VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация проектной деятельности школьников на уроке истории

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001941
Тема: Организация проектной деятельности школьников на уроке истории
Содержание
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...6
1. Становление и развитие высшего женского образования в пореформенной России………………………………………………………………………………...9
  1.1 Условия становления высшего женского образования в России………….9
  1.2 Складывание системы высшего образования для женщин……………….17
2. Организация проектной деятельности школьников на уроке истории………23
  2.1 Научно-теоретические основы проектной деятельности в современном школьном историческом образовании……………………………………………23
  2.2 Изучение развития высшего женского образования в пореформенной России в процессе проектной деятельности школьников………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………..
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     



Введение
     Актуальность проблемы. Процесс становления женского образования в России во второй половине XIX века являлся важной составной частью общественно-политической жизни страны, одним из показателей направления и динамики ее развития. Проблемы, связанные с исследованием состояния и становления системы высшего женского образования, неразрывно связаны с вопросом о положении женщины в русском обществе того времени и до сих пор не утратили своего прикладного, педагогического и социального значения. В историческом плане борьба женщин за предоставление им высшего образования может рассматриваться как один из факторов, характеризующий общий рост народного самосознания в указанный период и, в целом, как результат неизбежных экономических, политических и социальных изменений в жизни страны, общественном сознании, которые являлись неотъемлемой частью истории России и всего прогрессивного человечества во второй половине XIX века. 
     Социологический контекст темы позволяет определить место женщины в формирующийся системе гражданского общества после отмены крепостного права в 1861 году и выяснить причины того, насколько существовавшая тогда модель системы высшего образования удовлетворяла потребностям государства и общества, а также интересам представителей различных социальных групп. 
     Исследуемая проблема позволяет более глубоко и всесторонне изучить вопрос о возможных специфических особенностях, связанных с определением эффективных форм, методов, способов обучения женщин в высшей школе, выявляя при этом и неоспоримые преимущества, и серьезные недостатки раздельного и совместного типов образования. 
     Тема  работы является весьма актуальной для современного состояния российского общества, так как сейчас с новой силой возобновляются дискуссии о различных способах обучения мужчин и женщин, все настойчивее проводится мысль о необходимости возвращения женщины в семью. При реализации образовательных программ учитываются тендерные различия. В свете этого опыт предшествующих поколений вызывает несомненный интерес. 
     Объект выпускной квалификационной работы на степень бакалавра – становление и развитие системы высшего женского образования в пореформенной России, а предмет – изучение поставленной проблемы на уроках истории в процессе проектной деятельности школьников.
     Целью работы является анализ процесса становления системы высшего женского образования в пореформенной России, а также проектной деятельности школьников как одного из вариантов изучения поставленной проблемы на уроках истории.
     Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 
     1. Выявить причины возникновения в пореформенной России системы высшего женского образования. 
     2. Определить особенности восприятия вопроса о предоставлении женщине права на высшее образование представителями различных направлений российской общественно-политической мысли изучаемого периода;
     3. Проанализировать становление высшего женского образования как отражение образовательной политики России во второй половине XIX века. 
     4. Наметить пути использования позитивного опыта организации образовательного процесса в женских высших учебных заведениях России второй половины XIX века для оптимизации деятельности современных отечественных высших государственных учебных заведений. 
     5. Раскрыть алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения на уроке истории.
     6. Исследовать организацию проектной деятельности на уроке истории.
     Проблема исследования заключается в  выявлении особенностей изучения проектной деятельности школьника на уроке истории (на примере изучения развития женского образования в пореформенной России).
     Научная новизна исследования определяется тем, что в работе предпринята попытка комплексного анализа развития женского образования в пореформенной России и особенности ее изучения в школьном курсе истории в процессе проектной деятельности.
     Теоретической основой исследования стали работы П. Д. Боборыкина, О. Б. Вахромеевой, А. В. Вострикова, Е. Е. Вяземского, Е. О. Лихачевой, Т. А. Мишина и др.
      Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы в учебном процессе современных образовательных организаций, при изучении курса истории России, в элективных курсах, в научно-исследовательской, проектной и внеурочной деятельности школьников.
     Методы исследования. В процессе исследования находят применение методы культурологического, историко-педагогического, историко-проблемного, социально-конструктивистского, науковедческого анализа, позволяющие: 
     – реконструировать процесс становления высшего женского профессионального образования в пореформенной России; 
     – выделить и проанализировать, во-первых, доминирующие тенденции в становлении системы высшего женского образования, во-вторых, главные причины, определившие специфику и динамику этого процесса. 
     Структура работы. Выпускная квалификационная работа на степень бакалавра состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.







1. Становление и развитие высшего женского образования в пореформенной России
1.1 Условия становления высшего женского образования в России
     Процесс становления женского образования в России в XIX – XX веков являлся важной составной частью общественно-политической жизни страны, одним из показателей направления и динамики ее развития. Начиная с XIX века, споры сторонников и противников высшего женского образования велись по двум основным проблемам: во-первых, целесообразно ли предоставление женщине высшего образования и, во-вторых, если целесообразно, то в какой форме: раздельно или совместно с мужчинами? Именно труды по теории и истории культуры России, написанные в прошлом, позволяют определить исторические и социально-культурные детерминанты процесса становления женского образования второй половины XIX века. 
     К началу XIX века стали разрушаться некоторые, веками сложившиеся, традиции, касающиеся женщин. Женщин уже не удовлетворяло лишь то образование, которое им было доступно, и та роль, которая им отводилась раньше. Главными причинами стремления женщин к высшему образованию, по мнению О. А. Андросовой, являются различные факторы экономического характера (ухудшение материального положения значительной части дворянства после отмены крепостного права, понимание необходимости высшего образования, как условия для получения права на высокооплачиваемую работу). Началась усиленная борьба со сложившимися веками предрассудками, с установившимся привычным укладом жизни. Женщинам, стремившимся к получению высшего образования, приходилось преодолевать большие трудности.
     После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую государственная власть могла употреблять в своих целях. Соответственно тому, как менялись эти цели, менялись и способы их достижения. Четыре раза на протяжении четырех царствований XIX века русская высшая и средняя школа подвергались коренной перестройке. И, вероятнее всего, вызывались они не одними педагогическими соображениями.
     С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища – средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть женские школы только в тех районах, где было не менее 25 девушек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не привлекали должного числа учащихся. Для развития женского образования в России в первой половине XIX века было характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ. 
     В середине XIX века среднее женское образование пришло в полное несоответствие с нормами и требованиями жизни. Известные русские педагоги-демократы К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Н. А. Вышнеградский, революционеры-демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов,                      Д. И. Писарев резко критиковали систему привилегированного женского образования, её узко-сословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (в основном обучение происходило на французском языке), неуважение к русской культуре. Они требовали равноправного воспитания женщины как гражданина, имеющего равное с мужчиной право на образование.  Настаивали на общеобразовательном, открытом и доступном характере воспитания женщины.
     Под воздействием общественного движения в России в 60-е годы XIX века несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. Уже к середине 60-х годов XIX века Россия находилась на лидирующем месте в Европе по развитию среднегo женскoгo oбразoвания. Однако, как и прежде, средние школы в основном оставались доступными только для девочек из обеспеченных семей. 
     В результате под давлением требований демократической общественности министерство народного просвещения было вынуждено признать необходимость открытия, хотя бы в губернских городах, такие женские учебные заведения, которые приблизились бы по характеру и уровню образования к  обычным гимназиям.  В 1856 году, в связи с подготовкой школьной реформы, царское правительство предложило попечителям учебных округов предоставить свои идеи по данному вопросу.
     Реформа женского образования встретила резкое сопротивление со стороны представителей консервативных кругов. Они полагали, что старая система закрытых сословных образовательных учреждений  гарантирует родителям  «уверенность, что их дочери будут встречаться в школе с равными им и что на их успехи, приемы, поведение и манеры будет обращено особое внимание». Для детей малоимущих слоев населения, по мнению большинства попечителей, достаточно было создать элементарные четырехклассные школы без обучения иностранному языку.
     30 мая 1858 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», согласно которому эти учебные заведения должны были содержаться преимущественно на средства общественности, благотворительных организаций и частных лиц, получая денежные субсидии от правительства лишь в отдельных случаях. 
     Предназначались такие училища в основном для девочек городских сословий «среднего достатка». Согласно «Положению», женские училища делились на два разряда – шестигодичные и трехгодичные. 
     В 1858 году по инициативе инспектора Павловского женского института Н. А. Вышнеградского ведомства учреждений императрицы Марии в Петербурге было открыто первое женское училище для приходящих учениц, названное Мариинским.  В училище принимались девочки от 9 до 13 лет всех сословий, исключение составляли крепостные. И, тем не менее, большинство поступивших принадлежало к господствующим классам. В том же 1858 году открылось еще 3 Мариинских женских училища в Петербурге, одно – в Твери, а в 1859 году – в Саратове и Вышнем Волочке.
     Н. А. Вышнеградским наряду с передовыми педагогами страны стремился не только дать воспитанницам училищ общее образование, но и подготовить их к участию в общественной деятельности. В 1860 году по инициативе Н. А. Вышнеградского при Петербургском Мариинском  училище был создан педагогический одногодичный класс, через три года преобразованный в двухгодичные педагогические курсы для подготовки учительниц и воспитательниц. На курсах было всего два отделения: естественно-математическое и гуманитарное. К обучению допускались как выпускницы женских училищ, так и окончившие институты благородных девиц. Эти курсы стали началом женского педагогического образования в России.
     Период общественного подъема 1860-х годов, вынудивший царское правительство пойти на известные уступки общественной инициативе в области женского образования, сменился эпохой реакции. 
     Реакционный курс, взятый правительством, особенно обозначился со времени назначения министром народного просвещения Д. А. Толстого, который считал, что женщина лишь тогда выполнит свои обязанности матери семейства, «если воспитание ее будет направлено сообразно с видами и желаниями благомыслящего правительства».
     В 1870 году было утверждено «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения», согласно которому женские училища первого разряда были переименованы в женские гимназии, а второго разряда – в женские прогимназии. В основном они содержались на средства земств и городских организаций. 
     Однако, смена названия, на том основании, что теперь они соответствуют мужским, создало лишь видимость такого равенства. На самом деле в женских гимназиях давался меньший объем знаний, чем в мужских, хотя количество часов, отведенных на общеобразовательные программы, было примерно одинаково.
     Охранительная политика царского правительства привела к тому, что женские гимназии превратились в привилегированные учебные заведения, в которых могли обучаться в основном дети имущих классов. Ведомство учреждений императрицы Марии также, вопреки своим декларациям о всесословности гимназий, принимало все меры к тому, чтобы уменьшить в них число «лиц низшего и беднейшего слоев общества».  С этой целью постоянно повышалась плата за обучение. 
     Несмотря на сложившиеся препятствия, число женских гимназий довольно так быстро увеличивалось. И уже во второй половине XIX века стали появляться частные женские гимназии, соответствующие по своему курсу обучения мужской средней школе. В 1868 году было открыто женское училище Спешневой, которое по окончанию учебы давало свидетельство, позволявшее поступать на медицинские и другие высшие курсы. Так, в 1872 году в Москве была открыта женская гимназия им. Фишер с полным курсом мужской классической гимназии. Учебный план гимназии  Оболенской (открыта в 1870 году), где работали выдающиеся педагоги А. Я. Герд и А. Н. Страннолюбский, совпадал с учебным планом мужских реальных гимназий.
     Наряду с женскими гимназиями параллельно существовали закрытые женские учебные заведения – институты. По уставу 1855 года они подразделялись на три разряда: первый – высший – предназначался для детей потомственных дворян и тех, кто приобрел гражданские и военные чины не ниже штаб-офицерского; второй – средний – «для дочерей личных дворян, военных и гражданских обер-офицеров, почетных граждан и купцов». В учебные заведения третьего –  низшего – разряда могли поступать дочери лиц прочих  неподатных сословий. По окончании институтов первых двух разрядов воспитанницы, как и окончившие женскую гимназию получали звание домашних наставниц и учительниц. В основном в этих институтах обучали рисованию, пению, музыке, танцам; в институтах третьего разряда главное место отводила таким предметам, как рукоделие и различные хозяйственные работы. Так, П. Д. Боборыкин свидетельствовал об уровне образования «институток»: «Я мог по ней изучать, какими выпускали из столичного института девушек средних талантов и среднего прилежания. Она просидела безвыездно около девяти лет в стенах здания на Фонтанке. Их учили…довольно старательно. Кроме языков и так называемых «русских» предметов - немного естественным наукам, довольно хорошо словесности, заставляли немало писать, развивали их музыкальные способности, приучали красиво танцевать. Читали французскую и немецкую литературу на этих языках и заставляли много учить классических отрывков». (Боборыкин П. Д. За полвека. Воспоминания. – М. : Захаров, 2003 – С.49) Следует отметить, что высшее образование могли получить даже дочери малообеспеченных дворян. Нередко высшее образование мог получить только один из детей. «Немногие из воспитанниц института  были дочери достаточных родителей, большая часть поступали туда дети бедных отцов. Один из последних, имеющий трех дочерей и сына, и содержащийся скромным жалованием по службе и небольшим посторонними занятиями, желал дать своим дочерям достаточное образование, и из скудных средств своих платил за старшую в патриотический институт» - вспоминает П. К. Яковлева. [Луиза Федоровна Вистинггаузен. Воспоминания П. К. Яковлевой // Русская старина. – 1871. – № 3. – С. 386]
     Одновременно с гимназиями и женскими закрытыми учебными заведениями  появляются епархиальные училища, открывавшиеся с разрешения синода. В 1868 году был утвержден единый устав для епархиальных училищ, который требовал «внушить и воспитать в детях преданность престолу и отечеству».
     Епархиальные женские училища были полузакрытыми учебными заведениями, где вместе с интернатными  воспитанницами учились и приходящие. Учебный план епархиальных училищ, предусматривал шесть лет обучения, и  включал в себя: закон божий, русский язык, теорию словесности, историю, русскую литературу, арифметику, общие основания геометрии, общие сведения из физики, географию, практическое ознакомление со славянским языком, педагогика, чистописание и церковное пение, которому придавалось большое значение. Ведение домашнего хозяйства и рукоделие были обязательными предметами. Учебная программа училищ отличалась необычайной краткостью. В 1895 году для епархиальных училищ были составлены новые программы, которые, сохраняя объем и содержание обучения, установленные уставом в 1868 году, четко регламентировали содержание курса по каждому предмету.
     Окончившие епархиальные училища воспитанницы получали право преподавания в начальных народных и церковноприходских школах. Для педагогической практики воспитанниц при епархиальных училищах открывались начальные школы разных типов (церковноприходские, воскресные и т.п.). К  1889 году такие школы были учреждены при 23 епархиальных училищах.
     В целом, женское среднее образование в 60-90-х годах ХIX века по своему содержанию и по тем правам, которое оно давало закончившим среднюю школу, все еще не соответствовало ни потребностям в женском образовании, ни общему уровню среднего образования в России.
     Женское профессиональное образование в пореформенной России развивалось слабо, и в первую очередь это объяснялось неравноправным положением женщины во всех сферах жизни. Не только царское правительство, но и либеральные деятели в области народного образования, вопреки развитию рыночных отношений в экономике, все шире включавших женщину в производство, не видели необходимости давать женщине глубокую общеобразовательную и профессиональную подготовку: «Назначение жизни женщины – это семья, – говорилось в докладе по вопросу о содержании профессионального образования женщин на I  съезде по техническому и профессиональному образованию, – всякого рода познания, и общеобразовательные, и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи». Однако общество все больше  требовало создания женских профессиональных учебных заведений, и потому число их медленно, но непрестанно расширялось.
     Женские профессиональные школы подразделялись на несколько видов:  школы с общеобразовательным курсом в объеме начального училища и с обучением рукоделию; 
     школы с повышенным курсом начального образования; 
     школы, дававшие одновременно общеобразовательную и профессиональную подготовку; 
     чисто ремесленные школы, где учились взрослые женщины, имевшие подготовку в объеме начального училища. 
     Бухгалтерских, акушерских, фельдшерских школ и классов было очень мало, существовали они главным образом при общеобразовательных учебных заведениях. В 1870 году «Общество распространения технических знаний» открыло в Москве пятилетнюю женскую ремесленную школу с целью образовать грамотных мастериц по всевозможным женским мастерствам. 
     Невзирая на то, что в России все ещё был слабый уровень женского профессионального образования, правительство не только не брало на себя инициативы в деле его организации, но и часто противостояло инициативе частных лиц и общественных организаций.
     Но, несмотря на то, что в пореформенный период женское образование, в особенности низшее и среднее, развивалось достаточно быстрыми темпами (с 1856 по 1896 годы количество учащихся девочек в начальной школе увеличилось в 22 раза, контингент женской средней школы с 1856 по 1893 годы увеличился в 12 раз), многие проблемы женского образования остались без рассмотрения. 
     Длительное время вопрос о высшем образовании женщин оставался под запретом, хотя женщины любыми путями старались получить высшее образование наравне с мужчинами. Но существовало мнение, что в присутствии женщин серьезное преподавание в вузах невозможно. 
     Требуя формального равенства женщин с мужчинами, либеральная буржуазия не ставила вопрос о равноправии женщин-работниц, терпимо относилась к дискриминационным мерам самодержавия по сохранению феодальной закрепощенности женщин. Выпускницы женских гимназий не приравнивались к выпускникам мужских гимназий. Им так же был закрыт доступ в университеты. На содержание женских гимназий и прогимназий правительство не выделяло почти никаких средств. Но стремление женщин к высшему образованию невозможно было сдержать, поэтому за получением высшего образования женщины отправлялись за границу. 
     Величайшие деятели просвещения добивались устранения препятствий на пути развития женского образования в России. Огромное влияние на процесс складывания условий для развития высшего женского образования в России оказали идеи о равноправии женщин, выдвинутые русскими революционными демократами: В. Г. Белинским,  А. И. Герценом, Н. А. Добролюбовым и особенно Н. Г. Чернышевским. Они считали, что знания не являются для женщины самоцелью, а нужны ей для пользы общества, для служения народу. 
     
1.2 Складывание системы высшего образования для женщин
     Получение высшего образования в России являлось особенной проблемой для женщин в пореформенной России. Длительное время доступ в высшие учебные заведения женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей.
     Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А. И. Шерера в Санкт-Петербурге в 1823. В 1859–61 гг. женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862–64 – Медико-хирургическую академию.
     В 1870 г. основаны Владимирские курсы в Санкт-Петербурге, где читались лекции для лиц обоего пола, в 1872 – общеобразовательные курсы                    В. И. Герье в Москве и курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (с 1876 – Женские врачебные курсы), в 1878 – высшие женские курсы в Санкт-Петербурге (Бестужевские курсы) и Киеве.
     Одним из ярких примеров высшего образования в России в последние 40 лет Империи являются Бестужевские курсы. Основанные 20 сентября                (2 октября) 1878 году, они долго юридически не приравнивались к университету, несмотря на то, что их профессора были те же и программы ничем не отличались от университетских. Курсы были основаны на систематическом, университетском характере преподавания. Министерство просвещения поставило во главе курсов профессора русской истории  К. Н. Бестужева-Рюмина, по фамилии которого они и получили свое наименование. Среди организаторов курсов были Н. В. Стасова,  М. В. Трубникова, А. П. Философова. К преподаванию в новом учебном заведении были привлечены крупнейшие ученые, в их числе Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, С. Ф. Платонов.
     Изначально срок обучения на курсах был 3 года. С 1881 года он увеличился до 4 лет. На курсы принимали женщин с 21 года, получившие среднее образование. Чтобы попасть на эти курсы женщины должны были подать заявление, приложив к нему метрическое свидетельство, аттестат о полном среднем образовании и свидетельство о политической благонадежности. Обучение было платным. Деятельность курсов спонсировалась «Обществом для доставления средств высшим женским курсам», средства поступали от Министерства народного просвещения, Санкт-Петербургской городской думы, а также платы за слушание лекций, добровольных пожертвований и членских взносов. Хотя многие преподаватели работали на безвозмездной основе.
     Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое, а в 1906 году было открыто юридическое отделение. На словесно-историческом отделении преподавали богословие, логику, психологию, историю древней и новой философии, историю педагогики, теорию эмпирического познания, историю литературы, русский, латинский, французский, немецкий, английский языки и один из славянских языков. В качестве факультативов преподавали латынь и хоровое пение. Студенткам физико-математического отделения читали лекции по математике, физике, химии, ботанике, зоологии, минералогии, кристаллографии, физической географии. Слушательницам разрешали переходить с одного отделения факультета на другое с досдачей соответствующих курсов.
      Почти по всем предметам и на всех отделениях проводились практические занятия, особенно это касалось  естественных наук, для чего курсы располагали богато оснащенными аудиториями, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали подготавливать самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при курсах в качестве ассистенток или руководительниц практических занятий. 
     В 1886 году, в связи с обеспокоенностью правительства политической неблагонадёжностью слушательниц, приём на курсы был временно прекращён. Была создана комиссия под руководством С. М. Волконского, которая работала три года, изучая состав слушательниц и их политические настроения. Между тем, к началу 1889 года на курсах оставался только четвёртый (выпускной) курс, насчитывавший 140 человек. Наконец, 3 июня  1889 года было опубликовано «Временное положение о Санкт-Петербургских Высших женских курсах», резко усиливавшее контроль за деятельностью учебного заведения, которое действовало до 1918 года. Курсы получали назначаемого директора и Совет профессоров, курсисткам запрещались различного рода собрания, появилась новая должность - инспектриса. Помимо этого, резко сократилось количество слушательниц, было закрыто естественное отделение. По-прежнему сохранялись два отделения — историко-филологическое и физико-математическое, однако запрещалось преподавание физиологии человека и животных, естественной истории и гистологии. Бессменная распорядительница Н. В. Стасова была отстранена от должности. Были уволены и другие преподаватели. В 1895 году на курсах было возобновлено чтение курса ботаники, а в 1902 году и физиологии. Для зачисления на курсы теперь требовалось письменное разрешение родителей или опекунов, а кроме того, справка о наличии средств для безбедного существования. Повысилась плата за обучение. Курсисткам разрешалось жить только дома или у родственников — частные квартиры исключались. При этом в каждом случае прием зависел от личного усмотрения директора. 
     В сентябре 1901 года по рекомендации министра народного просвещения П. С. Ванновского Николай II утвердил указы о допущении к преподаванию всех предметов в старших классах женских гимназий и прогимназий лиц женского пола, окончивших Бестужевские курсы. Позднее, в 1906 году, им было разрешено преподавать и в некоторых классах мужских гимназий.
     Ещё одним ярким примером высшего женского образования в России второй половины XIX века является женский медицинский институт в Петербурге. 
     В 1872 г в виде эксперимента были открыты  курсы «Ученых акушерок» с четырехгодичным сроком обучения  при Медико-хирургической академии, занятия перенесли в Николаевский окружной госпиталь. С 1877 г. они стали называться Женские врачебные курсы.  Лекции читали химик А. П. Бородин, венеролог В. М. Тарновский, педиатр К. А. Раухфус и ряд профессоров Медико-хирургической академии.
     Высшие врачебные курсы находились в ведении военного министерства. В 1892 г. военный министр П. С. Ванновский счел «неуместным»  существование женского медицинского образования в системе военного ведомства, и их закрыли.
     В 1897 году в Санкт-Петербурге с целью подготовки женщин-врачей был создан Женский медицинский институт. В «Положении» о создании института указана его главная цель: «доставлять лицам женского пола медицинское образование, преимущественно приспособленное к лечению женских и детских болезней и акушерской деятельности». В финансовой поддержке заведению было отказано, оно  существовало на частные пожертвования,  большую сумму внес сам С. П. Боткин.
     На первый курс из 264 претенденток было принято 188. Слушательницам предстояло не только учиться, им нужно было своей деятельностью доказать право русской женщины на работу уже не в качестве сестры милосердия, акушерки или фельдшерицы, а в качестве врача. Если первых сестер милосердия, акушерок и фельдшериц с середины ХIХ столетия готовили в общинах сестер милосердия и на различных курсах, то высшее медицинское образование до открытия ЖМИ можно было получить только за границей.
     Слушательницы, закончившие институт, выпускались врачами-терапевтами, получали звание «женщина-врач»  и имели право работать только в женских лечебных учреждениях. Причем окончившие этот Институт женщины-врачи получали равные с мужчинами права, как на практическую врачебную деятельность, так и на государственную службу. Однако дипломы женских высших учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института.
     В мемуарах современников сохранились сведения и об уровне преподавания в университетах. Студентки-вольнослушательницы могли по желанию записываться на курс любого предмета. Ввиду этого уровень профессионализма преподавателя, его ораторские способности играли большую роль и строго оценивались студентками. Так, графиня                         Е. Ф. Камаровская вспоминала: «Курс энциклопедии права читал Муромцев, его аудитория была всегда переполнена, слушать его приходило вдвое больше народу, чем на какой-нибудь другой курс. Он увлекал нас глубиною содержания, которое вкладывал в блестящую форму, а также тем, что касался в своих лекциях современных общественных проблем… Русскую историю читал Кизеветтер, а П.Г. Виноградов вёл курс истории Англии… Он переселился в Англию… Там он, прекрасно зная английский язык, сделался профессором Оксфордского университета. Но на некоторую часть учебного года Виноградов приезжал в Москву, выступая в нашем университете. Спокойный то его речи, которая так и лилась свободно и красиво, глубокое знание предмета, его манера ясно и доступно преподносить слушателям самые трудные вопросы – всё это привлекало в аудиторию массу народу. Читай он два-три часа подряд – вы не ощущали бы ни  малейшего утомления». (Камаровская Е. Ф. Записки. – М. : Захаров, 2003. – С. 63)
     Однако подобный уровень преподавания не был распространен повсеместно. Так, в упомянутой выше  Медико-хирургической академии, где учились и женщины, современникам нравились «порядок в академии, содержание студентов, образ их обращения». Но лекции, например, профессора Петрова по геометрии оставляли желать лучшего: «Профессор прямо, без малейшего предварительного объяснения, начал читать по книжке введение оной, и останавливаясь на разных местах, заставлял слушателей поправлять типографические ошибки…Неужели мы приехали за тысячу верст слушать такое преподавание?!» - вспоминает Тарасов Д. К. [Воспоминания моей жизни. Записки почетного лейб].
     В 1902 году состоялся первый выпуск  - 113 женщин-врачей. В 1904 году было подано уже 950 заявлений, а принято только 365 претенденток. Требования были настолько высокими, что с первого раза часто не могли поступить даже окончившие гимназию с золотой медалью. Поблажек не делали никому, даже представительница богатейшей семьи Нобелей, М. Л. Нобель-Олейникова, поступала несколько раз. Характерной чертой для Петербурга того времени было участие большинства студенток и курсисток, слушательниц многочисленных женских курсов столицы, в различных партиях и революционном движении.
     В 1912 году состоялся первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин. Это станет важным событием в истории женского образования. На нем была подвергнута расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании. Съезд принял много обстоятельных решений и дал сильнейший толчок дальнейшему развитию женского образования в России. 
12


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44