- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011179 |
Тема: | Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста Выпускная квалификационная работа Квалификационная работа допущена к защите Зав. кафедрой М.Л. Кусова ________ ______________ дата подпись Исполнитель: Дурнева Елена Алексеевна, обучающийся БУ-41 группы ______________________ подпись Научный руководитель: Плотникова Елена Ивановна, канд. филол. наук, доцент ______________________ подпись Екатеринбург 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГОСТРОЯРЕЧИДЕТЕЙСРЕДНЕГО 6 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………… 1.1. Психолого-педагогические основы организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………… 6 1.2. Лингвистические основы организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………… 12 1.3. Методические основы организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………… 12 1.3.1. Методы и приемы формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста……………………………………. 12 1.3.2. Анализ программ ДОО и пособий к ним с точки зрения возможности формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………. 12 ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………….. 12 2.1. Диагностика сформированности грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста……………………………………. 12 2.2. Комплекс упражнений по развитию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста……………………………………. 12 2.3. Организация деятельности педагога поформированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста….. 12 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 12 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 12 3 ВВЕДЕНИЕ Одним из самых важных периодов в жизни ребенка, связанных со становлением речи, является дошкольный возраст. Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения. Формирование речи детей в дошкольные годы жизни – одна из важнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания реб?нка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Язык как орудие мышления играет большую роль в умственном развитии реб?нка. К.Д. Ушинский писал: «Родное слово – есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается» [42, с. 15]. Но понимать речь окружающих, выражать собственные мысли реб?нок не сможет, не овладев грамматическим строем речи. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Исследование данной проблемы, несомненно, важно как для общего речевого развития детей дошкольного возраста, так и для их подготовки к обучению в школе. Проблема формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста всегда привлекала внимание как теоретиков, так и практиков. Актуальность проблемы обусловлена приоритетными направлениями развития образования в Российской Федерации, Федерального закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) по модернизации дошкольного образования, использования современного отечественного и зарубежного опыта обучения языку с учетом ведущей роли 4 устной речи в психическом развитии детей, необходимости безотлагательного выполнения социального заказа на формирование сознательной, активной, духовно богатой языковой личности. Проблема формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста является достаточно сложной и многоаспектной. К ней обращались психолингвисты, лингвисты, методисты (А.Г. Арушанова, А.Н. Гвоздев, М.Р. Львов, Ф.А. Сохин, и др.). Изучению психологических закономерностей формирования грамматически правильной речи посвящен ряд исследований П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.З. Захаровой, Д.Б. Эльконина и др. Цель исследования – теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на формирование грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования – процесс формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования – комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования; 2. Провести анализ программ ДОО с точки зрения возможности формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста; 3. Провести диагностическое исследование уровней сформированности грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста; 4. Подобрать материалы для составления комплекса упражнений, направленного на формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста. 5 Методы исследования – теоретический анализ литературы по проблеме исследования, количественный и качественный анализ полученных данных. База исследования. МБДОУ № 556 Центр развития ребенка «Тропинки детства» г. Екатеринбурга. Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. 6 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психолого-педагогические основы организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы будущего развития человека. Все участники образовательного процесса должны точно знать цели и задачи воспитания. Одной из основных задач воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них умения грамматически правильно выражать свои мысли в речи [34]. В дошкольном возрасте четко проявляются общие и индивидуальные возрастные особенности, развиваются потребности и вследствие этого – разнообразные интересы. Масштаб детских потребностей довольно широкий: от органических, удовлетворение которых связано с поддержанием жизни ребенка, до социальных, в основе которых лежит способность ориентироваться в окружающей действительности, общаться со взрослыми и с другими детьми. Средний дошкольный возраст – это возраст, когда развитие ребенка отличается разнообразием и динамичностью. Развитие происходит в разных направлениях: совершенствуются различные виды деятельности, в том числе и развитие познавательных способностей [34]. Центральное место занимает формирование у ребенка познавательных процессов: памяти, восприятия, воображения, внимания, ощущения, мышления. Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления [36]. Память является одним из важных условий для развития интеллектуальных способностей ребенка. 7 Характерной особенностью памяти детей дошкольного возраста является то, что они легче и быстрее запоминают конкретные слова и предметы, труднее – абстрактные слова и понятия. Развитие памяти осуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения. А.Г. Маклаков выделяет три основных вида памяти: ? Наглядно-образная память, с помощью которой ребенок хорошо запоминает лица, звуки, цвет, форму предмета и т.д. ? Словесно-логическая память, с помощью которой ребенок запоминает информацию на слух. ? Эмоциональная память, с помощью которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события [25]. Ученые делят память на произвольную и непроизвольную, в зависимости от целей деятельности. Непроизвольной памятью называется запоминание, при котором нет специальной цели, что-то запомнить или припомнить. Когда появляется такая цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные действия. У детей дошкольного возраста память развивается быстрее всех остальных психических процессов. Поэтому, когда ребенок рассматривает картину или видит необычный предмет, он начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного опыта. Быстрота и легкость, с которой дети запоминают стихи, сказки, песенки, объясняется развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все необычное, привлекающее внимание; запоминает непроизвольно, иными словами, он запоминает, не желая того [21]. Внимание – сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на каком-либо объекте, направленность мысли на что-либо [7]. Н.Ф. Добрынин определяет, что внимание – это особый вид психической деятельности, которая выражается в выборе и поддержании каких-либо процессов этой деятельности [17]. 8 Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для развития внимания, т.к. при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточиться. Л.С. Выготский пытался проследить историю развития внимания. Он писал, что история внимания есть история развития организованности детского поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка [7]. П.Я. Гальперин определяет учение о внимании как функции контроля, это – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий [8]. В современной психологической науке можно выделить два основных вида внимания [19]: непроизвольное и произвольное. Наиболее простым видом внимания является непроизвольное внимание. Также его называют пассивным, или вынужденным, потому что оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, имеет сознательную цель. Его так же называют волевым, преднамеренным, так как оно было выработано в результате трудовых усилий и тесно связано с волей человека. У детей среднего дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на ч?м-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких как объ?м, концентрация, распределение, переключение и устойчивость [17]. Восприятие – отражение в человеческом сознании действующих в данное время на органы чувств, предметов и явлений материального мира, включающее в себя понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта [36]. 9 Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета – очень сложный процесс, который включает работу чувственных, двигательных и речевых механизмов [22]. Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В среднем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны – представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок [48]. Говоря о развитии грамматического строя речи детей, обратим внимание на то, что дошкольники среднего возраста активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений – это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто 10 фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор. В дошкольном возрасте развивается восприятие сказки. В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь. Развивать художественное восприятие можно способствуя расширению знаний, представлений об окружающей действительности, развитию речи, мышления. Мышление – способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности [36]. Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Отличие мышления от других психологических процессов состоит том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Дошкольник при возникновении перед ним некоторых задач пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи, как говорится, в уме. 11 Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Отличительная особенность этого вида мышления состоит в том, что мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, ребенок привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти [25]. Образное мышление – основной вид мышления ребенка среднего дошкольного возраста. Он, конечно, может в отдельных случаях мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность. Мышление четырехлетнего ребенка отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств, предметов, как длина, объем, вес и др. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ощущение – результат воздействия явлений объективного мира на органы чувств человека [37]. К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты реб?нка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться, прежде всего за сч?т развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов. Интенсивно развиваются у детей в возрасте 3-7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые, а также ощущения кожные и суставно-мышечные. Это развитие заключается прежде всего в усовершенствовании анализаторно-синтетической деятельности коры больших полушарий, что 12 приводит к повышению чувствительности, к различению свойств окружающих предметов и явлений [15]. Воображение – мысленное представление, воспроизведение кого-либо или чего-либо в уме [33]. Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает чаще нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира. Четырехлетний ребенок в своем воображении может создавать разнообразнейшие ситуации, в которых он выступает в самых разных своих проявлениях. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком стишков и сказок. Здесь мы можем наблюдать большую вариативность в характере детского творчества: одни дети ориентированы на воссоздание реальной действительности, другие – на создание фантастических образов и ситуаций. По содержательной направленности детских рисунков детей можно условно разделить на реалистов и фантазеров. Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стихи», придумывая сказки, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, порой вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные качества своих героев. Ребенок, если у него хорошо развита речь и воображение, может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей. А.М. Бородич говорит о том, что речь является психологическим феноменом, поэтому развитие психологических процессов у детей напрямую связано с развитием речи. Речь – это могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности [5]. 13 С помощью речи у детей формируются сознание, взгляды, убеждения, моральные, эстетические чувства. Все психические процессы благодаря речи становятся управляемыми. Для этого в дошкольном возрасте должно происходить формирование всех компонентов устной речи детей: грамматического строя, активного словаря, звуковой культуры речи. В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна. Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. В его исследовании содержится большой фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, помогающий проследить процесс формирования грамматического строя речи [10]. А.Н. Гвоздев наметил основные периоды формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста [10]. Первый период – период предложений, состоящих их аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.). Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г.10 мес. до 3 лет). Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). 14 Грамматический строй усваивается тяжело и постепенно. Эти трудности объясняются: ? особенностями возраста; ? закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи; ? сложностью грамматической системы, особенно морфологии. А.М. Бородич отмечает, что постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической [5]. 1.2. Лингвистические основы организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста Одна из важных задач воспитания и обучения в детском саду – развитие речи, обучение родному языку. Дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью [40]. Язык – система знаков, за которой закреплено соответствующее ее звуковому облику содержание, она служит орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения [35]. Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, для выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и прочего. Под речью понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные) [35]. Язык как сущность находит свое проявление в речи. Язык – это средство общения, а речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию. Язык абстрактен, формален, речь материальна, в ней корректируется все, что есть в 15 языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом. Язык стабилен, статичен, речь же в свою очередь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность. Язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа, речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека. Для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения, речь же имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке. Язык независим от ситуации и обстановки общения, речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно в поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативное значение, которое в языке отсутствует. Таким образом, язык выражается в речи, речь есть форма воплощения и реализации языка. Грамматика как наука – это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения речевых отрезков на этом языке (словоформ, словосочетаний, предложений, текстов) [11]. Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии и синтаксиса. То есть как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую данные компоненты [11]. Морфология – наука о строении форм слова, которые являются основными компонентами предложения. Это учение о словах как частях речи, об их грамматических значениях и формах, об изменениях слов. Морфология рассматривает слово во всей совокупности его форм, при этом изучается не только сам механизм словоизменения, но и характер его участия в организации коммуникативных единиц. Например, в морфологии, с одной стороны, определяется, как существительные изменяются по падежам, а с другой – устанавливается, какие значения в русском языке можно выразить посредством того или иного падежа. Другими словами, морфология 16 изучает и формы слов, и их семантику, которую принято называть грамматической. В морфологии определяются и описываются также части речи, поскольку приемы словоизменения в русском языке в целом дифференцированы в зависимости от частеречной принадлежности слова. Глаголы (обозначают действие предмета) изменяются по: ? лицам (читаю, читаешь, читает), ? временам (читал, читаю, буду читать), ? наклонениям (читаю, читай, читал бы), ? числам (читаю, читал, читаем, читали), ? родам (читал, читала, читало), Существительные (обозначают предмет) изменяются по: ? падежам (страна, страны, стране, страну, страной) ? числам (страна, страны); Прилагательные (обозначают признаки предмета) изменяются по: ? родам (родной, родная, родное), ? числам (родной, родные) ? падежам (родной, родного, родному, родным, родном); Числительные изменяются только по падежам (пять, пяти, пятью), а наречия являются неизменяемыми словами (слева, наизнанку). Можно сказать, что принадлежность слова к той или иной части речи является его грамматическим свойством. Так как в русском языке, кроме изменяемых, есть неизменяемые слова (наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия) и, следовательно, признака изменяемости недостаточно для частеречной характеристики лексемы, морфология определяет критерии распределения слов по частям речи. Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. 17 Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает законы организации связной речи, способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи, их строение, значение, функции. Синтаксис как область грамматического строя языка объединяет в своих границах такие единицы, которые или непосредственно формируют сообщение, или служат компонентами формирующей его конструкции. Такими синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение и сложное предложение. Словосочетание – это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчлен?нного обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.) [6]. Синтаксис словосочетания устанавливает правила сочетаемости слов. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как той или иной части речи. Например, словосочетания типа «ранняя весна» возможны потому, что существительное как часть речь способно присоединять прилагательное, подчиняя его себе, а прилагательное как согласуемая часть речи может принимать форму, диктуемую именем существительным (род, число, падеж). Такой вид связи называется согласованием. Словосочетания типа читать книгу, разговаривать с другом опираются на грамматические свойства глагола как части речи, способной подчинять себе имена существительные. Этот вид связи называется управлением. В некоторых случаях связь в словосочетаниях определяется смыслом и порядком слов. Такой вид связи называется примыканием. Виды синтаксической связи в предложении шире, разнообразнее, чем в словосочетании. Различают простые и сложные предложения. В простом предложении – одна грамматическая основа, в сложном – не менее двух. Синтаксис изучает также способы связи частей сложного предложения: сочинительную и подчинительную, интонацию как средство связи частей сложного предложения [42]. 18 Предложение – это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение [6]. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них. Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым). Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы. Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям. В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т.д. или описание их. Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т.д. [6]. Таким образом, можно сделать вывод, что грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи реб?нка. 19 1.3. Методические основы организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 1.3.1. Методы и приемы формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста В лингводидактике уровень развития речи считается одним из важных показателей умственного развития ребенка. Важным исходным положением процесса формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста является утверждение, что речевой опыт охватывает, во-первых, практическое владение родным языком, во-вторых, наблюдение над языком. Ребенок пользуется языком как средством общения по мере того, как сформированное слово становится для него сигналом действительности, начинает что-то значить, а речь приобретает соответствующую грамматическую организацию [45]. Главные пути формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста: ? создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; ? специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; ? формирование грамматических навыков в практике речевого общения; ? исправление грамматических ошибок. Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на речь ребенка. Из-за большой подражательности дошкольник заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. 20 В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя, ведь именно педагог создает основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания [40]. Речь педагога должна обладать набором показателей: ? правильность, т.е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы; ? точность, т.е. точная речь – это речь, в которой правильно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано; ? логичность, т.е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. В том числе важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания; ? чистота, т.е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное использование им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений; ? выразительность – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания; ? богатство – о н?м судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование в речи разных видов предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочин?нных, сложноподчин?нных, бессоюзных и т.д. ? уместность, т.е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению [12]. 21 Еще одно условие успешного формирования грамматически правильной речи – понимание педагогом причин детских ошибок в области грамматики и учета их при выборе методов и приемов работы. Педагогу необходимо познакомить родителей с ошибками детей (зажгал вместо зажег, мышов вместо мышей), посоветовать, как от них избавиться. Грамматические ошибки дошкольников определяются разными факторами: * общими психофизиологическими закономерностями развития реб?нка (развитие внимания, памяти, мышления, состояния нервных процессов); ? трудностями овладения грамматическим строем языка и уровнем его освоения; ? запасом знаний об окружающем мире и объ?мом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи; неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды; ? педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи [29]. Наиболее типичные морфологические ошибки в речи детей: 1. Неправильные окончания им?н существительных. А) родительный падеж, множественное число: с окончанием -ей: карандашов, ежов, двер?в, этажов; с нулевым окончанием – девочков, дверков, куклов, книгов, пуговицев. Б) родительный падеж, единственное число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке. В) предложный падеж неодушевл?нных им?н существительных мужского рода: в лесе, в саде, в носе. 2. Склонение несклон....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами театрализованных игр.
- Теоретико-методологические основы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с зпр.
- Психолого-педагогические основы организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности