VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Модель управления качеством экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016615
Тема: Модель управления качеством экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления
Кафедра менеджмента

    
    
Допустить к защите в ГЭК
 Зав. Кафедрой:
                                                                           _______________ Филонов Н. Г.
                                                                          «____»________________2018 г.
     
     

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)
    Модель управления качеством экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС



Научный руководитель:
к.п.н, профессор
________А.Г. Яковлева                           
Автор работы:
студентка группы 769М
_________ И.С. Зенкина




Томск 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы управления качеством экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС
8
1.1. Экологическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС как педагогическая проблема	
8
1.2. Специфика управления качеством экологического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях
21
1.3. Содержание управленческой модели, направленной на повышение качества экологического воспитания детей в условиях реализации ФГОС в детских образовательных организациях.
47
Выводы по первой главе
59
ГЛАВА 2. Организация опытно-экспериментальной работы по реализации модели управления качествомэкологического воспитания детей в условиях реализации ФГОС в детских образовательных организациях
61
2.1. Программа реализации модели управления качеством экологического воспитания детей в условиях реализации ФГОС в детских образовательных организациях
61
2.2. Анализ опыта реализации модели управления качеством экологического воспитания детей в условиях реализации ФГОС в детских образовательных организациях
75
ВЫВОДЫ
90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
95
ПРИЛОЖЕНИЕ
103

Введение
     Актуальность исследования обусловлена тем, что экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Разрешение их возможно только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Острота конфликта привела к тому, что общество, наконец, осознало необходимость организованного, системного экологического воспитания, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей, которые с ней взаимодействуют. 
     Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
* устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
* бережного отношения к природе;
* правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
* моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
* эмоциональной отзывчивости к живой природе;
* положительных эстетических ощущений от любования природой;
* умений познавать особенности окружающего мира.
     Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой.
     Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны, познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
     Важным положением ФГОС дошкольного воспитания являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
     Важность дошкольного периода в воспитании детей подчеркивали в своих исследованиях Н.Ф. Виноградова, С.А. Веретенникова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.И. Золотова, Т.С. Комарова, А.Т. Куракин, Л.В. Моисеева, П. Г. Саморукова, Е.И. Тихеева, И.А. Хайдурова.
Различные аспекты экологического воспитания дошкольников отражены в работах Н.Н. Авдеевой, Г.В. Васюковой, Н.Н. Вересова, М.Н. Дедулевич, М.К. Ибрагимовой, Т.А. Ивченко, Н.Н. Поддъякова, Т.В. Потаповой, Е.Ф. Терентьевой, A.M. Федотовой, В. А. Шишкиной.
     Большой вклад в области определения подходов, принципов, содержания, технологий, методического обеспечения экологического воспитания дошкольников внесли Н. Н. Авдеева, Л.Р. Ахметшина, Л.И. Егоренкова, А. А. Зарипова, Л. М. Макарова, С.Н. Николаева, Ж.Л. Новикова, Н.А. Рыжова, В.Н. Сахарова, Г. Б. Степанова, О.Ю. Тютюнник, Т. В. Шпотова.
     Влияние образовательной среды на процесс экологического воспитания дошкольников изучали Т. М. Бондаренко, Л.М. Маневцова, Ж.Л. Новикова, Л.И. Новикова, Н.Н. Кондратьева, В.Н. Сахарова, Т.А. Шиленок, Н.Е. Щуркова.
    Данные исследования способствовали накоплению и систематизации научной информации по рассматриваемой проблеме, однако несмотря на имеющийся интерес исследователей к экологическому воспитанию дошкольников, сегодня сохраняется противоречие между педагогическими возможностями образовательной среды ДОУ в экологическом воспитании дошкольников и недостаточной методической разработанностью процесса управления качеством данного процесса. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каково содержание процесса управления качеством экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС?
    Данная проблема обусловила выбор темы исследования «Модель управления качеством экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС»
      Объект исследования:управление качеством экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС.
      Предмет исследования:модель управление качеством экологического воспитания дошкольников.
      Цель исследования:теоретическое обоснование, разработка и реализация модели управления качеством экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС.
      Гипотеза исследования: управление качеством экологического воспитаниядошкольников в условиях реализации ФГОСбудет более успешным, еслибудет разработана управленческая модель, основанная на системном, комплексном, аксиологическом, социокультурномподходах,принципах дистанции, активности, самостоятельности, творчества, стабильности-динамичности развивающей среды, комплексирования, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, включающая
     обновление программно-методического обеспечения, создание информационного банка по экологическому образованию;
     преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды ДОО в соответствии с ФГОС; 
     разработку механизмов и инструментов реализации ФГОС, способствующих повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического воспитания в профессиональной деятельности.
     В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Исследовать экологическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС как педагогическую проблему.
2. Выявить специфику управления качеством экологического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях.
3. Разработать модель управления качеством экологического воспитания детей в условиях реализации ФГОС в детских образовательных организациях.
4. Разработать программу опытно-экспериментальной работы по реализации модели управления качеством экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС
5. Оценить опыт реализации моделиуправления качеством экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС
     Методологическую основу исследования составили: системный подход (В.Г. Афанасьев, СИ. Архангельский, А.И. Берг, И.В. Блауберг, В.А. Сластенин и др.); деятельностный подход (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); средовый подход (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.И. Панов, СТ. Шацкий); личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
     Теоретической основой исследования явились: психолого-педагогические концепции, раскрывающие роль природы в формировании личности ребенка (Ж.-Ж. Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); научные исследования в области экологического воспитания (П.А. Водопьянов, С.Н. Глазачев, А.А. Горелов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л. В. Моисеева и др.); теоретические аспекты экологического воспитания дошкольников (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.Т. Суравегина).
     Методы исследования - теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы по проблеме исследования, эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, опрос, статистическая обработка результатов эксперимента.
     Опытно-экспериментальная база исследования:муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «ЦРР-детский сад № 56» (г. Северск Томской области).
     Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании
     установлены факторы формирования экологической культуры детей дошкольного возраста;
     выявлена совокупность организационных условий, обеспечивающих качество экологического воспитания детей в условиях реализации ФГОС в детских образовательных организациях;
     разработана модель управления качеством экологического воспитания детей в условиях реализации ФГОС в детских образовательных организациях
     Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования, разработанная модель управления качеством экологического воспитания детей в условиях реализации ФГОС в детских образовательных организациях могут бытьиспользованы в воспитательном процессе дошкольных образовательных организаций. Материалы исследования также могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов ДОО.
     Структура диссертационного исследования отражает логику его проведения и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
     
     
     
     
     
     Глава 1. Теоретико-методологические основы управления качеством экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС.
     1.1. Экологическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС как педагогическая проблема

     Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
     Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.
     В настоящее время «нет однозначного и приемлемого определения понятия «экологическое воспитание». Само понятие «экологическое воспитание» включает в себя процессы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. 
     Светлана Николаевна Николаева (доктор педагогических наук) дает более простое определение: «экологическое воспитание соединяет в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания» [33].
     Иван Дмитриевич Зверев предлагает рассматривать экологическое воспитание, как «непрерывный процесс воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [60].
     Существуют различные подходы к определению экологического образования. В частностиГеннадий Алексеевич Ягодин определяет«экологическое воспитание» — как образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей[61].
     И.Д. Зверев рассматривает экологическое воспитание как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [60]. С точки зрения С.Н. Николаевой экологическое воспитание дошкольников можно трактовать как ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и концепции [29].
     В нашем исследовании мы трактуем понятие «экологическое воспитание» как систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие у дошкольников экологической культуры, основной целью которой является сформированность у детей целостного взгляда на природу и места человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
     Экoлoгичeскoe воспитание дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.
     Многолетнее изучение проблем экологического воспитания позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д Зверева, И.Т Суравегиной, должна быть связана с социально -нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей [60].
     Д.В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. А это должно быть связано с самоограничением личного потребления и поискам оптимальных норм производственного потребления [60].
     Лихачев Б.Т. рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой [60].
     Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. 
     Экологическое воспитание уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
     Методическое сопровождение разработки и реализации экологических программ [1] ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Содержание образовательной программы дошкольного образования должно отражать аспекты образовательной среды для ребенка, развивающая предметно-пространственная экологическая среда, характер взаимодействия с ребенком, характер взаимодействия с другими детьми система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому [1].
     	Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года[1].
     Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода (т.е.в этом смысле сущность комплексного подхода к воспитанию будет составлять обеспечение единства, целостности таких комплексов:
     1. Единство и взаимосвязь объективных обстоятельств воспитания; 
     2. Структура личности воспитуемого; 
     3. Воспитание как вид деятельности субъекта воспитания;
     4. Воспитание как наука), обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях [1].
     В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
     Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.
     При разработке Программы ДОУ определяет продолжительность пребывания детей в ДОУ, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп [1,37,71].
     Программой Федерального Государственного Образовательного Стандарта предусмотрен системный подход к воспитанию экологической культуры дошкольников. Это значит, что ежегодно темы занятий повторяются, но при этом добавляются некоторые виды работ. В целом же предусмотрено изучение тем, связанных с сезонными изменениями в живой и неживой природе:  - переменой образа жизни растений и животных в связи со сменой времён года;  - воздействием человека на окружающий мир зимой, летом, осенью и весной. 
     Программа включает теоретическое и практическое осмысление темы, поэтому работа над каждым блоком ведётся по 6 направлениям: 
- программный компонент (иначе говоря, собственно тема); 
- региональная составляющая (аспект темы, имеющий территориальное значение, например, охрана местного леса или реки); 
- вариативный компонент дошкольного учреждения (реализация общей концепции детского сада через конкретную тему, что особенно важно для специализированных заведений, для других же эта составляющая совпадает с программным компонентом); 
- предварительная работа (дидактические игры, чтение по теме, наблюдение за явлениями природы, моделирование смены времён года с помощью лото, картинок или аппликаций); 
- практическая деятельность (опыты, например, как быстро замерзает вода при минусовой температуре); 
- сопутствующие формы работы (сбор мусора, творческие задания в виде рисунков, составления ребусов и т.д).
     Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) [1].
     Поскольку экологическое воспитание можно рассматривать как новое приоритетное направление педагогической теории и практики, то его содержание сегодня находится на стадии становления, пересмотра объекта изучения, определения методологических подходов. Можно воспользоваться концептуальными положениями исследований Н.М. Мамедова, Л.В. Моисеевой, И.Т. Суравегиной, в основе которых лежит взаимосвязь четырех основных компонентов: научно-познавательного, ценностного, нормативного и практически - деятельностного[22].
     Научно-познавательный компонент.Развивающий интерес дошкольников к проблемам окружающей природы может быть представлен характеристикой свойств предметов и явлений, их многообразия, связей между ними. Для детей дошкольного возраста весь комплекс знаний о природе окрашен интересом, способствующим формированию отношений детей к природно-социальному окружению, принципиально новой мировоззренческой установки – осознанию природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями природной среды.
     Ценностный компонентсодержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека. До последнего времени в дошкольном образовании нередко преобладала утилитарно - практическая позиция, обеднявшая отношение детей к окружающему, осложнявшая развитие любознательности, эстетической отзывчивости, милосердия, сочувствия, сопереживания.
     Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования – в особенности.
     Для сохранения жизни на планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая социоприродная среда. Поэтому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности, формирование гуманистических идеалов, новой системы ценностей, таких как:
— самоценность природы;
— жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность;
— человек как компонент сложной системы;
— ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.
     Нормативный компонент содержания воспитания направлен на освоение экологически оправданных норм поведения (запретов и предписаний) и органично включает ответственность человека за состояние окружающей социоприродной среды. Знания и ценностные ориентации являются важнейшими регуляторами поведения и деятельности человека в социоприродном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого в отношениях между людьми, к природным объектам, своему здоровью и т.п. Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в детском саду необходимо уделять особое внимание этому аспекту содержания образования.
     Практически - деятельностный компонент играет не менее важную роль в экологическом воспитании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность является результатом формирующихся отношений, критерием развивающегося сознания и чувств. В то же время сама деятельность формирует отношения человека с окружающим миром. Опыт творчески работающих воспитателей показывает, что несмотря на бытующее представление об ограниченных физических возможностях и малой вовлеченности дошкольников в природоохранную деятельность, объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей социоприродной среды значительно шире.
     Это хозяйственно - бытовой труд, самообслуживание, уход за обитателями уголка природы, выращивание комнатных растений, практическая деятельность в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, рыхление, полив и др.). Детей дошкольного возраста надо научить, что и как делать[16].
     Дошкольный возраст является восприимчивым периодом для формирования экологической культуры, через совместную деятельность педагога и ребенка.
     В настоящее время экологическую культуру дошкольников можно определить как качество личности, компонентами которой являются: 
интерес к природе и проблемам ее охраны;
знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;
нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (совместно со взрослыми);
мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
     Николаева С.Н. считает, что формирование основ экологической культуры дошкольников - это становление осознанно-правильного отношения к природе. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. Исходным звеном воспитания осознанного - правильного отношения к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в обществе. Возможность усвоения таких знаний детьми 5-7 лет доказана педагогическими исследованиями многих ученых (Комарова И.А., Кондратьева Н.Н., Саморукова П.Г., Хайдуровой И.А.).
     В концепции экологического образования (С.Н. Николаева) в дошкольном образовательном учреждении указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает: 
формирование знаний и отношения к природе, ее единству, ее значению для жизни человека, взаимодействие в системе человек – природа – общество;
формирование интеллектуальных и практических умений средствами игр;
воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности нравственных суждений, в том числе и в ходе игровой деятельности;
участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды
     Необходимым условием формирования экологической культуры является осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой. Способность прогнозировать отдаленные последствия вмешательства человека в природные взаимосвязи составляет необходимую черту экологической культуры.
	Это означает, что необходимо проанализировать возможности всех факторов, влияющих на формирование экологической культуры: 
     1.Концепции непрерывного экологического образования.
     2.Экологического воспитания в ДОУ и начальной школе и соблюдение преемственности между ними.
     3.Личности педагога.
     4.Экологической развивающей среды.
     Одним из главных условий является наличие единой концепции непрерывного экологического образования.
     Львова С.П., анализируя концепцию непрерывного экологического образования, выделил следующие условия ее успешной реализации:
1. Разработка соответственной нормативно-правовой базы непрерывного экологического образования.
2. Кадровое обеспечение всех уровней и направлений экологического образования.
3. Организация активной обучающей среды, внедрение современных педагогических технологий, развитие психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.
     Первоначальные элементы экологической культуры закладываются в дошкольном образовательном учреждении. Не менее важным условием является соблюдение преемственности в работе по формированию экологической культуры между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой.
В детском саду успех формирования экологической культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
     Говоря о возрастных и психологических особенностях восприятия природы, следует отметить, что в дошкольном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью этого возраста. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.
     В формировании экологической культуры важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.
     Следующим условием формирования экологической культуры дошкольников выступает личность педагога, характеристика которой складывается из обобщенных требований, предъявляемых современным уровнем образовательной системы.
     Обращая внимание на методические разработки по экологическому воспитанию дошкольников можно отметить, что дошкольное образовательное учреждение обладает широкими возможностями в создании экологической развивающей среды. Грамотная и методически правильная ее организация позволит более успешно формировать основы экологической культуры детей дошкольного возраста.
     Таким образом, можно сделать вывод, о том, что экологическая культура как одно из базовых оснований личности представляет собой сформированность духовно-нравственного сознания и эмоционально-окрашенного отношения дошкольника к природе.
     Проблема экологического воспитания дошкольников относится к числу фундаментальных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в советское время. Так видающийся педагог в области дошкольного образования Е. И. Техеева рассматривала природу как элемент среды, без которой нельзя воспитать всесторонне развитую личность.
     В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. 
     На сегодняшний день существуют проблемы (трудности), возникающие в процессе экологического воспитания в современных ДОУ: четко не определено содержание экологического воспитания, не реализуется полностью комплекс форм и методов воспитания, что свидетельствует о недостаточной подготовке педагогов в вузах и колледжах к осуществлению экологического воспитания детей дошкольного возраста.
     Анализ опыта работы педагогов ДОУ позволил заключить, что поиск оптимальных путей экологического воспитания ведется воспитателями постоянно. При этом используются разнообразные формы и приемы, сочетание форм воспитательной работы с привлечением различных форм наглядности, в том числе объектов природы. Однако проведенное анкетирование у воспитателей ДОУ свидетельствует о слабой методической подготовленности педагогов к эффективной реализации задач экологического воспитания детей.
     Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры пользования. Наши дети экологически не воспитаны, то есть не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней. 
     Для более успешного усвоения материала по экологическому воспитанию необходимо использовать разные формы работы: интегрированные занятия, опытную деятельность, просмотр видеофильмов, совместные презентации с детьми и родителями по данной теме, экологические праздники и др. Систематически и последовательно знакомить с окружающим миром, помогать развивать речь, память, мышление, воображение и способствовать всестороннему развитию ребенка. В дошкольном учреждении необходимо для ознакомления дошкольников с природой создавать условия: в групповых комнатах уголки природы, в старшей и подготовительной группах иметь интерактивные доски и подборки необходимого материала, а методическом кабинете иметь материально-техническую базу для всестороннего экологического воспитания дошкольников. 
     Известно, что работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагогов и детей и их родителей. Поэтому на мой взгляд должна быть организована экологическая тропа, которая позволит познакомиться с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру и т. д. 
     Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.
     В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. 
     Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
1.2. Специфика управления качеством экологического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях.

     Одной из главных задач государственной образовательной политикиРоссийской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе идошкольного.
     Изучая литературные источники, можно обнаружить различныетрактовки понятия «качество воспитания». Так В.М.Полонский качествовоспитания истолковывает как определенный уровень знаний и умений,умственного, физического и нравственного развития, которого достигливыпускники дошкольного учреждения в соответствии с планируемымицелями воспитания и обучения [34]. С точки зрения Н. Н. Шиловой качество воспитания определяется как социальная категория, определяющаясостояние и результативность процесса воспитания в обществе, егосоответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальныхгрупп) в развитии и формировании гражданских, бытовых ипрофессиональных компетенций личности.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44