- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Обучение детей от 5 до 7 лет технике бега на коньках
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011592 |
Тема: | Обучение детей от 5 до 7 лет технике бега на коньках |
Содержание
8 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ ТЕХНИКЕ БЕГА НА КОНЬКАХ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6 1.1. Игровые методы обучения детей новым движениям 6 1.2. Методы обучения технике передвижения на коньках 8 1.3. Упражнения для освоения техники передвижения 13 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22 2.1. Задачи исследования 22 2.2. Методы исследования 22 2.3. Организация исследования 25 ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ ТЕХНИКЕ БЕГА НА КОНЬКАХ 27 3.1. Комплексы упражнений 27 3.2. Содержание методики 28 3.3. Эффективность методики 53 ВЫВОДЫ 58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61 Введение. Актуальность. Одной из важных проблем развития физической культуры и спорта в России в последние время является повышение массовости и регулярности занятий физическими упражнениями. Одним из средств укрепления организма детей, повышения работоспособности, предупреждения заболеваний является физическая активность. Бег на коньках является универсальным физическим упражнением, способствующим всестороннему физическому развитию, а также эффективным средством улучшения здоровья детей. При занятиях на коньках легко дозируются нагрузки, что позволяет использовать их как средство физического воспитания для детей дошкольного возраста. Регулярные занятия на воздухе, оказывают положительное влияние на организм детей. В первую очередь происходят положительные изменения в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. Передвигаясь на коньках, ребенок много раз повторяет одни и те же движения в определенной последовательности. Постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, благоприятно влияет на укрепление свода стопы. Занятие катание на коньках развивает вестибулярный аппарат. Есть и минусы в конькобежном спорте многочисленные падения и неумение группироваться, а также скованность движений при скольжении. Эти факторы не только тормозят процесс обучения, но и являются главным препятствием в желании заниматься бегом на коньках дальше. Таким образом, при целенаправленном руководстве со стороны инструктора по физкультуре в ДО катание на коньках может оказать всестороннее влияние на развитие дошкольника. Программа воспитания в детском саду определяет доступным этот вид движения для детей подготовительной группы. Дети этого возраста часто самостоятельно приобретают навыки катания на коньках. К определенному виду движений естественное влечение должно служить подспорьем в выборе упражнений, соответствующих возрасту детей. По мнению дошкольных работников, специалистов конькобежного спорта в нашей стране и за рубежом —допускаться к катанию на коньках могут дети в старшем дошкольном возрасте. Объект исследования: Процесс обучения детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет технике бега на коньках на дополнительных занятиях. Предмет исследования: Содержание и методика обучения детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет техники бега на коньках на основе их индивидуальных особенностей. Гипотеза исследования: Я предположила, что овладение основам бега на коньках детей от 5 до 7 лет на дополнительных занятиях позволит определить характерные особенности техники бега у детей и позволит разработать практические рекомендации по подготовке. Цель исследования: Повышения навыков обучения детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет технике бега на коньках на дополнительных занятиях. Задачи исследования: Определить индивидуально-групповые особенности детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет технике бега на коньках. Разработать методику обучения технике бега на коньках для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Экспериментально обосновать методику обучения технике бега на коньках для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Практическая значимость: В результате проведенных исследований разработанная методика имеет важное практическое значение так как позволяет в доступной форме учить движениям и элементам технике бега на коньках детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет занимающихся на дополнительных занятиях. Глава 1. Обзор литературы. Игровые методы обучения детей новым движениям Одним из популярных и массовых видов спорта является бег на коньках. Евгений Лаленков — мастер спорта международного класса, чемпион России и Европы, член сборной команды России по конькобежному спорту: «Скоростной бег на коньках дает мне непередаваемое ощущение свободы и движения, напоминающие полет птицы. А возможность за счет собственных сил достичь максимальной скорости, когда доли секунды решают все, делает этот спорт еще более захватывающим». [http://www.studmed.ru/view/konkobezhnyy-sport_e7866907505.html] По форме - это чередования отталкивания от льда при скольжении на толчковом коньке, потом на обоих и последующего свободного скольжения на втором коньке. Незначительное трение конька о лед позволяет производить отталкивание во время скольжения толчкового конька, а после толчка длительно сохранять скорость движения, получаемую при отталкивании. По содержанию – это уникальный вид двигательной активности, позволяющий гармонично сочетать активные, энергичные движения с благоприятным воздействием естественных сил природы. Средствами бега на коньках успешно решаются образовательные задачи: овладение техникой движений, техникой скольжения. Решение оздоровительных задач способствует выработке у детей лёгкости и свободы движений. Во время бега на коньках в работу включаются почти все мышцы тела, благодаря чему активизируется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет нервную систему, а также способствует правильному обмену веществ. Катание на коньках на свежем морозном воздухе создает бодрое настроение, закаляет организм человека, повышая сопротивляемость его простудным заболеваниям. Катание на коньках используется также в качестве одного из лечебных средств при таких заболеваниях, как малокровие, неврастения, слабость сердечной мышцы, начальные формы туберкулеза, нарушение обмена веществ. Дети дошкольного возраста характеризуются изменением всех органов тела и быстрым ростом. Так, к семи годам формируется в основном кривизна позвоночника: шейный и поясничный лордозы, грудной кифоз. Грудная клетка достигает структуры, характерной для взрослого человека. Развитие мышц детей дошкольного возраста связано с развитием скелета, в связи с чем уже к семи годам увеличивается масса мускулатуры, в особенности развивает мышцы нижней части тела. Мышечный аппарат в целом достигает высокого уровня развития. Полностью формируются рецепторы, воспринимающие напряжение, расслабление и растягивание мышц. Дети пяти-семи лет хорошо дифференцируют мышечные ощущения, даже отдельные технически сложные упражнения оказываются для них доступными. Таким образом, создаются хорошие условия для совершенствования координации, крайне необходимой составляющей высокого технического мастерства на этапе спортивного совершенствования. У детей дошкольного возраста следует отметить интенсивное развитие силы мышц ног, формирование свода стопы, что позволяет удерживать устойчивое положение тела при беге на коньках. Правильно построенные занятий способствуют развитию мышц стопы. Более того, на их формирование оказывают влияние также: с одной стороны - жёсткая фиксация ботинком костной основы, не допускающая уплощения сводов и позволяющая интенсивно сокращать мышцы во время катания; с другой - упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы. Особо следует подчеркнуть важность развития у детей чувства льда. По сигналам от рецепторов стопы в нервные центры идёт информация о перемещении конька, о локализации и силе давления на лёд определённой частью лезвия. От остроты чувства льда во многом зависит устойчивость, уверенность, техничность выполнения. Выполнение базовых элементов скольжения имеет некоторую аналогию со спортивными движениями, связанными с балансированием. По мере улучшения толчков, согласованной работы опорной и свободной ноги увеличивается скорость скольжения и повышается равновесие. Высокий уровень скольжения зависит от уверенного сохранения равновесия во всех его фазах, тонкого владения чувства ребра, достаточного набора скорости и удержание этой скорости на протяжении заданного времени. Важнейшим условием качественного исполнения, таким образом, является уверенное управление движениями. Многие специалисты рекомендуют для отработки деталей техники скольжения, скольжения в целом применять подготовительные и подводящие упражнения. 1.2. Методы обучения технике передвижения на коньках Анализ методик начального обучения скоростному бегу на коньках, изложенный в учебниках и руководствах по конькобежному спорту, позволил установить, что авторами, с различной степенью обоснованности, предлагается примерно одна и та же схема обучения. По этой схеме, предваряющей стадией обучения спортивной технике является освоение подготовительных, подводящих и имитационных упражнений конькобежца, осуществляемое вне льда и без коньков. Далее, предлагается обучение простому катанию, то есть, передвижению по льду на коньках. На следующей стадии предлагается освоение спортивной техники конькобежца. Основным содержанием этой стадии является освоение размашистых движений ногами и руками (классификация В.Н. Платонова, 2005). Схема обучения спортивной технике конькобежца у данных авторов выглядит следующим образом: выбор ведущего метода обучения - конструктивно-расчлененный; определение последовательности освоения разновидностей спортивной техники - обучение бегу на прямой, на повороте, со старта; определение последовательности освоения отдельных двигательных действий и способов их выполнения - освоение движений ногами и руками; выбор средств обучения - подготовительные, подводящие, имитационные упражнения конькобежца, основное упражнение; определение этапов, стадий и фаз обучения - начальное разучивание (освоение упражнений вне льда, с последующим переходом к обучению на льду); углубленное разучивание, спортивное совершенствование. Теоретической основой обучения определены дидактические принципы обучения. Вышеуказанные авторы единодушны: в определении ведущего метода обучения - конструктивно-расчлененного; в последовательности освоения видов спортивной техники; в последовательности освоения отдельных двигательных действий и способов их выполнения; в выборе средств обучения и последовательности их освоения. Иное мнение высказано В.Г. Половцевым и Г.М. Пановым (1977). Они впервые в теории и практике конькобежного спорта высказали мысль о необходимости освоения спортивной техники изначально в основном упражнении связывая это с тем, что в процессе освоения подготовительных, подводящих и имитационных упражнений формируется и закрепляется множество косных приемов и навыков - противоупор, фаза амортизации, фаза полёта, передний толчок (передняя опора), требующих последующего переучивания. "Именно поэтому формировать начальные двигательные навыки в скоростном беге на коньках рекомендуется только при непосредственных занятиях на льду или при катании на роликовых коньках" - В.Г. Половцев, Г.М. Панов (1977). Подобное же мнение высказывает I. Kohler. Однако дальнейшего развития в научных исследованиях эта мысль не получила. Авторами традиционной методики не указываются сроки начального обучения и уровень освоения движений, после которого можно переходить к дальнейшему совершенствованию. Только один из авторов, Е.П. Степаненко (1977) ориентировочно определяет сроки обучения: простому катанию на коньках - 1-2 года, основам спортивной техники, также - 1-2 года. Принимая во внимание тот факт, что данными авторами не приводятся научные обоснования по предлагаемой методике обучения, можно констатировать, что данная схема обучения сложилась практически, чисто эмпирическим путем. К недостаткам данной схемы обучения можно отнести упомянутое отсутствие доказательной научной основы, эмпиричность, обилие мелких практических и методических рекомендаций, не являющихся принципиальными или существенными. Бросается в глаза перегруженность учебных занятий большим объемом упражнений, выполняемых без коньков и вне льда, что в итоге приводит к колоссальной растянутости обучения во времени. Так, в рекомендациях Примерной программы для СДЮСШ (2006) на этапе начальной подготовки указано примерное соотношение средств общей физической подготовки, специальной физической подготовки и обучения, как 73,7 : 3,8 : 4,5. Отметим, как факт - содержание этих упражнений не отражает содержания подлинной двигательной деятельности конькобежца (Л.Ф. Осадченко, 2007). При переходе к освоению беговых коньков в условиях необычной скользкой поверхности - льда, переносить что-либо из ранее полученного двигательного опыта в такой ситуации попросту нечего, специфический двигательный опыт не сформирован. В качестве ссылки, можно привести оценку традиционной методики обучения, данную Г.К. Подарь (1990 С. 93): "Занятия с юными конькобежцами проходят однообразно, скучно, неэмоционально, без учета психологических и анатомо-физиологических особенностей, в результате чего многие бросают занятия". К основным недостаткам обучения Г.К. Подарь относит нарушения в методике проведения начального этапа обучения. На наш взгляд, серьёзными недостатками традиционной методики обучения, с научной точки зрения, являются следующие: в обоснованиях методики обучения приводятся устаревшие физиологические понятия - "формирование двигательного динамического стереотипа, образование условных рефлексов" учебный материал не объединен структурированной целью обучения, то есть, главной целью обучения и промежуточными, этапными; не определены главная и частные двигательные задачи, способы их решения; не выделены приоритеты в освоении отдельных двигательных действий и двигательных навыков; не обозначены проблемные моменты обучения спортивной технике в конькобежном спорте. До настоящего времени вышеперечисленные проблемы обучения в конькобежном спорте не решены. Каковы, на наш взгляд, возможные пути решения данных проблем и как это делается фактически. Суть двигательных взаимодействий конькобежца с внешней средой основана на сохранении устойчивого положения тела в пространстве, и преодоления, таким образом, инстинкта самосохранения. Поэтому, по логике вещей, напрашивается опережающее (приоритетное) освоение приемов и способов взаимодействия конькобежца с внешней средой - приемов скольжения и руления на коньках, взаимных перемещений ОЦМТ и опоры, что позволило бы организовать эти взаимодействия, и в кратчайшие сроки сформировать навык "сохранения устойчивости" при передвижении на коньках. Формирование данного навыка и организация взаимодействий с внешней средой позволили бы безболезненно перейти к освоению основных движений конькобежца на льду. Авторами традиционной методики обучения не учитывается тот факт, что при формировании двигательных действий и двигательных навыков необходимо соблюдать приоритеты биологического характера. По традиционной методике приоритетным является освоение социально значимых навыков - размашистых движений ногами и руками. На наш взгляд, это нелогично, так как новичок не имеет навыков перемещения по льду без потерь устойчивости. Это также не соответствует дидактическим принципам обучения: "доступности, последовательности и постепенности"; методическим приемам обучения "от простого к сложному", и т.д. Теоретики традиционной методики обучения пытаются решить проблемы начального обучения посредством разработки методики предварительной подготовки обучаемых - освоением подготовительных, подводящих и специальных упражнений (вне льда), овладение устойчивостью посредством балансировки (без коньков), определением наиболее рациональной последовательности в освоении этих упражнений. Ряд авторов предлагает использовать на этапах начального обучения и совершенствования технические средства обучения - программируемые тренажеры с принудительным приводом. Однако, на наш взгляд, тренажеры не могут воспроизвести естественные условия обучения, и решению задач начального обучения не способствуют. Существенным недостатком технических средств обучения является их низкая пропускная способность. Тренеры-практики решают проблемы начального обучения по своему. Пытаясь как-то решить проблемы сохранения устойчивости и избежать "иксования", часть тренеров использует на этапе начального обучения коньки для фигурного катания. Высокий и жесткий ботинок помогает слабым мышцам голеностопного сустава избегать "иксования" и более устойчиво перемещаться по льду (А.П. Шепаксов, с соавт., 1983). На наш взгляд, данным приёмом проблемы начального обучения не решаются. Особенности спортивной техники и методики начального обучения с использованием коньков "klapskate". Появление коньков "klapskate" в конце 90-х годов прошлого века привело к заметному росту спортивных результатов. Сегодня эта модель коньков является общепризнанной и доминирующей в спорте высших достижений. Преимуществами коньков "klapskate" являются: возможность полного разгибания голеностопного сустава, а, следовательно, существенного увеличения амплитуды отталкивания; уменьшение горизонтального угла отталкивания, что обеспечивает большую прямолинейность передвижения в генеральном направлении. Таким образом, спортивная техника конькобежца, несмотря на её полуторавековое изучение, не является достаточно исследованным разделом знания. Спортивная техника конькобежца пока только декларируется исследователями, как система движений. Системного анализа производимых конькобежцем двигательных действий и двигательной деятельности в целом, мы не встретили ни в одном из доступных нам изданий, как в отечественной, так и в зарубежной специальной литературе. Проблемы методики начального обучения свойственны специалистам многих стран, культивирующим конькобежный спорт. Однако вопросы методики обучения с позиций системности движений и двигательной деятельности до настоящего времени пока никто не ставил и не исследовал. 1.3. Упражнения для освоения техники передвижения Примерный перечень подготовительных упражнений: ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стопы, в полуприседе, в полном приседе; бег с изменением направления движения, приставными и скрестными шагами правым и левым боком, спиной вперед, с высоким подниманием бедра; чередование бега с остановками, поворотами, левым и правым боком, приставными шагами и спиной вперед; перемещение из упора присев в упор лежа и обратно; прыжки на месте и в движении на двух, на левой, правой ноге; прыжковые упражнения со скакалкой; чередование прыжков на правой, левой ноге с бегом; прыжки на двух и на одной ноге с поворотами на 90, 180 и 360°; различные кувырки; ходьба по узкой опоре, по качающемуся бревну. Примерный перечень подводящих упражнений (вне льда, без коньков): принятие основной стойки хоккеиста; в основной стойке хоккеиста попеременное перемещение тяжести тела с правой ноги на левую, с пятки на носок; ходьба в основной стойке хоккеиста; прыжковая имитация бега на коньках без продвижения вперед и с продвижением вперед; ходьба переступанием по виражу вправо, влево; прыжковая имитация бега по виражу переступанием вправо и влево; ходьба скрестным шагом; прыжковая имитация бега скрестным шагом. Следует отметить, что использование в чрезмерно большом объеме подводящих имитационных упражнений без достаточного знания основных элементов техники бега на коньках, по мнению В. Г. Половцева, Г. М. Панова (1977), нередко создает и закрепляет ложные представления о тончайших механизмах координации мышечных усилий. Все это в конечном итоге может быть причиной неправильного двигательного навыка, исправить который не всегда удается. Первые шаги на коньках лучше также делать вне льда. Для этой цели служит большая раздевалка, коридор или открытая площадка, где постелен резиновый коврик. Перед каждым занятием на коньках проводится 10-15-минутная «атлетическая» подготовка. В ее программу включают: бег, ходьбу, упражнения на равновесие, прыжки, упражнения на ловкость и гибкость и т.д. Примерный перечень подводящих упражнений (вне льда, на коньках): - ходьба в различных направлениях, приставными шагами левым и правым боком, с поворотами на 180 и 360°; - приседания, полуприседания; ходьба спиной вперед, с выпадами; принятие основной стойки хоккеиста; - упражнения: «пружинки» (полуприседания, руки вперед), «цапля» (ходьба в полуприседе, руки в стороны), «неваляшки» (отклонить туловище вправо, переставить коньки вправо, то же влево), «сделай фигуру» (каждый должен сделать ту или иную фигуру, например «ласточку»); - ходьба переступанием по виражу вправо и влево; выпрыгивание из полуприседа и приседа; прыжки на коньках с продвижением вперед; - ходьба на носках, пятках лезвий коньков. В упражнениях акцентируется внимание на стойке (посадке), переносе центра тяжести с одной ноги на другую и сохранении равновесия. Перед выходом на лед желательно провести несколько (6—7) занятий на утрамбованном снегу. Это позволит ребятам почувствовать скользкую поверхность. Очень важно на первых же занятиях научить детей падениям («рыбкой», в группировке, на руки) и самостраховке. Основное время в занятиях на утрамбованном снегу отводится разбегу и скольжению. Обучение осуществляется в такой последовательности: толчок одной ногой, скольжение на другой; количество шагов не учитывается; затем количество шагов уменьшается и более продолжительным становится скольжение; далее разбег попеременным толчком обеих ног и скольжение на двух коньках в посадке хоккеиста. Затем то же упражнение, но во время скольжения следует переносить центр тяжести с одной ноги на другую. В усвоении техники отталкивания большой эффект дает применение упражнения «елочка», когда чертится соответствующий рисунок, а затем выполняется упражнение и сравнивается с образцом. На утрамбованном снегу в основном происходит повторение тех же упражнений, что и на резиновом коврике, но уже используются подвижные игры и игровые упражнения. Выполнение данных упражнений позволяет хорошо подготовиться к выходу на лед. Перед выходом на лед необходимо еще раз проверить, все ли готово для занятий. Хорошо ли наточены коньки. Первый выход лучше делать на не очень скользкий (неубранный) лед. В дальнейшем надо постепенно улучшать качество льда (в зависимости от того, как дети осваиваются и приобретают уверенность). Следует отметить, что обучение затрудняется, когда происходит срыв, связанный с чувством страха или застенчивостью. Непосильные требования тоже ведут к снижению интереса у занимающихся, а результат — большой отсев из групп, значительное ослабление дисциплины. Индивидуальный подход к занимающимся, реализация дидактических принципов наглядности, доступности и систематичности, хорошая экипировка позволяют избежать негативных явлений. Обучать технике владения коньками рекомендуется примерно в такой последовательности: - Основная стойка (высокая, средняя, низкая). - Скольжение на двух, ногах без отрыва коньков ото льда. Изучение скольжения можно выполнять с дополнительной подвижной опорой, с помощью партнера и т. п. В дальнейшем во время скольжения можно варьировать стойку, а также выполнять приседания и попеременные приседания на каждой ноге. - Скольжение на двух после толчка одной ногой (правой, левой). При обучении скольжению на двух ногах после толчка одной обращается внимание на правильное выполнение отталкивания (в сторону-назад). Изучение этого элемента можно проводить с упором руками о борт или толкая впереди стоящего партнера. - Скольжение на одной ноге (отталкиваясь другой). Обучение также можно проводить с дополнительной опорой, например со стулом. - Торможение «волокуша». - Торможение без поворота туловища одной ногой («полуплугом»). - Торможение без поворота туловища двумя ногами («плугом»). Приемы торможения являются довольно трудными для освоения. Так, новым элементом в способе торможения «плугом» является упор внутренними ребрами обоих коньков в лед, а при торможении «полуплугом»—упор внутренним ребром одного конька. Начинать разучивать торможение лучше всего в упражнении «фонарик». После разбега надо объехать 3—4 препятствия. Дети при этом поочередно соединяют и разводят носки коньков во время скольжения на двух ногах. В этом упражнении они быстро, после 2—3 повторений, усваивают, как надо ставить коньки. Можно использовать и такое упражнение: хоккеист, толкая сзади партнера, везет его, а тот, в свою очередь, притормаживает «полуплугом», «плугом». -Бег широким скользящим шагом. Бег широким скользящим шагом — основа техники владения коньками. Обычно у юных бегунов очень часто наблюдается неправильная посадка. Они начинают бег на коньках в высокой посадке, в середине дистанции несколько наклоняют туловище, а затем снова выпрямляются. Это связано с тем, что у детей нет устойчивого равновесия на льду и к тому же недостаточно хорошо развиты мышцы спины и живота, поэтому они принимают более удобную для них позу. Начинать обучение технике бега на коньках широким скользящим шагом нужно со скольжения в высокой посадке. Дети смогут быстро освоиться со льдом, приобрести уверенность в своих действиях, развить чувство самостраховки. Требовать от начинающих, чтобы они приняли низкую посадку (согнули колени, туловище наклонили вперед), еще не рекомендуется, поскольку они быстро утомляются. Движения на коньках выполняются при большом мышечном напряжении, отчего мышцы утомляются и появляется стремление поднять туловище выше. Это следует считать нормальным явлением на начальном этапе обучения. По этой причине юные хоккеисты не могут в начале обучения преодолеть 10—15 м с помощью толчков. Они обязательно (2—3 раза) переходят на двойную опору, выпрямляя ноги и опуская голову. При этом наблюдаются слишком большие колебания центра тяжести по вертикали. Через 2—3 месяца регулярных занятий на льду посадка хоккеиста значительно улучшается. Угол наклона туловища становится почти одинаковым при отталкивании, скольжении и подтягивании толчковой ноги. Обычно дети наклоняют туловище сильнее, когда свободная нога подтягивается с опорой носком конька об лед, и меньше при подтягивании свободной ноги высоко надо льдом. На первых занятиях в момент завершения отталкивания юные хоккеисты выпрямляют опорную ногу, а это неправильно. В дальнейшем в процессе обучения в момент отталкивания опорная нога остается согнутой. В начале обучения катанию на коньках руки у детей помогают сохранять равновесие (они разводят их в стороны при скольжении, опускают вниз в переходной фазе, задерживаются ими у борта и т.д.), поэтому до тех пор, пока ребята не обрели хорошей устойчивости на коньках (в пределах 2—3 месяцев, если вообще не умели кататься), клюшку давать им не рекомендуется. Занятия с клюшкой необходимо проводить отдельно. В начале обучения при отталкивании дети сильно наклоняют конек на внутреннее или внешнее ребро. Толчок обычно очень короткий, максимальных усилий при этом не наблюдается. В процессе обучения толчок становится более сильным и быстрым. С появлением хорошей устойчивости на коньках дети меньше наклоняют коньки. Они делают сильный разворот конька в сторону толчковой ноги. При таком положении коньков легко удерживается равновесие, лучше осваивается направление толчка в сторону-назад. Как уже говорилось, начальный процесс обучения характерен несовершенством посадки хоккеиста, преобладанием двухопорного скольжения при передвижении. При правильном обучении соотношение между двух-и одноопорном скольжении быстрее изменяется в сторону одноопорного. Таким образом, движения при беге широким скользящим шагом в процессе обучения качественно перестраиваются: происходит большое изменение в посадке, появляется хорошая устойчивость на коньках. Все это приводит к тому, что дети могут легко пробегать дистанцию 30-50 м, и при этом отмечается: - хорошая согласованность в движении рук и ног; - перенос тяжести тела на опорную ногу; энергичные толчки коньками на протяжении всего пути; - направление толчка в сторону-назад; - подведение свободной ноги для постановки конька на лед по возможно кратчайшему пути. 9. Скольжение по дуге (поворот) не отрывая коньков ото льда. 10. Поворот на внутренней ноге попеременным толчком внешней. 11. Скольжение по дуге (поворот) на правой (левой) ноге на внутреннем (внешнем) ребре лезвия конька. 12. Поворот переступанием. Надо приучать детей на вираже управлять сначала одним коньком (скользящим), наклонив его на наружное ребро, другая нога в это время выполняет отталкивание в сторону-назад, туловище несколько наклонено в сторону поворота. Навыки поворотов закрепляются в беге «змейкой». Занимающиеся обегают 5—6 препятствий (стойки, кубики), расположенные по прямой на расстоянии 1 м друг от друга и 0,5 м от осевой. При обучении технике поворотов необходимо добиваться, чтобы: нога при переносе вперед не поднималась слишком высоко; вес не слишком перемещался на носки; ноги были достаточно согнуты в коленях; туловище наклонено в сторону поворота. Очень важно обучать юных спортсменов выполнять повороты в обе стороны. 13. Прыжок толчком двух ног. 14. Прыжок толчком одной ноги. Для обработки этого элемента обычно используются прыжки через клюшку, поднятую на различную высоту. 15. Торможение с поворотом туловища на 90° на параллельных коньках правым (левым) боком. 16. Торможение с поворотом корпуса на 90° одной ногой правым (левым) боком. 17. Торможение с поворотом корпуса на 90° прыжком двумя ногами. По мере освоения основных приемов техники владения коньками необходимо постоянно совершенствовать конькобежную подготовку: бег спиной вперед, повороты при беге спиной вперед, торможение упором на одном и двух коньках, с поворотом и последующим ускорением; старты из различных исходных положений: торможения с последующим ускорением в противоположном или в том же направлении; прыжки на коньках в длину и через препятствия; выпады в движении, приседания на одно или два колена, падения на два колена, кувырки с последующим быстрым вставанием; падения в движении на одно, два колена с поворотом на 90, 180, 360° и последующим вставанием и ускорением по малым и большим дугам; прыжки толчком одной и двумя ногами с поворотом на 45, 90, 180° и приземлением на одну, две ноги с последующим движением в заданном направлении; игры и беговые упражнения на ограниченных площадках и в условиях скученности игроков; бег по прямой с ускорениями на 20—30 м; бег на время на 18, 36, 54 м; бег между препятствиями, спиной вперед, с поворотами, с поворотами в прыжке, с падением на колени, с изменением направления движения; эстафеты; остановки, повороты после бега с максимальной скоростью; старты после остановок, притормаживаний, поворотов, прыжков, падений, кувырков и т.п.; «челночный» бег. Для реализации этой цели автор систематизировала базовые двигательные действия, составляющие основу катания на коньках. Учебный материал, представленный в унифицированной программе был сгруппирован по блокам, различающихся по своей направленности. Для каждого блока были определены группы упражнений, направленных на решение конкретной задачи. Всего представлено 11 блоков и 68 групп упражнений: Блок «Основная стойка» (5 групп упражнений); Блок «Стартовые движения» (5 групп упражнений); Блок «Остановка» (10 групп упражнений); Блок «Скольжение вперед и назад» (16 групп упражнений); Блок «Смена направления скольжения» (1 группа упражнений); Блок «Смена фронта скольжения» (3 группы упражнений); Блок «Смена направления и фронта скольжения» (1 группа упражнений); Блок «Опорные вращения вокруг продольной оси» (9 групп упражнений); Блок «Элементы с безопорной фазой» (11 групп упражнений); Блок «Способы сохранения равновесия в специальных условиях» (4 группы упражнений); Блок «Элементы совершенствования пространственной ориентации при скольжении» (3 группы упражнений); Проведенный педагогический эксперимент позволил автору определить оптимальный срок унифицированного обучения катанию на коньках - 2 года, который, по мнению автора, может быть увеличен или уменьшен в зависимости от способностей занимающихся. ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Задачи исследования На основе определенной нами цели исследования – разработать и экспериментально обосновать содержание и методику обучения технике бега на коньках детей 5-7 лет на дополнительных занятиях, нами были определены следующие задачи исследования: - составить комплекс упражнений, направленных на обучение технике бега на коньках детей 5-7 лет; - разработать методику обучения технике бега на коньках детей 5-7 лет; - определить эффективность разработанной методики обучения технике бега на коньках детей 5-7 лет 2.2. Методы исследования В работе использовались следующие методы исследования. 1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных. Анализ литературных источников позволил выявить основные направления методики обучения основам катания на коньках, определить факторы, влияющие на эффективность процесса обучения детей дошкольного возраста на дополнительных занятий. Метод опроса: анкетирование. В анкетном опросе приняли участие 5 инструкторов по физической культуре различной квалификации города Москвы с педагогическим стажем работы от 5 до 25 лет. Основной задачей анкетирования с инструкторами по физической культуре было выявление содержания и методики обучения детей дошкольного возраста на дополнительных занятиях. Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение проводилось в 2 этапа на базе ГБОУ Школа №827 ДО «Берёзки» г. Москва. 1 этап был проведен теоретический анализ, определена проблемная ситуация, сформулированы гипотеза, цель, задачи исследования, подобраны методы исследования. Выявлен уровень готовности детей дошкольного возраста к занятиям бегом на коньках, проведены педагогические наблюдения, направленные на поиск эффективных средств обучения, приёмов построения учебно-тренировочного процесса; факторов, влияющих на успешность овладения техникой бега на коньках. Определение последовательности обучения основам катания на коньках дополнительных занятий; Выявление наиболее эффективных средств и методов, способствующих быстрому овладению навыками катания и бега на коньках на дополнительных занятий; Выявление специальных упражнений и методических приёмов, направленных на совершенствование сенсорных систем (тактильной чувствительности свода стопы и вестибулярной устойчивости) детей дошкольного возраста на дополнительных занятиях; Выявление факторов, влияющих на эффективность построения у....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: