VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общая характеристика сущности и социального назначения государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011814
Тема: Общая характеристика сущности и социального назначения государства
Содержание
2































































СОДЕРЖАНИЕ

       

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ ?И НАЗНАЧЕНИЕ ? ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ ?ПРИЗНАКИ ?ГОСУДАРСТВА……………………………………5

1.1.  Понятие ?государства. Сущность ?и назначение ?государства………….......5

1.2. Основные ?признаки ?государства…………………………………….……..10

2.ТИПОЛОГИЯ ?ГОСУДАРСТВ: ПОНЯТИЕ, РАЗЛИЧНЫЕ ?ПОДХОДЫ, СОВРЕМЕННЫЙ ?ВЗГЛЯД ?НА ТИПОЛОГИЮ ?РОССИЙСКОГО ? ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………15

2.1. Понятие ?типологии ? государства…………………………………...............15

2.2. Типология ?государства ?с точки ? зрения ?формационного ?подхода……….16

2.3.Типология ?государства ?с точки ?зрения ? цивилизационного ?подхода…………………………………………………………………………...18

3.ФОРМЫ ?ГОСУДАРСТВА: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ? УСТРОЙСТВО, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ?РЕЖИМ……………………………………………………24

3.1. Типы ?государств ?по форме ? территориального ?устройства………………………………………………………………………..24

3.2. Понятие ?политического ?режима. Политический ?режим ?в Российской ?Федерации………………………………………………………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ?ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ?ИСТОЧНИКОВ……………………………32



ВВЕДЕНИЕ



Вопросы ?о государстве, его ?понятии, сущности ?и роли ?в обществе ?с давних ?пор ?относятся ?к числу ?основополагающих ?и остро ?дискуссионных. Это ?объясняется, по меньшей ?мере, тремя ?причинами. Во-первых, названные ?вопросы ?прямо ?и непосредственно ?затрагивают ? интересы ?различных ?слоев, классов ?общества, политических ?партий ?и движений. Во-вторых, никакая ?другая ?организация ?не может ?конкурировать ?с государством ?в многообразии ?выполняемых ?задач ?и функций. В-третьих, государство ?– очень ? сложное ?и внутренне ?противоречивое ?общественно-политическое ?явление.

Актуальность ? темы ?исследования ?определяется ?следующими ?обстоятельствами. Любое ?общество ? представляет ?собой ?своего ?рода ?целостный ?социальный ?организм ?(систему), который ? отличается ?той ?или ?иной ?степенью ?организованности, урегулированности, упорядоченности ?общественных ?отношений. 

Из этого ? следует, что ?для ?каждого ?общества ?характерны ?определенная ?система ?управления ? (социальная ?власть) и регулирования ?поведением ?людей ?при ?помощи ?определенных ? общих ?правил ?(социальных ?норм).

Для ? обеспечения ?нормальной ?жизнедеятельности, прогрессивного ?развития ?социальных ? связей ?требуется ?объединить ?эти ?интересы ?на общее ?благо. Но соединить ?можно ? лишь ?при ?сочетании ?во многом ?индивидуальной ?выгоды ?(личного ?интереса) с социальной ?выгодой ?(общественным ?интересом). Такое ?соединение ?достигается ? главным ?образом ?лишь ?благодаря ?существованию ?в обществе ?правил ?поведения ?(норм) и власти, которая ?бы проводила ?в жизнь ?и обеспечивала ?названные ?нормы, то есть ? государственной ?власти.

Объект ? исследования ?- понятие ?и сущность ?государства. Исторические ?типы ?и формы ? государства. 

Целью ?данной ? курсовой ?работы ?является ?общая ?характеристика ?сущности ?и социального ?назначения ? государства.

Поставленные ? цели ?предопределили ?постановку ?и решение ?следующих ?задач:

раскрыть ? понятие, сущность ?и социальное ?назначение ?государства;

рассмотреть ? основные ?признаки ?государства;

определить ? типологию ?и форму ?российского ?государства.

Цели ?и задачи ? исследования ?определяют, каким ?должен ?быть ?объект ?исследования. 

Предметом ?исследования ? является ?социальное ?назначение ?государства.

Теоретическую ? основу ?данной ?курсовой ?работы ?составляют ?материалы ?из учебной ?и научной ? литературы.

Для ? реализации ?цели ?и задач ?в данной ?курсовой ?работе ?использовались ?такие ?научные ? методы ?исследования, как ?формально-логический, а также ?специально-юридические ? методы ?исследования ?- сравнительно-правовой, документальный, метод ?анализа ?и толкования ?правовых ?актов.































1. СУЩНОСТЬ ?И НАЗНАЧЕНИЕ ?ГОСУДАРСТВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ?ПОНЯТИЯ ?ГОСУДАРСТВА



1.1. Понятие ?государства. Сущность ?и назначение ?государства

Вопрос ?о понятии ?государства, относится ?к числу ?дискуссионных ?и не имеет ?единообразных ? трактовок ?ни в отечественной, ни в зарубежной ?литературе. Это ?объясняется ?в значительной ?степени ?многообразием ?подходов, которые ?сложились ?в науке ? относительно ?понимания ?государства ?

Еще ?с давних ? времен ?мыслители ?пытались ?ответить ?на вопрос, что ?такое ?государство. Еще ? древнеримский ?оратор, философ ?и политический ?деятель ?Марк ?Туллий ?Цицерон ? спрашивал ?и одновременно ?отвечал: «Да и что ?такое ?государство, как ?не общий ? правопорядок?». У Цицерона ?было ?немало ?последователей ?в разное ?время ?и в различных ?странах ?– основатель ?нормативистской ?теории ?права ?Г. Кельзен, русский ? экономист ?философ ?П. Струве ?и др., которые ?утверждали, что ?«государство ?есть ? общественный ?союз ?свободных ?людей ?с принудительно ?установленным ?мирным ?порядком ? посредством ?предоставления ?исключительного ?права ?принуждения ?только ?органам ? государства».

Не один ?раз ? обращались ?к определению ?государства ?К. Маркс ?и Ф. Энгельс. Они ?считали, что ? эта ?«та форма, в которой ?индивиды, принадлежащие ?к господствующему ?классу, осуществляют ?свои ?общие ?интересы ?и в которой ?все ?гражданское ?общество ?данной ? эпохи ?находит ?свое ?сосредоточение».

Много ?лет ? спустя ?Ф. Энгельс ?сформулировал ?краткое, но, пожалуй, самое ?конфронтационное ?определение, согласно ?которому ?«государство ?есть ?не что ?иное, как ?машина ?для ?подавления ? одного ?класса ?другим». В.И. Ленин ?внес ?в приведенное ?определение ?некоторые ?изменения. Он писал: «Государство ?– это ?есть ?машина ?для ?поддержания ?господства ?одного ?класса ?над ? другим».

В современной ? учебной ?литературе ?государство ?определяется ?как ?политическая ?организация ?общества, обеспечивающая ?его ?единство ?и целостность, осуществляющая ?посредством ? государственного ?механизма ?управление ?делами ?общества, суверенную ?публичную ? власть, придающая ?праву ?общеобязательное ?значение, гарантирующая ?права, свободы ? граждан, законность ?и правопорядок.

Приведенное ? определение ?отражает ?общее ?понятие ?государства. В нем ?подчеркивается, что ? государство ?есть ?политическая ?организация ?всего ?общества, всех ?его ?граждан. Оно ? выполняет ?жизненно ?необходимые ?для ?общества ?функции, обеспечивает ?его ?единство ?и целостность, управляет ?важнейшими ?общественными ?делами. В то же время ? государство ?призвано ?всесторонне ?гарантировать ?права ?и свободы ?граждан, поддерживать ?надежный ?и гуманный ?правопорядок ?в обществе.

Сущность ? государства ?– смысл, главное, глубинное ?в нем, что ?определяет ?его ?содержание, назначение ?и функционирование. Таким ?главным, основополагающим ?в государстве ? является ?власть, ее принадлежность, назначение ?и функционирование ?в обществе. Вопрос ?о сущности ?государства ?– это ?вопрос ?о том, кому ?принадлежит ?власть, кто ? ее осуществляет ?и в чьих ?интересах. Данная ?проблема ?является ?дискуссионной.

По мнению ? представителей ?технократической ?теории, властвовать, управлять ?могут ?и должны ? профессионалы-управленцы. Только ?они ?способны ?определять ?действительные ? потребности ?общества, находить ?оптимальные ?пути ?его ?развития.

Названные ? теории ?не лишены ?определенных ?достоинств, но обе ?они ?страдают ? антидемократизмом, отрывают ?власть ?от народа.

Приверженцы ? различных ?разновидностей ?демократической ?доктрины ?исходят ?из того, что ?первоисточником ? и первоносителем ?власти ?является ?народ, который ?должен ?осуществлять ? государственную ?власть ?в интересах ?народа.

Марксистская ? теория ?доказывает, что ?политическая ?власть ?принадлежит ?экономически ? господствующему ?классу ?и используется ?в его ?интересах. Отсюда ?усматривается ? классовая ?сущность ?государства, где ?экономически ?господствующий ?класс ? становится ?политически ?господствующим, осуществляющим ?свою ?диктатуру, то есть ? власть ?не ограниченную ?законом. 

Классовая ? направленность ?деятельности ?государства ?– его ?сущностная ?сторона. Но деятельность ?государства, обусловленная ?классовыми ?противоречиями, является ? доминирующей ?лишь ?в недемократических ?государствах, где ?существует ?жесткая ? эксплуатация ?одной ?части ?общества ?над ?другой. 

В развитых ? демократических ?странах ?государство ?становится ?эффективным ?механизмом ? преодоления ?общественных ?противоречий ?не путем ?насилия ?и подавления, а достижения ?общественного ?компромисса. Само ?существование ?государства ?в наше ? время ?связано ?с общесоциальными ?потребностями ?и интересами, что ?предполагает ? разумное ?сотрудничество ?различных, в том ?числе ?противоречивых ?сил. Классовость ? в таких ?государствах ?отошла ?на второй ?план, перестала ?доминировать, а на первое ? место ?вышла ?общесоциальная ?сторона. 

Анализ ? сущности ?государства ?требует ?учета ?обоих ?начал, как ?классового, так ?и общесоциального.

Наряду ?с данными ?подходами ?можно ?выделить ?и религиозный, и национальный, и расовый, и иные ?подходы ?к сущности ?государства, в рамках ?которых ?соответственно ? религиозные, национальные, расовые ?интересы ?будут ?доминировать ?в политике ? конкретного ?государства. 

Социальное ? назначение ?государства ?показывает, что ?государство ?делает ?в обществе, определяет ?роль ?государства ?в обществе, определяет ?степень ?вмешательства ? государства ?в жизнь ?общества. Государство ?существует, чтобы ?обеспечивать ? нормальное ?функционирование ?общества.

Существует ? несколько ?концепций, объясняющих ?социальное ?назначение ?и роль ?государства: 

консервативная, 

либеральная, 

социал-демократическая ? и 

коммунистическая ? концепция ?социального ?назначения ?государства. 

Все ?они ? различаются ?в зависимости ?от степени ?вмешательства ?государства ?в жизнь ?общества ? и расположены ?в определенном ?порядке ?- по мере ?возрастания ?роли ?государства: от минимальной ?(консервативная) до максимальной ?(коммунистическую). 

Консервативная ? концепция ?исходит ?из того, что ?вмешательство ?государства ?в жизнь ?общества ? должно ?быть ?минимальным. Главная ?задача ?государства ?здесь ?- обеспечивать ? сохранение ?устоев ?общества, общественных ?отношений. Государство ?защищает ? общество ?от посягательств, катаклизмов. Когда ?возникают ?социальные ?потрясения, власть ?действует ?активнее ?и устраняет ?их. Либеральная ?концепция ?исходит ?из того, что ?главная ?задача ?государства ?- обеспечение ?прав ?и свобод ?граждан. Проводится ?идея ?о минимуме ?вмешательства ?в жизнь ?людей. Государство ?проявляет ? активность ?в социальной ?сфере ?(образование, здравоохранение).

Социал-демократическая ? концепция ?предполагает ?вмешательство ?государства ?в жизнь ?общества ?усиливается. Задача ?государства ?- обеспечить ?определенный ?уровень ?равенства ?в обществе, достойные ?условия ?существования ?каждому ?члену ?общества. Власть ?контролирует ? уровень ?доходов ?населения ?(необходим ?государственный ?аппарат).

Коммунистическая ? концепция.

Роль ? государства ?в обществе ?максимальна. Государство ?- главное ?орудие ?социальных ? преобразований, его ?задача ?- довести ?общество ?к светлому ?будущему. Это ?ведет ?к тоталитарному ?государству. Социальное ?назначение ?каждого ?конкретного ? государства ?определяется ?множеством ?факторов. В современном ?демократическом ? государстве ?определенная ?политика ?государства ?зависит ?от воли ?избирателей, социальное ?назначение ?такого ?государства ?- обеспечить ?последовательность ?в проведении ?курса ?в экономике, в социальной ?сфере, во внешней ?политике. Роль ? государства ?в обществе ?меняется ?от воли ?народа.

Социальное ? назначение ?государства ?раскрывается ?в его ?задачах. В любом ?случае, независимо ? от концепции ?социального ?назначения, государство ?решает ?задачи, стоящие ?перед ? обществом. Задачи ?государства ?- проблемы, требующие ?разрешения, они ? определяются ?условиями ?деятельности ?государства ?и носят ?объективный ?характер ? (так ?как ?они ?предопределены). Любое ?государство ?должно ?по мере ?возможностей ? разрешать ?стоящие ?перед ?ним ?задачи.

Выделяют ? следующие ?задачи ?государства ?на современном ?этапе:

обеспечение ? самосохранения ?общества ?и государства.

обеспечение ? безопасности ?и укрепление ?государства.

государство ? содействует ?социальному, экономическому ?и культурному ?развитию ?общества ?

государство ? преодолевает ?противоречия, существующие ?в обществе ?(социальные, национальные).



1.2. Основные ?признаки ?государства

Признаки ? любой ?вещи ?являются ?свойствами ?данной ?вещи, образующими ?ее качественную, а не количественную ?сторону. Признак ?вещи ?не может ?существовать ?вне ?и помимо ?самой ? вещи. Признаки ?позволяют ?не только ?отличить ?вещь ?от иных, сходных ?с нею ?или ?не сходных, вещей. Они ?помогают ?более ?наглядно, предметно-вещественно, осязаемо ? раскрыть ?содержательную, сущностную ?и функциональную ?стороны ?вещи. Эти ?общие ? методологические ?положения ?вполне ?применимы ?и к государству.

Традиционно ?в юридической ?литературе ?чаще ?всего ?выделяют ?следующие ?признаки ?государства: 

1. Территориальная ?организация ?населения ?и осуществление ?публичной ?власти ?в территориальных ?пределах. В догосударственном ?обществе ?принадлежность ?индивида ? к тому ?или ?иному ?роду ?обусловливалась ?кровным ?или ?предполагаемым ?родством. Причем ?род ?часто ?не имел ?строго ?определенной ?территории, перемещался ?с одного ? места ?на другое. В государственно-организованном ?обществе ?кровнородственный ? принцип ?организации ?населения ?потерял ?свое ?значение. На смену ?ему ?пришел ? принцип ?его ?территориальной ?организации. Государство ?имеет ?строго ? локализованную ?территорию, на которую ?распространяется ?его ?суверенная ?власть, а население, на ней ?проживающее, превращается ?в подданных ?или ?граждан ? государства. Возникают, таким ?образом, пространственные ?пределы ?государства, в которых ?появляется ?новый ?правовой ?институт ?- подданство ?или ?гражданство.

Административно-территориальная ? организация ?населения ?как ?признак ?государства, прежде ?всего, раскрывает ? взаимосвязь ?таких ?понятий ?и реальностей, как ?власть, население ?(общество), территория. Данный ?признак ?показывает, что ?государство, каким ?бы оно ?ни было ? (большим ?или ?малым, сильным ?или ?слабым, развитым ?или ?слаборазвитым), всегда ? существует ?и функционирует ?в определенных ?территориально-пространственных ?и социальных ?(население, общество, нация, народ) границах. Поэтому ?нет ?мирового ? государства, мировой ?публичной ?власти ?(мирового ?правительства).

От негосударственных ?организаций ?(профсоюзов, политических ?партий ?и др.) государство ?отличается ?тем, что ?олицетворяет ?все ?население ?страны, распространяет ?на него ?свою ?власть. Профсоюзы ?и политические ?партии ?объединяют ? в своих ?рядах ?часть ?населения, создаются ?добровольно ?по тем ?или ?иным ?интересам. 

2. Публичная ? (государственная) власть. Публичной ?она ?называется ?потому, что, не совпадая ?с обществом, выступает ?от его ?имени, от имени ?всего ?народа.

Следует ? отметить, что ?власть ?существовала ?и в догосударственном ?обществе, но это ?была ? непосредственно ?общественная ?власть, которая ?исходила ?от всего ?рода ?и использовалась ?им для ?самоуправления. Она ?не нуждалась ?ни в чиновниках, ни в каком-либо ?аппарате. Принципиальная ?особенность ?публичной ?(государственной) власти ?состоит ?в том, что ?она ?воплощается ?именно ?в чиновниках, т.е. в профессиональном ?сословии ?(разряде) управителей, из которых ?комплектуются ? органы ?управления ?и принуждения ?(государственный ?аппарат). Без ?этого ? физического ?воплощения ?государственная ?власть ?представляет ?собой ?лишь ?тень, воображение, пустую ?абстракцию.

Олицетворенная ? в государственных ?органах ?и учреждениях, публичная ?власть ?становится ? государственной ?властью, т. е. той ?реальной ?силой, которая ?обеспечивает ? государственное ?принуждение, насилие. Решающая ?роль ?в реализации ?принуждения ? принадлежит ?тем ?или ?иным ?силовым ?структурам ?и специальным ?учреждениям.

Итак, публичная ?власть ?как ?признак ?государства ?называется ?публичной ?по следующим ? основаниям. Во-первых, она ?является ?предметно-институциональным ?воплощением, реализацией ?объективных ?общественных ?потребностей ?в государстве. Во-вторых, она ? выступает ?и действует ?всегда ?от имени ?общества, народа, нации. В-третьих, по своему ?назначению, целям, задачам, функциям ?она ?действует, призвана ?действовать ? в интересах ?общества. В-четвертых, она ?открыта ?и доступна ?обществу ?в той ?или ? иной ?форме ?(политические ?партии, избирательные ?системы, общественные ? организации, общественные ?движения ?вплоть ?до революционных ?выступлений, восстаний ?и др.).

3. Государственный ?суверенитет. Понятие ?«государственный ?суверенитет» появилось ?в конце ?средних ?веков, когда ?потребовалось ?отделить ?государственную ?власть ?от церковной ?и придать ?ей исключительное, монопольное ?значение. Ныне ?суверенитет ?- обязательный ?признак ?государства. Страна, его ?не имеющая, - это ?колония ?либо ? доминион.

Суверенитет ? как ?признак ?государства ?означает ?верховенство, самостоятельность ?и независимость ?государства. 

Верховенство ? государственной ?власти ?обозначает: а) универсальность ?ее властной ?силы, которая ? распространяется ?на все ?население, все ?партии ?и общественные ?организации; б) ее прерогативы ?(государственная ?власть ?может ?отменить, признать ?ничтожным ?всякое ? проявление ?любой ?другой ?общественной ?власти, если ?последняя ?нарушает ?закон); в) наличие ?у нее ?таких ?средств ?воздействия, которыми ?никакая ?другая ?общественная ? власть ?не располагает ?(армия, полиция, тюрьмы ?и др.).

Самостоятельность ? и независимость ?государственной ?власти ?внутри ?страны ?и вне ?ее выражается ?в ее исключительном, монопольном ?праве ?свободно ?решать ?все ?свои ?дела.

Суверенитет ? государства ?стремится ?быть ?абсолютным, т.е. неограниченным. Однако ?в реальной ?жизни ? он ограничивается ?факторами ?различного ?свойства ?- внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди ?них ?можно ?назвать ?мировую ?систему ? государств, военный ?захват ?всей ?территории ?или ?части ?территории ?государства ? другими ?государствами, объективные ?экономические ?законы, нравственный ?и духовный ?мир ?человека.

Итак, суверенитет ?как ?свойство ?(атрибут) государственной ?власти ?заключается ?в ее верховенстве, самостоятельности ?и независимости.

4. Неразрывная ?связь ?государства ?и права. Без ?права ?государство ?существовать ?не может. Право ?юридически ?оформляет ?государство ?и государственную ?власть ?и тем ? самым ?делает ?их легитимными, то есть ?законными. Государство ?осуществляет ?свои ? функции ?в правовых ?формах. Право ?вводит ?функционирование ?государства ?и государственной ?власти ?в рамки ?законности, подчиняет ?их конкретному ?правовому ? режиму. При ?такой ?подчиненности ?государства ?праву ?и формируется ?демократическое ? правовое ?государство.

Эти ?признаки ? нередко ?включаются ?и в содержание ?самих ?понятий ?или ?определений ?государства.

5. В качестве ? признаков ?государства ?в юридической ?литературе ?называются ?также ?налоги, займы, иногда ?- даже ?право ?и государственный ?язык. Несомненно, именно ?государство ? устанавливает, взимает ?налоги, формирует ?или ?изменяет ?налоговую ?систему. Однако ? налоги ?по своей ?природе, прежде ?всего, экономический, а точнее, социально-экономический ?институт, который ?возникает ?в результате ?действий ? сложнейших ?социально-экономических ?механизмов ?и процессов. Здесь ?же наряду ?с налогами ?возникают ?и такие ?институты, как ?"деньги", "прибыль", "проценты", "заработная ?плата" и т.п. С такого ?рода ?оговорками ?налоги ?можно ?считать ?одним ?из признаков ?государства.

Таким ? образом, понятие ?государства, его ?характеристики ?конкретизируются ?при ?раскрытии ? признаков, отличающих ?его ?как ?от родового ?строя, так ?и от негосударственных ? организаций ?общества. Анализ ?признаков ?государства ?углубляет ?знания ?о нем, подчеркивает ?его ?уникальность ?в качестве ?ничем ?не заменимой ?формы ?организации ? общества ?и важнейшего ?общественно-политического ?института.













2. ТИПОЛОГИЯ ?ГОСУДАРСТВ: ПОНЯТИЕ, РАЗЛИЧНЫЕ ?ПОДХОДЫ, СОВРЕМЕННЫЙ ?ВЗГЛЯД ?НА ТИПОЛОГИЮ ?РОССИЙСКОГО ?ГОСУДАРСТВА



2.1. Понятие ?типологии ?государства

Первые ? попытки ?типизации ?государств ?были ?предприняты ?еще ?Аристотелем, который ?считал, что ?основными ?критериями ?разграничения ?государств ?являются, во-первых, количество ?властвующих ?в государстве ?и, во-вторых, осуществляемая ?государством ? цель.

Попытки ? типизации ?государств ?предпринимали ?также: Г. Елинек, Г. Кельзен, Р. Макайвер, Р. Дарендорф ?и др.

Под ?типом ? государства ?понимаются ?взятые ?в единстве ?наиболее ?общие ?черты ?различных ? государств, система ?их важнейших ?свойств ?и сторон, порождаемых ?соответствующей ? эпохой, характеризующихся ?общими ?сущностными ?признаками.

Одни ? исследователи ?отождествляют ?типологию ?и классификацию ?и считают ?что ?это ?— распределение ?объектов ?по классам ?на основе ?их общих ?признаков. Другие ?ученые ? полагают, что ?типология ?— это ?особый ?вид ?классификации, который ?занимается ? системными ?объектами ?и дает ?системное ?знание ?о них. 

Предметом ? изучения ?формы ?государства ?являются ?вопросы ?организации ?и устройства ?верховной ? государственной ?власти, территориального ?устройства ?государственной ?власти ?и методы ?ее осуществления. Напротив, предмет ?типологии ?государства ?составляет ? учение ?о народовластии ?(демократии) как ?родовой ?сущности ?государства. Поэтому, несмотря ?на очевидную ?взаимосвязь, форму ?государства ?нельзя ?отождествлять ?с типом ?государства, а типизацию ?государства ?- с классификацией ?его ?формы. 

Классификация ? формы ?государства ?- это ?систематика ?государства, относящаяся ?к организации ?и устройству ?государственной ?власти; типизация ?государства ?- группировка ? государств ?с учетом ?факторов ?развития ?народовластия ?как ?родовой ?сущности ? государства. 

Форма ? государства ?соотносится ?с его ?типом, она ?есть ?внешняя ?организация ?государства ? определенного ?типа.



2.2 Типология ?государства ?с точки ?зрения ?формационного ?подхода

До последнего ? времени ?вопросы ?типологии ?государств ?рассматривались ?преимущественно ?с позиций ? формационного ?подхода. 

Марксистко ?- ленинская ?типология ?государства ?и права ?базируется ?на категории ? общественно-экономической ?формации.

Формация ?– исторический ?тип ?общества, основанный ?на определенном ?способе ?призводства. Уровень ?развития ?производительных ?сил ?определяет ?материально-техническую ?базу ? общества, а производственные ?отношения, складывающиеся ?на однотипной ?форме ? собственности ?на средства ?производства, составляют ?экономический ?базис ? общества, которому ?соответствуют ?определенные ?политические, государственно-правовые ?и другие ?надстроечные ?явления.

Переход ?от одной ?общественно-экономической ?формации ?к другой ?происходит ?в результате ?смены ? отживших ?форм ?производственных ?отношений ?и замены ?их новым ?экономическим ? строем. Качественные ?изменения ?экономического ?базиса ?закономерно ?влекут ?за собой ?коренные ?преобразования ?в надстройке. Этот ?принцип ?положен ?в основу ? марксистско-ленинской ?типологии ?государства ?и права.

Исторический ? тип ?государства, согласно ?марксистско-ленинской ?теории, выражает ?единство ? классовой ?сущности ?всех ?государств, обладающих ?общей ?экономической ?основой, обусловленной ?господством ?данного ?типа ?собственности ?на средства ?производства. Единство ?экономического ?строя ?различных ?стран ?проявляется ?в господствующем ?типе ? собственности ?на средства ?производства, а следовательно, в экономическом ? господстве ?определенного ?класса ?(классов). 

Тип ? государства ?определяется ?на основании ?того, какой ?экономический ?базис ?это ? государство ?защищает, интересам ?какого ?господствующего ?класса ?оно ?служит. При ? таком ?подходе ?государство ?приобретает ?сугубо ?классовую ?определенность, выступая ? в качестве ?диктатуры ?экономически ?господствующего ?класса.

Известная ? триада ?К. Маркса ?делит ?мировую ?историю ?на три ?макроформации: первичную ? (архаичную), вторичную ?(экономическую), третичную ?(коммунистическую), получившие ?название ?общественных. Основными ?критериями ?такой ?классификации ? являются, во-первых, наличие ?или ?отсутствие ?частной ?собственности; во-вторых, наличие ?или ?отсутствие ?противоположных ?классов; в-третьих, наличие ?или ? отсутствие ?товарного ?производства. Следовательно, государственно-организованное ? общество ?– элемент ?экономической ?общественной ?формации, в рамках ?которой ? выделяются ?соответствующие ?способы ?производства: азиатский, античный, феодальный, буржуазный. В этом ?случае ?в основу ?деления ?истории ?социального ? развития ?положена ?идея ?естественноисторического ?процесса ?смены ?одной ? общественно-экономической ?формации ?другой.

Классово ?– формационный ?подход ?к типологии ?государств ?до последнего ?времени ?был ? единственным. Типом ?государства ?считалась ?«совокупность ?государств, развивающихся ?в рамках ?одной ?и той ?же общественно ?– экономической ?формации ? классового ?общества ?и характеризующихся ?единством ?классовой ?сущности ?и экономической ?основы».



2.3. Типология ?государства ?с точки ? зрения ?цивилизационного ?подхода

Понятие ? цивилизации, лежащее ?в основе ?цивилизационной ?типологии ?государства, многозначно. Одни ?ученые ?это ?понятие ?отождествляют ?с понятием ?культуры, другие ? используют ?его ?для ?обозначения ?определенной ?ступени ?развития ?культуры, третьи ? противопоставляют ?данное ?понятие ?понятию ?варварства. Есть ?и иные ?трактовки ? понятия ?цивилизация. 

Наиболее ? плодотворным, на мой ?взгляд, является ?определение ?цивилизации ?как ?эпохи ?в человеческой ?культуре, которая ?следует ?после ?эпохи ?варварства, но содержит ? варварство ?в себе, «в снятом ?виде», в виде ?«цивилизованного ?варварства». 

Понятие ? цивилизации ?в отличие ?от понятия ?культуры ?выражает ?определенный, исторически ? ограниченный ?этап ?развития ?человечества. 

Возникновение ? и существование ?цивилизованного ?общества ?связано ?с эпохой ?становления ?и развития ?товарного ?производства ?и обмена ?и базирующихся ?на нем ? классово-антагонистических ?общественных ?отношений. Общественное ?развитие ?на этой ?ступени ?осуществляется ?в антагонистической ?форме. «Без ?антагонизма ?нет ? прогресса. Таков ?закон, которому ?цивилизация ?подчинялась ?до наших ?дней», - писал ?К. Маркс. 

Характеризуя ? буржуазную ?цивилизацию, основоположники ?диалектического ?и исторического ? материализма ?К. Маркс ?и Ф. Энгельс ?отмечали, что ?она ?содержит ?в себе ?варварство ? как ?неизлечимый ?недуг, как ?проказу. Поэтому ?понятие ?цивилизации ?можно ? определить ?лишь ?в паре ?с понятием ?варварства. В категориях ?«цивилизация ?– варварство» выражаются, соответственно, лучшие ?и худшие ?образцы ?и продукты ? жизнедеятельности ?общества ?товаропроизводителей. 

Можно ? выделить ?три ?группы ?отношений, которые ?определяют ?цивилизационные ? характеристики ?государства ?и лежат ?в основе ?его ?цивилизационной ?типологии. В понятии ?цивилизационного ?типа ?государства ?выражаются ?обусловленные ?уровнем ? развития ?товарного ?производства ?и обмена ?культурные ?особенности ?государств, проявляющиеся: 1) в отношениях ?между ?обществом ?(государством) и природой, 2) в межгосударственных ?отношениях, 3) в их взаимоотношениях ?с обществом. В соответствии ?с этим ?термин ?цивилизационный ?тип ?государства ?обычно ?употребляется ? в научной ?литературе ?в трех ?значениях, которые, однако, четко ?не различаются ? вследствие ?недостаточной ?разработанности ?цивилизационной ?типологии ?государства. 

Во-первых, понятием ?цивилизационный ?тип ?государства ?обозначается ?совокупность ?признаков ? государства, отражающих ?уровень ?и особенности ?культуры ?в сфере ?взаимодействия ? общества ?с природой. Особенности ?взаимодействия ?государства ?(общества) с природой ?определяются ?религиозными ?(идеологическими), географическими, этническими ?и технико-экономическими ?факторами. Все ?эти ?факторы ?по-своему ? влияют ?на цивилизационные ?характеристики ?государства, на его ?структурные ? особенности ?и функции. Однако ?среди ?названных ?факторов ?основными ?являются ?те, которые ?определяют ?уровень ?развития ?материальной ?культуры, т.е. технико-экономические ?факторы. На основе ?технико-экономических ?показателей ? строятся ?различные ?варианты ?цивилизационной ?типологии ?государства. Например, различаются ?государства ?аграрной, индустриальной ?и постиндустриальной ? цивилизации.

Культурные ? особенности ?государства ?зависят ?в значительной ?степени ?и от господствующей ?в стране ?религии, а более ?широко ?- от сложившейся ?официальной ?идеологии. Поэтому ? цивилизационные ?типы ?государства ?зачастую ?разграничиваются ?по религиозному ? признаку. 

В современной ? западной ?литературе ?постоянно ?подчеркивается ?различие ?между ?государствами ? христианской, мусульманской ?и других ?цивилизаций ?с тем, чтобы ?«доказать» культурное ?превосходство ?государств ?христианской ?цивилизации ?в западном ?ее варианте ?перед ?прочими ?государствами. 

Культурное ? своеобразие ?цивилизационных ?типов ?государств ?обусловлено ?также ?этническими ?и географическими ?факторами. Научная ?и популярная ?литература ?изобилует ?такими ? терминами, как, например, государства ?арабской, китайской, индийской ?и т.д. цивилизаций; не менее ?часто ?встречаются ?в литературе ?и такие ?термины, как ? государства ?Средиземноморской, Восточной, Западной ?и т.д. цивилизаций. 

Во-вторых, цивилизационный ?тип ?государства ?рассматривается ?в науке ?как ?категория, отображающая ?противоположные ?тенденции ?в развитии ?культуры ?в сфере ?межгосударственных ? отношений. Как ?известно, к концу ?XIX века ?произошла ?смена ?свободной ?рыночной ? конкуренции ?капиталистической ?монополией ?и капитализм ?вступил ?в империалистическую ?стадию ?своего ?развития, которая ?характеризуется ?господством ? в экономике ?и политике ?монополистического ?капитала. Наступила ?эра ?борьбы ? империалистических ?стран ?за раздел ?и передел ?мира, эра ?мировых ?экономических ? кризисов ?и войн. После ?первой ?мировой ?войны ?образуются ?тоталитарные ?фашистские ? государства. После ?второй ?мировой ?войны, начиная ?с середины ?50-х годов, человечество ?вступает ?в эпоху ?научно-технической ?революции. Развертывание ?НТР ? сопровождается ?интернационализацией ?мировых ?хозяйственных ?и культурных ?связей, ростом ?взаимозависимости ?государств ?и расширением ?интеграционных ?процессов. 

Вследствие ? этого ?возрастает ?значение ?международных ?организаций, увеличивается ?их число, повышается ?роль ?международного ?права, оно ?демократизируется.

Вместе ?с тем ? интернационализация ?хозяйственных, культурных ?и других ?связей ?на базе ?всемирных ? рыночных ?отношений ?неизбежно ?ведет ?к их сосредоточению ?в определенных ?центрах, каковыми ?являются ?в наше ?время ?США, страны ?Западной ?Европы ?и Япония. Поэтому ? названные ?страны ?используют ?различные ?формы ?межгосударственной ?интеграции ?в своих ?интересах, в целях ?универсального ?и глобального ?закабаления ?народов ?всего ? остального ?мира. Возникает ?новая ?форма ?тоталитаризма, исключительно ?гибкая, всеобъемлющая ?и значительно ?более ?мощная ?и не менее ?зловещая, чем ?фашизм. В лице ?США ?и его ?«партнеров» мы имеем ?дело ?фактически ?с настоящим ?космополитическим ? (тоталитарным) государством, международным ?жандармом, диктующим ?свою ?волю ? другим ?народам ?в виде ?так ?называемых ?общечеловеческих ?норм ?и ценностей, выносящим ?"приговоры" народам ?и государствам, нарушающим ? установленный ?ими ?новый ?международный ?порядок. Стало ?быть, в современную ? историческую ?эпоху ?понятие ?цивилизационного ?типа ?служит ?инструментом ?выделения ? в особую ?категорию ?передовых ?демократических ?национальных ?и многонациональных ? государств ?в целях ?их противопоставления ?тоталитарным ?империалистическим ? государствам. 

В-третьих, термин ?цивилизационный ?тип ?государства ?обозначает ?определенные ?тенденции ?в развитии ?человеческой ?культуры ?во взаимоотношениях ?государства ?с обществом. В условиях ?товарного ?производства ?и обмена ?неизбежно ?существование ?двух ?тенденций ? развития ?взаимоотношения ?государства ?с обществом. Первая ?выражается ?в существовании ?различных ?авторитарных ?типов ?государства, в которых ?государство ? рассматривается ?как ?самоцель, а гражданское ?общество ?как ?казначей, всецело ? подчиненный ?ему ?и лишенный ?собственной ?воли ?. Таковы ?военно-полицейские, деспотические ?и другие ?государства, поглощающие ? собой ?гражданскую ?жизнь ?людей, как ?общественную, так ?и частную. 

Вторая ?линия ? развития ?взаимоотношений ?государства ?с обществом ?в условиях ?современного ? капиталистического ?товарного ?производства ?выражается ?в усилении ?независимости ? общества ?от государства; она ?находит ?свое ?проявление ?в либеральных ?правовых ? государствах. 

Таким ?образом, упрощенно ?можно ? сказать, что ?цивилизация ?— это ?уровень ?развития ?общества. При ?этом ?учитываются ? не только ?экономический, но и другие ?факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический ?и др.

Представители: Арнольд ?Тойнби, Освальд ?Шпенглер, Питирим ?Сорокин. 

Историю ? человечества ?объясняют ?как ?историю ?самобытных ?цивилизаций, каждая ?из которых ? проходит ?в своем ?развитии ?этапы ?становления, расцвета ?и гибели. 

Различают ? западные ?и восточные ?цивилизации, а также ?западную ?христианскую, восточную ? христианскую, мусульманскую, буддийскую ?цивилизации. 

Тип ? государства ?определяется ?по типу ?цивилизации. 

По отношению ? государства ?и личности ?различают ?следующие ?виды ?государств: 

а) традиционные ?— в них ?народ ?не является ?источником ?власти, полномочия ?государства ? не ограничены;

б) современные ?(конституционные) — народ ?является ?источником ?власти, полномочия ? государства ?ограничены ?конституцией, государство ?признает ?и гарантирует ?права ?и свободы ?личности.

            





















           















3. ФОРМЫ ?ГОСУДАРСТВА: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ?УСТРОЙСТВО, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ?РЕЖИМ. ОСОБЕННОСТИ ? ФОРМ ?ГОСУДАРСТВА ?В РФ



3.1. Типы ?государств ?по форме ? территориального ?устройства

История ? существования ?государства ?свидетельствует ?о том, что .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%