VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация и формирования малых инновационных предприятий в промышленности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009547
Тема: Организация и формирования малых инновационных предприятий в промышленности
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
Курсовая работа
по дисциплине:
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕППРИЯТИЙ
на тему:
Организация и формирования малых инновационных предприятий в промышленности


К защите допустить
_____________"___"__________20__г.			
Выполнил:
студент 4 курса, группы 3231-82
ТОМПСОН БУЭРИБЕРИ ХУАН АНТОНИО
                                                                                                 Проверила: 
Доцент кафедры экономики
ВЕНЕРА РАФИСОВНА

Казань 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………..……………………...1
1. основные функционирование малых инновационных предприятий.……….4
1.1 Понятие «Малое инновационное предприятие»........................…...............4
1.2 Классификация и этапы формирования  МИП….........……...………..........8
1.3 Государственное стимулирование МИП...........................….………...........15
2. Анализ состояния малых инновационных предприятий в Республике Татарстан...........................................................................…………..…………..28
2.1 Основные характеристики малых инновационных предприятий в Республике Татарстан ...............................................................……………………………...28
2.2 Проблемы развития малых инновационных предприятий в Республике Татарстан.......................................................................………………………....33
Заключение……………………………………………………………………….….49
Список   использованной литературы …………………………………………….51
		ВВЕДЕНИЕ
      Инновационная деятельность в сегодняшнее время,  может и должна  присутствовать в любой части предпринимательства: в торговле, в производстве, в рекламе. Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности показателей социально-экономического развития.  важнейшей особенностью, характерной  для малых инновационных предприятий,  являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера. Основными  путями являются разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и др.), повышение конкурентоспособности продукции и производства, создание обстановки инновационности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом. Определение малого инновационного предприятия может быть сформулировано следующим образом. Малые инновационные предприятия – это относительно новые хозяйствующие субъекты в сфере рыночной экономики, характеризующиеся независимостью и адаптивностью, призванные выполнять задачи по структурной перестройке производства, по расширению международного научно-технического сотрудничества и росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений (прежде всего принципиально новых) и создания обстановки восприимчивости различных инноваций. 
      Главная задача инноватора это революционировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле, через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции, вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.
      Малые инновационные предприятия могут быть классифицированы по разным признакам. В самом общем виде они классифицируются по характеру решаемых проблем (экономические, социальные, экологические и др.), содержанию конкретных основных задач (производственные, научно-технические, внедренческие и пр.), видам удовлетворяемых потребностей (личные, производственные, научные и т. д.).
      В составе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, распространение получает специфическая их форма – рисковый бизнес (рисковые предприятия). Эти организации отличаются небольшой численностью персонала, высоким научным потенциалом, гибкостью и целенаправленной активностью. Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций. Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям малых предприятий.
      Основная цель данной курсовой работы – является изучение функционирования малых инновационных предприятий в промышленности, изучение государственного стимулирования малых инновационных предприятий, классификация и этапы малых инновационных предприятий.
      Для достижения цели поставлены следующие основные задачи:
      1) рассмотреть теоритические основы фунционирование малых инновационных предприятий в промышленности.
      2)  классифицировать малые инновационные предприятия и рассмотреть основные этапы формирования 
      3) оценить государственные поддержки малых инновационных предприятий в республике Татарстан.
      4) проанализировать состояние малых инновационных предприятий в республике Татарстан.
      5) рассмотреть основные характеристики малых инновационных предприятий в республике Татарстан.
      6)  предложить альтернативные пути решения проблемы развития малых инновационных предприятий в республике Татарстан.
      Объект исследования является малые инновационные предприятия в республике Татарстан.
      Предметом исследования является организации и функционирования малых инновационных предприятий в республике Татарстан 
      Поставленые цели и задачи определили структуру данной крсовой работы, которая состоит из введения, теоритической части, практической части, заключения и списка использованной литературы.
      Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формируются цели и задачи курсовой работы.
      В первой главе рассматриваются теоритические основы формирования малых инновационных предприятий в промишленности.
      Во второй главе дается краткая характеристика малых инновационных предприятий в республике Татарстан, анализируется поблемы развития малых инновационных предприятий в республике Татарстан.
      В заключении сформированы основные результаты и выводы по данной курсовой работе.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
1.1 ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
      Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. 
      Таким образом, задача предпринимателя-новатора это реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле, через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции, вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики. Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности показателей социально-экономического развития. В России под МИП понимается такое предприятие, которое в течение последних трех лет имело завершенные инновации, то есть новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства, также уже внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику. Объект инновационного предпринимательства – это интеллектуальный продукт, произведенный посредством интеллектуальной деятельности:
      научно-техническая продукция, продукция информатики, продукты культуры. Субъекты инновационного предпринимательства:
      предприятия, венчурные фирмы (рисковые), изобретатели, конструкторы, технологи и научные работники.
      В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:
      1)инновация продукции:
      2)инновация технологии;
      3)социальные инновации.
      Первый вид инновационного предпринимательства, инновация продукции, представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д. 
      Второй вид это инновация технологии, это вид представляется как  процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы. 
      Последний вид инновационного предпринимательства, социальные инновации, представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.
      Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого предпринимательства, который является источником инноваций, а также каналом трансфера знаний и технологий. Особая роль здесь принадлежит той части малых предприятий, которые являются инновационно-активными, занимаются созданием инновационного продукта и доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования.
      Для получения государственной поддержки необходимо предусмотреть жесткую регламентацию деятельности малых инновационных предприятий. Например, затраты на НИОКР не должны быть менее 10% в год от общей величины расходов предприятия, а доля отгруженной инновационной продукции не должна быть ниже 30% от общего объема реализации.
      Как свидетельствует зарубежный опыт, малые инновационные предприятия – самая массовая и наиболее динамичная институциональная структура экономических развитых стран. В настоящее время их доля в общем числе промышленных предприятий составляет в Германии 62%, в Норвегии 49%, Франция 38%. Самая высокая доля инновационных предприятий среди предприятий промышленности отмечается в Ирландии, где показатель достигает 75%.[3]
      МИП являются лидерами в зарождающихся отраслях экономики, они открывают новые сегменты рынка и способствуют развитию уже сложившихся рыночных структур. Они осваивают и внедряют новые технологии, повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства и, тем самым, способствуют формированию новых технологических укладов.
      Малые инновационные предприятия, создавая потенциал для изменения диспропорций в организации производства, способствуют специализации национальных инновационных систем, формированию рыночного спроса на новые технологии, материалы, продукты и взаимной увязке направлений развития науки и промышленности. Тем самым, малое инновационное предпринимательство придает импульс науке для изменения приоритетов в области прикладных исследований и разработок. С другой стороны, – оно стимулирует процесс производства и доводит до коммерческого результата деятельность научных организаций.
      Активно используя интернет-технологии, МИП внедряют новую культуру бизнеса, формируют индивидуальный спрос на новые модели и модификации уже существующих товаров. Малые инновационные предприятия имеют большие возможности в короткие сроки освоить выпуск мелкосерийной, уникальной продукции, наладить производство новых изделий на современной технической основе, с меньшими затратами его перепрофилировать или изменить технологию. Существенна их роль в предоставлении дополнительных услуг по консультированию, наладке и вводу в эксплуатацию новой техники.
      Малые предприятия являются своего рода полигонами для крупных компаний. Они активно участвуют в реализации первых этапов инновационного процесса, являющихся наиболее рисковыми, и подготавливают почву для промышленного освоения инноваций большим бизнесом.
      Малое инновационное предпринимательство вносит существенный вклад в решение проблемы занятости, создавая наибольшую долю новых рабочих мест специалистов высокой квалификации. Например, в 2000 году 746.000 малых инновационных предприятий европейских стран обеспечивали занятость приблизительно 5 млн. человек, что составляло чуть менее половины всех занятых в отраслях высоких технологий.
      МИП активно выходят не только на национальные, но и международные рынки. В настоящее время доля малых инновационных предприятий в  развитых странах составляет: В России 20%, В  Германии 81% , В Италии 93%, США 80%, В Японии 80% причем наибольшее значение здесь имеет международная торговля технологиями. Доля малых инновационных предприятий в  развитых странах преставлена на рис.1.
Рисунок 1 – доля малых инновационных предприятий в  развитых странах
                                    
      Основные признаки малых инновационных предприятий для осуществляемых научно-производственных процессов МИП характерны следующие признаки:
       -разработка и продвижение на рынки новых продуктов и передовых технологий;
       -высокая доля НИОКР для создания новых конкурентоспособных продуктов и услуг;
       -масштабное влияние инноваций, новых изделий и передовых технологий на прибыль и оборот МИП;
       -высокая доля инвестиций в НИОКР и связанное с ними обновление производства в общей инвестиционной политике МИП;
       -значительная часть научных и инженерно-технических работников в общей численности персонала МИП;
       -значительная доля научного, лабораторного и испытательного оборудования в основных фондах МИП;
       -высокий уровень риска, связанного с осуществлением инновационных проектов.
      Перечисленные признаки не имеют строгих нормативных характеристик, а инновационный характер деятельности МИП не связывается с конкретными льготами и формами финансирования. Принципиальное значение для деятельности МИП имеет принадлежность его к категории малых для получения определенных налоговых и других льгот соответствующими нормативными и законодательными актами.
      1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
      Малые инновационные предприятия могут быть классифицированы по разным признакам. В самом общем виде они классифицируются по характеру решаемых проблем (экономические, социальные, экологические и др.), содержанию конкретных основных задач (производственные, научно-технические, внедренческие и пр.), видам удовлетворяемых потребностей (личные, производственные, научные и т. д.). С точки зрения практического использования и учета особенностей функционирования МИП классификация их может быть осуществлена:
      по содержанию инноваций (продуктовые, технологические, управленческие, организационно-производственные и социальные новшества);
      -степени новизны результатов разработок (принципиально новые, модернизированные, улучшенные в конструкторско-технологических решениях);
      -содержанию конкретных работ (научно-технические, научно-производственные, посреднические – внедренческие и консультативные, научно-технические услуги);
      -этапам инновационного процесса (разработка, опытное и промышленное освоение, внедрение в производство, распространение, эксплуатация);
      -назначению новшеств (для мирового рынка – экспортные и внутреннего рынка, включая собственные нужды);
      -степени риска (очень рисковые, умеренно рисковые, низко-рисковые).
      Поясним содержание конкретных работ, относящихся к посредническим и научно-техническим услугам. Посреднические услуги включают консультации по выполнению различных расчетов (например, прочностных, высотных, финансово-экономических и др.), проведению маркетинговых, экономических и других видов анализа. Посреднические услуги могут быть и внедренческого характера. Например, освоение новшеств на конкретном предприятии, оказание помощи при промышленном выпуске изделий с учетом производственно-технологических особенностей предприятий и др. Научно-технические услуги включают в свой состав многие виды услуг – оформление патентов и изобретений, стандартизацию и контроль качества, хранение и содержание научно-технической документации в надлежащем состоянии, обеспечение информационными материалами, учет объектов интеллектуальной собственности и др.
      Данная классификация малых инновационных предприятий используется в следующих целях: 
      1) обоснованного их формирования и развития;
      2) определения форм и источников финансирования;
      3) нахождения прогрессивных и экономичных организационных структур; 
      4) оценки конгруэнтности, т. е. соответствия между реальным состоянием малых инновационных предприятий (какие они есть на самом деле) и нашими представлениями о них (какими они должны быть); 
      5) правильного учета и отчетности, способствующих созданию статистической базы. 
      Последнее исключительно важно в рамках необходимого сравнительного анализа данных различных стран и в условиях вхождения во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также в связи с переходом к международным стандартам в этой области, в частности к МСФО.
      В своем развитии малые инновационные предприятия прошли два этапа: первый этап – со второй половины 1980-х и до конца 1990-х гг. и второй – с 1999 г. по настоящее время. Основная масса возникших в первый период малых инновационных предприятий была создана для реализации инновационного потенциала, заделы которого были сформированы еще в советский период на государственных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро. С созданием этих предприятий связывались надежды на коммерциализацию многолетних научных и инженерных разработок, в первую очередь в машиностроении, химической промышленности, некоторых других областях высоких технологий, в том числе конверсионных.
      В начальный период фактически отсутствовала инфраструктура поддержки малых предприятий, которые практически не имели серьезной институциональной опоры для реализации инновационных проектов. Часть из них осуществляла самофинансирование, прибегая к коммерческой деятельности как источнику последующих инвестиций в высокорисковую инновационную деятельность с достаточно длительным сроком окупаемости вложенных средств. Какой-то части малых предприятий удалось найти стороннего инвестора, еще испытывающего иллюзии относительно возможности быстро коммерциализировать их научный потенциал.
      Таким образом, отличительными чертами первого периода формирования и функционирования МИП являлись:
      -использование готовых научно-технических разработок;
      -охват традиционных отраслей (химическая, машиностроение, приборостроение);
      -отсутствие инфраструктуры.
      В последующем, по мере формирования инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий (например, в виде технопарков при крупных высших учебных заведениях) возникла вторая волна малых инновационных предприятий. Отраслевая структура МИП существенно сместилась в сторону отрасли коммуникаций и информационных технологий. Малые инновационные предприятия перешли от начального этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость, активизация инновационной деятельности и конкурентоспособность. Второй период развития малых инновационных предприятий можно охарактеризовать следующими чертами:
      - осуществление во многих случаях собственных разработок;
      - освоение их, а также нередко организация опытного производства;
      -  изменение приоритетности отраслей (переход к биотехнологиям, телекоммуникациям и информационным технологиям);
      - наличие инфраструктуры, хотя и недостаточно развитой;
      - продвижение ими научно-технической продукции на рынок;
      - рискованность.
      Кроме того, к особенностям функционирования МИП на втором этапе следует отнести участие в освоении и производстве комплектующих узлов для крупных предприятий и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. На втором этапе функции и направления работ МИП значительно расширились; они, с одной стороны, стали комплексными, а с другой – уникальными, узкоспециализированными.
      В последние годы закрепились позитивные тенденции инновационного развития промышленности, создания гибких организационных структур и активного использования инновационного потенциала малых предприятий.
      ПРЕИМУЩЕСТВА И ЗНАЧЕНИЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ТИПЫ
      За последние 15–20 лет во многих странах мира начался переход от массового производства в рамках крупных промышленных комплексов и корпораций к небольшим промышленным структурам, к оперативному учету запросов потребителей, предъявляющих повышенные требования к качеству продукции и оказываемым услугам. В этом переходе особая роль отводится МИП, что объясняется преимуществами их функционирования. К преимуществам малых инновационных предприятий, способствующим повышению эффективности внедрения нововведений с учетом особенностей современного производства, относятся:
             -более быстрая адаптация к требованиям рынка;
             -гибкость управления и оперативность в выполнении принимаемых решений;
        -большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
        -гибкость внутренних коммуникаций;
             -осуществление разработок в основном на первых этапах инновационного процесса, на выполнение которых требуются относительно незначительные затраты (около 2 % общей суммы);
        -более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить прогрессивные изменения в продукцию и технологию процесса производства в ответ на требования рынков (местных и региональных);
            -относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
      Малые инновационные предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньших капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные научные, трудовые и информационные ресурсы.        Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации к достижению успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые инновационные предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.
      Именно наличие существенных достоинств обеспечивает предприятиям малого бизнеса, находящимся в условиях куда менее привилегированных и имеющим гораздо меньше средств для проведения исследований и разработок, возможность отвоевать свою долю на рынке. Малый инновационный бизнес можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа его участников. Созданию такой атмосферы в малом инновационном бизнесе и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
      Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. Между сотрудниками малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости – дублирование и взаимозаменяемость. Существенным преимуществом предприятий малого бизнеса является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые размеры предприятия обеспечивают ему хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах. Наконец, отметим, что для организации малого инновационного предприятия не требуется крупных вложений в основные средства. 
      В развитии экономики малые инновационные предприятия занимают особое место. Значимость их определяется не столько высокой экономической эффективностью, сколько направленностью деятельности МИП на внедрение наукоемких видов продукции и технологических процессов, на повышение конкурентоспособности производства в отдельных отраслях и в экономике в целом. Малые предприятия в научно-технической сфере позволили России сохранить значительную часть высококвалифицированных кадров. В настоящее время в России в инновационной сфере зарегистрировано около 40 тыс. малых предприятий (около 4,5 % от их общего количества) с общим числом занятых 200–300 тыс. человек, из них в сфере наукоемких услуг реально работает до 4000 предприятий с общим числом занятых 20–30 тыс. человек.
      Малые технологические предприятия занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют связующую роль между наукой, производством и рынком, выполняют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства ведут к повышению занятости населения и увеличению сбора налогов. Малые предприятия принимают участие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий, внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в технологические процессы, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги. Конкретно роль малых инновационных предприятий проявляется в следующем: создание новых рабочих мест; внедрение новых товаров и услуг; удовлетворение нужд крупных предприятий; обеспечение потребителей специальными товарами и услугами.
      Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малых предприятий. Малое предприятие быстро и относительно недорого создает новые рабочие места, повышает среднедушевой доход наиболее социально уязвимых групп населения (женщины, молодежь, уволенные в запас военнослужащие, пенсионеры, мигранты), снижает «социальную нагрузку» на бюджет, повышает эффективность инвестиций в производство наиболее конкурентоспособной продукции, сглаживает диспропорции в уровне и темпах регионального социально-экономического развития и т. п. Это фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе, решению ряда социальных вопросов. Предприятия малого инновационного бизнеса обладают способностью быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка, осваивать и использовать научно-технологические, управленческие и организационные новации, создавать новые рыночные ниши и т. п.
      По своей природе и особенностям функционирования МИП тяготеют к региональным и местным условиям. Поэтому за последние годы МИП начали интенсивно развиваться в регионах России. Этому способствует то, что регионы имеют большую самостоятельность в расширении ассортимента производимой продукции, финансовом обеспечении инновационного развития экономики и международном научно-техническом сотрудничестве. Каждый регион представляет собой конкретный хозяйствующий субъект с четко выраженными границами не только географического, но и интеллектуального, научного, финансово-экономического и организационно-правового характера. Кроме того, подход к вопросам формирования и функционирования предприятия малого инновационного бизнеса с региональным уклоном целесообразен и с точки зрения федеративного типа государства и бюджетного федерализма.
      С учетом особенностей народного хозяйства могут быть созданы три типа малых инновационных предприятий (фирм). Предприятия первого типа могут осуществлять разработку и освоение изделий производственного назначения. Они выходят на рынок и сталкиваются с конкуренцией крупных предприятий. Такие предприятия могут быть эффективными в отраслях, где затраты входа на рынок специализированных товаров относительно невелики, например в машиностроении, приборостроении, в производстве средств связи. Весьма эффективными могут быть малые инновационные предприятия, создающие приборы и установки для генной инженерии, медицины.
      Предприятия второго типа могут успешно функционировать на рынке потребительских товаров и конкурировать с крупными предприятиями (объединениями). В данном случае возможны три разновидности малых предприятий: 
      1) конкурируют с крупными, осваивая и выпуская продукцию более высокого качества; 
      2) не конкурируют с крупными, а находят свою рыночную нишу;
      3) специализируются на разработках и выпуске на рынок потребительских товаров, связанных с индивидуальными потребностями, быстрой сменой моды, скоропортящимися видами продукции. 
      Такие малые инновационные предприятия могут эффективно функционировать в легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, а также в системе агро-промышленного комплекса.
      Предприятия третьего типа могут работать совместно с крупными, разрабатывая и осваивая промежуточные продукты, полуфабрикаты, комплектующие части и изделия. Они могут быть эффективными в нефтехимической и химической промышленности, а в ряде случаев – и в машиностроении.
      ВЕНЧУРНЫЕ (РИСКОВЫЕ) ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ТЕХНОПАРКИ.
      В составе малых инновационных предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, распространение получает специфическая их форма – рисковый бизнес (рисковые предприятия). Эти организации отличаются небольшой численностью персонала, высоким научным потенциалом, гибкостью и целенаправленной активностью. Они в основном занимаются поисково-прикладными исследованиями, проектно-конструкторскими разработками и освоением на их основе новых видов продукции, технологических процессов, организационно-управленческих решений. Этим они отличаются от распространенных форм малого бизнеса.
      Проведение научных исследований, особенно поискового характера, сопряжено со значительным риском, поэтому финансирующий их капитал называется рисковым (венчурным). Отсюда и название – «венчурные предприятия (организации)». Вторая их особенность заключается в том, что основной сферой их функционирования являются наукоемкие отрасли (новые средства связи, электроника, биоинженерия, информатика, химия). Венчурные организации выполняют важную связующую роль между поисковыми исследованиями и серийным (массовым) производством нововведений. В этом плане по содержанию работ венчурные предприятия близки к одной из форм интеграции науки и производства – инженерным центрам.
      1.3.  ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МИП
      Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций. В первую очередь необходима широкая правовая среда для функционирования МИП. Формирование правовой среды малых инновационных предприятий является обязательным и непременным условием, обеспечивающим им экономическую свободу, права и гарантии, позволяющие осознанно заниматься бизнесом, разрешенным законом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность МИП перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разного уровня за выполнение обязательств в установленные сроки и в полном объеме.
      Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям малых предприятий. Устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся запреты на ведение незаконного предпринимательства. Одновременно законодательными актами устанавливаются меры защиты субъектов предпринимательства от негативного влияния внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти разного уровня. С принятием законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, происходит совершенствование инфраструктуры малого инновационного бизнеса и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства (в том числе инновационного) особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малых инновационных предприятий.
      Государственная поддержка осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежит Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.). Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малых инновационных предприятий можно разделить на две группы: первая группа связана с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, вторая  со льготами и преимуществами (например, упрощенная регистрация, льготное кредитование и т. д.). В свою очередь, первые из них можно разделить на нормы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и на льготы для предприятий малого инновационного предпринимательства, подпадающих под обычную систему налогообложения (льготы по налогу на прибыль).
      В целях стимулирования инновационной активности МИП методы воздействия государства подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования развития МИП проявляются в различных формах финансирования, в стимулировании кооперации малых инновационных предприятий с вузами, крупными предприятиями и научно-производственными комплексами, в пр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44