VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организационно-управленческие условия развития конкурентоспособности педагогов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016206
Тема: Организационно-управленческие условия развития конкурентоспособности педагогов
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования

Психолого-педагогический факультет
Кафедра профессионального педагогического образования и социального управления

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института

_______________________

_________ /______________

(подпись) (Ф.И.О.)

«___» ________20___ г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Организационно-управленческие условия развития конкурентоспособности педагогов»

Направление 44.04.01 – «Педагогическое образование»

Профиль «Образовательный менеджмент»

Студент гр.6551

____________/ Стырова

Екатерина Александровна

Руководитель

доктор педагогических наук, доцент

____________/Донина Ирина Александровна Работа рассмотрена кафедрой допущена к защите в ГЭК Заведующий кафедрой ___________

Великий Новгород


2018

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы конкурентоспособности педагога……………………………………………………………………..11

1.1 Условия и факторы развития профессионализма современного педагога……………………………………………………………..11

1.2 Конкурентоспособность педагога как его профессионально-личностное качество………………………………………………..19

1.3 Организационно-управленческие условия развития конкурентоспособности педагогов образовательной организации…

Выводы по I главе………………………………………………….. 66



Глава II. Экспериментальная апробация организационных условий развития конкурентоспособности педагогов……………………..68

2.1 Проблемно-диагностический анализ конкурентоспособности педагогов МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14" г. Великого Новгорода…………………………………………………69

2.2 Реализация организационно-управленческих условий развития конкурентоспособности педагогов образовательной организации…………………………………………………………..80

Выводы по II главе…………………………………………………...95

Заключение…………………………………………………………...96

Список литературы…………………………………………………..98

Приложения………………………………………………………….103














2

Введение


     Актуальность исследования. В период мировой глобализации образовательная система России оказалась лицом к лицу с требованиями, которые диктует ей общество и государство в целом. Одной из основных задач Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2016-2020 годы является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, а также обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке образования. Таким образом, Российское образование должно стать конкурентоспособным в мировом масштабе. Большие надежды на выполнение данной программы возложено на педагогов и изменению самого подхода к обучению.

     Невозможно данную проблему решить, выпустив новые учебники и пособия для школьников. Эта проблема предопределила изменения в педагогических кадрах. О реформе в педагогических кадровых ресурсах говорится и в документе «Модель «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики». Согласно данной модели, российскому образованию нужны педагоги, способные перестроиться в сложившейся ситуации, готовые к саморазвитию.

     Для решения данных задач, Правительство РФ разработало ряд документов, отражающих изменения, которые должны произойти в кадровой системе образования.

     Так, ключевой идеей «Профессионального стандарта педагога» является умение работать с разными категориями детей – талантливыми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и оказавшимися в сложной жизненной ситуации, сиротами и т.?д.

     Согласно Концепции Стратегии инновационного развития РФ «Инновационная Россия – 2020», одной из важнейших задач в образовательной сфере является формирование глобально конкурентоспособных педагогов, преподавателей, исследователей и управленцев. Таким образом, в

3

перечисленных документах прямо или косвенно подчёркивается важность развития конкурентоспособности педагогов. Однако, документы не разъясняют сущности самого понятия, т.е наличие каких профессионально-личностных качеств говорит о конкурентоспособности педагога.

     Другим фактором, определяющим актуальность проблемы конкурентоспособности педагогов является общественный запрос.

     Так, по данным социологических исследований ВЦИОМ, выбирая школу для своего ребёнка россияне, уделяют большое внимание качеству преподавательского состава. Значительное количество опрошенных считают главным критерием хорошей школы "хорошего" учителя. 45% россиян убеждены, что профессиональный преподавательский состав является залогом качества школы. Таким образом, личность учителя в оценке родителями школы оказалась ключевой.

     Тем не менее, несмотря на запросы общества, в образовательных учреждениях ощущается нехватка конкурентоспособных педагогов. Согласно данных Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 46% директоров считают, что в школах наблюдается нехватка квалифицированных учителей, а 11% считают, что их нет совсем. И при этом

62 % руководителей школ небольших и средних городов недовольны профессионализмом своих учителей. Эти цифры существенно выше средних по странам-участницам TALIS.

     Научные исследования С.А. Борисенко, С.А. Хазова доказывают, что выпускники вузов не имеют в настоящее время необходимых качеств для того, чтобы стать конкурентоспособными в реальных условиях, а опытные педагоги не видят путей саморазвития, или не имеют возможностей.

     Таким образом, с одной стороны, государственная политика и общество говорят о необходимости обеспечения школ конкурентоспособными специалистами, а с другой стороны, остается невыясненным вопрос о сущности конкурентоспособности педагога, практически не разработаны содержание,


4

способы и организационно-управленческие условия развития конкурентоспособности педагогов.

     О становлении конкурентоспособности личности в системе образования как условии успешности в профессиональной деятельности, а также залоге эффективного самосовершенствования говорится в работах учёных И.В.Борисовой, С.И.Широбокова, О.К. Филатова, которые предпринимали попытки выявить пути и средства, которые обеспечивают развитие конкурентоспособности личности.

     Однако, вышеназванные ученые анализировали проблему с точки зрения молодых специалистов. Мы не обнаружили научных исследований,

посвящённых решению проблемы развития конкурентоспособности работающих педагогов.

      Также в работах этих учёных-исследователей даётся различные формулировки понятия «конкурентоспособная личность», что даёт основания для более тщательного выделения, структуризации специфических качеств личности, определяющих ее конкурентоспособность.

             Анализ теории и практики позволил сформулировать противоречия:

     - между объективно сложившимися требованиями к образовательному и личностному уровню педагогов со стороны государства и общества и недостаточной разработанностью вопроса обеспечения соответствующих организационно-управленческих условий развития конкурентоспособности;

     - между наличием научных работ на тему повышения конкурентоспособности студентов педагогических вузов и отсутствием научных исследований, реализующих проблему конкурентоспособности работающих педагогов.

     На основе анализа актуальности и выявленных противоречий сформулирована научная проблема исследования, заключающаяся в определении и научном обосновании организационных условий развития конкурентоспособности педагогов образовательной организации.
5

     Актуальность темы исследования и выявленные противоречия определили научно-исследовательскую задачу, которая заключается в поиске путей развития конкурентоспособности педагога.

      На основе актуальности, выделенных противоречий и определения проблемы была сформулирована тема исследования: «Организационно-управленческие условия развития конкурентоспособности педагогов».

      Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и доказать эффективность организационно-управленческих условий, способствующих развитию конкурентоспособности педагогов.

     Объект исследования: процесс развития конкурентоспособности педагогов образовательной организации.

     Предмет исследования: организационно-управленческие условия развития конкурентоспособности педагогов.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что созданные организационно-

управленческие условия будут способствовать развитию конкурентоспособности педагогов если:

- уточнено понятие «конкурентоспособность педагога»;

     - обоснованы организационно-управленческие условия развития конкурентоспособности педагогов;

     В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:

1. На  основе  теоретического  анализа  экономической  и  психолого-

педагогической литературы определить понятие «конкурентоспособный педагог».

     2. Проанализировать исходный уровень конкурентоспособности педагогов образовательной организации, исследовать факторы, влияющие на саморазвитие педагогов и барьеры, мешающие этому развитию.

     3. Теоретически обосновать и реализовать организационно-управленческие условия развития конкурентоспособности педагогов посредством разработки и внедрения внутрифирменного обучения педагогов.
6

4. Изучить продуктивность разработанных организационных условий.

     Методологическую основу исследования составил личностно-ориентированный подход, который позволил нам заложить в педагоге механизмы саморазвития, саморегуляции, самореализации, необходимые для становления конкурентоспособной личности.

Теоретическую основу исследования определили:

- теория личностно-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили,

И.С. Якиманская, А.В. Хуторской и др.)

- идеи формирования конкурентоспособной личности (В.И. Андреев, JI.M. Митина;

-психолого-педагогическая теория профессионального развития учителя (А.К. Маркова, JI.M. Митина, В.А. Сластенин)

- теория креативного развития и саморазвития личности в образовательной деятельности (И.А. Зимняя, В.И. Андреев)

- теория конкурентоспособности личности ( К.Роджерса, Г. Олпорта)

Научная новизна исследования:

- Впервые определена сущность и структурировано понятие «конкурентоспособный педагог»

- Впервые для мониторинга конкурентоспособности педагогов внедрена система

«360 градусов».

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- определено содержание понятия «конкурентоспособный педагог»;

- выявлены и обоснованы организационно-управленческие условия развития конкурентоспособности педагогов;

Практическая значимость:

- Разработанные и апробированные организационно-управленческие условия развития конкурентоспособности педагогов показали свою продуктивность и могут быть использованы не только руководителями образовательных учреждений в целях повышения конкурентоспособности их кадров, но и преподавателями и методистами институтов повышения квалификации при
7

проектировании различных видов учебной работы со слушателями.

     - Разработанные «Индивидуальные планы саморазвития» могут быть рекомендованы педагогам для планирования саморазвития.

Положения, выносимые на защиту:

1.Развитие конкурентоспособности педагога.

Под конкурентоспособностью педагога мы понимаем способность максимального расширения границ собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно. Для этого необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, реализовывать свою активность, интересы, побуждения, формировать систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения

профессиональных задач. Конкурентоспособность современного учителя определяется «эластичностью» профессиональных качеств, позволяющих ему перестраиваться, выстраивать собственные сценарии профессионального поведения, наличием целого ряда необходимых личностных качеств

(способностью к творчеству, самопрезентации, самопродвижению, целеустремленностью, деловым стилем), умением работать в команде и создавать профессиональные сообщества под решение конкретных профессиональных задач.


     2. Для эффективного развития конкурентоспособности педагогов необходима реализация трёх организационно-управленческих условий:

2.1 Внутрифирменное обучение самомаркетингу.

     Внутрифирменное обучение педагогов подразумевает развитие знаний, умений и навыков, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности в процессе обучения на рабочем месте, т. е. в самой

образовательной организации. Эффективно организованная система внутрифирменного обучения – это важный фактор в развитии педагогов и повышении их конкурентоспособности, который позволяет организовать его с

8

максимальной пользой для каждого педагогического работника, целенаправленно используя все возможности образовательного учреждения.

2.2 Стимулирование потребности в саморазвитии.

Стимулирование труда – это процесс воздействия на трудовое поведение работника с помощью экономических, организационно-управленческих методов, учитывающий мотивы, движущие деятельностью работника, и направленый на достижение цели. Система стимулирования предполагает развитие механизма установления стимулирующих выплат и рассматривает в качестве основного их критерия рейтинговую оценку конкурентоспособности педагогов.

Рейтинговая	оценка	конкурентоспособности	педагогов	обуславливает

введение системы мониторинга конкурентоспособности педагогов образовательной организации, которая является третьим организационно-управленческим условием.

2.3 Мониторинг конкурентоспособности педагогов.

Мониторинг конкурентоспособности педагогов дает образовательной организации разностороннюю информацию о конкурентных преимуществах и недостаточных компетенциях работников, что позволяет посредством

эффективного управления человеческими ресурсами организации стимулировать педагогов к саморазвитию и способствовать развитию их конкурентоспособности.

     Указанные организационно-управленческие условия развития конкурентоспособности педагогов представляют системное единство.

     Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Великого Новгорода.

     Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.


9

    Глава I. Теоретические аспекты проблемы конкурентоспособности педагога.



     1.1 Условия и факторы развития профессионализма современного педагога.



        Модернизация российской системы образования связана с социальными и экономическими преобразованиями. Изменилась роль современного учителя. С одной стороны, у педагога появилась большая свобода

в выборе форм, методов, технологий преподавания и воспитания подрастающего поколения, а с другой стороны - возросла ответственность.

     Ключевые требования к личности педагога нашли своё отражение в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", Национальной доктрине образования Российской Федерации, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и других нормативных документах.

     Если раньше задачей педагога было донести знания, то с развитием информационно-коммуникационных технологий функция, естественно,

снижается. Помимо предметных результатов, ему нужно научить детей абсолютно новым компетенциям – умению добывать знания, контактировать со сверстниками и жить в поликультурном пространстве, то есть всему тому, что мы называем метапредметными умениями. Кроме того, педагогу необходимо в совершенстве овладеть современными информационно-коммуникационными технологиями.

      Особые требования к личности учителя предъявляет и новый «Профессиональный стандарт педагога», ключевой идеей которого является умение работать с разными категориями детей – талантливыми от природы, детьми, у которых ограниченные возможности здоровья, с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, сиротами и т.?д.


10

       Следующим важным моментом данного документа педагога является умение определять «совместно с обучающимися, его родителями, другими участниками образовательного процесса зоны его ближайшего развития, разрабатывать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу развития обучающегося» [33].

       Согласно «Профессионального стандарта педагога», учителю следует владеть следующими новыми компетенциями: технологиями работы с талантливыми, технологиями работы в условиях реализации проекта инклюзивного образования, уметь работать со школьниками, имеющими проблемы со здоровьем и развитием, с социально запущенными детьми, в том числе имеющими отклонения в поведении. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагает критерии ее оценки.

     Таким образом, с целью эффективного внедрения в практику разных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных задач, педагогу необходимо обладать высоким уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод

о том,   не   существует   единого   мнения   к   определению   понятия

«профессионализм».

По мнению В.А. Сластенина профессионализм педагога - это «высокий

уровень специальной и общекультурной подготовки, широкая профессиональная и общая эрудиция, педагогическое мастерство, обеспечивающее его конкурентоспособные качества на рынке труда»[37; с.208].

     В работах А.Я. Савельева педагогический профессионализм рассматривается как «творческое владение специальностью, способность решать нестандартные профессиональные задачи, умение добиваться большего результата с наименьшими затратами и в кратчайшее время [24]. Педагог-

профессионал,  по  мнению  автора,  понимает  сущность  и  владеет  основами

11

профессиональной деятельности, способен к решению проблемных задач, готов к саморазвитию.

А.А.	Вербицкий	выделяет	в	педагогическом	профессионализме	три

содержательных блока: общекультурный, психолого-педагогический, предметно-технологический, которые указывают на всё многообразие профессиональных качеств педагога, на духовно-нравственный, творческий, регулятивный, коммуникативный и другие потенциалы, необходимые педагогу-профессионалу.

     К.М. Левитан в своих исследованиях рассматривает профессионализм как владение специальностью, как умение добиваться наибольшего результата с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки. На наш взгляд, выделение автором результативности как критерия профессионализма, отражает идею самореализации педагога в профессиональной деятельности.

     Объединяя эти понятия можно сделать вывод о том, что профессионализм-это индивидуальное свойство педагога, которое заключается в умении педагога видеть и формулировать педагогические задачи, применять методологию и методы специальных наук для диагноза и прогноза при решении задач. Другими словами, профессионализм педагогической деятельности заключается в том, что педагог владеет искусством средствами своего предмета формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач.

     Основу профессионализма составляют профессиональные знания, включающие знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение интегрировать полученные знания для решения педагогических задач, анализировать педагогические ситуации.

     Автор множества работ в области развития личностных качеств педагога Ф.М. Гоноболин относит к важным индивидуальным свойствам, характеризующим профессионализм педагога, способности “понимать детей, видеть в них хорошее и плохое, чувствовать, как они воспринимают учебный материал, объективно оценивать их знания и способности, работать творчески, успешно транслировать знания учащимся, владеть языком, умело
12

организовывать школьников в детский коллектив, проявлять педагогический такт, заражать детей своим энтузиазмом, любовью к делу, хорошо владеть собой, управлять своими чувствами и поведением”[13]

     В.А.Сластёнин в своих научных работах особое место в профессионализме педагога отводит коммуникативным качествам, а также теоретическим знаниям

и основанным на них умениям - вот главное, по мнению автора, объективное содержание педагогического профессионализма [37].

       Несмотря на разные подходы, относительно набора качеств и их классификации в работах Ф.Н. Гоноболина и В.А. Сластенина мы наблюдаем сходство значимости этих качеств. По мнению этих учёных, профессионально -

значимые личностные качества являются фундаментом личности педагога, а также важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством, это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль.

     Среди существующих классификаций качеств личности учителя, нам ближе классификация разработанная В.П. Симоновым, т.к. в ней содержатся конкретные оптимальные характеристики профессионализма педагога. Покажем её на рисунке 1.







ПЕДАГОГ



Психологические черты
Коммуникативные черты







Профессиональные черты

13

     1. Психологические черты личности или индивидуальные. К ним относятся: сильный, уравновешенный тип нервной системы; тенденция к лидерству; уверенность в себе; добросердечие и отзывчивость; мобильность

(активность, подвижность).

     2. Коммуникативные черты педагога проявляются в межличностных отношениях. Это преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

незначительные конфликты только по принципиальным вопросам; адекватная, нормальная самооценка; стремление к сотрудничеству с учениками и коллегами; уровень изоляции в коллективе равен нулю.

     3. Профессиональные черты личности педагога представлены обширным набором качеств:

     а) широкая эрудиция и свободное изложение материала, знания закладывают прочные основы для развития и формирования педагогических умений и навыков, без которых невозможна динамика и эффективность педагогической деятельности.

     б) умение учитывать индивидуальные психические и физические возможности учащихся, предвидеть возможные и учитывать типичные трудности и проблемы, исходя из мотивации самих учащихся при планировании

и организации образовательного процесса, расширяя поле для самоорганизации учащихся, выстраивая индивидуальные программы

в)   хорошая   техника   речи   (поставленный   голос,   четкая   дикция,

оптимальный темп речи), общая и специальная ее грамотность являются основным условием профессионального развития и совершенствования педагога. Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

г) элегантный внешний вид, выразительная мимика, общий артистизм;

     д) направленность на учащихся (обращение к ним по именам, знание не только личностных особенностей, но и жизненных обстоятельств воспитанников, стремление помочь делом и советом);
14

е) быстрая реакция на ситуацию, находчивость;

ж) умение четко формулировать конкретные цели;

     з) организационные способности-умение организовывать всех учащихся в целом и каждого в отдельности;

     и) наличие обратной связи с учениками и оценочных суждений, сопровождающих выставление отметок, систематический контроль за успеваемостью школьников.

     Мы находим в данной классификации отражение профессионально-значимых личностных качеств модели современного учителя.

     Свою модель современного учителя строят и родители. Так, по данным Фонда общественного мнения, 27% родителей главным качеством педагога считают образованность, профессионализм, хорошее знание предмета; 20% важное место отводят любви к детям, доброту и душевность; 12% уважение к детям, понимание их, умение налаживать с ними контакт. Большое значение придают родители воспитательной функции педагога. 76% опрошенных считают, что учителя, помимо преподавания, должны заниматься воспитанием учеников []. Таким образом, мы видим, что мнения родителей и учёных по некоторым позициям совпадают.

     Однако в работах В.П. Симонова, Ф.Н. Гоноболина отсутствует такое качество педагога, как способность к саморазвитию. О важности саморазвития педагога рассказывает в своей работе «В пространстве воспитательной деятельности» Н. М. Борытко. По мнению автора, личность, способная к саморазвитию, достигает значительного успеха в области деятельности, ответственно подходит к решению педагогических задач и открыта к новому жизненному опыту [6, с. 125]. Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития [6].

       О саморазвитии личности педагога говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
15

который	требует	от	педагогов	постоянного	развития.  По	нашему	мнению,

саморазвитие предполагает умение осуществлять самопознание, самопроектирование, самореализацию.

     Под самопознанием понимается представление о себе, которое формируется под влиянием оценочного отношения других людей, целей и результатов своих поступков и действий, соотносимых с социальными нормами поведения, принятыми в обществе.

     Самопроектирование позволяет личности спланировать свой образ, определить план действий по достижению личных целей и наметить траекторию дальнейшего собственного развития.

     Самореализация – это проявление собственной индивидуальности, самостоятельность и самоутверждение в различных сферах жизнедеятельности личности. Роль самореализации в саморазвитии педагога состоит в нацеливании личности на максимальное раскрытие творческих способностей, на адекватное и гибкое поведение, на выполнение действий, соответствующих ожиданиям и собственным задачам. В конечном счете, роль самореализации состоит в раскрытии потенциала личности.

     По мнению Н.Р. Битяновой профессионализм неразрывно связан с саморазвитием педагога, т.к «настоящий глубокий и широкий профессионализм не может вырастать у человека из занятий только одной деятельности, которой он посвятил себя, особенно если эта деятельность сложна по своему характеру. Высокий профессионализм невозможен без развития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой тесно притерты к требованиям конкретной деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, но важнейшим условием достижения такого профессионализма также обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей, и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности» [5, с. 28].
«Профессиональное  саморазвитие	педагога—  это  осознанная,  имеющая

16

определённые цели, система повышения профессиональной компетентности педагога, развитие профессионально значимых качеств личности с учётом внешних социальных требований, условий педагогической деятельности и собственной программы развития» [16, с.23]. Это процесс накопления качественных изменений профессионально-значимых личностных качеств и преобразование своего внутреннего мира, подключение внутренней активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности. Причиной профессионального саморазвития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации.

      Таким образом, профессионализм педагога рассматривается нами как система устойчивых свойств личности, которая обеспечивает высокую продуктивность и эффективность преподавательской работы. Речь идёт не только о хороших и высоких результатах самой работы педагога, но и выборе приёмов и средств, направленных на формирование индивидуальных личностных компетенций обучающихся. В результате саморазвития педагог реализует потребности в развитии у себя таких качеств личности и компетенций, которые гарантируют ему высокие результаты в его профессиональной деятельности и успех в личной жизни, а, следовательно, гарантируют высокий уровень конкурентоспособности, о которой пойдёт речь в следующем параграфе нашего исследования.
























17

     1.2 Конкурентоспособность педагога как его профессионально-личностное качество.


        В период экономических и социальных преобразований в стране проблема конкурентоспособности становится государственной проблемой.

Обеспечение  государственной  конкурентоспособности  на  мировом  рынке  и

устойчивое развитие страны неразрывно связано с развитием конкурентоспособности образования, обеспечивающим не только подготовку педагогических кадров, но и воспитание подрастающего поколения.

      Согласно Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2016-2020 годы российское образование должно стать конкурентоспособным в мировом масштабе и «обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения» [14]

     Согласно нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, важнейшей задачей современной педагогической науки является обеспечение соответствия целевых ориентиров, содержания, качества образования новым общественным потребностям. Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ - это личность, которая обладает рядом жизненно-важных компетенций и способна применить полученные в школе знания на практике, что даёт ему возможность ориентироваться и разбираться в современном мире, формирует умение стремительно реагировать на запросы времени.

     Сегодня выпускник школы должен обладать способностью к «творческой самореализации, мобильностью, коммуникабельностью, уметь быстро решать поставленные перед ним задачи» [40]. Особое значение уделяется способности адаптироваться к новым условиям и эффективно функционировать в них. Одним из критериев оценки качества образования становится воспитание конкурентоспособной личности. Совершенно очевидным стало и то, что

конкурентоспособного	выпускника	может	подготовить	только

18

конкурентоспособный педагог – человек, ответственный за воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения.

       Особое внимание вопросам формирования конкурентоспособности педагога нашли своё отражение в разработанной Концепции Стратегии инновационного развития РФ «Инновационная Россия – 2020», где говорится, что «одной из важнейших задач в образовательной сфере является формирование глобально конкурентоспособных педагогов, преподавателей, исследователей и управленцев» [38].

       Подтверждение важности формирования конкурентоспособности педагогов мы находим в модели «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики», где говорится, что «основным ресурсом образования был и остается кадровый» [35; c.24]. Но для реализации новой модели в 2017–2020 гг. в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Это не значит, что на смену старым кадрам должны прийти абсолютно новые. Государство, предъявляя новые требования к личности учителя, видит направления для изменений педагогов. Педагогу необходимо для себя составить план саморазвития и обучения. Ему необходимо не только учить детей, но и самому учиться. Педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться – становится неинтересным для учеников. Самообразование учителя – это залог, мастерства, профессиональной компетентности, следовательно - повышение его конкурентоспособности.

         Таким образом, во всех основных современных государственных документах в области образования прямо или косвенно уделяется внимание значимости и необходимости формирования конкурентоспособности педагогов. Однако в этих и некоторых других рассмотренных документах не раскрывается сущность самого понятия «конкурентоспособный педагог», не акцентировано внимание способы формирования конкурентоспособности педагогов. Это ещё раз подтверждает актуальность проблемы. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении вопроса о развитии конкурентоспособности педагогов.
19

       Другим немаловажным фактором, который предопределяет проблему развития конкурентоспособности педагогов-это общественный фактор.

        По данным исследований ВЦИОМ, при выборе школы для своего ребенка жители России стали больше внимания уделять качеству преподавательского состава. Подавляющее большинство россиян считают главным показателем хорошей школы "хорошего" учителя. 45% россиян убеждены, что "Хороший преподавательский состав — залог качества школы". Фигура учителя в оценке родителями школы оказалась ключевой.

        При этом 93% опрошенных важнейшим критерием при выборе школы для ребенка считают наличие там преподавателей, "пользующихся уважением знакомых и родственников" [7]. Задолго до подачи заявления, они наводят справки об учителях. Каждому хочется, чтобы их ребёнка обучал добрый, любящий детей и своё дело педагог. С одной стороны, это говорит о том, что общество, предъявляя особые требования к личности педагога, уделяет важное место роли учителя в образовании, с другой стороны, данная ситуация приводит

к конкуренции между педагогами и общеобразовательными организациями в целом. Среди городских школ ведется жесткая маркетинговая война за привлечение учащихся (желательно одаренных детей) и соответственно за репутацию учебного заведения и соответствующие денежные ассигнования.

        Следовательно, одним из факторов конкурентоспособности образовательной организации является наличие конкурентоспособных педагогов. Основными направлениями работы руководителя образовательной организации с кадрами являются: создание условий для развития собственных кадров и привлечение молодых специалистов из числа выпускников.

Проанализировав рынок труда педагогических работников, мы пришли

к выводу, что в стране ежегодно наблюдается нехватка педагогических кадров различных специальностей. Так, по данным Департамента образования Новгородской области на 1 сентября 2017 года в регионе в большей степени не хватает учителей начальных классов (45 ед.), учителей математики (40 ед.),

учителей иностранного языка (30 ед.) [10].

20

        Как показывает анализ сайтов Комитетов образования Северо-Западного округа, руководители образовательных организаций, размещая объявление о вакансиях, не заботятся о качестве набранных кадров, в особых требованиях указывают лишь наличие высшего образования и иногда уделяют место налич.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44