VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общетеоретическая характеристика финансовой деятельности государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001306
Тема: Общетеоретическая характеристика финансовой деятельности государства
Содержание
     ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................
3
ГЛАВА I.
Общетеоретическая характеристика финансовой деятельности государства

1.1.
Понятие и признаки финансовой деятельности государства…………………………………………………….

8
1.2.
Принципы, методы и формы финансовой деятельности государства ……………………………………………………

15
ГЛАВА II.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ГОСУДАРСТВА

2.1. 
Компетенция государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность …………..........................................

30
2.2.
Правовая регламентация финансовой деятельности государства………...……………………....................................

47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….
56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………
61

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………..
67



     
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования. В условиях существования товарно-денежного обращения государство («национальный социум») активно использует и не может не использовать при управлении общественным производством, обеспечения социально-экономических потребностей населения, безопасности страны, для решения иных общественных задач различные экономические регуляторы: финансы, налоги, деньги, кредит и т.д. Финансы, как совокупность экономических отношений, возникающих при распределении ВВП и части национального дохода в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, объективно необходимы, поскольку их существование обусловлено потребностями общества, в котором действуют товарно-денежные отношения, но стихийно они не проявляются. Для их использования требуется целенаправленная деятельность человека, его объединений, муниципальных образований, государства. Этот вид человеческой деятельности в науке финансового права получил название «финансовая деятельность», а деятельность государства и муниципальных образований соответственно «финансовая деятельность государства» и «финансовая деятельность муниципальных образований». С помощью экономических регуляторов, в частности, финансов, государство управляет различными денежными потоками, направляя их на обеспечение решения задач общественного развития. Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, чем и обуславливается ее отличие от других видов деятельности государства.
     Одним из приоритетных направлений в развитии науки финансового права в настоящее время становится исследование природы финансовой деятельности государства и финансовой деятельности муниципальных образований, выявление особенностей их правового регулирования.
     Выявление и обоснование объективных предпосылок возникновения и осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, установления элементов финансовой системы в современный период приобретает особую актуальность, поскольку в литературе высказываются мнения, ставящие под сомнение устоявшиеся и принимаемые большинством ученых положения (парадигмы) по указанным проблемам.
     Финансовая деятельность государства это деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.
     Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. 
     Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды.
      Финансы это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. 
     Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении. Финансы и финансовые отношения это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения пo поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.
         Нет лучшего способа управления государством, чем управление при помощи денег, более эффективного средства управления человечество пока не придумало. Регулируя и направляя потоки денежных средств, для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство, таким образом, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям. Финансы, помимо этого, являются и лучшим информационным источником. Наглядным примером этому служит современное развитие России, где недостаточное выделение средств на науку, образование и культуру приводит к свертыванию этих видов деятельности, оттоку кадров из указанных областей и другим негативным явлениям. Поправить существующее положение возможно, только направив на развитие этих областей необходимое, достаточное количество денежных средств.
     Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере финансовой деятельности, теоретические и практические вопросы организации финансовой деятельности государства.
     Предмет исследования составили нормы законодательства, регулирующие отношения в сфере финансовой деятельности, практические аспекты их проявления в достижении целей и задач финансовой деятельности, а также судебная и правоприменительная практика в сфере финансовой деятельности.
     Целью исследования является комплексное и углубленное познание финансовой деятельности государства.  
     Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
     1. Изучить понятие и признаки финансовой деятельности государства.
     2. Ознакомиться с принципами, методами и формами финансовой деятельности государства.
     3. Рассмотреть компетенцию государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.
     4. Изучить правовую регламентацию финансовой деятельности государства.
     Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания, а также частно-научные методы исследования, в том числе метод системного анализа, нормативно-логический метод, метод сравнительного правоведения и другие.
     Эмпирическую основу исследования составляют относящиеся к теме дипломной работы положения Конституции Российской Федерации, федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов; судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов.
     Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов финансистов по проблеме развития финансовой системы государства, специалистов в области финансового, налогового, административного, гражданского права, а также теории государства и права: С.С. Алексеева, Д.Н. Бахраха, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, A.B. Брызгалина, Д.В. Винницкого, Годме Поль Мари, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, Г.С. Гуревича, М.Ф. Ивлиевой, М.В. Карасевой, В.М. Корельского, А.И. Худякова, С.Д. Цыпкина, Н.Д. Эриашвили и других.
     Нормативная база исследования: Конституция РФ, действующее финансовое законодательство России, международно-правовые акты, финансовое законодательство предшествующих исторических периодов.
     Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка использованной литературы и приложений.
     
     

     ГЛАВА I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА


     1.1. Понятие и признаки финансовой деятельности государства
     
     Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
     Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.1 (Приложение А)
     Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.2 Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.
     Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.    
     Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой и составной частью механизма социального управления, представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и юридической деятельности. Обеспечивая движение денежных средств в интересах всего общества, финансовая деятельность государства и муниципальных образований носит публичный характер. Независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (государство, субъект РФ, муниципальное образование или их органы, должностные лица), по своей сути, форме и методам правового регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компетенции.    Финансовая деятельность государства заключается в правомерном поведении субъектов финансового права, направленном на сохранение либо совершенствование юридического механизма регулирования финансовых отношений.3 Основными направлениями воздействия на механизм финансово-правового регулирования со стороны финансовой деятельности являются правотворчество, правореализация и государственное принуждение.    Финансовая деятельность государства — это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения.4 
     Содержание финансовой деятельности государства определяется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает финансовое право во всем многообразии конкретных проявлений правовых норм, правоотношений, правового регулирования и правового сознания. 
     Результатом финансовой деятельности становятся юридически значимые последствия, наступление которых желательно для государства (совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, складываются позитивные финансовые правоотношения).    
     Сфера финансовой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.    
     Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели — статистическую и динамическую.5    
     Статистическая цель подразумевает определенную «консервацию» финансового состояния государства, сохранение уже достигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отношениях, валютном регулировании и т. п.    Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенствования, реформирования и развития финансовых отношений.    Основной же целью Российской Федерации как социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию ближайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор государством запланированных денежных средств, в свои бюджетные фонды и запланированное использование денежных средств, для решения государственных задач (Приложение Б).    
     Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности.   
     Признаки финансовой деятельности (особенности):   
     а) обязательное участие государства или муниципальных образований в лице их компетентных органов;   
     б) направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством правотворческой функции;   
     в) оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих официальный и общеобязательный характер;   
     г)  юридическое значение ее результатов не только для публичных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права;  
      д) ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств.6 
     Классификацию финансовой деятельности можно проводить по нескольким основаниям:  
      - сферы общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью,   
     - субъекты, осуществляющие финансовую деятельность,  
      - территориальные уровни,   
     - формы финансовой деятельности  
      - функции финансовой деятельности и др.    
     Каждый из видов финансовой деятельности имеет все характеристики, присущие  финансовой деятельности в целом, но обладает своими специфическими особенностями, проявляющиеся:   
     - в круге субъектов (участников) и их финансовой компетенции (правах),   
     - объекте воздействия,   
     - действии во времени,   
     - наличии определенных целей.7    
     В зависимости от сфер общественных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить:   
     - бюджетную деятельность государства и муниципальных образований;   
     - налоговую деятельность государства и муниципальных образований;   
     - кредитную деятельность государства и муниципальных образований;   
     - финансовую деятельность государственных и муниципальных предприятий; 
     - государственную деятельность в сфере обязательного страхования; 
     - государственную и муниципальную деятельность в сфере внебюджетных фондов.8    
     В зависимости от территориального уровня, на котором осуществляется аккумулирование, распределение и использование финансов, различают:   
     - финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ)   
     - финансовую деятельность муниципальных образований.    
     Финансовая деятельность субъекта РФ — это осуществление им функций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъекта РФ в целях реализации его задач и функций.9   
      Финансовая деятельность субъекта РФ осуществляется на основе тех же принципов, методов и форм, что и финансовая деятельность государства в целом, но ей присущи собственные признаки:   
     - выражает государственную самостоятельность субъекта РФ (в рамках Конституции РФ);   
     - осуществляются функции аккумуляции, распределения и использования денежных средств, в целях обеспечения публичных интересов соответствующего субъекта РФ;   
     - функции финансовой деятельности субъекта РФ осуществляются специально создаваемыми органами по поручению соответствующего региона и от его имени, а также другими органами, которым субъект РФ передает часть своих полномочий в сфере финансовой деятельности;   
     - отражает федеративное устройство Российского государства.10    
     Особенности финансовой деятельности субъектов РФ проявляются во взаимоотношениях с федеральным центром и муниципальными образованиями.    
     Финансовая деятельность муниципальных образований — это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях осуществления публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий государства.    
     Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой исторически сложившийся и обусловленный публичным характером институт в структуре финансовой деятельности государства и характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются аккумуляция, распределение и использование денежных фондов, в целях выполнения задач, предусмотренных местным сообществом, и делегирования полномочий государства.    
     Особенностью муниципальной финансовой деятельности является обеспечение финансовыми средствами выполнения целей и задач, предусмотренных местным сообществом, и делегированных полномочий государства. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»11 обязывает органы государства при передаче своих полномочий на местный уровень выделять для их реализации соответствующие финансовые ресурсы. Сферу (область) муниципальной финансовой деятельности представляют финансы соответствующего территориального образования.12    
     Органы местного самоуправления самостоятельно или с участием государства устанавливают порядок образования и использования централизованных (в рамках местного самоуправления) и децентрализованных денежных фондов.13   
      Создаются денежные фонды местного самоуправления в результате аккумулирования (мобилизации) средств через систему налогообложения, муниципальных кредитов, в результате контроля, за расходованием финансов местного бюджета, добровольных взносов.  
     Таким образом, на основании всего рассмотренного, можно сделать вывод о том, что финансовую деятельность государства нужно рассматривать с двух сторон: во-первых, как особый вид экономической деятельности, во-вторых, как разновидность государственного управления. В конечном счете, эта двойственность обусловлена двойственностью денег, которые, с одной стороны, являются продуктом экономических законов (закона стоимости), с другой стороны, представляют собой один из механизмов государственной власти. 
     Итак, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды, использованию их в интересах общества и государства, причем эта деятельность осуществляется на основе управленческих решений, финансового планирования и контроля за правильностью всех финансовых операций как государственных (публичных), так и частных структур. 
     Есть еще один признак финансовой деятельности государства, о котором следует сказать отдельно: эта деятельность осуществляется на строго правовой основе.
     
     1.2. Принципы, методы и формы финансовой деятельности государства
     
     Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права. В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами, финансового права. 
     Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. 
     Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.14
     Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ).15
     Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.16 
     Так, в ведении Российской Федерации находятся: 
     - установление правовых основ единого рынка; 
     - финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; 
     - федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «е» ст. 71), федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71).17 
     К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72).18 
     Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области  всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76). Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.19
     Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. 
     Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.20
     Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8).
     Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. I ст.75).
     Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.21 
     Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. 
     Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.22
     Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. 
     Для реализации всех этих мер государству требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности. Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа.23
     Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. 
     Так, Государственная Дума принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.24
     Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). 
     Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.25
     Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15). 
     Принцип гласности получил закрепление и в специальном, финансовом законодательстве. Так, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. прямо говорится о гласности как принципе бюджетного устройства (ст. 3), о публикации отчетов об исполнении бюджета (ст. 15).26 
     Принцип гласности закрепляет принятый 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ (ст. 36). Налоговый кодекс соответственно этому принципу предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).27
     Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. 
     О некоторых формах финансового планирования говорится в Конституции РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов (п. «з» ст. 71, п. «а» ч. 1 ст. 114, ст.132).28
     В условиях перехода к рыночной экономике финансовое планирование претерпело значительные изменения в сравнении с существовавшим в период действия административно-командной системы. Однако планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и является необходимым для них и выступает как важный элемент регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и со своими особенностями. 29
     В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. 30
     Такая основа требует усиления прогнозирования в определении направлений использования финансовых ресурсов, с которым неразрывно связано финансовое планирование. 
     В процессе финансового планирования в России используются прогнозы и программы по различным сферам и отраслям социально-экономического раз­вития на перспективу. 
     На их основе производится прогнозирование мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.
     Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства, в рамках предприятий, организаций и учреждений. 
     В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны.31
     Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.
     Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан.32 
     Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2,15,57и др.)33. За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.
     Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика.
     Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами (Приложение В). Их разнообразие зависит от многих факторов:
     • субъекта взаимоотношений;
     • условий аккумуляции;
     • условий использования денежных средств.34
     Методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы;
     1. Метод собирания денежных средств;
     2. Методы их распределения и использования.35
     Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты является налоговый метод . метод установления налогов. Государство с помощью данного метода изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и размере денежные средства для зачисления их "бюджеты определенного уровня. 
     Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов – покупка государственных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.п.36
     При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода:
     -         метод финансирования;
     -         метод кредитования.37
     Метод финансирования выражается в безвозмездном и возвратном предоставлении денежных средств.
     Метод кредитования означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности)  и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования – как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
     Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам : федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.38
     Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, разрабатывает и представляет Государственной Думе проект федерального бюджета, организует его исполнение, предоставляет отчет о его исполнении, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики и т.д.
     Для осуществления финансовой деятельности в РФ созданы специальные органы исполнительной власти (Министерство финансов РФ и т.п.).39 (Приложение Г).
     Финансовая деятельность осуществляется в правовых и не правовых формах. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. А не правовые формы такого оформления не имеют. 
     К ним относятся различные практические действия, юридического значения не имеющие, но способствующие принятию таких актов или применению правовых норм. 
     Это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, проведение заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов для финансового планирования, прогнозирования и отчетности и т. п.40
     Конкретные правовые формы финансовой деятельности зависят от того, какие органы ее осуществляют: представительные или исполнительные, какого они уровня и организационно-правового статуса. Осуществляя фина.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44