VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общие положения о банковской системе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001690
Тема: Общие положения о банковской системе
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………...…………………………………………………………….…..3

1. Общие положения о банковской системе……………………………………..…7
1.1. История возникновения и развития банковской системы………………...….7
1.2. Банковская система: понятие и общая характеристика	…………………....11
1.3. Источники правового регулирования банковской системы РФ……………..15
2. Центральный Банк Российской Федерации как первый уровень 
банковской системы…………………………………………………………..……19
2.1. Правовой статус ЦБ РФ	…………………………………………………..….19
2.2. Функции  Центрального банка Российской Федерации…..………………...30
2.3.Контрольно-надзорная деятельность Центрального банка Российской Федерации  за банковской системой……………………………………………...37
3. Кредитные организации как второй уровень банковской системы…………..53
3.1. Банковские кредитные организации	……………………………………......53
3.2. Небанковские кредитные организации…………………………………..…..60
Заключение………………………………………………………………………...66
Библиографический список используемых источников………………….…75
Приложение


ВВЕДЕНИЕ
     
     
     Актуальность изучения вопросов финансово-правового регулирования банковской деятельности в сравнительно-правовом аспекте обусловлена внутригосударственными и внешними факторами. Внутригосударственные факторы связаны с необходимостью совершенствования финансового законодательства и правоприменительной практики в области государственного регулирования банковской деятельности. Продолжающаяся в Российской Федерации реформа банковского законодательства, отсутствие последовательности в принятии государственных решений, касающихся банковской системы и их законодательного закрепления, а также необходимость установления новых методов взаимодействия государства и банковской системы на современном этапе обусловливают потребность анализа с научно-теоретических позиций вопросов заявленной темы. 
     Внешним фактором является объективная необходимость обеспечения корреляции российского национального права с иностранными и международными правовыми системами в связи с закреплением положения России на международно-правовой арене и ее полноправным вхождением в международные финансовые институты. Глобализация и отход от протекционистских методов в экономике в связи со становлением ее рыночного характера ведут к неизбежной унификации основополагающих финансово-правовых принципов построения национальных финансовых и банковских систем. 
     Цель исследования состоит в комплексном теоретико-правовом анализе проблем совершенствования государственного регулирования банковской деятельности в Российской Федерации и  выявлении положительных аспектов банковской деятельности.
     Задачами данного исследования являются:
* изучить историю возникновения и развития банковской системы;	
* охарактеризовать банковскую систему: понятие и общую характеристику;
* рассмотреть источники правового регулирования банковской системы Российской Федерации;	
* проанализировать правовой статус Центрального Банка Российской Федерации (далее по тексту - ЦБ РФ);	
* выявить функции ЦБ РФ;	
* анализировать контрольно-надзорную деятельность ЦБ РФ за банковской системой;
* характеризовать банковские кредитные организации;
*  выявить небанковские кредитные организации.
     Объект диссертационного исследования — общественные отношения, возникающие в сфере финансово-правового регулирования банковской деятельности в России и во Франции. 
     Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе реализации норм права, регулирующих банковскую деятельность в Российской Федерации и во Французской Республике, изучаемые в целях совершенствования банковского законодательства, а также научно-теоретические и практические вопросы государственного регулирования банковской деятельности, законодательная регламентация банковской деятельности и нормотворчество Банка России, международно-правовая документация.
     Научная разработанность проблемы исследования. Основу исследования составил богатый в содержательном смысле теоретический материал ученых, внесших существенный вклад в разработку проблем общей теории права, конституционного права, административного права, финансового, банковского, гражданского права, и иных отраслей права, в том числе касающейся банковской сферы, таких как М.М. Агар ков, А.Ю. Викулин, Я.А.Гейвандов, Л.Г. Ефимова, Е.Ф. Жуков, Д.С. Кидуэлл, Ю.В. Кудрявцев, К.Д. Лубченко, В.В. Масленников, Л.А. Новоселова, О.М. Олейник, Г.В. Петрова, М.В. Пучкова, Ю.Л. Родзинский, С.В. Рыбакова, О.Н. Садиков, Г.Н. Старилов, Б.Н. Топорнин, Г.А. Тосунян, А.В. Турбанов, О.Е. Фомина, НЛО. Хаманева, Н.И: Химичева, В.Е. Чиркищ А.Е. Шерстобитов, Ю.Л. Шульженко, A.M. Экмалян, Н.Д. Эриашвили, А.Ю. Якимов и др. Проблемы банковского права, его места и роль в структуре отечественной- правовой системы подробно освещались- в трудах российских правоведов, среди которых можно назвать В.Д. Плагоц, С.А. Голубева, А.Г. Гузнова, А.С. Емельянова, Ю.В. Кучера, В.О. Ли, А.В. Напольнова, В.В. Недорезкова, Т. Оксюк, Е.Н. Пастушенко, Р.Л. Петерсон, С. Пыхтим, Ю.Л. Родзинского, С.В. Рыбакову, К.Ю: Сальникова, О.С. Соколову, А. Сперанского, В.А. Тарачева, B.C. Черникова, Е.В. Черникову и др. 
     Несмотря на большое внимание, уделяемое изучению банковских правоотношений, существует необходимость в комплексном исследовании финансово-правового регулирования банковской деятельности на современном этапе развития.
     Методологической основой исследования является совокупность общенаучных принципов познания. Для анализа законодательных и иных нормативных правовых актов, обобщения проблем, формулирования определений, предложений и выводов применялись основные общенаучные методы: системный подход, научный анализ фактических данных, формально-логический метод, метод сравнительно-исторического анализа, историко-правовой метод, а также специальные правовые методы - сравнительно-правовой, формально-юридический, нормативно-логический и другие.
     Правовую и эмпирическую базу диссертационного исследования составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РоссийскойФедерации» (Банке России)», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, правовые акты Банка России.
     В рамках сравнительного исследования рассмотрены нормы иных отраслей законодательства, определяющих правовую природу банковской деятельности.
     Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе предложения призваны обеспечить повышение научного уровня совершенствования финансово-правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации, способствовать формированию научно-обоснованного подхода при разработке соответствующих актов российского финансового законодательства.
     Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть учтены в ходе дальнейшего совершенствования положений нормативных правовых актов в сфере банковского и финансового законодательства, принятия иных актов законодательства в исследуемой сфере. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебников и учебных пособий по финансовому и банковскому праву, а также в преподавании курсов административного, финансового и банковского права.
     Апробация результатов исследования. Основные положения, материалы и результаты настоящего исследования изложены в опубликованных работах автора, в том числе, в издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссии ( далее ВАК).
     Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в работе, используются в преподавании дисциплин «Финансовое право», «Административное право» и применяются профессорско-преподавательским составом университета при чтении лекций, проведении семинарских занятий, а также рекомендованы для проведения научно-исследовательской и методической работы преподавателей, аспирантов и студентов.
     Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ

1.1. История возникновения и развития банковской системы
     
     Считается, что зарождение банковского дела началось с деятельности средневековых менял Италии, а точнее, Северной Италии. Понятие «банк» происходит от итальянского слова «Banco» (скамья менялы, денежный стол). Очевидно, что их деятельность была востребована в связи с появлением торговых отношений. Менялы сидели за столом на площадях и в иных многолюдных местах. Перед ними в мешках и сосудах были разложены монеты разных мест и стран. Они производили обмен денег одного государства на другие и брали себе соответствующую комиссию1.
     В 1917 г. все банки были национализированы, а затем ликвидированы. Их активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению, которое должно было постепенно ликвидировать пассивы и активы по перешедшим к нему операциям. С переходом к Новой экономической политике ( далее НЭП)  постепенно стала складываться новая кредитная система. В период с 1922 по 1932 г. банки могли быть государственными, смешанными и частными. Наиболее распространенной организационно-правовой формой кредитной организации в указанный период являлось акционерное общество с постоянным или переменным капиталом. Общества взаимного кредита создавались в форме обществ с ограниченной ответственностью. Вся банковская система находилась под надзором Народного Комиссара финансов (далее НКФ)Союза Советских Социалистических Республик ( далее СССР), НКФ союзных республик и местных финансовых органов. Кредитная реформа 1931 – 1933 гг. положила начало новому этапу развития банковской системы СССР. Период с 1933 по 1987 г. характеризуется введением государственной монополии на банковское дело. Коммерческое кредитование было запрещено и заменено прямым банковским. В мае 1932 г. в системе Наркомфина СССР были организованы специальные банки: Сельскохозяйственный банк (Сельхозбанк), Банк финансирования коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк) и Банк финансирования капитального строительства, промышленности, транспорта и связи (Промбанк). В апреле 1959 г. банки долгосрочных вложений были упразднены, а их функции переданы Промбанку СССР, переименованному во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР). С 1961 г. он стал непосредственно подчиняться Совету Министров СССР, а не Министерству финансов (НКФ) СССР, как было ранее. С этого момента правовое положение Госбанка СССР и Стройбанка СССР стало практически одинаковым. Различие между указанными банками могло проводиться исключительно с учетом их специализации2.
     Современная банковская система России начала складываться в связи с вступлением в силу ЗаконаРоссийской Федерации от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г.3и Закона РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»  в редакции Федерального закона от 05 февраля 1996 г. (далее – Закон о банках и банковской деятельности)4. В результате сложилась двухуровневая банковская система, первый уровень которой занимает Центральный банк Российской Федерации, а второй – кредитные организации: банки и другие небанковские кредитные организации.
     Проблема улучшения банковской системы появилась одновременно с возникновением первой волны кредитных организаций.
     Процесс становления банковской системы происходил спонтанно. В июле 1987 года жестко централизованная банковская система в СССР (Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк) была несколько реорганизована и пополнилась пятью специализированными банками - Внешэкономбанком, Промстройбанком, Агропромбанком, Жилсоцбанком, Сбербанком. Тем самым происходило дозированное внедрение рыночных элементов в социалистическую экономику.
     Однако государственная монополия в банковской системе сохранялась. Поэтому о начале реформ в банковской системе можно говорить лишь с принятием в декабре 1990 года Законов СССР «О Государственном банке СССР»5 и «О банках и банковской деятельности»6. Новая правовая система предусматривала экономическую самостоятельность банков, которые уже не отвечали по обязательствам государства. Госбанк СССР и центральные банки республик были выведены из подчинения соответственно союзного и республиканского правительств и стали подотчетны Верховным Советам7.
     Банковская система претерпела серьезную ломку в связи с распадом Союза, и поэтому функционирование в «рублевой зоне» наряду с российским еще четырнадцати центральных банков новых суверенных государств резко снизило эффективность денежно-кредитного регулирования, осложнило налаживание связей как между Центральным банком и кредитными организациями, так и между самими кредитными организациями8.
     Если в августе 1990 года в России действовало 3 специализированных и 202 коммерческих банка, то к октябрю 1992 года число коммерческих банков превышало 1600, а количество их филиалов приближалось к 2800, причем на долю 70 процентов (по количеству) коммерческих банков приходилось только 17 процентов суммарной величины объявленного уставного фонда.
     В настоящее время, согласно статистическим данным с каждым годом количество кредитных организаций в России сокращается. Так, если на 01.01.2010 было зарегистрировано 1176 кредитных организаций, то на 19 марта 2012 года, по данным официального сайта Банка России, их осталось 10959.
     Опыт развития банковских систем большинства современных стран с высоким уровнем организации банковской инфраструктуры показал, что ни одна из них не прошла этап появления банков с особыми организаторскими функциями, которые так или иначе наделяются государством рядом дополнительных полномочий. Такие банки получили название центральных или национальных банков соответствующих государств. Их возникновение – закономерный результат исторического развития банковской системы любой страны, однако способы образования таких банков могут быть различными. Они определяются национальными особенностями каждого государства.
     Таким образом, история возникновения и развития банковской системы в том виде, в котором она существует сегодня, обусловлена наличием необходимости в обеспечении экономического развития государств за счет усложнения механизмов перераспределения финансовых ресурсов. Появление центральных банков на фоне обычных кредитных организаций с указанными выше функциями привело к новому качественному скачку в развитии банковского дела. Оно положило начало интеграционным процессам: разрозненные кредитные организации начали объединяться в систему. Банковская система – это внутренне организованная, взаимосвязанная, объединенная общими целями и задачами совокупность кредитных организаций конкретного государства. Она складывается только тогда, когда наряду с обычными банками появляются центральные банки, выполняющие ряд организационно-управленческих функций. В последнее время, плохо управляемые и недобросовестные кредитные организации выбывают с рынка банковских услуг, в то время как лидеры российского банковского рынка наряду с устойчивыми средними и малыми банками (в том числе региональными) упрочат свое положение. Продолжится естественный процесс консолидации российского банковского сектора. Несколько возрастет в капитале и активах банковского сектора доля банков с иностранным капиталом, в том числе и за счет появления новых банков, контролируемых нерезидентами. Назрела необходимость в улучшении инфраструктуры российских банков таким образом, чтобы все они были поставлены в равные условия конкуренции10.
     
1.2. Банковская система: понятие и общая характеристика
     
     Как известно, согласно ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков11. Данное легальное определение банковской системы не является собственно определением, а лишь перечисляет элементы соответствующей системы. 
     Под кредитной организацией понимается коммерческая организация в форме хозяйственного общества, действующего на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (далее ЦБ РФ) и осуществляющего банковские операции12.
     Все кредитные организации подразделяются13:
     - на банки;
     - на небанковские кредитные организации.
     Основным отличием банка от небанковской кредитной организации является объем разрешенных банковских операций. Так, банк вправе осуществлять привлечение во вклады денежных средств; размещение их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности и платности, а также ведение банковских счетов.
     В свою очередь, небанковская кредитная организация имеет право лишь осуществлять отдельные банковские операции. Их допустимое сочетание устанавливается Банком России. В настоящее время можно выделить:
     - небанковские депозитно-кредитные кредитные организации, которые осуществляют привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет, а также расчетные небанковские кредитные организации (открытие и ведение банковских счетов, осуществление переводов денежных средств);
     - небанковские кредитные организации инкассации (инкассация денежных средств, ценных бумаг и иных ценностей)14.
     Вместе с тем в сфере функционирования кредитных организаций также существует ряд хозяйствующих субъектов, которые не входят в банковскую систему Российской Федерации.
     Отдельно следует остановиться на государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (далее – Внешэкономбанк)», правовой статус которой, в том числе порядок реорганизации и ликвидации, регулируется Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»15, созданной вместо Банка внешнеэкономической деятельности СССР16.
     Следует отметить, что к числу элементов банковской системы на сегодняшний день исследователи зачастую относят не только указанные в Законе о банках субъекты, но и организации банковской инфраструктуры, а также рынок банковских услуг. К организациям банковской инфраструктуры в юридической литературе относят организации, «функционирование которых непосредственно направлено на обеспечение жизнедеятельности кредитных организаций и банковской системы в целом». При этом согласно данной позиции в число элементов банковской системы входят «органы, которые регулируют или обслуживают деятельность банковской системы и сами не могут совершать банковских операций».
     Нельзя также забывать, что среди субъектов, осуществляющих банковскую деятельность, также можно выделить те, для кого эта деятельность будет основной (кредитные организации) и будет носить универсальный характер (банки), а также те субъекты, которые вправе осуществлять отдельные операции, тем не менее составляющие суть банковской деятельности. К последним можно отнести микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные кооперативы и др. Все они так или иначе осуществляют отдельные операции, которые можно причислить к банковским. Это и расчеты, и кредитование. Закономерно возникает вопрос: где проходит граница, позволяющая отграничить субъекты банковской системы от иных субъектов, которые также осуществляют, по сути, банковскую деятельность, но не испытывают на себе управляющего воздействия регулятора и не формируют саму банковскую систему.
     Учитывая существующие тенденции развития банковской системы, предлагается остановиться на рассмотрении правового положения субъектов, роль которых в банковской системе усиливается с каждым годом, предполагается изменение и их правового положения, однако их место в банковской системе до конца не определено.
     Рассмотрим основные особенности банковской системы России. Прежде всего, следует подчеркнуть специфику правового положения центрального кредитного учреждения – Банка России. С одной стороны, он является юридическим лицом без указания организационно-правовой формы и осуществляет банковские операции на основе равноправия с другими кредитными организациями, а с другой – обладает властными полномочиями в сфере регулирования процедуры создания и функционирования кредитных организаций, лицензирования их деятельности, установления обязательных нормативов, контроля и надзора за соблюдением банковского законодательства17.
     Иными словами, Банк России не является органом государственной власти, более того, независим от этих органов в своей деятельности, но вместе с тем наделен государственно-властными полномочиями в сфере банковского регулирования и надзора. Иных надзорных органов в данной сфере не предусмотрено.
     Как было сказано ранее, банковская система России является двухуровневой системой, на первом уровне которой находится Банк России, на втором – остальные субъекты банковской системы.
     Спецификой банковской системы также является наличие банков, доля участия государства в уставном капитале, которых превышает 50%. Среди них выделяют Сбербанк России, Россельхозбанк.
     Группу российских государственных зарубежных банков составляют Московский народный банк (г. Лондон), Ост-Вест Хандельсбанк (г. Франкфурт-на-Майне), Евробанк (г. Париж), Донау-банк (г. Вена), Ист-Вест Юнайтед банк (г. Люксембург). Подчеркнем, что данные зарубежные кредитные организации не входят в банковскую систему России, так как созданы и осуществляют банковскую деятельность в соответствии с действующим законодательством иностранного государства их регистрации.
     Помимо осуществления предпринимательской деятельности основным назначением данных банков является проведение операций со средствами бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Они также выступают кредитором государства путем приобретения государственных долговых обязательств.
     Таким образом, банковская система России состоит из двух уровней: Центральный банк на первом уровне и банковские и небанковские кредитные организации на втором. Следует отметить, что сущность банковской системы охватывается не только ее формально-юридическим, но и экономическим понятием, в связи с чем не поименованные в законе, однако фактически осуществляющие банковские операции организации, безусловно, занимают в ней свою нишу.
     
1.3. Источники правового регулирования банковской системы
Российской Федерации
     
     Банковская система является одной из основополагающих частей финансовой системы Российской Федерации. Она тесно связана с отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и реализации его задач и функций, что позволяет отнести отношения в сфере банковской деятельности к предмету регулирования финансового права.
     В теории права под источником права с формально-юридической точки зрения понимается способ выражения вовне юридических правил поведения. Основным источником права в российской правовой системе права является нормативно-правовой акт.
     В кодифицированных нормативных правовых актах (Гражданский кодекс Российской Федерации18, Налоговый кодекс Российской Федерации19), а также в законодательных актах в сфере регулирования создания и функционирования хозяйственных товариществ и обществ, а также заключения, исполнения и прекращения гражданско-правовых договоров содержатся общие положения, распространяющиеся на всех хозяйствующих субъектов, в том числе и на кредитные организации, зарегистрированные в Российской Федерации20.
     Федеральный закон«О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»21 осуществляет регулирование вопросов функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках России, а также права и обязанности, порядок образования и деятельности Агентства по страхованию вкладов, порядок выплат по вкладам. К предмету его ведения также относят отношения между банками, Агентством, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации.
     В целях защиты интересов вкладчиков банков, не вошедших в систему страхования вкладов и укрепления доверия к банковской системе, принят Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»22, который устанавливает порядок обращения физических лиц и осуществления им выплат в случае признания кредитных организаций банкротами. Принят и действует также ряд законов, оформляющих указанные выше законодательные изменения относительно других нормативных актов.
     Кроме того, предлагается внести изменения в статью 5 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и предусмотреть распространение защиты, предоставляемой системой страхования вкладов физических лиц, на средства физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, находящиеся на банковских счетах, открытых ими в связи с указанной деятельностью23. 
     Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях»24 регулирует общественные отношения в сфере формирования, хранения и использования кредитных историй (информации об исполнении обязательств по договорам займа и кредита) физических и юридических лиц. В этом Федеральном законе также устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, характер взаимодействия последних с органами власти различных уровней, Банком России и заемщиками.
     Нормативные правовые акты Банка России обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также всеми юридическими и физическими лицами.
     Таким образом, были рассмотрены основные нормативно-правовые акты регламентирующие банковскую деятельность в России. Следует сказать, что совокупность данных нормативно-правовых актов образует банковское законодательство, под которым следует понимать федеральные законы, содержащие нормы банковского права, за нарушение которых Банк России имеет право применять к банкам меры воздействия. Учитывая, что основу банковского права составляет банковская деятельность, содержание которой составляют банковские операции, при определении банковского законодательства целесообразно.
     

2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

2.1. Правовой статус ЦБ РФ
     
     Одной из важнейших задач становления российской государственности является создание оптимальной модели государственного управления, обеспечивающей эффективное исполнение государственных функций, развитие и укрепление демократических, федеративных, социальных и правовых основ государства, высокие темпы экономического роста и общественного развития.
     В этой связи особое внимание уделяется административной реформе, которая по своим масштабам и значимости занимает одно из ведущих мест в общем контексте модернизации Российского государства. Проведение данной реформы охватывает решение сложной и многогранной задачи совершенствования организации и деятельности исполнительной власти путем отказа от избыточных государственных функций, ликвидации излишних управленческих звеньев, построения обновленной системы федеральных органов исполнительной власти; завершения процесса передачи части государственных функций на региональный и местный уровень; гармонизации публичных и частных интересов во взаимоотношениях государства и гражданского общества, а также повышения открытости и доступности власти для граждан.25
     Многое здесь уже сделано. Изменена организационная структура Правительства Российской Федерации, ликвидирована часть избыточных государственных функций федеральных органов исполнительной власти, перестроена система и структура данных органов на основе перераспределения функций между ними; приняты меры к правовому обеспечению административных процедур и административных регламентов в деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также к повышению качества и доступности оказываемых ими государственных услуг и разграничению полномочий между различными уровнями власти.
     В данной работе мы остановимся на некоторых новеллах в административно-правовом статусе Банка России, продиктованных административной реформой.
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
     Интересен вопрос о месте центральных банков в системе органов, обладающих публично-властными полномочиями. В каждой стране он решается по-разному, хотя, в конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.
     Необходимо отметить, что между ст. ст. 75 и 11 Конституции Российской Федерации26существует противоречие, так как ст. 75 Конституции Российской Федерации говорит, что свою основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля - ЦБ Российской Федерации осуществляет независимо от других органов государственной власти, а ст. 11 не упоминает Банк России в числе органов государственной власти. Указанное обстоятельство и породило дискуссию о правовом статусе Банка России.
     Некоторые авторы27 полагают, что Банк России - федеральный орган государственной власти с особым статусом. В пользу этой точки зрения говорит тот факт, что Банк России наделен полномочиями по изданию нормативных актов, а также по применению юридических санкций. Такие полномочия характерны только для государственных органов. Кроме того, к аналогичному выводу приводит буквальное толкование Конституции Российской Федерации, в ч. 2 ст. 75 которой идет речь о независимости Центрального Банка Российской Федерации от других органов государственной власти. При таком подходе наделение Банка России статусом юридического лица необходимо для его участия в имущественном обороте.
     Представители противоположной позиции28 со ссылкой на ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации, предусматривающую, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, приходят к выводу, что Банк России не относится к числу органов, осуществляющих государственную власть.
     Противоречие между ст. ст. 75 и 11 Конституции Российской Федерации оригинальным образом разрешают Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин, которые, анализируя п. «г» ст. 71 Конституции Российской Федерации, приходят к выводу, что в «единую систему государственной власти могут входить федеральные органы государственной власти, не относящиеся к органам законодательной, исполнительной или судебной власти». Именно к таким федеральным органам и относится Банк России. Этот подход, кстати, вполне вписывается в современные воззрения некоторых ученых о возможности выделения новой ветви государственной власти - денежной власти во главе с Банком России. Несмотря на то что в основе выделения Банка России в отдельную ветвь власти лежат скорее экономические, чем юридические критерии, нельзя не признать долю истины и в подобной позиции.
     С 1 сентября 2013 г. Банку России переданы полномочия упраздненной Указом Президента Российской Федерацииот 25 июля 2013 г. N 645. Федеральной службы по финансовым рынкам29. Для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков образована Служба Банка России по финансовым рынкам. Служба Банка России по финансовым рынкам в соответствии с федеральными законами будет осуществлять регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) в сфере их деятельности.
     С передачей функций упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам усиливается позиция Центрального банка России как государственного органа. Пока еще трудно сказать, какая же это ветвь власти: денежная, как было указано выше, или же исполнительная, так как ФСФР относилась к исполнительной ветви власти. Тем не менее совершенно очевидно, что статус Центрального банка Российской Федерации меняется в сторону мегарегулирования.
     Также хотелось бы обратить внимание на изменения в территориальной структуре Центрального банка Российской Федерации в связи с расширением его функций. В соответствии со ст. ст. 83, 84Федерального закона о Банке России30.
     Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.
     Территориальными учреждениями Банка России являются управления Банка по субъектам Российской Федерации. Обсуждается вопрос об учреждении территориальных органов Центрального банка на уровне федеральных округов. Правопреемник упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам - Служба Банка России по финансовым рынкам образовала Межрегиональные управления Службы Банка России по финансовым рынкам на базе существовавших региональных отделений ФСФР. Полномочия Межрегиональных управлений СБРФР распространяются на территорию нескольких граничащих друг с другом субъектов Российской Федерации или федеральных округов.
     Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить усложнение административно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации. Добавление контрольно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.