VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013672
Тема: Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт/факультет математики, физики, информатики и технологии
Кафедра технологии и экономики









Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС  

Выпускная квалификационная работа


Квалификационная работа 
допущена к защите
Зав. кафедрой 

______   ______________
   дата             подпись



Исполнитель: Шорина Дарья Вячеславовна,
Обучающийся БЭ-41 группы 

 ______________________
                           подпись



Руководитель: Антипова Елена Петровна, доцент, кандидат педагогических наук, директор института математики, физики, информатики и технологии
  ___________________
               подпись






Екатеринбург 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ	6
1.1 Сущность проектной деятельности	6
1.2 Навыки проектной деятельности	11
1.3 Виды и структура проектной деятельности	16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ	22
2.1 Проектирование в системе образования при реализации ФГОС.	22
2.2 Особенности проектной деятельности учащихся 5 классов	28
2.3 Содержание проектной деятельности учащихся в области экономики	35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ	49




ВВЕДЕНИЕ

     В наше время перед образованием стоит новая задача: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь.  Именно это сейчас диктует нам современное информационное общество. Вместо того чтобы просто давать знания учащимся, нынешний педагог должен ориентировать их на развитее способности приобретать эти знания и формировать умения использовать полученные знания на практике. Как раз здесь на помощь педагогу приходит проектная деятельность. Основное предназначение проектной деятельности заключается в предоставлении обучающимся возможности самостоятельно приобрести необходимые знания для решения насущных проблем и задач, которые зачастую требуют интеграцию знаний из различных предметных областей школьной программы. 
     Актуальность проектной деятельности в нынешнем образовании понимается всеми. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения  уделяет особое внимание необходимости использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода, методы проектной деятельности определены как одно из значимых условий реализации основной образовательной программы. 
     В наши дни проектная деятельность это новшество в образовании. Однако она имеет довольно старые корни. Метод проектов был разработан еще в начале ХХ века. Его целью являлось ориентирование обучения на целесообразную деятельность школьников с учетом их личных интересов. Первоначально метод проектов называли методом проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Именно Дьюи говорил, что школа должна не просто учить, а учить жить. Сейчас же главной идеей проектной деятельности является развитие познавательных интересов у учеников, навыков самостоятельно проектировать свои знания и  ориентироваться в современном информационном обществе, а также развивать критическое мышление [1].
     Выполнение учащимся проектной работы позволяет сформировать у них мотивацию к познавательной деятельности, которая нацеливает школьников на поиск новых необходимых знаний, помогает не только сформировать опыт, выработать навыки и умения, так необходимые для решения жизненно важных проблем, но и построить собственную жизнь более успешной и значимой для общества. Учебное проектирование способствует формированию у учащихся способностей к планированию своей деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе. Проектная деятельность учащегося способствует развитию его самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Она главным образом предоставляет ученику возможность сформировать в себе умение выбирать реальные средства для решения стоящей задачи, принимать разумные решения. 
     Стало быть, создание условий для организации и реализации проектной деятельности неотложная и актуальная задача современной образовательной системы, потому как именно проектная деятельность позволяет учащимся не только формировать предметные и метапредметные умения и навыки, но и эффективно применять их на практике.
     Из-за того что проектная деятельность не так давно получила широкое распространение в образовательном процессе, многие педагоги допускают серьезные ошибки, недооценивая метод проектов и значительно снижая его потенциал. Проблема недостаточно эффективной организации проектной деятельности в школе определила тему исследования.
     Объектом исследования в работе является образовательный процесс в системе основного общего образования.
     Предметом исследования в работе является организация проектной деятельности обучающихся.
     Цель выпускной квалификационной работы – совершенствование умений обучающихся выполнения проектной деятельности.
     Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
     1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблемам проектной деятельности;
     2. Охарактеризовать проектную деятельность как форму обучения учащихся;
     3. Описать навыки, формируемые у обучающихся при реализации проектной деятельности;
     4. Показать специфику проектирования в системе образования при реализации ФГОС;
     5. Охарактеризовать особенности проектной деятельности учащихся пятого класса;
     6. Разработать содержание проектов учащихся пятых классов в области экономики.
     Методология выпускной квалификационной работы. Для решения поставленных в работе задач были использованы частичные и общенаучные методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение, педагогическое наблюдение.
     Структура дипломной работы включает в себя: введение, два раздела, заключение, список использованной литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность проектной деятельности

     Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
     Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания. [1]
     Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития общеобразовательной школы посвящены исследования А.А. Карачева, Б.Ф. Ломова, В.А. Моляко, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.Н. Нечаева и других. Анализ системы понятий, связанных с проблемой исследования, представленный в работах, показывает ее комплексный, междисциплинарный характер. Проектирование понимается и как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (Дж.К. Джонс), и как управление стихийным развитием предметного мира (Т.Л. Мальдонадо), и как разработка и создание проекта-эскиза будущего изделия (В.А. Моляко). Несмотря на различные толкования понятия, все исследователи указывают на его творческий, преобразующий характер. Можно обозначить еще целый ряд понятий, имеющих отношение к проблеме проектной деятельности школьников: проектная ситуация (В.И. Аверченко, К.А. Малахов), проектная задача (В.Г. Горохов), проектное моделирование (Н.Н. Нечаев).
     Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике: понимается как исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир (Н.П. Валькова, В.И. Михайленко и другие). И.И. Ляхов отмечает в своих работах, что суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и т.д.
     Проектная деятельность — это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определённого итога - цели, создание определённого, уникального личностного результата, имеющая начало и конец во времени. [1]
     Проектная деятельность даёт возможность учащимся активно проявить себя в системе общественных отношений,  она способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности [2].
     Проектная деятельность способствует успешной социализации обучающихся в адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом [3].
     На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.
     Выбирая проблему исследования проектной деятельности и решая конкретные задачи, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому школьнику собственную траекторию как обучения, так и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
     Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное планирование и постановку целей, разделять задачи и роли между участниками группы, действовать либо в роли лидера, либо исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, распределяя ответственность [4].
     В настоящее время проектную деятельность все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся овладевают знаниями и умениями в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся проектов.
     Согласно данному подходу сама программа школы может быть определена как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытом. Таким свойством обладает деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах.
     Проектная деятельность предполагает использование учителем личностно-ориентированного подхода при проектировании и осуществлении образовательного процесса, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами:
     - принцип детоцентризма. В центре образовательной деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности не только продемонстрировать свой потенциал, но и  реализовать себя, ощутить свой успех.
     - принцип кооперации. В процессе реализации проекта осуществляется широкое взаимодействие как между учителем и учащимися, так и учащимися между собой.
     - принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый, реализуя свой проект, имеет хорошую возможность продемонстрировать  имеющиеся у него собственные знания и опыт.
     - принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, возраста, уровня обученности;
     - принцип свободного выбора: темы проекта, напарников в работе над проектом, литературы, способов получения информации, метода исследования, вида представления результатов.
     - принцип связи исследования с реальной жизнью. Взаимосвязь знаний ученика и его практических действий. 
     - принцип трудной цели. Для многих учащихся легко достижимый результат не является мобилизующим фактором [5].
     Педагоги обратились к проектной деятельности, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу проектной деятельности заложен замысел, составляющий суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной значимой проблемы, практической или теоретической. Этот результат можно не только увидеть и понять, но и применить в реальной практической деятельности.
     Чтобы достичь такого результата, необходимо научить детей  мыслить самостоятельно, находить проблемы  и решать их, привлекая для этой цели знания из разных сфер, умения предвещать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
     Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени [6].
     Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы цели, задачи. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование множество, разнообразных методов и средств обучения, а с другой, предполагает необходимость объединения знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих сфер.
      Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если эта проблема теоретического характера, то конкретное ее решение, если практического, то конкретный результат, готовый к использованию, например на уроке, в школе или в реальной жизни [7].
     Проектная деятельность – специфическая деятельность субъектов от замысла до создания проектного продукта и его испытания. Под субъектами проекта понимается, во-первых, педагог (руководитель проекта), так как именно учитель выстраивает ситуации на занятиях для рождения замысла работы, разрабатывает проектное задание, направляя учащихся в правильном направлении,  при их работе, являясь наряду с другими субъектами деятельности генератором идей; во-вторых, ученик или группа учащихся, непосредственных исполнителей проекта; в-третьих, все взрослые, узкие специалисты-предметники, родители и другие лица, которые принимают активное участие в работе над проектом ребенка [8].
     Исследователь И. А. Зимняя рассматривает занятие проектной деятельностью как следствие проектной культуры, считая, что проект является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, создания, исполнения и оформления. По мнению И. А. Книгичевой, проектная деятельность представляет собой совокупность сложной деятельности по целенаправленному изменению объекта на основе ранее полученных теоретических знаний и навыков, включающих интеллектуальный, деятельностный и эмоциональный компоненты. В исследованиях С. А. Днепрова проектная деятельность представляет собой составляющую научного сознания. 
     Рассмотрение теоретических исследований описанных и других авторов дает возможность говорить о проектной деятельности учащихся как о самостоятельном виде деятельности. Исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному толкуется в педагогике: понимается как исторически сложившаяся, обусловленная социально и экономически потребность людей в получении в условной форме прогнозов ситуаций вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир (Н.П. Валькова, В.И. Михайленко и другие). И.И. Ляхов говорит в своих работах, что суть проектной деятельности проявляется в практической активности, направленной на перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и т.д.
     Подводя итог анализу исследуемой литературы и обобщению опыта исследователей,  суть проектной деятельности состоит в том, что ученик в процессе самостоятельной работы над учебным проектом постигает реальные процессы, применяет имеющиеся знания на практике, проживает конкретные ситуации преодоления трудностей. [9]
     
1.2 Навыки проектной деятельности

     Навыки проектной деятельности – это группа умений, которая выделяется по такому признаку как их совокупность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение образовательного процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач. [10]
     Специфическими признаками проектных навыков являются: 
     - применяемость в различных видах учебно-познавательной и трудовой деятельности;
     - преобладание интеллектуальных компонентов, благодаря чему проектные навыки легко переносятся из одной сферы деятельности в другую;
     - разнообразие способов достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности. 
     Совокупность проектных навыков включает следующие умения: 
     - в соответствии с целями и задачами проекта разрабатывать и планировать собственную деятельность; 
     - четко отбирать информацию, относящуюся к теме задания-проекта; 
     - анализировать и выбирать наиболее обоснованные способы решения проблемы проекта; 
     - создавать и осуществлять свои варианты действий по созданию проектов; 
     - осуществлять самооценку своих действий и давать оценку созданному проекту. 
     Можно сформулировать основные навыки, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:
     - целеполагание: умение формулировать цель проектной деятельности;
     - проблематизация: умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
     - планирование: планировать этапы работы, формулировать задачи, предполагаемые результаты, ставить сроки, распределять исполнителей;
     - анализ результатов и рефлексия: анализировать результат на соответствие цели, проводить рефлексию результатов решения задачи;
     - презентация и защита проекта.
     Основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных навыков:
     - мыследеятельностные: выдвижение проблемы проекты, идеи, формулирование целей и задач, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода реализации, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
     - презентационные: подведение выводов через устный доклад о проделанной работе, выбор способов и формы наглядного представления результатов деятельности, подготовка проектной документации (пояснительной записки, электронной презентации или аннотации к проекту);
     - коммуникативные: умение слушать и понимать других, выражать свои мысли, взаимодействовать внутри группы и при этом уметь находить компромисс;
     - поисковые: находить информацию по каталогам, в гипертексте, в интернете, формулировать ключевые слова, проводить контекстный поиск;
     - информационные: структурировать информацию, выделять главное,  представление информации в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
     - проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, разработка модели (компьютерное моделирование) проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов [11].
     В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие общеучебные навыки [12]:
1. Рефлексивные (развивают сферу саморегуляции):
     - навыки осмысления задачи, для решения которой недостаточно имеющихся знаний;
     - навыки для ответа на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
     2. Исследовательские (развивают мотивационную, волевую, предметно-практическую, интеллектуальную области):
     - навыки самостоятельно формулировать идею, проблему, цели и задачи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
     - навыки для самостоятельного поиска недостающей информацию в информационном поле;
     - навыки запросить недостающую информацию у педагога или специалиста;
     - навыки находить разные варианты решения проблемы;
     - умение выдвигать гипотезы;
     - умение устанавливать причинно-следственные связи.
     3. Навыки оценочной самостоятельности  (развивает интеллектуальную, волевую сферы):
     - внешняя оценка;
     - самооценка.
     4. Социального взаимодействия (развивают интеллектуальную, сферу саморегуляции, волевую сферу):
     - сотрудничать в процессе учебной деятельности;
     - оказывать помощь товарищам и принимать их помощь; 
     - следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло. 
     5. Менеджерские: (развивают волевую, интеллектуальную сферы):
     - навыки проектировать процесс или изделие;
     - навыки планировать время, ресурсы и саму деятельность;
     - навыки принимать решение и прогнозировать их последствия;
     - навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
     6. Коммуникативные:
     - умение проявлять инициативу в учебном взаимодействии со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;
     - навыки ведения дискуссии;
     - умение отстаивать свою точку зрения;
     - умение находить общий компромисс;
     - навыки устного опроса, интервьюирования, анкетирования.
     7. Презентационные (развивают эмоциональную сферу):
     - навыки монологической речи;
     - умение уверенно держаться во время выступления или защиты проекта;
     - артистические навыки;
     - навыки использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта;
     - умение отвечать на незапланированные вопросы.
     8. Информационные умения и навыки (развивает сферу саморегуляции, интеллектуальную, волевую):
     - обучение работе на ЭВМ (MS Office, Power Point); 
     - обучение работе в сети интернет; 
     - создание базы данных полезных ссылок в интернете по темам для облегчения поиска интересующей информации;
     - использование возможностей интернета для поиска интересующей информации, анализ и использование полученной информации; 
     - составление и использование программ, которые моделируют результат с помощью использования современных информационных технологий;
     - оформление результата с использованием возможностей современной компьютерной техники; 
     - возможность оценивания результатов научно-исследовательской деятельности и обмен мнениями и опытом; 
     - участие в телеконференциях, конференциях, предоставление возможности участия в грантовых проектах, проводимых в интернете. 
     Показателями высокой эффективности формирования проектных навыков являются: 
     - степень самостоятельности, которая определяется количеством выбора личных вариантов действий; 
     - позитивное отношение учащихся к выполняемой работе;
     - количество поданных предложений по нестандартному решению проектных заданий; 
     - количество участников, проявивших желание выполнять дополнительные проектные задания; 
     - время выполнения проектного задания [13].
     	Проектирование требует развитости у современного школьника проектной культуры. В связи с этим навыки проектной деятельности выступают одним из важнейших компонентов подготовки школьника, а их формирование и развитие является актуальной педагогической задачей. 
     
1.3 Виды и структура проектной деятельности

     Можно выделить несколько видов проектов в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности.
    Доктор педагогических наук Г.Е.Муравьева в своем исследовании выделяет следующие типологические признаки проектов:
      1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная. 
      2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект (несколько областей знаний). 
      3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
      4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). 
      5. Количество участников проекта.
      6. Продолжительность выполнения проекта. 
     Рассмотрим классификацию проектов, предложенную Т.М. Мартыновой [14, c.22].
     По первому признаку классификации – уровню творчества – Т.М. Мартынова выделяет следующие виды проектов: исполнительский, конструктивный, творческий. При исполнительском проекте деятельность происходит при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий. Выполнение таких проектов разумно использовать, как правило, на начальном этапе проектного обучения, поскольку у школьников недостаточно опыта для самостоятельной работы. Необходимо сказать, что на текущем этапе работы самостоятельной учащиеся могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения данной проблемы педагогу желательно иметь «банк проектов», состоящих из реально выполняемых задании, сформированных по группам интересов и подготовленности учащихся. Учитель предлагает варианты для обсуждения совместных действий, помогает раскрыть логику построения проектной деятельности, проходя вместе с учащимися весь путь создания проекта, но, не навязывая своего мнения. Конструктивный уровень проекта предполагает,  что учащиеся, обсудив с учителем тему, проблему и план работы, способны уже самостоятельно выполнить проект. А если учащиеся сами выдвигают идею проекта, сами разрабатывают и реализуют план действий, создав реальный, качественный, обладающий новизной результат, то этот проект можно охарактеризовать как творческий. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр. [14, c.21]
     Проекты могут выполняться как индивидуально, так и в группах. При групповой работе ученики исследуют материал в совместной форме его изучения, обсуждения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Школьники в группе овладевают элементами организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая тем самым социальный опыт практической деятельности. В групповых проектах отдельные пункты, параграфы выполняются индивидуально. Но и в проектах, которые учащиеся выполняют индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при взаимной оценке первоначальных идей друг друга. При включении коллективной работы в каждый проект развиваются навыки сотрудничества и чувства групповой ответственности. Но при этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, давая задания, соответствующие уровню их знаний и умений, постепенно усложняя содержание работы.
     При широком диапазоне возможностей, проектное обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности учащихся, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению. Учителю желательно разделить темы по степени сложности, при этом особое внимание уделять индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.
     Монопроекты – это проекты, создаваемые в рамках одного предмета. Например, математические. Безусловно, работа над монопроектом предусматривает порой применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы, но главная проблема проекта лежит в русле какого-либо одного знании. При этом целесообразно выбирать наиболее сложные разделы или темы. Данный проект требует тщательного построения структуры проекта, с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которые учащиеся приблизительно должны приобрести в результате проектной деятельности. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися). Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).
     Межпредметные проекты выполняются, обычно, во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные проекты, предполагающие решить ту или иную достаточно сложную проблему, интересующую всех участников проекта. Такие проекты требуют квалифицированной регулирования со стороны специалистов, гармонической работы многих образовательных групп, имеющие четко ограниченные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
     Надпредметный проект выполняется на грани областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования [15].
     Следует отметить, что выполнение проектных заданий и участие в проектной деятельности позволяет учащимся увидеть практическую пользу от изучения того или иного предмета. Результатом становится повышение интереса к предмету, сознательное применение полученных знаний в различных ситуациях. Все это будет способствовать повышению качества знаний учащихся, развитию высокой мотивированности школьников, формированию творческого потенциала [14, c.44].
     Наряду с этим учащиеся нуждаются в целом ряде определенных интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений, необходимых для самостоятельного решения проблемы, лежащих в основе проектной деятельности обучения. Выделяют следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:
     - интеллектуальные - умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразными справочными материалами, умение выбирать проверенные источники информации, умение фильтровать полученную информацию из интернета, выделять главное;
     - творческие — умение генерировать идеи, находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия того или иного решения, прогнозировать результаты проектной деятельности; 
     - коммуникативные — умение вести дискуссию, слушать и слышать своего руководителя, товарища, собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль [16].
     Структура проектной деятельности (этапы проекта):
     - Мотивационный этап (целеполагание). Погружение в проект. Формирование положительного мотивационного настроя. Определение значимой проблемы – исследовательской, теоретической, практической [17].
     - Планирующий этап (разработка проекта). Организация деятельности. Работа над проектом начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Другими словами – с проектирования самого проекта, в том числе – с определения продукта и формы его презентации. Согласовываются способы совместной деятельности, устанавливаются критерии оценки процесса работы и результата проектной деятельности. Наиболее важной частью плана является разделение проекта на части, указывается перечень конкретных действий при работе над каждой частью с выделением сроков работы и ответственных лиц. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
     - Информационно-операционный этап (выполнение проекта). Осуществление деятельности. Конкретная работа, либо ряд практических шагов по решению поставленной проблемы. Каждый проект, несомненно, требует исследовательской работы. Следовательно, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая впоследствии будет проанализирована, обработана, осмыслена, и представлена участниками проектной группы.
      Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов). Презентация результатов. Результатом работы над проектом является продукт. Другими словами это средство, которое разработали учащиеся, работавшие над проектом, для разрешения поставленной проблемы. Подготовленный результат должен быть представлен довольно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. После презентации результата идет коллективное обсуждение и содержательная оценка результатов и процесса проектной деятельности, определяются направления дальнейшей работы.
     Таким образом, проект – это шесть «П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация, портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и пр.) [18].
     Организация проектной деятельности укладывается в структуру деятельности: мотив ? постановка проблемы ? цель ? задачи ? выдвижение гипотез – путей решения проблемы ? методы и способы ?  планирование деятельности по реализации проекта ? сбор информации ? структурирование информации? изготовление продукта ? оформление продукта ? выбор формы презентации ? подготовка презентации ? презентация ? рефлексия: самооценка и самоанализ [19].
     Проанализировав литературу и обобщив опыт исследователей можно сделать вывод, что проектная деятельность способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей учащихся и логического мышления. Также она интегрирует знания, приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования. Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ.  А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности. 


     
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ

2.1 Проектирование в системе образования при реализации ФГОС.

     В настоящее время в системе школьного образования происходит постепенный процесс переориентации со знаниевой модели образования к преимущественно компетентностной модели, которая, в свою очередь, предполагает не только наличие у обучающегося необходимых знаний, но и умение использовать их в жизни. Важнейшей задачей педагога является формирование у школьников навыков ориентации в постоянно развивающемся информационном обществе, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, принимать тщательно взвешенные решения, сотрудничать со сверстниками и учителями. Именно введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должно помочь учащимся приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, обучающиеся станут более ответственными и инициативными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Именно поэтому приобретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС [20].
     Методологической основой Федерального гос.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.