VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Нормативно-правового регулирования банковской системы России с зарубежными странами, исторические этапы развития нормативно-правового регулирования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011268
Тема: Нормативно-правового регулирования банковской системы России с зарубежными странами, исторические этапы развития нормативно-правового регулирования
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

Для начала, следует ввести понятие об самих банках и банковских системах. Банк – это учреждения,управляющие денежными средствами и накоплениями, предоставляющие кредит, также осуществляющие денежные расчеты, учет векселей, эмиссию денег и ценных бумаг, операции с золотом, иностранной валютой и др. функции. 

Под банковской системой принято понимать некоторый организационный механизм финансовой системы, который оказывает влияние на функционирование всех процессов экономики и развитиястраны. 

Банковская деятельность связана с финансовой деятельностью и играет основную роль в экономике, и в повышении заинтересованности государства в ее развитии. Финансовая деятельность государстванаправленная на образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивает бесперебойное функционирование государства.

Целью данной курсовой работы является сравнение нормативно-правового регулирования банковской системы России с зарубежными странами, обозначить исторические этапы развития нормативно-правового регулирования.




ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЦЕЛЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Банковская система имеет свою специфику.В частностиона включает в себя такие структуры как:кредитные организации и представительства иностранных банков, а контроль за соблюдением законодательства осуществляют две стороны: первая – Центральный Банк, вторая- Президент и Государственная Дума РФ.

Рассмотрим Центральный банк РФ или как его ещё называют – Банк России.

Следует отметить, что Кредитные организации и Центральный Банк РФ это не одно и то же, они выполняют разные функции и преследуют разные цели. Например, Кредитные организации стремятся получить максимальную прибыль от всяческих банковских операций и сделок (кредитов, депозитов, ссуд и др.). Если рассматривать этот вариант, то можно сказать, что банковская деятельность кредитной организации есть разновидность предпринимательской деятельности. Также кредитным организациям запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

В отличие от Кредитных организаций деятельность Банка России (Центрального Банка РФ) определяется следующими целями: поддержание курса рубля, а также его покупательной способностью; укрепление и развитие банковской системы РФ. Получение прибыли не является целью Центрального банка, как предусмотрено в законе. 

Теперь рассмотрим функции Президента и Государственной Думы РФ.

Президент России занимает важное место в управлении банковской системой. Он руководит всеми вопросами экономического и политического характера, обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти. Также Президент представляет Государственной Думе РФ кандидатуру Председателя Банка России и ставит вопрос об освобождении его от должности. Помимо этого сПрезидентом согласуют кандидатуры членов Совета директоров Банка России. В связи с этим Центральный банк должен обеспечивать Президента РФ необходимой информацией о состоянии банковской системы.

После краткого разбора структуры банковской системы, можно сделать вывод о Целях нормативно-правового регулирования банковской системы.

Итак, к целям регулирования банковской системой относится:

обеспечение стабильности финансовой системы

увеличение эффективности использования общественных средств банками

мобилизация банковской системы на решение государственных задач (экономических и политических)

обеспечение сохранности денежных средств населения 

обеспечить доступность банковских услуг для всех слоев населения.

В общем, цели регулирования банковской системы направлены на установление, формирование и поддержание правого порядка в банковской деятельности, а также осуществляется контроль за исполнением всех законов и нормативно-правовых актов.


СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНО-

ПРАВОВЫХ АКТОВ

В настоящее время банковское законодательство призвано эффективно регулировать банковскую систему и банковскую деятельность. 

Самую важную и основную ступень в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ, которая обладает высшей юридической силой, а также она принимается на всей территории РФ. На основании ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка.

Ст. 75 посвящена денежной единице РФ –российскому рублю, и определяет, что денежная эмиссия осуществляется только Центральным банком РФ.

Кроме того, в ст. 103 Конституции говорится о том, что Председатель Центрального банка РФ выбирается и назначается на должность, а также освобождается от нее Государственной Думой Федерального собрания.

Второй ступеньюявляется Федеральный закон, в котором принимаются и регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности (Федеральные законы действуют в соответствии с Конституцией РФ и не могут ей противоречить). К таким федеральным законам относятся: 

Гражданский кодекс РФ. 

ФЗ «О Центральном банке РФ»

ФЗ «О банках и банковской деятельности»

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О Центральном банке РФ»: Банк России или Центральный банк РФ издает нормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также всеми юридическими и физическими лицами. 

В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие нормативно-правовые акты ЦБ РФ:

395-1 – самый главный федеральный закон о банках и банковской деятельности, дает определения терминам «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская группа», «банковские операции» и т.д.Также устанавливает величину минимального уставного капитала банка, требования для квалификации руководителям банка, содержит нормы о регистрации и начале работы кредитных организаций, и помимо этого содержит основания для отбора лицензии у банка.

86-ФЗ – закон о Центральном банке Российской Федерации, устанавливает функции, возможности и цели ЦБ РФ, а также описывает органы управления Банком России и требования к отчетности Банка России, определяет денежную единицу Российской Федерации (российский рубль).

579-П – План счетов бухгалтерского учета в банке и правила отражения операций в бухгалтерском учете банка.

161-ФЗ – закон о национальной платежной системе. Устанавливает порядок платежных услуг, в том числе переводы средств, и использование пластиковых карточек (электронных средств платежа).

28-И – важнейший документ, содержащий в себе правила открытия и закрытия всех банковских счетов, открываемых банками физическим и юридическим лицам: текущих, расчетных, депозитных, корреспондентских счетов. Также имеется инструкция по содержаниюи список документов, необходимых для открытия каждого счета, требования к ведению юридического дела клиента.

383-П – Положение Банка России, которое устанавливает правила перевода денежных средств кредитными организациями по счетам, которые организуются  без открытия банковских счетов. 

139-И – ещё одна Инструкция ЦБ РФ, определяющая обязательные нормативы банков и методику расчетов этих нормативов.

Это не все законы и нормативно-правовые акты, которые существуют на территории России, но это одни из основных и важных на данный момент.




ТЕНДЕНЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Одним из основных направлений развития банковской системы Российской Федерации на данном этапе является приток частного капитала. Данный процесс начался с 2004года, в результате Указа Президента. В указе  содержался ряд норм предоставляющих льготы и стимулы для открытия частных банков и банковских учреждений. Вследствие роста количества банков появился интерес частного сектора к финансовому рынку страны, что в свою очередь, позитивно сказывается на процессах развития и стимулирования малого и среднего бизнеса. 

Вместе с привлечением частного капитала, были предприняты меры по дальнейшему укреплению системы корпоративного управления банками, связанные с внедрением в банковскую систему акционеров и советов банков в управлении ими. Также была усилена и улучшена внутрибанковская служба аудита.

Наряду с созданием механизмов саморегулирования, Центральный банк направил свои усилия на дальнейшее совершенствование системы банковского надзора, для повышения эффективности банковской системы. Для осуществления данной задачи были переработаны внутренние нормативные документы, регулирующие банковскую деятельность.

В 2012 году ситуация в российской банковской системе оставалась стабильной, продолжился рост производства в большинстве основных видов экономической деятельности, снижался уровень безработицы по всей стране. Основным фактором экономического роста так же был высокий внутренний спрос.Но началось резкое снижение количества кредитных организаций. 

В 2015 в связи с событиями на мировой арене, в России стала ограничиваться работа электронных кредитных карт (Visa, MasterCard). И из-за несоответствия мировым нормам обслуживания некоторые кредитные учреждения прекратили свою работу. На основе этого в России была выработана стратегия по созданию собственного (независящего от других стран) платежного средства или по-другому карта «МИР». 

Таким образом, современное состояние банковской системы России находится в развитии. Создаются национальные программы по улучшению работы банков и повышению удобства клиентам. Можно сказать, что российские банки постепенно удаляются от банковских систем других стран и создают свою уникальную систему, которая не зависит от экономических или политических факторов.






ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Банковская система России имеет достаточно долгую и богатую историю. И всю историю развития можно разделить на 5 этапов: 

с XVIII в. до 1860 г. - период создания банков

с 1860 г. по 1917 г. – период совершенствования банковской системы

с 1917 по 1930 г. –период формирования новой банковской системы

с 1932 по 1988 г. - функционирование «социалистической» банковской системы; 

с 1988 г. до настоящего времени - формирование современной банковской системы.

Основной этап развития банковской системы Российской империи приходится на вторую половину XIX века, когда в банковской сфере происходил процесс слияниякредитных и иных банковских учреждений.

Основным звеном банковской системы Российской империи являлся банк. В законодательстве Российской империи понятие "банк" употреблялось как по отношению к организациям, которые занимались комплексной банковской деятельностью, а также те которые выполняли только одну из банковских операций, например, кредитование. В то время законодательство использовало термин «кредитные учреждения», вместо понятия «банк».

Банковская система Российской империи состояла из самых разных видов кредитных учреждений, каждый из них имел свои функции, свою структуру, особенности и назначение. Каждому виду учреждений были посвящены определенные правовые акты.

Основы принципов и правил организации банковской системы Российской империи были зафиксированы в Кредитном Уставе 1857 г. Данный документ делил все кредитные учреждения на две группы: государственные (бывают общие и местные) и частные (были учреждены частными лицами, но действовали под контролем правительства и следовали определенным правилам и законам). 

В пример такой классификации можно привести два вида банковских учреждений, которые просуществовали в России до 1860 года. Первое, Государственный заемный банк (был создан в 1786 г.). Данный банк выполнял следующие функции: прием вкладов под определенный процент (4%),срок определялся самим вкладчиком; выдача ссуд под залог на срок 15 лет.

Следующее учреждениеназывалось – Государственный коммерческий банк(созданный в 1817 г.). Кроме приема вкладов и выдачи ссуд, банк приобретал бессрочные билеты Государственной комиссии погашения долгов и покупал облигации польских займов. В отличие от Заемного банка вклады, в данном учреждении, принимались не только для наращения, но и для перевода и для хранения (золото и серебро). А ссуды были краткосрочные (т.е. от 3 до 9 месяцев)ивыдавались не под недвижимость как в Заемном банке, а под товары российского производства, векселя, государственные процентные бумаги и билеты.

Деятельность Заемного и Коммерческого банков не была успешной, что иподтвердилось, когда произошла неудачная финансово-экономическая политика правительства в 50-х годах XIX века.

Ко второму этапу можно отнести 1860 г. когда Заемный и Коммерческий банки были ликвидированы, и вместо них был создан единый Государственный банк. С этого момента Государственный банк, являлся центральным банковским учреждением страны. В его функции входило: обеспечение устойчивости банковской системы в целом и платежеспособности национальной валюты. Государственный банк Российской империи находился под непосредственным руководством министра финансов. 

К третьему этапу относится возникновение монополии на банковское дело в 1917 г. Это событие произошло из-за национализации частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений, и слияния ихс Государственным банком ( на тот момент стал называться Народный Банк РСФСР) и переданным в ведение Наркомфина. В 1918 г. была запрещена деятельность иностранных банков в связи с политикой «военного коммунизма»,по той же причинепроизошло централизация бюджетного финансирования.Вследствие этогоНародный банк был упразднен и его функций передалиНаркомфинув 1920 г. Однако это продлилось не долго, так как в 1921 году потребовалось восстановление предыдущей банковской системы, из-за перехода к НЭПу. И уже в этом же году был вновь создан Государственный банк РСФСР, а в 1922 г. - банки потребительской кооперации и Промбанк. В 1922-1924 гг. возник еще ряд банков и кредитных учреждений, для того, чтобы банковская система стала разнообразней и развивалась.

Кредитная реформа 1930-1932 гг. положила начало следующему (четвертому) этапу в развитии банковской системы. Ее сутью была замена коммерческого банковского кредитования прямым банковским кредитованием, т.е. чтобы банки напрямую контролировались государством. В результате реформы вся банковская система была перестроена: был выделен общегосударственный банк краткосрочного кредита, также была создана система банков для обслуживания капитальных вложений. Такая банковская система состояла из Госбанка СССР, а также четырех Всесоюзных специализированных банков, которые были специализированы в определенных отраслях - Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк, Торгбанк. 

Впоследствии система долгосрочных банков была переработана и были упразднены два банка - Сельхозбанк и Цекомбанк. В 1959 г. их функции исполнял Госбанк. На основе Промбанка и Торгбанка был создан Всесоюзный банк - Стройбанк. К функциям банка относилось финансирование и долгосрочное кредитование предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства. Финальная структура банковской системы была следующей: Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк (осуществлял сотрудничество и работу с банками других стран).

С созданием первого коммерческого банка наступил заключительный (пятый) этап в развитии банковской системы РФ. Банк был создан в августе 1988 г. Более благоприятные и свободные условия открытия банковских кооперативов привели к«банковскому буму», т.е. распространению коммерческих банков на территории страны. Это все происходило из-за проблем, возникших в политическом строе страны, когда к власти пришел Горбачев.Постепенно количество коммерческих банков только росло, и к концу 1991 года их число достигло 1357. Однако основная часть этих банков были «банки однодневки», т.е. создавались только для получения определенной части прибыли, сразупосле чего они закрывались.

Определенный порядок наступил в 1991 г. после создания Российской Федерации. И с принятием двух основных законов - Закон «О Государственном Банке» и Закон «О банках и банковской деятельности РФ», которые окончательно устанавливали двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, в России начался современный этап развития банковской системы, который существует до сих пор. 








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была приведена информация о нормативно-правовом регулировании банковской системы РФ, в частности: Цели нормативно-правового регулирования, Тенденции, Состав и Содержание нормативно-правовых актов. Помимо этого были обозначены основные исторические этапы нормативного регулирования.

Данная информация позволяет ответить на вопрос: «Чем похоже, и чем отличается нормативно-правовое регулирование банковской системы России от зарубежных стран?»

Будем сравнивать нормативно-правовое регулирование банковской системы России и США (США – обладает одной из самых успешных банковских систем на протяжении многих лет) 



К сходствам можно отнести:

Иерархичность банковской системы, т.е. и в одной и в другой стране присутствует иерархия в управлении (США – трёхуровневая, Россия – двухуровневая)

Имеется система федеральных законов, которые регулируют банковские правоотношения

Различия:

В США важную роль в правовом регулировании принимает Суд, т.е. решения судебных органов. 

В России, помимо федеральных законов, банковская система регулируется основным законом (Конституция РФ)



В итоге можно сделать вывод, что по сравнению с США, банковская система России имеет свои преимущества и недостатки. Тем не менее, банковская система России, хоть и не считается достаточно успешной в мире, но она точно не является провальной, и находится на достаточно хорошем уровне в сравнении с США. Поэтому нормативно-правовое регулирование банковской системы России, да и в общем банковской системы имеет большой потенциал для развития и укрепления в будущем, что поспособствует экономическому росту всей страны.





14.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.