VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организационная диагностика предприятия в современных условиях хозяйствования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001528
Тема: Организационная диагностика предприятия в современных условиях хозяйствования
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ «Государственное и муниципальное управление»









К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

По дисциплине: Теория организации.
Тема: Организационная диагностика как метод анализа организаций. Смысл, назначение, виды.












Выполнил:
Студент  2  курса
        4        семестр
Нахимчук Валентин Николаевич




Тюмень, 2017

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ	3
Глава 1.	Понятие и виды организационной диагностики	5
1.1 Сущность и значение организационной диагностики	5
1.2 Виды организационной диагностики	10
Глава 2.	Организационная диагностика предприятия в современных условиях хозяйствования	13
2.1 Значение организационной диагностики	13
2.2 Показатели оценки эффективности управления предприятием	19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	29




ВВЕДЕНИЕ
     Проблема эффективности и качества управления всегда являлась предметом изучения экономической науки и ежедневной практической деятельности специалистов предприятий. Рационально и эффективно организованная система менеджмента ресурсов предприятия - ведущий фактор роста его производительности и снижения издержек производства, что составляет основу обеспечения конкурентоспособности предприятий в рыночной экономике.
     Эффективность управления деятельностью организации во многом зависит от умения лиц, принимающих управленческие решения, объективно анализировать условия функционирования предприятия, выявлять тенденции в изменении основных факторов, влияющих на результативность деятельности, определять потребности в источниках финансирования предприятия, выявлять резервы и разрабатывать комплексные мероприятия по повышению эффективности управления имеющимися ресурсами. 
     Актуальность настоящей работы определяется возрастающей в последнее время занятостью менеджеров исключительно проблемами внешнего окружения тогда как внутренняя среда предприятия может попадать под удар. Для того, чтобы сделать процесс управления предприятием более рациональным и эффективным, необходимо привести в соответствие все уровни менеджмента системе распределения ресурсов – материальных, финансовых, трудовых. Другими словами, разработка успешных мероприятий по повышению эффективности менеджмента как вида управленческой деятельности является одним из необходимых условий повышения эффективности работы и прибыли на предприятии в целом.
     Характерные особенности, процедуры и методики анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий находят свое отражение во многих работах ученых экономистов. Теме исследования посвящены работы известных в России ученых: Баканова М.И., Бердниковой Т.Б., Гиляровской Л.Т., Грищенко О.В., Ефимовой О.В., Ковалева В.В., Палий В.Ф., Подольского В.И., Савицкой Г.В., Сайфулина Р.С., Чая В.Т., Шеремета А.Д. и др. В работах специалистов рассматривается общая, агрегированная методика анализа деятельности без учета отраслевых особенностей и практического опыта функционирования компаний в мебельной отрасли. 
     Целью работы является исследование особенностей организационной диагностики. Поставленная цель решается в работе в виде решения круга задач:
     - рассмотреть сущность и значение организационной диагностики;
     - исследовать виды организационной диагностики;
     - выявить значение организационной диагностики.
     Объектом исследования является организационная диагностика. Предмет исследования – роль организационной диагностики в системе управления организацией.
     В процессе проведения исследовательских работ были изучены законодательные документы, теоретические источники, описывающие существующие концепции анализа деятельности предприятий,  основы формирования комплексного анализа. Использовались документы,  содержащие теоретические и практические рекомендации к анализу эффективности функционирования торговых компаний. 
     В работе использовались следующие методы исследования и обработки информации: группировка и сводка, детализация, сравнение, обобщение, приемы системного и финансового анализа. При решении конкретных задач использовались общенаучные методы исследования, методы логического, функционального и системного анализа.
     По своей структуре работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.


Глава 1. 
Понятие и виды организационной диагностики
      1.1 Сущность и значение организационной диагностики
     В условиях рыночных отношений и конкуренции особый интерес представляют исследовательские работы по улучшению и совершенствованию систем управления организациями. Управление – это деятельность субъекта производственного процесса, нацеленная на комплексное воспроизводство организационных связей, обеспечивающих исполнение необходимых для данного процесса функций. Это последовательное осуществление командно-распорядительных действий, направленных на максимально эффективное достижение поставленных целей. Управление позволяет обеспечить влияние на деятельность социального субъекта с целью достижения запланированных результатов в заданных условиях. 
     С точки зрения методологии вопроса диагностика в психологии, социологии, технике, медицине рассматривается как установление взаимосвязи между определенными системными состояниями (уклонением от установленной нормы и его причинами) и совокупностью симптомов (факторов), соответствующим ему. Эти различия первоначально касаются объекта диагностики (коллективы, процессы, машины, функции, личности и др.), цели и средства диагностики, отражая специфику предмета конкретной науки и особенности использования определенных диагностических средств в соответствии с практикой применения в данной сфере. 
     Диагностика впервые стала изучаться в медицинской науке, начало науки о диагностике определяется системой диагностических исследований Гиппократа1. В дальнейшем получила развитие техническая диагностика, связанная с созданием системы машин и направленная на выявление неисправности механизмов. В управленческой хозяйственной практике впервые опыт использования методов диагностики описан в работе У. Кента «Почему фабрика работает с убытками?», которая была издана в 1925 году2.
     В современной науке управления дефиниция «диагностика» является одним из ключевых в понятийном аппарате концепции управленческого консалтинга, базирующегося на понимании организации как сложной организованной системы. Экономический субъект следует рассматривать как «специфический организм», который живет, функционирует, предполагает осуществление различных процессов, обеспечение нормального ритма работы и финансирования, предотвращение нарушений в процессах подготовки и реализации планов, потерь возможностей для обеспечения деятельности и т.п. По аналогии с диагностированием состояния человека допустимо выявление состояния предприятия посредством специального инструментария диагностики.
     Дефиниция «диагностика» достаточно широко используется в аналитическом процессе с целью выявления закономерностей, тенденций и оценки изменений экономических процессов для адаптивного воздействия на них и разработки рекомендаций по принятию решений. Анализ имеющихся подходов к проблематике экономической диагностики показал, что, несмотря на присутствие в них теоретических основ (формулировка сущности, определение предметной области, характеристики отдельных методов и приемов и др.) данного направления экономической науки, ученые-экономисты еще не выработали единый подход. 
     Так, Б.И. Сербиновский определяет диагностику как комплекс методов, направленных на совершенствование отдельной организации или предприятия, который использует понятийный аппарат теории систем, и в его понимании «... диагностика - это наука о методах, процессах и принципах распознавания болезни производственной системы и установления диагноза, оценки его со-стояния и перспектив развития, оценки параметров, установление и изучение признаков болезней с целью поддержки способности эффективно функциони-ровать и приспосабливаться к изменениям внешней среды»3. Близкой точки зрения придерживаются и Р.К. Юксвяров, Р.Ш. Рапопорт, Л. Карась и ряд других ученых, рассматривая диагностику как исследовательскую деятельность, направленную на установление, анализ и оценку проблем, связанную с повышением эффективности системы менеджмента организации и выявление основных направлений их решения4. В этом случае диагностика ограничивается сферой принятия решений в связи с возникновением управленческих проблем и носит консультативный характер. Патогностическим признаком представленного определения является целевая направленность диагностического исследования на развитие адаптивности исследуемой системы и анализ перспективных направлений ее развития.
     М.В. Мирошник в своей работе5 использует дефиницию «диагностический анализ» и определяет его как один из этапов работы по совершенствованию управления путем обоснования не только направлений, формированию рациональных в конкретных условиях приоритетов на основании выявления диалектической связи «причина - следствие» и «часть -  целое». В такой постановке диагностика имеет ограниченное значение и носит локальный характер и выступает как стадия проектирования бизнес-процессов совершенствования управленческой системы без четкого разделения диагностических процедур и инструментов.
     В основе процесса узнавания лежит анализ исследуемого объекта, позволяющий получить отображение явления и общее представление о нем по одному или нескольким существенным и известным исследователю признакам. Однако в процессе познания нужно не только узнать исследуемый объект, но и распознать его и/или протекающие в нем процессы по определенным параметрам. Поэтому более емким по содержанию элементом процесса познания, связанного с получением, сохранением, переработкой и использованием социально значимой информации о данном явлении, является «распознавание». 
     При этом процесс распознавания носит самостоятельный характер и существенно отличается от процедур узнавания объекта. Достаточно полно и точно суть распознавания отражена в фундаментальной работе по диалектике и медицинской диагностике Е.А. Гиляревского и Е.К. Тарасова. По их мнению, распознавание обусловлено необходимостью проникновения в скрытую внутреннюю сущность явления, установления на основе ограниченного количества внешних признаков специфической структуры, содержанию, причины и динамики данного явления6. И в более широком понимании распознавание следует рассматривать как сложный процесс исследования, включающий в себя установление фактов появления определенных симптомов, а также включают аналитическую и синтетическую деятельность, связанную с установлением и описанием признаков, характеризующих нормальное состояние и недостатки организованной системы, их классификацию по направлениям и видам и др. Распознавание подчинено целям практического изучения или отслеживанию исследуемого объекта. Такой подход к пониманию процесса распознавания наиболее близок к определению сущности дефиниции «диагностика». 
     Диагностика позволяет выявить-распознать проблемы, обусловленные построением системы, особенностями внешней среды и характером взаимодействия с ней. А в экономических системах целями являются распознавание состояния экономического субъекта, отклонения от нормы параметров эффективного функционирования организации под влиянием внешней среды различных уровней. Такой подход позволяет определить роль диагностики как инструмента управленческой деятельности, направленного на выявление и изучение признаков внутреннего состояния управляемого предприятия, проблем эффективного функционирования и развития системы управления, обеспечивающей финансирование, ресурсную базу, поддержание конкурентоспособности, экологии и др.
     При этом ошибочным, по мнению автора, является принятие решений без установления действительных причин проблемы, без определения тех «болезней», от которых стоит «лечить» предприятие. Следует согласиться с мнением В.П. Савчук, одного из ведущих специалистов в сфере финансовой диагностики, что не менее одного раза в год предприятие должно «сдавать по возможности все анализы», а ежемесячно - наиболее важные из них с учетом будущего возможного ухудшения состояния7. Другими словами, для разработки и принятия эффективных управленческих решений, связанных с сохранением и/или повышением устойчивого функционирования предприятия в условиях рынка, своевременного реагирования на изменения, происходящие как во внутренней, так и во внешней среде, необходим комплекс научных методов, которые позволят не только распознать финансовое состояние, но и состояние по всем аспектам его деятельности (ресурсы, производство, организация, конкурентная позиция). Оценить состояние в комплексе, выявить проблемные тенденции возможно посредством совокупности методик экономической диагностики, что в свою очередь повышает ее значимость на современном этапе развития рыночных отношений.
     Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что рассмотренные подходы к дефиниции «организационная диагностика» не имеют четких границ и под ней подразумевают достаточно широкий коридор смысловой нагрузки. Следует отметить, что данное понятие характеризует ключевой аспект управленческого консалтинга, то необходимо более точно определить суть данного понятия.
     Мы предлагаем под организационной диагностикой понимать последовательную процедуру диагностики системы, позволяющую на основе комплексного тщательного системного анализа динамики основных функциональных подсистем организации (включая элементы внутренней среды, связующие их процессы и присущие им функции) определить состояние организации в соответствии с определенным классом и внести проектные предложения по совершенствованию системы управления для получения более высоких и конкурентноориентированных результатов.
      1.2 Виды организационной диагностики
     Формирование организационной диагностики опирается на зондажные, разведывательные и фронтальные исследования, убедительно представленные в цифровых значениях. В методическом арсенале диагностики используется до-вольно часто психологические методики, позволяющие трактовать природу «человеческого фактора» без наличия количественных показателей. Например, в управленческом консалтинге в рамках процедуры диагностики часто используется методика ассоциативного познания организационно-управленческой ситуации. Автором данной методики является А.И. Пригожин, который назвал ее «метафорой» и раскрыл методы организационной диагностики и самодиагностики8.
     Обратим внимание на тот факт, что организационная диагностика не является аудитом, так как под аудитом подразумевается контрольная проверка состояния исследуемого объекта в соответствии с критериями, определенным стандартом, с обязательной выдачей официального заключения. Также нельзя диагностику отождествлять с экспертизой, которая является процедурой освидетельствования профессиональными независимыми специалистами компетенций исследуемого объекта по определенным критериям с выдачей официального заключения. Еще одним отличительным признаком организационной диагностики является ее инструментальная суть, которая заключается в искусстве применения необходимого вида диагностики и соответствующего ему инструменту. Основные виды организационной диагностики представлены в таблице Таблица 1.1.
Таблица 1.1
Виды организационной диагностики
Признак классификации
Вид диагностики
Описание
1
2
3
По целям и задачам
Диагностика управления
Оценивается управленческая деятельность, ориентация на процесс управления

Продолжение таблицы Таблица 1.1
1
2
3

Диагностика персонала
Оценивается кадровый состав, ориентация на объекты управления персоналом

Диагностика результатов функционирования системы
Оценивается выходные результаты процесса управления, ориентация на эффект

Диагностика руководителей организации
Оценивается классификация и эффективность труда субъектов управление персоналом
По субъектам диагностики
Внутренняя диагностика
Диагностика производится внутренними силами работников предприятия

Внешняя диагностика
Диагностика производится приглашенными консультантами, экспертами

Комбинированная диагностика
Совмещает в себе и собственных экспертов организации и внешних консультантов
По источникам информации
Диагностика на основе документов
В диагностике используются только сведения содержащиеся в подписанных инструментах

Диагностика на основе опросов
Диагностика основывается на результатах письменных и устных опросов сотрудников организации

Диагностика по всем источникам
Сведения, содержащиеся в документах, дополняются информацией, получаемой от сотрудников предприятий
По охвату
Сплошная диагностика
Оценивается работа по всем группам и категориям персонала

Выборочная проверка
Оценивается работа с отдельными группами персонала
По периоду времени
Диагностика за период
Диагностика производится в рамках определенного периода

Диагностика на конкретную дату
Оценивается текущее состояние на дату проведения диагностики

Диагностика в динамике
Оценивается и анализируется несколько периодов в динамике
По основанию
На основе результатов текущей деятельности
Основанием для диагностики служит имеющаяся управленческая информация

На основе результатов специальных испытаний и процедур
Информация для диагностики собирается в ходе специальных оценочных мероприятий
По доступу к
результатам
диагностики
Закрытый
Доступ к результатам диагностики имеет только ограниченное число пользователей

Открытый
Доступ к результатам диагностики не ограничен
По пользователям результатов диагностики
Для внутреннего пользования
Основными пользователями результатов диагностики являются руководство и сотрудники организации

Для внешнего пользования
Результаты диагностики ориентированы на внешних пользователей.
По технологии сбора и анализа информации
Ручная
Сбор и обработка информации полностью осуществляется самим оценщиком

Автоматизированная
Сбор и обработка информации осуществляется с помощью автоматизированных средств

Смешанная
Комбинируются ручной и смешанный вариант
Принцип соотнесения эффективности
Общая диагностика
Изначально осуществляется полный анализ системы

Диагностика по элементам
Каждый элемент системы анализируется в отдельности, а затем выводится общий результат
     На выбор конкретных методик сбора информации оказывает влияние характер проблем и задач, которые заказчик (клиент) ставит перед консультантом, уровнем организационного развития, видом и сложностью диагностической задачи, этапом процесса диагностики и т.п. При этом необходимо понимать, что любой метод при ошибках его употребления, может дать ложную информацию. Возможность ответа на релевантные вопросы определяет выбор метода диагностики.
     Управленческий консалтинг, как правило, не ограничивается проведением диагностики. Этап диагностики в консалтинговом процессе направлен на поиск, выявление, анализ проблемных ситуаций в организации с целью дальнейшей разработки и реализации проекта мероприятий по их разрешению. Диагностика проблем не предусматривает деятельность по ее разрешению, однако на практике она оказывает воздействие на достижение конечного положительного эффекта.

Глава 2. 
 Организационная диагностика предприятия в современных условиях хозяйствования
      2.1 Значение организационной диагностики
     В условиях рыночных отношений и конкуренции особый интерес представляют исследовательские работы по улучшению и совершенствованию систем управления организациями. Управление – это деятельность субъекта производственного процесса, нацеленная на комплексное воспроизводство организационных связей, обеспечивающих исполнение необходимых для данного процесса функций. Это последовательное осуществление командно-распорядительных действий, направленных на максимально эффективное достижение поставленных целей. Управление позволяет обеспечить влияние на деятельность социального субъекта с целью достижения запланированных результатов в заданных условиях. 
     В более узком понимании управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов (рис. Рисунок 2.1).


Рисунок 2.1. Подходы к определению сущности управления

     Управление предполагает наличие как минимум двух ролей: управляющего и управляемого. Управляющий – это одушевленный, целенаправленный субъект, выполняющий последовательную серию задач, нацеленных на достижение запланированного результата. Управляемый – это интересующий управляющего объект среды, имеющий интерес для последнего, воздействие на который позволяет достичь запланированных результатов. Степень управленческого воздействия на объект определяется целями управляющего, особенностями самого объекта и сложностью стоящих перед управляющим задач.
     В условиях рыночных отношений и конкуренции наиболее распространены исследования организаций как систем управления, связанные с получением новых знаний и совершенствованием организаций (предприятий). При этом систему любой организации следует рассматривать как социально-экономическую, имеющую, как известно, определенное назначение и соответственно целевую функцию. При реализации такой функции в социально-экономической системе организации следует определить «границы» системы, а в ней управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы и внешнюю среду.
     Система – основополагающая категория общей теории систем, системного подхода к управлению. Буквальное значение в переводе с греческого – «целое, составленное из частей». В наиболее широком смысле система трактуется как правильность расположения частей, определенный порядок, связанное целое. Этим термином обозначается: четкая организация работы; совокупность принципов; форма общественного устройства; совокупность частей, связанных общей функцией (например, нервная система); совокупность хозяйственных единиц, учреждений, организационно объединенных в единое целое (например, система высшего образования). 
     В наиболее строгом понимании система – это совокупность конкретных объектов (элементов, звеньев, системы), существование или деятельность которых, взаимосвязаны или взаимообусловлены в силу достаточно определенных обстоятельств. Важнейшим свойством системы в таком ее понимании является ценность, т.е. появление у данной совокупности объектов таких свойств, которых не было у каждого из них в отдельности. Под элементом (звеном) системы понимают такие ее минимальные составляющие, совокупность которых складывается прямо или опосредованно в систему.
     Система управления – это совокупность управляемого объекта и органа управления, действие которого направлено на поддержание или улучшение работы объекта, это система, в которой реализуются функции управления.
Задача управления состоит в преобразовании внешнего воздействия на объект управления в управляющее воздействие таким образом, чтобы на выходе объекта управления было некоторое желаемое состояние (рис. Рисунок 2.2
     
      Рисунок).
     




Рисунок 2.2. Система управления и ее элементы
     
     Главными характеристиками системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий, связи и взаимодействие элементов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.
     Входные элементы в управляемых системах делятся на 2 группы:
      - управляющие воздействия – это сигнал, поступающий на вход объекта управления от органа управления или регулятора и влияющий на выходную (регулируемую) величину объекта управления. Управляющие воздействия можно менять для получения желательного выхода (технические, организационные, экономические решения, представленные в виде приказов, нормативов и т.д.);
     - возмущающие воздействия – воздействия на систему, мешающие ее нормальному функционированию (стихийные бедствия, аварийная ситуация, внезапные требования поставщиков или потребителей и т.д.).
     Контур управления – это замкнутая цепь элементов системы управления. В контуре управления каждый элемент системы воздействует на следующий и получает, в свою очередь, воздействие от предыдущего. Система управления  может содержать один или несколько контуров управления. 
     Другими словами, системой управления считают систему, которая предназначена для такого воздействия на объект управления, которое переводит этот объект в желаемое состояние и придает параметрам происходящих в нем процессов определенные количественные и качественные значения (рис.Рисунок 2.3).

Рисунок 2.3. Общая структура системы управления

     В общей структуре системы управления выделяют подсистемы (рис.Рисунок 2.4).

Рисунок 2.4. Функциональная структура системы управления

     Структура системы управления непосредственно влияет на результаты деятельности предприятия и ввиду этого ключевая задача менеджмента состоит в построении эффективной системы управления. На эффективность управления влияют следующие условия (рис. Рисунок 2.5).

Рисунок 2.5. Факторы эффективности управления
     
     Если существующая на предприятии система управления не соответствует даже текущим задачам бизнеса, тогда она становится существенным тормозом в развитии, понижает конкурентоспособность и негативно влияет на показатели деятельности предприятия. Когда предприятие нацелено на развитие, расширение, выход на новые территории, на новые рынки сбыта, где встретится в конкурентной борьбе с более сильными конкурентами, то проблема реорганизации системы управления становится очень актуальной. Если ставится задача оценить эффективность управления предприятием, то в первую очередь необходимо установить цели, к которым предприятие стремится, а затем провести диагностику существующей системы управления предприятием на соответствие будущим задачам.
     Управление реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. В отечественных работах функции управления, которые являются составными частями любого управленческого процесса вне зависимости от особенностей той или иной организации (размера, назначения, отраслевой принадлежности и т.п.),  называются общими. В их составе выделяют: целеполагание,   планирование, организацию, координирование (регулирование),  стимулирование и  контроль  (учет, анализ деятельности)9.
     Их содержание раскрывается следующим образом:
     - целеполагание - выработка основных, текущих и перспективных целей;
     - планирование - выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей  деятельности  фирм,  принятие  конкретных,  адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей;
     - организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного  взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях,  в определенные сроки поставленных целей  выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами;
     - координирование - уточнение характера действия исполнителей;
     - регулирование - выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы;  
     - стимулирование - разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и их высокорезультативному труду;
     - контроль - наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление отклонений;
     -  учет  деятельности  -  измерение,  регистрация,  группирование  данных объекта;
     - анализ деятельности - это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов10.
      Эти  основные  функции  тесно  связаны  между  собой  в  едином  процессе управления. Неудовлетворительное    планирование    или     несовершенная организация, равно как и слабое стимулирование работы или  плохой  контроль, отрицательно влияют на результаты деятельности фирмы в целом.
     Построение структуры системы управления организацией – это важная составная часть общей функции управления – организовывания, одной из центральных задач которой является создание необходимых условий для выполнения всей системы планов организации. Ее реализация может потребовать реструктуризации как самой организации, так и ее управляющей системы.
     В современных условиях более адекватным было бы рассматривать систему управления не только как структуру управления, но учитывать и все возможные ее взаимосвязи, как внешние, так и внутренние, в динамике, что обеспечивает гибкость системы, способность адаптироваться к меняющимся условиям.
      2.2 Показатели оценки эффективности управления предприятием
     Эффект (в переводе с лат. - исполнение, действие) - результат, следствие каких-либо действий. Эффект от функционирования предприятия трактуется как показатель, характеризующий результат функционирования. Высокая эффективность деятельности предприятия является и решающей предпосылкой систематического расширенного воспроизводства. Эффективность деятельности относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития производства в целом и каждого предприятия в отдельности11.
     Несмотря на то, что сегодня термин «эффективность» используется повсеместно для характеристики процессов в различных сферах деятельности общества, зарождение данного понятия связано с развитием именно экономической науки. Впервые оно упоминается в работах таких экономистов, как Вильям Петти и Франсуа Кенэ, для оценки результативности тех или иных правительственных или частных действий. «Эффективность» не рассматривалась данными авторами в качестве самостоятельного экономического термина и не получила должного внимания в их работах. Однако использование понятия по отношению к действиям правительства уже не как к субъекту власти, а как субъекту управления (что было не характерно для того периода развития экономической и политической мысли), по всей видимости, послужило поводом для внедрения в экономическую науку нового термина12.
     Современные представления об эффективности организации в западной научной мысли связаны с работами П. Друкера. Друкер разграничивает понятия результативность (чисто экономическую категорию, отражающую соотношение затраченных ресурсов к полученным от их использования результатам) и эффективность (как социально-экономической категории, отражающей влияние способов организации труда на уровень достигнутых результатов). По мнению Друкера, результативность является отражением эффективности13.
     В отечественной науке понятие «эффективность» также прошло в своём развитии несколько стадий от эффективности деятельности к эффективности управления деятельностью. Это обстоятельство связано с тем, что во времена государственной собственности и отсутствия рыночных отношений деятельность организаций и предприятий ограничивалась производством, в то время как принятие экономических решений на уровне государства осуществлялось в форме централизованного планирования. Таким образом, понятие эффективность выступало в роли синонима результативности производства предприятия. В XXI веке развитие предпринимательства способствовало появлению концепции эффективности организации (предприятия).
     По мнению ряда современных отечественных авторов, эффективность отражает «результативность деятельности какой-либо материальной системы»14. По мнению Ковалёва, «эффективность - это соотношение между полученным результатом и некоторой характеристикой фактора (ресурса), использованного для достижения данного результата»15. Результатом данного соотношения в натуральном выражении будет технологическая эффективность, в то время как в стоимостном выражении речь будет идти об эффективности экономической.
     Шеремет А.Д. под экономической эффективностью понимает «отдачу в форме доходов различных ресурсов предприятия, находящихся в его распоряжении»16. При этом автор выделяет три источника эффективности производства - труд, предмет труда и средства труда.
     Пузов Е.Н. и Яшин С.Н. в своей работе сгруппировали существующие точки зрения на сущность понятия эффективность и сформулировали ряд подходов в определении эффективности17:
     1. Эффективность как относительный показатель (ресурсная или целевая эффективность). Используется для анализа собственных конкурентных преимуществ и конкурентной ограниченности. В качестве результативного показателя выступают все виды рентабельности.
     2. Определение эффективности через доход предприятия во времени. В рамках данного направления используются методы дисконтированного денежного потока, метод определения срока окупаемости, метод капитализации доходов, расчёт точки безубыточности проекта. Результатом проведенной оценки является получение абсолютных значений показателей.
     3. Определение эффективности при помощи доходного метода, но с использованием в расчётах относительного показателя - метод внутренней нормы доходности (внутренняя норма рентабельности, при-были, возврата эффективности), метод индекса доходности (индекс прибыльности) и рентабельности проекта.
     4. Эффективность как частный набор финансовых и нефинансовых показателей для конкретного предприятия.
     В отечественной научной литературе вопросы разработки стратегии повышения эффективности предприятий начали рассматриваться гораздо позже, чем за рубежом. Очевидно, что причинами такого положения дел послужили различия в периодах становления экономических отношений, развития новых отраслей экономики, которые в России начали формироваться не так давно.
     Одним из первых отечественных учёных, в своём исследовании затронувшим необходимость внедрения стратегического планирования на предприятиях, стал В.М. Архипов. Данную идею автор сформулировал в своей монографии 1984 года. Впоследствии идеи стратегического планирования на предприятии были изложены им в работе «Стратегический менеджмент»18.
     В дальнейшем, вопросам стратегического развития предприятий не уделялось достаточного внимания со стороны российских учёных. И лишь в последние годы интерес к данной теме значительно вырос.
     К получившим наибольшую известность отечественным работам в сфере стратегического управления и эффективности можно отнести работы:
     - Виханского О.С., сформулировавшего одно из наиболее ёмких, по мнению автора, определений эффективного менеджмента, раскрывающего смысл данного понятия как «менеджмент, который стремится не быть правильным, а делать невозможное»19. Помимо этого Виханский разграничил критерии эффективности управления при оперативном и стратегическом управлении предприятием: в первом случае данным критерием стали прибыльность и рациональность, т.е. использование производственного потенциала предприятия, во втором - своевременность и точность, выражающиеся в реакции организации на новые запросы рынка и.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44