VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация и функционирование системы внутреннего аудита в коммерческом банке

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014472
Тема: Организация и функционирование системы внутреннего аудита в коммерческом банке
Содержание





Кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и таможенного дела



Тема магистерской диссертации: «Организация и функционирование системы внутреннего аудита в коммерческом банке»




НИР « Теоретические аспекты организации и функционирования системы внутреннего аудита в коммерческом банке»


Выполнена обучающимся группы: АХМЕТОВА РЕГИНА РОБЕРТОВНА






Москва –2018г


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ	8
1.1. Понятие, роль и основные элементы системы внутреннего аудита в коммерческом банке	8
1.2. Особенности функционирования внутреннего аудита в коммерческом банке	..19
1.3. Современные проблемы систем внутреннего контроля банков	27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..….35

ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы данного исследования обусловливается его высокой практической значимостью, потому как в настоящее время активно развивается новая психология собственников коммерческих банков, которые не желают оставаться в стороне от процесса управления банком, активно берутся за решение проблем и вопросов стратегического управления, эффективного и всеобъемлющего контроля над их деятельностью.
     Вопросам методологии и регламентирования внутреннего аудита банков со стороны ЦБ РФ и иных государственных органов При этом уделяется крайне мало внимания.
     Слабая разработанность многих вопросов внутреннего аудита коммерческого банка, не регламентированность, а также его высокая практическая значимость и определили актуальность этой проблемы, это и обусловило выбор темы исследования, постановку задач и цели исследования, а также формирование его структуры.
     Степень разработанности проблемы. Относительно методологии внутреннего аудита необходимо отметить, что зарубежная экономическая мысль активно обсуждает этот вопрос. Такие ученые, как: Генри Р. Дженик, Винсент М.О'Рейлли, Маррей П. Хирш, Дж. Робертсон,  Э.А. Арене, Р. Адаме, Дж. Уайтхед, Дж. Хойл в своих работах раскрывают понятия внешнего и внутреннего аудита, а также описывают возможные методы их организации.
     Информации по данной проблематике в отечественной литературе незаслуженно мало. В современной экономике РФ роль коммерческих банков обусловила внимание исследователей к изучению разного рода проблем в сфере банковского аудита, однако при этом внутренний аудит не привлекает достаточного внимания исследователей. Проблеме аудита в сфере банковской деятельности посвящены работы следующих российских авторов: Н.Э. Соколинской, АН. Ахтембекова, З.Г. Ширинской, Т.Н. Нестеровой, Г.Н. Белоглазовой. Про внутренний аудит коммерческих банков автору данного исследования известны работы таких исследователей как: В.К. Кочмолы, Е.Р. Заимусской, Н.А. Лазаревой, Г.П. Чубаровой и др.
     Таким образом, актуальность темы  данного обусловлена недостаточностью теоретических исследований этого вопроса, а также его высокой практической значимостью.
     Предметом исследования являются методика и организация, практика и теория внутреннего аудита коммерческого банка. В работе рассматривается взаимосвязь с другими подразделениями, задачи и цели управления внутреннего аудита в коммерческом банке.
     Объект исследования – это внутренний аудит в коммерческом банке.
     Цель данного исследования заключается в обосновании методологических основ и разработке практических рекомендаций по проведению внутреннего аудита в коммерческих банках.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     1. Провести анализ сущности, задач и целей внутреннего аудита, в качестве структурной единицы внутреннего контроля коммерческого банка, определить его специфические особенности;
     2. Обосновать необходимость, а также определить ключевые направления совершенствования внутреннего аудита банка, в качестве ключевого условия увеличения стабильности банковской системы РФ;
     3. Предложить меры, направленные на совершенствование организации внутреннего аудита в банке;
     4. Разработать рекомендации по методике проведения внутреннего аудита в коммерческом банке.
     Методы исследования.  В зависимости от характера разрабатываемых задач на разных стадиях исследования в качестве инструментария применялись методы наблюдения, обобщения и сопоставления практических и теоретических материалов. Исследования проводились с использованием системного подхода к изучению рассматриваемых проблем, статистических методов, сравнительного и логического анализа.
     Теоретической и методологической базой данного исследования послужили научные труды в сфере теории и организации аудита банков российских исследователей, таких как: А.Д. Шеремета, З.Г. Ширинской, В.К. Кочмолы, Н.А. Лазаревой, A.M. Богомолова, Г.Н. Белоглазовой и зарубежных экономистов: Филина Генри Р. Дженика, Винсента М.О'Рейлли, Дж. Робертсона, Э.А. Аренса, Р. Адамса, Дж. Уайтхеда, Дж. Хойла  и др..
     Работа базировалась на применении основных законодательных актов и нормативных актов ЦБ РФ, Правительства России по организации бухучета, аудита и внутреннего контроля в кредитных организациях и т.д.
     Научная новизна работы. В процессе исследования получены следующие значимые результаты:
     1. определено содержание внутреннего аудита, его роль и место в системе внутреннего контроля коммерческого банка;
     2. определена классификация направлений деятельности внутренних аудиторов коммерческих банков;
     3. разработаны методические подходы к проведению внутреннего аудита коммерческого банка;
     4. разработаны рекомендации по организации внутреннего аудита в коммерческих банках.
     Практическая значимость данного исследования заключается в разработке методологии аудиторских проверок, которая способствует повышению результативности внутреннего аудита в коммерческих банках на основании модификации его внутренних регламентов.
     Научные результаты, которые получены в процессе исследования, могут быть полезны руководителям контрольных служб коммерческого банка и рядовым сотрудникам, которые участвуют в проверках. 
     Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты данного исследования доложены и обсуждены на ……
     Методические разработки по проведению внутреннего аудита применяются в практической деятельности работников управления внутреннего аудита ……, и специалистами иных контрольных служб банка. Помимо этого, результаты исследования нашли практическое применение в деятельности службы внутреннего контроля…..
     Публикации. Общее количество публикаций по теме данной работы составляет … наименования объемом …. печатного листа.
     Структура работы обусловлена ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных в соответствии с логикой исследования на параграфы, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы и приложений. 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 

     1.1. Понятие, роль и основные элементы системы внутреннего аудита в коммерческом банке

     В коммерческих банках внутренний аудит производит специальная служба внутреннего аудита, которая создана по соответствующему нормативному акту Центрального Банка России. Данная служба формируется для оценки и развития системы внутреннего контроля коммерческих банков при минимально возможных затратах.
     Под внутренним аудитом коммерческого банка понимают независимую экспертную деятельность аудиторской службы коммерческого банка для оценки и проверки эффективности и адекватности системы внутреннего контроля, а также качества выполнения работниками коммерческого банка обязанностей, возложенных на них, и предупреждения убытков банка. Внутренний аудит осуществляется посредством проверки системы бухучета, оперативной и финансовой информации по вопросам работ коммерческого банка. Проверяются при этом активы (ресурсы) банка, которые принесут в будущем экономическую выгоду, а также приведут к росту капитала коммерческого банка.1
     Проверяя результативность, системы внутреннего контроля, действующей в коммерческом банке, внутренний аудит, используя процедуры и методические приемы аудита, определяет управление рисками, оптимальное использование банковских ресурсов, соблюдение внешних и внутренних нормативных актов, сохранность активов самого банка и его клиентов, обеспечение точного выполнения распоряжений руководства в достижении цели, которая предусмотрена текущими и стратегическими планами коммерческого банка. При этом проверяются конфликты интересов, то есть любой вид взаимоотношений, не соответствующих интересам коммерческого банка или мешающие добросовестному исполнению обязанностей конкретными должностными лицами.
     Также внутренний аудит банка координирует собственную деятельность со службой пруденционного надзора, занимающейся систематической оценкой финансового состояния банка, результатов его деятельности, а также качества руководства (соблюдение законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, экономических нормативов и т.д.).
     Организационная структура, а также требования в службе внутреннего аудита банка нормируются специальным Положением, которое разработано коммерческим банком, учитывая требования ЦБ РФ и специфику деятельности банка.2
     Служба внутреннего аудита является самостоятельным структурным подразделением коммерческого банка, которое создано в соответствии с решением высшего органа коммерческого банка и, обычно, подчиненное Совету банка. ЦБ РФ на должность руководителя данной службы внутреннего аудита коммерческого банка рекомендует назначать лиц, которые имеют высшее экономическое образование, а также стаж работы в банковской сфере не меньше трех лет,  для сотрудников внутреннего аудита – не меньше одного года. Работники и руководитель службы внутреннего аудита не могут одновременно производить руководство в иных подразделениях коммерческого банка либо работать в других банках России по совместительству. Количество работников данной службы должно быть достаточным для достижения задач и целей, которые предусмотрены для данного подразделения банка.
     Служба внутреннего аудита банка отчитывается перед его правлением не реже раза в год, подготавливает докладную записку собранию акционеров и Совету банка.
     Ключевыми функциями службы, занимающейся внутренним аудитом, являются следующие:
     - снижение рисков в осуществлении операций, которые связаны с эффективным и рациональным использованием ресурсов коммерческого банка;
     - рекомендации структурным подразделениям коммерческого банка в ходе планирования, на этапе разработки и последующего внедрения новых систем, процессов, продуктов;
     - осуществление аудита деятельности подразделений коммерческого банка для обеспечения анализа, а также оценки внутреннего контроля, процедур, политики банка, которые касаются рациональности, соответствия, результативности, а также точности бухгалтерских данных, сохранности активов коммерческого банка;
     - координация собственной деятельности и действий независимых аудиторских агентств при осуществлении внешнего аудита коммерческого банка для обеспечения наиболее оптимальных условий, непосредственно при которых аудиторские агентства могут полностью доверять заключениям службы внутреннего аудита банка в целях избежания дублирования аудиторских процедур;
     - при проверке внешним аудитом предоставление заключений и составление отчетов.3
     Перед службой внутреннего аудита банка стоят определенные задачи, а именно:
     - способствование рациональности системы внутреннего контроля коммерческого банка и его операционных процедур;
     - выполнение коммерческим банком требований существующего законодательства России, нормативных актов ЦБ РФ, внутренних положений и устава коммерческого банка, проведения коммерческим банком расчетно-кассовых, депозитных, кредитных, сберегательных, фондовых, валютных и иных операций в объеме лицензий, которые предоставлены ЦБ РФ;
     - содействие методологии и организации бухучета;
     - внедрение эффективной, полной и достоверной информационной системы управления в целях своевременного выявления и последующего устранения нарушений и недостатков в проведении операций;
     - своевременное выявление недостатков и нарушений в работе структурных подразделений банка, разработка эффективных решений по их ликвидации, а также устранению причин появления данных недостатков в ходе деятельности коммерческого банка;
     - проверка и предоставление рекомендаций по эффективному управлению рисками в банковской деятельности;
     - поддерживание взаимодействия с внешними аудиторскими фирмами, органами пруденционного надзора и контролирующими органами;
     - предоставление Совету банка заключений о проведенной работе и рекомендаций по совершенствованию имеющейся системы внутреннего контроля коммерческого банка.4
     Служба внутреннего аудита коммерческого банка обладает определенными правами, а именно:
     - получать от руководства проверяемого подразделения банка в письменной и устной форме необходимые разъяснения, документы и иные материалы, которые связаны с обеспечением деятельности данного подразделения банка;
     - определять соответствие операций и действий, которые  осуществляются сотрудниками коммерческого банка, требованиям законодательства РФ, нормативным актам ЦБ РФ, решениям руководящих органов коммерческого банка, которые определяют стратегию и политику банка, реализацию и процедуру принятия решений, организацию бухучета и отчетности;
     - проводить проверку расчетно-кассовых документов, контрактов банка, статистическую и финансовую отчетность, иную документацию, а при необходимости также денежную наличность, иные ценности, которые  находятся в коммерческом банке;
     - делать запросы третьим лицам – то есть субъектам хозяйственной деятельности по поводу соответствия законодательству РФ операций, которые производятся коммерческим банком;
     - при необходимости привлекать сотрудников иных структурных подразделений коммерческого банка для исполнения задач, которые поставлены перед службой внутреннего аудита банка;
     - получать беспрепятственный доступ, в подразделение, которое проверяется и в помещения, используемые для хранения документов, ценностей и денежной наличности, получать информацию, которая хранится на магнитных носителях;
     - снимать копии, с разрешения руководства коммерческого банка, с полученных документов, включая копии файлов, любых средств, которые хранятся в автономных компьютерных системах и локальных вычислительных сетях, и расшифровывать данные записи;
     - при выявлении нарушений законодательства, а также случаев хищений, которые допущены сотрудниками коммерческого банка, давать правлению банка рекомендации об отстранение их от исполнения должностных обязанностей.5
     Руководство коммерческого банка обязано вовремя реагировать на рекомендации, которые даны службой внутреннего аудита банка. 
     Деятельность службы внутреннего аудита в рамках предоставленных полномочий считается исключительной.
     К обязанностям службы внутреннего аудита банка относятся следующие:
     - контроль и анализ рисков банковской деятельности, оценка полноты и достоверности ведения бухучета, административного и операционного контроля;
     - непрерывный контроль над соблюдением работниками коммерческого банка определенного документооборота, процедур осуществления операций, полномочий и функций согласно с обязанностями, которые  возложены на них;
     - рассмотрение нарушений работниками коммерческого банка законодательства, нормативных актов Банка России, внутренних документов, определяющих и регулирующих политику коммерческого банка, стандартов профессиональной деятельности;
     - рекомендации руководству коммерческого банка принимать решения, касающиеся обеспечения недопущения действий, результат которых –  нарушение законодательства и нормативных актов ЦБ РФ;
     - указания и рекомендации по устранению найденных нарушений, совершенствованию системы внутреннего контроля, а также осуществление контроля над их использованием;
     - обеспечение возвратности и сохранности документов, полученных от подразделений коммерческого банка, на всех носителях;
     - документирование всех фактов проверки, а также оформление заключений в  письменной форме, в них должны отражаться все вопросы, которые изучены в процессе проверки, а также рекомендации, которые предоставлены руководству коммерческого банка;
     - контроль осуществления работы в коммерческом банке по изучению всеми работниками требований законодательства России, нормативных актов ЦБ РФ, иных подзаконных и нормативных актов, внутренних документов коммерческого банка на основе перечня их служебных обязанностей.6
     Руководство службы внутреннего аудита коммерческого банка участвует в заседаниях правления и Совета банка в процессе обсуждении тем, которые косвенно или прямо касаются аудита и внутреннего контроля, бухучета, развития или структуры коммерческого банка.
     Последовательность проведения внутреннего аудита, а также оформление результата проверки подразделений коммерческого банка производится службой внутреннего аудита банка на основе плана проведения проверок на год, который согласован с Советом банка и утвержден правлением коммерческого банка. Объемы плана внутреннего аудита должны быть достаточными для исполнения заданий работы аудита. Периодичность проведения процедур аудита должна определяться оценками рисков, которые присущи каждому направлению аудита. Служба внутреннего аудита по специальным поручениям Совета коммерческого банка вправе по отдельным вопросам производить внеплановые проверки. Внутренний аудит также может проводиться по требованиям ЦБ РФ в рамках пруденционного надзора. Аудит структурных подразделений коммерческого банка производится службой внутреннего аудита банка независимо от программы работы ревизионного подразделения коммерческого банка. Служба внутреннего аудита банка – это орган оперативного контроля исполнительных органов банка, в отличие от ревизионной комиссии, являющейся органом контроля акционеров коммерческого банка, в качестве цели не ставит комплексную проверку работы подразделений ретроспективно, в статике, то есть после окончания финансово-хозяйственных процессов (год или квартал).
     Для предупреждения злоупотреблений относительно сотрудников иных подразделений коммерческого банка руководитель службы внутреннего аудита использует ротацию внутренних аудиторов, то есть один аудитор не может на постоянной основе проводить аудит одного и того же подразделения коммерческого банка.
     Для эффективного исполнения функций и задач, которые возложены на службу внутреннего аудита, нужно руководствоваться следующими стандартами аудиторской проверки:
     - независимость, данный стандарт заключается в том, что служба внутреннего аудита банка должна быть независима от работы подразделений, проверяемых ею. Независимость достигается в результате организационного статуса рассматриваемой службы;
     - профессиональное мастерство, этот стандарт заключается в том, что аудиторские проверки должны проводится на высоком профессиональном уровне, достигаемом благодаря: необходимой квалификации; правильному подбору кадров; контролю над работой внутренних аудиторов банка со стороны его Совета и правления;
     - получение компетентных доказательств, то есть компетентное определение доказательств в зависимости от уровня уверенности, что предоставленная информация действительна, достоверна и относится к рассматриваемому вопросу;
     - формулирование мысли, данный стандарт заключается в том, что аудиторское заключение должно обладать максимальной точностью и краткостью при оценке деятельности подразделений коммерческого банка.7
     Служба внутреннего аудита банка вправе разрабатывать и соответственно применять в собственной работе свои стандарты аудита.
     При осуществлении внутреннего аудита подразделений коммерческого банка нужно предусматривать наличие следующих этапов аудиторской проверки:
     - получение достоверной и полной информации о подразделении, в том числе средства контроля оценки внутреннего риска;
     - выполнение программы работы внутреннего аудита коммерческого банка, непосредственно в котором отображены процедуры и цель проверки, учитывая информацию о проверяемом подразделении банка;
     - осуществление проверок на существенность, отображение и оценка достоверности доказательств, что суждения руководства коммерческого  банка, которые указаны в финансовых документах и бухгалтерской отчетности, являются обоснованными, а также позволяют достичь целей деятельности;
     - осуществление внеплановой тематической проверки, которая  позволяет повысить уровень убежденности в некоторых заключениях проверки;
     - составление аудитором заключения или отчета и предоставление данных о недостатках в структуре проверяемого подразделения.8
     Недостатки, которые выявлены в ходе проведения аудиторской проверки коммерческого банка, должны находить отражение в аудиторском заключении, составляемом с учетом методических приемов и стандартов проведения аудита. Аудиторское заключение подписывается руководством службы внутреннего аудита коммерческого банка.
     В заключении излагают выявленные недостатки, злоупотребления и нарушения, которые характеризуют проведение соответствующих операций. Внимание акцентируется на позитивном опыте деятельности подразделения банка, который может использоваться на иных участках в коммерческом банке. Также необходимо изложить причины, в особенности организационного характера, которые создали условия для злоупотреблений и нарушений, и внести предложения, касающиеся принятия мер по их устранению. Одновременно нужно представить квалифицированную оценку состояния системы внутреннего контроля, проверяемого подразделения банка.
     После окончания работы над отчетом необходимо провести итоговое совещание с руководителем проверявшегося подразделения коммерческого банка.
     Аудиторское заключение для принятия определенных мер направляется Совету и правлению банка.
     Установление отношений между внутренним и внешним аудитом это важная мера по формированию действенной системы внутреннего контроля в коммерческом банке по поддержанию отношений, а также обмену информацией между внутренними и внешними аудиторами коммерческого банка. Установление контактов между внешними аудиторами и службой внутреннего аудита формирует благоприятные условия для обмена опытом проведения аудита между ними. Правление коммерческого банка со службой внутреннего аудита проводит встречи в целях ознакомления с программой аудиторской проверки бухгалтерской отчетности, а также деятельности коммерческого банка внешними аудиторскими компаниями.
     Контроль ЦБ РФ над работой служб внутреннего аудита коммерческого банка производится по отчету о деятельности внутреннего аудита банка, включаемого при составлении годового отчета в пояснительную записку. 
     Банки представляют отчеты о деятельности службы внутреннего аудита в ЦБ РФ два раза за год в первой половине месяца, которые следует за отчетным периодом. При необходимости ЦБ РФ может потребовать у коммерческих банков отчет о деятельности внутреннего аудита за конкретный временной период его деятельности, и иную информацию, касающуюся компетенции службы внутреннего аудита коммерческого банка. Отчет коммерческого банка о деятельности службы внутреннего аудита должен включать информацию по контролю над деятельностью всех подразделений коммерческого банка.
     Региональные управления Центрального Банка России по местонахождению филиала вправе запрашивать у банка информацию о работе, а также материалы проверок внутреннего аудита банка.
     ЦБ РФ производит проверку работы службы внутреннего аудита в банках.9
     По результатам анализа отчетности,  а также материалам проверок ЦБ РФ при необходимости отправляет коммерческому банку письмо с требованиями по приведению системы внутреннего аудита в соответствие с Положением. В случае невыполнения требований по устранению недостатков в установленный срок ЦБ РФ может применять санкции в порядке, который установлен законодательством РФ.
     
     
     1.2. Особенности функционирования внутреннего аудита в коммерческом банке

     Невзирая на то, что именно в финансовых учреждения РФ (инвестиционных компаниях, кредитных организациях, страховых обществах, участниках рынка ценных бумаг) наиболее развит внутренний контроль в качестве составной части системы управления рисками, внутренний аудит занимает в них достаточно скромное место. При этом внутренний аудит в финансовых организациях может обладать особенной ценностью, которая определяется тремя основными факторами:
     - финансовые учреждения должны быть стабильны, надежны и безопасны. 
     - по своему характеру финансовая деятельность в основном нематериальна, она базируется на управлении рисками. 
     - государство в сфере финансов является активным участником отношений собственников, менеджеров и клиентов.10
      Объективно, перечисленные факторы способствовали тому, что в сфере финансов регулятивные требования к системе внутреннего контроля и системе управления рисками в наибольшей мере приблизились к рекомендуемым международными институтами, а именно: Базельским комитетом по банковскому надзору, Международной организацией комиссий по рынку ценных бумаг и Международной ассоциацией страхового надзора.
     Но, невзирая на прямые рекомендации, например, Базельского комитета по формированию действенной функции внутреннего аудита, регулирующие органы РФ в нормативных документах внутреннему аудиту уделяют явно слабое внимание. Наиболее четко данная ситуация наблюдаться в кредитных организациях: в РФ сформирована наиболее развитая нормативная правовая база, касательно внутреннего контроля.
     При образовании кредитного учреждения для получения лицензии необходимо представить в надзорный и лицензирующий орган — ЦБ РФ — информацию, касательно системы внутреннего контроля в образуемой организации. Обо всех значимых изменениях системы внутреннего контроля необходимо своевременно информировать надзорный орган, в уставе коммерческого банка должны описываться права, а также пределы компетенции службы внутреннего аудита коммерческого банка. Помимо этого, ЦБ РФ издано огромное количество документов, которые непосредственно определяют механизмы проведения внутреннего контроля, управления рисками, которые обязательны для банков.
     Так как банковские учреждения, которые обязаны иметь службы внутреннего аудита, обычно, производят операции с ценными бумагами, внутренние аудиторы коммерческих банков включают в область собственной компетенции также операции с ценными бумагами.
     Контроль над деятельностью страховых компаний является компетенцией Министерства Финансов РФ. Соискатели при выдаче лицензий предоставляют информацию о плане по формированию резервов, а также квалификации руководства. В последующем Министерство Финансов производит надзор над обеспечением страховщиками платежеспособности, а также своевременным представлением отчетности. При этом требований по формированию систем внутреннего контроля, а также служб внутреннего аудита не предусматривается со стороны регулятора рынка.
     Очевидным является, что процесс создания системы внутреннего контроля взаимосвязан с ходом развития самой компании. На некоторых стадиях развития компании ее система внутреннего контроля должна обладать реальным воплощением в качестве обособленного подразделения, к примеру, службы внутреннего контроля, на иных — может являться полностью распределенной системой контроля, а иногда присутствовать номинально, так как ее функции целиком берет на себя руководство компании. 
     В кредитном учреждении может быть несколько подразделений и служб, которые специализируются на разных видах контроля, и они все могут производить внутренний контроль на различных уровнях компании, на разных этапах процесса контроля, над определенными уровнями и видами риска.
     Главными целями службы внутреннего контроля банка по традиции являются, обнаружение различных нарушений правил и регламентов, а также выявление нарушивших режим. Как правило, данная служба обладает статусом «особо доверенного», «лично» подчиняется самому высокому руководству и является при этом ответственной в целом за внутренний контроль. Роль внутренних аудиторов сводится в основном к дублированию функций, выполняемых внешними аудиторами на уровне компании, то есть подтверждению достоверности бухгалтерской отчетности, к примеру, дочерних филиалов или компаний. Но, если стандартами выступают правила и регламенты, а функции разработчика, методиста и аудитора методов контроля сосредоточиваются в одном подразделении, это ведет к бюрократизации внутреннего контроля, а также управления рисками. Кроме того, с совершенствованием финансовой организации очевидной становится необходимость разделения задач по формированию процедур проверки и контроля эффективности их работы. Усложнение процедур и процессов управления рисками приводит к новым рискам, которые связаны и с процессами управления, и с отслеживанием изменений внутренней и внешней среды. Самое простое решение для менеджеров, обычно, назначение ответственного за определенный вид контроля или риск. Вследствие этого в крупных финансовых учреждениях появилась целая сеть органов и служб внутреннего контроля, а также управления рисками, которая в себя включает методологическую службу, службу внутреннего контроля, службы управления рисками, а также контролеров, в определенной мере занимающихся разработкой мер контроля и  выявлением нарушителей.11
     Данная сложно структурированная система внутреннего контроля, строится на идее всеобщего контроля, она по сути является надстройкой над иными подразделениями, с чем связаны две главные опасности:
     * со временем данная структура перестает реагировать на актуальные, новые риски и возможности, так как основой для оценки ее результативности является формальное соответствие регулирующим документам и  правилам, которые заданы в прошлом;
     * при этом менеджмент себя чувствует выполнившим собственный долг по формированию системы внутреннего контроля, забывая невозможности осуществления полноценного контроля при наличии большого количества ответственных.
     Без должного анализа и внимания со стороны руководства стихийное усложнение процессов на деле, как правило, приводит не к адекватному развитию, а также повышению результативности системы внутреннего контроля, а только к росту внутренней напряженности между подразделениями, которые выполняют сходные либо дублирующие функции, а также непропорциональному повышению стоимости контроля. Без кардинального изменения функций управления формирование еще одного органа — «наблюдающего за наблюдающими» — также ведет к бюрократизации контрольных процессов в банке.
     Ответом на это положение дел является так называемая концепция риск-ориентированного контроля. Данная концепция базируется на определенных элементах, а именно:
     * внедрении подхода, который основан на мониторинге и определении уровня риска, который для организации является приемлемым;
     * отказе от канонического подхода при планировании процедур контроля, который не учитывает отличий в уровнях риска и основан на формальных требованиях правил и регламентов; 
     * передаче функции предоставления гарантий, а также независимой оценки результативности внутреннего контроля, процесса управления рисками внутреннему аудиту банка;
     * передаче по всем уровням управления, по всем подразделениям, ответственности за определение рисков, а также их оценку, «встраивание» процессов контроля, которые ограничивают риск и в бизнес-процессы.12
     В системе тотального контроля функции внутреннего контроля, переложенные менеджментом по большей части на службу внутреннего контроля компании и других контролеров, в риск-ориентированном управлении распределяются между менеджерами, то есть владельцами процессов и внутренним аудитом компании. Управление, а также осуществление внутреннего контроля компании «встраивается» в бизнес-процесс, руководство от внутреннего аудита получает независимые и объективные гарантии того, что данные процессы результативны, а риск ограничивается приемлемым уровнем. Здесь под гарантиями необходимо понимать то, что результат работы внутренних аудиторов это объективная оценка существующей системы контроля, которая встроена в бизнес-процессы либо независима, и ее способности ограничивать риск на приемлемом уровне. Внутренний аудитор при выявлении недопустимых отклонений и ошибок поможет менеджменту определить шаги, позволяющие привести в надлежащее состояние систему контроля, а также обеспечить риск на приемлемом уровне.
     Внутренние аудиторы при этом не ограничиваются лишь проверками. Они как профессионалы в сфере контроля, консультируют владельцев процессов, давая рекомендации наиболее эффективных процедур контроля.
     Риск-ориентированный подход базируется на закреплении ответственности за операционные процессы, финансовые услуги и риски присущие им за линейными руководителями на различных уровнях управления. Он основывается на признании факта того, что никто, помимо «владельцев», не знает лучше собственной деятельности и рисков, связанных с ней.13
     Данный подход предполагает кропотливую работу по идентификации процессов, а также рисков, связанных с ними, оценке руководством приемлемого уровня каждого из рисков. Данная работа должна проводиться не только единовременно — требуется периодическая переоценка изменения рисков, которые связаны с изменениями процессов, изменением законодательства, внедрением новых услуг, а также иных внешних факторов. Стоит отметить, что вовлеченность внутреннего аудита в идентификацию рисков, а также их оценку должна ограничиваться таким уровнем, который ему при последующих проверках позволил бы сохранить независимость и объективность. 
     Для финансовых компаний. К которым и относятся коммерческие банки, ситуация облегчается тем, что набор специфических рисков для них уже определен. Исследование характерных особенностей некоторых видов рисков ведет к пониманию, что по своей природе финансовые риски могут объединиться в несколько групп, которые имеют общие черты и управляются с применением одинаковых подходов, а именно:
     * рыночные риски;
     * кредитные риски;
     * предпринимательские риски;
     * страховые риски;
     * операционные риски.14
     Квалифицированный внутренний аудитор, как правило, четко видит связь между рисками и действенными процедурами контроля. Так как внутренний аудитор является заинтересованным в понимании владельцами процессов, рисков связанных с ними, а также контроля, стадия идентификации рисков и процессов, обычно, проходит при непосредственном консультировании аудитора. Одновременно с этим от внутренних аудиторов не возникает необходимости требовать специальных знаний в сфере управления, к примеру, рыночным или кредитным риском. .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44