VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организационно-педагогические условия управления деятельностью некоммерческой организации дополнительного образования (на примере АНО ДПО «ОМУ»)

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011018
Тема: Организационно-педагогические условия управления деятельностью некоммерческой организации дополнительного образования (на примере АНО ДПО «ОМУ»)
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет психологии

Кафедра общей и педагогической психологии




Организационно-педагогические условия управления деятельностью некоммерческой организации дополнительного образования (на примере АНО ДПО «ОМУ»)


Магистерская диссертация





                                                      Выполнил 
                                                                                    магистрант группы № 20635
                                                                                       О. В. Субботина 


                                                           		      Научный руководитель 
                                                                             Доктор педагогических 
                                                                 наук, профессор                                                             
                                                                  Т. А. Костюкова



Томск 2018
Содержание:

Введение											стр. 
 Глава 1. Теоретические основы деятельности некоммерческих организаций
§ 1.1. Развитие некоммерческих организаций в России и за рубежом в конце XX – начале XXI вв.
§ 1.2. Управление развитием некоммерческих образовательных организаций.
§ 1.3. Модель организационно-педагогических условий управления деятельностью некоммерческой образовательной организацией как условие повышения эффективности ее развития (на примере АНО ДПО «ОМУ»).   
Глава 2. Апробация модели организационно-педагогических условий управления деятельностью некоммерческой образовательной организации (на примере АНО ДПО «ОМУ»)
§ 2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по повышению эффективности управления деятельностью некоммерческой образовательной организации.
§ 2.2. Проведение ОЭР и анализ результатов по апробации организационно-педагогических условий повышения эффективности управления деятельностью некоммерческой образовательной организации.
 Заключение
 Список использованной литературы
 Приложения














Введение

     В современных условиях в отечественном образовании происходят динамичные изменения, в которых некоммерческие образовательные организации (НКО) становятся активно действующими субъектами образовательной системы. С одной стороны, это задается объективными требованиями вариативности образования. С другой, - недостаточностью бюджетного финансирования государственной системы образования. Отсюда, государственная система активно реализует программы по привлечению ресурса негосударственного сектора, среди которых некоммерческие образовательные организации занимают свое место. Так, в системе дошкольного, общего и дополнительного образования для создания образовательных программ и организации самого процесса обучения ресурс НКО сегодня является наиболее гибким и открытым, что позволяет повысить уровень образования и в конечном счете повысить уровень развития страны в целом. По данным официальной статистики численность НКО увеличилась за прошедшее десятилетие более чем вдвое. Это позволяет утверждать, что НКО имеет тенденцию увеличения своего вклада в развитие отечественного образования. 
     Возрастание роли НКО в дополнительном образовании подтверждают также и принимаемые государством нормативные документы: 
     - Концепция дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р.
     - План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. №729-р 
     Однако, на сегодняшний день обнаруживается несовершенство нормативного поля интеграции общего и дополнительного образования, что требует проработки организационно-педагогических условий повышения эффективности деятельностью некоммерческих организаций. 
     Накопленные к настоящему времени теоретические исследования в области НКО не дают полных и комплексных данных по изучаемой теме, в том числе по следующим причинам: а). слишком короткий по времени период становления и развития НКО в отечественной образовательной системе; б). некорректность нормативной базы функционирования НКО; в). высокая степень разнородности НКО с точки зрения их целей и принципов функционирования.
     Проблемам арктикуляции нормативного поля в НКО, специальной профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования, систем управления НКО посвящены многие исследования, рассматривающие следующие аспекты: предпосылки возникновения сектора НКО (Е.Л. Шекова, Т. Барандова, А.А. Воробьева); понятие и признаки НКО (Гражданский Кодекс РФ, Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Ю. Н. Лапыгин, С. Васильев, Г.В. Кузьмин, М.Л. Макальская, Т.Н. Бондаренко, Е.В. Кручинина, О.П. Савватеева); классификация НКО (Н.В. Новичков, Н. Поличка, И.В. Липатова); разнообразие источников финансирования НКО (В.Ф. Ермаков, В.Н. Титаев, И.В. Ишина); механизмы хозяйственной деятельности НКО (А.Н. Леонтьев, С.С. Михадов, А.А.Бойков, Н.И.Ватин, Т.Д. Поплаухина); тенденции, проблемы и прогноз развития НКО (С. Суслова, З.М. Магрупова, С.В. Рогова, С.В. Авдеев, Е.А. Замедлина, М.Е. Николаев); сравнение тенденций развития отечественного и зарубежного сектора НКО (Дж. Дис, Ф. Глэдстоун, Л. Саламон, Т. Холстед, Бунеева Р.И.).
     Таким образом, по заявленной теме существует широкий круг источников, однако в них недостаточно изучен вопрос об эффективных организационно-педагогических условиях управления деятельностью некоммерческих образовательных организаций, что порождает следующие противоречия:
      - между заданной государством четко оформленной технологией вертикального управления в государственном секторе образования и сложившейся в практике недостаточно систематизированной и нормативно оформленной технологией управления НКО;
     - между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей в системе дополнительного образования и отсутствием специальной педагогической подготовки для их работы в условиях специфики деятельности НКО;
     - между задачами государственной образовательной политики в области государственного финансирования и государственного заказа и отсутствием равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований на реализацию дополнительных общеобразовательных программ.
     Из данных противоречий вытекает проблема исследования, заключающаяся в необходимости изучения организационно-педагогических условий управления деятельностью некоммерческих образовательных организаций, оформленная в тему «Организационно-педагогические условия управления деятельностью некоммерческой организации дополнительного образования (на примере АНО ДПО «ОМУ»).
     Объект исследования – деятельность некоммерческих организаций дополнительного образования.
     Предмет исследования – организационно-педагогические условия управления деятельностью некоммерческой организации дополнительного образования (НКО).
     Цель исследования – выявить и проверить опытно-экспериментальным путем организационно-педагогические условия управления деятельностью некоммерческих организаций дополнительного образования (на примере АНО ДПО «ОМУ»).
     Гипотеза исследования:
     Управление деятельностью НКО будет эффективным, если:
     - выработана нормативная системность взаимодействия НКО с государственными и иными структурами;
     - разработаны и реализованы программы повышения квалификации кадрового состава НКО с учетом их специфики;
     - обеспечена программно-ресурсная база и схемы финансирования деятельности НКО.
     Задачи исследования:
     1. Выявить основания развития некоммерческих организаций в России и за рубежом в конце XX – начале XXI века.
     2. Изучить специфику управления деятельностью некоммерческих образовательных организаций в России (2011-2017 г.г.).
     3. Разработать модель организационно-педагогических условий управления деятельностью организаций дополнительного образования в некоммерческом секторе. 
     4. Проверить опытно-экспериментальным путем организационно-педагогические условия управления деятельностью некоммерческой организации (на примере АНО ДПО «ОМУ»).
     Методологической основой исследования являются философские и психолого-психологические положения, раскрывающие понятия управления деятельностью некоммерческой организации дополнительного образования, базирующиеся на:
     - системном подходе, в основе которого организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды;
     - ситуационном подходе, который концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех «лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
     В ходе исследования применялись следующие методы:
     - теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, документов по проблемам образования);
     - социологические (анкетирование, экспертные оценки, интервью, беседы, фокус-группы и др.);
     - диагностические (тестирование, рейтинг, анализ и пр.);
     - обсервационные (прямое, косвенное и включенное наблюдение);
     - праксиологические (анализ продуктов деятельности, проведение научно-практических конференций и семинаров);
     - опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и диагностирующий этапы).
     Опытно-экспериментальной базой исследования являются:
     - автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытый молодежный университет». Открытый молодёжный университет – это пространство уникальных возможностей, основанное на инновационном обучении, командной проектной деятельности, геймификации и погружении в научно-техническое творчество. ОМУ готовит успешных представителей будущего поколения инженеров и новаторов к жизни в высокотехнологичном мире. Ежегодно в ОМУ обучается около 25 тысяч школьников;
     - автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум». Кванториум содействует ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи, внедряя эффективные модели образования, доступные для тиражирования во всех регионах страны. Ежегодно по программам Кванториума обучается около 1 тысячи школьников.
     Исследованием было охвачено 25 специалистов ОМУ; 100 обучающихся 5-9 классов образовательных организаций г. Томска по программам ОМУ, 50 педагогов, непосредственно участвующих в образовательном процессе ОМУ, 100 родителей обучаемых детей по программам ОМУ; 10 специалистов детского технопарка «Кванториум»; 100 обучающихся 5-9 классов образовательных организаций г. Томска по программам детского технопарка «Кванториум», 10 педагогов, непосредственно участвующих в образовательном процессе детского технопарка «Кванториум», 100 родителей обучаемых детей детского технопарка «Кванториум». 
     Научная новизна исследования:
     - изучена специфика управления деятельностью некоммерческих образовательных организаций, состоящая в динамичности развития; ведущих трендов в образовании; свободе в разработке внутренних локальных актов; эксклюзивности подготовки педагогических кадров; праве разработки собственной модели финансирования и формирования материальной базы;
     - выявлены основания управления деятельностью НКО: нормативно-регламентирующие, кадровые, ресурсно-материальные;
     - создана модель организационно-педагогических условий управления деятельностью организации дополнительного образования в некоммерческом секторе, обеспечивающая эффективное развитие некоммерческой образовательной организации на основе использования критериально измеряемых условий управления, а именно: нормативно-регламентирующего обеспечения НКО, кадрового обеспечения НКО и ресурсно-материального обеспечения деятельности НКО.
     Практическая значимость исследования заключается в том, что в его ходе разработаны научно обоснованные рекомендации по управлению эффективной деятельностью некоммерческой организацией дополнительного образования.
     Практическое значение имеет разработка нормативных локальных документов (договоры об оказании платных образовательных услуг с родителями обучающихся и с общеобразовательными организациями, реализующими образовательные программы ОМУ, «Об уточнении понятий и содержания внеурочной деятельности», «Об обеспечении информационной безопасности в образовательной деятельности ОМУ», «Об использовании письма  Минобрнауки РФ от 13.05.2013 №ИР-352-09 «О направлении программы» (вместе с Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных  учреждениях) при разработке и реализации образовательных программ ОМУ», «Об использовании показателей оценки эффективности деятельности общеобразовательной организации, ее руководителя и педагогов при разработке и реализации образовательных программ ОМУ», «Концепция развития ОМУ»), программы повышения квалификации и тренингов, образовательных программ.
     Апробация результатов исследования осуществлялась на научных конференциях разного уровня: международных (), всероссийских ().
     Тема исследования поддерживалась грантом от государства в лице Министерства образования РФ и Администрации Томской области с целью финансового обеспечения проекта «Интернет-платформа конструирования и организации занятий в сфере НТТМ» и двумя федеральными субсидиями, полученными на погашение процентов по кредитным договорам.
     По теме исследования опубликовано 5 статей:
     - ()
     - ()
     - ()
     - () у В. Тимофеева
     - ()
     На защиту выносятся следующие положения:
     - специфика управления деятельностью некоммерческих образовательных организаций определяется динамичностью ответов на вызовы времени, актуализирующих свободу в разработке внутренних локальных актов, требующих эксклюзивной подготовки педагогических кадров, что обусловливает потребность разработки собственной модели финансирования и формирование материальной базы;
     - организационно-педагогическими условиями управления эффективной деятельностью НКО являются: нормативно-регламентирующие, кадровые, ресурсно-материальные; 
     - модель организационно-педагогических условий эффективной деятельностью НКО, методологической основой которой является системный и ситуационный подходы, включающая критериально измеряемые условия управления, а именно: нормативно-регламентирующее обеспечение НКО, кадровое и ресурсно-материальное обеспечение деятельностью НКО.



















Глава 1. Теоретические основы деятельности некоммерческих организаций.
§ 1.1. Развитие некоммерческих организаций в России и за рубежом в конце XX – начале XXI вв.
     Задачей исследования на данном этапе является выявление оснований развития некоммерческих организаций в России и за рубежом в конце XX – начале XXI века, что возможно при изучении:
- генезиса и развития НКО в России и за рубежом;
- изучения основополагающих идей. 
	В России короткий опыт становления и развития некоммерческого сектора, а в западной практике данный опыт значительно длиннее  по времени. Изучение опыта зарубежных НКО помогает нам обогатить наши представления об эффективности управления деятельностью НКО в России. 
	Следующим шагом нашего исследования становится анализ основополагающих идей, заложенных в теориях развития некоммерческого сектора за рубежом.
     	В западной литературе сформировались несколько основных направлений теорий развития некоммерческого сектора, наиболее широко распространены следующие: теории спроса на продукты НКО; теории предложения на основе данной формы хозяйствования; теории производства общественных благ,  теории невыполненного контракта, теории контроля стейкхолдеров – на основе теоретических концепций, посвященных особенностям управления некоммерческих организаций, так как некоммерческие организации в силу специфических уставных целей своей деятельности выделяются рядом особенностей управления. 
     Рассмотрим более подробно каждую из данных теорий.
     В рамках этих теорий, по словам С. Сусловой, сформулированы преимущества представителей «третьего» сектора, позволяющие им участвовать в межсекторной конкуренции с государством и бизнесом (…).
     К теориям спроса, объясняющим процессы создания и развития НКО можно отнести теорию рыночных провалов (контрактных провалов), теорию провалов государства, которой, в свою очередь, противопоставляется теория взаимозависимости (…). В определенных условиях НКО пользуются большим доверием, чем государство и бизнес, что является их конкурентным преимуществом. Если представители государственного сектора не в состоянии производить какие-то услуги и товары, относящиеся к коллективным и социально значимым благам, то их могут начать создавать НКО, роль государства при этом может сводиться к поддержке развития НКО.
     Теории предложения — теория социального (некоммерческого) предпринимательства, теория субсидирования, теория контроля стейкхолдеров — объясняют появление и развитие НКО как проявления альтруизма граждан, стремящихся решать социальные проблемы (…).В  последнее  время,  как  отмечает отмечает профессор Лестер М.Саламон (Лестер М. Саламон, руководитель Центра исследований гражданского общества Университета Джонса Хопкинса (США). Выступление в рамках семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета …), бытует  миф о  том,  что гражданское    общество    якобы оказывает  по  преимуществу  лишь социальные услуги. В его опровержение (Суслова  С.В.  Экономические  причины  развития некоммерческого  сектора.  Доклад  в  рамках    научного семинара Центра исследований гражданского общества и 
некоммерческого сектора Государственного университета Высшей школы экономики)  профессор Суслова С.В. приводит функции третьего сектора — к ним, безусловно, относится предоставление   социальных   услуг (например, образовательных),  однако  огромные усилия    некоммерческого    сектора направлены  и на  защиту  интересов людей,  распространение  и  развитие социокультурных  ценностей  общества, сохранение  его  самобытных  традиций, развитие и поддержание общественных структур.  Ведь эти ценности — не только нравственные ориентиры, но и индикаторы гуманности и цивилизованности общества. 
     Сопоставление теорий спроса и предложений показывают, что с позиций теорий спроса некоммерческий сектор заполняет существующие лагуны, то есть фактически занимается тем, чего не делают по тем или иным причинам бизнес и государство. С точки зрения теорий предложения общество выбирает, где и как лучше производить коллективные блага и социальные услуги: в госсекторе, в бизнесе или в некоммерческом секторе. При этом НКО могут и не выдерживать конкуренции, то есть при определенных условиях работать хуже государства или бизнеса (теория «трех провалов») (…). 
     Теория производства общественных благ. Согласно данной теории ряд американских ученых Д. Шифа и Б. Вайсброда [Schiff J.& Weisbrod B., 1993], высказали предположение о том, что специфика управления некоммерческих организаций следует из самих причин появления некоммерческих организаций – они возникают вследствие неэффективности коммерческих структур в производстве общественных благ. Общей отличительной особенностью общественных благ, по сравнению с частными благами, является наличие двух свойств – неконкурентности и неисключаемости, т.е. отсутствие соперничества в потреблении и невозможность воспрепятствовать к потреблению данного блага. Если получение выгод от потребления частных благ, к которым относится большинство товаров и услуг, одним покупателем делает невозможным получение таких же выгод другим покупателем, то использование общественного блага одним потребителем содержит в себе возможность получения от подобного блага таких же выгод всеми другими потребителями. Это ограничивает возможности введения рыночной платы за пользование общественными благами.
     Некоммерческая сфера предоставляет населению различные общественные блага, потребление которых приводит к таким положительным макроэкономическим результатам, как повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала общества.
     В теории производства общественных благ выделяют:
     Социальный маркетинг. Необходимым условием выпуска общественных благ, согласно Вайсброду, является использование социального (некоммерческого) маркетинга (вида маркетинга, направленного на формирование общественных ценностей). Применение некоммерческого маркетинга дает возможность производителям стимулировать потребление общественных благ у различных групп населения (…). 
     Фандрейзинг. Доступ к общественным благам всех групп населения, независимо от уровня доходов, не позволяет в большинстве случаев производителям устанавливать на общественные блага такие цены, которые обеспечивали бы прибыль. В результате доходы от выпуска общественных благ могут не покрывать всех расходов, связанных с их производством. В таких условиях крайне важным становится применение фандрейзинга, направления менеджмента по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования, таких как благотворительные и спонсорские взносы, гранты, государственные субсидии и т.д. Поскольку большинство услуг некоммерческих организаций относится к общественным благам, такие организации не могут находиться на самофинансировании и требуют применения фандрейзинга (…).
     Добровольчество. Ограниченность ресурсов производителей общественных благ определяет специфику трудовых отношений в этой области. Большое значение приобретает добровольчество, система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно-полезные цели. Важную роль добровольчество играет в некоммерческой сфере. В некоммерческих организациях труд волонтеров обычно сводится к работе с посетителями, помощи в проведении мероприятий, сбору внешней информации и т.д. (…). Анализ этого аспекта показывает, что развитие некоммерческого сектора в разных странах происходит под воздействием национальных особенностей. Например, в Германии считается, что волонтёрство - уникальная возможность получить жизненные знания и опыт. Основные положения о волонтерской службе прописаны в Гражданском кодексе Германии и в региональных законах. Людям, которые на общественных началах ухаживают за престарелыми, работают инструкторами или преподавателями, предоставляются существенные налоговые льготы. Государство также берет на себя расходы по страхованию добровольных помощников. Около 70 тысяч различных некоммерческих организаций существует в Германии, в которых на добровольных началах занято свыше 2 млн. человек.
     Теория невыполненного контракта. В ряде случаев социальный маркетинг, фандрейзинг и добровольчество могут быть использованы производителями в ущерб потребителям из-за отрицательных последствий информационной асимметрии. На это указывают И. Илман и Г. Хансманн в теории «невыполненного контракта» [Ellman I., 1992; Hansmann H., 1990]. Согласно данной теории, в ряде случаев рыночный механизм не обеспечивает эффективного контроля за деятельностью производителей, в связи с чем последние могут намеренно завышать цену при низком качестве продукции, что приводит к ухудшению благосостояния клиента. Таким образом, со стороны производителя может иметь место нарушение обычных контрактных обязательств, что Хансманн называет «невыполненным контрактом» [Hansmann, 1987, р. 35]. Хансманн полагает, что потребители являются более защищенными, если они работают с некоммерческими организациями. Некоммерческие структуры законодательно ограничены в возможностях внутреннего распределения доходов между работниками и должны направлять полученные средства на развитие основной деятельности организации, что контролируется со стороны общества. Хансманн подчеркивает, что «преимуществом некоммерческих производителей является то, что рыночный контроль в них подкрепляется дополнительной защитой потребителя другим, более сильным «контрактом» – официальным обязательством организации перед обществом направлять все свои доходы на развитие некоммерческой деятельности». Это обязательство реализуется на практике с помощью законодательного ограничения на распределение доходов некоммерческих организаций среди учредителей, управленческого корпуса и персонала. Согласно Гражданскому Кодексу РФ и закону РФ «О некоммерческих организациях», доходы некоммерческих организаций должны направляться на развитие их основной уставной деятельности. В случае использования доходов на иные цели, они подлежат обложению налогом на прибыль, как и для коммерческих предприятий. Кроме того, в такой ситуации некоммерческая организация рискует потерять свой юридический статус и может быть преобразована в коммерческую организацию.
     К примеру, в сфере образования некоммерческие организации ограничены в возможностях использования доходов на цели, отличные от целей развития организации. Кроме того, в российской сфере образования законодательное ограничение на распределение прибыли дополняется в большинстве случаев контролем со стороны государства. В результате, образовательные учреждения предпочитают юридически разграничивать некоммерческую и предпринимательскую деятельность.
     Теория контроля стейкхолдеров. На общественный контроль, или контроль стейкхолдеров, как главную особенность экономики и менеджмента некоммерческих организаций, указывают А. Бен-Нер, Б. Гуи и Т. ван Хомиссен, И. Фама и М. Дженсен [Ben-Ner A., Gui B., Van Hoomissen Т., 1993; Fama E., Jensen M., 1993].
     Данный контроль, по их мнению, «содействует доверию организации, определяет социальную значимость ее работы и необходимость ее финансирования» [Ben-Ner A.& Gui B., 1993, p. 67]. Социальная значимость, или социальный эффект, отражает результаты деятельности некоммерческой организации, не связанные с получением материальных выгод, а направленные на рост благосостояния общества.
     Менеджмент некоммерческих организаций опирается на контроль со стороны стейкхолдеров. В качестве стейкхолдеров могут выступать благотворители, фонды, профсоюзы и т.д. В большинстве случаев контрольные функции стейкхолдеров реализуются через попечительские советы в некоммерческих организациях.
     Таким образом, общей единой теории развития сектора НКО не существует. Данный сектор развивается спонтанно, мозаично в зависимости от субъективных условий и задач деятельности НКО. В нашем исследовании, на основании теорий развития некоммерческого сектора за рубежом, мы можем сделать следующие выводы о генезисе и развитии НКО:
1. заполняют существующие лагуны;
2. предоставляют возможность выбора;
3. предоставляют населению различные общественные блага, что приводит к повышению потенциала общества;
4. актуализируют инструменты поиска дополнительных средств из-за невозможности получения прибыли для покрытия естественных расходов;
5. опираются на добровольчество;
6. качество продукта обусловлено законодательной базой, запрещающей коммерциализацию (получение коммерческой прибыли);
7. контроль качества продукта осуществляется его потребителями.
     Изучение теорий развития некоммерческого сектора за рубежом также показало нам риски некоммерческого сектора. Данный сектор может не выдержать конкуренции, то есть при определенных условиях НКО могут работать хуже государства или бизнеса.
     С 70 гг. XX в. в большинстве развитых стран прослеживается тенденция быстрого расширения некоммерческого сектора. Об общемировом масштабе некоммерческого сектора свидетельствует и уровень занятых в неприбыльных организациях. Об усиливающейся роли некоммерческого сектора в экономике дает представление и анализ его доли в национальном доходе стран. Развитие некоммерческого сектора за рубежом за последние два десятилетия привело к следующим изменениям в работе неприбыльных организаций. 
     Во-первых, за 1980–1990-е гг. в развитых странах появился, по мнению экономиста И. Склута, новый тип неприбыльных организаций – «высокодоходные неприбыльные структуры», специализирующиеся на развитии высокорентабельных видов деятельности. Масштабы распространения данных структур огромны. Так, в США они составляют около 60% всех американских некоммерческих организаций. Главным источником финансирования таких организаций выступают доходы от членских взносов и платы за услуги. Иными словами, высокодоходные неприбыльные организации являются самоокупаемыми структурами, полностью покрывающими свои расходы за счет собственной деятельности и не требующими привлеченного финансирования. Это приближает данные неприбыльные организации к коммерческим предприятиям. Однако высокодоходные неприбыльные организации, обладая рядом налоговых льгот и других привилегий, оказываются в более выигрышном экономическом положении, чем структуры бизнеса, что ведет к усилению рыночной конкуренции.
     Таким образом, рост подобных организаций обостряет в экономике процессы разграничения между высокодоходными неприбыльными структурами и чисто коммерческими предприятиями. Кроме того, в развитых странах крайне актуальными становятся проблемы управления высокодоходными неприбыльными организациями, так как в отношении них не разработано еще ни адекватных понятий, ни соответствующего законодательства и мер регулирования.
     Во-вторых, ряд ученых (Дж. Дис, Ф. Глэдстоун и др.) указывает на своеобразное «огосударствление» некоммерческой сферы в развитых странах, что противоречит самой природе независимого сектора. В последние годы четко прослеживается тенденция роста влияния государства на деятельность неприбыльных организаций. Правительство активно привлекает некоммерческие структуры к реализации федеральных и муниципальных программ, предоставляя ответные формы государственной поддержки, а также использует методы государственного регулирования и контроля над работой неприбыльного сектора. Рост организаций, сотрудничающих с правительством, также обостряет в экономике процессы дифференциации между неприбыльными структурами, ориентированными на реализацию государственной политики, и чисто государственными организациями.
     Таким образом, в третьем секторе развитых стран отчетливо выделяются два вида смешанных некоммерческих организаций, составляющих большую часть всех неприбыльных предприятий, – это высокодоходные неприбыльные организации, приближающиеся в своей деятельности к структурам бизнеса, и неприбыльные организации, активно сотрудничающие с государством. В результате, встает вопрос, насколько оправдано в экономике независимое функционирование некоммерческого сектора. Не является ли более целесообразной совместная деятельность неприбыльных организаций с коммерческими и государственными предприятиями.
     В западной практике к некоммерческому сектору принято относить независимые от государства общественные неправительственные объединения разных форм, которые создаются гражданами для реализации инициатив некоммерческого характера, в том числе для достижения социально значимых для общества изменений.
     В мировой практике некоммерческий сектор также называют: независимым, общественным, филантропическим, добровольческим (Великобритания); дополнительным (Индия); гражданскими структурами (Египет); благотворительными инициативами, неправительственным, третьим и освобожденным от налогов (США); сектором ассоциаций (Германия); сектором гражданского общества (Бразилия); социальным хозяйством (Франция); социальными корпорациями (Япония); третьей системой (Италия).
     Становление НКО в мире сопровождалось рядом кризисных явлений. 
     Первый экономический кризис некоммерческого сектора охватил целый ряд развитых стран в начале 80-х гг. Неприбыльные организации переживали острый финансовый дефицит, что ставило под угрозу само их существование. Причинами данного кризиса стало ужесточение государственной политики по отношению к некоммерческому сектору. Так, сокращение бюджетных дотаций некоммерческим организациям администрацией Р. Рейгана в США и правительства М. Тэтчер в Великобритании поставило третий сектор в крайне сложное экономическое положение. Финансовый дефицит заставил некоммерческие организации искать новые источники доходов. Многие неприбыльные структуры нашли выход в системе коммерческого финансирования своей деятельности. В итоге, к концу 80-х гг. коммерческие поступления неприбыльных организаций США составили 55% роста их доходов, тогда как частные пожертвования только 15%.
     Несмотря на выход из кризиса, некоммерческий сектор в развитых странах вновь столкнулся с серьезными финансовыми проблемами в 90-х гг.
     Так, с середины 90-х гг. в тяжелом кризисном положении находится весь некоммерческий сектор США. По словам политолога Р. Патнэма, «многие некоммерческие организации внезапно испытали существенную потерю своих членов». В результате, резкое снижение частного финансирования привело к значительному финансовому дефициту, который не позволяет американским неприбыльным организациям покрывать даже текущие свои расходы.
     Причины кризиса американской неприбыльной сферы, по словам Лестера Саламона, директора Института Джона Хопкинса в США, обусловлены финансовыми, политическими, моральными проблемами, а также с сокращением государственной поддержки.
     Некоммерческий сектор со своими программами, критическими выступлениями, общественными инициативами, давлением на правительство давно стал объектом неприятия для многих политиков. В результате сложные взаимоотношения между некоммерческим сектором и политической элитой мешают успешному лоббированию неприбыльных организаций в вопросах бюджетного финансирования.
     С другой стороны, финансовые проблемы некоммерческого сектора тесно связаны с сокращением темпов роста частных пожертвований. С начала 90 х гг. наблюдается устойчивая тенденция снижения темпов роста пожертвований со стороны населения и коммерческого сектора. Если в 80-е гг. ежегодное увеличение частного финансирования некоммерческого сектора варьировалось в пределах 3–4%, то в настоящее время оно составляет менее 1%. Таким образом, снижение темпов роста частных пожертвований не в состоянии компенсировать сокращение государственного финансирования некоммерческого сектора.
     Каковы причины падения уровня частной благотворительности в неприбыльной сфере США? Результаты социологических опросов, проведенных институтом Хопкинса, показали, что, в целом, сложившаяся ситуация обусловлена снижением популярности среди населения деятельности некоммерческого сектора. В качестве отрицательных моментов опрашиваемые чаще всего выдел.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44