VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методы и методики активизации внимания гимнасток 5-6 лет при обучении двигательным действиям

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005535
Тема: Методы и методики активизации внимания гимнасток 5-6 лет при обучении двигательным действиям
Содержание
10





Федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение высшего образования 

«Российский государственный социальный университет»



Факультет физической культуры

Кафедра теории и методики физической культуры и спорта





Направление подготовки – 49.03.01 Физическая культура (спортивный менеджмент)



Квалификация (степень): бакалавр





Выпускная квалификационная работа






Тема: МЕТОДИКА АКТИВИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ ГИМНАСТОК (5-6 ЛЕТ) ПРИ ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ.





Обучающийся: ___________________    Шерихова Майя Павловна

                                                            подпись

Дата_____________      



кандидат педагогических наук, доцент, Бакулина Е.Д.                  

подпись                         (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы)



Научный руководитель      





ВКР допущена к защите «___»_________________20__г.



Защищена  «27» июня 2017 г.                     Оценка:  «________         ______ » 



Заведующий кафедрой,
д-р. пед. наук, доцент          _____________       Махов Александр Сергеевич
                                                                                        подпись











Москва, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ 3

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ГИМНАСТОК 5-6 ЛЕТ ПРИ ОБУЧЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ С ПРЕДМЕТАМИ 6

	1.1 Возрастные особенности развития девочек 5-6 лет 6

	1.2 Особенности развития внимания девочек 5-6 лет 10

	1.3. Методы и методики активизации внимания гимнасток 5-6 лет при обучении двигательным действиям 15

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………..22

	2.1.Методы исследования 22

	2.2. Организация исследования 25



	ГЛАВА  3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27

	3.1 Экспериментальное исследование  произвольного внимания гимнасток 5-6 лет при обучении упражнений с предметами 27

	3.2. Результаты эксперимента 36

	3.3. Рекомендации по развитию и коррекции произвольного внимания гимнасток 5-6 лет при обучении упражнений с предметами 38

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

	ВЫВОДЫ 43

	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

	ПРИЛОЖЕНИЕ 49
















ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы. Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).

Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте является одним из непременных условий успешного обучения художественной гимнастике. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат – все это требования, которые предъявляют  к произвольности детского внимания. В развитии внимания  особое  значение имеет дошкольный  период детства.

Дошкольное детство  - это период  интенсивного  развития всех  психических процессов, которые  обеспечивают ребенку  возможность ознакомления  с окружающей действительностью. Решающее значение в развитии внимания имеет организация воспитательной работы. Внимание у детей 5-6 лет удерживается с трудом, его объем и устойчивость увеличиваются постепенно и незначительно. Дети 5-6 лет еще не способны отделить несущественное от основного, часто фиксируют свое внимание на второстепенном. Поэтому в этом возрасте целесообразно использовать целостный метод обучения, изучать простые упражнения, пользоваться краткими и точными объяснениями.

В процессе обучения необходимо использовать новые, яркие и краткие раздражители для удержания внимания детей. Замечаний по технике исполнения должно быть не более 1-2 в один прием.

Важное значение, в этом возрасте имеет наглядность обучения. Показ должен быть очень точным и четким, так как дети нередко просто копируют педагога и могут повторить его ошибки. Но для развития 2-й сигнальной системы, пополнения терминологического запаса показ следует сопровождать кратким и доступным объяснением.

Проблема развития произвольного внимания ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах онтогенеза характерной чертой развития является его синкретичность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве (Е. А. Аркин, А. Валлон, П. Ф. Вэдэзи, Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, М. М. Кольцова, А. Н. Леонтьев, Р. Р. Фьюэлл, Н. М. Щелованов и др.).

Потребность в интенсивном освоении различных упражнений с предметом при отсутствии достаточного произвольного внимания у гимнасток 5-6 лет, ставят тренеров, в достаточно трудное положение.

Данное противоречие и необходимость его разрешения определили актуальность нашего исследования.

В связи с этим необходимо создание комплексных коррекционных и профилактических программ, направленных на совершенствование произвольного внимания гимнасток  5-6 лет.



Цель исследования: Разработать методику активизации внимания гимнасток начальной подготовки (5-6 лет) при обучении двигательным действиям



Объект исследования: тренировочный процесс гимнасток 5-6 лет при обучении двигательным действиям.



Предмет исследования: методика активизации произвольного внимания гимнасток 5-6 лет при обучении двигательным действиям.

	         

	         Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по теме исследования.

2. Разработать экспериментальную методику активизации внимания гимнасток в тренировочном процессе.

3. Апробировать авторскую методику  активизации внимания гимнасток 5-6 лет при изучении двигательных действий



Гипотеза исследования: Предполагалось, что разработанная методика коррекции произвольного внимания гимнасток 5-6 лет при обучении двигательным действиям позволит ускорить процесс  и повысит качество обучения если:

В тренировочный процесс внедрить подвижные игры направленные на активизацию внимания.    




Методы исследования:

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

Педагогическое наблюдение;

Тестирование;

Педагогический эксперимент;

Использование метода математической статистики.



Опытно - экспериментальная база: исследование проводилось на базе профессионального спортивного клуба художественной и эстетической гимнастики «Олимпия».



Структура работы. Работа состоит из 51 страницы, оглавления, введения, трех глав, заключения, списка литературы из работ 49 авторов, рисунков, таблиц и приложения.




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ГИМНАСТОК 5-6 ЛЕТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ



1.1 Возрастные особенности развития девочек 5-6 лет





"Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но уже начинает утрачивать детскую непосредственность, в поведении у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он не только приобретает новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни" - пишет психолог Н. Ю. Кулагина. [12, c.93]

Д. В. Савицкая в своей статье пишет: "К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства "Я должен" над мотивом "Я хочу". К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе".

В данном возрасте (5 - 6 лет и далее) основательно меняются все органы и ткани организма. Меняется и поведение. У ребенка развивается воля, деятельность обретает направленность и смысл, появляется привычка придерживаться правил и норм поведения. Развиваются чувства, эстетические переживания, интересы. "Ребенок 6-ми лет больше направлен в себя", "как бы отвернувшись" от окружающего мира. В каком-то смысле он спокойнее, замкнут, любит одиночество. Он хочет иметь свою комнату, свой "угол" в который может удалиться или складывать свои игрушки.

Дети в данном возрасте становятся постоянными зрителями какой-либо передачи. Они как бы создают себя,  наблюдая, думая, передумывая. Но их руки постоянно заняты, они все хотят потрогать, попробовать. 
Дети рисуют. Любят не только сам процесс, но и результат работы. Начинают играть в игры по правилам. Много требуют от себя, поэтому им надо помочь остановиться. Иногда, что-либо начав, могут пожертвовать этому делу много времени и энергии и вдруг устав, остановиться. Для них бывают хорошие и плохие дни. В отношениях в семье могут впадать в крайности, обожествлять то отца, то мать. Дети 8 - ми лет "встречают мир". Им все легко. Их надо охранять от попыток сделать слишком много и от высокой самокритики. Они стремятся к общению, им не только интересно, что люди делают, но и что они думают. В общении с матерью они требуют, чтобы отношения были глубокими, основаны на взаимопонимании. Они хотят, чтобы мамы думали также,  как и они. Отцу они уделяют меньше внимания. Отношения с братьями и сестрами плохие. У восьмилеток изменчивое настроение: то очень хорошее, то очень плохое". 
"Семи-восьми-летние дети мыслят используя логические операции конкретного операционного мышления. Лучше понимают связь между временем, пространством и расстоянием. Уменьшается эгоцентричность ребенка, он начинает все лучше понимать точку зрения других людей. У ребенка появляется чувство юмора (по теории Пиаже). После 1 - 2 лет обучения в школе, у ребенка улучшается память, речь, логика - все это результат обучения".[29, c.84]

Подвижность, любознательность, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Начинают чащу использовать более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли им взрослые. Так они могут, не отвлекаясь на более интересную деятельность, доводить до конца малоинтересную для них работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря тому, что дети осознают общепринятые нормы, правила поведения и обязательность их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими людьми, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. [31, c.76]

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существеннее. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей менее ситуативное. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Увеличиваются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. [9, c.84]

Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо прыгает через веревочку, бегает на носках, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд.  Осанка детей активно формируется, и правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются гораздо в большей степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети почти не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

К 5 годам дети обладают довольно широким запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-синий и тёмно-синий); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине некоторое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое придумано взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Устойчивость улучшается. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, рисунки или карточки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме. [21, c.93]

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.



1.2 Особенности развития внимания девочек 5-6 лет



Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Рассмотрим динамику развития свойств внимания у детей дошкольного возраста.

А.Н. Леонтьев доказывает, что в старшем дошкольном возрасте увеличивается объем внимания: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами.  У старших дошкольников повышается возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Но у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Это связано с отсутствием опыта в каком – либо виде деятельности.

Исследования С.Л. Рубинштейна на устойчивость внимания дошкольников показали, что её рост особенно интенсивен от трёх до семи лет. Главной особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Но по сравнению с младшим дошкольным возрастом, устойчивость внимания в период старшего дошкольного возраста увеличивается в два раза - у девочек 5-6 летнего ребёнка продолжительность игры может достигать часа и дольше, продолжительность образовательной деятельности – 30 минут. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. [38, c.85]

Б.С. Волков считал, что развитие внимания старших дошкольников связано с тем, что изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Внимание ребёнка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. К 5-6 годам у девочек проявление внимания носит произвольный характер. Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способны удерживать внимание на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 6 годам. К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием успешной организованной учебной деятельности.

Л.С. Выготский утверждал, что развитие познавательных способностей ребёнка, тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности. Общий психологический склад личности в значительной степени зависит от состояния процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над процессом торможения, то у детей старшего дошкольного возраста возбуждение и торможение в коре головного мозга сменяются довольно быстро. В этом возрасте обуславливается наличие у ребёнка довольно сильного рефлекса на всё новое.

Как отмечает В. С. Мухина, если в младшем дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителя (сила, яркость и т. д.), то у старших дошкольников всё больше значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту. [39, c.80]

Следует согласиться с А.Н. Леонтьевым, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью, которая приобретает планирующую функцию. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Вместе с постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания.

Л. С. Выготский отметил, что «с самых первых дней жизни ребёнка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своим яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребёнка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание». Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребёнку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребёнок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания».  По мнению В.С. Мухиной универсальное средство организации внимания – речь взрослого. Первоначально взрослый организует внимание ребёнка при помощи словесных указаний, позднее, ребёнок сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание. Первоначально процесс произвольного внимания, направляемого речью взрослого, является для ребёнка скорее процессом внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к саморегуляции поведения, т. е. произвольному вниманию. Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано с развитием речи.  Таким образом, внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания. [21, c.56]

Внимание - это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

1) Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

2) Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

3) Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

4) Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

5) Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

6) Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

7) Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. [22, c.83]

Дети-дошкольники (5—6 лет) обнаруживают иногда интенсивное и устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую они выполняют. Они могут подолгу играть в интересующую их игру, внимательно слушать рассказы взрослых, однако даже и в этих случаях их внимание все еще характеризуется значительной отвлекаемостью, если на них начинают действовать другие, интересные для них, предметы. Девочки 5—6 лет например, внимательно слушает сказку, его глаза горят живым интересом, даже рот приоткрыт от удивления, но вот в комнату вбегают играющие дети, и мысли ребенка сразу отвлекаются от сказки. Все это говорит о том, что дети-дошкольники еще не умеют намеренно поддерживать внимание в течение длительного времени в одном и том же направлении, отвлекаясь от других предметов.

В одном эксперименте девочкам в возрасте пяти лет предложили указать на картинке, кто из группы катающихся на катке детей потерял варежку. Многие из детей с этой задачей не справились, так как их внимание все время отвлекалось другими предметами, нарисованными на картинке. Они так и не смогли сосредоточиться на поставленной перед ними задаче и рассмотреть в соответствии с ней руки изображенных на картинке детей (исследование Агеносовой).

Важную роль в развитии внимания у девочек 5-6 лет  выполняет игра как основной вид деятельности в этом возрасте. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость. Исследования (Петуховой) показали, что продолжительность игры у шестилетнего ребенка может достигать часа и даже несколько более, в то время как у трехлетнего ребенка она часто не превышает 20—25 минут.

К концу дошкольного возраста ребенок приобретает некоторый опыт в управлении вниманием, что является одним из показателей его готовности к обучению в школе.

Поскольку у детей дошкольного возраста внимание еще неустойчивое, рассеянное воспитателям необходимо постоянно стимулировать их к деятельности, заинтересовывать используя различные приемы.

Для работников дошкольного образования одной из главных целей является создание образовательной среды не только способствующей развитию ребенка, но и обеспечивающей сохранение его индивидуальности. Именно в дошкольном возрасте следует вырабатывать у детей навыки и привычки, которые положат начало совершенствованию его личности, воспитанности и общему развитию. Очень важно при этом отсутствие принуждения детей к деятельности. Привлечь, заинтересовать , организовать работу так, чтобы инициатива шла от ребенка- вот самая сложная задача воспитателя.



1.3. Методы и методики активизации внимания гимнасток 5-6 лет при обучении двигательным действиям



На занятиях художественной и эстетической гимнастикой девочек 5-6 лет большой акцент ставится на формирование координированных и четких двигательных действий. Для этого тренеры используют различные методики активизации внимания, ведь именно оно контролирует слаженность и пластичность выполняемых движений.

Здесь никуда без внимания. Оно регулируется деятельностью больших полушарий головного мозга – центрального звена сознательной нервной деятельности, центра управления двигательной активности. Благодаря вниманию и координационным способностям девочек 5-6 лет гимнастка виртуозно выполняет сложнейшие элементы, использует, для чего необходима одновременная работы и внимания, и вестибулярного аппарата и различных двигательных систем организма. Человек – уникальное существо, так как только ему позволено подчинить вниманию другие внутренние системы. А благодаря специальным упражнениям он в совершенстве овладевает навыками управлениям своим телам в соответствии с поставленной задачей.

Художественная гимнастика представляет собой сложно-координационный вид спорта, поэтому в течение первых занятий гимнастки девочек 5-6 лет учатся взаимодействовать с различными предметами, что требует определенного уровня гибкости и, конечно, координации как навыка внимания. Кроме того, по словам тренера Полукаровой К., развитие внимания является важнейшей частью общей психологической подготовки гимнасток.

Координационные навыки гимнастки 5-6 лет.

Во-первых, гимнастка должна прекрасно ориентироваться в пространстве ковра и в его границах (ее не должно заносить в стороны, а все движения быть четко в него вписаны).

Во-вторых, гимнастка должна в точности воспроизводить необходимые движения, как по пространственным, так и по силовым и временным параметрам (под музыку и с нужной амплитудой).

Упражнения для девочек 5-6 лет на развитие координации и внимания.

Тренер-преподаватель по художественной гимнастике специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийской резерва №2 Кальянова С.В. эффективным методом развития внимания считает создание непривычных для гимнасток условий. Чем больше будет изменений в привычных действиях. Так, например, обычные тренировочные элементы могут постоянно усложняться: выполняться с другой ноги, в другую сторону, в противоположном направлении, в более быстром или более медленном темпе. Также эффективно увеличивать количество вращательных движений или менять форму предметов (давать мяч большего или меньшего размера, укорачивать или удлинять скакалку и т.д.). По мере овладения акробатическими действиями, тренер советует постепенно исключать страховку и дополнительную помощь гимнасткам. [31, c.98]

Изменение привычных условий выполнения требуемых элементов необходимо так как в таких видах спорта, как художественная гимнастика (где предметом состязаний является сама техника движений), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений. Кроме того, «важно также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц. «Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц» - указывает тренер Чайкин К.Г – преподаватель Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова в своей статье.

В обязательную программу по художественной гимнастике девочек 5-6 лет входят выполнение элементов с различными предметами (мяч, лента, скакалка, булавы). Развитие внимания при их выполнении связанно с формированием предметно-манипулятивного навыка гимнасток и их специальных психомоторных способностей.

Многие тренеры разрабатывают собственные комплексы специальных физических упражнений. Так, например, для работы со скакалкой тренеры Куценко Ю. и Тарасова Л. предлагают упражнения, некоторые из которых представлены ниже:

«Мельница»: держать скакалку за середину двумя руками и выполнять восьмиобразные движения вперед и назад;

Прокручивание вдвое сложенную скакалку вокруг кисти, вокруг шеи;

Прыжки через скакалку вперед, назад;

Прыжки через вдвое сложенную скакалку вперед, назад;

Броски раскрытой скакалки и ловли одного и того же конца;

Броски раскрытой скакалки и ловли противоположного конца

«Отбивы» раскрытой скакалки об пол

Педагоги отмечают, что такие упражнения необходимо включать с самого начала занятий, а в работе с предметами нужно соблюдать определенную последовательность выполняемых движений, так чтобы объем, темп и интенсивность нагрузок увеличивались постепенно, с равномерным распределением. Главный момент для развития внимания и координации девочек 5-6 лет при выполнении данных упражнений – акцент на правильности выполняемых действий, а не на сам предмет.

Обобщая результаты исследования Леоновой В., стоить отметить, что необходимыми составляющими координационного навыка и внимания в целом в действиях с предметами являются:

В элементах со скакалкой – точность реакции на движущийся объект, переключаемость внимания, кинестезия;

С обручем – точность воспроизведения усилия и большой амплитуды угла;

С мячом – точность воспроизведение большого угла и усилия, к.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44