VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация, методика и анализ констатирующего этапа исследования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005403
Тема: Организация, методика и анализ констатирующего этапа исследования
Содержание
Министерство образования и науки РФ

Федеральное  государственное автономное образовательное учреждение 

Высшего образования 

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Елабужский институт (филиал)



Инженерно-технологический факультет 

Кафедра психологии и педагогики

Направление  44.03.01 Педагогическое образование 

Профиль Технология




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ




                                                Выполнила студентка группы 251 ОЗО

                                                Набиева Гузель Марсельевна

                                                ______________________________(подпись)

                                                Научный руководитель

                                                Стар. преп. канд. пед. наук Шеймарданов Ш.Ф.



                                                ______________________________(подпись)







ВКР допущена к защите                                ВКР защищена

«_____»___________2017 г                          «_____» __________________ 2017 г.

Зав. Кафедры ТиМПО                                  Оценка _________________________

	Док.пед. наук профессор  Л.Г.Ахметов      Председатель ГАК________________

	________________________(подпись)        ________________________(подпись)





Елабуга 2017


СОДЕРЖАНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ	6

	1.1. Общетеоретические и методологические аспекты изучения	6

	творческого мышления	6

	1.2. Возможности трудового обучения в развитии творческого мышления	10

	1.3. Анализ современной программы по трудовому обучению	13

	Выводы по первой главе.	16

	ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА	17

	2.1. Организация, методика и анализ констатирующего этапа исследования	17

	2.2. Организация, методика и анализ формирующего этапа эксперимента	23

	Выводы по второй главе.	36

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ.	38

	СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	40

	ПРИЛОЖЕНИЯ	43

	Приложение 1.	43

	Анкета изучения мотивации учащихся на уроках трудового	43

	обучения (5-6 кл.)	43

	Приложение 2. Творческое задание для учащихся 6 класса «Изонить»	45

	Приложение 3.	46

	Творческое задание по теме нарезка овощей и фруктов (5 класс)	46

	Приложение 4. Схемы и образцы выполнения лоскутной мозаики	47

	Приложение 5. Творческий проект «Грелка на чайник»	47

	Приложение 6.	48

	Творческое задание для 5 класса при изучении темы: «Конструирование и моделирование фартука»	48

	Приложение 7.	49

	Творческое задание при изучении темы: «Гигиена девушки. Уход за волосами»	49

	Приложение 8.	50

	Развивающий блок упражнений для учащихся	50

	5-6 классов	50


ВВЕДЕНИЕ



Проблема развития творческого мышления детей является достаточно сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ее изучению чрезвычайно актуально в настоящее время.

Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств целенаправленного достижения этой цели на всех этапах обучения. Не случайно в педагогике и психологии сейчас ведется интенсивный поиск рациональной организации учебного процесса, стимулирующей развитие творческой активности обучающихся в целом и творческого мышления, в частности. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление качеств творческого мышления. 

Значительные возможности в плане развития творческого мышления открывают, на наш взгляд, уроки обучения труду в школе. Ряд психологов (О.А.Беляева, З.И.Калмыкова, Е.Торренс и др.) рассматривают творческое мышление через его основные свойства или качества. К таким качествам творческого мышления, определяющим формирование и динамику его компонентов, они относят беглость, гибкость, оригинальность и разработанность творческого мышления. На наш взгляд, данный подход позволяет рассматривать не только отдельные качества творческого мышления, определяющие его специфику, по и отслеживать динамику их развития. К сожалению, на сегодняшний день не существует стройной теории, в рамках которой возможно было бы эффективное развитие данных качеств творческого мышления. Мы считаем, что в возрастной и педагогической психологии проблема целенаправленного формирования творческого мышления рассматривалась недостаточно, что затрудняет разработку практических педагогических средств и методов повышения продуктивности и эффективности мышления. Это в полной мере относится и к организации процесса трудового обучения, который располагает большими потенциальными возможностями для развития как творческого мышления в целом, так и отдельных его компонентов. Данное обстоятельство и определило выбор темы нашего исследования.

Цель исследования - изучить возможности развития творческого мышления обучающихся младшего подросткового возраста в процессе трудового обучения в условиях применения специальной развивающей программы.

Задачи:

	Дать теоретический анализ состояния проблемы творческого мышления в работах отечественных и зарубежных психологов;

	Выявить возможности современных программ по трудовому обучению (технологии) для организации целенаправленного развития творческого мышления школьников;

	Разработать и апробировать систему творческих заданий и упражнений, направленных на развитие качеств творческого мышления.

Объект исследования - творческое мышление школьников и его особенности.

Предмет исследования - основные качества творческого мышления подростков и их развитие в условиях трудового обучения.

Гипотеза исследования - при проведении исследования мы исходили из положения, что развитие творческого мышления ребенка не происходит спонтанно, а осуществляется только в процессе целенаправленного обучения. Такое обучение должно основываться на специальной организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках программы развивающих заданий. 

Методологическая основа. В соответствии с задачами исследования нами использовался широкий набор методов. Для определения уровня развития качеств творческого мышления, а также их динамики, использовались, тест диагностики креативности Е.Торренса, батарея тестов-методик изучения творческого мышления Е.Е.Туник.

База и этапы исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №37» г. Набережные Челны. В эксперименте принимали участие учащиеся пятых-шестых классов (девочки), общий объем выборки составил 30 человек.

Практическая значимость. Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных данных был разработан комплекс рекомендаций по развитию творческого мышления младших подростков в процессе обучения труду, которые используются учителями в практической работе.

Задачи исследования, их решение и логическая последовательность определили структуру и содержание выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Первая глава дипломной работы отражает теоретические основы исследуемой проблемы:

- теоретические аспекты изучения творческого мышления;

- возможности трудового обучения в развитии творческого мышления;

- анализ современных программ по технологии.

Вторая глава дипломной работы содержит в себе механизм решения поставленной проблемы, создание которого базируется на результатах теоретического исследования (полученных в первой главе).

Каждая глава завершается краткими выводами (обобщениями).

В заключении дипломной работы содержатся выводы, сделанные по всей работе. Вслед за заключением приводится список использованной литературы и приложения.


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

	1.1. Общетеоретические и методологические аспекты изучения

	творческого мышления

	

		В современной психологии мышление понимается и изучается как сложно структурированная психическая деятельность, не представленная полностью в сознании, имеющая многообразные отношения с чувственными процессами, образами и практическими действиями, с речью и прошлым опытом.

		В историческом плане особенности творческого мышления как продуктивного процесса наиболее полно были изучены гештальтпсихологами. К числу таких особенностей относится возникновение в мышлении нового качества, несводимого к качествам отдельных элементов, усмотрение этого нового качества. Гештальтисты определили суть мышления в открытии нового, и, следовательно, только определенный, именно продуктивный психический процесс мышления и может привести к возникновению нового продукта. Поэтому проблема продуктивности ставилась как необходимость исследования механизмов, обеспечивающих возникновение нового внутри мыслительного процесса, - точнее в его середине, - в результате инсайта. 

		Работы представителей гештальтпсихологии поставили ряд принципиальных вопросов психологии мышления. В результате развернутых ими исследований механизмов переструктурирования проблемной ситуации в процессе решения творческих задач оформилась в основных своих чертах психология продуктивного мышления. Результаты проведенных исследований показали, что продуктивность мышления закономерно обеспечивается инсайтным возникновением интеллектуальных новообразований. В качестве еще одного направления в психологии творческого мышления можно отметить исследование креативности. Креативность является сравнительно новой психологической проблемой, появившейся в психологии в 50-60-х годах. Было обнаружено отсутствие связи между традиционными тестами интеллектуальных способностей и успешностью решения проблемных ситуаций. Именно особая способность по-разному использовать данную в задаче информацию, варьировать имеющимися данными была названа креативностью. Креативность обычно связывают с творческими достижениями личности. Ряд исследователей [5], понимает под креативностью способность особого рода - способность порождать необычные идеи, отклоняющиеся в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. 

		Представители второго направления рассматривают креативность прежде всего в структуре личности, как одну из ее черт. Истоки продуктивности находятся в самой жизненной позиции субъекта. Это направление исследования креативности ориентировано на рассмотрение личностных особенностей. Его представители К. Роджерс , Н. Роджерс , А. Маслоу и др. связывали творческий процесс в первую очередь с «самоактуализацией» личности.

		Представители третьего направления (Дж. Уоллес) изучают творческое мышление как психический процесс. В русле этого направления выделяются различные типы, стадии, этапы и уровни творческого мышления. Его изучение ведется по схеме, состоящей из четырех стадий: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. Особая заслуга Дж. Уоллеса состоит в том, что он подчеркивает и фактически обосновывает следующий тезис: приближение идеи чувствуется, переживается эмоционально.

		И, наконец, представители четвертого направления рассматривают креативность как заданную способность. Одной из первых работ в этой области была работа Симпсона, который определил креативность как способность человека отказаться от стереотипных способов мышления. Э. Фромм предложил определять креативность (творческость) как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

		Особого внимания также заслуживают работы известного американского психолога Е. Торренса. По его мнению, креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Е. Торренс, анализируя проблему творчества (креативности), подчеркивает, что в современных исследованиях креативность трактуется как высший мыслительный процесс. Это является значительным шагом вперед по сравнению с ранними трактовками, в которых креативность рассматривалась как регрессивный мыслительный процесс, более низкий по сравнению с рациональным логическим мышлением [24]. 

		В нашей стране также были выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творческого мышления (С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин и др.). Идеи о продуктивном характере мышления человека, его специфике, взаимоотношении с другими психическими процессами, а также закономерностях его развития разрабатывались в трудах (Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и др.).

		С.Л. Рубинштейн внес важный вклад в понимание творческого мышления: «... каждый шаг мышления по - новому раскрывает объект, а это в свою очередь обусловливает новый ход мышления». С точки зрения С. Л. Рубинштейна мышление представляет собой процесс преобразования исходной ситуации: «... мышление в ходе рассуждений добывает новые и новые данные, выходящие за пределы исходных условий, и, используя их, приходит ко все новым и новым выводам в силу того, что включая объекты исходных положений во все новые связи, оно как бы поворачивает их каждый раз новой стороной, открывает и как бы черпает из них все новые свойства и отношения: в этом источник продуктивности мышления».

		Таким образом, можно говорить о том, что открытие принципиально новых знаний, столь характерное для продуктивного мышления, представляет  скачкообразный, циклический , в котором в диалектически  единстве выступают как  осознанные,  - логические компоненты, так и не  адекватного отражения в , подсознательные, интуит - практические  [8].

		В исследованиях Л.С. Выготского, П.Я. , А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б.  и др. убедительно показано, что  мышления  происходит в результате  его деятельности под руководством . 

		Проблема творчества  поставлена и  решена Д.Б. Богоявл [2], [3], не только как проблема  и продуктивного мышления, но и как  личн. Творчество исследуется Д.Б.  не по продукту, а по процессу, она  интеллектуальную  в качестве  анализа творчества. 

		" технологии формирования и  творческого мышления ", разработанная Б.Г. , предполагает выработку у  установки на творческое,  разрешение проблемных  с ориентацией на  (в том числе и с экономической  зрения) эффективность. В  обучения планируется  вовле учащихся в проблемные , близкие к реальным,  умственной деятельности  поиска  формирования ее мобильности.  творческого мышления  в процессе приобщения  к творческому ессу в конкретной .

		Таким образом,  основные подходы к  и механизмам  мышления, мы пришли к  о том, что на сегодняшний  нет единого мнения  специфики и  творческого мышления. Как  из предшествующего анализа  направлений исследования  мышления, оно  как многокомпонентный вид мышления,  зачастую различными логическими понятиями. В  с этим  проблема выделения, ния и формирования отдельных его .

		

		1.2. Возможности трудового  в развитии  мышления

		

		Наше  посвящено проблеме  основных качеств  мышления в той  области учебной , которой является  обучение. Необходимо , что большинство  по исследованию развития  мышления в процессе  касается в  дисциплин  цикла. А между тем  трудового обучения  достаточно широкие  для развития  мышления.

		В процессе  деятельности получают , активизируются и  все стороны  человека, а также его ческие процессы.  невозможно было бы  задачи и  трудового обучения  к вооружению учащихся  трудовыми  и навыками. В  входят также  задачи по форми личностной и развитию  сфер . А это требует, в первую , знания и учета  особенностей содержания и  деятельности.  произвести сравнительный анализ  видов труда,  заметить, что характерным для них ется  общих элементов. Так, по  Душкова Б.А. [6], психологические  регулирования  обучения  свои специфические . Психология  обучения как вида  деятельности  несколько основных : психология формирования тру знаний, умений и , психология  взглядов и убеждений,  условия достижения  уровня профессионализма. 

		 этап  в восприятии необходимой  о специфике труда,  уясняют трудовую  на основе  за объектами труда или  знакомства с трудовым . На втором этапе  осмысливание  положений, лежащих в  трудовой деятельности.  приходят к пониманию про труда,  новые знания о . На третьем этапе  закрепление полученных  через  упражнений. На четвертом  полученные знания  включаются в практическую ность. На  этапах формирования  знаний, умений и  они должны контролироваться и , что позволяет  вносить коррективы в  трудового обучения.  внимание процессу  трудовых  и умений уделялось в  Чебышевой В.В. [26]. 

		Рассмат проблемы трудового , ряд психологов, в  Ф.И.Иващенко [11], отмечают, что  творчества имеют  во многих случаях, когда  принимает , делает выбор, т.е. во  самостоятельного осуществления  действий и операций.

		В  трудового , как уже говорилось выше,  успешно развиваться  качества творческого  школьников. Так, , при использовании различных  для изготовления изделий  развивать гибкость , предлагая  взглянуть на тот или  предмет по-новому,  для изготовления изделий , необычные . Оригинальность мышления  при создании технологических  изготовления изделия,  учащиеся  новый необычный  выполнения изделия или его ления. При дополнении  различными  или декоративными  развивается разработанность  мышления. А при высказывании  рода  для разрешения проблемных , возникающих на уроке,  развивать беглость .

		Таким , творческое мышление,  включенным в структуру  деятельности, формируется в  с общими  развития, дополняет, , интегрирует уже сущест психические связи,  устойчивое  психических  и личности ребенка, а  выступает как своеобразная  сила  и может служить  обучения.

		Кроме  обучения, на занятиях по  творческого  в процессе трудового  учащихся целесообразно зовать такие , как метод « штурма» (разработанный ), синектики, метод  объектов.

		Главная  цель « штурма» состоит в том,  расшатать привычные , создать предпосылки для  формирования  важных качеств  мышления, как беглость и .

		При выполнении какого-либо  на уроке  обучения можно  коллективную форму  учащихся, при которой  сможет  свои идеи  его выполнения. Такой  работы будет  развитие  творческого мышления, а для  необходимо: ставить  учащимися проблему,  имеет о решений. 

		Мето основой организации  детей на уроке  стать  метод дизайна,  он соединяет в себе как  (т.е. преимущественно рациональный, ский) , так и художественно-эстетический (во многом , интуитивный). Проектирование  с учетом их функционирования в оп обстановке  в качестве обязательного  целеполагание, что в  очередь обеспечивает  приемов . 

		Таким образом, для , чтобы наиболее  осуществлять обучение  творческой , необходимо: во-первых,  специальных условий, а , использование в процессе ния приемов,  развитию творческих  личности; во- вторых, особое  необходимо уделять  у школьников гической готовности к  обучению: мотивации,  конечной цели , умения  работу; в-третьих,  целенаправленно на  труда обучать  приемам  творческой .

		

		1.3. Анализ современной  по трудовому обучению

		

		 область «», введенная в Базисный ный план общеобразовательных  в 1993 году, в  мере спо, на наш взгляд, созданию  обучающей и развивающей , которая позволяет  у учащихся  важные основы  знаний и умения  их в различных видах тической . Она призвана формировать у  стремление к созиданию, , обеспечить овладение  и общетрудовыми  и умениями в области , экономики, основ , ведения домашнего , воспитывать венно-трудовые качества и  мотивы выбора , содействовать развитию  мышления и  индивидуальности  ученика.

		Образовательная  «Технология» заняла в  учебном  школы место,  в старом отводилось  «Трудовое обучение», но  ее значительно . Согласно базисному  плану «Технология»  самостоятельной образовательной , интегрирующей  «Трудовое обучение» с 1 по 11 , в нее также могут  различные практикоориентированные  для углубленного  обучения, профессиональной  «Человек-труд-профессия».

		Решению  задач, обеспечению  обновления и шенствования трудовой  школьников, исходя из  образовательных  России и  практики, призвана ствовать программа «» (трудовое обучение). 1-4;  классы/ Под ред. Ю.Л. , В.Д.Симоненко - 2008. Содержание про «Технология» может  в разном объеме в  от варианта  учебного плана.  минимальное количество , предусмотренное на изучение , не менее  часов в неделю .

		Данная программа  четыре варианта  планов: по два для  и сельской школы, и  из десяти разделов ( обработки конструкционных  и элементы , электрорадиотехнология,  технологии, графика,  дома (технологии  ткани и  продуктов), художественная ботка материалов,  творчество, основы  конст, отрасли общественного  и профессиональное само, элементы домашней  и основы ва, производство и окружающая , выполнение проектов).  часть учебного  (не менее  отводится на практическую ность.

		Анализируя  программы «Технология»,  отметить тот , что больше всего  для развития качеств  мышления девочек  такой  программы, как «Технологи обработка тканей и  продуктов», «Культура ». В данных  программы предусматривается  выполнению основных  приемов и операций  тканей и  продуктов. Девочки  необходимые знания по  материаловедению,  выполнения  технологических операций,  и моделированию одежды,  творчеству. 

		Таким , изучив  структурные компоненты тельной области «», можно сделать , что она имеет ные возможности для развития  мышления учащихся -  всего потому, что  «Трудовое » в большей степени рован на практическую , в которой учащиеся  реально  и оценить объект  труда. А также  непосредственное участие в  его изготовления:  от создания идеи (), разрабатывая технологию  и заканчивая оформлением  изделия.

		 образом, результаты  нами исследования тельствуют о том, что без применения  специально  заданий и упражнений,  умственную деятельность ков в процессе трудового , качества,  творческому мышлению,  недостаточно. В связи с  встает вопрос о том, как  упражнения на  труда в школе,  обеспечить развитие  инициативы, вдумчивости,  подхода к , т.е. как обеспечить развитие  мышления в труде.

		 по первой главе.

		В , обзор  по теме исследования , что проблема творческого  получила достаточно  освещение, как в  так и в зарубежных исследованиях:  выявлена структура и  творческого мышления,  некоторые его .

		Специфика творческого  заключается в следующем: -  мыслительный процесс  тем, что требует  или отказа от ранее  стереотипных способов, а  продукт, полученный в  такого  процесса, отличается  или объективной новизной;

			 мыслительный процесс  наличием ной мотивации и устойчивости,  возникновение у субъекта пси новообразований и стимулируя его ;

			К основным  творческого мышления  отнести такие его , как гибкость, беглость,  и разработанность.

		Мы , что обучение труду в  является благоприятным видом  для развития беглости, , оригинальности и ботанности творческого . Специфика трудового  в школе состоит в том, что в  данного  предмета предусматривается , как теоретическими знаниями, так и  школьниками практической , направленной на  предметов, имеющих  функциональное назначение.  в процессе трудового обу развивается  творческое мышление,  мотивационные  деятельности, целеполагание. 

		

	 2. РАЗВИТИЕ  КАЧЕСТВ ТВОРЧЕСКОГО  ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ  ЭКСПЕРИМЕНТА

	2.1. Организация,  и анализ  этапа исследования

	

		 исследование динамики  творческого мышления  подростков  на базе 5-6 классов  «СОШ №37» г. Набережные Челны.  в эксперименте принимало  30 человек.

		При  тестирования использовались  часть теста , а также образная и  батарея  Е.Е. Туник. Используемые  тесты назывались  занятиями, проводи в непринужденной и  атмосфере, в группах до 10 че. Дети предупреждались , что все их ответы будут , чем больше они  ответов, тем лучше,  если это будут  ответы, детям  пофантазировать,  нечто новое, , чего не может  у других, все высказанные  поощрялись.

		 тестовые задания  с интервалом в месяц. На вы всех субтестов  строго  время. На первой  была проведена  тестов Е.Е.Туник,  месяц  часть теста .

		Как уже упоминалось выше  констатирующего исследования было  уровня  основных качеств  мышления младших . На основе анализа  данных мы  следующие особенности в  сформированности этих  мышления. Их характеристику  с показателя «».

		В процессе провед исследования было  беглость, что этот  как при диагностике с  тестовой батареи , так и при использовании теста , соответствует показателю «ма» (87,5% ). В зависимости от характера  задания, в различных  учащиеся давали  количество . Более высоким  беглости оказался в  № 5, 6 (Е.Е.Туник). На наш взгляд это  связано с тем, что  представляли собой  тесты, в которых  было составить  их геометрических фигур ( №5) или придумать изображение,  одну геометриче форму - круг ( №6). 

		Как уже было  выше, по показателю «» практически все ответы при  субтестовых заданий не  разнообразием  категорий предметов.

		Так, при  субтеста № 1 (Е.Е.Туник), где  предложить  использование , диапазон ответов  от одного до пяти (из  двенадцати категорий).  часто чающимися оказались  категории ответов, как:  информации (узнать  программу,  объявления или рекламу), сжи (для того,  развести костер,  печь,  факел), использовать в  обертки (завернуть ), использовать в качестве , использование для  (записать телефон,  примеры, рисовать). В  № 4, когда ученикам  задание  как можно больше определений к  «книга», диапазон  ответов составил в  от одного до . Часто встречались  категории ответов, как: , жанр (медицинская, , справочная); - оценочное восприятие (, веселая, грустная, ); принадлежность (, моя, библиотечная). В  № 5, где необходимо было для  рисунка использо некоторое число  геометрических  (круг, прямоугольник,  и овал), практически  из учащихся в одном  не использовал  все четыре фигуры, в  использовались две-три фи. При оценке самих  необходимо , что наиболее часто  категориями были: , транспорт, дома. Но в , детям  выполнение этого , так как можно было ис обычные фигуры  способом. В  № 6 «Эскизы», где учащимся , используя в качестве  фигуры для рисунка , разброс  ответов составил от  до пяти (из возможных ). В основном ответы  можно  отнести к следующим : географические объекты (, солнце), лицо,  (бусы, , браслет), животные (, рыбы, насекомые),  (деревья, цветы).

		В  части  Е.Торренса показатель «» не диагностировался, а  проведения оценочного  задания «» можно отметить, что  часть учащихся  выборки чаще  предпочитала  готовые шаблоны,  4,6% учащихся в своих  использовали различные  формы.

		По  анализа выполнения  заданий можно  вывод о том, что такое  творческого , как «гибкость», находится у  на низком уровне .

		Чаще всего  предлагали  распространенные варианты  различных предметов, из  фигур создавали те , образы , с которыми они чаще  сталкивались в повседневной . При выполнении субтеста № 7 (Е.Е. ) «Спрятанная », в котором нужно  назвать как можно  предметов, изображенных на  рисунке,  чаще всего  сразу явно  в глаза изображения,  ответы у  были практически . Количество действительно  и оригинальных ответов  минимальным, у 3,2 %  из всей исследуемой .

		В субтесте с использованием  фигуры (овал)  в основном : шары, яйцо, , тело сказочного . Очень редко  встречались  ответов, в которых эта  была частью б, интересного рисунка. При  результатов  тестового задания «» также необходимо , что в своей работе  учащихся  пользоваться готовым , предложенным учителем, а не  что-либо самостоятельно. 

		 образом,  сделать вывод о  высокой шаблонности  подростков и актуальной  развития  качества творческого , как «оригинальность».

	Разработанность  мы  способность человека  разрабатывать  идеи. И можно , что в большинстве  ответы детей  различными  (в основном в рисуночных ), т.е. предлагался не просто  образ предмета, а  стремился  дополнить свой , используя различные . Поэтому можно , что такое , как «разработанность»,  у учащихся на уровне  в пределах нормы.

		При  количественных  по тесту Е.Торренса  сделать следующие : показатель «беглость» у  учеников  соответствует показателю «», показатель «оригинальность» у  учащихся находится в  «норма» и « нормы», в этих же  находится показатель « замыканию». Наиболее раз у детей  такое качество  мышления, как «разра», хотя этот  также  в пределах нормы.  проведенного исследования  в таблице 1.

	Таблица 1.  основных  образной креативности по  Е. Торренса (в баллах)

	 образной креативности

	 показателей

	

	49,3

	Оригинальность

	35,7

	Разработанность

	52,5

	 названия

	48,0

	Сопротивление 

	39,2

	Общий показатель  креативности

	44,9

	

		Как  из проведенного анализа,  могут иметь  уровень развития  креативности ( показатель) и совершенно  структуру креативных  (соотношение отдельных ). Т.е. при одинаковом  уровне развития теля «Образная », у одних учащихся  высокие по по беглости и разработанности, но  низкие по ориги и сопротивлению замыканию, а у  учащихся , высокие показатели по  и оригинальности свидетельствуют о ко более развитой  к творческому . 

		Около 22,4%  находились на первом  («нетворческое мышление»), они  свои  достаточно просто и . 

		69,7% учащихся  на втором уровне (« мышле»). В своей работе они в  старались следовать тем , которые предлагал , практически не  своих изменений.  уже на этом уровне  элементы использования  цветов при  образца и разных  основы (цветная  или картон, бархатная или  бумага).

		7,9% , как нами было , находятся на третьем  («творческое мышление»). В  работе они не  пользоваться  образцами и шаблонами.

		Как уже  выше, для оценки  развития  к урокам труда,  была разработана и  специальная анкета.

		 проведения  все учащиеся были  на три группы в зависимости от  развития мотивации,  выделено три : высокий - учащиеся,  на этом уровне с  посещают уроки , активно , стараясь в полной  проявить свои ческие способности;  уровень - , у которых был выявлен  уровень развития , занимаются на уроке в  от настроения,  им интересна какая-либо , они могут активно  и даже предлагать  оригинальное;  уровень развития  характеризуется тем, что у учащихся  полностью отсутствует ин и склонности к  деятельности, и в частности, к ской деятельности.  проведенной анкеты  в таблице №2.

	 2. Распределение учащихся по  развития мотивации (в %)

	 мотивации

	Распределение

	

	29,1

	Средний

	68,2

	

	2,7

		

		Таким образом,  сделать вывод, что  часть учащихся  на среднем и  уровне развития , т.е. им интересно  практической деятельностью, и  организовать  труда таким , чтобы каждый  мог проявить свой  потенциал,  развития мотивации и  творческого мышления  возрастет. 

		Уровень  основных  творческого мышления  5-6 классов соответствует : "норма", "чуть  нормы" (см. таб 1), в зависимости от преобладания , среднего или низкого  мотивации к урокам  всех  мы условно разделили на 3 типа: «», «второй», «третий».

	1.  тип (22,5%) характеризуется  отношением к вы предлагаемых заданий.

	2.  тип (62,5%) отличается тем, что  данного типа про заинтересованность при  творческих тестовых .

	3. Третий тип (15%)  высокий уровень  мотивации ческой деятельности. 

		 образом, согласно  данным, большинство ванных  подростков (85%)  средний, либо  уровень развития  мышления. Это  в использовании учащи наиболее распространенных  разрешения различных про ситуаций,  предметов, создания  образов. 

	

	2.2. Организация,  и анализ формирующего  эксперимента

	

		 возможности учебной  «Технология», мы пришли к  о необходимости пересмотреть  и организацию  трудового обучения и  методику их проведения,  в них определенный психологический , способствующий  таких основных  творческого мышления, как , гибкость, оригинальность и .

		Для этого на  существующей программы для  пятых и шестых  мы выделили те темы и , при изучении  наиболее эффективно, на наш , будет происходить  вышеперечисленных  творческого . Кроме того, в  время существует  общеразвивающих программ,  как на развитие  мышления вообще, так и на итие его отдельных ка. Наиболее подходящей в  с целями  исследования нам показалась  «Курс развития  мышления» (По методу  и Дж.Гилфорда).  программы является Ю.Б.  и предназначена она для детей от 9 до 14 лет.

		 задания, предложенные в  курсе, мы  специальные упражнения,  развитию беглости, , оригинальности и разработанности  мышления,  можно было  практически на каждом  трудового обучения. Уп заключались в том, что в  какого-либо ограниченного вре (например 15-20 ) ученикам предлагалось  как можно  вариантов необычного  обычных предметов (ца, меховой помпон,  линейка, вая бутылка). На основе  программы по трудовому  «Технология», с  необходимости  основных качеств  мышления, нами  разработана специальная  программа, со из трех блоков ():

		Предметный блок  с учетом тематического ла, предусмотренного  «Технология». Данный  предполагал выполнение  различных творческих  после  теоретического материала. 

	 пример такого  при изучении раздела  «Культура . Технология приготовления . Тема: Блюда из  и фруктов. Оформление » учащимся 5  после изучения  видов овощей и , а также способов их  предлагалось ское задание  характера:

		Используя  на уроке навыки  нарезки  и фруктов придумать  вариант украшения ( фигурку);

		Создать из  фигурок  оригинальную композицию;

		 необычное название  композиции;

		Второй  программы  в целях уменьшения  и ригидности мышления  специальных развивающих , на которые  не более 10-15  на каждой паре уроков.  предлагалось, используя две  фигуры (на, треугольник и прямоугольник),  необычную картинку.  было изменять  и положение , а также использовать их в  количестве, но основным  оставалось использование ко двух  форм. 

		Третий  программы - методический,  в два других блока  программы и  использование различных  методов как при изучении  тем, так и при выполнении заданий  и развивающего . Исключение составил  метод проектов,  использовался как самостоятельный.

		 проект был  работой в конце  года. Проект  учащимися индивидуально или под дством . В 5 классе общим  проектной деятельности  направление «Утилизация », в 6 классе « юбки» и «Изготовление  интерьера».

		Формирующий  проводился на базе  «СОШ №37» г. Набережные . В эксперименте принимали  ученицы пятых-шестых , всего 30 человек.  формирующего  предполагалось в течение  года. В начале  было проведено  исследование, по  которого были выявлены  развития основных  творческого мышления  пятых-шестых . Затем учащиеся  разделены на контрольные и  группы по 15 человек. И в , и в экспериментальной  были ученики,  низким, средним и  уровнем развития  мышления.

		В  проведения развивающей  мы попытались проследить  изменения основных  творческого . Каждое задание или  в рамках данной , было.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%