VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация проектной деятельности учащихся на уроках информатики.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000158
Тема: Организация проектной деятельности учащихся на уроках информатики.
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Организация проектной деятельности учащихся на уроках информатики 
1.1 История возникновения и характеристика метода учебных проектов
1.2 Применение метода проектов на уроках информатики 
 1.3 Анализ педагогического опыта применения метода проектов при обучении информатике 

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
2.1 Проектный офис как информационно-образовательный интернет-ресурс
2.2 Анализ функциональных возможностей блог-платформы WordPress для создания информационно-образовательных ресурсов.

ГЛАВА 3.  РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «ПРОЕКТНЫЙ ОФИС ИНФОРМАТИКИ» СРЕДСТВАМИ БЛОГ-ПЛАТФОРМЫ WORDPRESS
3.1. Проектирование структуры информационно-образовательного ресурса «Проектный офис информатики»
3.2. Создание информационно-образовательного ресурса «Проектный офис информатики» средствами блог-платформы WordPress

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ









ВВЕДЕНИЕ
	Актуальность исследования
	Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010 г.) является переход на новые образовательные стандарты. В 2010 году был принят Федеральный государственный	 образовательный стандарт основного общего образования – совокупность требований, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования образовательного учреждения. В основе ФГОС лежат несколько фундаментальных принципов:
	1. Единство преемственности и инновации (каждый следующий стандарт дополняет предыдущий);
	2. Переход от «догоняющей» модели развития образования и копирования западных моделей – к «опережающей» модели;
	3. Гибкость и адаптивность системы образования по отношению к внешним запросам и мотивам личностного роста граждан России.
	В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
     1. Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 
     2. Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 
     3. Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 
     4. Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 
     Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы – системообразующий компонент ФГОС. Стандарт устанавливает следующие требованияк результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
     1.личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
     2.метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
     3.предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
     Универсальные учебные действия – инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса. Основная цель общего образования – «научить учиться». Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через универсальные учебные действия (умение учиться, способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта).
   Системно-деятельностный подход лежит также в основе реализации основной общеобразовательной программы  А одним из разделов примерной основной общеобразовательной программы является учебно-исследовательская и проектная деятельность.В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
	Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. (А. А. Хромов)
	Многие зарубежные и отечественные ученые (П.С.Лернер, В.Д.Симоненко, М.Б.Павлова, Д.Питт и др.) считают, что проектная деятельность является приоритетной в обучении школьников.
	Проблема использования метода проектов в обучении школьников поднималась в исследованиях различных ученых, рассматривающих метод проектов в социальном (А.Н. Ковтунова и др.), философском (А. П. Огурцов, П.К. Энгельмейер и др.) и педагогическом (Г.В. Афанасьев, Е.А. Вострикова, Н.А. Гордеева, Н.Я. Яковлева и др.) аспектах.
	История возникновения и развития метода проектов прослеживается в работах  П.П. Блонского, Д. Дьюи,  У.Х. Килпатрика, С.Т. Шацкого и др.На данный момент в работах отечественных и зарубежных исследователей (М.Б. Павловой, Дж. Питта, Е.С. Полат, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко и др.) нашли свое отражение различные вопросы, связанные с организацией проектной деятельности школьников.
     Проблема исследования: учителя очень любят применять метод проектов на уроке информатики, но не всегда они до конца понимают суть этого метода и, соответственно, не всегда правильно его используют, а обучающиеся не всегда знают, как правильно нужно работать над проектом. Именно для помощи в работе учителям и обучающимся в работе над проектом был создан информационно-образовательный ресурс «Проектный офис информатики». 
     Объект исследования: организация проектной деятельности учащихся на уроках информатики.
     Предмет исследования: разработка информационно-образовательного ресурса «Проектный офис информатики».
     Гипотеза исследования: еслиразработать информационно-образовательный ресурс «Проектный офис информатики», то он поможет учителям в работе с методом проектов, а обучающимся – в воплощении проектов «в жизнь».
     Цель исследования:разработка информационно-образовательного ресурса «Проектный офис информатики» средствами платформы WordPress.
     Задачи исследования:
1) Изучить требования ФГОС ООО, примерной ООП ОУ, примерной учебной программы по информатике.
2) Провести теоретический анализ учебно-методической литературы, публикаций, интернет-ресурсов по вопросу использования метода проектов в процессе обучения информатике.
3) Определить структуру информационно-образовательного ресурса «Проектный офис информатики». 
4) Изучить особенности создания проектного офиса на платформе WordPress, освоить инструменты разработки пользовательского интерфейса на платформе WordPress.
5) Реализовать информационно-образовательный ресурс «Проектный офис информатики» средствами блог-платформыWordPress.
     Методы исследования: 
     1.теоретические -  анализ и систематизация литературы по проблеме исследования;
     2. эмпирические - изучение литературы по теме исследования; изучение нормативных, инструктивно-методических документов.
     Теоретическая значимость исследования -  
     Практическая значимость исследования – разработанный ресурс может быть использован при обучении информатике в школе. 
    

































    ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
    1.1. История возникновения и характеристика метода учебных проектов
    Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
    Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Шацкого С.Т. в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
    Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор, до недавнего времени, в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.
    В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где есть идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашёл широкое распространение и приобрёл большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. 
    По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
    Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
    Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
    Сущность современного проектного обучения состоит в том, чтобы создать  условия, при которых учащиеся:
    * самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 
    * учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 
    * приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
    * развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
    * развивают системное мышление.
    Профессор Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов»[13].
    В определении Н.Ю. Пахомовой: «Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики» [12, c. 30].
    Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. 
    Можно выделить основные положительные стороны проектного обучения:
     - учащийся находится в центре внимания, осуществляется помощь развитию его креативных способностей; 
    - каждый ученик может обучаться в соответствии со своим уровнем развития, поскольку применяется индивидуальный темп работы над проектом; 
    - грамотное развитие основных психических и физиологических функций; 
    - достаточно глубокое усвоение основ знаний, поскольку учебный предмет строится на основе логики. 
    Однако в технологии проектного обучения, как и в любой другой технологии, существуют ограничения, обусловленные трудностями её использования, а именно: 
    - низкая мотивация школьников к принятию участия в проекте;
    - низкая мотивация преподавателей к использованию проектной технологии;
    - недостаточные умения учащихся заниматься исследовательской деятельностью;
     - неточность определения результатов. 
    В курсе информатики метод проектов можно использовать в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное — это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
    1.2. Применение метода учебных проектов на уроках информатики
    Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. 
	Многие темы проектов предполагают обязательное использование знаний и умений из различных областей науки.
	Кроме этого, метод проектов позволяет при малом количестве часов (1-2 часа в неделю) и очень обширнойпрограмме курса предмета информатики сделать изучаемый материал более интересным, наглядным, запоминающимся надолго. Что, в свою очередь, ведет к положительной мотивации к учению и хорошим результатам в активизации познавательных процессов учащихся.
     Современная школьная образовательная система предполагает изменение в содержании и формах педагогической деятельности учителей и учеников, освоение инновационных технологий и форм работы. В связи с этим большой интерес у учителей вызывают такие технологии как проектный метод, блочно-модульный подход, портфолио, педагогическая диагностика.
    Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
    Роль учителя состоит в создании условий для развитиямышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.
    Именно поэтому учитель-предметник, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.
    В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
    Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьника вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающего у значительного количества школьников.
    Цели и задачи проектной деятельности:
    *  контроль знаний и умений по пройденному материалу;
    *  формирование в сознании школьника информационной картины мира;
    *  возможность работать с компьютером;
    *  развитие умений поиска и обработки информации;
    *  работа по новым технологиям;
    *  развитие самостоятельности;
    *  умение слушать и уважать мнения учащихся;
    *  способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
    *  развитие исследовательских умений.
    В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся  научится[14]:
   • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
   • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
   • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
   • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
   • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
   • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
   • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
   • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; 
   • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
   Учащийся получит возможность научиться[14]:
   • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
   • использовать догадку, озарение, интуицию;
   • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
   • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
   • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
   • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
   • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
    • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
    Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу. Данная форма обучения способствует развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива;
    *  в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;
    *  умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;
    *  умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию;
    * контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива.
    	Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учета индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования. 
	Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения - это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое.
	Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.
	В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: он дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта. 
    У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:
    * намечать ведущие и текущие (промежуточные цели и задачи);
    * искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
    * осуществлять и аргументировать выбор;
    * предусмотреть последствия выбора;
    * действовать самостоятельно (без подсказки);
    * сравнивать полученное с требуемым;
    * объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
            В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности: 
    * коммуникативная – способность к общению;
    * проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;
    * рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.
    	В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др.
    Вопрос о том, совместима ли проектная деятельность с классно-урочной системой, по-прежнему остается дискуссионным.
    Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации образовательного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.
    Использование метода проектов в старшей школе.
    В старшей школе для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:
    * большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК;
    * изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
    * формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;
    * в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность;
    * учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.
    Все эти причины определяют необходимость формирования новой среды обучения и общения. И, конечно, опять незаменимым помощником является метод проектов.
    Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. И самым сложным становится именно процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. Обычно используют введение общей содержательной рамки при сохранении абсолютной свободы выбора внутри ее. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах  проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.
    Данная деятельность направлена на достижение следующих целей при обучении старшеклассников:
    * формирование основ научного мировоззрения;
    * формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
    * подготовкой учащихся к последующей профессиональной деятельности;
    * овладение информационными технологиями, как необходимым условием перехода к системе непрерывного образования.
    1.3. Анализ педагогического опыта применения метода проектов при обучении информатике
    Для рациональной организации работы необходимо понимать, что проекты бывают разные.
    Таблица 1. Классификация учебных проектов [10, 28]
    Типологические признаки проекта
Доминирующая деятельность учащихся
Предметно-содержательная область
Число участников
    Координация
    Характер контактов
    Продолжительность
Практико-ориентированная
Монообъекты
Индивид
Открытая (явная)
Внутриклассные
Мини-проект (1-2 урока)
Исследовательская
    
    
    
Внутришкольные
Краткосрочные (4-6 уроков)
Информационная
Межпредметные объекты
Группа
Скрытая (неяная)
Внутригородские
Недельные
    
    
    
    
Региональные
    
Творческая
    
    
    
Международные
Долгосрочные (годичные)
     
    Разберем классификацию проектов по комплексности и характеру контактов [10, 28].
    По комплексности (предметно-содержательные области) можно выделить два типа проектов: монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета; и межпредметные проекты – выполняются исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. 
    Классификация проектов по характеру контактов может иметь следующие типы: внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные. Последние два являются телекоммуникационными, так как требуют координации участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, использования современных компьютерных технологий.
    По продолжительности проекты могут делиться на: минипроекты – укладываются в один урок или часть урока; краткосрочные проекты – требуют выделения 4–6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп, основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной работы и дома; недельные проекты – выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает 30–40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии, экспедиции, натурные видеосъемки). Все это, благодаря глубокому погружению в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы; долгосрочные (годичные) проекты – могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта – от определения темы до презентации(защиты) выполняется во внеурочное время.
    Проекты с открытой (явной) координацией. В качестве координатора в зависимости от типа проекта могут выступать учитель-предметник (монопроекты), просто специалист в той области знаний, которая подлежит изучению. Координатор проекта направляет работу участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта. В целом выполняет следующие функции:
    – оказывает содействие обучающимся в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
    – сам является источником информации;
    – координирует весь процесс;
    * поддерживает и поощряет участников проекта.
         Задача руководителя проекта – не вести за собой, но идти рядом.
    Проекты со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в своей функции, выступая как полноценный участник проекта. В этих случаях им может быть специалист в какой-то конкретной области (например, из числа родителей – писатель, бизнесмен, врач, юрист, экономист), но при полной осведомленности учителя-координатора.
    Нет единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом – индивидуально или в группе. Система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты. Напротив, одна из современных отечественных исследователей метода проектов Е. Полат [11] считает, что данная педагогическая инновация – метод проектов – эффективна лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества». 
    	Укажем педагогические особенности индивидуальных и групповых проектов.
    Таблица 2. Педагогические особенности индивидуальных
    и групповых проектов [10, 31]
    Проект
    индивидуальный  
    групповой
    Тема проекта выбрана в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями структуры личности учащегося.
    Тема проекта выбирается в соответствии с коллективными интересами.
    Формируется чувство персональной ответственности «за все», требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициатива.
    Формируется чувство коллективной ответственности.
    Возможность продвигаться к результату в своем темпе.
    Согласованность по срокам выполнения
отдельных частей проекта.
    Приобретается опыт работы на всех этапах. 
    
    Формируются важнейшие умения и навыки: исследовательские, презентационные, оценочные и др.
    Навык в выполнении отдельного вида работы, например, только подготовка визуального ряда проекта.
    Формируются навыки индивидуальной работы. 
    Формируются навыки сотрудничества.
    Уверенность опирается на личное мнение.  
    Мнение каждого участника принимается и поддерживается, учащиеся приобретают уверенность в себе.
    Возникает феномен индивидуалиста.  
    Возникает феномен группового влияния
на личность.
    Создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой личности.
    Создаются условия для проявления
и формирования основных черт творческой личности.
    Деятельность носит социальную направленность.
    Деятельность носит социальную направленность.
    Проект может быть выполнен односторонне и предвзято.
    Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне.
     
    Перечислим основные требования к использованию метода проектов [19]:
    1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного значения исследовательского поиска для ее решения (например, организация путешествий в разные страны; проблема организаций спортивных мероприятий и т.п.);
    2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, которые прослеживаются в развитии данной проблемы и т.д.);
    3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
    4) структурирование содержательной части проекта;
    5) использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов, анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т. п.).
    Рассмотрим основные этапы разработки учебного проекта [22]:
    1. Разработка проектного задания. На этом этапе учитель продумывает темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают тему, которая, по их мнению, будет наиболее приемлема. Кроме того, на этапе разработки проектного задания происходит формирование творческих групп. Для этого учитель организует объединение учеников в небольшие команды. Учащиеся обсуждают возможные результаты исследовательской деятельности, определяют формы выражения результатов проектной деятельности; учитель непосредственно участвует в происходящей дискуссии, направляя её, но не навязывая готовых решений. 
    2. Разработка проекта. Учитель разъясняет возникшие вопросы, является стимулятором деятельности школьника. Учащиеся выполняют поисковую деятельность. 
    3. Оформление результатов. Учитель выполняет те же действия, что и при разработке проекта; учащиеся оформляют результаты по определённо-установленным правилам. 
    4. Презентация результатов. Преподаватель приглашает наблюдателей, организует творческий отчёт учеников. Ученики рассказывают о результатах своей деятельности, представляют её результаты в различных формах, заранее определённых на первой стадии (это могут быть презентации, выставки, театрализованные представления – в зависимости от тематики проектов и возможностей учащихся). 
    5. Оценка результат.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44