VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Обучение технике вышивки лентами при выполнении декоративной композиции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014095
Тема: Обучение технике вышивки лентами при выполнении декоративной композиции
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Факультет искусств и дизайна

Кафедра истории отечественного и зарубежного искусства



ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ВЫШИВКИ ЛЕНТАМИ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)






Выполнил студент:



4 курса группы 1344зУ



Лаврентьева Маргарита



Анатольевна



____________________________



(подпись)



Научный руководитель:



доктор искусствоведения



Будкеев Сергей Михайлович



_____________________________



(подпись)
Допустить к защите:

Выпускная
И.о. заведующего кафедрой
квалификационная работа
кандидат искусствоведения
защищена
Черняева И.В.

«___» ______________2018 г.
_______________________



(подпись)

Оценка __________________
«___»

2018 г.




Председатель ГЭК:



доктор искусствоведения
Прохоров С.А.
_________________________
(подпись)










Барнаул 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение	3

Глава 1. Техника вышивки лентами в декоративно-прикладном искусстве	6

1.1. История возникновения техники вышивки лентамиОшибка!	Закладка	не

определена.

1.2. Терминологический аппарат	10

1.3. Техника и приемы вышивки лентами	20

Выводы по 1 главе	30

Глава  2.  Опытно-экспериментальная  работа  по  обучению  технике  вышивки

лентами при выполнении декоративной композиции	32

2.1. Организация и методика исследования	32

2.2.	Содержание	работы	по	обучению	технике	вышивки	лентами

при выполнении декоративной композиции	33

2.3. Анализ результатов обучения технике вышивки лентами при выполнении

декоративной композиции	40

Выводы по 2 главе	42

Заключение	44

Библиографический список	47

Приложения	Ошибка! Закладка не определена.

























2

ВВЕДЕНИЕ



Актуальность.	Включение	занятий	по	вышивке	лентами	в

образовательный процесс способствует разностороннему развитию младшего школьника. Развитие мелкой моторики рук на сегодняшний день это одна из актуальных задач, которую можно решать, приобщив детей к этому виду

искусства. Ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов вышивки, развивает моторику рук, чувство цвета, логическое мышление, кроме того учится композиционному построению рисунка выполняемого изделия с применением знаний о масштабе, пропорции, форме. С помощью этой техники у детей можно воспитывать трудовые навыки, формировать культуру труда,

учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

     Вышивка лентами - очень интересный вид рукоделия. Этот вид считается объемной вышивкой. Ленты придают нужный объем. Лента намного шире нитей и рабочая поверхность быстро заполняется ленточными узорами, в этом заключается преимущество данного рукоделия по сравнению с другими.

Особенность и простота заключается в том, что ленточные стежки объемны и нет необходимости изображать светотени множеством разнооттеночных нитей. Необычная выпуклость лент при вышивки преображает рисунок, что нельзя сказать про графическое исполнение, оно может выглядеть совершенно по-другому скромно и не эффектно. Диапазон возможностей ленточного

рукоделия немал и многообразен: от миниатюр до вышивок больших размеров, объемных, двойных и других. Чаще при помощи лент изображают природные мотивы. Шелковые ленты очень пластичны, ими можно вышивать практически так же, как и нитками; самое главное условие - их нельзя затягивать. При помощи лент можно вышить прекрасные букеты цветов, веточки ягод,

листочки, насекомых, некоторых животных.

Освоив	эту	технику	вышивки	лентами,	можно	украшать	швейные

трикотажные  изделия,	создавать предметы	интерьера,  домашний	текстиль.

3

Используя на практике приемы вышивания лентами, можно самостоятельно создавать оригинальные работы, разрабатывать свои композиции, придумывать необычные фактуры, используя новые цветовые решения. Это придаст изделиям особую яркость, и самостоятельный творческий опыт завершится успехом.

     Данный вид декоративно-прикладного искусства успешно может быть освоен с учащимися младшего школьного возраста. Эта техника выполнения вышивки довольно проста. Изучив основные виды швов, учащиеся смогут за небольшой отрезок времени расшить футболку или любую другую вещь, сделав ее красивой и оригинальной, придав изделию неповторимый вид. Далее они смогут объединить в единый ансамбль несколько изделий, сделав на них объемную вышивку. Этот вид рукоделия универсален. Постепенно изучая его, учащиеся уже с младшего школьного возраста смогут сами создавать свои неповторимые мотивы, используя освоенные стежки.

     Технология данного вида рукоделия и исторический аспект развития техники вышивки лентами описаны в работах таких авторов, как С. И. Валькевич, С. А. Козина, М. Н. Колпакова, В. П. Корочкина, А. В. Малова, С. Ю. Ращупкина, А. А. Фомичёва, А. В. Черокова.

     Технология вышивания лентами - вид творчества, который в настоящее время еще не получил широкого применения, особенно в работе с детьми. В связи с этим была выбрана тема данной выпускной квалификационной работы - «Обучение технике вышивки лентами при выполнении декоративной композиции».

     Объект исследования - вышивка лентами как компонент декоративно-прикладного искусства.

     Предмет исследования - обучение детей технике вышивки лентами при выполнении декоративной композиции.

     Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем разработать вопрос обучения технике вышивки лентами при выполнении декоративной композиции.

4

Задачи исследования:

1. Изучить  содержание техники  вышивки  лентами: основные  приемы,

используемые материалы и инструменты, подготовительные работы.

     2. Создать критерии оценки сформированности техники вышивки лентами у младших школьников.

     3. Разработать и апробировать содержание методики обучения технике вышивки лентами при выполнении декоративной композиции.

     4. Проверить эффективность методики обучения технике вышивки лентами при выполнении декоративной композиции.

Методология исследования:

–  системный   подход  в  качестве  системы  научного  исследования,

поскольку вышивка представляет собой процесс, где используется художественный образ, эскиз, полученный результат;

     – аксиологический подход, предполагающий воспитание эстетического вкуса в процессе обучения, выбор сюжетов и декора для конкретного места,

одежды.

Методы исследования:

     1. Теоретические: анализ, обобщение, систематизация литературных источников по теме исследования.

2. Эмпирические: наблюдение, беседа, контрольные задания.

3. Методыматематико-статистической    обработкиданных:

количественный (обработка цифровых данных, построение таблиц, диаграмм) и качественный (дифференциация полученного материала по группам) анализ полученных данных.

     Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.







5

ГЛАВА 1. Техника вышивки лентами в декоративно-прикладном искусстве



1.1. История возникновения техники вышивки лентами



     Вышивка лентами как вид рукоделия, изменяясь и совершенствуясь параллельно историческим этапам развития человечества, отражает процесс культуры. По определению С. А. Козиной: «вышивка лентами – это вид декоративно - прикладного искусства, техникой которого является вышивка иглой на канве или неплотной ткани атласными и шелковыми лентами» [10, с. 53].

     В различных исторических периодах вышивка имела свойственные времени, обществу и развитию технологии, черты в способах выполнения,

композиции и орнаментике [13, с. 573].

     Еще с древнейших времен начинается история вышивки лентой. Ее родоначальницей можно считать веревку из растительных волокон, которая постепенно превратилась в тесьму, а затем в ленту. В доисторические времена люди украшали прически пестрыми узкими полосками из ткани и кожи, и создавали на них узоры. Художественное шитье развивалось постепенно, применять стали не только различные виды пряжи: льняной, шерстяной, конопляной, шелковой, хлопковой, - а также драгоценные камни, жемчуг, монеты, перламутровые ракушки, бисер, бусины, блестки. Самые древнейшие вышивки, которые дошли до нас, датируются V–IV вв. до н. э. Они выполнены китайскими рукодельницами. Изделия вышиты серебряными и золотыми нитями, шелком, волосом на шелковой ткани. В Китае вышивкой украшали одежду, ковры, картины. Чаще изображались цветы и птицы. В Японии, Иране, Древней Индии вышивали жанровые сцены, растительные мотивы и фигурки животных.

     В Древней Греции и Древнем Риме свои волосы женщины украшали лентами и полосками ткани. Гречанки вплетали расшитые полоски ткани, а римлянки украшали свои прически лентами, которые были расшиты золотом и

6

драгоценными камнями. Также украшали цветными лентами и одежду. Социальный статус человека можно было определить по цветам лент и их материалу. Также вышивали одежду и в Древнем Египте. До наших дней дошли красиво расшитые одеяния фараонов. Евреи и Ассирийцы перенимали искусство вышивки у древних египтян [29]. Византийские рукодельницы в средние века оригинальным способом вышивали шелком и золотом особые орнаменты, затем этот вид рукоделия начали применять в других европейских странах. К примеру, в Англии стали вышивать шелком, серебром и золотом роскошные растительные орнаменты. К тому времени в Италии лентами стали декорировать балдахины и спинки стульев, подвязывать ими тяжелые занавеси.

     Широкое применение шелковых лент началось в XIV в. Как отмечают М. Н. Колпакова и С. И. Валькевич: «в этот период лионские ткачи славились ткачеством лент. Обеспечение многих желающих качественными шелковыми лентами позволил процесс текстильного производства в Европе» [13, с. 573]. В французском городе Лионе, очень быстро стало развиваться производство шелковых тканей и ниток. Важные господа начали носить красивую одежду,

расшитую парчовыми лентами или лентами с золотой каймой, соответствовавшими рангу и происхождению носившего.

     В 1446г. по распоряжению будущего короля Людовика XV были завезены разные станки для выделки шелка и изготовления лент. Для обучения местных ткачей, Людовик пригласил мастеров с Италии, что бы они преподали свое мастерство. Спустя некоторое время вошла мода на камзолы и плащи, которые были расшита золотыми и парчовыми летами. Исходя из этого, потребность к такому товару продолжала повышаться. Постепенно Лион стал крупным текстильным центром. К 1560 г. в Лионе трудились около 50 000 мастеров, они производили разнообразные ленты: парчовые, золотые, шелковые, атласные. В городах Сент-Этьене и Велзи которые находились по соседству, мастерили 45

000 ткачей, изготовлявших тесьму. В Сент-Этьене и его окружностях больше 80 000 станков производили ленты и 370 изготовляли позументные изделия (галун, позумент, басон), произошло это в 1660 г., через 100 лет. Как замечают

7

В. П. Корочкина и А. В. Черокова: «уже при дворе Людовика XIV лентами, расшитыми жемчугом и драгоценностями, украшали абсолютно все предметы одеяния» [14, с. 25].

     По описанию С. А. Козиной: «король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки с вышивкой изготовленные им самим. В моду вошли объёмные и просторные платья, их называли «летящие платья», у которых были не застроченные складки на груди и богато украшены лентами». [10, с. 53]. У знатных дам платья были украшены лентами, они нашивали на корсажи множество розочек, других объемных цветов с изящными листиками. Жемчугом и хрусталиками дополняли мотивы. Далее лентами стали украшать и белье, которое получалось более элегантным и изящным. Стали появляться специальные ателье, мастера которых создавали великолепные произведения искусств, при помощи иглы и шелковых лент. В настоящее время данные изделия возможно увидеть в различных музеях мира.

     При эпохе рококо вышивка лентами стала отдельным видом весьма элегантного рукоделия. Изначально лифы дамских платьев расшивали маленькими вышивками, вплетая в петельки лент драгоценности, граненый хрусталь и жемчуг. Затем из Франции, общепринятой законодательницы мод, вышивка лентами распространилась по всему миру [10, с. 53].

     Постепенно начиная с Англии, вышивка шелковыми лентами разошлась по всему миру. В XVII–XVIII вв. лентами начали украшать одежду мужчин, и даже одеяние священников было украшено ими. В XIX в. этот вид рукоделия стал известным почти среди всех слоев населения и начал пользоваться популярностью. В одном из ведущих регионов промышленного производства – городе Базеле количество станков, изготавливавших ленты, выросло с 1225 в 1775 г. до 7631 в 1870 г. Во всем мире в 70-е годы XIX века прошла «шелковая лихорадка», которая господствовала до начала XX столетия. Вышивка лентами затрагивала не только одежду и обувь, но и картины, головные уборы и даже постельное белье.


8

     Англичанин Чарльз Фредерик Ворт, который являлся основателем Дома моды Рю-де-ле-Пе, объединил английскую технику вышивки с французским шиком. Он начал вышивать разнообразные мотивы на одежде, из тесьмы и шелковых ленточек. Женщины, которые занимали высокое положение в обществе, носили платья с вышитыми узорами. Кроме того именно он стал родоначальником моды на аксессуары украшенные различной вышивкой. Так же обрабатывали вышивкой из тесьмы и лент перчатки, туфли, веера и нижнее белье. Постепенно инициативу перехватили колонии Англии, британскии и новозеландские. Новозеландские рукодельницы считались лучшими. Именно им поручила королева Виктория в XIX в. украшать свои наряды. Вышивка лентами в Австралии распространилась лучше, чем вышивка нитками, потому что этой стране существует большой налог на волокна и нити из Японии, а на ленты нет налога.

     В России ленты для декорирования применялись с древнейших времен. В статье М. Н. Колпаковой и С. И. Валькевич внимание обращается на то, что: «история вышивки нашей страны различается особым фольклорным колоритом. В частности, о декоративном применении лент свидетельствуют

многочисленные музейные экспонаты, репродукции, литературные произведения и песни» [13, с. 573].

     В древнее времена на голову невесты надевали венок с лентами. Еще один старинный убор для девушек декорировался лентами разных цветов и украшался бусинами и золотыми нитями. Повойник – головной убор с нашитыми лентами и золотыми нитями, носили женщины и девушки в Ржевском уезде. Праздничные рубахи снизу украшали двумя полосками шелковых лент красного цвета, а другие рубахи подшивали пестрыми лентами.

Низ сарафана украшали ленточками и ажурной строчкой. Из шелковых или хлопчатобумажных лент по центру сарафана нашивали вертикальную полоску. Так же вышитые ленты в праздничной одежде использовали как пояс. К примеру, в статье А. В. Маловой и С. И. Валькевич описано: «в Тверской области свадебные рубахи заурядно украшали вышивкой, расположенной

9

между красными лентами на плечевой части рукава и по подолу. В южнорусских женских народных костюмах на праздничных рубахах лентами расшивали не только рукава, но и ворот, а по подолу тоже шли полосы кумачовых шелковых лент» [20, с. 52].

     В XVII–XVIII вв. одежду донских казаков отделывали вышивкой золотыми, серебряными и шелковыми нитями, а так же разнообразными лентами. Рубахи украшали вышивкой и лентами по низу подола и рукавов.

Верхнее, распашное платье, кубелек расшивали лентами и жемчугом. Даже обувь, чирики расшивали лентами.

     Понемногу в России становится популярной вышивка шелковыми лентами многообразных цветочных узоров, под влиянием стилей рококо и барокко. Перетягивая рукава и создавая букетики цветов, лентами украшали одежду.

     В 1870-е гг. вышивка шелковыми ленточками получила наиболее широкое распространение. Юбки, рукава, воротники, лифы, манжеты платьев,

муфты, перчатки, шали - все это декорировалось лентами. Так же, объемной вышивкой украшали стеганые одеяла, абажуры, зонтики и разнообразные предметы обихода. Разнообразные накладные отделки из украшений: фигурных блесток, шелковых лент, объемных аппликаций из подкрашенного газа с синелью стали популярными и модными. Стали комбинировать разные виды вышивок, например аппликацию из шелковых ленточек совмещали с цветной гладью [11].

     Интерес к вышивке снизился в XX в. так же, как и к другим его видам. Но в конце прошлого столетия вышивка шелковыми лентами стала зарождаться снова и в настоящее время переживает второе рождение.


1.2. Терминологический аппарат


     В качестве терминологического аппарата в данной выпускной работе выступают: «швейный шов», «стежок», «узелок», «ленты» («шелковые ленты»,

10

«синтетические ленты», «атласные ленты», «хлопчатобумажные ленты», «прозрачные ленты», «фактурные ленты»), «нитка швейная», «ткани» («льняные ткани», «хлопковые ткани», «шелковые ткани», «шерстяные ткани»), «игла» / «иголка» («толстые иглы», «тонкие иглы», «иглы с удлиненным ушком», иглы «синель», «гобеленовые иглы»), «пяльцы», «ножницы» («большие портняжные ножницы», «маленькие ножницы с прямыми острыми концами»), «техника трапунто», «состаривание», «композиционный центр», «композиционная схема», «замкнутый рисунок», «открытый рисунок», «вертикальная вышивка», «горизонтальная вышивка», «орнамент вышивки», «асимметричность композиции», «симметричный узор».

     В технике вышивки лентами употребляются термины «швейный шов», «стежок», «узелок».

     Швейный шов - применяется в шитье и вышивании, это последовательный ряд стежков на материале толщиной в один или несколько слоёв.

Стежок - расстояние между двумя проколами иглы.

Узелок - техника вышивки нитками мулине или лентами.

     В качестве материалов в вышивке лентами используются: ленты, нитки, ткани.

     Лента - это узкая полоса ткани, по продольным краям закреплённая тонкой кромкой. В настоящее время в продаже существует огромное количество лент. Они бывают разнообразных фактур и цветов. Ширина лент варьируется от 0,2 см до 15 см. При выборе ширины нужно иметь в виду, что, чем крупнее мотив, тем шире должны быть ленты. Самые широкие ленты используют для накладных элементов: бантов, цветов, - которые пришивают к ткани незаметными стежками. Часто в работе используют ленты разной ширины, от этого вышивка смотрится эффектнее. Все ленты можно разделить на два вида: ленты с кромкой и декоративные ленты. Второй вид стирать нельзя, потому что у них нет кромок. Поэтому перед работой нужно вымыть руки. Есть ленты и тесьма, кромки которых обрамлены тонким металлическим

11

стерженьком, который помогает держать форму. Самыми лучшими лентами считаются шелковые. Они очень мягкие и пластичные [25].

     С. Ю. Ращупкина: «не рекомендует для работы использовать ленту длиннее 40–50 см. Проходя множество раз через ткань, лента быстро обтреплется и потеряет свой красивый вид, кроме того, длинная лента часто закручивается. Если она закрутилась, то можно просто опустить иглу вниз, и лента сама раскрутится. Существуют несколько видов лент» [25].

     Шелковые ленты - ими можно вышивать по любым тканям. Шелковые ленты очень легкие, нежные и пластичные. Они бывают двух типов: меланжевые и простые. Простые ленты имеют один оттенок, меланжевые могут состоять из нескольких. Их раскраска бывает поперечной, продольной или хаотичной. Шелковые ленты можно раскрасить или немного оттенить. Английские и австралийские ленты очень мягкие и плотные, плетение ребристое или горизонтальное. Индийские ленты более нежные, с совершенно гладкой поверхностью [25]. Ярко-красные и бордовые ленты нужно перед вышивкой намочить. Иначе они могут испортить вышивку, так как возможно оставят на ткани разводы и пятна.

     Синтетические ленты - намного плотнее и грубее, чем шелковые, очень мало мнутся. Чаще их изготовляют из ацетатного шелка или полиэстера с довольно жесткой кромкой.

     Атласные ленты - бывают из натуральной шелковой и синтетической ткани. Изготавливают их при использовании особого переплетения нитей. Они могут быть двусторонними и односторонними. Их часто применяют в технике, где ленту необходимо изгибать.

     Хлопчатобумажные ленты - очень плотные и жесткие. Они не применяются при вышивке.

     Прозрачные ленты - изготавливают из жоржета и органзы. Изделие вышитое с ними выглядит очень эффектно. Но с прозрачными лентами сложно работать.


12

     Фактурные ленты - к ним относят вельветовые, велюровые или бархатные ленты. При их использовании узор преобладает очень богатый и изысканный вид.

С. А. Козина и С. И. Валькевич обращают внимание на то, что «ленты

можно использовать в сочетании с различными шёлковыми и хлопчатобумажными нитками, потому что они предают богатый текстурный контраст» [9, с. 572].

     Нитка швейная - это протяженная, тонкая, ровно скрученная, пряжа или нить с особыми свойствами, позволяющими применить ее при шитье. Швейные нитки являются главным материалом для скрепления деталей одежды из тканей, трикотажных и нетканых полотен, меха, кожи. Нитки простые, хлопчатобумажные и мулине нужны для закрепления лент, вышивки стебельков, ягод, тычинок, листиков.

     Ткань - текстильное полотно, произведенное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей. Ткань состоит из двух переплетающихся систем, расположенных взаимно перпендикулярно.

     Вышивать можно практически на любой ткани, но нужно учитывать некоторые требования. Для того чтобы выдержать и удержать все стежки, ткань должна быть прочной. Чтобы сквозь нее легко проходила иголка с лентой, она должна быть достаточно эластичной. Для вышивки можно применить, как и однотонную, так и набивную ткань. В виде схемы можно использовать рисунок на ткани. Когда выбираете ткань нужно учитывать, какими лентами вы будете вышивать. Так же нужно знать, что часто совмещают несколько видов вышивок. Начинающим лучше использовать обычную канву или ткань с равномерным переплетением нитей изо льна или хлопка» [25]. По мнению данного автора, для вышивки лентами в качестве основы можно применять самые различные ткани:

- льняные ткани - полотно суровое и тонкое, холстину;

- хлопковые ткани - батист, муслин, плис, сатин, рогожку;

- шелковые ткани - тюль, чесучу, шифон;

13

- шерстяные ткани - креп, твид, джерси [25].

     В статье С. А. Козиной и С. И. Валькевич прописано, что: «для основы панно, оформленного в раму, можно подогнуть самые различные ткани. Это может быть муар, бархат, шелковая тафта, джерси или суровое льняное полотно, драп. При больших композициях, что бы ткань могла хорошо удерживать вышивку, ее укрепляют тонкой прокладкой» [9, c. 572].

     В данном виде творчества используются такие инструменты: иглы, пяльцы, ножницы.

     Игла (иголка) - это длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества (ранее из кости) чаще всего известное человеку по швейным иглам с игольным ушком для нити с одной стороны.

     В вышивании применяют различные иглы: толстые иглы - для плотных тканей и тонкие иглы - для легких. Чтобы не образовывались затяжки при входе в ткань, иглы должны быть острыми.

     Иглы с удлиненным ушком - их как правило используют, чтобы лента легко входила в него и не сворачивалась. Кроме того, слишком маленькое ушко подвергает ленту быстрому изнашиванию. Размеры игл отмечаются номерами: чем толще игла, тем меньше ее номер. Например, для ленты шириной 0,3 см подбирают иглу № 24, а для лент шириной 0,7, 0,9, 1,2 см рекомендуют иглы

№ 18–22. Чаще для вышивания шелковыми лентами применяют иглы типа «синель». Они с острым концом, толстым стержнем и очень большим ушком, бывают от 13-го до 24-го размера [25].

     Гобеленовые иглы - их следует выбирать при выполнении швов между ленточными стежками и тканью с тупым концом, толстым стержнем и широким длинным ушком. Тупой конец гобеленовой иглы не будет растрепывать ни нити ткани, ни нити ленты. Так же, при вышивании можно воспользоваться самыми обычными иглами с острым концом и широким ушком.

     Пяльцы - это приспособление для вышивания, которое используют при работе с вышивками любого размера. Термин «пяльцы» произошел от слова

14

«пялить» - «растягивать, распинать, туго натягивать». Каждый мастер сам определяет необходимость использования пялец. Но если нужно что бы ткань при работе была натянута, можно использовать пяльце, и тогда все стежки будут одинаковыми. Тем, кто сильно затягивает стежок и при этом их вышивка не получится объемной, тоже необходимо воспользоваться пяльцем. Так же когда основа натянута на ткань, расправлять ленту при вышивании намного удобнее. Пяльцы существуют разнообразных размеров и форм. Круглые пяльцы обычно предназначены для небольших вышивок. Они состоят из двух обручей, один надевается на другой и закручивается винтом. Они очень удобны и легко собираются. Ткань следует положить на меньший обруч, сверху положить второй обруч и закручивать винт, пока ткань не натянется. После того как затянут верхний обруч, ее нельзя подтягивать [25].

     Иногда пяльцы обматывают тесьмой, чтобы не повредить легкие или ворсовые ткани. Мягкой тесьмой следует обмотать один из обручей, натягивая тесьму, чтобы не образовались складки. После того как обруч будет полностью обмотан, концы тесьмы надо закрепить иголкой с ниткой. Затем необходимо обмотать второй обруч. Также применяют натяжные рамки.

     Ножницы - это инструмент для разрезания, состоящий из двух лезвий, сходящихся в близкорасположенных параллельных плоскостях.

     Для вышивки нужны ножницы разного размера. Большими портняжными ножницами раскраивают ткань-основу. Концы лент обычно отрезают маленькими ножницами с прямыми острыми концами. Эти ножницы должны плотно смыкаться. Кроме перечисленных материалов и инструментов, требуются также другие приспособления. Для перенесения рисунка на бумагу и ткань понадобятся калька, линейка и карандаш. Лоскутки атласа, кожи, замши, гипюра, муслина могут потребоваться для выполнения аппликации. Чтобы защитить палец от уколов иглой понадобится наперсток. А так же, при его помощи, можно протолкнуть иглу сквозь плотную ткань. Закрепляют выкройку на ткани, скрепляют детали узора и ленточные петельки портновскими иголками. Для придания петелькам объема используют

15

специальный колышек. Его возможно заменить карандашом или круглой палочкой. Для украшения вышивки часто применяют Пайетки, бисер, бусины можно применить в вышивки, что бы дополнительно украсить ее. Что бы придать ткани жесткость, понадобится желатиновый раствор или клей ПВА. Так же, их используют при создании рамок и паспарту. Для паспарту и рамок также нужны ватман, картон, обойная бумага. Краски, кисточка, палитра потребуются для росписи фона [26].

     Вышивка лентами весьма отличается от других техник вышивания, например глади или вышивки крестиком. Во втором случае необходимо точно следовать инструкции (номера и цвет ниток, размер работы, номер канвы, расположение крестиков, количество ниток при выполнении каждого крестика)

и действовать по схеме, а при вышивке гладью наблюдать за направлением стежков и цветом ниток.

     При вышивке лентами таких строгих правил нет. Большинство рукодельниц просто от руки наносят мотив узора портновским мелком. Очень часто вышивку лентами выполняют на шелке, бархате, велюре, а на данных тканях невозможно точно рассчитать длину стежков, как на канве. Поэтому невозможно сделать ленточными или прямыми стежками все лепестки или листочки одинаковыми; безусловно, они будут похожи друг на друга, но не идентичны. Начинающей рукодельнице лучше использовать схемы или рисунки с легкими основными прямыми и ленточными стежками. Вышивку очень удобно выполнять по готовым схемам. Их можно переносить на основу при помощи шаблона, водорастворимыми маркерами, с использованием портновской копирки, светового короба.

     Для изготовления шаблона можно придумать свой узор или воспользоваться готовым. На рисунке или готовом шаблоне надо точками отметить стежки и перенести их на плотную основу, сделав проколы шилом или толстой иглой в обозначенных местах. При помощи портновского мелка или карандаша перенести схему на основу и вышить узор. Портновскую копирку используют точно так же, как и простую. Она бывает самых разных

16

цветов. Ткань нужно разложить на ровной поверхности лицевой стороной вверх, сверху на нее положить копирку, соответственно красящая сторона должна быть внизу. На копирку наложить узор. Толстой иглой или остро заточенным карандашом очень аккуратно обвести узор.

     Следует придерживаться следующей последовательности, для того чтобы вышивка ленточками была аккуратной.

     Сначала вышивают все крупные цветы. Если все цветки имеют один цвет, то начинать вышивку нужно с самого крайнего цветка, далее перемещаться к другому краю. Если промежутки между цветками больше 3-4 см, то ленту следует обрезать и следующий цветок начинать вышивать другой лентой. При промежутках между цветками, где будет больше 3-4см, ленту желательно обрезать, а следующий цветок начать вышивать другой лентой. После цветов надо выполнить листья, при этом можно все хвостики лент с изнанки прихватить лентой, которой вышиваются листочки. Самые мелкие детали вышиваются в последнюю очередь.

     С. Ю. Ращупкина при описании техники вышивки лентами употребляет терминологию «трапунто» и «состаривание».

     Техника трапунто - при помощи данной техники можно готовой вышивке, например, картине, придать небольшой рельеф. Если сильно сморщился нижний слой ткани после вышивки, также необходимо применить эту технику. Для этой техники вам нужен лоскут белой ткани - желательно такой же плотности, что и вышитая ткань. Сразу же после окончания работы вышивку необходимо снять с пялец. Нужно выкроить лоскут ткани (хлопковой, шелковой или из искусственного шелка) такого же размера, как и вышивка, белого цвета. Далее сложить оба куска ткани вместе изнаночными сторонами внутрь и вышитым лоскутом вверх, натянуть на пяльцы оба слоя; Нижнюю ткань необходимо натянуть очень сильно. Иголкой с нитью контрастного цвета

в два сложения нужно обшить мотив по периметру мелким стебельчатым швом так, чтобы получилась рамка. Затем перевернуть работу на другую сторону и на подкладочной ткани сделать маленький разрез маленькими острыми

17

ножницами в середине квадрата. Равномерно вложить между слоями ткани синтепон, убрать пяльцы. Проверить равномерность набивки - ее не должно быть чересчур много. В конце потайными стежками зашить отверстие [25].

     «Состаривание» вышитого изделия приводит к интересным результатам ленты и нитки меняют окраску, цвета становятся более приглушенными. Разводы остаются не только на ткани, но и на лентах, как будто на всем изделии оставило свою печать время. Этот прием часто применяют при изготовлении вещей в винтажном стиле, однако необходимо иметь в виду, что состаривать следует не только саму вышивку, но и все изделие.

     С. А. Козина и С. И. Валькевич акцентируют внимание на том, что в произведениях вышитых лентами главную роль играет композиционное решение. Перед началом работы каждый мастер выполняет эскизы, продумывает сюжет, просчитывает размеры панно, количество материалов, подбирает цветовую гамму оттенков для данного интерьера [9, с. 572].

     При размещении рисунка на поверхности изделия следует ориентироваться на форму и размер украшаемого предмета, чтобы акцентировать внимание на главном. Мотив можно расположить на изделии узкими, широкими, горизонтальными, вертикальными или хаотическими полосами.

     С. Ю. Ращупкина обращает внимание на то, что перед нанесением рисунка на основу следует определить его композиционный центр, которым может стать один крупный цветок со сгруппированными вокруг него мелкими элементами, выполненными лентой другого оттенка. Это позволит не только создать целостную композицию, но и усилить эффект объема вышивки.

     Композиционная схема может быть квадратной, треугольной, овальной, круглой, прямоугольной, эллиптической. Декоративные композиции обычно бывают овальными, круглыми или квадратными.

     При разработке рисунка можно всю поверхность основы разбить на сетку и в каждой ее клетке расположить элементы мотива. Рисунок получится замкнутым, если его элементы направлены к центру мотива, и наоборот, он

18

получится открытым, если его элементы направлены от центра. Вышивка может быть вертикальной и горизонтальной – это зависит от расположения деталей мотива.

     При работе с лентами обычно упрощают детали вышиваемого предмета, так как большое количество мелких элементов утяжеляет композицию и отрицательно влияют на ее восприятие. Однако при этом следует оставить характерные признаки предмета, чтобы он был узнаваем. Например, вышивая розу, выполняют сам цветок, листья и стебель, колючки же здесь будут неуместны. Вышиваемых предметов должно быть не много, но и не мало, чтобы не возникло ощущения скученности предметов или, наоборот, пустого пространства [25].

     При построении орнамента вышивки можно ориентироваться на ритмическое чередование элементов: листьев, цветов, различных узоров. Это придаст вышивке динамичность, так как, следуя взглядом по цепочке элементов, которые сменяют друг друга, смотрящий испытывает ощущение движения. Если же листья, ветви и цветы расположены при этом диагонально, то создается впечатление, что они колышутся на ветру.

     Динамичность изображения также усиливает асимметричность композиции, когда в одной части узора элементов больше, чем в другой. Симметричный узор, когда обе половины рисунка похожи друг на друга, создает впечатление неподвижности.

     Оформление композиции вышивки следует начинать с составления эскиза на бумаге. Затем необходимо подобрать основу для вышивки, подходящую по фактуре и цвету.

     После чего нужно разложить на ней кусочки лент разных цветов в соответствии со схемой или рисунком и выбрать наилучший вариант цветового

и композиционного решения будущей работы, перемещая или заменяя кусочки лент.

     При работе лентами на крупной канве под вышивку можно подложить любой фон, который будет хорошо просматриваться через сетку. Так, для фона

19

можно использовать цветную бумагу или красивую ткань, а можно нарисовать подходящий рисунок акварельными красками и вставить его в рамку, подложив под вышивку [5].

     Готовое изделие часто монтируют, то есть готовят его к тому, чтобы вставить в рамочку. Итак, вышитое изделие можно натянуть на картон и закрепить края ткани стежками, приклеить скотчем или клеем, закрепить степлером или кнопками.


1.3. Техника и приемы вышивки лентами


     Технология вышивки лентами в наше время не изменилась: нынешние рукодельницы пользуются теми же способами, как и в предыдущие исторические эпохи [14, с. 25].

     При вышивании шелковыми лентами пользуются различными видами швов, некоторые из них применяют при других видах вышивания, некот.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44