VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация финансового менеджмента в деятельности субъекта малого предпринимательства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000080
Тема: Организация финансового менеджмента в деятельности субъекта малого предпринимательства
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  

Экономико-математический факультет                                                                   Кафедра экономической теории и менеджмента


                                                      
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: «Организация финансового менеджмента в деятельности субъекта малого предпринимательства»


  
Выполнил: студент 4 курса
заочной формы обучения
группы МН-4с
Никаева Р.А. _____
  Допускается к защите:
  заведующий кафедрой,
  д-р экон. наук, профессор
  ________
   «___» __________ 2015 г.

Научный руководитель:
канд. экон. наук
Уразаев Р.А. ________
«___» ___________ 2015 г.

Нефтекамск 2015
   СОДЕРЖАНИЕ
     Введение
   4
     1 Исследование теоретических основ финансового менеджмента субъекта малого предпринимательства
   8
1.1 Сущность и понятие финансового менеджмента 
   8
      1.2 Основные цели и задачи финансового менеджмента в деятельности субъекта малого предпринимательства 
   
   15
      1.3 Элементы и задачи системы финансового менеджмента субъектов малого предпринимательства
   
   17
     2 Анализ состояния и организации финансового менеджмента субъекта малого предпринимательства (ИП Никаева А.В.)
   21
      2.1 Анализ основных показателей деятельности субъекта малого предпринимательства
   
   21
      2.2 Организация финансового планирования в деятельности субъекта малого предпринимательства
33
      2.3 Влияние финансового менеджмента на движение движения денежных средств в субъекте малого предпринимателсьвта
   38
     3 Проблемы и основные направления совершенствования организации финансового менеджмента
   
   43
      3.1 Проблемы организации финансового менеджмента в деятельности субъекта малого предпринимательства
   
   43
      3.2 Пути совершенствования организации финансового менеджмента в деятельности субъекта малого предпринимательства
   48
     Заключение
   52
     Список использованных источников и литературы
   55
     Приложение А  «Бухгалтерский баланс» за 2011-2013 гг.        
   59
     Приложение Б  «Отчет о прибылях и убытках» за 2011-2013 гг.
   60
     Приложение В  «Динамика состава и структуры имущества предприятия»32	
   61
     Приложение Г   «Анализ изменения активов организации»
   62
     Приложение Д  «Анализ изменения пассивов организации»	
   63
     Приложение Е  «Анализ использования и структура оборотных активов»5	
   64
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ВВЕДЕНИЕ
      
     Актуальность работы. Сегодня, в XXI в., важным моментом на рынке малых предприятий является организация финансового менеджмента в деятельности субъекта малого предпринимательства 
     Возможность зарабатывать в период рыночной экономики является ее неоценимым преимуществом, которым обязательно воспользуется предприимчивый человек. Естественно, что подобная ситуация создаёт конкурентные условия на рынке для предпринимателей.
     Финансы имеют для предприятия исключительное значение, поскольку любому предприятию требуются средства для деятельности и развития, что и поспособствует преодолению конкурентных преград на рынке.
     Малые предприятия, по сравнению с крупными, в своей работе более подвержены влиянию таких проблем и угроз, как: возможность быстрого разорения, ограниченность роста, небольшие рынки, нехватка оборотных средств, высокая конкуренция. В современных условиях становления и углубления рыночных механизмов регулирования экономики страны, малые предприятия вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с крупным бизнесом. Конкурентоспособность же любому предприятию, в том числе и малому, может обеспечить только рациональное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его распоряжении. В связи с этим с каждым годом повышается значение финансового менеджмента, целью которого является выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения стратегических и тактических целей деятельности фирмы. Постановка и организация финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса, так же как и на крупных предприятиях, сложны, и трудоемки. Процесс финансового менеджмента включает: анализ финансового состояния, планирование, учет, подготовку управленческой и финансовой отчетности, а также контроль. На каждом этапе имеются свои особенности, обусловленные спецификой самого малого бизнеса.
     Основной задачей финансового менеджера малого предприятия является формирование, распределение и использование денежных фондов с целью эффективного производства и сбыта, а также осуществления простого и расширенного воспроизводства.
     Финансовому менеджеру необходимо быть осмотрительным, так как финансовая устойчивость малого предприятия не стабильна, малое предприятие может быть подвергнуто агрессивному нападению со стороны конкурентов и компаний-поглотителей, а руководители малого бизнеса не всегда осознают опасность, окружающую финансы малого предприятия.
     Актуальность данной темы заключается в том, что современная экономика, с одной стороны, предоставляет свободу действий в отношении предпринимательства, с другой стороны, способствует росту конкуренции среди предприятий малого бизнеса, и для сохранения конкурентоспособности необходимо грамотно организовать управление финансами.
     Степень научной разработанности проблемы. Логика и принципы управления финансами субъектов малых организаций изложены в работах российских авторов, разрабатывающих данную проблематику: Н.И. Малис1, И.С.Талалаева2, А.В.Филатова3, О.Н.Чечеткина4 и др. 
     Цель выпускной квалификационной работы – исследование организации финансового менеджмента в деятельности субъекта малого предпринимательства (ИП Никаева А.В.).
     Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
     1) выявить сущность и содержание понятия финансовый менеджмент;
     2) выявить элементы и задачи системы финансового менеджмента субъекта малого предпринимательства;
     3) провести анализ организации финансового менеджмента субъекта малого предпринимательства (ИП Никаева А.В.);
     4) рассмотреть проблемы и основные пути совершенствования менеджмента в деятельности субъекта малого предпринимательства.
     Объект исследования – субъект малого предпринимательства ИП Никаева А.В. 
     Предмет исследования – организация финансового менеджмента в деятельности субъекта малого предпринимательства.
     Методология и методы исследования. Методологическую базу исследования составили концепции и взгляды отечественных и зарубежных экономистов, журнальные статьи, материалы научных семинаров и конференций, связанные с оборотными средствами предприятия и эффективностью их использования. Для решения поставленных в работе задач в качестве инструментария выступают методы финансового анализа: горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерской отчетности; современные методы управления финансами предприятия: управление текущими финансовыми потребностями предприятия.
     Информационная база исследования. Правовую основу исследования составили Федеральные законы РФ. В качестве базы исследования выступают данные бухгалтерской и финансовой отчетности организации, монографии и учебники отечественных и зарубежных специалистов в области финансового менеджмента. 
     Теоретическая значимость исследования формируют фундаментальные исследования в экономической науке, представленные в монографиях и научных статьях отечественных и зарубежных ученых, внесших значительный вклад в разработку научных основ финансов субъектов малых предприятий, риск-менеджмента, финансового менеджмента.
     Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные положения исследования доведены до уровня конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы организацией при проведении анализа деятельности предприятия и управлении его финансовой устойчивостью. 
     Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, шести приложений, списка использованной литературы, включающего 40 наименований. Объем работы 64 страницы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА СУБЪЕКТА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЛЬСТВА 
     
     1 Сущность и понятие финансового менеджмента 
     
     В дореволюционной России понятие финансового менеджмента как самостоятельная наука не существовало. Однако два направления, входящие в базовую структуру этой науки в современном ее понимании – финансовые вычисления и анализ баланса, успешно развивались и в это время.
     Развитие теории и практики финансовых и коммерческих вычислений в России связано с трудами замечательного русского математика, финансиста и бухгалтера Н.С. Лунского, одного из родоначальников финансового менеджмента в России. А в 1920-е гг. теория баланса была сформулирована в трудах А.П. Рудановского, Н.А. Блатова, И.Р. Николаева. 
     Осуществляемые с 1990-х гг. в рамках перевода экономики на рыночные рельсы новации: изменение банковской системы, внедрение новых форм собственности, трансформация бухучета, сделали актуальными управление финансовыми ресурсами.
     Переход к рыночным отношениям приводит к разделению функций управления финансами на уровне государства и финансовых отношений организации до саморегулирования в рамках коммерческой организаций, что создает формальную основу для реализации финансового менеджмента. В функциях государства остается финансирование социальной сферы, а у коммерческой организации – самофинансирование собственного развития, поэтому благополучие организации зависит от правильности действий и быстроты реакции управленческого персонала этой организации, а не от финансирования государства. 
     Первоначально функциями финансового менеджмента занимались специалисты в области экономики предприятия, плановики, бухгалтеры-аналитики, которые шли от учета и проведения расчетов, построения планов, прогнозов и калькулирования цен к вопросам подготовки и принятия решений по широкому спектру проблем управления ресурсами предприятия. За финансовым менеджментом закрепилась роль контроля, строжайшего учета и оптимизации издержек производственного процесса. Последнее связано с постановкой налогового планирования на предприятии.
     Следующим шагом в развитии финансового менеджмента стала разработка универсальных правил и процедур для принятия решений в этой области, что позволило интерпретировать его как совокупность общих стандартизированных финансовых методов, процедур и технологий. Руководители предприятий учатся самостоятельно принимать финансовые решения по формированию финансовых ресурсов и их структуре, по направлениям вложения средств, по использованию новых финансовых инструментов.
     На современном этапе развития рыночных отношений, когда организации функционируют в условиях нестабильного социально-экономического окружения, их руководство понимает необходимость быстрых изменений в управлении, в том числе в элементах финансового менеджмента. Это приводит к необходимости реализации системных принципов.
     Анализ различных подходов к определению предметной области финансового менеджмента позволяет исследователям сделать вывод, что эволюция взглядов на предмет финансового менеджмента в сжатой, концентрированной форме повторяет в общих чертах исторически сложившиеся и чередовавшиеся постулаты эффективного управления в общем менеджменте. 
     Имеющиеся методы и инструменты финансового менеджмента, анализируемые в литературе и применяемые в российской практике, не рассматриваются в комплексе, во взаимосвязи с общей системой управления организацией. А также не учитывается необходимость адаптации системы финансового менеджмента коммерческой организации, приспособления к цикличности развития организации. На самом деле под воздействием изменений внешней среды на каждом историческом этапе переходного процесса к рыночной экономике организация изменяется, переходя от одной фазы своего жизненного цикла к другой. Следовательно, в ней должна изменяться и система финансового менеджмента (ситуационный подход). 
     Под финансовым менеджментом (financial management) понимается управление средствами предприятия (активами) и источниками их образования (пассивами). Под управлением понимается воздействие субъекта на объект с целью достижения определенного результата. В финансовом менеджменте под субъектами понимаются финансовые менеджеры разных уровней, под объектами – средства предприятия и источники их образования. Финансовый менеджмент наряду с производственным, инвестиционным, инновационным и организационным является составной частью общего менеджмента предприятия. Поэтому цели финансового менеджмента подчинены общим целям управления предприятием. Основной целью финансового менеджмента является повышение благосостояния владельцев предприятия. Так как в базовом курсе «Финансового менеджмента» рассматривается управление средствами предприятия акционерной формы собственности, как имеющей наиболее сложную структуру капитала, повышение благосостояния его владельцев есть не что иное, как повышение благосостояния акционеров, которое может достигаться за счет:
     1) увеличения части прибыли предприятия, направляемой на выплату дивидендов;
     2) прироста курсовой стоимости акций.
     К основным задачам финансового менеджмента можно отнести:
     1) обеспечение формирования денежных средств в объеме, достаточном для покрытия потребностей предприятия;
     2) обеспечение эффективного использования вложенных средств;
     3) оптимизацию денежного оборота и расчетной политики предприятия;
     4) максимизацию прибыли при допустимом уровне риска с учетом действующей политики налогообложения;
     5) обеспечение устойчивого финансового положения предприятия.
     Выполнение всех вышеперечисленных задач сводится к обеспечению наиболее эффективного потока денежных средств между предприятием и финансовыми (денежными) рынками. Ответственным за достижение целей и выполнение задач финансового менеджмента является финансовый менеджер, действия которого сводятся к следующей схеме:
     1) получение денежных средств на финансовых рынках (за счет продажи эмиссионных и других ценных бумаг предприятия, привлечения кредитов, получения прибыли от спекулятивных валютных операций и пр.);
     2) вложения денежных средств в финансово-хозяйственную деятельность предприятия с целью извлечения прибыли;
     3) возвращение ранее заимствованных денежных средств и платы за их использование субъектам финансовых рынков;
     4) повторное инвестирование (реинвестирование) полученных на финансовых рынках денежных средств в деятельность предприятия;
     5) своевременное выполнение предприятием обязательств перед бюджетом (уплата налогов и других обязательных платежей).
     Надо отметить, что количество и ранжирование работников, отвечающих за финансовое управление, зависят от размеров и организационной структуры самого предприятия. Для управления средствами предприятия и источниками их образования необходимо знание:
     1) общих закономерностей развития рыночной экономики, в том числе финансовых рынков;
     2) концептуальных основ финансового управления;
     3) научно обоснованных методов их реализации.
     В то же время не исключаются и чисто интуитивный выбор, и комбинация методов управления, основанные на опыте работы и профессионализме финансового менеджера. В учебниках по финансовому менеджменту, как правило, выделяют следующие основные аспекты финансового управления:
     1) управление средствами предприятия (управление активами) и источниками образования этих средств (управление пассивами);
     2) управление капиталом и инвестициями;
     3) долгосрочное и краткосрочное финансовое управление.
     При этом под активами в контексте финансового менеджмента понимаются инвестиционные решения, а под пассивами – решения по выбору источников финансирования инвестиционных решений.
     Неоднозначным является понятие «капитал». Под капиталом могут пониматься:
     1) привлеченные средства, фиксируемые в пассивах баланса, в том числе:
     – собственный капитал (акционерный капитал плюс нераспределенная прибыль);
     – долгосрочный заемный капитал (привлеченные долгосрочные кредиты, долгосрочная аренда, долг по выпущенным облигациям, пенсионные выплаты);
     – краткосрочный заемный капитал (привлеченные краткосрочные кредиты, краткосрочная коммерческая задолженность, полученные предприятием авансы, задолженность по заработной плате и пр.);
     2) вложенные средства, фиксируемые в активах баланса, в том числе:
     – основной капитал (основные средства или долгосрочные материальные активы);
     – оборотный капитал (оборотные средства или краткосрочные активы);
     3) разница между краткосрочными активами и краткосрочными пассивами (чистый оборотный капитал).
     По мнению автора, ясность в определение капитала может внести применявшаяся в советское время классификация, в соответствии с которой различали привлеченный и вложенный капитал. При этом все статьи пассивов баланса относили к привлеченному капиталу, а все статьи активов — к вложенному капиталу. Таким образом, управление капиталом включает управление активами и пассивами.
     Под инвестициями могут пониматься:
     1) вложения в материальные и нематериальные долгосрочные активы;
     2) вложения в финансовые активы (ценные бумаги и паи);
     3) все статьи активов, включая краткосрочные.
     Инвестиции можно определить как вложения денежных средств в различные активы, в результате которых привлеченный капитал превращается во вложенный. Таким образом, инвестирование – процесс трансформации привлеченного капитала во вложенный капитал. Существует несколько принципов классификации инвестиций, в том числе:
     1) по объектам вложения денежных средств различают инвестиции:
     – в материальные активы;
     – в нематериальные активы;
     – в активы финансовых рынков;
     2) по целям вложения денежных средств различают:
     – прямые инвестиции;
     – портфельные инвестиции.
     В базовом курсе финансового менеджмента рассматривается управление прямыми и портфельными инвестициями.
     Краткосрочное и долгосрочное финансовое управление также являются частными случаями управления активами и пассивами. Под краткосрочным финансовым управлением понимается управление краткосрочными активами и пассивами, под долгосрочным – управление долгосрочными активами и пассивами.
     В предлагаемой книге рассмотрены следующие аспекты финансового управления:
     1) управление привлеченным капиталом (управление источниками образования средств предприятия, управление пассивами);
     2) управление инвестициями (прямыми и портфельными);
     3) управление вложенным капиталом (управление средствами предприятия, управление активами);
4) краткосрочное и долгосрочное финансовое управление.
Это соответствует логике создания и функционирования предприятия:
     1) привлекаются денежные средства;
     2) определяются основные направления вложения денежных средств (инвестиций);
     3) осуществляется управление активами предприятия, приобретенными в результате реализации инвестиционных решений;
     4) все вышеназванные аспекты управления осуществляются в рамках реализации краткосрочной и долгосрочной финансовой политики (тактический и стратегический финансовый менеджмент), при этом любое тактическое решение признается целесообразным, если способствует достижению стратегических целей финансового менеджмента.
     Соответствие содержания основных аспектов финансового менеджмента основным разделам баланса предприятия наглядно иллюстрирует таблица 1.
     
Таблица 1 – Основные аспекты финансового менеджмента
Основные аспекты финансового менеджмента
Соответствие основным разделам баланса предприятия
Управление источниками образования средств предприятия (управление привлеченным капиталом)
Управление пассивами
Управление инвестициями (прямыми и портфельными)
Управление активами
Управление средствами предприятия, приобретенными в результате реализации инвестиционных решений (управление вложенным капиталом)
      
Реализация краткосрочной и долгосрочной финансовой политики – тактический и стратегический финансовый менеджмент
Управление краткосрочными пассивами и активами, управление долгосрочными пассивами и активами
     
     Каждому из названных аспектов управления сопутствуют определенные риски, управление которыми рассматривается в соответствующих главах. Например, управление инвестиционными рисками рассматривается в главе, посвященной управлению инвестициями.
     Прежде чем перейти к рассмотрению основных аспектов управления, необходимо ознакомиться:
     1) с концептуальными основами финансового менеджмента;
     2) финансовыми рынками;
     3) финансовой математикой;
     4) инструментами финансового менеджмента (финансовой
отчетностью, финансовым анализом и финансовым планированием).
     В соответствии с Федеральным законом № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под малым предприятием понимается коммерческая организации, в уставном капитале которой доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
     Вторым условием является средняя численность работников за отчетный период, которая не должна превышать следующих предельных уровней:
     – в промышленности – 100 чел.;
     – в строительстве – 100 чел.;
     – на транспорте – 100 чел.;
     – в сельском хозяйстве – 60 чел.;
     – в научно-технической сфере – 60 чел.;
     – в оптовой торговле – 50 чел.;
     – в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.;
     – в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.
     Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
     В-третьих, под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
     При достаточном росте количества малых предприятий в последнее время наблюдается спад прибыльных предприятий малого бизнеса. Такое снижение может быть обусловлено рядом факторов:
     – слабая поддержка малого предпринимательства государством;
     – неэффективная система налогообложения;
     – ограниченный доступ к финансовым ресурсам;
     – трудности при выпуске ценных бумаг;
     – часть оборота находится «в тени».
     Малые предприятия в своей работе сталкиваются с различными проблемами и угрозами, как то: возможность быстрого разорения, ограниченность роста, небольшие рынки, нехватка оборотных средств, высокая конкуренция.
     При управлении финансами на малом предприятии может возникнуть ряд факторов, способных повлиять на принимаемые решения:
     – особенности структуры капитала;
     – специфичная иерархия рисков;
     – высокие кредитные проценты;
     – отсутствие гарантий;
     – попытки поглотить или распространить влияние над предприятием.
     Отсюда видно, что для успешной работы любого малого предприятия необходима постановка финансового менеджмента. Организация финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса связана с преодолением конкурентных преград на рынке и получением прибыли, что является достаточно важным фактором. Но для достижения целей финансового менеджмента необходимо дополнительно решить и ряд иных задач:
     – оптимизировать денежные потоки;
     – создать действенную систему планирования;
     – проводить финансовый мониторинг и финансовый контроль;
     – создать систему учета и отчетности полезной для внутренних и внешних пользователей.
     В небольшой фирме все функции финансового менеджера ложатся, как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель – хозяин данного предприятия). И именно он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую/продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли. Как правило, этот сотрудник не имеет специального финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику поведения, на рынке исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.

     1.2 Основные цели и задачи финансового менеджмента в деятельности субъекта малого предпринимательства 
     
     Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении; реализация финансовой политики экономических субъектов.
     Главной целью финансового менеджмента является залог роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, и выражается в гарантии обеспечения максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и исполнения конечных финансовых интересов его владельца.
     Система целей финансового менеджмента включает:
     – выживание в условиях конкурентной борьбы;
     – избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
     – лидерство в борьбе с конкурентами;
     – максимизация рыночной стоимости;
     – устойчивые темпы роста экономического потенциала;
     – рост объемов производства и реализации;
     – максимизация прибыли;
     – минимизация расходов;
     – обеспечение рентабельной деятельности.
     Цели финансового менеджмента малых предприятий принято разделять на: общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития малого предприятия в целом, специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по этапам жизненного цикла малого предприятия.
     Общей целью финансового менеджмента является максимизация рыночной стоимости малого предприятия.
     Специфической целью финансового менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, малого предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности кадрового работника.
     
 
Рисунок 1 – Жизненный цикл малых предприятий
     На каждой из стадий жизненного цикла «становление – расширение – зрелость – возрождение» могут наблюдаться различные цели финансового менеджмента.
     После прохождения предприятием стадии зрелости происходит изменение целевых установок, которые главным образом зависят от различных факторов, определяющих развитие малого предприятия на отдельных стадиях жизненного цикла:
     –  повышение спроса на рынке или появление крупного заказа;
     –  государственное регулирование, препятствующее появлению недобросовестных конкурентов;
     –  уменьшение государственного вмешательства;
     –  облегчение доступа к производственным помещениям;
     –  облегчение доступа к заемным финансовым средствам;
     –  облегчение доступа к квалифицированному персоналу;
     – продажа малого предприятия другому предприятию.
     Определенно сказать на какой из стадий жизненного цикла происходит изменение целевых установок финансового менеджмента не представляется возможным в силу индивидуальности развития каждого предприятия, однако наиболее вероятно, что такая трансформация может произойти на стадиях роста, зрелости или возрождения.
     Финансовый менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования малого предприятия, что в конечном итоге определяет рынок. Прибыль малого предприятия создает определенные гарантии дальнейшему функционированию малого предприятия, поскольку только прибыль и ее накопление в виде различных резервных фондов позволяет малому предприятию ограничивать, и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Капитализация малого предприятия в свою очередь позволяет привлечь дополнительные источники финансирования, расширить сферу деятельности, перейти в категорию средних (крупных) компаний, при условии, что численность занятых на предприятии и объем оборота превысят соответствующие установленные критерии.
     В последнее время малые предприятия в своей работе сталкиваются с различными проблемами и угрозами, в частности: возможность быстрого разорения, ограниченность роста, небольшие рынки, нехватка оборотных средств, высокая конкуренция. Поэтому организация финансового менеджмента на малых предприятиях должна быть направлена на их преодоление получение необходимой прибыли. Но для достижения целей финансового менеджмента необходимо дополнительно решить и ряд иных задач:
     – оптимизировать денежные потоки;
     – создать действенную систему планирования;
     – проводить финансовый мониторинг и финансовый контроль;
     – создать систему учета и отчетности полезной для внутренних и внешних пользователей.
      В большинстве случаев управление финансами на малом предприятии из-за небольшой его численности осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством (администрацией, топ-менеджерами), а также с экономистами и юристами, если таковые имеются.
     На данный момент существует три эффективных способа организации структуры управления финансами малого предприятия:
     1) совмещение должностей (например, главный бухгалтер и финансовый директор в одном лице). В данной ситуации снижаются затраты на содержание финансовой службы, но ухудшается качество принимаемых решений;
     2) создание отдельного специального финансового отдела или финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это потребует больших затрат, так как специалисты высокого уровня в области финансов стоят дорого. Возможность эффективного создания такой структуры есть только у предприятий, входящих в структуру объединения предприятий;
     3) передача финансового управления в специализированную организацию, так называемый аутсорсинг или субподряд. На данный момент одним из популярных видов аутсорсинга является ведение бухгалтерского учета специализированной организацией. Положительные стороны аутсорсинга – высокое качество принимаемых решений; отрицательные стороны – отсутствие на российском рынке широкого выбора аутсорсинговых организаций, высокие цены на их услуги (хотя они могут и окупаться), отсутствие уверенности в том, что ваша компания не будет специально ослаблена и поглощена.
      Но в любом случае финансовый специалист малого предприятия должен выполнять следующие функции:
     – формировать и реализовывать финансовую стратегию и политику предприятия;
     – организовывать управленческий учет, оптимизировать затраты;
     – постоянно проводить финансовый и управленческий анализ;
     – осуществлять финансовое планирование (формировать оперативные планы, бюджеты и участвовать в подготовке бизнес-планов);
     – реализовывать мероприятия по обеспечению ликвидности и устойчивости предприятия;
     – оптимизировать, и управлять активами и пассивами, скоростью их оборота, порядком возникновения и погашения;
     – проводить поиск эффективных способов финансирования бизнеса;
     – разрабатывать мероприятия по увеличению прибыли, капитализации, рентабельности, снижению уровня налогообложения и затрат;
     – организовывать мероприятия по контролю за сохранностью финансовых ресурсов;
     – оптимизировать, и разрабатывать финансовые схемы реализации продукции, осуществлению платежей;
     – участвовать в мероприятиях по риск-менеджменту;
     – консультировать вышестоящее руководство и сотрудников по финансовым вопросам.
     Основные задачи финансового менеджмента:
     1. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.
     2. Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.
     3. Обеспечение рентабельной деятельности и роста объема производства и реализации продукции.
     4. Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.
     5. Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения и минимизация расходов.
     6. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т.е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.

     1.3 Элементы системы финансового менеджмента субъектов малого предпринимательства, их задачи 
     
     Элементами финансового менеджмента являются: 
     – анализ финансового состояния предприятия;
     – анализ и принятие решений по оценке инвестиций; 
     – управление активами предприятий, бюджеты и прогнозы наличия потока денежных средств, определение точки безубыточности и доли постоянных издержек в полных издержках и др.
     Чтобы быстрее определить, что искать, чего опасаться, что и как делать в условиях рыночных отношений, финансовый менеджер должен уметь читать баланс, знать содержание его статей, владеть техникой анализа финансового положения на основе бухгалтерского учета.
     Анализ финансового состояния предприятия необходим инвестору для принятия решения о формировании портфеля ценных бумаг; кредитору – для подтверждения, что предприятие платежеспособно и уплатит ему долги; аудитору – для уверенности в отсутствии риска, что после его проверки будут выявлены ошибки в финансовой отчетности; руководителю предприятия, финансовому менеджеру – для реальной оценки деятельности предприятия.
     Предприятия, имеющие свободные денежные средства, вкладывают их в ценные бумаги и другие инвестиционные программы.
     При альтернативе риска и доходов инвестиционные предложения оценивают, сравнивают, и выбирают оптимальный вариант.
     Управление активами предполагает регулирование потребности оборотного капитала, так как чем больше размер текущих активов, тем больше надо погасить задолженность предприятиям и бюджету. Кроме того, необходимо контролировать, и регулировать денежные операции.
     Если предприятие имеет чрезмерное количество наличности, то оно теряет прибыль, которую можно бы.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44