VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация познавательной деятельности детей в разных возрастных группах

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001934
Тема: Организация познавательной деятельности детей в разных возрастных группах
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Кафедра методологии образования


ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА


студента 5 курса  522 группы
направления 44.03.01 Педагогическое образование
профиля «Дошкольное образование»
факультета психолого-педагогического и специального образования 

Чучмановой Елены Ивановны


Научный руководитель
канд. пед. наук, профессор    		                  		    Н.П.Лукашенко 

Зав. кафедрой
доктор пед. наук, профессор   		                             Е.А. Александрова



Саратов 2018

                                                       Содержание



Введение	3
1. Теоретические основы организации познавательной деятельности детей в разных возрастных группах	7
1.1.Сущность познавательной деятельности детей, ее ведущих видов деятельности	7
1.2. Организация познавательной деятельности детей разных возрастных групп в развивающей среде дошкольной  образовательной организации	15
2.Опытно-экспериментальная работа по организации познавательной деятельности в разных возрастных группах	25
2.1.Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы	25
2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы	36
Заключение	46
Список использованных источников	49
Приложения	52




Введение
     

     Актуальность темы исследования. Современная образовательная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта. 
     На этапе социально-экономических преобразований России происходит перестройка образовательной системы, которая обусловила закономерную направленность на развитие личности.
     Законодательно отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования регулируется Приказом Минобрнауки России, установивший федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 
     Программа создания развивающей среды в дошкольной образовательной организации (ДОО) должна формироваться в рамках указанного нормативно-правового акта.
     В Законе «Об образовании» определено, что государственная политика, основанная на приоритете общечеловеческих ценностей, должна способствовать охране жизни и здоровья и личностному развитию субъектов образовательного процесса. При этом особое внимание уделяется дошкольному возрасту как важному этапу в жизни ребенка, поскольку именно здесь начинают складываться свойства и качества личности, обусловливающие в дальнейшем при обучении в школе успешность в деятельности и во взаимоотношениях с окружающими.
     Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена проблемами организации познавательной деятельности ребенка, и заключается в необходимости разработки педагогической программы подготовки детей дошкольного возраста к успешной адаптации в социуме. Она состоит, прежде всего, в возможности ребенка получать информацию об окружающем мире, сохранять положительное самоощущение, психологический комфорт внутреннего состояния, спокойствия, позитивное эмоциональное отношение к себе и к окружающему миру, а также адекватно оценивать свои возможности.
     В возрасте до трех лет ребенок воспитывается в семье и его взаимоотношения с этой социальной группой оказывают на развитие познавательной деятельности огромное влияние. Если в семье превалирует дух сотрудничества, доброжелательность, взаимопонимание, то личность ребенка складывается как человека заботливого, нежного, умеющего признавать свои промахи и отвечать за них.
     В дошкольном возрасте еще одной значимой с точки зрения развития познавательной способности становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие познавательной способности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими.
     Этой проблемой занимались многие выдающиеся детские психологи - Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, В. С. Мухина. 
     Вопросы развития познавательной деятельности в дошкольном учреждении изложены и проанализированы в трудах Виноградовой Н. А., Кисицыной Н., Михайловой Н., Майер А. А.,   Сертаковой Н. М., Поздняковой Н. В. и других авторов.
     Проблема развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста нашла отражение в психологических исследованиях таких ученых, как, Выготский Л.С., Макаренко А.С., Венгер Л.А., Давыдов В.В., Дьяченко О.М., Кравцова Е.Е., Кудрявцев В.Т., Рождественская Н.В., Богомолова А.И., Воробъева Т.А., Губанова Н.Ф., Карабанова О.А., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В, Коноваленко С.В., Краснощекова Н.В., Леонтьев А.Н., Майер А.А., Либерман А., Репина О., Михайлова Н.Н., Юсфин СМ. и др.
     Роль познавательной активности детей дошкольного возраста изучалась такими педагогами, как Кулагина И.Ю., Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. 
     Тем ни менее, тема развития познавательных качеств детей остается актуальной. Ведь главной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к освоению нового социального статуса.
      Актуальность изучаемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Организация познавательной деятельности детей в разных возрастных группах».
     Объект исследования -  познавательная деятельность детей дошкольного возраста. 
          Предмет исследования - организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста. 
     Цель исследования – теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное  исследование организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.
     Задачи исследования:
     - Изучить. сущность познавательной деятельности детей, ее ведущих видов деятельности;
     - Исследовать организацию познавательной деятельности детей разных возрастных групп в развивающей среде дошкольной  образовательной организации;
     - Разработать и апробировать экспериментальную программу «Организация познавательной деятельности детей разных возрастных групп» 
     - Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
     В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах будет более эффективной, если исследовать. сущность познавательной деятельности, особенности организации ее ведущих видов  в развивающей среде ДОО.
     База исследования: ДОО № 14 г. Маркса Саратовской области.
     В работе использовались следующие методы исследования:
     - теоретические (изучение и анализ литературы по теме исследования);
     - эмпирические (изучение методических руководств, изучение программ, педагогический эксперимент, наблюдение, анализ детских рисунков);
     - методы математической обработки полученных в исследовании данных.
     Структура работы: Дипломное исследование состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
     
     
     
     
     
     

1. Теоретические основы организации познавательной деятельности детей в разных возрастных группах
1.1.Сущность познавательной деятельности детей, ее ведущих видов деятельности

     Воспитание призвано «обеспечить разностороннее формирование целостной личности ребенка» – при его комплексности, в единстве всех направлений и форм.
     ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательной деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
     - организация решения познавательных задач;
     - применение экспериментирования в работе с детьми;
     - использование проектирования.
     В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО1 названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами. 
     Многие исследователи (А.В. Петровский, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Годовикова, Д.Б. Богоявленская, Т.А. Куликова, Г.И. Щукина), занимающиеся вопросами познавательной деятельности детей сделали выводы о том, что познавательная активность ребенка ни что иное, как стремление к изучению свойств предметов и явлений, их назначение и определение важных качеств. Это сложное психическое образование, которое обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка и его адаптацию к взрослой жизни. 
     Для того, чтобы полноценно определить понятие «познавательная деятельность», необходимо рассмотреть значение таких терминов, как «познавательное развитие», «познавательный интерес» и «познавательная среда», т.к. эти понятия переплетаются и составляют одну структуру познавательной сферы.
     Термин «Познавательное развитие» закреплен в ФГОС, в соответствии с которым познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
     Такое понимание познавательного развития   дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
     Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
     Познавательный интерес – важнейшее образование личности, оно формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром2.  
     Согласно ФГОС ДО развитие познавательной деятельности дошкольников возможно при наличии в дошкольном учреждении (группе) развивающей предметно-пространственной среды.
     Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо учитывать, что она должна обеспечивать возможность совместной деятельности ребенка и взрослого, иметь пространственный потенциал как материалов, инвентаря и оборудования в соответствии с возрастной группой детей, так и условий охраны здоровья и учет особенностей участников образовательного процесса.
     Группа принципов развивающей образовательной среды включает в себя несколько основных постулатов детского эстетического и физического развития.  Представим их в виде рисунка-схемы, ссылаясь на исследование (см. рис. 1).
     

     Рис. 1 Принципы формирования развивающей среды в детском саду
     Ключевым аспектом формирования развивающей среды в детских садах является акцент на личностно ориентированное взаимодействие между взрослыми и детьми. 
     Мы согласны с Н.С. Новоселовой, которая отмечает, что предметно-развивающая среда оказывает формирующее воздействие на все стороны развития ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы, овладевает действиями с предметами, усваивает их названия. Окружающая среда эмоционально воздействует на ребенка раннего возраста, а, следовательно, воспитывает эстетически и этически3. 
     Важнейшей задачей воспитателя по созданию предметно-развивающей среды в группе и на участке является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОО, т.е. социальную среду.
     В.М. Сотникова и Т.Е. Ильина определили особенности организации предметной развивающей среды в младшей группе. Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста организуется для детей, поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям. Игровая комната оформляется в одной цветовой гамме (желтой, зеленой, голубой). Пространственная организация среды в группах для детей от 1,5-2 лет должна быть рассчитана на возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых переходов от опоры до опоры4.
     На сегодняшний день важной задачей становится осмысление особенностей развивающей среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие дошкольника.
     Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа»5.
     Особенности развития ребенка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Как компонент образовательной среды ДОО предметная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.
     Понятие предметно-развивающая среда рассматривается в педагогике как фактор направляющий, стимулирующий, развивающий деятельность ребенка, исследователя, испытателя. Она оказывает влияние на развитие личности и на формирование у нее таких качеств как активность, любознательность, самостоятельность, наблюдательность, и т.д.
     Развивающая среда выступает в роли движущей силы во взаимосвязанном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему раскрытию возможностей и способностей ребенка.
      Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:
     - рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;
     - ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
     - важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.
     Таким образом, под познавательной средой детского  сада понимается   естественная комфортабельная, уютная обстановка, рационально-организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Познавательная среда должна обеспечивать игровую, исследовательскую деятельность и творческую активность детей.
     В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.
     В группе должны быть созданы все условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены зоны для познавательных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др6. 
     В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОО позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
     Таким образом, познавательная деятельность дошкольника – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Познавательная активность ребенка заключается: в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; отбирать способы решения поставленной задачи; добиваться результата и анализировать.
     Познавательная деятельность дошкольников базируется прежде всего на процессах, чувствах и восприятии, которые являются основой приобретения знаний.
     Сенсорные процессы приема сигналов, поступающих к нам из окружающей среды или нашего собственного тела – их прием осуществляется в так называемых аналитических центрах нашего мозга.
     Сигналы, которые получены, это не что иное, как стимулы, для которых характерно определенное количество информации.
     Сложные стимулы несут с собой больше информации, а простые передают меньше информации. Прием первых мы называем впечатлениями, а вторых, т. е. более сложных, восприятием или наблюдением.
     Возвращаясь к процессу наблюдения, следует также отметить, что оно касается приема сигналов, составляющих чувственные представления реальности, которые невозможно разделить на отдельные фрагменты, например: наблюдение лица среди других сопровождающих его стимулов или прослушивание мелодий, которые сопровождают еще и другие звуки в фоне.
     Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
     Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
     Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
     - интеллектуальные - логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
     - эмоциональные - переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
     - регулятивные - волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
     - творческие - воображение, создание новых моделей, образов.
     Для формирования и развития познавательного интереса следует:
     - развивать творческие способности детей, создавать для этого условия;
     - укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства.
     То есть развитие познавательной активности ребенка призвано «обеспечить разностороннее формирование целостной личности ребенка» – при его комплексности, в единстве всех направлений и форм7.
     В младшем дошкольном возрасте ребенок получает представления об окружающем мире от членов социальной группы, в большей мере от коллектива детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими.
     Находясь в фазе индивидуализации этого возрастного периода, ребенок стремится выделиться в коллективе либо за счет позитивного представления себя в различных видах деятельности, либо за счет шалостей и проказ. В этой фазе оценка воспитателя для ребенка так же важна, как и оценка родителей.
     А. Н. Леонтьев отмечал, что важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу возраста, является соподчинение мотивов [10, c. 73].
     В дошкольном возрасте в личности ребенка получают развитие активность и направленность. Д. Б. Эльконин отмечал, что соподчинение мотивов есть выражение столкновения между тенденцией к непосредственному действию и действием по образцу (таким образцом выступает требование взрослого) [13, c.63].
     В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент. Познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности. Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности. 
     Таким образом, развитие познавательная деятельность ребенка - это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Развитие познавательной деятельности ребенка ставит собой цели, которые позволяют развить у каждого ребенка:
     - творческое начало, воображение, изобретательность;
     - умение договариваться, взаимодействовать друг с другом;
     - способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
     - способность ставить проблемы и находить их решение;
     - неравнодушие к проблемам общества, страны, окружающей среды.
1.2. Организация познавательной деятельности детей разных возрастных групп в развивающей среде дошкольной  образовательной организации     
     
     На сегодняшний день в педагогике и психологии описаны многочисленные методы развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Основные методы познания – это эксперимент и опыт. Данные методы исследования действительности являются для ребенка врожденными. Он постоянно пробует что-то новое, строит простейшие логические цепочки и приходит к собственным выводам о причинах происходящего, выбирая свой способ решения поставленной задачи. Эксперимент сопровождает детей повсюду: в еде, во сне, в играх, в ежедневных процедурах и ритуалах. Проводя же опыты, ребенок получает тот или иной результат. Он приходит к определенным умозаключениям и учится поступать правильно. 
     Организация познавательной деятельности предполагает действия направленные на развитие детей путем осуществления различных видов деятельности, таких как:
     - игровая деятельность, посредством которой ребенок чувствует себя  равноправным членом человеческого общества. Получая положительный результат от действий в игре, ребенок переносит чувство уверенности в собственных силах в реальную жизнь.
     -  изобразительная деятельность обогащает опыт ребенка, дает ему возможность проявить фантазию, выразить свои чувства и ожидания от взрослой жизни.
     - исследовательская деятельность, которая способствует возможности самостоятельно принимать решения в соответствии с ее результатами. 
     -   предметная деятельность позволяет найти вектор развития в сфере познавательных интересов, определяет ориентиры в  окружающем мире.
     -  наблюдение способствует обогащению опыта ребенка, развитию его познавательной активности, закреплению социальных ориентаций.
     -  проектная деятельность представляет собой интеграционный метод, активизирующий самостоятельную деятельность ребенка, позволяющую глубоко освоить предлагаемую тему. 
     - коммуникативная деятельность  наделяет ребенка возможностью собственного «я» в обществе взрослого. Ребенок, при эмоциональной близости к взрослому, рассчитывает на его поддержку и готов к взаимодействию.
       -  конструктивная деятельность выявляет способность творческого мышления, формирование сложных механизмов управления своим поведением.
     Реализация перечисленных методов организации познавательной деятельности усложняется ограниченностью выразительной речи детей дошкольного возраста. При этом, имеется ввиду не только эмоциональная составляющая речи, но и тембр и сила голоса, образность слова, а также применение междометий.
     В зависимости от возраста детей, требуется применение различных педагогических методик и мотиваций. Прежде всего, для развития образной речи перед ребенком ставятся задачи, связанные с творческой речевой деятельностью. Ребенок должен понять, каким образом может построить разговорную речь с применением образных характеристик. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности. Это даст возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.
     В разных возрастных группах отрабатываются различные модели по развитию образной речи.
     В младшем дошкольном возрасте дети учатся применять такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир. С их помощью ребенок сравнивает цвет, форму, вкус, звук и т.д.
     Четвертый год жизни ребенка, приносит понимание понятия умственной деятельности. Ребенок начинает понимать, что ум – это совокупность психологических состояний, желаний, мыслей, знаний.
     Известно, что мозг активно производит умственные состояния, что приводит, к пониманию таких действий, как распознавание лжи, говорение метафорами и прочее.
     В средней группе дети могут не только сравнивать объекты по признакам, но и сравнивать их с другими, аналогичными по признакам предметы. Например, солнце такое же желтое, как одуванчик; снег такой же воздушный, как пух и т.д.
     В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. 
     К старшему дошкольному возрасту дети могут самостоятельно сравнивать предмет внимания по заданному педагогом признаку. То есть, при обсуждении, например, мяча, дети называют предметы круглые по форме. При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
     На заключительном этапе дети 6 - 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).
     Другой метод организации познавательной деятельности – рисование. Это интересный и побуждающий вид деятельности, посредством которого ребенок развивает творческую способность, прививает вкус к прекрасному,  позволяет ощутить гармонию окружающего мира. 
     Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. 
     Задача воспитателя детского сада прививать и развивать любовь к рисованию и ко всему прекрасному. 
     В раннем дошкольном возрасте к рисованию приучают при помощи игры (Приложение 1). 
     Детей необходимо обучать пониманию отличительных свойств и возможностей карандаша и кисти, чтобы в будущем они могли самостоятельно выбрать оптимальный вариант создания изображения. На практике, к сожалению, отдается явное предпочтение одному инструменту или материалу, поэтому дети теряют интерес к рисованию, а работы становятся менее выразительными. Для того чтобы дети успешно овладели разнообразными техниками и приемами рисования, важно уделять достаточное внимание проработке навыков владения кистью и карандашом в равной мере, подчеркивая при этом различие между ними, иначе у малышей не появится правильного понимания особенностей работы с этими инструментами.
     У детей 4–5 лет часто наблюдается неуверенность, иногда даже страх перед занятиями по рисованию. Навык владения карандашом и кистью пока развивается, формообразующие движения редко получаются точными. На основных занятиях по рисованию воспитанники средней группы учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии карандашом, непрерывную полосу кистью, рисуют простые фигуры и отрабатывают навык закрашивания в пределах контура. Внимание детей неустойчиво, они быстро устают, однообразная деятельность снижает интерес к выполняемой работе.
     До школьного возраста (7 лет) ведущими процессами, при помощи которых ребенок изучает предметы и явления окружающего мира, остаются зрительные и тактильные ощущения.
     Следует отметить, что в основном организация познавательной деятельности реализуется в игровой форме, т.к. дети наиболее восприимчивы к информации, представленной весело и интересно.
     Педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из главных методов формирования положительного отношения к учению выделяли игру8.
     Г. Спенсер в своей теории игры развил мысль Ф. Шиллера. В ней источником игры является избыток сил. Другими словами, те силы, которые не были израсходованы в жизни или труде, находят себе выход в игре. Но эта теория не может объяснить направления расходования запаса сил, почему они выливаются не в какую-то другую деятельность, а именно в игру. Утомленный человек, у которого остался маленький запас сил, тоже играет в игры, считая их отдыхом.
     По мнению С. Л. Рубинштейна, интерпретация игры как реализации или расходования накопившихся сил, является формалисткой, так как берет динамический аспект игры в отрыве от ее содержания. Поэтому такая теория не может объяснить игру9. К. Бюлер выдвинул свою теорию игры. Она заключается в функциональном удовольствии, то есть независимо от результата получается удовольствие от самого действия. Это и есть основной мотив игры. 
     Есть еще концепция игры, основанная на теории З. Фрейда. Так как в игре часто переживается то, что не получается реализовать в жизни, то эти теории полагают, что игра – это реализация тех желаний, которые были вытеснены из жизни. Таким образом, эта концепция утверждает, что в игре обнаруживаются неполноценность и недостаточность личности, а не проявление творческой активности, не фактор развития и подготовки к жизни. 
     По определению Л.С. Выготского, игра – пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок.  Л.С. Выготский с учениками считают, что, играя, человек создает себе выдуманную ситуацию вместо реальной и действует в ней соответственно тем значениям, которые он сам придает окружающим его предметам. Это является определяющим фактором игры10. 
     Известный исследователь Д. Б. Эльконин после анализа феномена игры, сделал вывод о том, что игра является такой деятельностью, где можно воссоздать социальные отношения между людьми вне всяческих условий11. Он предложил считать главными структурными единицами игры следующее:
     - Правила игры, которым подчиняются играющие;
     - Роли, которые берут на себя играющие;
     - Сюжет и отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими.
     Можно рассматривать игру как деятельность. Тогда целеполагание, планирование, реализация цели, результат и анализ результатов, где личность, как субъект, может реализовать себя полностью.
     Понятие игра интересно охарактеризовал А. Н. Леонтьев. По его мнению, игра – это свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов12. 
     Еще одно, наиболее полное определение игры дал В. С. Кукушин. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением 13.
     Значение игры нельзя оценить одними развлекательными возможностями. Ее феномен в том и состоит, что она, являясь отдыхом и развлечением, может перерасти в обучение, творчество, терапию. Игра способна смоделировать человеческие отношения и ее результаты могут проявится в воспитании и в труде.
     Следует согласится с авторами педагогических исследований относительно значимости игровой деятельности в социализации и развитии личности ребенка. Так, например, Макаренко А.С. писал: «Вся история развития человека, как деятеля, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу»14.
     Известный классик отечественной педагогики Ушинский К.Д. советовал включать элементы занимательности игры в серьезный учебный труд. Это позволяет сделать продуктивной работу детей15. 
     По мнению Ушинского К.Д. игра есть способ проникновения в действительную жизнь. Ведь ребенок, играя, проживает жизнь взрослого человека, готового к ответственности и принятию решений.16. 
     Важное значение на этапе включения дошкольника в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, который подразумевает под собой реакцию организма на любые изменения во внешней среде, которые  приводят кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение и начало активности исследовательского рефлекса является важным и необходимым условием познавательной деятельности ребенка в младшем дошкольном возрасте17.
     Резко возрастает любознательность детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем. 
     В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте18. Начинает проявляться познавательный интерес. 
     Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова19. 
     Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями20. 
     Для создания условий эффективной познавательной деятельности необходимо организовать познавательную среду. Однако существуют проблемы создания познавательной среды в ДОО, которые в последнее время стали очень актуальными. 
     Среди проблем создания развивающей среды в ДОО следует отметить сложность в подборе оборудования и материалов, выявлены закономерности формирования познавательной среды, основывающиеся на осознании представления, что среда развития ребенка в ДОО – это не только набор тематических зон и уголков. Необходимо понимать, что это «среда обитания» ребенка, помогающая в реализации всех направлений развития, в которой он находится значимое количество времени ежедневно.
     Организация познавательной среды в детском саду с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы индивидуальное развитие детей проходило  наиболее эффективно, с учетом их склонностей, уровня активности, интересов. При этом важно организовывать условия для самореализации детей с разным уровнем развития, не игнорируя запросы родителей детей, посещающих детский сад. 
     Другой проблемой является необходимость применения инновационного подхода, который заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект, в том числе необходимо учитывать, что познавательной среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
     Среда должна ориентироваться на безопасность и способствовать самостоятельности,  самопознанию и саморазвитию. При ее создании необходимо учитывать закономерности психического .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44