японских промышленных предприятий реализуется во внутрикорпоративных подразделений в форме проектных временных групп и в виде внутренних венчуров.
Внутренние венчурные подразделения формируются на основе существующих корпоративных отделов. Слабая развитость системы финансирования независимых венчурных организаций компенсируется разнообразными  способами межфирменного и внутрифирменного взаимодействия.
В восьмидесятых годах двадцатого века в Японии вокруг крупных корпораций сформировалась сеть многоярусных субподрядчиков, предпринимательских горизонтально-вертикальных групп «кайрэцу» [1]. Эти организации объединили малый, средний и крупный виды инновационного бизнеса с помощью кредитно-финансовых, производственных и акционерных связей.
 На рисунке 1.3.3. мы представили структуру инновационной деятельности в Японии.

Рис. 1.3.2.  Структура японской инновационной деятельности  на 2017 год [2]
Ведущие направления государства по отношению к инновационному бизнесу заключаются в следующем [37, с. 45]:
      финансовая помощь частным компаниям, ведущим разработки, предоставление им госзаказов;
      финансовая помощь фондовым компаниям-разработчикам;
      освобождение от налогов или налоговые послабления в перспективах отраслях;
      государственные дотации на закупку лицензии для использования инноваций;
      льготные кредиты;
      протекционизм японских производителей со стороны государств  на рынке;
      национализация конкретных отраслей хозяйства с дальнейшей передачей их в частные руки, как только они станут финансово устойчивыми;
      импорт капитала в японскую промышленность на территории страны, но не за ее пределами;
      подготовка благоприятных условий для получения технологий из других стран;
      привлечение внебюджетных источников финансирования.
На рисунке 1.3.3. мы представили объемы государственных инвестиций в инновационное предпринимательство.
А теперь мы проанализируем политику государства в отношении инновационного бизнеса в Российской Федерации. 
Основным документом, регулирующим взаимоотношения государства и инновационных субъектов в России, является Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», принятый в 1996 году [].
Первым стратегическим документом, который определяет ведущие направления развития научно-исследовательских предприятий, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации.

Рис. 1.3.3. Объемы инвестиций в НИОКР [2]
К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие [31, с. 423]:
1. государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
2. создание государственных налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т.ч. лизинговых) льгот инноваторам;
3. включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;
4. государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методичками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
5. государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;
6. проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;
7. оказание государственной помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);
8. государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;
9. осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;
10. создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;
11. осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов.
Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ, утвердившим «Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12.04.1994 г [2].
В 2017 году Российская Федерация заняла 45-е место среди 127 стран мира в Глобальном рейтинге инновационного индекса, сократив своё отставание от стран-лидеров по многим показателям [2]. Ключевая предпосылка для этого – результативность государственных мер поддержки: повышение спроса на инновации, исследовательская кооперация и рост расходов бюджета на НИОКР. 
Ежегодно, с 2012 года, Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» готовится Рейтинг инновационно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44