- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности организации методической работы школы в условиях реализации ФГОС
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014365 |
Тема: | Особенности организации методической работы школы в условиях реализации ФГОС |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Успешность реализации новых образовательных стандартов в системе российского образования во многом зависит от способности педагогов переосмыслить и изменить свою педагогическую концепцию «носителя знаний», внести серьезные изменения в методы и приемы обучающей деятельности. На это ориентированы изменения в образовательных программах, логика построения и содержания новых учебников. В рамках реализации ФГОС учитель должен владеть методами педагогической диагностики и оценки уровня сформированности предметных и метапредметных образовательных результатов, выстраивать взаимодействие с детьми на уровне диалога, включать учащихся в процесс целеполагания и самооценки, владеть образовательными технологиями, ориентированными на развитие самостоятельности мышления. В последние годы интерес к исследованию проблем, связанных с организацией и содержанием методической работы в школе значительно вырос. На важность и сложность этой проблемы указывают работы С.К. Абдуллиной, В.И. Дружинина, И.В. Жуковского, Л.Г. Логиновой, А.М. Моисеева, Т.И. Шамовой, Н.Б. Гейну, А.О. Горностаева, И.В. Никиминой и др. Однако, на наш взгляд, проблема организации методической работы школы при реализации ФГОС изучена не достаточно. Поэтому тема нашего исследования «Особенности организации методической работы школы в условиях реализации ФГОС». Цель - выявление особенностей организации методической работы школы в условиях реализации ФГОС. Задачи исследования: 1. проанализировать приоритетные задачи и принципы организации методической работы школы в условиях реализации ФГОС; 2. рассмотреть основные подходы к организации методической работы в современной школе; 3 3. проанализировать практику организации методической работы в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай при реализации ФГОС; 4. разработать методические рекомендации по организации методической работы школы в условиях реализации ФГОС. Объект - процесс организации методической работы школы в условиях реализации ФГОС. Предмет - особенности организации методической работы школы в условиях реализации ФГОС. База исследования: МБОУ «Средняя школа №1 г. Горно-Алтайска»; БОУ РА «Республиканская гимназия имени В.К. Плакаса»; МБОУ «Гимназия № 9 « Гармония» г. Горно-Алтайска». Методы исследования: - анализ школьной документации (локальные акты, образовательные программы, планы методической работы, аналитические материалы и др.); - интервьюирование зам. директора по учебно-воспитательной и научно-методической работе и руководителей методических объединений и творческих групп. - обобщение, систематизация. Этапы исследования: первый этап - теоретический анализ литературных источников по теме исследования, работа над понятийным аппаратом, определение цели, объекта, предмета, задач исследования; второй этап - анализ практики организации методической работы в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай в условиях реализации ФГОС; третий этап - анализ и обобщение полученных материалов, формулирование выводов, оформление выпускной магистерской работы. Практическая значимость: результаты нашего исследования могут быть использованы студентами магистрантами на педагогической практике, 4 зам. директорами по учебно-воспитательной и научно-методической работе, руководителями методических объединений (кафедр), творческими группами при организации методической работы школы в условиях реализации ФГОС. 5 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 1.1 Приоритетные задачи и принципы организации методической работы школы в условиях реализации ФГОС В отечественной системе образования реализуется важный этап инновационного развития, связанный с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь выстраивать эффективные коммуникации с разными людьми. Задача современной школы-подготовить выпускника к быстро меняющимся условиям жизни. Федеральные государственные образовательные стандарты-это обширные комплексы материалов и документов, взаимосвязанные друг с другом и обеспечивающие внедрение этих стандартов в практику массовой школы [1]. Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов обеспечения и сопровождения введения ФГОС. В условиях реализации ФГОС возникает проблема соответствия профессионального уровня педагогов общеобразовательных учреждений современным требованиям, которые на сегодня предъявляются со стороны государства к работникам образования. Успешность реализации новых образовательных стандартов в системе российского образования во многом зависит от способности педагогов переосмыслить и изменить свою педагогическую концепцию «носителя знаний» внести серьезные изменения в методы и приемы обучающей деятельности. На это ориентированы изменения в 6 образовательных программах, логика построения и содержания новых учебников. В рамках реализации ФГОС учитель должен владеть методами педагогической диагностики и оценки уровня сформированности предметных и метапредметных образовательных результатов, выстраивать взаимодействие с детьми на уровне диалога, включать учащихся в процесс целеполагания и самооценки, владеть образовательными технологиями, ориентированными на развитие самостоятельности мышления. Одно из решений этой проблемы возможно через обновление и совершенствование структуры и содержания методической работы на уровне общеобразовательного учреждения. Проблемам организации методической деятельности в образовательных учреждениях посвящены исследования: Ю.В. Васильевой, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой, В.И. Зверевой, A.M. Моисеевой и др. Так, Т.И. Шамова рассматривает методическую деятельность в школе, как динамическую, сложную, и целостную систему работы с педагогическими кадрами [50]. A.M. Моисеев отмечает, что методическая деятельность представляет собой целостную систему, основанную на достижениях науки и передовом педагогическом опыте. Методическая работа направлена на повышение квалификации педагогов [28, с. 27]. По мнению М.М. Поташника, методическая работа - это деятельность, способствующая обеспечению организации педагогического процесса с использованием планирования, руководства, организации и контроля и обеспечивающая достижение образовательных целей [35]. Анализ понятия показал, что во-первых, методическая работа - это система состоящая из компонентов, взаимодействующих между собой. Их взаимодействие и взаимовлияние способствуют качественным изменениям как отдельных ее компонентов, так и всей системы в целом. 7 Во-вторых, в основе этой системы находятся достижения современной педагогической и психологической науки, опыт конкретных учителей и педагогических коллективов, а также затруднения педагогов, т. е. организация методической работы на любом уровне должна быть направлена на разрешение имеющихся профессиональных затруднений, не позволяющих качественно и эффективно решать задачи, которые ставятся перед современным образованием в целом и перед каждым конкретным учителем. В-третьих, эта система разнообразных мер, действий и т.д. направленная на повышение квалификации и развитие профессиональной компетентности педагогов любого образовательного учреждения, от уровня которой зависит качество образования. То есть основной целью методической работы в школе является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их профессиональной компетентности и умения работать с учащимися в рамках системно-деятельностного подхода к обучению и информатизации образовательного процесса. Успешное введение и реализация ФГОС во многом будут определяться уровнем развития профессиональной компетентности педагогов. Поэтому систему методической работы в школе при переходе на ФГОС, мы будем рассматривать как социально-педагогическую систему, направленную на развитие профессиональной компетентности учителя. Её целостность обеспечивается наличием и целесообразным выбором организационных форм (компонентов структуры), преемственностью и взаимосвязью между ними [48]. В условиях реализации ФГОС система методической работы школы должна решать следующие приоритетные задачи: - создание единого научно-методического информационного пространства; - создание нормативно-правовой базы (в рамках перехода на новые стандарты); 8 - введение мониторинга по вопросам профессиональных затруднений педагогов и оказание дифференцированной методической поддержки; - формирование психологической готовности педагога к работе в новых условиях; - повышение профессиональной компетентности педагогических кадров; - организация работы проектных (проблемных) групп для решения новых задач профессиональной деятельности; -обеспечение реализации индивидуальных программ профессионального роста каждого педагога, включая самообразование и обучение непосредственно на рабочем месте; - выявление, анализ и обеспечение тиражирования наиболее ценного опыта работы педагогов по реализации новых образовательных целей в условиях внедрения стандартов. Рассматривая сущность методической работы в школе в условиях реализации ФГОС, ученые отмечают, что она должна осуществляться в соответствии с рядом важнейших принципиальных требований. Принцип «зоны ближайшего развития» (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей). В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, методистов, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога сугубо индивидуальна. Реализация данного принципа предполагает: - изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС; - актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем); 9 - определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации; - составление программы профессионального роста педагога; - систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку. Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, улучшения материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др. Реализация данного принципа предполагает: - систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогических коллективов; - оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для своих коллег; - определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей; - разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов; - поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием. Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп. 10 Реализация данного принципа предусматривает: - изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов; - определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм методической работы; - предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы; - самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации. Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС. Этот принцип означает: - обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в школе; - координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС; - сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых; - учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста; - выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога. Таким образом, организация методической работы школы в условиях реализации ФГОС-это процесс, который должен быть четко спланированным и управляемым со стороны организаторов методической работы, нацелен на приобретение педагогами новых профессиональных компетенций, без 11 которых невозможна успешная реализация ФГОС. Кроме того, организация методической работы в общеобразовательном учреждении это-основа непрерывного развития профессиональной компетентности работников образования непосредственно на рабочем месте. 1.2 Основные подходы к организации методической работы при переходе на ФГОС Процесс введения и реализации ФГОС предполагает достаточно длительный промежуток времени, который обусловливается характером и типом нововведений. Поэтому необходимо перед началом деятельности по организации методической работы, обеспечивающей качественное введение ФГОС, четко осознавать предстоящие этапы деятельности, их последовательность и продолжительность. Анализ научных исследований в этой области показал, что можно выделить ряд подходов к организации методической работы в условиях перехода на ФГОС. Так А.Ю. Уваров и Г.М. Водопьян рассматривают этот процесс с точки зрения внедрения нововведений и выделяют в нем пять основных компонентов: источник, линия доставки, получатель, обратная связь, влияние. Источником является новая практика для педагогов, работающих по ФГОС. Линия доставки, обеспечивает педагогов всем необходимым для успешного освоения новой практики: - обучение педагогов новым способам практической деятельности, необходимым для работы по ФГОС; - индивидуальное методическое сопровождение педагогов, работающих по новым ФГОС; - административная поддержка по освоению новой практики работы педагогов. 12 Получатель, это педагоги, которые работают или готовятся к работе по новым ФГОС. Обратная связь позволяет получать объективную и достоверную информацию о ходе процесса освоения новой практики работы педагогов, оценить точность воспроизведения новой практики. Результаты оценивания дают возможность принятия решения по корректировке действий педагогов для успешного достижения поставленных целей. Влияние осуществляется в условиях реальной жизни, таких факторов как: культурные, социально-экономические, политические, психологические и т.д. Организаторам методической работы необходимо их учитывать при разработке программ и планировании мероприятий по освоению новой практики [44]. Г.Н. Сериков особое внимание при переходе на ФГОС обращает на системность и многоаспектность организации и управления методической работой. Специфика процесса управления методической работой по его мнению, определяется характерными для образовательного учреждения признаками управления: нормативность образовательного процесса в целом и методической работы в частности; проявление инициативности субъектов управления;субъект-субъектностьвовзаимодействиипартнеров. Нормативность образовательного процесса в целом и методической работы в частности заключается в обязательности исполнения государственных установок, выраженных в нормативных документах (соответствие федеральному законодательству в сфере образования, государственным образовательным стандартам, приказам и распоряжениям министерств и ведомств); ориентировке на общественные ожидания, выраженные в нормах права и морали, социальных ограничениях и т. д [40]. Важным признаком системы управления является опора на личные управленческие ресурсы персонала, их потенциальную готовность к самоуправлению, что выражается в увеличении проявлений инициативности 13 субъектов управления в повышении квалификации, инновационной, экспериментальной деятельности [41]. Субъект-субъектность в управлении методической работой обеспечивается наличием субъектов. Этими субъектами могут выступать администрация и педагоги. Между ними распределены функции управления и самоуправления. В соответствии с этим положением реализуются такие функции управления методической работой как стимулирование и контроль в единстве с самоконтролем [40]. Г.В. Яковлева особое внимание уделяет организации разработки комплекса методического обеспечения образовательного процесса, педагогических чтений, семинаров, конкурсов профессионального мастерства [51 с. 66-75]. Н.М. Дудина рассматривая вопросы управления методической работой при переходе на ФГОС, отмечает условия ее эффективности: методическая работа должна функционировать как целостная система, отражающая реальную потребность педагогов в непрерывном повышении профессиональной компетентности; процесс управления методической работой должен представлять уровневую структуру, ориентированную на реализацию целевых, социально-психологических и оперативных функций и адаптированную к содержанию и условиям методической работы в данном образовательном учреждении и т.д. [21]. Н.В. Адамова выделяет в сложившийся практике управления методической работой школы такие подходы как: Административный подход (основа - выстраивание административной иерархии «координатор-кураторы» по формальному признаку). Методические советы, методические объединения, кафедры образуются на предметной основе, их количество зависит от педагогического состава школы. Планирует, координирует всю работу и организует мероприятия методический совет образовательного учреждения. 14 Межорганизационный (сетевой) подход (основа-выстраивание межорганизационных корпоративных связей). Творческие группы создаются на основе объединения интересов образовательных учреждений, на базе экспериментальных площадок, вузов, институтов повышения квалификации, где рассматривают наиболее актуальные проблемы образования. Признаком является наличие таких мероприятий как конференции, круглые столы, конкурсы, семинары по обмену опытом и т. д. Академический подход (основа - постоянно действующий семинар). Постоянно действующий семинар может стать основной формой методической работы. Главная задача методического совета – согласование режима работы и программы семинара. Наиболее эффективным является сочетание практических и теоретических занятий. Дифференцированный подход (основа-дифференциация по определительному признаку). Дифференциация может осуществляться, например, по стажу и опыту работы («Школа молодого педагога», «Школа педагогического опыта», «Школа исследователя»), обеспечивать индивидуальный подход и расширять возможности профессионального роста педагогов. Групповой подход (основа-организация методической работы на основе инициативных групп или временных творческих коллективов). Инициативные группы добровольно возглавляются учителями. В основе их работы-решение актуальной проблемы, проведение эксперимента, апробация инновации, апробация вариантов методического замысла, апробация учебных пособий и т. д. Подход индивидуального профессионально-педагогического самообразования (основа - индивидуальная методическая работа). Основная роль принадлежит самообразованию учителей. Каждый педагог составляет собственную программу: изучение литературы, посещение семинаров, практикумов, разработка методических материалов и т. д. Администрация 15 через диагностику выявляет запросы и потребности учителей и организует консультации, семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы и т. д. Диагностический подход (основа - мониторинг проблем методической работы). В этом варианте методический совет диагностирует проблемы учителей, планирует формы повышения квалификации и помогает учителям определиться с выбором программы, которая им необходима. Проектный подход (основа-организация методической работы на основе актуальных задач). Управление осуществляется через организацию творческих групп, которые призваны решить актуальные задачи содержательно-методического, диагностического, контрольно-оценочного характера. Такой группе делегирован большой круг управленческих компетенций. План каждой группы составляется на основе годового плана работы общеобразовательного учреждения с учетом проблематики тематических педагогических советов, в подготовке которых группа может принять активное участие [4 с. 334-337]. Одним из основополагающих условий успешного освоения новой практики, обеспечивающей успешный переход на ФГОС, является целенаправленное взаимодействие всех участников этих процессов. Так, Н.В. Немова отмечает, чтобы добиться положительных результатов, необходимо учитывать компоненты взаимодействия всех участников от которых зависит успешный переход на ФГОС, к которым относятся: Отбор персонала. Прежде всего, организаторам методической работы необходимо серьезно подойти к определению ее субъектов: педагогов, которые будут работать по новым ФГОС и, соответственно, осваивать новую практику. Это должны быть люди мотивированные на участие в этой работе. Освоение новых компетенций по множеству причин не может осваиваться одновременно большим количеством педагогов и в одном темпе. На этот процесс влияние оказывают: - мотивация к освоению новой практики; 16 - готовность педагогов к системному и постоянному повышению профессиональной компетентности; - индивидуальные особенности педагогов; - объем теоретических знаний о новых видах педагогической практики и т.д. Данные особенности необходимо учитывать при формировании системы организационно-методической работы по переходу на новые ФГОС. Выстраивая систему деятельности по формированию и развитию мотивации, следует опираться, прежде всего, на общие положения по созданию мотивационных условий, а именно: - постановка привлекательных целей; - включение в новые виды деятельности; - работа в новых условиях; - использование новых средств; - «конкурентная» социально профессиональная среда; - профессиональное развитие педагогов; - уверенность в возможностях обучения педагога; - качественность новой информации; - оказание необходимой востребованной помощи учителю в решении проблем освоения новой практики; - регулярная адекватная информация об уровне своей компетенции в освоении новой практики; -положительная самооценка и оценка коллег результатов инновационной деятельности. Дополнительная подготовка персонала (повышение квалификации). Должны быть проведены обучающие мероприятия, которые позволяют познакомить учителей с особенностями работы в условиях перехода на ФГОС, теоретическими и методическими подходами, лежащими в его основе, ключевыми компонентами, новыми методами и приемами обучения и воспитания учащихся. В ходе таких занятий учителя имеют возможность получить советы и комментарии со стороны организаторов методической 17 работы и привлеченных квалифицированных преподавателей, тьюторов, попрактиковаться в использовании новых техник, отрабатывать которые они будут в ходе своей профессиональной деятельности. Методическая поддержка. Освоение новой практики, обеспечивающей переход на ФГОС, предполагает расширение профессиональных компетенций не усвоенных педагогом, и, следовательно, изменение своей системы работы по обучению и воспитанию учащихся. Это требует времени и специальных мер, которые помогают им сознательно осваивать и совершенствовать новые приемы, необходимые для достижения требуемых образовательных результатов. Чтобы не допустить «отторжения» учителя, осваивающего новую практику работы, по причине возникающих затруднений и отсутствия своевременной методической помощи, необходима организация постоянного индивидуального методического сопровождения педагогов, работающих по новым ФГОС. Оценка работы персонала. Поскольку процесс освоения новой практики должен быть управляемым, необходима система процедур, которые позволили бы оценить, насколько точно и полно осуществляется этот процесс в новых условиях и в какой мере результаты освоения и внедрения соответствуют запланированным. Оценка работы персонала также дает возможность организаторам методической работы оценить результативность дополнительной подготовки персонала и индивидуального методического сопровождения. Оценка хода и результатов освоения и внедрения. Поэтапное выполнение программы перехода на ФГОС и плана работы по ее реализации должно периодически подвергаться оцениванию уровня качества выполнения запланированных организационно-методических мероприятий с целью получения промежуточных и итоговых результатов. Полученные итоги оценивания должны использоваться всеми участниками процесса освоения новой практики для совершенствования и корректировки последующих действий. 18 Административная поддержка. Она необходима для формирования у всех участников процесса освоения новой практики общего видения существующих проблем и путей их решения. Она обеспечивает процесс освоения новой практики административным ресурсом, заставляет своевременно принимать решения. Без нее невозможно решение организационных вопросов и мобилизации персонала на достижение желаемых результатов. Внешняя поддержка. Предполагает организацию взаимодействия с внешними организациями. Это могут быть учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования, высшего и среднего специального профессионального образования (например, педагогические университеты, педагогические колледжи), учреждения дополнительного образования детей, учреждения культуры (например, библиотеки), общественные организации и др. Данное взаимодействие предоставляет возможность надежного обеспечения процесса освоения новой практики определенными ресурсами (организационно-методическими, информационными и др.). С опорой на эти ресурсы педагоги могут качественно и своевременно выполнить запланированные работы. Внешняя поддержка может и отсутствовать, но при ее наличии создаются и используются дополнительные условия, обеспечивающие результативную работу по освоению новой практики, дальнейшее ее развитие и совершенствование [30]. Таким образом, организация методической работы в школе при переходе на ФГОС, является инновационной деятельностью, которая служит резервом решения актуальных проблем, обеспечения качества образовательного процесса. Управление методической работой, в свою очередь, обеспечивает реализацию совокупности взаимосвязанных мер, действий, мероприятий учитывающих специфику функционирования и развития образовательного учреждения в период реализации ФГОС. 19 2 ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 2.1 Анализ практики организации методической работы в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай в условиях реализации ФГОС Базой нашего практического исследования стали общеобразовательные учреждения Республики Алтай: МБОУ «Средняя школа №1 г. Горно-Алтайска», МБОУ «Гимназия № 9 «Гармония» г. Горно-Алтайска», БОУ РА «Республиканская гимназия имени В.К. Плакаса». В ходе исследования проанализированы нормативно-правовые документы (локальные акты, образовательные программы) планы научно- методической работы, аналитические материалы, проведено интервьюирование с зам. директорами по учебно- воспитательной и научно-методической работе, руководителями творческих групп и методических объединений. Анализ сложившейся практики организации методической работы показал, что в данных общеобразовательных учреждениях методическая работа была выстроена в соответствии с новыми требованиями. Руководители и педагоги прошли курсы повышения квалификации по ФГОС. Была разработана нормативно-правовая база, образовательные программы начального и основного общего образования, рабочие программы, закуплены учебники и методическая литература. В основе организации методической работы при переходе на ФГОС в данных общеобразовательных учреждениях стояла задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации ФГОС нового поколения. В организационной структуре методической работы можно выделить такие структурные подразделения и формы как: педагогический совет, научно-методический совет, методические предметные объединения, «Школа молодых педагогов», творческие группы, НОУ педагогов и обучающихся, тематические семинары и др. 20 Так, МБОУ «Средняя школа №1 г. Горно-Алтайска» реализует ФГОС с 2011 года с 1 по 7 класс. Структуру методической работы школы, можно представить в виде следующей схемы: Педагогический совет МО учителей иностранного и ШМП Методический совет алтайского языка МО учителей МО учителей МО учителей МО учителей гуманитарного математического начальных естественно-научного цикла цикла цикла классов Схема 1- Структура организации методической работы МБОУ «Средняя школа №1 г. Горно-Алтайска» Школа работает по методической теме: «Развитие компетентностей участников образовательного процесса как условие формирования эффективной современной системы образования и воспитания школьников». Работа по этому направлению осуществляется через непрерывное совершенствование профессиональной компетентности учителей школы. Регулярно работающими коллегиальными органами являются педагогический совет и методический совет, который в свою очередь, опирается на работу методических объединений. Педагогический совет рассматривает вопросы освещающие стратегические и тактические проблемы развития и организации учебно-воспитательного процесса. Методический совет решает задачи научно-методического обеспечения, его деятельность направлена на решение задач методической работы и находится в соответствии с методической темой школы. В состав методического совета входят заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители школьных методических объединений. В течение всего учебного года методический совет ведёт работу по следующим направлениям: создание условий для роста педагогического и 21 методического мастерства учителей; координация работы методических объединений учителей-предметников; организация работы с одаренными детьми; анализ качества обученности учащихся, определение путей коррекции; определение деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров; проведение семинаров, педагогических чтений, конкурсов, творческих отчетов (Приложение 1). Все учителя входят в состав методических объединений: - МО учителей начальных классов; - МО учителей предметов гуманитарного цикла; - МО учителей математического цикла; - МО учителей естественно-научного цикла; - МО учителей иностранного и алтайского языка; - МО классных руководителей; - школа молодого педагога. Организовано сотрудничество школы с БОУ «Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов и работников образования Республики Алтай», с городским центром информационно-методического обеспечения, где учителя, в соответствии с графиком, прошли курсы повышения квалификации. В школе работает 47 педагогов. Менее половины членов педагогического коллектива имеют высшую и первую квалификационную категорию (Таблица 1). Таблица 1 - Квалифицированные категории педагогов МБОУ «Средняя школа №1 г. Горно-Алтайска» Квалификация категория Число (чел.) % от общего числа Высшая 14 29% Первая 6 12,5 % 22 На базе школы организована работа стажировочной площадки в рамках республиканских курсов повышения квалификации учителей географии, биологии и химии по теме «Игровые технологии на уроках в рамках реализации ФГОС». Проводились мастер-классы в рамках городского месячника молодого учителя. Учителя русского языка и литературы проводили цикл семинаров для учителей города по теме: «Активные формы обучения». Педагоги школы ежегодно принимают участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня. Среди них есть победители муниципального и республиканского конкурса «Воспитать человека–2016», «Школьный библиотекарь Республики Алтай-2016», «Лучший кабинет», победители республиканских и всероссийских конкурсов «Лучший учитель города Горно-Алтайска», «Мой современный урок», «Учитель здоровья Республики Алтай», «Лучший сценарий внеклассного мероприятия», «Лучшая презентация к внеклассному мероприятию», победитель городской краеведческой конференции, посвященной годовщине Г. И. Чорос-Гуркина, призеры региональных конкурсов «Литературное краеведение», и др. Коллектив учителей начальных классов участвовал в республиканском конкурсе стажерских площадок (сертификат) и в конкурсе «Путь к успеху» в номинации «Лучшая рабочая программа по русскому языку» (2 место). Ежегодно большая работа проводится с молодыми учителями в рамках месячника молодого учителя. Учителя стажисты дают открытые уроки, делятся опытом работы с молодыми педагогами. Педагоги осваивают и применяют в своей образовательной практике современные образовательные технологии. Для укрепления здоровья детей, развития их физического, нравственного и интеллектуального потенциала, педагоги используют не только учебную деятельность младших школьников, но и внеурочную, в рамках требований ФГОС НОО........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: