- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организация исследования и описание выборки
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002121 |
Тема: | Организация исследования и описание выборки |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 Введение 4 ГЛАВА I. Теоретико-методологические аспекты адаптации курсантов УГПС МЧС России к профессии экстремального профиля деятельности 9 1.1. Основные подходы к изучению адаптации личности в зарубежной и отечественной психологии 9 1.2. Адаптация личности: сущность, признаки и типологические особенности 22 1.3. Психологические особенности профессии экстремального профиля деятельности 34 ГЛАВА II. Организация и методы исследования 47 2.1. Организация исследования и описание выборки 47 2.2. Опросник качества жизни (ВОЗКЖ-100) 47 2.3. Тест «Смысложизненные ориентации (методика СЖО)» Д. А. Леонтьева 53 2.4. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций «Диагностика межличностных отношений ДМО» Т. Лири 56 2.5. Оценки личностного адаптационного потенциала (методика МЛО - «Адаптивность» по А.В. Маклакову и С.В. Чермянину) 66 2.6. Методы математической статистики 68 ГЛАВА III. Эмпирическое исследование психологических аспектов адаптации курсантов УГПС МЧС России к профессии экстремального профиля деятельности 71 3.1. Анализ результатов исследования по методике «Опросник качества жизни (ВОЗКЖ-100)» в контрольной и экспериментальной группах 71 3.2. Анализ результатов исследования по методике «Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) » Д. А. Леонтьева в контрольной и экспериментальной группах 73 3.3. Анализ результатов исследования коммуникативно-характерологических тенденций «Диагностика межличностных отношений ДМО» Т. Лири в контрольной и экспериментальной группах 77 3.4. Анализ результатов исследования по методике «Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»» в контрольной и экспериментальной группах 81 3.5. Корреляционный анализ 83 Выводы 86 Заключение 87 Список использованной литературы 89 Введение Актуальность темы исследования. В последнее время наблюдается увеличение числа экологических и техногенных катастроф, что требует системного улучшения качества подготовки специалистов – профессионалов как для ликвидации локальных чрезвычайных происшествий, так и тех, которые требуют интеграции структур, подобных МЧС в международном масштабе. Эффективность деятельности подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности и качественного состава ее сотрудников. Становление будущего профессионала начинается с порога учебного заведения. Поэтому для улучшения процесса подготовки будущих специалистов системы МЧС необходимо изучить особенности адаптационного процесса курсантов на современном этапе в условиях военизированного учебного заведения, разработать новые подходы и усовершенствовать методы работы психологической службы, сопровождающей учебно-воспитательный процесс. В настоящее время в существующей системе профессиональной подготовки курсантов противопожарной службы сложился ряд противоречий: между высокими профессиональными требованиями к молодому специалисту и снижением физического и психического развития, общеобразовательного уровня подготовки абитуриентов; между объективной необходимостью развития готовности к саморазвитию и формированию профессионального Я и стереотипами в организации учебно-воспитательного процесса. Изучение социально-психологических факторов, влияющих на адаптацию и успешность деятельности современного поколения, становится все более актуальным направлением в социальной психологии. Проблема адаптации активно изучается по следующим направлениям: адаптация как биологическое приспособление к среде (В.Л. Бурков, В.Т. Мурза, И.Д. Калайков); как чисто физиологическая особенность, обеспечивающая «целесообразное приспособление к новым условиям жизни» (П.К. Анохин, В.П. Казначеев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский); приспособление человека к социальной среде (Ю.А. Александровский, Г.А. Андреева, С.Д. Артемов, С.А. Артемов, В.И. Плотников, Г.И. Царегородцев); процесс активного взаимодействия индивида и социального окружения (в отличие от отношения к ней как к простому приспособлению) (Г.Н. Балл, Ф.Б. Березин, Л.Ф. Бурлачук, Е.В. Коржова); как одновременно динамический процесс и результат состояния адаптированности (К.А. Абульханова-Славская, А.Б. Георгиевский; А.Г. Маклаков, А.А. Налчаджян); механизм развития личности (О.И. Зотова, П.К. Кряжева, А.А. Реан). Вопросам адаптации в профессиональной деятельности специалиста пожарной охраны посвящены работы М.И. Марьина, А.П. Самонова, В.Г. Бовина, М.В. Леви, В.А. Варламова, А.А. Брежнева, В.И. Дутова, В.В. Теребнева, В.М. Панарина, Я.С. Повзика и др. Становление курсанта как профессионала связано с процессами профессиональной мотивации, интеллектуального развития, саморегуляции. Поэтому актуальна задача изучения социально-психологических факторов адаптационного процесса, обеспечение надежности профессионального становления курсанта, учет личностных характеристик субъекта деятельности, особенностей его направленности и мотивов, нравственной и профессиональной культуры. Практика диктует необходимость более глубокого изучения социально-психологических факторов, обеспечивающих успешную адаптацию к образовательной среде специализированного учебного заведения. В изученных работах недостаточно реализован целостный подход к решению социально-психологических проблем адаптации, выявлению условий ее эффективного осуществления. Проблемы адаптации к специализированным образовательным учреждениям системы МЧС выдвинули ее в число актуальных социальных задач, недостаток внимания к которым приводит к возникновению серьезных социально-педагогических, социально-психологических и медико-социальных последствий. В этой связи актуальность данного исследования представляется несомненной. Цель исследования заключается в изучении уровня психологической адаптации курсантов УГПС (Университет государственной противопожарной службы) МЧС России к профессии экстремального профиля деятельности и сравнении их нервно-психической устойчивости с сотрудниками ГПС МЧС России. Объект исследования: курсанты и сотрудники СПб УГПС МЧС России. Предмет исследования является социально-психологическая адаптация курсантов к профессии экстремального профиля деятельности. Гипотеза исследования заключается в том, что уровень социально-психологической адаптации курсантов СПб УГПС МЧС России повышается в процессе обучения и зависит от нервно-психической устойчивости, жизненных ориентаций, оценки качества и уровня жизни, потребностей и интересов личности. Цель исследования заключается в решении следующих задач: 1. Изучить основные подходы проблемы профессиональной адаптации и ее детерминант в отечественной и зарубежной психологии. 2. Изучить особенности адаптации курсантов СПб УГПС МЧС России в начальном периоде обучения. 3. Определить влияние комплекса изучаемых внешних и внутренних факторов на успешность адаптации курсантов вуза в начальном периоде обучения. 4. Провести сравнительный и корреляционный анализ в экспериментальной и контрольной группах. Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач был использован комплекс научных методов. Среди них: теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования; психологическое тестирование, анкетирование, социометрия, наблюдение, беседа, анализ документации. Для изучения данной темы использовались следующие методики: 1. Опросник качества жизни (ВОЗКЖ-100) 2. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) » Д. А. Леонтьева 3. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций «Диагностика межличностных отношений ДМО» Т. Лири 4. Оценки личностного адаптационного потенциала (методика МЛО – «Адаптивность» по А.В. Маклакову и С.В. Чермянину) Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследований могут быть использованы в психологическом обеспечении профессиональной деятельности сотрудников МЧС России, в частности, при осуществлении мероприятий психологического сопровождения курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России. Общей методологической и теоретической основой исследования являются: – методологические принципы в психологии: единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, личностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, А.Л. Журавлев, В.Н. Куликов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.С. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко); – положения о творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития, что связано с профессиональным развитием (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн); – положения теории адаптации, разработанные в трудах отечественных ученых (К.А. Абульханова-Славская, Ю.А. Александровский, Г.М. Андреева, Д.А. Андреева, Г.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.Н. Винокуров, А.Б. Георгиевский, А.Г. Маклаков, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, Л.Н. Собчик), и исследования зарубежных психологов в разработке данной теории (Г. Айзенк, Г. Гартманн, К. Левин, Дж. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Л. Филипс); – теоретические и практические исследования феномена идентичности и ее трансформации (В.С. Агеев, Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазилова, Т.Г. Стефаненко, Дж. Тернер, А. Тэшфел, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.). Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. ГЛАВА I. Теоретико-методологические аспекты адаптации курсантов УГПС МЧС России к профессии экстремального профиля деятельности 1.1. Основные подходы к изучению адаптации личности в зарубежной и отечественной психологии Проблеме адаптации посвящено множество теоретических и практических исследований в рамках различных направлений (А.А. Алдашевой, Ю.А. Александровский, Д.А. Андреевой, Н.В. Андреенковой, Ю.А. Барклянской, Ф.Б. Березин, Л.И. Васехи, А.Н. Величко, Т.Н. Вершининой, Р.Р. Винькова, В.М. Воробьев, Ю.В. Гана, С.И. Григорьева, В.В. Гриценко, Л.Г. Гусляковой, З.А. Даниловой, И.С. Дискина, Т.Г. Дичева, М.С. Дмитриевой, Б.А. Ефимова, Е.К. Завьялова, С.В. Запускалов, З.И. Калугина, С.В. Кинелева, Л.В. Ковтун, В.А. Колеватова, Л.В. Корель, О.В. Коршуновой, О.В. Краснова, А.А. Налчаджян, В.С. Немченко, Т.А. Немчин, Г.Г. Овчинникова, Б.С. Положий, В.В. Попкова, В.Г. Попова, А.П. Растигеевой, А.М. Растовой, Е.В. Руденского, Ю.А. Румянцевой, А.А. Русалиновой, А.В. Сахно, Л.С. Свердлов, Н.А. Свиридова, С.Б. Семичов, В.Я. Семке, А.И. Скорик, В.Н. Судаковой, С.И. Табачников, Е.В. Таранова, Г.К. Ушаков, К.У. Чимбеленге, М.А. Шабановой, Л.Л. Шпак, В.А. Ядова и др.). В широком смысле адаптация понимается как приспособление индивида к окружающей среде (К.А. Абульханова-Славская, Г.Д. Волков, Л.С. Выготский, И.А. Георгиева, М.А. Гулина, Е.К. Завьялова, И.А. Карпюк, А.Г. Ковалев, А.А. Кроник, И.А. Милославова, А.В. Мудрик, М.М. Рубинштейн, С.Л. Рубинштейн, А.П. Хохлова и др.). Если рассматривать индивида в рамках его взаимодействия с социумом, то адаптация выступает способом связи личности и общества, приобретением новых социальных ролей, т.е. адаптация соотносится с социализацией «[23, с 451]»». В нейропсихологии под адаптацией понимается свойство нейронов восстанавливать свою активность после прохождения большого количества импульсов за ограниченное время (П. Милнер, Е.Н. Соколов, С.И. Степанова), в психофизиологии – перестройка функционирования различных систем организма для достижения и поддержания гомеостаза (П.К. Анохин, 1979; C. Bernard, 1945; W.B. Cannon, 1953; C.L. Hull, 1952; H. Selye, 1973), в психологии личности – изменения черт личности и когнитивных характеристик, функционально связанные с аффективной сферой (Б.А. Вяткин, 1977; В.П. Казначеев, 1980; В.Г. Леонтьев, 1992; V. Neisser, 1976) «[33,44,52]»». Значительное число публикаций посвящено психической дезадаптации у лиц с эмоционально и умственно напряженной деятельностью (М.А. Беребин, Л.И. Вассерман, Л.А. Китаев-Смык, А.О. Навакатикян, Е.Н. Панин, Л.С. Свердлов, А.И. Скорик, В.П. Соколов, А.А. Сомуджян), в том числе и у работников опасных профессий (М.С. Денисюк, В.П. Коханов, В.Н. Краснов, А.Ю. Островский, А.А. Фролова) «[88, с. 96]»». Значительно меньше данных в отечественной литературе об исследованиях нарушений психической адаптации служащих давно прошедших службу в отечественных силовых структурах – Министерства внутренних дел, Органов безопасности, Вооруженных Сил (А.Ф. Караваев, В.С. Медведев, Н.И. Сорокотягин) «[25, с 451]»». В работах, выполненных сотрудниками налоговой полиции, рассматриваются вопросы профессионального отбора, профессиональной подготовки (А.В. Герасимов, Н.М. Голованов, Ш.Ю. Досмухамедов, И.И. Кучеров, В.В. Лубянов, В.М. Самойленко, Р.А. Сафаров) «[25, с 451]»». Проблему адаптации традиционно рассматривают с точки зрения деятельностного подхода (П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), а также интегрального подхода (А.Н. Жмыриков, Э.Ф. Зеер, А.А. Реан) «[25, с 451]»». В центре теоретического и клинического исследования проблемы психической дезадаптации в целом стоит, прежде всего, изучение общих и прикладных аспектов проблемы стресса («общего адаптационного синдрома», по Hans Selye). В зарубежной психологии проблема социальной адаптации разрабатывается в рамках специального направления, на базе необихевиоризма (Дж. Доллард, Н. Миллер, Р. Сирс и др.) и ответвлений психоаналитической психологии, связанных с культурной антропологией (Р. Бенедикт, Ф. Боас) и психосоматической медициной (Ф. Александр, Т. Френч) «[25, с 451]»». Различия типов реагирования на ситуацию в общей реакции приспособления связаны с преимущественной направленностью изменений на один из элементов системы «человек-среда». Изменения могут идти путем преобразования одного из компонентов этой системы: речь идет либо о той или иной форме изменения среды, либо об изменении форм реагирования самого человека. Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации. С точки зрения физиологии, адаптация – это приспособление организма на физиологическом и клеточном уровне к изменяющимся внешним и внутренним условиям с целью поддержания гомеостаза. Способность к адаптации присуща всем живым организмам «[21, с 21]»». Изначально проблема адаптации рассматривалась именно с биологической и анатомической точки зрения, поэтому исследования в этой области в отечественной науке связаны в первую очередь с именами великих русских ученых И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского (И.П. Павлов, 1973; И.М. Сеченов, 1952; А.А. Ухтомский, 1978). Их исследования проложили дорогу к изучению проблемы адаптации с точки зрения психологических основ и механизмов. Проблему адаптации как психосоциального феномена начали рассматривать в первую очередь западные психологи – представители психоаналитического и бихевиористского направления. Под термином «психической адаптации» понимается адаптация на уровне психических функций, в их интегральной связи. Психический уровень адаптации – это наиболее высокий надстроечный уровень развития, свойственный человеку. Термин «психофизиологическая адаптация» отражает адаптацию не только на уровне психической сферы, но и на уровне связанных с последней и в определенной степени подчиненных физиологических функций. Изучение адаптации у человека совершенно невозможно без учета ее психического уровня, который является ведущим и в большой мере интегрирует другие уровни. Большое значение имеет способность аперцептировать и даже прогнозировать будущее развитие событий, изменений во внешней среде. Опережающее значение психического отражения мобилизует организм и его системы, осуществляя, таким образом, высшую приспособительную функцию. Психическое развитие человека приводит к все более совершенному приспособлению к среде в связи с улучшением понимания сущности происходящих в природе, коллективе, обществе процессов. Диапазоны адаптационных возможностей в связи с появлением психической и психофизиологической адаптации у человека значительно расширяются. При этом сохраняются приспособительные функции, присущие другим биологическим объектам, хотя и они трансформируются. В то же время появляются принципиально новые способы приспособления: социальные, психологические, медицинские, экономические и др. Главное отличие адаптации человека заключается в том, что в отличие от животных человек не только приспосабливается к среде, но прежде всего, приспосабливает ее в соответствии со своими потребностям. Человек создает себе искусственную климатическую среду, изменяет систему общественных отношений, самого себя, содействуя своему всестороннему физическому и психическому развитию. Человеческая популяция выступает в качестве активного субъекта адаптационных процессов, создавая искусственную среду обитания. В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев, А.В. Сахно (1975) в связи с этим пользуются по отношению к человеческому обществу понятием «адаптивно-адаптирующая система», выражающим сложный характер человеческой деятельности, которая, будучи адаптивной, является в то же время преобразовательной»[3, с 130]»». Так, Г. Айзенк подчеркивал, что адаптация – это стремление индивида обрести чувство или состояние гармонии между ним и окружающей его социальной средой «[3, с 130]»». Ф.Б. Березин определяет психическую адаптацию как динамический процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, которая позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая при этом соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды (Ф.Б. Березин, 1988). Он подразделяет психическую адаптацию на аллопсихическую – осуществляющуюся на внешнем, поведенческом уровне, и интрапсихическую. Р. Хенки подчеркивает, что процесс адаптации несет в себе больше биологическую, нежели психологическую основу и является ответной реакцией организма и психики на стимулы внешней среды. Социальная составляющая адаптации в этом случае – это изменение поведения индивида в связи с воздействием на него условий среды «[74, с 90]»». Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, адаптация индивида обуславливается не только средой, но и внутрипсихическими факторами. Социальную сущность процесса адаптации автор видит в том, что человек с одной стороны приспосабливается к нормам и правилам общества, в котором он живет. Однако в этом случае адаптация является лишь проявлением комформности. Индивид же не только принимает нормы и правила общества, но и активно их видоизменяет, модифицируя в собственную систему ценностей и убеждений, и уже в соответствии с ними выстраивает свой стиль взаимодействия с социумом. Таким образом, человек становится не просто объектом, а субъектом социального взаимодействия «[74, с 21]»». Таким образом, в рамках интеракционистского подхода выделяют различия между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Среди представителей психоанализа, которые занимались проблемой адаптации, необходимо назвать Г. Гартмана и А. Фрейд. В основе процесса адаптации, по мнению психоаналитического подхода, лежит взаимодействие между структурами психической сферы личности, а именно, бессознательного, сознания и сверхсознания. Инстинкты, которые являются движущей силой активности индивида, не всегда могут быть приняты обществом и поведение, основанное на этих инстинктах, считается неприемлемым. Таким образом, задачей психологической адаптации личности является выбор таких форм поведенческого удовлетворения инстинктов, которые бы не противоречили ценностям и убеждениям социума «[74, с 23]»». Современное направление исследований проблемы адаптации в отечественной науке – это изучение адаптации личности в неразрывной связи с социализацией. Так, А.В. Петровский подчеркивает, что человек, проходя определенные стадии онтогенеза, постоянно переживает смену следующих фаз: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Переходя на новый жизненный этап, индивид усваивает новые нормы и правила, для него появляются новые ценности и убеждения, которые способствуют изменению его картины мира и системы ценностей, благодаря чему изменяется поведение. Человек адаптируется к новым социальным условиям и к своим новым потребностям, удовлетворение которых способствует процессу индивидуализации. Далее, человек подходит к новому жизненному этапу, обобщая свой жизненный опыт – и происходит процесс интеграции и т.д. «[62, с 47]»». А.А. Налчаджян подчеркивает, что эти адаптационные процессы происходят с человеком непрерывно, на протяжении всей его жизни «[63, с 62]»». Л.М. Растова соотносит процесс социализации и адаптации, подчеркивая, что социализация личности – это выбор общей направленности личностного и социального развития, а адаптация – это процесс приспособления к определенной ситуации, к определенному сообществу и преобразования конкретной действительности исходя из насущных потребностей личности «[55, с 7]»». С этой точкой зрения согласен и Е.В. Андриенко, рассматривающий взаимосвязь процессов адаптации и социализации современного человека. Л.М. Митина подчеркивает, что высокая конкурентоспособность современного человека возможна лишь в том случае, когда человек не просто усваивает социальные ценности и убеждения в процессе социализации, а активно преобразует социальную действительность в соответствии с общественными и собственными ценностями, что подразумевает процесс социально-психологической адаптации «[55, с 7]»». Таким образом, процесс адаптации перестает быть просто биологическим или социальным, а становится социально-психологическим явлением. Ряд отечественных ученых (Ф.Б, Березин, П.К. Анохин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Е.Д. Соколова и др.) считают психологическую адаптацию приспособлением личности к жизненным обстоятельствам в рамках психических процессов «[89, с 339]»». А.Н. Макарова отмечает, что психологическая адаптация выступает в качестве процесса психологической включенности личности в различные системы связей и отношений (социальных, социально-психологических, и профессионально-деятельностных) с проигрыванием определенных функций в рамках конкретных ролей. А.Н. Макарова подчеркивает, что процесс психологической адаптации заключается в усвоении индивидом социальных норм и ценностей общества. Исходя из этого, механизмами адаптационного процесса можно рассматривать процессы обучения и воспитания «[55, с 7]»». Психологическая адаптация – это всегда активный процесс, то есть индивид является субъектом адаптационного процесса, не просто усваивая нормы и ценности общества, а активно преобразовывая их в собственную мировоззренческую структуру личности. Г.И. Симонова подчеркивает, что процесс психологической адаптации активизируется тогда, когда личность сталкивается с новыми для себя социально-психологическими характеристиками социальной действительности «[81, с 12]»». К.А. Абульханова-Славская, рассматривая человека как субъекта психической деятельности, подчеркивает, что, когда человек самостоятельно выбирает стратегию собственной жизни, он начинает управлять адаптационными процессами, повышая свою способность к адекватной и своевременной адаптации к постоянно изменяющимся внешним социальным условиям»[4, с 69]»». С точки зрения В.А. Бодрова, психологическая адаптация, будучи социально обусловленной общественным характером, вызывающим изменения окружающей среды и человеческого сознания и психики, в свою очередь, через формирование целей и программы жизнедеятельности воздействует на эффективность адаптивной деятельности, а также придает ее динамике индивидуально-эмоциональную окраску «[23, с 451]»». С этой точки зрения, социально-психологическая адаптированность является состоянием взаимоотношений личности и группы. При этом субъект продуктивно выполняет собственную деятельность, не испытывая при этом внешних и внутренних конфликтов. Он способен удовлетворять социальные потребности, согласен с ролевыми ожиданиям, исходящими от группы. В данном случае личность ощущает самоутверждение, свободно выражает себя творчески. В свою очередь, адаптация, как подчеркивает В.С. Скрипалев, – это «социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности» «[76, с 60]»». В своем исследовании по проблемам адаптации профессор А.И. Крупнов выдвинул концепцию многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности. Сущность этой концепции – многокомпонентность свойств личности. Любое свойство личности, по Крупнову, состоит из двух типов характеристик: 1. Инструментально-стилевые характеристики: a) Операционально-динамический компонент b) Регуляторно-волевой компонент c) Эмоционально-оценочный компонент 2. Содержательно-смысловые характеристики: a) Когнитивно-познавательный компонент b) Мотивационно-смысловой компонент c) Продуктивно-результативный компонент. Именно посредством данных компонентов производится качественная и количественная оценка интегральных переменных, таких как активность, направленность, саморегуляция. Изучение этих составляющих в их синтезе обеспечивает целостный взгляд на личностные свойства и более конкретное определение психологических механизмов реализации этих свойств в человеческом поведении «[51, с 84]»». Адаптивность, с точки зрения А.И. Крупнова, является системным свойством личности, позволяющим человеку осуществить познание отдельных аспектов взаимодействия между социальными и природными системами с окружающей средой. Один из определяющих факторов адаптивности, как считает А.И. Крупнов, это общительность. Анализ научной трактовки проблемы адаптации личности в отечественной психологии позволяет сделать следующие выводы: 1. Выявлена бинарная сущность адаптации личности, которая состоит в единстве двух составляющих: процесса и результата. В данном случае адаптация личности с точки зрения процесса подразумевает взаимодействие индивида и социума, к которому он адаптируется (микросоциум, группы, общественные институты и др.) «[4, с 221]»». С точки зрения анализа процессуальной составляющей адаптации становится возможным разрешение проблемы поиска оптимальных путей взаимодействия личности и среды, а также разработка комплекса психолого-педагогических технологий, которые нацелены на реализацию адаптационного процесса «[39, с 56]»». С точки зрения анализа результирующей составляющей адаптации конечным результатом адаптации выступает адаптированность. При благоприятных условиях адаптация (в качестве процесса социально-психологического взаимодействия) приводит личность к адаптированности как ее результату. Динамика адаптации включает здесь движение самой адаптирующейся личности при ее взаимодействии с новой средой к адаптированной личности, которая приходит в состояние равновесия с этой средой. 2. Ключевым понятием в теории адаптации выступает «взаимодействие», основывающееся на четырех положениях: – процесс адаптации обязательно включает взаимодействие двух или более систем; – взаимодействие всегда осуществляется в условиях дисбаланса, несогласованности между системами; – главной целью взаимодействия служит координация между системами, которая способна изменяться в достаточно широких пределах; – достижение цели приводит к изменению во взаимодействующих системах «[82, с 21]»». Под взаимодействием понимается категория, которая отражает процессы воздействия объектов друг на друга, изменение их состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие выступает в виде отношений (непосредственной / опосредованной, внешней / внутренней связи). Лишь во взаимодействии с другими объектами могут быть проявлены и изучены свойства объекта «[11, с 55]»». Взаимодействие имеет характер объективного, универсального процесса. Каждая из взаимодействующих сторон является, с одной стороны, причиной другой и, как следствие, одновременно влияет на противоположную сторону. Взаимодействие также предполагает развитие объектов. Оно выступает как многокомпонентный процесс, состоящий из взаимопознания, взаимоотношения, взаимных действий, взаимовлияния субъектов взаимодействия. На наш взгляд, понятие взаимодействия отражает характер протекания процесса адаптации наиболее точно. 3. Процесс адаптации подразумевает активность личности. Взаимодействие субъекта с окружающей средой происходит в различных формах, поэтому процесс адаптации личности, обязательно включающий взаимодействие, обладает несколькими формами проявления. Под активной формой понимается воздействие адаптирующейся личности на среду адаптации для ее изменения. Подобная форма приводит к оптимизации адаптационного процесса и относится к истинной адаптации личности. Пассивная форма подразумевает отсутствие желания изменять адаптационную среду. Требования и нормы переносятся конформно. Предположительно, регулярное использование этой формы адаптации способствует состоянию лже- или дезадаптации. 4. Взаимосвязь между адаптацией и развитием личности. В процессе достижения гармоничной согласованности в ходе адаптации наблюдается преодоление внутренних и внешних конфликтов, разрешение проблемных ситуаций, формируются новообразования личности, происходит приобретение ЗУН, что характеризует неразрывность связей, существенное наслаивание процессов адаптации и развития друг на друга. Вслед за А.В. Петровским, С.М. Редлихом, Е.Е. Торчинской, которые оценивают адаптацию в качестве цикла в развитии личности на микроуровне, мы полагаем, что прохождение ранних этапов адаптации в значительной степени предопределяют то, как в дальнейшем будет происходить личностное развитие человека «[80, с 29]»». На наш взгляд, результатом процесса адаптации неизбежно становится личностное развитие, поэтому адаптация всегда ведет за собой развитие. В случае же, если этого не происходит, следует констатировать дезадаптацию / лжеадаптацию личности. 5. Адаптационные способности человека в определенной мере обусловливаются психологическими особенностями, качествами и свойствами личности. Последние рождают возможность для адекватного регулирования функционального состояния организма в постоянно изменяющихся условиях жизнедеятельности. Высокие адаптационные способности личности увеличивают вероятность нормального функционирования организма, а также эффективность деятельности даже при усилении негативного психологического воздействия факторов внешней среды. Успешная адаптация связана с высоким уровнем адаптационных способностей, что существенным образом расширяет диапазон внешних факторов среды, к которым личность потенциально способна адаптироваться. Указанные психологические особенности, свойства и качества личности являются взаимосвязанными и базовыми для возникновения адаптивности как интегративной характеристики психического развития субъекта (как личностного адаптационного потенциала). Адаптивность, на наш взгляд, выступает в качестве интегрирующего свойства адаптации личности к среде адаптации. Ее высокий уровень обусловливает успешное протекание процесса адаптации и одновременно качество адаптированности индивида как результата адаптации. Выделяется физиологическая, социальная, психологическая, рабочая (профессиональная), анатомическая виды адаптации «[90, с 24]»». 1.2. Адаптация личности: сущность, признаки и типологические особенности Сегодня термин «адаптация» является одним из наиболее использованных в разных научно-прикладных и научно-теоретических исследовательских отраслях. Если говорить об этимологии понятия, то следует отметить, что происходит оно от латинского «adaptatio» – приспособление. Каждая из научных дисциплин, которые используют термин, занимается своим аспектом адаптации, а, соответственно, использует свой понятийный аппарат. Термин «адаптация» психология заимствовала из физиологии. В общем смысле он означает движение организма к достижению равновесия с внешней средой. По сути своей адаптация – это тактика, что дает возможность личности удерживаться в каких-либо конкретных рамках, которые определяются эволюцией определенных эволюционных рамках. Именно акцент на личности является основой использования термина «адаптация» в психологии «[52, с 33]»». Насколько многопланово понимание термина «адаптация» в разных научных дисциплинах, настолько многообразно использование данного понятия в рамках психологии. Именно многогранность в пояснении и сложность понятия «адаптация» определяет наличие различных концептуальных подходов и направлений в изучении явления «адаптации» в отечественной и зарубежной психологии. Если говорить об отечественной психологической науке, то следует отметить, что такие исследователи как К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин рассматривают явление «адаптации» комплексно: и как динамический процесс, и как результат «[4, 24, 31, 41, 55, 91]»». Что касается зарубежных авторов, то они определяют адаптацию как необходимое условие эффективного функционирования личности, которое осуществляется путем достижения некоторого равновесия между субъектом и средой. Вместе с тем, следует отметить, что, с одной стороны, каждая теория личности «специализируется, как правило, на одном из аспектов сущности человека – то есть гипертрофирует и вводит в степень абсолюта одну из сторон жизнедеятельности человека» «[84, с 62]»», а, с другой – анализ известных теорий личности позволяет выявить основные структурные компоненты личности, которые являются структурными элементами системы адаптации и могут рассматриваться как самостоятельные факторы адаптационного процесса (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 2006). Для описания феномена адаптации адекватными к использованию будут такие понятия как «адаптивность» и «адаптированность». Ученые акцентируют внимание на том, что термин «адаптированность» является отражением определенного качества состояния личности, будучи результатом адаптационного процесса (в таком ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: