VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общие основы организации безналичных расчетов и их экономическое содержание

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000680
Тема: Общие основы организации безналичных расчетов и их экономическое содержание
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….6

1 Общие основы организации безналичных расчетов и их экономическое содержание…………………………………………………9
1.1  Сущность и принципы организации безналичных расчетов………………9
1.2  Классификация безналичных расчетов………………………………….....15
1.3  Платежные инструменты и технологии в безналичных расчетах………..19
2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ НА ПРИМЕРЕ  ПАО «МДМ БАНК»……………………………………………………………………..50
2.1 Общая характеристика и основные показатели деятельности ПАО «МДМ Банка»……………………………………………………………………………....50
2.2 Анализ деятельности  ПАО «МДМ Банка» в сфере выпуска и обслуживания платежных карт……………………………………………………………………59
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
3.1 Проблемы и перспективы развития безналичных расчетов……………...66
3.2 Клиринг – как один из перспективных методов банковских расчетов…..68
3.3 Пути повышения конкурентоспособности карточных продуктов ПАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт………………………………………………71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………80
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………84







ВВЕДЕНИЕ

     
     Актуальность безналичных расчетов обусловлена тем, что опосредуя практически все сферы хозяйственных отношений предприятий и организаций, банковских и финансовых структур, населения -  безналичный платежный оборот является основной частью денежного оборота. Однако через российскую банковскую систему проходит не более 60% оптового денежного оборота и около 1% розничного. Увеличение доли безналичных расчетов могло бы способствовать повышению прозрачности и управляемости экономики страны. В сложившихся условиях расширение сферы безналичных расчетов является закономерным процессом, затрагивающим интересы большинства хозяйствующих субъектов, поэтому требуется оценка перспектив роста безналичных расчетов в различных сегментах денежного оборота.
     Низкая востребованность расчетных услуг в России во многом является следствием недостаточно высокого технологического уровня платежных систем банков, которые автоматизировали действовавшие ранее технологии без кардинального переосмысления их организации.
     Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по выше отмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
     Изменения происходят и в функционировании банков: повышается самостоятельность и роль банков; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания, идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций, специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений, постоянно разрабатываются новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа развития.
     Возрастание роли банков в экономической жизни общества связано с изменением вещественной формы денег, а именно широким использованием безналичных средств и расчетов.
     Исходя из вышеупомянутого, выбранная тема «Система безналичных расчетов в коммерческом банке» выглядит весьма актуальной, особенно в существующих рыночных условиях.
     Цель выпускной квалификационной работы –характеристика и анализ осуществления безналичных расчетов в коммерческом банке, анализ функционирования платежных карт на примере Кузбасского филиала ПАО «МДМ Банк», а также основные направления развития безналичных расчетов с целью повышения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращения издержек обращения.
     Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:
     * Дать характеристику системе безналичных расчетов;
     * Рассмотреть принципы организации безналичных расчетов;
     * Привести классификацию безналичных расчетов;
     * Изучить инструменты и технологии безналичных расчетов;
     * Провести анализ безналичных расчетов на конкретном примере (анализ функционирования платежных карт как инструмента безналичных расчетов на примере Кузбасского филиала ПАО «МДМ Банк»);
     * Выявить основные проблемы и перспективы развития безналичных расчетов.
     Объектом исследования являются безналичные расчеты в коммерческом банке.
     Предметом исследования являются платежные карты для осуществления безналичных расчетов в Кузбасском филиале ПАО «МДМ Банк».
     Структура. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, каждая из которых подразделяется на подглавы, заключение, список используемой литературы и источников, а также приложения.
     В ведении определяется актуальность данной темы, ставятся цели и задачи работы, определяются объект, предмет. Первая глава посвящена характеристике системы безналичных расчетов. Рассматривается сущность и принципы организации безналичных расчетов, приводятся виды и платежные инструменты для расчетов. Вторая глава носит аналитический характер. В ней рассматривается характеристика Кузбасского филиала ОАО «МДМ банк», проводится анализ деятельности банка в сфере выпуска и обслуживания платежных карт. В третьей главе изучаются основные проблемы и перспективы развития безналичных расчетов. В заключении делаются основные выводы.
     При написании выпускной квалификационной работы были использованы нормативно-правовые акты, периодические издания, учебная литература и электронные ресурсы.
     
     
     
     
     
     
     
     



1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ       РАСЧЕТОВ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Сущность и принципы организации безналичных расчетов


     Соотношение между безналичными и наличными сферами денежного обращения изменялось с совершенствованием платежно-расчетных отношений. При рассмотрении понятия безналичных расчетов необходимо рассмотреть такие термины как безналичные деньги, расчет и система безналичных расчетов.
     Безналичные деньги - деньги, денежные средства на банковских счетах, используемые для оплаты, взаимных расчетов посредством перечислений с одного счета на другой. [12]
     Расчет – действие, прекращающее обязательства в отношении переводов денежных средств или ценных бумaг между двумя или более сторонами.[37]
     Система безналичных расчетов в Российской Федерации представляет собой совокупность государственных законов и правил, которые регулируют механизм организации расчетов в народном хозяйстве, и совокупность банковских или иных учреждений, обеспечивающих проведение платежей и контроль над их правильным осуществлением.
     Элементы системы безналичных расчетов представлены на рисунке 1. 
     
     
     






     






     
     

      
Рисунок 1 – Элементы системы безналичных расчетов

     Система безнaличных расчетов – это совокупность правил и учреждений, формирующих механизм безналичных расчетов и обеспечивающих их проведение.
     Безналичные расчеты - это денежные расчеты, при которых платежи осуществляются без участия наличных денег путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя.[11]
     Сущность безналичных расчетов: их осуществляют при помощи банковских операций (посредством перечисления по счетам), используемых для замещения наличных денег.
     Особенности безналичных денежных расчетов:
     – в безналичных денежных расчетах участников троя: плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются расчеты в форме записи по счетам плательщика и получателя. В расчетах же наличными деньгами участниками являются плательщик и получатель, которые передают наличные денежные средства;
     – участники0безнaличных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов. В налично-денежном обороте этого нет;
     –  перечисления денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Совершается кредитная операция с помощью денег. Происходит замещение оборота наличных денег кредитной операцией, что подчеркивает значение целесообразной организации процессов кредитования для регулирования денежной массы, состоящей из денег безналичного оборота и наличных денег.
     Значение безналичных расчетов: 
     – способствуют концентрации денежных ресурсов в банках
     – способствуют кругообороту средств в народном хозяйстве;
     –  разграничение безналичного и наличного денежного оборотов формирует условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота.
     Безналичная форма расчетов, более выгодна, чем наличная форма, но для ее внедрения необходим определенный уровень развития техники, культуры, образования и многое другое.
     Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе принципов. [13, с 83]
     При соблюдении всех принципов обеспечивается соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. Принципы служат главными ориентирами при разработке порядка расчетов, их технического и документального оформления, а также организации оперативно-бухгалтерской работы участников расчетов.
     Принципы безналичных расчетов:
     1. Первый принцип организации безналичных расчетов – правовой порядок осуществления безналичных  расчетов. Это соответствующие нормы  акты гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты. Общий порядок осуществления расчетов на территории Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом РФ (часть 2-ая, ст. 861-885)[1], а также Федеральным законом № 161-ФЗ от 27.06.2011 г. «О национальной платежной системе». [4]
     Кроме того, к нормативно-правовым источникам относятся Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[2], Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности»[3], Федеральный закон № 48-ФЗ от 11.03.1997 г. «О переводном и простом векселе»[5], Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[6], «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» № 383-П от 19.06.2012 г.[7], «Положение о порядке осуществления0безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» №222 – П. от 01.04.2003 г. [8], Заявление Правительства РФ № 1472п-П13, Банка России № 01-001/1280 от 05.04.2011 г. «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» [9], «Концепция системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России» от 13.06.1997 г. [10]и другие федеральные законы, а также нормативные документы Банка России.
     2. Осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие банковских счетов как у получателя, так и у плательщика является необходимой предпосылкой расчетов.
     Безналичные расчеты ведутся юридическими или физическими лицами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор об обслуживании – самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также Положением о безналичных расчетах.
     Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом. 
     Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке – в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).
     3. Поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа — залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) с целью своевременного выполнения долговых обязательств,0должны планировать поступления и списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов).
     4. Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Также законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам — на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей, а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные0услуги и услуги железнодорожного транспорта.
     Механизмом реализации принципа считается оформление соответствующего платежного документа - чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта0документов - платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.
     5. Срочность платежа — следует из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных0обязательств. Значение этого принципа состоит в том, что непрерывно расходуемые средства производство товаров, оказание услуг должны покрываться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и к платежному кризису.
     Платеж может осуществляться:
     – до начала торговой операции (авансовый платеж);
     – немедленно после совершения торговой операции;
     – через определенный срок после совершения торговой операции;
     – на условиях коммерческого кредита (без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя).
     Учреждения банков обязаны зачислять на счет предприятия (списывать) причитающиеся ему суммы не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующего документа. 
     6. Принцип периодической очередности платежей. Очередность платежей:
     а) хронологическая – претензии удовлетворяются в той последовательности, в какой расчетные документы поступают в банк, независимо от цели платежа;
     б) целевая – вначале совершаются наиболее важные по значению платежи.0
     7. Контроль всех  участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Этот контроль подразделяется на предварительный,  текущий, последующий, внутренний и внешний контроль.
     8. Имущественная ответственность за несоблюдением договорных условий. Суть принципа состоит в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов приводят к применению гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также других мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств. [21]
      К безналичным расчетам предъявляются довольно жесткие требования, они должны быть своевременны, бесперебойны, безопасны, надежны и экономичны. Для соблюдения всех этих требований, система безналичных расчетов основывается на вышеупомянутых принципах.
     Рассмотрев исходные положения безналичных расчетов, можно сделать вывод, что всемерное развитие безналичного оборота, создание сбалансированной платежной системы снижают операционные издержки в0экономике, увеличивают стабильность финансовой системы, повышают эффективность использования финансовых ресурсов и ликвидность финансового рынка, а также способствуют проведению действенной денежно-кредитной политики. Организатором безналичных расчетов в РФ, методическим центром по разработке правил, сроком и форм расчетов, стандартов платежных документов является в соответствии с действующим законодательством Банк России. Осуществлением межхозяйственных расчетных операций занимаются коммерческие банки. Современная правовая база сформировала восемь принципов построения системы безналичных расчетов, характерных для рыночной экономики, которые между собой взаимообусловлены и тесно связаны.
     


1.2 Классификация безналичных расчетов


     Основу классификации безналичных расчетов составляют вид расчетного документа, способ организации платежей, характер экономических связей и состав участников (рисунок 2). [14, с 112]
     Расчетные документы на бумажных носителях оформляются на бланках определенного формата, изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.
     В зависимости от способа организации платежа, различают следующие безналичные расчеты: 
     – Расчет путем зачета взаимных требований;
     – Плановые расчеты, то есть перечисление денег со счета покупателя на счет продавца исходя из плановой величины стоимости поступивших товаров или оказанных услуг;
     – Факторинговые операции, то есть передача долговых обязательств  предприятий факторинговым учреждениям.
     В факторинговых операциях участвуют три стороны:
     * факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);
     * клиент (кредитор, поставщик товара);
     * предприятие (фирма) — покупатель товара.
     – Лизинговые операции, то есть услуги по аренде с правом последующего выкупа;
     – Расчеты в полной сумме, которая указана в расчетном документе, и расчеты в сумме сальдо взаимных требований плательщиков и получателей;
     – Расчеты с гарантированным платежом, то есть с предварительным депонированием средств на отдельных счетах в банке по месту нахождения плательщика и с последующим их списанием со счета после зачисления денег на счет покупателя;
     – расчеты без создания специального депозита в банке по месту нахождения плательщик
     

















     










Рисунок 2 – Критерии классификации безналичных расчетов

     Как видно из приведенного рисунка, в зависимости от вида расчетного документа различают: расчеты платежными поручениями, расчеты аккредитивами, расчеты платежными требованиями и другие.
     В зависимости от характера экономических связей безналичные расчеты подразделяются на:
     – Иногородние, то есть расчеты между предприятиями, счета которых открыты в учреждениях банка, находящихся в различных городах;
     – Одногородние, то есть счета предприятий открыты в банках одного города или разных, но обслуживаемых одним вычислительным центром;
     – Расчеты по товарным операциям, то есть за товары и услуги, выполненные работы;
     – Расчеты по нетоварным операциям, то есть расчеты связанные с распределением денежных накоплений по кредитным операциям и так далее;
     – Прямые расчеты, то есть осуществляемые непосредственно между поставщиком и потребителем;
     – Транзитные расчеты, когда в реализации продукции участвует промежуточное звено.
     Особенности реализации продукции диктуют деление безналичных расчетов на прямые, то есть осуществляемые непосредственно между поставщиком и потребителем, и расчеты по транзитным операциям, когда в реализации продукции участвует промежуточное звено. [16]
     В зависимости от состава участников:
     – Межбанковские расчеты - Расчеты между банками на территории России производятся через расчетно-кассовые центры, созданные Центральным банком. Банковские операции по расчетам могут осуществиться и по корреспондентским счетам банков, открываемым другу друга на основе межбанковских соглашений;
     – Клиентские расчеты (хозяйствующих субъектов, населения);
     – Внутрибанковские расчеты.
     
     
1.3  Платежные инструменты и технологии в безналичных расчетах


     Банки являются посредниками в расчетах между плательщиками и получателями средств и предлагают различные формы безналичных расчетов.
     Форма расчетов - это совокупность взаимосвязанных элементов, к которым относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.
     Документооборот – это система оформления, использования и движения денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; движение расчетного документа между учредителями банков; порядок и сроки уплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия. [37]
     В Российской Федерации в соответствии с Гражданским Кодексом РФ разрешается использование следующих форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты по инкассо, расчеты векселями; расчеты пластиковыми картами. Выбор формы расчетов определяется видом товара, спросом и его предложением, финансовым положением партнеров, способом транспортировки грузов. Данный выбор также определяется соотношением во времени поставки товара и оплаты за него. Наибольшее распространение в нашей стране получили расчеты с помощью платежных поручений и пластиковых карт.
     Расчеты платежными поручениями, по инкассо совершаются в порядке проведения операций по расчетному счету организации. Расчеты чеками и по аккредитиву совершаются в порядке проведения операций по специальным счетам, созданным депонированием средств с расчетного счета, а также по ссудным счетам. Расчеты с использованием корпоративной пластиковой карты совершаются при открытии соответствующего счета.
     Формы безналичных расчетов могут использоваться клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками.
     Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.
     Расчетные операции организаций оформляются банковскими расчетными документами: платежными поручениями, платежными требованиями, платежными требованиями-поручениями, инкассовыми поручениями, заявлениями на аккредитивы и пр. Данные документы оформляют либо поручение банку, либо согласие на проведение банком операций по счетам организации. 
     Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в определённых случаях в виде электронного платежного документа:
     – распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
     – распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный взыскателем средств.
     Банковские расчетные документы должны содержать следующие реквизиты: 
     1) наименование документа; 
     2) номер документа, число, месяц, год его выписки; 
     3) номер банка плательщика, в тексте документа может быть представлено и его фирменное обозначение; 
     4) наименование плательщика, номер его счета в банке; 
     5) наименование получателя средств, номер его счета в банке. Наименование банка получателя (в чеке не указывается), номер банка-получателя средств; 
     6) назначение платежа (в чеке не указывается). Наряду с текстовым наименованием можно проставлять кодовое обозначение; 
     7) сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью; 
     8) на первом экземпляре – подпись уполномоченного лица организации, независимо от способа изготовления расчетного документа и также оттиск печати. 
     Банк может уточнить содержание данного ему поручения, при несоответствии платежных документов установленным требованиям.
     Банковские расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы. Подтверждением, что банк выполнил представленные ему в банковских расчетных документах поручения, являются соответствующие записи в выписке из расчетного счета, получаемой организацией в согласованные сроки. Экземпляры банковских расчетных документов прилагаются к выписке из расчетного счета для обоснования операций, проведенных банком по счету клиента.[14]
     Рассмотрим более подробно особенности каждой формы безналичных расчетов, используемых в современных условиях.
     К платежным инструментам в форме расчетных документов, используемым для осуществления перечислений денежных средств по инициативе плательщиков (кредитовые платежи), относятся платежные поручения и аккредитивы.
     Платежное поручение– распоряжение плательщика обслуживающему банку перечислить соответствующую сумму с ее расчетного счета на расчетный счет получателя. Платежные поручения могут быть выписаны при местных и при иногородних расчетах. Платежное поручение действительно для представления в банк в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем его составления. Схема проведения расчетов платежными поручениями приводится на рисунке3. [15]

   
Рисунок 3 – Схема проведения расчетов платежными поручениями

     1- договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
     2- поставка товаров, выполнение работ, оказание услуги (пересылка счета-фактуры);
     3- платежное поручение покупателя;
     4- списание средств с расчетного счета покупателя на счет поставщика;
     5- списание средств с корреспондентского счета покупателя на счет банка поставщика, кредитовое авизо о перечислении средств;
     6- выписка из расчетного счета плательщика о списании суммы;
     7- выписка из расчетного счета получателя о поступлении средств.
     Банк соответственно полученному платежному поручению обязуется за счет средств плательщика перечислить соответствующую денежную сумму на банковский счет лица, указанного в поручении. Платежное поручение исполняется банком при наличии средств на счете плательщика, если иное не предусмотрено договором.
     Организации производят расчеты платежными поручениями при осуществлении следующих финансово-хозяйственных (расчетных) операций: 
     – перечисление авансовых платежей и предоплаты поставщикам и подрядчикам, либо платежей по выполнению этапов работ; 
     –  перечисление плановых платежей поставщикам; 
     – перечисления покупателей (заказчиков) в окончательный расчет с поставщиками (подрядчиками); 
     – погашение займов по наступлению установленного срока; 
     – перечисление не зачтенной суммы в случае расчетов зачетом взаимных требований; 
     –  перечисление сумм оплаты труда работников, авторского вознаграждения, выплачиваемых дивидендов на счета соответствующих физических лиц в кредитных учреждениях; 
     – перечисление налогов и платежей в бюджет, во внебюджетные и социальные фонды; 
     – другие операции. 
     Форма платежного поручения едина для всех видов перечислений. При заполнении платежного поручения указывается назначение и сумма платежа, которые должны соответствовать документам, во исполнение которых производится платеж. 
     Существует следующая очередность списания денежных средств:
     1. Выплаты по исполнительным документам, которые предусматривают возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью. И оплата требований по взысканию алиментов;
     2. Выплаты по исполнительным документам, которые предусматривают оплату выходных пособий и заработной платы бывшим или настоящим работникам, а также оплата вознаграждений авторам интеллектуальной деятельности;
     3. Текущая заработная плата работников. Списание задолженности по уплате налогов и сборов по поручению налоговой инспекции. Списание задолженности по уплате страховых взносов;
     4. Выплаты по другим денежным требованиям;
     5. Все остальные платежи в порядке календарной очереди.
     Платежи поручениями по договоренности сторон могут быть срочными, досрочными и отсроченными.
     Срочный платеж осуществляется в следующих вариантах:
     - авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара;
     - после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара;
     - частичные платежи при крупных сделках.
     Долгосрочный и отсроченный платежи используют в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
     В случае если между поставщиками и покупателями осуществляются равномерные и постоянные поставки, расчеты могут осуществляться в порядке плановых платежей с использованием платежных поручений. По договору поставщик обязуется отгружать покупателю продукцию в установленных размерах и в определенные сроки по согласованному графику поставок, а покупатель обязуется в сроки, определенные договором, производить плановые платежи (ежедневно или периодически). Данная форма расчетов минимизирует разрыв во времени между отгрузкой товаров и совершением платежа и ускоряет оборачиваемость денежных средств. [14]
     Достоинства расчетов платежными поручениями: ускорение движения денежных средств, относительно простой документооборот, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму не только в расчетах по хозяйственным сделкам, но и по операциям нетоварного характера. Недостаток платежных поручений заключается в том, что у поставщика нет гарантии получения платежа из-за отсутствия средств на счете плательщика. Поэтому расчеты платежными поручениями за товары и услуги в значительной части осуществляются в порядке предварительной оплаты.
     Аккредитив – обязательство обслуживающего банка плательщика (банка-эмитента), действующего по аккредитивному заявлению плательщика, произвести платежи получателю средств, либо оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, либо дать полномочие на эти операции другому (исполняющему) банку при условии предоставления получателем документов, предусмотренных в аккредитивном заявлении, и выполнения им других условий аккредитива.Схема проведения расчетов аккредитивами приводится на рисунке 4. [15]

      
Рисунок 4 – Схема проведения расчетов аккредитивами

     1- заключение договора с указанием аккредитивной формы расчетов; 2- заявление на открытие аккредитива; 3- выписка из расчетного счета об открытии аккредитива; 4- извещение об открытии аккредитива и перевод суммы аккредитива; 5- сообщение поставщику условий аккредитива; 6- отгрузка поставщиком продукции в соответствии с условиями аккредитива; 7- передача поставщиков в банк всех документов, необходимых для использования суммы аккредитива; 8- извещение об использовании аккредитива; 9- выписка из расчетного счета о зачислении платежа за счет аккредитива; 10- сообщение банка покупателя своему клиенту об использовании аккредитива.
     Расчеты по аккредитиву совершаются с одним определенным поставщиком.
     Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается в договоре между плательщиком и поставщиком, где оговариваются условия расчетов по аккредитиву, срок его действия, вид аккредитива и способ его исполнения, наименование банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых производится оплата, и др.
     В Российской Федерации можно открывать следующие виды аккредитивов:
     1. покрытые – банк депонирует денежные средства в сумме аккредитива со счета плательщика на специальном счете, или непокрытые – получение банковского кредита на полную сумму аккредитива;
     2. отзывные - аккредитив, который может быть изменен или отменен банком плательщика без предварительного согласования с поставщиком (получателем средств), или безотзывные – не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт.
     Аккредитив предназначен только для расчетов с одним поставщиком. Выплата наличными деньгами с аккредитива не допускается.
     В договоре между плательщиком и поставщиков оговаривается срок действия и порядок расчетов по аккредитиву.
     Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится: 
     * по истечении срока действия аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);
     * при отказе получателем средств от использования аккредитива (в полной сумме или в ее части) до истечения срока его действия, если это допускается условиями аккредитива, путем направления заявления о закрытии аккредитива исполняющему банку. Условиями аккредитива может быть предусмотрено получение согласия плательщика и (или) банка-эмитента на отказ от использования аккредитива получателем средств. Отказ от использования подтвержденного аккредитива возможен с согласия подтверждающего банка;
     * при отзыве аккредитива (в полной сумме или в ее части) банком-эмитентом, в том числе по требованию плательщика либо после получения согласия получателя средств по безотзывному аккредитиву.
     Неиспользованная сумма аккредитива возвращается банку плательщика для зачисления на счет, с которого депонировались средства.
     Расчеты по аккредитиву используются для обеспечения двусторонних гарантий: 
     – поставщик имеет гарантии своевременной оплаты, так как средства депонируются плательщиком до отгрузки товаров; 
     – плательщик имеет гарантии выполнения поставщиком условий договора, так как оплата производится только при подтверждении поставщиком выполнения всех условий. 
     Положительной стороной аккредитива является надежное и твердое   обеспечение платежа. Наряду с этим, поставщик может получить платеж максимально быстрым способом, иногда даже до прибытия товара в пункт назначения.
     	Недостатки аккредитива: средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его оборота на срок действия аккредитива; замедление товарооборота. [33]
     К документарным формам платежных инструментов, используемым для получения платежа посредством дебетования счета плательщика по инициативе получателя, относятся платежные требования и инкассовые поручения (дебетовые платежи).
     Расчеты по инкассо - банковская операция, с помощью которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. [35]
     Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом или безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производиться в бесспорном порядке.
     Последовательность операций и документооборот при использовании инкассовых поручений аналогичен как при расчетах пла.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.