VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Опытно - экспериментальная работа по эстетическому развитию личности школьников подросткового возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008091
Тема: Опытно - экспериментальная работа по эстетическому развитию личности школьников подросткового возраста
Содержание
Оглавление

Введение ………………………………… 3

Глава 1. Музыкальное восприятие как средство эстетического развития личности школьников ……… 6

1.1 Психолого-педагогические аспекты восприятия музыки ………….. 6

1.2 Возрастные особенности музыкального восприятия н эстетического развития школьников подросткового возраста ……….. 16

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по эстетическому развитию личности школьников подросткового возраста …… 22

2.1 Организация опытно-экспериментальной работы и анализ результатов констатирующего эксперимента ……. 22

2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы и анализ результатов ……. 29

Заключение ….. 38

Список использованной литературы ……….. 40































Введение

Развитие личности подростка,  его личностный рост в учебно-воспитательном процессе занимают особое место в гуманистической педагогике и психологии. Ему очень важно определение духовно-нравственных основ, эстетических ориентиров, несовместимых с его реальной действительности, которая встречается ему. Постоянный прогресс в общественных условиях, в условиях человеческой жизни усугубляется развитие личности учащегося. 

Музыкальное искусство является носителем устойчивого представления о духовных ценностях, имеет важную роль в формировании высокого эстетического вкуса и потребностей человека. 

Среди педагогов и психологов сформировалось понимание необходимости использования духовно-эстетического содержания музыкального искусства в процессе воспитания, а также необходимость прогнозирования влияния организованного музыкального восприятия на процесс развития личности школьников, их эстетическое и духовное формирование (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.)

Проблемы музыкального воспитания и музыкального восприятия, а также подготовки учителя музыки изучали Э. Абдуллин, О.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Н.А. Ветлугина, Л.В. Горюнова, НА. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, В.И. Муцмахер, Е.В. Назайкинский В.Д. Остроменский, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, МА. Румер, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин. и др. Серьезное внимание, связанное с изучением личности и ее становлением, уделяли в своих исследованиях Б.Г. Ананьев, К.А Абульханова - Славская, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский и др.

Педагогическая наука изучала не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие личности в целом - В.В.Давыдов, М.А.Данилов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина, М.И. Махмутов, И.С. Якиманская и пр.

Также проблему развития личности школьников исследовали Ю.К. Бабанский, Г.Н. Волков, И.Н. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.А. Разумный, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Л.В. Тодоров, Н.Е. Щуркова. и др.

Музыковедческие аспекты исследуемой проблемы отражены в трудах Б.В. Асафьева, М.Ф. Гнесина, В.В. Медушевского, Б.С. Мейлаха, Т.В. Чередниченко, Б.Л.Яворского и других ученых.

	Проблема исследования заключается в раскрытии сущности воспитательного воздействия музыкального восприятия как средства оптимизации процесса эстетического развития личности школьников 6-х классов.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать роль восприятия музыки в процессе эстетического развития личности школьников 6-х классов.

Объект исследования: учебно — воспитательный процесс на уроках музыки.

Предмет исследования: эстетическое развитие личности подростка в системе музыкального образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

l. Ha основе анализа литературы по проблеме исследования определить содержание процесса эстетического развития личности подростка;

2. Исследовать процесс восприятия музыки с точки зрения педагогики и психологии, изучить и охарактеризовать особенности восприятия музыки в подростковом возрасте;

3. Изучить эстетические интересы, предпочтения и ценностные ориентации учащихся 6-х классов;

4. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия организации музыкального восприятия на уроках музыки.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; метод наблюдения, анкетирование, тестирование.


Глава 1. Музыкальное восприятие как средство эстетического развития личности школьников.



1.1 Психолого-педагогические аспекты восприятия музыки



Одной из областей музыкальной психологии является психология музыкального восприятия. В разработку этой проблемы внесли большой вклад как отечественные музыковеды и теоретики - Б.Л. Яворский, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, В.В.Медушевский(55, 27, 32, 29), так и психологи - Б.М.Теплов, С.Н.Беляева-Экземплярская и др. [49, 9].

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоционально — аффективную окраску [31].

В отечественной психологии проблемами восприятия занимались А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др. [20, 25, 44, 45].

С.Л. Рубинштейн в работе «Основы общей психологии» отмечает, что восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета [44].

Особое внимание в работе уделено художественному восприятию и его связи с деятельностью [44,с.139]. Процесс восприятия действительности художником и процесс изображения воспринятого невозможно оторвать друг от друга: не только творчество обусловлено его восприятием, но и само восприятие в известной мере обусловлено изображением художественно воспринятого им; оно подчинено условиям изображения и преобразовано в соответствии с ними. Процесс художественного изображения и процесс художественного восприятия образуют взаимодействующее единство.

Вместе с тем, Рубинштейн С.Л. отмечает, что восприятие не только связано с действием, с деятельностью, но и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. «В восприятии чувственные качества как бы извлекаются из предмета - для того, чтобы тотчас же быть отнесенными к нему. Восприятие - это форма познания действительности» [44,с. 141].

Также С.Л.Рубинштейн отмечает, что чувственное и смысловое содержание восприятия не рядоположны: одно не надстраивается внешним образом над другим; они взаимообуславливают и взаимопроникают друг в друга. Прежде всего, смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является не чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания [45].

В свою очередь осознание значения воспринимаемого уточняет его чувственно-наглядное содержание. [43, с. 150].

«При этом в зависимости от значимости воспринятого для личности он остается либо только более или менее безличным предметным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, иногда выстраданным: в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контексте личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в само формирование личности как более или менее существенный фактор» [44, с. 140].

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта: в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства

Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией. При восприятии какого-либо явления активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми.

По мнению С.Л.Рубинштейна, восприятие обычно никогда не бывает чисто пассивным, только созерцательным актом. Эмоциональное отношение как бы регулирует и расцвечивает воспринимаемое, делает яркими, выпуклыми одни черты и оставляет другие затушеванными в тени. Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания, но восприятие может осуществляться на различных уровнях. Если на низших уровнях процесс восприятия протекает как бы стихийно, «самотеком», независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения.

В современной психологии существует ряд различных теорий, объясняющих «механизм» восприятия музыки. Немецкий исследователь А. Веллек в книге « Музыкальная психология и музыкальная эстетика», развивая идеи Э. Курта, сформулировал «закон парсиномии», согласно которому восприятие, являясь активным процессом, работает по принципу опережающего отражения. Слушатель строит гипотезу продолжения музыкальной мысли, исходя из общих принципов построения целого, в котором фрагмент произведения, звучащий в данный момент, является частью целого. А. Веллек и другие представители гештальтпсихологии обогатили музыкальную науку представлениями о целостности, образности, структурной организованности, константности [16].

Л.С. Выготский трактовал музыкальное восприятие в соответствии с основными положениями теории интериоризации: переход внешних форм функционирования слуха (пение, игра, ритмические движения) в скрытые, представляемые действия внутреннего слуха. [14, с.51]

Теория психологической установки построена на положении о том, что восприятием управляет перцептивная установка. В.В. Медушевский вьделяет аксиологическую и опознавательные установки [29, с. 14]:

ценностная установка определяет отношение слушателя к музыкальному произведению, оценку его соответствия эстетическим вкусам и потребностям.

- опознавательная установка - это комплекс знаний слушателя об использованном в произведении музыкальном языке: стиль, средства выразительности и т.д. Данная точка зрения сочетает в себе чисто психологические моменты с определенными музыковедческими включениями. В связи с этим В.В.Медушевский определяет восприятие музыкального произведения как сложную исторически и социально обусловленную деятельность, складывающуюся из различных процессов: познавательных, эмоциональных, эмоционально-оценочных [29].

В. Остроменский вводит определение «музыкального восприятия» через понятие «эстетическое восприятие», которое он определяет как сложный детерминированный процесс преломления эстетического содержания произведения в призме общего и художественного опыта человека.

Эстетическое понятие носит личностный характер, будучи в определенной мере независимым по отношению к воспринимаемому объекту, всегда включает в себя элемент оценки. [34, с.110]

Первым свойством называется эмоциональность восприятия. В самом общем виде это свойство можно сформулировать следующим образом: «Слушая музыку, человек может заражаться ее настроением». Музыка» по мнению Б.Асафьева и Л. Мовеля, — вид искусства, язык которого в большей мере, чем язык других видов искусства, воздействует на эмоциональную сферу человека, поэтому содержанием музыки может быть все, что способно пробудить в нем переживания. [8, с.41]

Музыка - особое средство общения между людьми, а пробуждаемые ею чувства, по мнению В.Остроменского, - путь к воссозданию многообразных явлений жизни. Неразрывная связь музыки и жизни положена в основу одного из ведущих принципов программы «Музыка в школе» - принципа связи музыки с жизнью. Связь музыки и жизни, различные ее грани выявляются на всех этапах обучения благодаря темам программы, ключевым знаниям о музыке, знакомству с конкретными произведениями [34].

Второе свойство музыкального восприятия - целостность и образность восприятия. Человек воспринимает музыкальное произведение как единое целое, но это осуществляется на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи, мелодии, гармонии, ритма, тембра и т.д. Основой эмоционального восприятия музыки прежде всего является жизненное содержание, которое несет музыкальный образ.

Целостности и образности музыкального восприятия уделяется большое внимание в программе ((Музыка в школе». На протяжении всех занятий, начиная с первого класса, знакомясь с музыкой, слушая ее, исполняя и размышляя о ней, дети знакомятся с различными музыкальными образами: от совсем простых («Три подружки») до образов огромного внутреннего содержания (образ войны, Родины, выдающихся личностей).

Третье свойство - осмысленность музыкального восприятия. Л.С. Выготский писал: «Я утверждаю, что операции познания, называемые мышлением, не являются привилегией умственных процессов, которые происходят выше и ниже восприятия, а представляют собой важные ингредиенты самого восприятия. Я имею в виду такие операции, как активное исследование, отбор, усвоение главного, упрощение, решение задач, а также сочетание, расчленение, постановка в контекст. По-видимому, не существует таких процессов мышления, которые не могли бы осуществиться, по крайней мере, в принципе, в восприятии». [16, с.83].

Восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. «Слышать так, чтобы ценить искусство, - это уже напряженное внимание, значит и умственный труд, умозрение» Б.Асафьев [6,с.71]

Формирование музыкальной культуры школьников предполагает воспитание в них способности, с одной стороны, «с лету», после однократного прослушивания схватывать самое существенное в большом количестве разных сочинений (накопление слухового опыта) и, с другой стороны, глубоко проникать в сравнительно небольшое число наиболее значительных произведений, помногу слушая и анализируя их.

Четвертое свойство музыкального восприятия - ассоциативность. Музыка может вызывать у слушателей разнообразные эмоциональные, образные, зрительные, смысловые, двигательные и чисто музыкальные ассоциации.

Из практики известно, что и терминология, и нотное письмо способствует возникновению пространственных аналогов в восприятии музыки. Для неискушенного слушателя музыкальное произведение предстает как сложный акустический сигнал. И главной подсказкой ему будут служить выработанные музыкальной теорией метафорические пространственные определения различных элементов музыки: «высота», движение «вверх-вниз», расположение различных голосов, а также упражнения (различные элементы музыки: дифференцирование движений, исполнительские, певческие движения, игры и т.п.).

Современные исследования показывают, что на ранних стадиях развития музыкального восприятия большую роль играют внешние движения: пропевание мелодии, показ рукой высотных соотношений, движение и игры под музыку - это способствует созданию музыкального образа в целом и его деталей. [17, с. 56]

Данные этих и других исследований, касающихся роли пространственных ассоциаций в процессе восприятия музыки, нашли отражение в методике преподавания предмета «Музыка». С детьми пробуют не только показать движение мелодии, но и, например, движением руки показать «характер мелодии» (круговые движения - вальс).

Пятое свойство восприятия - избирательность. В отношении музыкального восприятия избирательность может быть:

-непроизвольной: например, выделение звучащей музыки из уличного шума;

-произвольной: выделение отдельных элементов музыки (чаще всего для этого необходим определенный опыт анализа музыкальных произведений).

Для произвольной избирательности музыкального восприятия необходима деятельность музыкального слуха и мышления. Кроме того, избирательность может быть представлена в плане предпочтения определенного музыкального стиля, жанра и т.д. Такой вид избирательности служит основой для формирования художественного вкуса.

Шестое свойство - константность музыкального восприятия. Это свойство характерно для вторичного восприятия, узнавания. Слуховая константность тесно связана со зрительной (постоянство величины, формы, цвета). По отношению к музыкальному восприятию можно сказать, что константность выражается в относительном постоянстве восприятия мелодии, метроритма, гармонии и, может быть, фактуры. Другие средства музыкальной выразительности могут изменяться. «Возвращение темы в ее первоначальном виде радостно приветствуется слухом». Б.Асафьев [6 ,с.23]

Каждое из описанных средств музыкального восприятия является необходимым условием полноценного освоения музыкального произведения. Кроме того, по нашему мнению, необходимо отметить еще один компонент, без которого восприятие музыки если и возможно, то чрезвычайно обеднено. Речь идет о способности слушателя к сотворчеству, в котором огромную роль играет такой психический процесс, как воображение.

Таким образом, процесс восприятия музыки можно назвать сотворчеством слушателя и композитора — сопровождение и внутреннее воссоздание слушателем содержания произведения; сопереживание, обогащенное собственным жизненным опытом и чувствами. Способность к творческому восприятию музыки выполняет роль ведущего компонента.

Довольно подробно процесс сотворчества в музыкальном восприятии рассматривается в исследованиях В.Остроменского. Он считает, что «музыкальное восприятие как способность эстетического познания окружающей действительности, воплощенной в музыкальной образности, неотделимо от творчества». [34, с. 64]

Аналитический подход к субъективному слушательскому образу показывает, что в основе его лежат непосредственные впечатления от воспринимаемой музыки и субъективные представления, возникающие при ее восприятии.

В основе субъективного постижения музыкальных образов, как считал В. Остроменский, лежит непосредственная заинтересованность субъекта восприятия. Слушатель должен существовать с эстетическим содержанием воспринимаемого произведения, которое должно его непосредственно касаться. Сотворчество возможно лишь в том случае, когда переживание создателя музыки сочетаются с переживаниями слушателя, когда эти переживания слушатель может перенести на себя. [34, с. 69]

Необходимо заметить, что субъективность музыкального восприятия, которая является уделом слушателя, потенциально заложена в объективном содержании музыкальных образов. Будучи целостной художественной структурой, воплощающей в себе, несмотря на кажущуюся неконкретность языка, богатое и разнообразное содержание, музыка во многом способна предопределить характер ее восприятия. Она предрешает силу, глубину, насыщенность, особенности эмоциональной реакции и одновременно стимулирует пробуждение индивидуально-личностного отношения к воспринятому.

Богатство музыкального восприятия не является свидетельством лишь определенного уровня музыкального развития. Возникнув с зарождением музыкального восприятия, она сохраняется во все последующие периоды музыкального развития. Но вместе с тем, необходимо заметить, что уровень музыкального развития сказывается на качестве субъективности. Вместе с развитием музыкального восприятия субъективное отношение к произведениям развивается и обогащается. Чем глубже и сильней эстетическое воздействие музыки, чем в большей степени у слушателя развивается способность к оперированию свойственным музыке категориям, тем богаче, оправданней и разнообразней становится объективный отклик слушателя, и здесь, как нам представляется, определяющую роль на уроках музыки в школе должен сыграть художественно-педагогический анализ музыкальных произведений.

Он раскрывает эстетическое содержание музыкального произведения с учетом возрастных особенностей, художественного развития, тех конкретных задач обучения и воспитания, которые ставит перед собой учитель. Художественно-педагогический анализ облегчает процесс восприятия музыки: он соотносит эмоционально-образное содержание произведений с интересами и познавательными возможностями школьников.

Анализ вносит некоторые нарушения в нормальные условия музыкального восприятия, но с педагогической целью такое вмешательство целесообразно, так как оно способствует формированию необходимых для музыкального восприятия способностей. Поэтому важно для сохранения наиболее естественных условий восприятия музыки создать максимально благоприятную атмосферу, предполагающую сотворчество.

На успешность процесса восприятия музыки огромное влияние оказывают индивидуальные различия в развитии музыкальности. В. Остроменский (34) охарактеризовал причины таких различий следующим образом:

	Различия в музыкальных задатках - специфических особенностях
структуры слуховых центров мозга, что, по мнению автора, оказывает
влияние на характер развития музыкально - слуховых и эстетических особенностей.

	Различия темперамента и характера.

	Различия в принадлежности ученика к определенной социально —
общественной группе (место жительства, профессия родителей)

	Личный опыт учеников, их индивидуальная история.

	Характер предшествующего музыкального воспитания.

Каждый из приведенных факторов определенным образом влияет на уровень и характер музыкальности, а следовательно, и музыкального восприятия.

Из истории музыкальной психологии известно, что довольно долгое время не существовало единого мнения по поводу роли задатков в развитии музыкальности человека. Чаще всего истоки этих разногласий обнаруживались в различных подходах авторов к вопросу о структуре музыкальности.

Вместе с тем, целесообразность многократного восприятия музыки определяется совокупностью способностей, образующих память. В обычных условиях объем музыкальной информации во много раз превышает предел пропускной способности памяти, поэтому слушатель при одноразовом восприятии музыкального произведения вынужден ограничиваться только незначительной частью его содержания.

Развитие восприятия музыки в той или иной мере предполагает накопление опыта творческой учебной деятельности. Особенность процесса приобретения этого опыта обусловлена неразрывной связью восприятия музыки и усвоения музыкальных знаний, формирование исполнительских умений и навыков. Таким образом, исключается возможность отождествления понятий «восприятие музыки» и «слушание музыки». Восприятием музыкального образа является его сознательность, « только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, - подчеркнул Д.Б.Кабалевский, - когда дети научатся по-настоящему слышать её и размышлять о ней».[22,с.79].







1.2 Возрастные особенности музыкального восприятия н эстетического развития школьников подросткового возраста



В психологии «духовность» обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью - вторая. С категорией духовность соотносится потребность познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этим вопросами и стремится получить на них ответ. Объективная полезность духовной деятельности человека сочетается с ее субъективным бескорыстием, где наградой служат удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга; наказанием являются угрызения совести и чувство вины. Л.Н. Толстой считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самым худшим -человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не объективной истине, а выгодным для него взглядам. [48, с. 239]

Эстетическое (от rpeV- чувствующий, чувственный) - исходная категория эстетики как науки, давшая ей имя и определяющая специфику ее предмета во всех его проявлениях: эстетическое чувство, отношение, вкус, идеал, ценность и т.д. Как правило, любое общественное явление, поступок или мотив человеческой деятельности обладают одновременно эстетическим и духовным значением (ценностью) и могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой — как добро или зло. Внутреннее родство этих сфер нашло отражение в смысловом единстве таких понятий, как «возвышенное», «низменное», «героическое» и др., где предмет или явление схватываются, оцениваются одновременно с эстетической и духовной позиции. Цели настоящего искусства и подлинной духовности в конечном счете совпадают. [10, с. 217]

Эстетическое включает в себя некоторые элементы, которые позволяют подробнее осветить данную категорию: эстетическое чувство, переживание, потребность, вкус.

Эстетическое чувство - это субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к явлению действительности или искусства. Эстетические чувства, возникшие вместе с осмыслением эстетического события, порождают эстетические переживания: состояния потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, сострадания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно — эстетических потребностей, которые проявляются как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний.

Эстетический вкус - способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. Развитость эстетического вкуса определяется глубиной постижения эстетических ценностей. Широта или узость вкуса во многом зависит от того, насколько обширна область эстетических ценностей, доступная вкусовой оценке, в какой мере способен человек эмоционально оценить эстетические ценности различных эпох, национальных культур, создаваемые в различных видах и жанрах искусства. 

Эстетический вкус - существенная особенность личности. Те или иные вкусовые предпочтения зависят от воспитания, привычек, характера, жизненного опыта человека. [54, с. 112]

В связи с проблемой исследования, представляется необходимым более подробно остановиться на вопросе развития музыкального восприятия. По мнению швейцарского педагога Э. Виллемса, музыкальность свойственна всем без исключения детям, если речь идет о непрофессиональном музыкальном воспитании. В каждом ребенке «заложены основные музыкальные элементы, такие, как способность к движению, слух, эмоциональность, интеллект». Основная задача в процессе музыкального воспитания «не привнести эти элементы извне, а развить их изнутри, в них самих, тем самым высвобождая их творческие силы».[13,с. 15]

Искусство в школе является своеобразным стержнем художественного образования учащихся, формирования их художественных взглядов и вкуса. Педагогические и социологические исследования показывают [36,с. 123]:

	Интерес к искусству растет от класса к классу и смещается из сферы
учебных интересов в сферу досуга;

	Коренной перелом в характере художественных предпочтений
школьников происходит в период 6-8 класса, когда занятия искусством
становится наиболее популярной, а затем и престижной формой проведения
досуга;

	Факторы внешнего воздействия (среда, средства массовой
информации) с возрастом уравновешиваются внутренними регуляторами
художественного развития (опыт, знания, вкус).

Л.В.Горюнова [17, 18] в своих работах отмечает, что развитие музыкального восприятия в значительной мере соприкасается с возрастными особенностями учащихся. Эти особенности выражаются:

	-	в уровне развития у подростков психических функций, памяти,
внимания (его объеме и произвольности), анализа, синтеза и других
операций, суждений, оценок и их мотивации;

	в специфике протекания самого процесса восприятия;

	в круге интересов, качестве и содержании эстетических чувств и
оценок.

Эстетическое развитие личности не может быть рассмотрено вне совокупности других ее свойств и качеств, которые представляют собой целостное образование и характеризуют реальное единство. Приобщение к искусству важно не само по себе, а в качестве средства гармоничного развития личности.

Кардинальные изменения в структуре личности ребенка, вступающего в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается внешнее отношение между ребенком и средой. Группа сверстников играет преобладающую роль в процессе социализации подростков, ибо отношения с партнерами своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений, реализуемые в социальной, профессиональной и сексуальной жизни. Группа выполняет центральную функцию в процессе становления независимости своих членов, объединенных общими заботами по освобождению от родительской власти, поиску статуса.

Характеристикой подросткового возраста, по мнению Ж.Пиаже [41], является способность к рассуждению с помощью вербально сформулированных гипотез, а не манипуляций с предметами. Это свидетельствует о повороте в эволюции мышления, ибо способность к формулированию гипотез и следствий из них характеризует процесс формального суждения. Решающее значение подросток может придать формальному содержанию собственных умозаключений, что было ему недоступно на предыдущих этапах развития.

Восприятие музыки в силу ее временной и звуковой природы требует наличия у субъекта навыков слышания музыкального произведения от начала до конца, необходимости осознания структурно-тематического развития образа, умений сравнивать и сопоставлять его различные стороны.

Развитие интеллектуальной сферы подростка позволяет ему с достаточной степенью осознанности выявить в музыкальном произведении ведущий образ, что требует от учащегося определенной степени развития абстрактного и обобщенного мышления, сформированности операций анализа и синтеза. В связи с этим в классе появляется тема «Музыкальный образ», где на примере достаточно сложных произведений («Лесной царь» Шуберта, увертюра «Эгмонт» Бетховена, «Вторая рапсодия» Листа) учащиеся знакомятся с таким явлением в искусстве, как художественный образ, постижение которого требует от слушателя умения отвлечься от конкретного содержания и выразительных средств. Вслед за освоением такой довольно абстрактной категории как музыкальный образ, умением проследить за его развитием на протяжении всего произведения, учащиеся переходят к понятию «музыкальной драматургии», которое также предполагает наличие у слушателя обобщенного мышления.

Особую роль в восприятии искусства играет воображение. Именно в подростковом возрасте наблюдается подъем творческого воображения, основанного на достаточно созревшей к этому времени способности к фантазии. [14, с. 119] В этот период в психике подростка появляются совершенно новые свойства - склонность к самоанализу, самоконтролю, возрастает самосознание и т.п. Появляется способность надолго сосредоточивать внимание на восприятии музыки. Как правило, исчезает склонность непосредственно к творческой деятельности, появляется база для возникновения устойчивой потребности в восприятии искусства.

В подростковом возрасте на более высокую ступень поднимаются не только отдельные свойства музыкального восприятия, но несколько по-иному проходят и стадии восприятия музыки.

Каждый этап восприятия определяется с точки зрения содержания субъективного музыкального образа на основе высказываний учащихся, наличия у учащихся навыков, умений и представлений, характера восприятия музыки.

1 этап: в высказываниях наблюдается весьма общая связь в содержании музыкального образа с объективным содержанием; обилие конкретно-предметных ассоциаций. Высказывания очень обширны по объему и мало связаны с музыкой. Учащиеся различают темп, регистр, лад. Но нет представлений элементарных музыкальных структур и принципов развития. Восприятие общего характера музыки: эмоциональная реакция имеет неразвернутый характер, проявляется на яркие динамические и регистровые изменения.

	2	этап: в высказываниях констатируются средства музыкальной
выразительности: размер, лад, тембр. Объем высказывания меньше и конкретней. Различают более сложные элементы музыкального языка: изменение лада, тональные сдвиги; формирование представления элементарной структуры музыки. Процесс восприятия предстает как более дифференцированное слышание сторон музыкальной ткани образа.

	3	этап: средства музыкальной выразительности начинают выступать не в виде формальной фиксации, а в их эмоционально-содержательном значении. Оценки, высказываемые учащимися, основаны на дифференцированном слышании развития музыкального образа, сформированы музыкально-слуховые представления структуры и принципов
музыкального развития; умение вычленить отдельные особенности музыкального образа. Восприятие начинает носить осознанный характер.

В целом, в связи с тем, что подросток способен на более осмысленное восприятие музыки, более глубокое эмоциональное погружение, к оценке произведения он подходит уже не столь однозначно (т.е. развивается избирательность). Можно говорить, как нам представляется, что в подростковом возрасте возможно восприятие музыки на более высоком уровне.

При дефиците эстетически направленного общения в среднем школьном возрасте впоследствии надолго сохраняется инфантилизм в эстетических оценках, поведении, суждениях. Разнонаправленными оказываются отдельные элементы эстетической активности (познавательной, деятельно - операциональной, художественной). Изучение художественных интересов подростков показывает, что именно у школьников 6-8 классов наблюдается рост качества художественных предпочтений, интерес к искусству. [38,с.70]

Это дает основание считать, что в подростковом периоде необходима наиболее активная работа по эстетическому воспитанию.

личность подросток музыка образование

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по эстетическому развитию личности школьников подросткового возраста



2.1 Организация опытно-экспериментальной работы и анализ результатов констатирующего эксперимента



В процессе проведения опытно-экспериментальной работы необходимо определить роль музыкального восприятия в эстетическом развитии подростка, возможность оптимизации формирования личностных качеств школьников посредством специальной организации музыкального восприятия.

Были сформулированы следующие задачи экспериментальной части исследования:

		1.	Определить исходный уровень эстетического развития школьников 6 Б и 6 В классов в процессе музыкального восприятия.

		Организовать проведение формирующего этапа по эстетическому развитию личности школьников 6-х классов в процессе музыкального восприятия на уроках музыки.

		Провести анализ результатов работы по эффективности организации музыкального восприятия и его воздействия на эстетическое развитие личности.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.