- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организационные аспекты устного изложения теоретического нормативно-правового материала на уроках права на базовом и профильном уровнях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000918 |
Тема: | Организационные аспекты устного изложения теоретического нормативно-правового материала на уроках права на базовом и профильном уровнях |
Содержание
Оглавление Введение 3 1 Организационные аспекты устного изложения теоретического нормативно-правового материала на уроках права на базовом и профильном уровнях 8 1.1 Понятие, структура, характеристика нормативно-правового и теоретического материала 8 1.2 Особенности устного изложения теоретического и нормативно-правового материала на уроках права на базовом и профильном уровнях 15 2 Методические приемы устного изложения теоретического и нормативно-правового материала на уроках права на базовом и профильном уровнях 24 2.1 Методы и приемы устного изложения теоретического и нормативно-правового материала на уроках права на базовом и профильном уровнях 24 2.2 Интеллектуальные приемы и умения учащихся при изучении теоретического и нормативно-правового материала на уроках права на базовом и профильном уровнях 29 Заключение 44 Библиографический список 47 Приложение 49 Введение Актуальность. В условиях модернизации системы образования, предпринимаемой в России, правовое образование приобретает особое значение. На уровне государственной политики общественный интерес и потребность в правовом образовании личности получили отражение во многих документах и, в частности, в методическом письме «О гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», согласно которому этот процесс должен быть непрерывным, начиная с детского сада и начальной школы и заканчивая основной и полной школой. В связи с этим в последние годы заметно возрос интерес ученых-педагогов и методистов к разработке программ, учебников и другой учебной литературы по правовому образованию школьников. Уже сейчас школы имеют пособия по праву, созданные такими авторами, как: С. С. Алексеев, Т. Н. Кашанина, В. О. Мушинский, А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов, В. С. Королькова, Н. Н. Суворова, Е. А. Певцова, О. В. Хишенкова, А. Н. Иоффе [246, 26]. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что правовое образование личности не следует рассматривать только с позиции его профилактической роли в деле борьбы с правонарушениями в стране. Правовое образование в школе мы понимаем в более широком смысле - как необходимое (хотя и недостаточное) условие приобретения опыта демократической культуры. Проблемы школьного правового образования не являются новыми для отечественной педагогики. В 30-50-е годы в школах велось преподавание предмета «Конституция СССР», с 60-х годов часть уроков предмета «Обществоведение» отводилось на изучение правовых вопросов, а с 1975 года в учебный план была включена дисциплина «Основы Советского государства и права». Научно-методическое обеспечение преподавания права в школе разработали Л. С. Бахмутова, В. В. Берман, Г. П. Давыдова, А. Ф. Никитин, В. М. Обухов, Н. Г. Суворова и др. В 70-80-е годы в целях реализации социального заказа - предупреждение правонарушений несовершеннолетних и формирование у школьников законопослушания - на базе юридических институтов (А. И. Долгова, А. П. Кожевников, Т. М. Миньковская и др.) и Академии педагогических наук СССР (В. В. Берман, Г. П. Давыдов, А. Ф. Никитин и др.) были развернуты научные исследования. В трудах этих ученых была определена общая цель правового воспитания, поставлена задача формирования у учащихся правовой культуры, выявлены пути повышения эффективности правового обучения, сделаны попытки теоретической разработки системы правового образования в школе и намечены шаги их реализации в школьной практике. Однако существенного воздействия на систему правового образования эти научные изыскания не оказали. В массовой школе правовое обучение и воспитание носило локальный характер, сводясь в большинстве случаев к преподаванию предмета «Основы Советского государства и права». В эти годы школе не удалось преодолеть противоречие между социальным заказом и реально достигаемыми результатами, и поэтому проблема создания научно обоснованной системы правового образования осталась актуальной и для 90-х годов прошлого столетия. Усилиями ученых-педагогов и правоведов в 90-е годы были разработаны и внедрены в школу различные курсы и факультативы по изучению правовых знаний. В школах были предприняты меры по интеграции изучения права с общественными дисциплинами. Теоретические основы нового понимания правового образования и технологию его реализации разработали Н. И. Никитина, В. В. Спасская, И. Т. Суворова, Н. И. Элиасберг и др. Анализ литературы по исследуемой проблеме показывает, что можно выделить следующие ценности и приоритеты правовой культуры, существенные в правовом образовании школьников: знание личностью своих прав и свобод; умение реализовать их, не нарушая прав и свобод других людей; способность отвечать за свои поступки, свой выбор; критическое и одновременно преобразующее отношение к реальной жизни; умение применять на практике полученные правовые знания. Выделенные выше ценности и приоритеты правового образования школьников потребовали адекватной методики, которая обеспечивала бы активное участие самих учащихся в образовательном процессе. Обобщая сказанное, нужно отметить, что неразработанность структуры и содержания правового образования, отсутствие научно и методически обоснованной технологии обучения, обеспечивающей взаимосвязанное решение задач правового образования; отсутствие организационно-методического единства в действиях педагогов, привлеченных к правовому обучению и воспитанию школьников; распыленность правовых знаний между различными учебными предметами; недостаточная квалификация учителей права обусловили необходимость поднятия школьного правового образования на качественно новый уровень, в том числе с использованием интерактивных методов обучения. В данный период можно констатировать, что сложились противоречия между: - изменившимися социальными требованиями к уровню правового образования школьников и традиционными, репродуктивными методами и формами обучения их праву; - изменившимися условиями учебной деятельности, правоспособности учащихся старших классов и необходимостью формирования новых отношений, стратегий поведения, характера деятельности, критического мышления. Для разрешения этих противоречий необходимо решить ряд вопросов: Каковы возможности устного изложения материала в правовом образовании учащихся? Каковы дидактические условия реализации данных возможностей? В чем суть проблемы использования устного изложения материалов в правовом образовании учащихся? Исходя из недостаточной теоретической разработанности проблемы и практической необходимости ее разработки, нами выбрана тема исследования: «Организация устного изложения теоретического и нормативно-правового материала на уроках права на базовом и профильном уровнях». Объект исследования: процесс правового образования с использованием устного изложения теоретического и нормативно-правового материала. Предмет исследования: устное изложение теоретического и нормативно-правового материала как средство правового образования учащихся. Цель исследования состоит в решении проблемы: выявить возможности устного изложения теоретического и нормативно-правового материала в правовом образовании школьников и научно обосновать условия их реализации. Гипотеза исследования. Если систематически использовать на уроках права устное изложение теоретического и нормативно-правового материала, то следует ожидать повышения уровня правосознания учащихся, так как применение интерактивных методов обучения способствует продуктивному усвоению учебного материала, развитию творческого подхода к учебному материалу, обогащению социального опыта школьников путем включения и переживания тех или иных проблемных ситуаций. Задачи исследования: 1. Выявить сущность и содержание понятия «правовое образование». 2. Выявить возможности устного изложения теоретического и нормативно-правового материала в правовом образовании школьников. 3. Определить, научно обосновать возможности устного изложения теоретического и нормативно-правового материала в правовом образовании. Методологической базой исследования явились положения философии и педагогики гуманизма; положения современной педагогики, которые в качестве приоритетной задачи выдвигают формирование школьника как индивидуальности и личности на основе взаимосвязи между внешними и внутренними условиями развития ребенка; труды, посвященные категории «интерактивных методов», рассматриваемой рядом ученых (М. Б. Кларин, Т. Н. Кашанин, М. В. Коротков, Л. Н. Куликова); концепции правового образования школьников (А. Ф. Никитин, В. О. Мушинский, Н. И. Элиасберг, Я. В. Соколова). В исследовании использовались - теоретические методы: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, системный анализ, деятельностный подход; - эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. 1 Организационные аспекты устного изложения теоретического нормативно-правового материала на уроках права на базовом и профильном уровнях 1.1 Понятие, структура, характеристика нормативно-правового и теоретического материала В настоящее время в учебных учреждениях системы общего образования изучение правовых вопросов осуществляется как в рамках интегративного подхода, так и в системе модульного варианта (отдельных курсов). В первом случае обучаемые, переходя с одной на другую ступеньку обучения, постигают азы правовой науки в рамках обществоведческих и граждановедческих курсов, где, наряду с чисто правовыми вопросами, рассматриваются политические, экономические, философские, культурологические, исторические и др. проблемы общества. Во втором случае в школах, гимназиях выстраивается единая вертикаль правового обучения и воспитания учеников, начиная с пропедевтики (это может быть начальная школа) и заканчивая старшей ступенью обучения, где учебными планами предусмотрены большие возможности для вариативного образования. Анализируя педагогическую литературу, мы выделили требования к теоретическому материалу. Теоретический материал должен отвечать следующим требованиям: * иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно изучаемых вопросов; * иметь необходимую идейно-теоретическую направленность; * иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом; * быть доказательным и аргументированным, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, доказательств; * быть проблемным, раскрывать противоречия и указывать пути их решения; * обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации, вызывать интерес познания, давать направления самостоятельной работы; * быть на современном уровне науки и техники, наглядной, излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов, понятий; * быть доступным для восприятия конкретной аудиторией. Структура теоретического материала включает элементы: * вступление (вводная часть); * основная часть (раскрытие основных вопросов); * заключительная часть. Вступление - часть теоретического материала, цель которого - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят: формулировка темы, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; * формулировка цели; * изложение плана, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению; * характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы; * ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлом уроке, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук. Основная часть - изложение содержания теоретического материала в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему концептуальный и нормативно-правовой материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Заключение - подведение общего итога: обобщение материала, формулировка выводов по теме; ответы на вопросы учеников. Анализируя педагогическую и юридическую литературу, мы выделили следующие особенности нормативно-правового аппарата. К настоящему времени нет обобщенных трудов по вопросам методологии правового образования, а потому данная тема представляется малоисследованной, но даже при беглом анализе имеющегося в указанной сфере опыта, следует обратить внимание на то, что современная система педагогических технологий правового образования характеризуется отказом от авторитарной педагогики в пользу личностно-ориентированной. Таким образом, ведущая цель диверсификации (мера разнообразия в совокупности) правового образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого учащегося с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей. В современной научной литературе нормативно-правовой акт известен как официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы. Нормативно-правовой акт содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом. Нормативно-правовой акт - это ведущий источник права в системах романо-германского права, к которым относится и Россия. В ряде случаев определение правового акта как нормативного или индивидуального играет значительную роль в правоприменительной деятельности. Например, в ходе судебного разбирательства. Нормативно-правовые акты носят общеобязательный характер и служат нормативным основанием для вынесения судебного решения. Индивидуально-правовые акты при разрешении судебных споров не имеют приоритетного характера и оцениваются судами наряду с другими материалами по делу. Несмотря на большое количество литературы, единого, общепризнанного понятия нормативного правового акта нет ни в законодательстве, ни в юридической науке, так как исследуемый акт, с одной стороны, является формой права, а с другой — правовым актом (юридическим документом), более того представляет собой результат особой юридической деятельности — правотворчества. Анализ научной литературы позволил прийти к выводу о наличии дискуссии терминологического характера, которая обусловлена тем, что наряду с понятием «нормативный правовой акт» в юридической литературе используются термины: «собственно нормативный акт», «нормативный акт», «нормативный документ», «нормативно-правовой акт», «общенормативный гетерономный правовой акт», «нормативный юридический акт». Такое вольное обращение с терминологией ставит перед исследователями новые вопросы и усложняет решение задачи по определению сущности данного явления. К сожалению, использование различной терминологии для обозначения одних и тех же правовых явлений имеет место не только на теоретическом уровне, но и в официальных документах федеральных органов власти. Решение данной терминологической проблемы видится в использовании термина, который в большинстве случаев употребляется в Конституции Российской Федерации — «нормативный правовой акт». Разрешение вопроса, связанного с применением терминологии, не снимает проблему содержания понятия нормативного правового акта. В юридической науке нормативный правовой акт определяется и как «акт», и как «решение», и как «предписание». Ввиду многозначности данных понятий считаем, что дефинировать нормативный правовой акт необходимо как документ. Выделение такого признака нормативного правового акта как его принятие органами государственной власти исключает из понятия нормативного правового акта акты органов местного самоуправления и локальные нормативные правовые акты. С доктринальных позиций муниципальные правовые акты, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила, и локальные нормативные правовые акты являются нормативными правовыми, потому что это официальные письменные документы, которые издаются в установленном порядке уполномоченным субъектом, и содержат нормы права, т.е. соответствуют всем признакам данного вида акта. Кроме того, к нормативным правовым актам относятся акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, акты Прокуратуры Российской Федерации. Природа названных субъектов и соответственно их полномочия в юридической литературе рассматриваются неоднозначно. Таким образом, противоречивость системы органов государства Российской Федерации обуславливает соответствующие проблемы юридической природы актов, которые они издают. В связи с этим принятие федерального закона о нормативных правовых актах позволило бы решить проблему, если в нем нормативный правовой акт определить как «официальный письменный документ, принятый уполномоченным настоящим законом субъектом правотворчества». Такое определение позволит избежать многих трудностей при определении сущности того или иного акта, и соответственно сократит разрыв между доктриной и практикой в определении природы нормативного правового акта. Дефиниция нормативного правового акта дана не только в научной литературе по теории права, но и в официальных правовых актах федеральных органов власти. Например, в Постановлении Государственной Думы Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-П ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации»[2] нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Общий характер правовых норм означает отсутствие конкретности, т.е. персонификации адресата, и однократности их реализации. Учитывая дискуссионность вопроса о норме праве, считаем, что при определении нормативного правового акта лучше всего использовать понятие «нормативное правовое предписание». Нормативный правовой акт - это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права. Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-то употребляется в теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права. Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает и множество актуальных научных проблем, одни из которых решены в теории права, а другие находятся в стадии обсуждения. Прежде всего, это проблема структуры нормативно-правового акта и ее соотношения со структурой самого права. Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. Например, Федеральный закон «О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года, Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года. Также нормативно правовой акт имеет «преамбулу» - предисловие - вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им. В других же отраслях права мы находим различные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта - от полного соответствия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-правовых актах. В юридической литературе выделяют такой признак нормативного правового акта, в соответствии с которым он устанавливает, изменяет и отменяет правовые нормы. Полагаем, что если нормативный правовой акт — это документ, то он не может сам устанавливать, изменять или отменять, это деятельность компетентных субъектов, документ может лишь только содержать, фиксировать информацию, т.е. нормативные правовые предписания. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что нормативный правовой акт — это официальный документ, принятый в регламентированном одностороннем порядке, в особой форме специально уполномоченным субъектам правотворчества, содержащий нормативные правовые предписания. 1.2 Особенности устного изложения теоретического и нормативно-правового материала на уроках права на базовом и профильном уровнях На ступени среднего (полного) общего образования учебный предмет «Право» представлен на двух уровнях – базовом (как составная часть курса Обществознание) и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач: - базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации; - профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности [9,21]. Базовый курс права направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Образовательный стандарт по праву также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п. На профильном уровне в содержание минимума включаются дополнительно темы, обеспечивающие приобретение учащимися более глубоких представлений о системе права, о юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях, а также способы познавательной деятельности, освоение которых является условием дальнейшего обучения и профессионального становления. Изучение права на профильном уровне позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права [21]. Учащиеся приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе. Особенности структуры и содержания курса Право, изучаемого на базовом и профильном уровнях представлены в приложении 1. Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет Право на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. Основные содержательные линии образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование. Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе. В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем. Перед курсом не ставится задача профессиональной подготовки учащихся. Одна из его главных целей — формирование углубленного интереса к праву, создание основы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования. Программа профильного курса «Право» обеспечивает на уровне средней школы углубленное изучение основ юриспруденции, знакомит выпускников с современным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности. Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей: - развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; - воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку; - освоение знаний об основных принципах, Нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции; - овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе; - формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом. Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В области познавательной деятельности: - умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; - участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; - выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений. В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Как в рамках традиционного, так и в рамках интерактивного обучения учитель прибегает к помощи учебника на уроках права. Разница лишь в том, что интерактивное обучение имеет свои специфические методические приемы работы с учебником. Наиболее распространенными являются методический прием "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Рассмотрим данные приемы. Методический прием "Учимся вместе"[22]. Под руководством учителя проходит процесс совместного освоения учениками учебного материала. Этот прием позволяет направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации. Использование приема открывает возможности по организации различных видов деятельности учащихся: одним....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Понятие производной, рассмотреть систему ее изучения в учебниках средней школы, охарактеризовать особенности изложения материала
- Изучение теоретического материала по повышении экономической эффективности сельскохозяйственного производства
- Нормативно-правового регулирования банковской системы России с зарубежными странами, исторические этапы развития нормативно-правового регулирования