VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общая характеристика формы государства.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001482
Тема: Общая характеристика формы государства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 

Государство – это одна из объективно необходимых важнейших организационных форм существования человечества, органически возникшая в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющая значительную политическую роль и имеющая большую социальную ценность. Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений является основной обязанностью государства. Исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими жертвами.
Форма государственного устройства является достаточно обособленным элементом в целостной системе понятия формы государства. Она во многом статична, так как определяется традициями и историческими особенностями развития конкретного государства.
Форма государственного устройства дает представление о политико-территориальном устройстве государства, статусе его территориальных единиц и характере взаимоотношений региональных (местных) властей с органами верховной власти.
В юридической науке разновидностями форм государственного устройства принято считать унитарное государство и федерацию.
Часто упоминают также конфедерацию, которую лишь условно можно назвать государством.
Актуальностью данной темы курсовой работы обуславливается тем, что территориальная организация государственной власти является одной из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлению регионов к большей самостоятельности.
Вопрос государственного устройства - это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму государственного устройства. Она весьма подвижна и сложна. Есть стабильные государства - с устойчивой структурой, с оптимальной формой государственного устройства, а есть быстро образованные, "искусственно" созданные, проблемы которых, как правило, ведут к политической напряженности в регионе, к вооруженным столкновениям (пример Югославии).
Объектом работы является форма государственного устройства как социальное, общеправовое явление. Предмет исследования составляют различные модели формы государственного устройства.
Цель работыисследование теоретических и практических аспектов форм государственного устройства.
Цель работы предопределила решение следующих задач:
- изучить понятие формы государственного устройства;
- выявить особенности форм государственного устройства;
- рассмотреть унитарное устройство государства;
- рассмотреть федеративное устройство государства;
- рассмотреть конфедеративное устройство государства.
Методологической основой диссертации является системный исторический и сравнительно-правовой анализ, основанный на изучении и использовании большого теоретического материала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников, публикаций по вопросам государственного устройства, организации государственной власти.
Теоретическую основу исследования составляют выводы ученых - юристов и историков по исследуемой теме, а также положения общей теории и истории государства и права, истории политической и правовой мысли, конституционного (государственного) права России и зарубежных государств.
         Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


























ГЛАВА 1. Общая характеристика формы государства

1.1. Понятие формы государства

Категория «форма государства» является одной из важнейших содержательных характеристик в государствоведении. Ее методологическое значение было отмечено еще И. Кантом, который рассматривал форму государства в качестве «принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Все, что в государстве устойчиво, стабильно, относится главным образом к его форме».
Форма отражает наиболее общие признаки определенного класса явлений, способа организации конкретных явлений, в данном случае – государства. В зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, формируется представление о государстве в целом, то есть его содержании и сущности. Именно поэтому исследованию формы государства традиционно уделяется особое внимание.
Однако в правовой науке до сих пор нет единого мнения о форме государства. Еще классики государствоведения замечали, что «учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».
В работах авторов советского периода подчеркивался приоритет содержания и классовой сущности государства над его формой: «Классовая сущность государства предопределяет соответствующее содержание в пределах конкретного исторического типа и тем самым – основные черты его формы. Если сущность оказывает непосредственное влияние на главные стороны формы государства, то опосредованно, через содержание она воздействует на другие черты, конкретизирующие эту форму и отличающие её от других форм. Это объясняется тем, что содержание богаче и подвижнее, чем сущность. Глубинные, сущностные связи держат содержание и форму государства в определенных качественных границах».
Современные исследователи также нередко преувеличивают детерминированность формы государства: «Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение сущности и содержания. Каковы
сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, и его форма».1
Вместе с тем не существует строгой взаимосвязи между формой государства и содержанием, или функциями, государственной власти. И правовое, и полицейское государство допускают республиканскую монархическую формы правления, унитарное и федеративное территориальное устройство. Государственная власть в форме монархии и в форме республики может решать одни и те же задачи. Социальная направленность государственной политики, патерналистские функции государства возможны в условиях и демократического, и авторитарного государственных режимов.
Таким образом, говоря о связи формы государства с его содержанием и сущностью, не следует оценивать ее односторонне. Форма определяется содержанием, но она не есть лишь отображение объективных условий, она обладает собственной динамикой развития, происходящего по своим внутренним законам. Более того, форма государства оказывает влияние на содержание, способствуя или мешая его развитию.2
В настоящее время под формой государства чаще всего понимают организацию государственной власти, ее устройство, способы реализации. 
Форма государства в содержательном плане выступает как единство трех её составляющих: определенного порядка образования и организации высших органов государственной власти; способа территориального устройства государства, определенного порядка взаимоотношений центральной, региональной и местной властей; приемов и методов осуществления государственной власти. Данный подход называют элементным   в юридической литературе он на сегодняшний день является доминирующим.
Более конкретная характеристика формы государства связана с дискуссией об элементах этого института. Большинство исследователей (С. А. Комаров, В. В. Лазарев, Г. А. Манов, М. Н. Марченко, В. С. Петров, Б. А. Стародубский, В. Е. Чиркин и др.) исходит из того, что понятие формы государства составляют: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Высказываются также мнения, что форма государства должна рассматриваться в узком и широком смысле. Так, в частности, А. И. Денисов предлагает под формой государства понимать в широком смысле образ правления и государственного устройства, а в узком смысле – только форму правления.
Государство как любой другой объект предлагается рассматривать также как функциональную (динамическую) и организационную (статическую) систему, поэтому формой государства в динамическом аспекте считается политический режим, а в статическом – формы правления и государственного устройства.
Элементный подход к форме государства имеет практическое значение и широко применяется в научных исследованиях. Обычно обращают внимание на единство элементов, составляющих форму государства. Но на деле это единство – механическое соединение элементов, а не единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и ее отношениями со средой.
Характеристика формы государства нередко дается лишь через ее элементы, а определение формы в целом обычно ограничивается общефилософскими понятиями.3
В разных странах степень развития этого института неодинакова. Во многих основных законах урегулированы только его элементы, в других такие нормы отсутствуют. Тем не менее включение в конституции обобщающего понятия «форма государства» дает дополнительную аргументацию о необходимости его определения не только через совокупность элементов, но и как особого института.
Если рассматривать законодательство иполитическую практику отдельных стран в плане сравнительного изучения, то можно констатировать становление такого института. В ряде основных законов речь идет не о каком-то одном элементе формы государства, а о двух, трех из них или о форме в целом. 
При анализе понятия «форма государства» следует также принимать во внимание, что она определяется не только соответствующими нормами конституций, но складывается в значительной мере в результате применения этих норм на практике, которая, приобретая устойчивый характер, порождает неписаные конституционные нормы. Политическая практика корректирует те или иные формулировки, а иногда является источником своеобразных конституционных норм, которые могут определять существенные стороны формы государства. Например, в Великобритании конвенционные соглашения регулируют некоторые принципиальные вопросы отношений главы государства, парламента и кабинета министров.
Конституционные нормы обычно дают объективное представление о фактически существующей государственной форме. Например, по Конституции Бразилии можно судить об отношениях федерации и штатов и т. д. Однако в некоторых странах фактические отношения между высшими органами государства не соответствуют тому, что записано в Конституции. Так, по Конституции Индии президенту принадлежат весьма широкие полномочия, но на деле он может их осуществлять лишь по «совету и с согласия» правительства, которому, следовательно, принадлежат эти полномочия и фактически – президентская власть.4
«Формально-юридически СССР представлял собой не что иное, как конфедеративное образование (союз суверенных государств, обладающих правом на сецессию), а РСФСР – унитарное государство с элементами автономии. При этом правовая модельфедеративного устройства СССР не совпадала с реальными отношениями... Фактически и СССР, и РСФСР в составе Союза являлись унитарными государствами».
Соответственно, следует различать форму государства, юридически закрепленную и фактически существующую, особенно в тоталитарных государствах, одним из признаков которых является общая негарантированность формально провозглашенных прав и свобод.
Таким образом, в рамках системного подхода под формой государства следует понимать формально закрепленную и сложившуюся в результате политической практики организационно-функциональную структуру государства, отражающую единство взаимосвязей всех сторон организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействия с населением. К основным сторонам (элементам) формы государства, образующим единство взаимосвязей, относятся: форма правления, государственный (политический) режим и территориальное устройство государства.5
Одной из актуальных проблем в государствоведении является вопрос о понятии и содержании термина «государственное устройство», который употребляется для характеристики государственного строя, системы государственного управления. Данный термин используется для характеристики политико-территориальной и административно- территориальной организации государства, определения отношений государства с его составными частями. 
Некоторые авторы под формой государственного устройства понимают территориальную организацию государственной власти. В. В. Лазарев6 под термином «форма государственного устройства» подразумевает административно- территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и его частями, центральными и местными органами. С. А. Комаров под данным термином имеет ввиду совокупность способов устройства государственной власти внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями.
Форма государственного устройства тесно связана еще с одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения. Она непосредственно определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства и его функционирования. Напротив, неверно найденная форма устройства государства, не отвечающая его характеру и задачам, может стать одной из причин его распада.
При всем многообразии форм государственного устройства основными на сегодня являются унитарная и федеративная.
Выделяют также такую форму государственного устройства, как конфедерация. Иногда в юридической литературе различают государства по структуре: простые и сложные.
К простым относят унитарные государства, а к сложным – федеративные и конфедеративные. В последнее время стали выделять такие формы государственного устройства, как сообщества и содружества, которые можно отнести к сложным государствам
Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства. При одних и тех же формах правления могут существовать различные формы государственного устройства.
Форма государственного устройства является достаточно обособленным элементом в целостной системе понятия формы государства. Она во многом статична, так как определяется традициями и историческими особенностями развития конкретного государства.7
Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных ее частей.
Другими словами, под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.8
В современной юридической и политической литературе, как известно, обычно выделяют две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация. Данные формы более подробно будут рассмотрены во второй главе. Здесь же хотелось остановиться на особые формы государственного устройства, которые выделились в конце XIX – начале XX вв. в отдельные виды - так называемые инкорпорация и сюзеренитет.
Характеризуя последние одновременно как формы государственного устройства и формы соединения государств, Ф. Кистяковский писал, что в соединениях государств – обычных явлениях политической жизни, суть которых заключается в объединении их между собою «юридической связью, так что в некоторых областях правовой жизни эти государства выступают, как одно целое», – инкорпорация и сюзеренитет занимают особое место.
Инкорпорация представляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер».
В то же время сюзеренитет характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена).
Соотнося сюзеренитет с государственно-правовой практикой, следует заметить, во-первых, что это явление выступает скорее, как межгосударственное (международное), чем внутригосударственное, а во-вторых, что оно выступает как дань средневековой истории, но не современности.
По своему происхождению и назначению сюзеренитет имел двоякий характер: а) служить «переходной политической формой при распадении разноплеменного государства на его составные части» и б) выступать в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным».
В отличие от сюзеренитета, который является данью прошлого, инкорпорацию можно рассматривать и как явление настоящее. Показательным примером в этом отношении может служить «воссоединение» по форме, а поглощение по сути и содержанию в 1990-е годы Германской Демократической Республики (ГДР) Федеративной Республикой Германии (ФРГ).
Из приведенных форм государства становится очевидным, что устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых - это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.9
Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов: формы государственного (политического) режима, формы государственного правления и формы государственного устройства. 

	

1.2.  Особенности формы государства

Государственное устройство – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.
По форме государственного устройства государства делят на:
? Унитарные.
? Федеративные.
? Конфедерации.
Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).
Унитарные государства – это единые государства, состоящие лишь из
административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний
и т.д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.
Признаки унитарного государства:
? существование одноуровневой системы законодательства;
? подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
? существование только одного гражданства.
С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:
Централизованные унитарные государства – отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.
Децентрализованные унитарные государства – имеют в своем составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового
статуса других АТЕ.
В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это
отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.
Федеративные государства – это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).
Федерация облагает такими признаками:
? союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
? наличие двухуровневой системы государственных органов;
? двухканальная система налогообложения.
Федерации можно классифицировать:
? по принципу формирования субъектов:
? административно-территориальные;
? национально-государственные;
? смешанные.
По юридической основе:
? договорные;
? конституционные;
? по равенству статусов:
? симметричные;
? ассиметричные 
Конфедерация – временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.
Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.
Различают следующие виды конфедераций: межгосударственные союзы; содружества; сообщества государств.
Таким образом, государственное устройство – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства делят на: унитарные, федеративные, конфедерации.
Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все
население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.
Государственное устройство – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства делят на: унитарные, федеративные, конфедерации.10
























ГЛАВА 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
     
     2.1. Унитарное государство
     
     Большинство государств являются унитарными, поскольку такое государство достаточно хорошо управляемо и надежно обеспечивает государственное единство. Достоинство унитарного государства заключается и в том, что оно располагает всей полнотой власти на своей территории.
     По мнению М.Н. Марченко,11 среди «авторов, специализирующихся на исследовании форм государственного устройства, нетпринципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарноегосударство и каковы его основные признаки и черты».
     С данным утверждением сложно согласиться, так как в настоящее время в связи с появлением региональных государств в теории государства и прававозникает дискуссия по вопросу отнесения региональных государств либо кразновидности унитарных государств, либо выделения их в качестве самостоятельной формы государственного устройства. В связи с этим существуют иразные определения унитарных государств.
     Все известные определения унитарных государств можно подразделить на три самостоятельные группы по критерию включения в состав унитарного государства автономии.
     К первой группе следует отнести авторов, которые считают, что автономии не входят в состав унитарного государства, ко второй – авторов, указывающих на наличие возможности существования автономии наравне с административно-территориальными единицами, а к третьей – исследователей, которые причисляют к разновидности унитарного государства страны, полностьюсостоящие из автономий, то есть региональные государства.12
     Представителем первой группы является М.Г. Миронюк,13 указывающий, что унитарное государство – тип государственного устройства, характеризующийся централизованным управлением административно-территориальными единицами, не имеющими признаков собственной государственности, инеделимостью суверенитета.
     Большинство авторов определяют унитарные государства как единые государства. Думается, что данная характеристика относится ко всем государствам вне зависимости от формы государственного устройства, поэтому использование данной формулировки является некорректным с точки зрениянауки теории государства и права. Так, А.С. Автономов14 считает, что в составунитарного государства могут включаться лишь административно-территориальные единицы. Унитарное государство, пишет он, – это единое, слитноегосударство, которое подразделяется на административно-территориальныеединицы, не обладающие политической самостоятельностью.
     «Унитарные или единые государства не имеют в своем составе территориальных, региональных образований, обладающих в той или иной степени суверенитетом, а подразделяются лишь на административно-территориальныеединицы, органы которых полностью подчинены центральной государственной власти и формируются ею», – пишет А.В. Васильев.
     А.Н. Головистикова,15 определяя унитарное государство через термин «Унитаризм», также считает, что в состав унитарного государства могут входить толькоадминистративно-территориальные единицы. По ее мнению, унитаризм
     – это государственное устройство, характеризующееся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований.
     Унитарное государство, пишет Д.В.Березовский,16 – простое государство, подразделяемое по административно-территориальному принципу. В составе унитарного государства образуются территориальные единицы, не обладающие статусом государственного образования. Так как унитарное государство, которое включает в свой состав автономию, называется сложным,то характеризовать все унитарные государства термином простое государство не представляется возможным.
     Ко второй группе определений следует отнести авторов, которые включают автономию в состав унитарного государства. В частности, в эту группувходят: Н.Н. Федощева, Э.П. Григонис и В.П. Григонис. Так, по мнению Н.Н.Федощевой, унитарное государство – «представляет собой простое, цельноегосударство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией.Оно отличается полным политическим единством, является неделимым». В соответствии с данным определением государства, которые полностью состоят из автономий, к унитарной форме государственного устройстване относятся. Кроме того, сложно назвать простым государство, «отдельныечасти которого иногда могут обладать автономией».17
     Такой же точки зрения придерживаются и Э.П. Григониси В.П. Григонис,18 подтверждая, что унитарное государство – «это слитное государство, неразделенное на более мелкие государственные образования, состоящие только из административно-территориальных единиц (округов, губерний, провинций и т.д.) либо из административно-территориальных единиц и автономных образований».
Некоторые авторы, давая определение унитарного государства, включили в него признаки данного явления. Г.Н. Андреева19 отмечает, что «унитарное государство – это государство, имеющее единственную конституцию, единое законодательство, единый бюджет, единую централизованную систему органов государственной власти, единую судебную систему,территорию, разделенную на административно-территориальные единицы,единое гражданство, единые символы государства». Думается,что данное определение перечисляет признаки государства без уточненияформы его государственного устройства. Кроме того, не во всех унитарных государствах есть конституция, что при такой трактовке исключает изсписка унитарных государств, например, Великобританию.20
     В связи с этим необходимым является уточнение признаков унитарного
государства. Так как унитарная форма государственного устройства является аутентичной по своей сущности, то есть наиболее близкой самой природе государства, следует отметить, что признаки, которые подходят для описания унитарных государств определяются большинством авторовчерез признаки самого государства. В связи с этим при описании унитарного государства называются, как правило, не отличительные особенности данного явления, а его общие характеристики.
     Так, к числу признаков унитарного государства большинство авторов относят следующие характеристики: во-первых, унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одногражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводитсяобязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственнымсуверенитетом не обладают. Составные части унитарного государства не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную изаконодательную автономию. В-пятых, в унитарном государстве все внешниемежгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые
официально представляют страну на международной арене. В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которымиосуществляется центральными органами государственной власти.
     Данные признаки являются общими, отражающими принадлежность унитарной формы государственного устройства к характеристике государства,но не выражают сущность исследуемого явления.
     В связи с этим необходимо уточнить признаки унитарной формы государственного устройства, отличающие ее от других форм государственного устройства, таких так: федерация, империя и союз. Думается, что такими признакамиявляются обеспечение наилучшим образом единства и государственной целостности, и включение в свой состав определенных территориальных образований, наделенных особыми полномочиями негосударственного характера.21
     Таким образом, унитарное государство представляет собой форму государственного устройства, обеспечивающую государственную целостность ивключающую определенные территориальные образования, наделенные особыми полномочиями негосударственного характера. То есть в состав унитарного государства могут включаться помимо административно-территориальных единиц, автономии, а кроме того унитарное государство полностью может состоять из таких автономий, главное, чтобы данные территориальныеорганизации не обладали статусом государственного образования.

     
     
     
2.2.  Федерация 
     
     Федерация в традиционном значении – форма государственного устройства, когда из нескольких государств создается одно. В современных условиях федерация может быть не только объединением государств, но также исторически сложившимся государством, которое, постепенно развиваясь, переходит на путь федерализации, начинает применять принципы федерализма. В результате эволюционным путем меняется форма государства. При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чем они её утратили.
При любых вариантах образования федерации она представляет собой единое союзное государство при равноправии входящих в его состав субъектов.
Главными причинами появления федеративных государств являются необходимость достижения согласия между субъектами такой федерации, соблюдение интересов коренных народов и экономически эффективное управление территориями государства. Таким образом, в основу федеративной организации государственной власти положены национально-культурный и экономический принципы. Федеративная система Российской Федерации сочетает в себе оба этих принципа. Национально-культурный принцип положен преимущественно в основу существования республик в составе России, а экономический — областей, краев.
Выбор той или иной формы государственного устройства зависит от многих факторов и продиктован реальными условиями существования данного государства. Важно, чтобы реальные властеотношения соответствовали заявленной форме.22
В настоящее время федерализм рассматривается западными исследователями не только как определенная структура государственных органов и их иерархия, но и как постоянный процесс улаживания отношений между центральным правительством и составными частями федерации. Эта идея содержится в работах В. Е. Чиркина: «В последние десятилетия роль федерализма трактуется в западной науке более широко: он рассматривается прежде всего не как совокупность структур и норм, а как процесс, призванный заглушать конфликты центра и мест, устанавливать их взаимодействие, обеспечить наиболее целесообразные в данных условиях методы управления». Федерализм им характеризуется в зависимости от политической конъюнктуры и деятельности властвующих сил, сводится к отдельным элементам управления.23
     Федерализм – это сложное и многоликое явление, значение которого до настоящего времени точно не определено, что влечет различное его толкование и неоднозначное восприятие. В научной и учебной литературе насчитывается около 495 толкований данного явления.
 Как отмечает Р. Абдулатипов,24 в настоящее время «нет еще общего концептуального понимания, что такое федерализм, федеративные отношения, каковы перспективы развития федерации».
Проанализируем некоторые теоретические представления о федерализме как форме государственного устройства, в основе которых положены определенные группы критериев. К числу таких теорий относятся: договорная концепция федерализма, теория координированного (дуалистического) федерализма, концепция кооперативного федерализма и др.
     Идея разделения компетенции в федеративном государстве на два уровня управления (федерации и ее субъектов) при осуществлении ими полномочий независимо друг от друга, легла в основу концепции координированного федерализма, или дуалистического федерализма (dualfederalism). И. Умнова25 подчеркивает: «Суть идеи дуалистического федерализма заключается в применении принципа разделения властей таким образом, чтобы оба уровня управления имели самостоятельный статус, учрежденный в конституции, и функционировали независимо друг от друга. Теория дуалистического федерализма основывается на двойственности суверенитета в федерации: суверенитет федеративного государства и его членов».26
     Такая теория получила свое распространение на начальной стадии становления федерализма. В данном случае федерализму не присуще обязательное объединение земель, штатов и т. п. в единое союзное государство, но на практике функционирования федеративных систем при решении государственных задач довольно часто проявляются о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.