VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы декоративной стилизации формы в изображении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001623
Тема: Теоретические основы декоративной стилизации формы в изображении
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛИЗАЦИИ В ДЕКОРАТИВНОМ НАТЮРМОРТЕ
1.1 Историческое развитие тенденций декоративной живописи в натюрморте…………………………………………………………………...
1.2 Художественные декоративные средства, используемые в работах мастеров………………………………………………………………………
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРИЕМОВ ДЕКОРАТИВНОЙ СТИЛИЗАЦИИ ФОРМЫ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗО
2.1 Анализ педагогического опыта обучения детей декоративной стилизации формы в работе над натюрмортом……………………………………………...
2.2 Оптимизация методики обучения детей декоративной стилизации формы в процессе экспериментальной работы в школе …………...
Глава 3. ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
3.1 Выбор и обоснование темы композиции «Натюрморт с фруктами»……...
3.2 Этапы разработки эскизов композиции……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРОФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………


     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность проблемы:
      Всестороннее развитие личности является одной из главных задач эстетического воспитания и художественного образования детей. Эстетическое воспитание - это нелегкий, длительный процесс. Первые художественные впечатления ребенок получает, осваивая различные виды творческой деятельности. Искусство рождает в человеке высокие эстетические чувства, учит его воспринимать прекрасное. 	Поэтому с раннего детства необходимо воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству. 
     Основным фактором обучения, воспитания и профессиональной ориентации подрастающего поколения, подготовки детей к активному участию в формировании художественного потенциала страны является активизация работы педагогов по развитию детского творческого потенциала. Задача педагога -  привлечь внимание учащихся к самостоятельной художественной деятельности, заставить каждого ребенка по-новому посмотреть на окружающую действительность, разглядеть необычайную суть в привычных предметах.
     На занятиях изобразительным искусством кроме изображений реалистических предметов, которые находятся в основе обучения изобразительной грамоте, существует возможность освоения детьми художественно-творческой интерпретации окружающего мира. В связи с этим, учебные предметы «Декоративное рисование», «Декоративная живопись», «Декоративная композиция» заняли прочные позиции в программах системы дополнительного образования. Такие дисциплины способствуют развитию особого избирательного художественного мышления, освоению выразительных возможностей стилизации в изобразительном искусстве. 
     В своем творчестве современные художники часто используют стилизацию. Они не стремятся «документально» воспроизвести явления действительности, а применяют упрощение - условное изображение, которое помогает передать основной замысел, идею произведения. Стилизация проявляется и в передаче формы, и в передаче цвета. Если сравнить произведения Микеланджело и Кандинского, то можно сразу заметить, насколько у последнего упрощена передача действительности. При этом никто не возьмет на себя смелость назвать Кандинского «не художником», так как искусством условного изображения нужно тоже уметь пользоваться.
    В таком случае может возникнуть вопрос: насколько необходимо обучение детей возможностям стилизации изображения, если они ещё недостаточно овладели основами изобразительной грамоты. Ответ, скорее всего, будет однозначным. Обозначая декоративность в качестве одной из особенностей произведений искусства, определяющее его композиционно-пластический и колористический строй, способ выражения красоты, можно доказать, что осваивая приёмы стилизации и  изучая декоративные свойства живописи, учащимся не только будет проще изучать основные законы изобразительной грамоты, но и развивать в себе творческие способности, художественный вкус.
    Выдающиеся психологи-исследователи в области художественного творчества: А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что формирование творческих способностей детей происходит в процессе их творческой деятельности под воздействием продуманной системы педагогического руководства, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
    Практика подтвердила, что занятия изобразительным искусством меняет  сознание детей, воздействует на формирование их мировоззрения, стимулирует развитие творческого потенциала личности. 
     Ряд представителей отечественной художественной педагогики занимались вопросами методики преподавания различных видов изобразительного искусства. А. Д.Алёхин, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Е. Е. Рожкова, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова и др. исследователи в своих трудах касались только некоторых аспектов стилизации в изобразительном искусстве. В практике работы средней общеобразовательной школы это касалось скорее методики проведения уроков декоративного рисования, обучения принципам стилизации животных, растений, фигуры человека, других объектов для разработки художественных образов Гжели, Городца, Жостова, Хохломы и др.  Проблемы преподавания специальных художественных дисциплин в детских художественных школах этими авторами подробно не рассматривался.
      Методики вышеуказанных ученых-педагогов содержат множество нужных практических советов, показывают эстетическую ценность процесса изучения детьми основ народного декоративного искусства. Однако, для обучения детей основам создания декоративной живописной композиции не разработано целостной методической системы обучения, то есть не решена одна из проблем современного художественного образования, которая заключается в том, что в практике обучения детей изобразительному искусству педагоги  достаточно редко используют  изучение выразительных возможностей декоративной  живописи. 
     Проблема исследования состоит в выявлении условий адаптации профессиональных методик преподавания декоративной живописи к внеклассным занятиям по изобразительному искусству.
     Целью исследования является решение данной проблемы.
     Объект исследования - процесс создания декоративного живописного натюрморта учащимися СОШ на внеклассных занятиях по ИЗО.
     Предмет исследования  -  приёмы и методы обучения выразительным возможностям стилизации в живописи.
     Гипотеза – освоение приемов декоративной стилизации формы в натюрморте на внеклассных занятиях по изобразительному искусству будет эффективным если:
     -	 будут созданы мотивационные условия к творчеству или будет сформирована достаточная предметная «насмотренность» в декоративной живописи натюрморта;
     - 	если педагог будет владеть различными приёмами декоративной стилизации формы и наглядно демонстрировать это;
     -  	если будет разрабатываться система последовательных постепенно    усложняющихся упражнений по декоративной стилизации формы на занятиях по композиции.
     Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
     1. Выяснить особенности развития декоративной тенденции в живописи натюрморта.
     2. Выявить приёмы декоративной стилизации формы в живописи натюрморта.
     3. Определить какие приёмы стилизации доступны детям на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.
     4. Разработать систему упражнений по освоению приёмов декоративной стилизации формы на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.
     Методология исследования:
     В научно-теоретических трудах исследователей эта проблема рассматривалась с разных точек зрения. Внимание уделялось изучению и анализу литературы по теории, истории и методике преподавания по проблеме условий адаптации профессиональных знаний подростков.
     По психологии восприятия изображения (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, И.Т. Волкотруб, Р.Л. Грегори).
     По теории и методики преподавания композиции, рисунку, живописи (Н.Н Волков, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Н. К. Шабанов, Е.В. Шорохов).
     По декоративной композиции (Н. П. Бесчастнов, К. Даглдиян, Г. М. Логвиненко). 
     Методы исследования:
     - 	анализ исторической, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
     -      	педагогическое наблюдение;
     -      	сравнение;
     - 	экспериментальный метод: констатирующий, формирующий эксперимент.
     Научная новизна - заключается в том, что мы адаптировали, обобщили теоретические материалы применения приёмов стилизации для детской аудитории, выявили закономерности освоения подростками, обучающимися в художественной школе, приёмов стилизации формы в натюрморте на занятиях композицией.
     Практическая значимость:
     1. разработали систему последовательных постепенно-усложняющихся упражнений по декоративной стилизации формы в натюрморте для использования на внеклассных занятиях в СОШ.
     2. выполнена творческая работа на тему: «Школьный натюрморт»
     Опытно-экспериментальной базой исследования стали группы детей обучающихся в МБОУ «СОШ № 19» г. Белгорода им. В.Казанцева, 7 класс (13-14 лет).
     Материалы исследования проверялись и корректировались в процессе работы над выпускной квалификационной работой.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОЙ СТИЛИЗАЦИИ ФОРМЫ В ИЗОБРАЖЕНИИ

1.1  Исторические аспекты развития декоративной тенденции в живописи натюрморта

     Одним из важных направлений в обучении основам изобразительного искусства является преподавание декоративной стилизации. Обучение декоративной стилизации можно рассмотреть, как процесс создания творческого произведения, как средство выражения материальных, пластических и художественных возможностей исполнения композиции, как вопрос исследования и т. д.
     Е.В. Шорохов обосновал стилизацию как науку и учебную дисциплину, В. Козлов и С. Малахов рассматривают стилизацию как мастерство и творческую деятельность художника. Н. Филонов отмечает специфику художественной стилизации как одну из сущностных характеристик декоративного искусства и декоративной композиции, в частности, делает акцент на орнаментальном характере декоративного искусства и т. д. [23, с. 159].
     Посредством декоративной стилизации автор выражает своё творческое «Я». Декоративность можно характеризовать во множестве значений и понятий: «декоративный образ», «декоративная композиция» и «декоративное искусство». Всё это говорит о том, что работа над декоративной стилизацией является сложным психологическим и практическим процессом, который основывается на определённых профессиональных и творческих способностях учащихся, которые развиваются в процессе обучения в школе искусств.
     Горин К. К. выделяет три главные группы творческих способностей, которыми    владеет    творческий    человек:	 художественное восприятие, художественное мышление и способность к рисованию.
     Художественное восприятие включает в себя такие качества, как:
     •	цельность, обдуманность, ассоциативность, избирательность восприятия;
     •	художественное мышление - особый вид интеллектуальной деятельности человека: абстрактное, образное, теоретическое;
          •	способности к изобразительной деятельности - способность видеть, понимать, анализировать и воспроизводить увиденное в материале [23, с. 189].
     Также Горин К. К. выделяет и специальные способности, связанные с декоративной деятельностью:
•	владение системой теоретических знаний по декоративной композиции;                      •  свободное обращение с материалами;
     •	использование вариантов стилизации при выполнении учебных работ, в разных материалах;
     •	свободное владение способами изобразительной деятельности; 
     •	способность творческого применения реалистических закономерностей и абстрактных методов построения композиции [23, с. 189].
     «Натюрморт» - в переводе с французского означает «мертвая натура». По голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь», на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра, но такова уж сила традиции что именно «натюрморт» это общеизвестное и укоренившееся название.
     Возник натюрморт во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, выделился как жанр и достиг совершенства в передаче разнообразия предметов материального мира. Процесс его становления протекал одинаково успешно во всех странах Европы.
     В начале своего развития в Нидерландах натюрморт не существовал как самостоятельный жанр, он мог появляться лишь в виде аксессуаров на лицевой стороне картины, или быть написанным на её оборотной стороне. Позднее в некоторых произведениях натюрморт и религиозная тема поменялись местами. Изображение неодушевленных предметов привело к глубокому художественному осмыслению.
     Мощного расцвета он достиг во Фландрии, от этого его называли фламандский натюрморт. Следующая большая школа натюрморта называлась «голландский натюрморт». Это были известные «завтраки» возникшие в Харлеме. Большим достижением этих мастеров, было открытие роли световоздушной среды и единого колорита картины. Это стало главным средством передачи богатого разнообразия фактуры и тем же самым и объединяло все предметы в едином замысле.
     «Кухонный натюрморт» продолжал своё распространение во Фландрии и Голландии, и также особое внимание продолжали уделять написанию пространства среды. В конце XVII века в голландском натюрморте проявляются декоративные тенденции. В это же время одновременно развивается и немецкий натюрморт. В нём существовали два направления изображения: натуралистическое и декоративное.
     Итальянские живописцы сделали свой вклад, они сделали его богаче и полнокровнее немецкого, хотя это не была еще та мощь фламандского и глубина голландского натюрморта. Мощным толчком был Караваджо. Он стал писать чисто натюрморт, одним из первых великих мастеров и создал производящий впечатление, пластический образ натюрморта.
     В испанском натюрморте изображению вещей придали особое значение. Эта возвышенная строгость ярко проявилась в творчестве испанского мастера Ф. Сурбарана.
     Во Франции творчество Ж.Б.С. Шардена стало вершиной жанра и здесь большее развитие получили декоративные тенденции придворного искусства. В его работах была и строгость и свобода композиции, и очень тонкое колористическое решение. В романтическом натюрморте главным объектом были цветы и охотничьи трофеи, их аллегория.
     В XVII веке натюрморт стал объектом борьбы эстетических взглядов и художественных идей. В этом жанре работали ведущие мастера живописи, тех времён. Густав Курбе в своей концепции, определил отношение натюрморта с природой, и тем самым дал ему жизненные силы, сочность и глубину.
     Импрессионисты перенесли свои принципы пленэра на натюрморт, которые разработали в области пейзажа. В натюрморте они также изображали лишь свет и воздух, и предметы стали носителями световоздушных рефлексов. Мастера постимпрессионизма привнесли своё в изображение мира вещей. Данная тема стала одной из основных для творчества П. Сезанна и Ван Гога.
     Всё больше творческих исканий, экспериментов претерпевает натюрморт в начале XX века. Мастера фовизма А. Матисс и др. остро выявляют эмоциональные, декоративные и выразительные возможности цвета и фактуры, а кубисты Ж. Брак, П. Пикассо и др., опираются на аналитическую составляющую натюрморта, и таким образом пытаются передавать пространство и форму. Натюрморт писали и мастера других течений.
     В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке. Предметный мир так правдиво писали и создавали полную иллюзию, что натюрмортам того времени дали название «обманки». Дальше развитие русского натюрморта было эпизодическим. Лишь в первой половине XIX века был намечен некоторый подъём в развитии. Ф.П. Толстой, А.Г. Венецианов, И.Т. Хруцкий, - имена мастеров, которые стремились увидеть «прекрасное» в малом и обыденном.
     Во второй половине XIX века П. Федотов, В. Петров, В. Маковский, В. Поленов и другие живописцы стали широко использовать в своих композициях натюрморт. В жанровых демократических картинах натюрморт усиливал социальную направленность, раскрывал «острые углы», точно характеризовал время.
     В самостоятельный жанр натюрморт выделяется в творчестве М.А. Врубеля и В. Борисова-Мусатова. Своего расцвета достигает в начале XX века. И здесь ведутся поиски в области цвета, формы, пространственного построения. Художники стремятся расширить возможности изобразительного языка в натюрморте.
     Лучшими проявлениями этого периода являются импрессионистические работы К.А. Коровина, И.Э. Грабаря. А.Я. Головин обыгрывает историкобытовой характер вещей. У П.В. Кузнецова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, М. С, Сарьяна и других живописцев круга «Голубой розы» очень декоративные натюрморты Яркостью отличаются полотна мастеров «Бубнового валета» П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.В. Куприна, Р.Р. Фалька, А.В. Лентулова и других.
     В произведениях К.С. Петрова-Водкина натюрморт получает глубокое, обострённое, философское осмысление современности. Это выражается в композиции, в своеобразии цветового и перспективного построения. Предметы изображались с нескольких, разных точек зрения. Этот приём расширял пространство, добавлял средства для передачи формы и объема предметов и усиливал взаимосвязь предметов на плоскости. Также значительное место натюрморт занял в творчестве Ю.И. Пименова. Его натюрморты очень эмоционально выразительны.
     Таким образом, для активного развития натюрморта были свои исторические предпосылки. В каждом веке был свой мастер натюрморта. В их произведениях отобразились художественные образы времени. Каждой эпохе характерны свои выразительные средства, при помощи которых живописцы выражали себя, свою индивидуальность.


     1.2. Использование художественных декоративных средств живописи в работах мастеров
     
     Наилучшим образом изучить признаки декоративной стилизации во всём многообразии форм и наибольшей показательности, можно только на примере жанра натюрморта. Многих больших мастеров интересовал этот жанр, и множество созданных образцов декоративного натюрморта тому свидетельство.
     «Декоративный натюрморт» появился в конце XIX начале XX века. В это время зарождалось большое количество направлений, течений, которые давали почву художественным экспериментам с цветом, формой, пространством, происходил поиск разнообразных фактур.
     Декоративными принято называть натюрморты, главным предназначением которых является украшение чего-либо, а именно, интерьера. Вообще натюрморт как жанр изобразительного искусства представляет собой большие возможности для декоративной стилизации - ему по определению сложно быть не декоративным.
     Рассмотрим, как решали эти вопросы художники, работающие в декоративной манере. «Петроградские» натюрморты К. Петрова-Водкина, создают непростые образы, имеющие определённое значение, получают глубокое, обострённое, философское осмысление современности. И все же в этих работах декоративность присутствует, то есть они, не только несут чувства и мысли, но способны украшать.
     
     
  К.С. Петров-Водкин «Розовый натюрморт»            К.С. Петров-Водкин «Апельсины»
     В натюрмортах А. Лентулова, Р. Фалька, Н. Гончаровой, форма и цвет находятся в единстве. Переработка и стилизация натуры, в их натюрмортах происходит в этом ключе.
     
      
А. Лентулов. Натюрморт	Р. Фальк. Натюрморт, 1910
     У кубистов: П.Пикассо, Ж.Брака передача пространства и формы, проходила по пути художественно-аналитический метода изображения предметов. Они разлагали их на простые геометрические фигуры и объёмы, тем самым показывая их внутреннюю конструкцию. При помощи цвета, выделяются отдельные грани предмета, что усиливает, и разбивает объём. Это усиливает декоративность произведений и делает их плоскими, разноцветными панно. Пикассо работал в такой технике и использовал приём стилизации, упрощения формы до максимально простых форм. Он изобрёл строго организованную систему плоских цветовых пятен, взаимосвязанных и строгим образом распределяемых по холсту. Разные формы, с различными фактурами создавали дополнительные цветовые эффекты.
      
П. Пикассо. Натюрморт.	Жорж Брак. Натюрморт.
     Фовисты в своём протесте против традиций в живописи XIX века, очень остро использовали ритмичные композиции, играли на контрастах цветовых сочных пятен. Вдохновлялись «примитивным» искусством, средневековым и восточным. А. Матисс, А. Дерен, экспериментировали с цветом и фактурой, цвета были яркие, сочные, мазки - фактурными.
     В натюрмортах Матисса видна чистая цветовая гамма, линейные ритмы композиции очень пластичны, музыкальны, что создаёт декоративный и композиционный строй всех компонентов. Он делал акцент на цвет и фактуру, его натюрморты можно обозначить как декоративно - экспрессионистические.

   
Анри Матисс. Натюрморт.
     И. Машков создаёт свои декоративные натюрморты под влиянием мастеров кубизма и фовизма. Также как и фовисты, он широко использует цвет и фактуру. В своих полотнах он мог преувеличить размеры некоторых предметов, чтобы усилить эффект зрелости плода, пользуется живым контуром в рисунке и достаточно сочной, живой манерой письма.
   
Илья Машков. «Натюрморт с веером».                   Б. Кустодиев. Натюрморт.
     Б. Кустодиев также использует в натюрмортах достаточно декоративные тенденции, сочетания чистых открытых цветов: жёлтого, красного, синего, зелёного. Его очень привлекала декоративность. В его работах часто композиция и картина написаны не натурально, а условно - красиво.
     Очень декоративны праздничные по колориту натюрморты М.Сарьяна находившегося под влиянием А. Матисса и П. Гогена. Он старался найти собственную технику, не используя чужую. Пользуясь простыми средствами, хотел достигнуть наибольшей выразительности, в частности, избавиться от полутонов.
    
Сарьян Мартирос. Натюрморт.
     А. Куприн в своём творчестве близок к кубистам: натуру он изображает так, чтобы была ясна и понятна её геометрическая форма. Все предметы выполняются упрощённо, схематично. Предельно лаконичны контуры и их объёмы. Художник нарочно нарушает форму предмета, сжимает, деформирует. Большие плоскости в картине наползают друг на друга, образуя дополнительные плоскости цвета, и так получается глубина. Натюрмортам А. Куприна свойственно стремление к обобщению и в цветовом решении картины. Общая гармония картины задумывается заранее, подчиняя всё. Стиль автора создают декоративность и нарочитая плоскостность композиции, простые, чистые цвета, сильно упрощенные контуры, форма предметов.
   
А.В. Куприн. Натюрморт.
     Для импрессиониста Поля Сезанна натюрморт также был интересен, конечно, после пейзажа.
     
    
Поль Сезанн. Натюрморт.
     Проблема пространства в его творчестве была главной. Сезанн утверждал, что «продолжать импрессионизм было некуда и незачем. Разве что в тупик к абстракции. Оставался только один путь спасения искусства, способного охватить мир в его целостности, - путь создания новейшей системы видения, которая могла бы вместить в себя как пространство, так и время. Нужно было пойти на штурм времени, как когда - то Джотто пошел на штурм пространства» [22. с. 518].
     Анализ произведений художников, работающих в жанре натюрморта, показал, что мастера кисти огромное внимание уделяли процессу художественной интерпретации формы в натюрморте. Они использовали следующие приемы декоративной стилизации: все предметы выполняются упрощенно, схематично, используют сочетание простых, чистых цветов.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ ПРИЁМОВ ДЕКОРАТИВНОЙ СТИЛИЗАЦИИ ФОРМЫ НА ЗАНЯТИЯХ
КОМПОЗИЦИЕЙ
2.1. Анализ педагогического опыта обучения детей декоративной стилизации формы в работе над натюрмортом.

     Перед педагогами изобразительного искусства стоит важная задача. Ребенка нужно научить наблюдать предметы окружающего мира, явления, анализировать их конструкцию, вид, чтобы потом суметь трансформировать, переработать, изменить, сделать другим, или создать что-то новое, индивидуальное. Главная задача педагога состоит в том, чтобы ученикам развить в себе творческое видение натуры и художественно-образное мышление.
     Что бы освоение приёмов по стилизации проходили успешно, занятия необходимо проводить поэтапной Начинать надо с изучения простейших заданий на примере одно-, трёх- предметных постановок и выходя на более сложный  уровень к беспредметным, образно-ассоциативным, психологическим темам. Так вырисовывается общая картина системы заданий.
     Для декоративной композиции важно то, насколько творчески, индивидуально, неповторимо может переработать картины окружающего мира и добавить свои мысли и чувства художник, то есть стилизовать. Как процесс работы, стилизация представляет собой декоративную переработку, обобщение формы изображаемых предметов. Специальные приёмы и упражнения ведут к изменению формы, объемных и цветовых отношений. В декоративном искусстве стилизацией можно назвать метод ритмической организации целого, благодаря ему изображение приобретает большие признаки декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.
     Огромным пластом выбора тем для стилизации является окружающий нас мир. Он доступен, многовариантен, легко изображается, понятен для анализа и переработки изображения. Один и тот же природный объект при изучении и анализе его составляющих можно изображать по-разному, открывая всё новые его качества и стороны, в зависимости от поставленной задачи.
     Во время поисковой работы велось изучение и проработка большого количества научной и методической литературы на темы: «Освоение приёмов декоративной стилизации формы», «Основы стилизации», «Натюрморт», «Декоративный натюрморт».
     Были также рассмотрены программы обучения композиции в художественных школах и школах искусств. Проанализируем рабочую программу «Изобразительное искусство» Муниципального бюджетного образовательного учреждения Дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Кандалакша, 2012 г.
     Целью программы является приобщение к художественному творчеству и изобразительной деятельности, изучение базовых предметов и закрепление теоретического материала. Развитие в каждом ребёнке уверенности в своих возможностях и способах овладения искусством для дальнейшего определения и становления творческой личности сообразно индивидуальным способностям.
     Срок реализации программы 7 лет, первый этап базовый (1-3 годы обучения) знакомство с изобразительными материалами и техниками, декоративно - прикладная композиция, лепка и следующий более высокий уровень (4-7 год обучения) основы изобразительного языка. Изучаемые предметы:	рисунок, живопись, композиция (станковая, декоративная), Во втором классе закрепляются и углубляются навыки работы по декоративной композиции. Работы учащихся становятся более аккуратными и качественными. Сохраняется последовательность заданий - от «простого к сложному». Обучающиеся выполняют на отдельном листе короткие зарисовки и эскизы для длительных работ. В заданиях закрепляются такие понятия, как силуэт, масштабность, ритм, статика и динамика, равновесие сюжетно - композиционного центра. Большое внимание уделяется заданиям на ассоциативность, абстрактность, вариативность. Изучаются графические приёмы работы. В третьем классе повторяются и закрепляются знания. Обучающиеся умеют образно мыслить, стилизовать изображение, подбирать тот или иной колорит, цветовой строй декоративной композиции.
     Исходя из учебно-тематического плана, можно сказать, что занятие по декоративно-прикладной композиции на тему «Декоративный натюрморт из предметов быта» всего одно в течение всего второго учебного года. В третьем классе также есть один урок «Декоративный тематический натюрморт», который обучает приёмам стилизации на примере натюрморта.
     А в дальнейшем происходит обучение станковой композиции. И в седьмом классе есть задание на создание орнаментальной портретной композиции или натюрморта, используя способы декоративной стилизации в орнаменте, натюрморте или портрете.
     Следующая проанализированная нами программа «Программа по учебному предмету «Декоративная композиция» дополнительной образовательной программы «Декоративно-прикладное искусство» Муниципальной детской художественной школы г. Вологды, 2010 г. Срок реализации 4 года. Анализируя её, можно сказать, что обучающихся учат стилизации на примере орнамента, разных природных форм, разными материалами и т.п., но о стилизации в натюрморте нет ни слова.
     Познакомимся с авторской программой по композиции для 1-4 классов ДХШ №19, г. Кемерово. Авторы, преподаватели ДХШ № 19. Художественная школа должна в чёткой и ясной последовательности дать учащимся необходимую для творческой работы грамоту. И именно предмет «композиция» непосредственным образом должен воздействовать на развитие творческих способностей детей, стимулировать и направлять их, то есть формировать то, без чего не может состояться художник. Главная задача в том, что в работе над композицией основным должно стать стремление воспитать у учащихся способность не просто копировать действительность, а научить их выражать свои чувства, то есть создавать иной художественный образ. Овладение образным языком и создание художественного образа - основная цель обучения композиции в нашей школе. А поскольку создание художественного образа является результатом образного мышления, то итогом обучения должны быть: 
     •Знание закономерностей композиции
     •Свободное владение любыми художественными средствами выражения 
     •Умение использовать все средства композиции для выполнения творческих задач
     Для выполнения этих задач наряду с основами композиции, педагоги знакомят детей с разнообразием изобразительных материалов и техник исполнения, ставятся разные педагогические задачи. Со второго класса учащиеся решают образные задачи в различных жанрах искусства (натюрморт, анималистический жанр, иллюстрация), совмещая полученные знания по основам композиции и такие понятия, как «декоративность цвета», «живописность цвета», «язык графики», «декоративно-прикладное искусство», здесь отводится пара уроков декоративному натюрморту.       Образовательная программа дополнительного образования детей «декоративная композиция» для учащихся 1-4 классов (от 10 лет). «Детская школа искусств №16» г. Москвы, 2009 г. Срок реализации программы 4 года. Автор: Миронова Т. А. В первом классе есть задание: Натюрморт из предметов быта. Знакомятся с понятиями симметрия, асимметрия, равновесие. Во втором полугодии второго класса, задание «Натюрморт. Упражнения по цветоведению». Задача исполнить натюрморты в ограниченной цветовой гамме. И наконец, в выпускном классе «Супрематический тематический натюрморт». Композиция выполняется, используя ряд приемов, которые усиливают впечатление декоративности. В учебно-тематическом плане на такое задание выделено 8 часов.
     На наш взгляд, этого времени не достаточно, так как в процессе выполнения декоративного натюрморта есть большая возможность развития у детей чувства цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности. Развиваются творческие возможности учащихся.
     Наше исследование проходило в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 19» г. Белгорода им. В. Казанцева.
     Работа в школе ведется по основной образовательной программе основного общего образования, разработанная школой  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы. В содержательном разделе данной программы даны содержание программ всех учебных предметов, в том числе и по изобразительному искусству, рассчитанному на проведение занятий с 5-7 классы.  
     В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений  «Изобразительное искусство. 5-9 классы» автор: Неменский, Б. М. 
     Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.  
     Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.  
     В основной программе изучению приемов работы над натюрмортом выделяется не так уж много времени. В 6 классе учащихся знакомят с натюрмортом. Проводятся тематические уроки: 
     - «Реальность и фантазия в творчестве художника»; 
     -   «Изображение предметного мира — натюрморт»; 
     -  «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»; 
     -  «Изображение объема на плоскости и линейная перспектива»; 
     - «Освещение. Свет и тень», 
     -  «Натюрморт в графике»; 
- «Цвет в натюрморте», 
- «Выразительные возможности натюрморта».  
     Система обучения в школе нацелена  на многостороннее развитие личности, направления которого сконцентрированы в отдельных взаимосвязанных блоках методики обучения.
     - Художественные материалы, инструменты, технологии.
     - Развитие визуального мышления.
     - Основы композиции.
     - Основы изобразительной грамотности.
     - Мировая художественная культура.
     - Развитие проектного мышления.
     - Реализация детских идей. Организация среды.
     - Изучение декоративно-прикладного творчества.
     Особенностью методики обучения основам декоративной стилизации является постановка коротких, понятных задач. Задачи ставятся на то или иное изобразительное средство: контрасты, цвета, размера, формы, симметрии, масштаб, ритм, пропорции, форма - антиформа, преобразование формы, статика - движение. Все эти средства потом используются в длительных, творческих композиционных работах.
     Выполняются натюрморты в разных техниках гуаши (знакомство с материалом, крупные мазки, предметы плоские, локальный цвет, искажение формы, предметы лежат, летают). 
Изучению декоративного натюрморта в интересующем нас возрасте (7 класс, дети 13-14 лет) выделен целый блок:
            - декоративный натюрморт акварель + тушь.
     	- разработка композиции (статика, динамика...).
     	- декоративный натюрморт графика.
            - обрывная аппликация.
     Задания выполняются в несколько этапов:
1. Создание композиции на основе копирования нескольких видов композиции:
     а) статичная;
     б) динамичная;
     в)  собственная композиция (статично-динамичная).
     1. Создание декоративного натюрморта черно-белого с элементами декоративного заполнения.
     2. Создание декоративного натюрморта в цвете, декоративное заполнение цветовом решении.
     3.  Декоративное заполнение сложного характера.
     4.  Обрывная техника. Коллаж из журнальных страниц.
     Освоение подростками данного блока происходит не одинаково успешно. От чего это зависит? Скорость вып.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44