- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Обучение двигательным действиям в спорте как
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003134 |
Тема: | Обучение двигательным действиям в спорте как |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА «(ГЦОЛИФК)» МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ САЛЬТО НАЗАД ИЗ РУК В РУКИ В ЖЕНСКИХ ТРОЙКАХ Выпускная квалификационная работа Исполнитель – ст. ….. Ю.М. ЯЧМЕННИКОВА Научный руководитель – д.п.н., профессор Ю.К.ГАВЕРДОВСКИЙ Москва – 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Особенности техники выполнения и методика обучения сальто назад из рук в руки (по литературным источникам)……………… 1.1. Техника спортивных упражнений акк сложный двигательный акт… 1.2. Механизмы формирования двигательных действий в спорте………. 1.3. Обучение двигательным действиям в спорте как системный процесс……………………………………………………… 1.4. Методика обучения бросковым упражнениям в женских акробатических тройках……………………………………………….. Глава 2. Задачи, методы и организация исследования…………………… 2.1. Задачи исследования……………………………………………………. 2.2. Методы исследования…………………………………………………… 2.3 Организация исследования………………………………………………. Глава 3. Методика обучения сальто назад из рук в руки…………………… 3.1. Надежность обучающих упражнений……………………………………. 3.2. Информативность упражнений………………………………………….... 3.3. Балльная оценка результатов тестирования……………………………… Выводы…………………………………………………………………………… Литература……………………………………………………………………….. ВВЕДЕНИЕ Актуальность. За несколько десятилетий процесс усложнения соревновательных программ был самым рекордным по достижениям. Рост сложности в спортивной акробатике стал невозвратимым. Достижение высокого технического мастерства становится более трудоемким и продолжительным. Постоянно растущая конкуренция национальных сборных команд на международной арене выдвигает все новые задачи в подготовке спортсменов. Одними из приоритетных становятся овладение программами международного класса в короткие сроки и на высоком качественном уровне, а также демонстрация стабильности и надежности их выполнения в условиях соревнований. Традиционные средства, методы и имеющиеся технологии трудно справляются с задачами, направленными на подготовку спортсменов высокого класса (Н.П. Гусев; В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский; С.К. Малиновский; Ю.А. Попов). На сегодняшний день одним из наиболее популярных видов акробатики является женская групповая акробатика. Сложность бросковых акробатических упражнений в женских группах достигла предела двигательных возможностей спортсменок. Выходом из этой ситуации является повышение качества учебно-тренировочной работы на основе изучения особенностей техники акробатических упражнений, разработки эффективных способов их выполнения и постоянного совершенствования методики обучения (Л.П. Матвеев; Г.Я, Соколов; Н.П. Гусев; В.Н. Платонов; Т.А. Морозевич; Ю.К. Гавердовский). Изучение проблемы технической подготовки партнеров в парной акробатике показало, что в научно-методической литературе слабо раскрыты вопросы, касающиеся особенностей выполнения сложных бросковых упражнений. Однако широко рассматривались вопросы, связанные со структурными компонентами их техники В.Н. Болобаном, Г.Я. Соколовым, Н.И. Тихоновым, но данные публикации не позволяют раскрыть вопросы выполнения бросковых упражнений с позиций структурно-функционального подхода. Многими авторами были представлены приемы выполнения бросковых упражнений без учета биомеханического аспекта (И.В. Жуков; А.М. Игнашенко; В.П. Коркин), то есть работы носили описательный характер. Но эффективный способ исполнения бросковых упражнений с учетом использования внешних и внутренних сил досконально не исследовался. Рост сложности бросковых упражнений обнаруживает необходимость применения более совершенных способов выполнения и эффективной методики обучения им. Однако определены не все модельные параметры техники этих двигательных действий, нет достаточно всесторонне разработанной методики обучения бросковым упражнениям. Эти обстоятельства подчеркивают актуальность исследования по разработке методики обучения акробатов бросковым упражнениям на этапе начальной специализированной подготовки. Цель исследования — разработать комплекс упражнений способствующих более быстрому и техничному изучению упражнения сальто назад из рук в руки в женских акробатических тройках групп спортивного совершенствования Объект исследования — женские акробатические тройки групп спортивного совершенствования. Предмет исследования — совершенствование методики обучения сальто назад из рук в руки Гипотеза. Методика обучения упражнения сальто назад из рук в руки станет более эффективной, если будет построена на основе использования особых упражнений для нижних и верхней отдельно и совместно, что позволит более быстро и качественно изучить данный элемент Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ САЛЬТО НАЗАД ИЗ РУК В РУКИ (по литературным источникам) 1.1. Техника спортивных упражнений как сложный двигательный акт. В настоящее время содержание спортивной подготовки складывается из технической, физической, тактической, психологической, функциональной и теоретической подготовки (Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин). Совершенствование каждой из них повышает эффективность всего тренировочного процесса. Не принижая значения ни одного из указанных видов подготовки, необходимо признать, что основным содержанием спортивной тренировки в сложно-координационных видах спорта, в спортивной акробатике, следует считать техническую подготовку, так как только при ее реализации имеется принципиальная возможность неограниченно повышать техническое мастерство.(В.П. Коркин; В.Н. Болобан; Матвеев; В.Н. Платонов; Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин). Спортивная техника каждого вида спорта включает в себя совокупность технических приемов, способов преодоления пространства, действий со снарядами, взаимодействий с партнерами и противниками. Каждое из этих действий — это спортивное упражнение, и в них можно найти общие для всех характерные признаки. Все движения спортивной техники строго целенаправленны, они рационально организованы, отличаются высокой экономичностью, высоким коэффициентом полезного действия, наилучшим использованием сил (В.Н. Болобан; Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин). Таким образом, под спортивной техникой (техникой вида спорта) понимают целесообразный способ выполнения двигательных действий , направленный на достижение высокого результата, за счёт экономичности энергетических затрат (В.П. Коркин ) Говоря о спортивной технике, надо различать два значения этого термина: идеальная модель спортивной техники, выработанная на основе практического опыта, или теоретически и реально формирующийся, либо уже сформированный у спортсменок способ выполнения соревновательного упражнения, который характеризуется степенью эффективного использования спортсменками своих возможностей для достижения спортивного результата (техническая подготовленность) (Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин). Таким образом, можно говорить о критерии эффективности спортивной техники, определяющимся разницей между фактическим спортивным результатом и расчетным результатом, который мог бы показать спортсмен, если бы полностью использовал свои физические возможности (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский; Л.П. Матвеев). Спортивная техника должна соответствовать морфофункциональным особенностям спортсменок и намечаемым достижениям. Причем реальные формы действий, осваиваемых спортсменками в начале спортивного пути, не могут полностью совпадать с моделями техники, пригодными для последующих этапов, поскольку техника движений определяется степенью развития физических и психических качеств спортсменок, закономерно изменяющихся в процессе спортивного совершенствования. В соответствии с этим меняются и формы индивидуальной техники. Следовательно, техническая подготовка спортсменок осуществляется на протяжении всей спортивной деятельности. В.Т. Назаров предлагает подходить к рассмотрению техники исполнения упражнения не только с учетом биомеханической целесообразности, но и в тесной связи с вопросами процесса обучения. Он рекомендует выделять «главные управляющие» и «корректирующие управляющие» движения. Автор считает, что усвоение управляющих движений позволяет спортсменкам овладеть основой навыка любого упражнения. Задача управляющих движений состоит в реализации поставленной программы действий (В.Т. Назаров; В.Н. Курысь). Программа движений тела спортсмена имеет (по В.Т. Назарову) три составляющих: программу поступательного перемещения тела (программу места); программу вращательного движения тела (программа ориентации); программу изменения позы (программа позы). В технике двигательного действия принято выделять основу, определяющее звено и детали техники (В.Т. Назаров; М.М. Боген; В.Н. Курысь). Основой техники называют совокупность тех звеньев и черт динамической, кинематической и ритмической структуры движения, какие, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи определенным способом. Под основой техники подразумеваются главные управляющие движения (В.Н. Курысь; Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин). Определяющим звеном техники (ведущими движениями) В.Т. Назаров называет наиболее важную часть способа выполнения двигательной задачи. Детали техники — это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма, те движения, которые могут быть частью различных действий или могут выполняться с некоторыми вариациями (В.Т. Назаров). Под спортивной техникой следует также понимать систему движений. Структура системы движений спортивной техники характеризуется многоступенчатым объединением комплексов движений (элементы, их группы, ряды фаз), более мелкие объединения (подсистемы) входят как подчиненные в более крупные подсистемы. В технике проявляются как тончайшие взаимные связи, так и относительная независимость подсистем, столь важная для стабилизации системы. Наличие тесной взаимосвязи, существующей между последовательно выполняемыми элементарными действиями, позволило выделить ряд двигательных стадий и фаз, каждая из которых соответствует возникающей по ходу движения двигательной ситуации. В связи с этим рядом авторов предложено выделять подготовительные, основные и завершающие стадии, составляющие его структуру (Н.А. Курьеров; Ю.К. Гавердовский). Подготовительные действия создают наиболее целесообразные предпосылки для накопления кинетической энергии и эффективного выполнения основных действий. По мнению Ю.К. Гавердовского, независимо от конкретной структуры и сложности действий подготовительной стадии качество их исполнения в существенной мере определяет и качество исполнения упражнения в целом (Ю.К. Гавердовский). Действия, входящие в состав основной стадии движений — техническая основа упражнений, — являются ведущими, так как от этих действий зависит выполнение самого упражнения в целом. По мнению В.М. Дьячкова, изменение одного ведущего элемента основной стадии двигательного действия вызывает существенные изменения в структуре упражнения и приводит к другому техническому варианту. Техническая основа упражнений включает в себя энергообразующие действия, позволяющие строить сложный двигательный акт. Из этого следует, что движения, составляющие техническую основу акробатических упражнений, должны осуществляться с наименьшей вариативностью (В.М. Дьячков). По нашему мнению, автоматизация именно этих движений является перспективным направлением в существенном повышении спортивного мастерства в парно-групповой акробатике. Однако при выполнении целостного движения, ввиду его сложности, могут происходить серьезные нарушения его структуры. В связи с этим знание оптимальной техники исполнения движения в случае неудачного выполнения упражнения позволяет использовать компенсаторный вариант техники выполнения двигательного действия. Поэтому, беря за основу целесообразную технику исполнения, не следует пренебрегать возможностями коррекции этой техники с учетом меняющейся ситуации (В.Н. Курысь). Благодаря полученной в основной стадии движения кинетической энергии в завершающей стадии осуществляется выполнение программы движения. Благодаря этой энергии тело может перемещаться преимущественно по инерции, хотя при .этом могут выполняться корректирующие действия, а также вводятся движения, предназначенные для усложнения двигательного действия. В настоящее время выделяют три группы видов техники, а именно: 1) со стабилизацией кинематической структуры — выполнение заданной формы и характера движений; 2) со стабилизацией динамической структуры— достижение максимального измеряемого результата: 3) с вариативностью спортивных действий — обеспечение конечного качественного эффекта в переменных условиях (Д.Д. Донской). В.Н. Платонов утверждает, что не следует считать адекватными понятия «спортивная техника» и «техническая подготовленность» или «техническое мастерство» спортсмена. Спортивная техника — есть суть конкретный способ выполнения упражнения. Не стоит забывать и о том, что спортивная техника индивидуальна , у каждой спортсменки свой «почерк» .Техническое мастерство — это степень освоения спортсменками системы движений — техники вида спорта, соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов (В.Н. Платонов; В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин). Управление движениями, осуществляемое на основе прочно закрепленного навыка, должно изменяться по мере развития двигательных способностей. Таким образом, от степени автоматизации двигательного навыка зависит в той или иной мере качественное проявление двигательной деятельности акробаток. Спортивно-техническое мастерство определяется результативностью техники движения. Она обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информированностью для соперника. Д.Д. Донской считает, что техническое мастерство характеризуется тем, что умеет делать спортсмен и как он владеет освоенными действиями (Д.Д. Донской). В первую группу показателей он включает объем, разносторонность и рациональность технических действий. Во вторую группу входят эффективность и освоенность выполнения двигательного действия. По мере совершенствования технического мастерства типичными для него становятся такие признаки, как стабильность и вариативность. Стабильность выражается в том, что при повторном выполнении двигательного действия ряд его параметров воспроизводится единообразно не только в стандартных, но и в меняющихся условиях. Вариативность же характеризуется внесением целесообразных изменений в детали действия или в общую его структуру. Чем выше техническое мастерство, тем больше его особенностей, деталей приобретают автоматизм, выполняются без произвольного вмешательства внимания во все детали. Соотношение произвольности и автоматизма все время изменяется в зависимости от условий спортивной деятельности. Таким образом, в результате анализа научно-методической литературы установлено, что двигательные действия акробаток изменчивы. Они варьируются по целому ряду признаков, даже если сохраняют свою техническую основу. Разнообразные формы движений представляют собой систему действий, которые можно рассматривать как различные по составу и структуре подсистемы. Это позволяет с различных позиций анализировать все стороны сложной и многогранной системы, которые представляют технику двигательных действий. Основой вольтижных упражнений являются полуперевороты, перевороты, полеты и сальто. Особенностью выполнения данных упражнений в парной акробатике является взаимодействие трёх спортсменок. Одина из них — нижняя, другая средняя. Они обеспечивает отталкивание своего партнера. Акробат, стоящий на решёте, купе или лежащий на предплечьях— верхняя отталкивается от Н. и С. и непосредственно выполняет «фигуру полета». Вольтижные упражнения – полёты, полуперевороты и сальто, выполняемые с помощью партнёров, - имеют фазу полёта и завершаются соскоком или ловлей (В.П. Коркин). Описывая вольтижные упражнения, авторы указывают, что действия бросающих состоят из стартового и финального усилий, а также разгона. Разгон начинается небольшим приседанием или плавным движением руками со стоящим на них верхним. Затем нижняя и средняя производит толчковые усилия одновременно во всех звеньях тела. Начинается толчок (бросок) согласованным разгибанием в тазобедренных и коленных суставах. Далее следует движение плечевого пояса, финальные усилия осуществляются предплечьями и кистями. Движения нижней и средней должны быть сильными и быстрыми ,с плавным увеличением скорости к концу броска. При финальном усилии верхняя сохраняет выпрямленное положение конечностей и туловища. Бросок заканчивается полным выпрямлением партнеров, нижняя и средняя при этом поднимается на носки (В.П. Коркин). Однако многие годы техника парных акробатических упражнений - с фазой полета совершенствовалась главным образом на основе практического опыта спортсменов и тренеров. В научно-методической литературе вопросы совершенствования техники вольтижных упражнений носят описательный характер и не позволяют эффективно осуществлять обучения им акробаток (Б.М. Замов; В.П. Коркин). С ростом сложности вольтижных упражнений остро ощущается необходимость теоретического осмысления особенностей техники выполнения рассматриваемых упражнений. Взаимодействие нижней, средней с верхней следует рассматривать как взаимодействие биологических подсистем регулирования. Их совместное функционирование может быть успешным только в случае взаимного согласования кинематических и динамических показателей этих подсистем. Это согласование обусловливается непрерывной настройкой параметров биологических подсистем, исходя из принципов обратной связи и принципа оптимальности (И.П. Жеков; В.Н. Болобан; Г.Я. Соколов, А.П. Алябышев). В акробатических вольтижных упражнениях одним из основных показателей технического мастерства спортсменок является достижение максимальной амплитуды движения в результате совместных действий всей тройки , то есть максимально возможная высота выполнения элемента верхней. Поэтому основным критерием технического совершенства данных спортсменок можно считать длительность полетной фазы верхней, а ведущим элементом двигательной координации — отталкивание верхней от нижней и средней и толчок верхней нижней и средней, то есть их взаимное действие в этом движении (Г.Я. Соколов; Г.Я. Соколов, А.П. Алябышев). Важное значение имеет определение оптимального угла сгибания ног в коленном суставе, который должен находиться в пределах от 80 до 90 градусов при амортизации. Отклонение глубины приседания за указанные границы ведет к снижению высоты прыжка (Ал.А. Шалманов, Ан.А. Шалманов). На результат в прыжках вверх с места влияет и положение туловища спортсмена. Лучшие прыжки выполняются при меньших углах наклона туловища к горизонтали, туловище и бедро при этом располагаются на прямой линии (Ал.А. Шалманов, Ан.А. Шалманов). В прыжковых упражнениях, выполняемых с места двумя ногами, достижение максимальной скорости вылета ОЦМ тела обеспечивается последовательным разгибанием в суставах нижней и средней конечностей. Разгибание происходит последовательно сверху вниз, то есть вначале в тазобедренном, затем в коленном и голеностопном суставах. При этом чем меньше угол в тазобедренном суставе (больше амплитуда движения), тем больше интервал времени между моментами начала разгибания в тазобедренном и коленном суставах (Ал.А. Шалманов, Ан.А. Шалманов). Теоретические исследования особенностей взаимодействия с упругой опорой показали, что кинематические характеристики движения спортсменок существенным образом зависят от упругих свойств среды с которой он входит в контакт. Приложение активного усилия при отталкивании осуществляется в момент максимального сжатия упругой опоры (Ал.А. Шалманов, Ан.А. Шалманов). Контактируя с опорой, важно добиться максимально полезной деформации нижней, средней , запасая при этом потенциальную энергию упругой деформации. Координация движений верхних и нижних конечностей, в частности, согласованная работа рук и ног, является одним из наиболее важных факторов, определяющих эффективность взаимодействия спортсменок с опорой. Скоординированность при отталкивании будет эффективной в случае совпадения во времени максимумов вертикального ускорения в ЦМ маховых звеньев с моментом максимального сгибания в коленном суставе толчковой ноги (ног) (Ал. А. Шалманов. Ан.А. Шалманов,). Активные действия акробаток — это прежде всего мышечная работа, которая должна быть предельно оптимальной. Чем труднее упражнение, которое выполняют спортсменки, чем выше требования к мощности двигательного действия, тем большую роль играют те нюансы техники, от которых зависит работа мышц. Анализируя акробатические упражнения и способы их выполнения, всегда следует иметь в виду организацию деятельности мышечного аппарата исполнителями движения. В этом смысле физиология мышечной деятельности акробаток — интересная и очень важная область, до настоящего времени еще не достаточно полно исследованная. Установлено, что высота вылета верхнего зависит от мощности толчка нижней и средней(Г.Я. Соколов; Г.Я. Соколов, А.П. Алябышев). При выполнении толчка на нижнюю и среднюю действуют как внешние силы (сила веса верхнего, сила реакции опоры, силы инерции, возникающие при движении спортсменок), так и внутренние (силы тяги мышечной системы) (Г.Я. Соколов. Соколов. А.П. Алябышев; В.Н. Болобан). Техника выполнения приседания состоит из двух частей: относительно спокойного приседания и торможения. Торможение начинается при оптимальной скорости приседания. При этом путь торможения становится минимальным, а ускорение — наибольшим. А чем короче путь торможения и чем быстрее тормозится верхний, тем достигается больший эффект последующего его выталкивания вверх (И.П. Жеков; Р.А. Роман). В парно- групповых акробатических упражнениях бросковое упражнение состоит из двух фаз. В первой фазе партнер разгоняется в основном за счет активного действия ног. Во второй фазе разгон продолжается за счет дополнительного включения в работу мышц туловища и рук. Вторая фаза, дающая большее увеличение скорости партнера, включает в себя последовательное возрастание угловых скоростей звеньев тела в следующем порядке: таз, верхняя часть туловища и верхняя часть руки, предплечье и кисть. Это означает, что пик кинетического момента предыдущего звена наступает раньше, чем последующего звена (Г.Я. Соколов; Г.Я. Соколов, А.П. Алябышев; Г.И. Попов). Все сказанное определяет важнейшие требования к технике подготовительных действий к отталкиваниям с предварительным натяжением мышц в фазе амортизации. Главные из них: — высокий тонус всего мышечного аппарата, особенно опорных звеньев, на которые при отталкивании падает наибольшая физическая нагрузка (упруго-жесткий контакт с опорой, увеличение напряжения мышц по мере вхождения в фазу амортизации и др.); — ограничение амплитуды суставных движений при амортизации с сохранением суставных углов, обеспечивающих максимально возможную силу выталкивания; — мгновенный переход от подседания с натяжением мышц к решающей фазе отталкивания с их сокращением — во избежание потери эффекта рекуперации энергии. Моделью взаимодействия акробатов в отталкивании-толчке может служить техника отталкивания спортсменов от упругой опоры. Идеален случай, когда фазы колебания упругой опоры, загруженной весом тела спортсмена, и активного деформирующего воздействия на нее при толчке совпадают по принципу параметрического резонанса, когда акценты пассивного и активного отталкивания совпадают (Ю.К. Гавердовский). Это означает, что верхняя хорошо согласует свои действия с нижними и «попадает в отталкивание». Таким образом, были выделены компоненты бросковых упражнений. Формирование системы движений из данных компонентов позволит создать оптимальную технику бросковых упражнений. 1.2. Механизмы формирования двигательных действий в спорте. Принято считать, что конечной целью обучения является формирование у обучаемого некоторой системы двигательной активности, облеченной в конкретную форму. Ее называют двигательным действием (В.М. Дьячков; В.Н. Курысь; Л .Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин; В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин; Ю.В. Менхин). В основе каждого технически сложного двигательного действия лежат определенные механизмы, в отсутствие которых это упражнение и связанная с ним двигательная задача принципиально неисполнимы (Ю.К. Гавердовский). Прежде всего, это физические механизмы, которые должны при определенных условиях срабатывать, давая конкретный механический эффект в виде пространственного движения, силового взаимодействия, стабилизации положения и т.п. Так, множество спортивных упражнений построено на действиях типа отталкивания-притягивания, махово-бросковых, ударных действиях и др. В основе исполнения таких движений лежат фундаментальные физические закономерности, связанные с динамическим взаимодействием тел, использованием опорной реакции и другими эффектами. В свою очередь, в сложных вращательных движениях, исполняемых в безопорных положениях акробатами, гимнастами для выполнения программного движения используются тонкие закономерности сохранения и перераспределения кинетических моментов тела спортсмена и его звеньев (Ю.К. Гавердовский). Техника спортивных упражнений существенно зависит от масс- геометрических параметров тела и двигательных возможностей исполнителя. Линейные размеры, масса тела и его звеньев играют существенную роль при выборе (или непроизвольном формировании) способа исполнения упражнения, а следовательно накладывают отпечаток и на процесс его освоения и совершенствования. Овладение любым двигательным действием начинается с активного приспособления возможностей локомоторного аппарата (его рабочих механизмов) к тем условиям, которые сопутствуют процессу решения двигательной задачи. В силовом поле, возникающем при этом в результате взаимодействия внешних и внутренних по отношению к человеку сил, выделяются фазы активной и реактивной динамики. По мере приспособления к внешним условиям спортсмен находит пути более эффективного решения двигательной задачи. Это сопровождается дифференциацией и усилением динамических акцентов, четкой локализацией их во времени и пространстве и объединением в определенную систему. При концентрации такой системы во времени она обретает устойчивость и обладает всеми признаками целостной структуры с определенными и конкретными причинно-следственными связями между ее элементами. Данная структура формируется по результатам выполнения упражнений и является продуктом приспособления организма к специфическим условиям внешних взаимодействий критерий целесообразности которого определяется заданным результатом действия (Н.А. Бернштейн). Различают два уровня владения двигательным действием: двигательное умение и двигательный навык (Н.Г. Озолин; М.М. Боген; Л.П. Матвеев; В.Б. Коренберг; Ю.В. Менхин). Полноценное овладение техникой двигательного действия возможно при наличии у спортсмена ранее выработанного двигательного навыка (Л.П. Матвеев; Ю.В. Менхин). Управление двигательными действиями, по Н.А. Бернштейну — сложный многоуровневый процесс, в основе которого лежат сенсорные коррекции. Высшие уровни выполняют роль ведущих, регулирующих двигательный акт в целом, низшие — роль фоновых, обеспечивающих выполнение отдельных задач построения двигательного действия. Каждому уровню соответствуют определенные анатомические образования в ЦНС и характерные лишь для него сенсорные коррекции. Высшие уровни не имеют достаточной обратной связи с мышцами-эффекторами и не могут полноценно ими управлять. Низшие уровни не могут самостоятельно регулировать смысловую направленность двигательного действия и поэтому нуждаются в «руководстве сверху». Именно из-за этого вновь формирующееся двигательное действие является несовершенным: высшие уровни управления, обеспечивающие смысловую направленность, вынуждены выполнять несвойственные им функции, вмешиваясь в управление перемещением отдельных звеньев тела, уточняя усилия и т.д.; система управления движениями по мере их становления совершенствуется, формируются межуровневые субординации, низшие уровни принимают на себя свои функции, высшие уровни более не вмешиваются в решение мелких задач, отвечая за контроль структуры и смысла действия. Двигательное действие становится четким, свободным, что свидетельствует о становлении навыка. Когда навык сформирован, вмешательство сознания в детали движения значительно ухудшает качество последнего. Физиологическое обоснование процесса формирования двигательных навыков было осуществлено профессором А.Н. Крестовниковым. Он указывает, что в основе данного процесса лежит простой или сложный (цепной) условный рефлекс. В результате многократных повторений двигательного действия между центрами управления вначале возникают (проторяются), а затем все более закрепляются нервные связи, что приводит к формированию коркового динамического стереотипа (функциональной системы временных связей), который лежит в основе управления двигательным навыком (А.Н. Крестовников). Формирование двигательного навыка протекает в несколько этапов, совпадающих с фазами формирования динамического стереотипа. В физиологии выделяют три фазы формирования динамического стереотипа, внешними проявлениями которых оказывается качественно и количественно разное состояние действия (Ю.В. Менхин). Первая фаза характеризуется несбалансированностью возбудительного и тормозного процессов, преобладанием первого над вторым и захватом им тех участков мозга, которые не должны быть задействованы в обеспечении изучаемого двигательного действия. В начале первой фазы нет необходимых дифференцировок, которые позволили бы различить с достаточной точностью заданные и получающиеся количественные характеристики при попытках выполнить действие. Действие не получается или получается с большими искажениями. Вторая фаза, называемая фазой концентрации, характеризуется более точной локализацией возбуждения в «нужной» области, большей сбалансированностью возбудительного и тормозного процессов и в связи с этим более точными двигательными дифференцировками. Это служит основой для возникновения более четких координационных схем и их относительной устойчивости к влиянию сбивающих воздействий внутренней и внешней сред. Движение начинает выполняться точно, согласованно, относительно экономично и результативно, с хорошим качеством. Однако в силу того, что пока еще для осуществления дифференцировок и коррекций требуется значительное сосредоточение и напряжение, координирующие механизмы не сохраняются долго — возникает запредельное торможение. Оно опять охватывает большую корковую зону. И снова возникают ошибки и неудачи. В третьей фазе, фазе стабилизации, происходит окончательное закрепление схемы координационных отношений и установление той зоны их вариативности, в пределах которой вся скоординированная система мышечных синергий может существовать (проявляться) в обусловленных формах. Двигательное действие выполняется в высоких уровнях точности, экономичности, качества и стабильности, а также устойчивости действия к сбивающим факторам (Ю.В. Менхин). Таким образом, навык формируется нервной системой. Нервная система сооружает его в себе: упражнение — это деятельностное строительство. Сооружение навыка слагается из ряда этапов, качественно различающихся друг от друга. Построение навыка — это смысловое цепное действие, в котором нельзя ни пропускать, ни перепутывать отдельные звенья (Н.А. Бернштейн). Общая динамика овладения движением может быть представлена следующим образом. При ознакомлении с упражнением, в первую очередь формируются сенсорный и интеллектуальный компоненты навыка, т.е. зрительный образ и понятие об упражнении — его смысл, назначение и главные признаки: движущие или движущиеся части тела и двигаемые предметы (тела), направление движения и его скорость, ориентированность в пространстве позы, взаимное расположение частей тела и определенных суставных углов и.п. Но образ не должен восприниматься лишь как некая «механическая» совокупность признаков, а иметь сенсорику, т.е. быть чувственно оцененным в «...ощущениях, которые лягут в основу его сенсорных коррекций» (Н.А. Бернштейн). Таким образом, первой составной частью двигательного действия является его идеомоторная основа, т.е. образно представляемое действие без реального осуществления его исполнительным аппаратом, но с возникающей при этом соответствующей нервной импульсацией в корковых зонах двигательного анализатора. Оперативные двигательные структуры у начинающих спортсменов не могут возникать сами собой и для этого одной идеи моторики недостаточно. Нужны двигательные представления о потребном действии. Двигательные представления есть результат чувственного познания и абстрактного мышления. Оно включает в себя общую информацию о движениях (знания), достаточный индивидуальный опыт и приемы самоконтроля за движениями. В некоторой степени это и двигательная задача, и программа управления движением (Д.Д. Донской) В дальнейшем предварительные представления о движении развиваются, обогащаются и, в совокупности с другими ощущениями (слуховыми, тактильными, вестибулярными, мышечно-суставными), образуют полимодальную концептуальную модель деятельности (В.Д. Мазниченко). В процессе представления участвуют все уровни нервной системы и, прежде всего, исполнительный аппарат, который благодаря обратной афферентации и сличению с акцептором результатов действия, вносит в закладываемый образ коррективы и совершенствует....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: