- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Опыт зарубежных государств в борьбе с рейдерскими захватами
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000594 |
Тема: | Опыт зарубежных государств в борьбе с рейдерскими захватами |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Понятие и общая характеристика незаконного слияния и поглощения компаний (рейдерства) как противоправного явления 6 § 1. Понятие, признаки и виды незаконного слияния и поглощения компаний (рейдерства) 6 § 2. Роль международных правовых стандартов в криминализации рейдерских захватов в российском уголовном праве 18 § 3. Опыт зарубежных государств в борьбе с рейдерскими захватами 25 Глава 2. Уголовно-правовой механизм противодействия общественно-опасным деяниям, связанным с слиянием и поглощением компаний 34 § 1. Ответственность за рейдерские захваты в уголовном законодательстве Российской Федерации: понятие и система преступных посягательств 34 § 2. Квалификация недружественных слияний и поглощений (рейдерских захватов) 44 § 3. Типологии рейдерских захватов: проблемы уголовной ответственности 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64 ВВЕДЕНИЕ Распространившаяся в России практика рейдерских захватов коммерческой собственности с противоправным использованием инструмента уголовного преследования является серьезной государственной проблемой и требует принятия срочных мер уголовно-правового характера. Такое перераспределение собственности, основанное на уголовно-правовых нормах, противоречащих общеправовым и общепризнанным принципам международного права, а также на толковании, искажающем правовую норму, является, по существу, антиконституционным, не позволяет создать современную рыночную экономику, наносит ущерб самой идее правового государства. Очевидная неэффективность современного уголовного законодательства в сфере экономики нуждается в комплексной модернизации - пересмотре ряда положений УК РФ и УПК РФ. Сегодня для рейдерства характерна тенденция, при которой имущество (активы) хозяйствующих субъектов незаконным путем, вопреки воле их учредителей (участников) или органов управления, посредством инициирования корпоративных конфликтов переходит в собственность других лиц, т.е. фактически захватывается. В числе основных факторов распространения сравнительно нового криминального явления - незаконного присвоения прав на владение и управление хозяйствующими субъектами и их активами (рейдерства) - следует назвать существенные упущения на первоначальном этапе проведения реформ в социально-экономической, политической, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, значительное ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы, отсутствие эффективной политики государственного управления в Российской Федерации. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации уголовной ответственности за рейдерство. Предметом исследования являются нормы уголовного законодательства Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда РФ, материалы судебной практика, а также статистические данные. Цель дипломной работы состоит в том, чтобы провести анализ и дать правовую оценку уголовно-правовых аспектов рейдерства по УК РФ. Для достижения обозначенной цели целесообразным является решение следующих задач: 1. Рассмотреть понятие, признаки и виды незаконного слияния и поглощения компаний (рейдерства); 2. Выделить роль международных правовых стандартов в криминализации рейдерских захватов в российском уголовном праве; 3. Изучить опыт зарубежных государств в борьбе с рейдерскими захватами; 4. Выявить ответственность за рейдерские захваты в уголовном законодательстве Российской Федерации: понятие и система преступных посягательств; 5. Рассмотреть квалификацию недружественных слияний и поглощений (рейдерских захватов); 6. Рассмотреть типологию рейдерских захватов. Нормативную базу работы составляют положения Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др. Теоретическую основу данной работы составляют труды таких ученых, как А.В Гриненко, А..С. Подшибякин, М., Г. Жилкин и др. В работе использованы материалы статистических данных по Российской Федерации. Методологическую основу исследования составляет всеобщий диалектический метод познания, включающий в себя законы и категории диалектического и исторического материализма. В работе использованы общенаучные методы познания (синтез, анализ, индукция, дедукция, классификация), а также частно-научные методы (формально-логический, сравнительно-правовой, историко-правовой). Эмпирическую основу исследования составили: Результаты анализа материалов уголовных дел соответствующей категории, возбужденных в период 2009 - 2014 гг., а также материалов, размещенных в свободном доступе на официальных интернет-сайтах Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, результаты анализа статистических данных ГИАЦ МВД России, результаты анализа разъяснений и правоприменительной практики Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, прямо или косвенно затрагивающих вопросы ответственности за преступления связанные с рейдерством. Структура исследования обусловлена целями работы и состоит из введения, основной части, разделенной на шесть параграфов, заключения и библиографического списка. Глава 1. Понятие и общая характеристика незаконного слияния и поглощения компаний (рейдерства) как противоправного явления § 1. Понятие, признаки и виды незаконного слияния и поглощения компаний (рейдерства) Общепризнанного определения в мировой экономической и юридической литературе терминов "недружественное поглощение" ("недружественный захват", "корпоративный захват") и "рейдерство" ("экономический бандитизм") не существует.1 Так, например, в книге "Слияния и поглощения", вышедшей в серии "Классика Harvard Business Review", под поглощением понимается тривиальная покупка или сделка по приобретению активов компании, представляющей интерес для покупателя.2 Поглощения могут носить как "дружественный" ("слияние" по соглашению сторон, при котором не происходит образования нового юридического лица), так и "недружественный" ("враждебный") характер.3 Под недружественным поглощением автор понимает действия стейкхолдера (заинтересованного лица) по установлению юридического и управленческого контроля над имуществом предприятия вопреки воле и интересам его титульного собственника и персонала всех категорий, в том числе топ-менеджмент. В первую очередь речь идет об установлении контроля над "осязаемыми", т.е. материальными активами предприятия: акциями, долями, паями, иным его имуществом. Кроме того, по очередности, но не по важности, особенно в условиях современного производства, стоит установление контроля над "неосязаемыми" (нематериальными) активами предприятия, включая его патенты, авторские права, долговые расписки, контрактные права и иные виды интеллектуальной собственности. Как отмечал Р. Пайпс, "дело обстоит так, что признаваемые нашими современными законами права собственности, не имеющие вещественного содержания, по своей общей стоимости, вероятно, в огромной степени превосходят такие права на... осязаемые предметы".4 Контроль может быть юридическим, под которым понимается приобретение права собственности на определенные активы предприятия,5 и управленческим, что означает переход хозяйственной власти в руки нового собственника. Последнее подразумевает замещение (переизбрание либо назначение) в органах управления предприятием представителей прежнего собственника доверенными лицами нового владельца бизнеса. Собственность как правовая категория в римском праве - триада прав владения, пользования и распоряжения вещью, включая ее отчуждение. Собственник обладает названными правами нераздельно в полном объеме. Собственность как базовая (исходная) экономическая категория, влияющая на поведение хозяйствующих субъектов и на принятие ими рациональных решений, тождественна власти в хозяйстве (хозяйственной власти). Соответственно, реальный собственник - лицо, наделенное и обладающее правом принятия властно-хозяйственных решений. Данное обстоятельство носит приоритетный характер при анализе вопросов о недружественном поглощении и рейдерстве. Если недружественное поглощение осуществляется посредством шантажа или вымогательства, его принято определять, как гринмейл (от англ. green mail, т.е. скупка "враждебным" инвестором части акций компании с последующей угрозой ее поглощения при отказе компании от выкупа этих акций по ценам выше текущих рыночных), который также может предприниматься и стороны миноритариев.6 В качестве инструментария гринмейла обычно используются требования о проведении внеочередных собраний акционеров (в случае недружественного поглощения акционерного общества), а также об инициировании проверок предприятия со стороны различного рода надзорных органов либо об обжаловании решений и действий органов управления предприятием с использованием законных прав акционера (участника). Целью использования подобного рода инструментария являются дестабилизация функционирования предприятия, утрата его финансово-экономической состоятельности и социальной устойчивости Социальная устойчивость предприятия - это способность предприятия сохранять в стратегической перспективе баланс прав, обязанностей и интересов всех участников процесса производства (прямых и косвенных) как внутри предприятия, так и вне его в условиях меняющейся внутренней и внешней среды бизнеса на принципах социальной сплоченности, социальной солидарности, социального партнерства на основе социальных стандартов. Последними могут быть международные, национальные, отраслевые, территориальные и, наконец, стандарты, установленные самим предприятием. Как отмечал профессор В.В. Букреев, "...говорить об абсолютной социальной устойчивости предприятия не приходится, тем более в условиях современного постоянно меняющегося мира. Определенная степень социальной неустойчивости, социальная "разбалансированность" предприятия - неизбежный спутник жизни любого предприятия. В этом смысле абсолютная социальная устойчивость предприятия, как и абсолютная истина, недостижима. К ней следует стремиться, сохраняя социальный баланс при каждой итерации в его развитии".7 Используя такой инструментарий, шантажист (вымогатель), особенно когда в этом качестве выступает крупный гринмейлер, способен получить "откупное". Причем не только в виде денежных средств, но и материальных и нематериальных активов предприятия вплоть до его полного поглощения с целью захвата намеченного к поглощению бизнеса либо его перепродажи целиком или по частям. К особому случаю недружественного поглощения автор относит обращение имущества принудительным путем изначально частного либо приватизированного предприятия в пользу публичного собственника (государства или муниципального образования), рискуя нанести ущерб развитию конкурентного предпринимательства, а именно: - в судебном порядке на компенсационной основе (реквизиция) либо без таковой (конфискация); - на основании закона о национализации, например, для обеспечения национальной безопасности, пополнения бюджетов, восстановления прав публичной собственности в случае ее отчуждения с нарушением законодательства: - посредством отзыва лицензии (в частности, у недропользователя) и передачи ее другим физическим или юридическим лицам. Захват предприятий может осуществляться также путем рейдерства. Оно отличается от недружественного поглощения применением "захватчиком" - физическим либо юридическим лицом противоправных способов (например, с использованием коррупционных ресурсов силовых, государственных и административных органов, а также возможностей криминальных структур). Можно выделить три вида рейдерства: - "черное" рейдерство - криминализированный, насильственный захват; - "серое" рейдерство - поглощение посредством подкупа должностных лиц - "приватизация" менеджмента; - "белое" рейдерство - легитимное слияние или поглощение (в западном понимании рейдерства). Мотивы "аннексаторов" ("захватчиков") различны: вхождение их в рынок, увеличение их доли на рынке; ослабление или устранение конкурентов, в том числе посредством использования технологий "недобросовестной конкуренции"; "захват" ценовой и природной ренты - полностью или большей ее части; перепродажа активов аннексируемого предприятия по более высокой цене; использование технологических и управленческих преимуществ на внутреннем и внешнем рынках, особенно в условиях растущей открытости, глобализации национальных экономик и др. В современной экономической и управленческой литературе в основу концептуальных подходов противодействия (превентивных мер) недружественному поглощению или захвату предприятий положены постулаты преимущественно из теоретического арсенала современного неоинституционализма. Постулат первый. Его, в частности, исповедуют сторонники неоинституционального направления экономической мысли8 применительно к формированию превентивных мер по противодействию недружественному поглощению или рейдерству предприятий - необходимость "правильного" выбора партнеров по бизнесу в случае потребности в привлечении внешних инвестиций (в том числе в форме инновационных технологий, производственно-технического, управленческого характера или бренда). Обоснованность данного постулата определяется тем обстоятельством, что в условиях неполноты информации возможны нелояльность поведения партнеров по бизнесу, поиск ими личной выгоды с использованием обмана (О. Уильямсон),9 дискредитация партнера-жертвы, подрыв его репутации и т.п. Подобный феномен в новой институциональной экономической теории получил название оппортунизм - "преследование личного интереса с использованием коварства".10 Именно по названной причине партнер-захватчик предварительно обязан проводить сравнительный анализ и оценку: 1) потенциальных выгод материального и нематериального порядка недружественного поглощения или захвата бизнеса партнера-жертвы. Объектами оценки могут быть материальные (недвижимые и движимые) и нематериальные объекты, право собственности и иные вещные права на имущество, права требования, долги, произведенные работы, услуги, информация, а также иные объекты гражданских прав. Имеет место и альтернативный подход, при котором оценивается стоимость предприятия как имущественного комплекса. Естественно, с учетом цены его гудвилла или бренда, исключительных прав, включая результаты интеллектуальной деятельности;11 2) связанных с подобного рода акциями рисков партнера-захватчика: возможность срыва (неудачи) недружественного поглощения или захвата, превышения затрат над выгодами, подрыва (утраты) репутации партнера-захватчика, выхода за пределы правового поля с последующими санкциями (при условии неотвратимости власти закона). В результате партнер-захватчик может оказаться проигравшей стороной конфликта, неизбежного при проведении подобного рода операций. Главными условиями обеспечения противодействия возможному недружественному поглощению или захвату бизнеса со стороны его партнера либо потенциального инвестора могут быть, прежде всего, их бизнес-история и приверженность этическим нормам ведения долгосрочного бизнеса. Постулат второй. Учет опасности использования форм партнерских отношений, которые напрямую не связаны с отчуждением имущества партнера (партнеров). Одной из таких форм может стать аутсорсинг. В экономической науке, равно как и в хозяйственной практике, его общепризнанного определения нет. Автор под аутсорсингом понимает передачу предприятием-заказчиком аутсорсинга стороннему исполнителю необходимых ему вспомогательных функций, непосредственно не сопряженных с основной сферой его деятельности. Целью аутсорсинга является минимизация издержек предприятия-заказчика путем привлечения сторонней организации, способной обеспечить исполнение таких функций менее затратным способом по сравнению с ранее исполнявшим их внутренним подразделением предприятия-заказчика. Преимущества аутсорсинга сопряжены с определенными рисками (реальными или потенциальными). По критерию опасности недружественного поглощения или захвата при аутсорсинге можно выделить следующие риски. Риск потери предприятием - заказчиком аутсорсинга прав собственности в случае использования предприятием захватчиком при помощи аутсорсера, которому передаются важные для заказчика функции, например, ведения и обработка информации, которая может стать доступной потенциальному захватчику. В отдельных случаях аутсорсер и предприятие-захватчик могут в принципе выступать в одном лице. Другой формой взаимодействия бизнес-партнеров, не связанной с отчуждением имущества партнеров, которая чревата недружественным поглощением или захватом, хотя и в косвенной форме, является концессия - когда концессионным соглашением партнеров допускается возможность передачи концессионеру невозобновляемых ресурсов, например, минерально-сырьевых. В этом случае реальной опасностью становится превращение титульного собственника-концедента в фиктивного. Причина - истощение природного ресурса, переданного концедентом в концессию. Постулат третий: отказ от использования "неконтрактных" отношений. Основанием отказа является присущий предприятиям-партнерам (разумеется, не всем) так называемый оппортунизм - поиск собственной выгоды через обман: ложь, мошенничество, недружественное поглощение и т.п. Известный представитель современной экономической и управленческой мысли О.И. Уильямсон отмечал: "Под оппортунизмом я понимаю преследование личного интереса с использованием коварства... обмана".12 Постулат четвертый: учет возможности "нелояльного" поведения агентов - наемных топ-менеджеров по отношению к принципалам - собственникам предприятия в силу разделения капитала-собственности и капитала-функции. В рамках теории агентских соглашений (или теории принципала и агента) принципал нанимает агента, действующего от его имени, в целях оказания ему услуг, для чего агенту делегируются определенные полномочия по принятию управленческих решений. Естественно, возникает проблема осуществления эффективного контроля деятельности агента,13 что приводит к так называемой революции менеджеров, после которой нельзя больше говорить "о собственности в прежнем смысле".14 В результате такой революции владельцы компаний становятся "пассивными" собственниками.15 У менеджеров появляется "возможность действовать по своему усмотрению",16 в том числе в интересах захватчиков предприятия-жертвы. Указанное обстоятельство требует перманентного контроля действий агента со стороны принципала. Сдерживающим фактором поведения агента "по своему усмотрению" (в том случае, когда он не находится в сговоре с захватчиком предприятия-жертвы) является потенциальная возможность прекращения агентских функций в результате недружественного поглощения или захвата, спровоцированного действиями агента. Постулат пятый: использование выгод от власти закона (если он действует), а не власти государства, как на этапе предупреждения недружественного поглощения или захвата, так и после проведения подобных акций. "Государственная охрана прав собственности при помощи принудительной силы закона предпочтительней, так как, стимулируя то или иное поведение граждан, государство имеет возможность направить их деятельность на пользу всего общества... только в том случае, когда есть уверенность... что наказание неизбежно. Должен существовать механизм приведения наказания в исполнение. Угроза неизбежного наказания делает само наказание ненужным, поскольку красть становится невыгодно, однако для этого необходимо, чтобы существовала уверенность в его неизбежности. Можно сказать, что при помощи принудительной силы закона государство не только обеспечивает принятие наиболее выгодных для общества решений, но и охраняет социальную справедливость, защищая честных людей от посягательств. Поведение сильных в отсутствие законодательного регулирования похоже на общество, в котором отсутствуют этические законы.17 Постулат шестой: достижение (сохранение) известной триады: финансово-экономической состоятельности, конкурентоспособности и социальной устойчивости предприятия как факторов, способствующих обеспечению его защиты от недружественного поглощения и захвата. Постулат седьмой: определение принципов построения отношений бизнес-партнеров, противодействующих их превращению в "захватчиков". Среди них следует выделить: 1. Уважение прав собственности, не только частной, "при помощи принудительной силы закона". 2. Взаимовыгодность партнерских отношений, что, естественно, не означает равенства в выгоде каждого из партнеров, размер которой зависит от его собственного вклада в бизнес на партнерской основе. 3. Долгосрочный характер бизнес-отношений в рамках обязательственного права, что понижает "градус" опасности нелояльного поведения партнеров. 4. Соблюдение этических норм ведения бизнеса всеми агентами рынка. 5. Высокая степень близости морально-этических норм поведения партнеров по бизнесу, что является противодействующим фактором осуществления акций аморального, неэтичного характера и повышает степень доверия между хозяйствующими субъектами. Как справедливо заметил Петер Козловски, "доверие предполагает в первую очередь не пользу для другой стороны, а общую пользу, взаимовыгодное усиление кооперации".18 6. Сопряженность либо непротиворечивость стратегий бизнес-партнеров, что не исключает возможности возникновения конфликта их интересов. 7. Доверительный характер отношений бизнес-партнеров и транспарентность совместных акций, включая действия в рамках различного рода стратегических бизнес-альянсов. 8. Регулярное проведение общего и социального аудита бизнеса в обязательном либо инициативном порядке для упреждения недружественного поглощения или захвата. 9. Проведение swot-анализа предприятия на внутреннем и внешнем рынках, включая как партнеров, так и конкурентов. 10. Переход от господствующей в мире авторитарной системы управления бизнесом к социальному партнерству собственников, менеджеров, рядовых работников, занятых в нем, что расширяет социальную базу сопротивления (противодействия) недружественному поглощению или захвату. 11. Обеспечение транспарентности ведения бизнеса на основе так называемого открытого менеджмента, за исключением информации, отнесенной к категории коммерческой и иной тайны, охраняемой законом в рамках обеспечения информационной безопасности предпринимательства. 12. Добровольное признание бизнесом его социальной ответственности перед гражданами территорий, на которых он позиционируется и функционирует, что также расширяет социальную базу противодействия захвату. В случае отсутствия такого признания целесообразно нахождение действенных мер государственного принуждения к осознанию бизнесом необходимости своей социальной ответственности, а также воздействия институтов гражданского общества в этом направлении. 13. Учет позитивного опыта противодействия недружественным поглощениям и захватам в национальном и международном контексте. Постулат восьмой: минимизация риска недружественного поглощения или захвата, в частности, путем страхования имущества (бизнеса),19 а также использования института залога имущества партнера в целях предотвращения им недружественного поглощения или захвата (так называемые залоговые затраты).20 Постулат девятый: получение положительного синергетического эффекта от действий всех заинтересованных лиц в противодействии недружественным поглощениям и захватам. Таковы основные концептуальные подходы к решению проблемы противодействия недружественному поглощению или захвату бизнеса. Насколько они применимы в хозяйственной практике в стране и мире - предмет отдельного исследования. § 2. Роль международных правовых стандартов в криминализации рейдерских захватов в российском уголовном праве С развитием межгосударственных экономических отношений происходят изменение структуры преступности, переоценка общественной опасности тех или иных явлений. Одним из таких преступлений стало рейдерство. Рейдерство - это противоправное действие, ранее на практике встречались захваты отдельных предприятий, в настоящее время действия рейдеров распространились на отдельные группы предприятий (сети), на предприятия, связанные технологической цепочкой либо крупный бизнес. Квалификация рейдерского захвата как захвата предприятия становится частным примером, а наиболее общим, охватывающим данное противоправное явление определяется рейдерство как противоправный захват бизнеса. Действия рейдеров не сводятся только к захвату национального бизнеса, а имеют тенденцию к посягательству на транснациональные компании и холдинги, с использованием финансовой и банковской систем.21 Цепь рейдерских захватов перешагнула границы государств. Коррупция как внутригосударственное правовое явление содействует рейдерству, в ходе захвата бизнеса способствует преступным действиям, а также создает предпосылки для нарушений законодательства, скрывает факты рейдерства, либо тормозит ход расследования рейдерских захватов. Причины рейдерства лежат в структуре рыночных и административных отношений. В условиях масштабного кризиса, охватившего государства, проблема коррупции и рейдерства приняла новые масштабы и формы. Переоценка и падение определенных ценностей в обществе, слабость власти в центре и на местах, кадровая чехарда и реформы правоохранительной системы послужили причинами чрезвычайного роста данного вида коррупционных преступлений. Практика показывает, что цели рейдеров меняются, и завладение недвижимостью не становится основной и конечной целью, действия коррупционеров многообразны в своих проявлениях, что создает определенные трудности для квалификации их действий, определения правовой природы и юридической ответственности коррупционеров. Следовательно, рейдерство имеет международно-правовое уголовное значение, представляет собой одновременно и социальное, и криминологическое явления, поэтому возможно его изучение не как конкретного состава преступления, а как совокупности родственных видов деяний против общества и государств. Общим основанием криминализации рейдерства является степень его общественной опасности, связанной с отрицательными последствиями развития рыночных отношений; с последствиями участия капиталов, имеющих криминальную природу, и их отмыванием в экономических отношениях; с отрицательными последствиями участия коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов в захвате бизнеса.22 Причины необходимости запрещения в уголовном законе и наказуемость рейдерства заключаются в следующем: убеждении в неэффективности борьбы уголовно-правовыми средствами; принципиальном изменение характера общественных отношений, ранее находившихся под охраной уголовного закона; изменениях представлений о степени общественной опасности и изменениях нравственной оценки рейдерства в мире. Как отмечает В. Н. Дремин, ситуация становится более сложной в условиях усиливающейся интеграции финансовых рынков. В легальной экономике большинства развитых стран это привело к созданию транснациональных корпораций, в криминальной сфере наиболее влиятельные преступные организации стали осуществлять операции в международном масштабе, превратившись в транснациональные преступные организации. Происходят активная корпоративизация криминального рынка, формирование корпоративной криминальной идеологии, втягивающей в свою орбиту миллионы людей во всем мире.23 Увеличение количества корпораций, концернов, акционерных предприятий прямо пропорционально приводит к увеличению международных рейдерских захватов. Преступные поглощения предприятий являются многоуровневой криминальной деятельностью, осуществление которой возможно при совершении целого ряда сопутствующих, не только экономических, но и других, в том числе и должностных, преступлений. Уровень коррупции в криминальных захватах - взаимосвязанное явление, отражающее степень возможного воспрепятствования законной деятельности бизнесмена. В настоящее время рейдерство как вид преступной деятельности носит межгосударственный, организованный групповой характер, совершается с использованием несовершенной законодательно-правовой базы, с привлечением государственных, административных и силовых ресурсов и в целом представляет реальную угрозу экономической безопасности. Глобальные изменения в экономическом пространстве приводят к изменению способов и методов рейдерской атаки. Как отмечает Н. А. Зелинская, речь идет о таких преступлениях, с которыми государство не только не борется, а как раз наоборот, само их инициирует. Эти преступления совершаются по приказу правительств, ими поддерживаются или систематически укрываются.24 Правовое регулирование вхождения России в ВТО на федеральном и региональном уровнях неизбежно приведет к новой атаке рейдеров. Приведение в соответствие российских нормативных актов требованиям ВТО, новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, Федеральные законы об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, о валютном регулировании и валютном контроле, о техническом регулировании, пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и другие нормативные правовые акты, а также акты органов государственной власти субъектов Федерации не гарантируют единой политики в области международного противодействия рейдерству. В основном пакет нормативных актов субъекта РФ направлен на регулирование государственной поддержки для юридических лиц, и этими мерами ограничено нормотворчество субъектов РФ, что неизбежно приведет к сращиванию коррупции и рейдерства в экономическом пространстве. Исполнительные органы субъекта РФ регулируют порядок налогового стимулирования организаций, осуществляющих производственную деятельность в субъекте РФ, механизм привлечения инвестиций в экономику субъекта РФ, порядок проведения конкурса инвестиционных проектов и программ, учета, использования и возврата средств специальных фондов субъектов РФ, льготного кредитования отдельных отраслей экономики, порядок осуществления компенсационных выплат части платы за пользование кредитами банков, предоставленных организациям, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов, например перерабатывающим организациям пищевой и легкой промышленности, организациям потребительской кооперации на сезонный закуп сырья, птицеводческим организациям для закупа кормов за счет источников, определенных бюджетом развития субъектов РФ. Основным показателем вовлеченности регионов во внешнюю торговлю с точки зрения анализа обязательств России в ВТО являются доля импорта в потреблении на товарных рынках субъекта, отраслевая структура экономики региона, место в системе основных потоков товаров, местоположение и экономический потенциал субъекта РФ. Следовательно, возможно предположить, что деятельность рейдеров будет направлена на установление контроля за работой отдельных сетей, комплексов предприятий, как получающих дотации из бюджетов, так и имеющих транснациональный характер либо работающих под единой международной маркой. Для понимания последствий присоединения России к ВТО в региональном разрезе необходимо учитывать значительную неоднородность субъектов РФ, их криминализацию, разную вовлеченность в процессы внешней торговли. Эти различия должны учитываться для анализа последствий для субъектов РФ, прежде всего с точки зрения развития отраслей экономики и возможных рисков рейдерских захватов. Правовое регулирование должно осуществляться с учетом вероятности последствий изменения условий доступа на внутренний рынок: усиления конкуренции на рынках, следствием которого может стать ухудшение позиций предприятий-производителей при поставках; изменения традиционных региональных товаропотоков, их переориентации с внутренних поставщиков на внешние, что повлечет изменение финансового состояния предприятий, находящихся в субъектах РФ. Значимые последствия будут в регионах, где предприятия отраслей, подвергшихся вытеснению с локальных рынков, являются бюджетообразующими или градообразующими. В этом случае последствия могут носить двоякий характер: с одной стороны, снижение доходов бюджетов из-за сокращения объемов производства, с другой - рост бремени расходов бюджетов на социальные программы из-за возможного роста безработицы и других социальных проблем. Изменения внешнеэкономического режима (его тарифной и нетарифной составляющих) наиболее существенно будут сказываться на регионах, расположенных ближе к сложившимся пунктам пересечения таможенной границы различными категориями товаров. Именно эти проблемные регионы и предприятия станут легкой добычей рейдеров, поддерживаемых коррупционным чиновничеством. Вместе с тем упускаются два принципиально важных аспекта: поскольку ВТО является межгосударственной организацией, правом доступа в орган по разрешению споров обладают только государства-члены; у государства-члена нет обязанности по обращению в орган по разрешению спора даже в тех случаях, когда имеются достаточные доказательства нарушения прав и интересов отечественных компаний со стороны других государств. В рамках неформального механизма у бизнеса нет гарантий, что государство предпримет все необходимые меры для защиты интересов отечественных компаний, причем тогда бездействие практически невозможно оспорить в суде. Уголовно-правовые средства защиты практически недоступны предприятиям малого и среднего бизнеса. Вступление в ВТО не привело к сколько-нибудь масштабным изменениям производства в структуре большинства отраслей отечественной промышленности в регионе, в то же время оно серьезно сказалось на ряде отдельных отраслей, безопасности отдельных предприятий. Поэтому требуются разработка долгосрочной стратегии экономической безопасности субъекта РФ, учет интересов во внешнеэкономической сфере и, следовательно, выработка критериев регулирования правоотношений в условиях членства в ВТО и международного уголовного права по противодействию рейдерству. В. Н. Дремин отмечает, что транснациональная преступность в глобализирующем мире приобретает свойства, отличающие ее от преступности, характерной для того или иного государства.25 Одним из таких криминальных институтов выступает рейдерство. Очевидно, в одиночку государства не могут взять под контроль это преступное явление, требуются совместные усилия по выработке методов борьбы с рейдерством. Рейдерство представляет собой межгосударственное явление, распространяющееся не только на территории Российской Федерации, но и в Украине, странах СНГ, приводящее к изменению структуры преступности, переоценке тех или иных явлений, их общественной опасности.26 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: