VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общая характеристика способностей.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015972
Тема: Общая характеристика способностей.
Содержание
Содержание.

Введение.
1. Общая характеристика способностей.
1.1. Классификация способностей.
1.2. Развитие способностей.
2. Психологические особенности развития младших школьников.
3. Условия развития способностей младших школьников.
3.1. Внеклассные работы для развития способностей.
4. Заключение.
5. Список литературы.













Введение.

    Актуальность работы.Проблема индивидуальных различий является весьма актуальной и требующей немалого внимания задачей в психологии. Невозможно назвать хотя бы одно свойство или качество человека, которое не включалась бы в эту проблему. Психические свойства и индивидуальные качества людей формируютсяв процессе обучения, воспитания, той или иной деятельности. В одинаковых условиях и  одних и тех же образовательных методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. Центральным моментом в становлении личности  человека являются его способности, именно способности обуславливают степень яркости человеческой индивидуальности.
    Проблема развития способностей у детей младшего школьного возраста требует особого внимания в психологии и педагогике, поскольку данное качество играет немаловажную роль в развитии личности детей. Способности необходимы человеку, для того чтобы он смог познать себя, выявить и раскрыть заложенные в себе задатки, найти свое место в жизни.
    Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебе. Именно познавательные интересы лежат в основе любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы. Без достаточного развития этих качеств о развитии способностей и успешном обучении ребенка речи и быть не может. Именно познавательные интересы определяют направленность ребенка и уровень его способностей. Именно поэтому одна из главных задач школы –это развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит способности.
    Целью данной работы является определение факторов, влияющих на развитие способностей у младших школьников.
    Задачи:
* Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме.
* Рассмотреть взаимосвязь способностей с другими свойствами человека.
* Выявить условия развития творческих способностей младших школьников.










































«Он родился глупцом и удачно 
развил свои врожденные способности».1



1. Общая характеристика способностей.

    Способность личности – это своеобразная возможность для приобретения умений и знаний. Способности выявляются только в такой деятельности, выполнение которой неосуществимо без их наличия. Они обнаруживаются не в умениях, знаниях и навыках, а в ходе их приобретения и входят в структуру человека. Способностями обладает каждый индивид. Они возникают в процессе всей жизни человека и изменяются вместе с изменениями жизненных объективных обстоятельств. Основанием утверждать о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности служат два признака: быстрота освоения деятельности и качество достижений. Человека можно назвать способным в том случае, если он стремительно и благополучно овладевает какой-либо деятельностью, если в сравнении с другими людьми способен легко и просто приобретать соответствующие умения и навыки, достигать поставленных целей.
    Понятие "способность" имеет очень широкое применение в различных областях человеческой практики. Как правило, способности тесно привязаны к тому или иному виду осуществляемой деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности, соответственно, некачественная и неэффективная деятельность.
    Объясняют феномен способностей обычно на основании одного из трёх представлений:
* способности сводятся к всевозможным психическим процессам и состояниям, вытекают из их характерных особенностей у данного человека;
* способности сводятся к высокому уровню развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности;
* способности это не знания, умения и навыки, а то, что обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
    По последнему пункту можно сделать небольшое пояснение. На практике, мы часто можем наблюдать, как два специалиста с равной степенью подготовки, в одних и тех же (похожих) ситуациях добиваются противоположных успехов. Для того, чтобы реализовывать свои знания, умения и навыки в практике, также существуют условия: человек должен обладать активной жизненной позицией, быть волевым, целеустремленным, рациональным и т.д.
    Способности в структуре человека являются его потенциалом. Структурное строение способностей имеет зависимость от развития человека. Существует две степени формирования способностей: творческая и репродуктивная. На репродуктивной стадии развития человек показывает значительное умение овладевать знаниями, деятельностью и реализовывать ее по явному образцу. На творческой стадии человек способен создавать что-то новое, уникальное.
    Б.М. Теплов выделил три признака способностей[17]:
* Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.
* Способности – только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.
* Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.
    На основании вышесказанного можно вывести следующее: под способностями понимают свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности, показателями которых в процессе их развития служат темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной деятельности. Способности включают в себя эмоционально-волевые качества, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным проявлениям (таковы, например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).
    Любая деятельность требует от человека ряда взаимосвязанных способностей. Недостаток и слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает широкие возможности для овладения различными видами деятельности. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать настойчивостью, упорным трудом.
    Способности выявляются и формируются только в процессе соответствующей деятельности. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения выяснится, каковы его способности, быстро, легко или же медленно будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.
    Как утверждал Б. М. Теплов, способности осуществляются только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, со временем утрачиваются. Человек не рождается «способным» к тому или иному виду деятельности. Способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, на протяжении всей его жизни, под воздействием обучения и воспитания. Иными словами, способности – приобретенное, а не врожденное образование.
    При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тожественны, но они все же теснейшим образом связаны; притом связь эта взаимная. С одной стороны, освоение умений, знаний и т. д. предполагает наличие известных способностей, а с другой — само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т. д. Эти умения, знания и т. д. остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т. е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей. Скажем, по мере того как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т. д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности. Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности.








1.1. Классификация способностей.

Единой и общепринятой классификации способностей в психологии не разработано. В качестве принципов её построения использовались:
* различия в основных видах деятельности - инженерные, научные, художественные С. (и более дробно - математические, физические С. и т.п.),
* различия, связанные с особенностями работы органов чувств и высшей нервной деятельности; операциональные определения, основанные на применении разнообразных систем тестов с последующим факторным анализом результатов.
Способности можно классифицировать на:
* Общие способности – связанные с условиями ведущих форм человеческой деятельности;
* Специальные способности – связанные с условиями отдельной деятельности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности;
* Природные способности – естественные;
* Социальные способности – имеют общественно-историческое происхождение.
Специальные элементарные способности это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения:
* теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
* учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называем я гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;

* способности к общению, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, художественными образами и т.д.
	

    1.2. Развитие способностей.
    
    Анализ проблемы развития способностей во многом зависит от того, какое содержание вкладывается в это понятие. Значительные трудности в определении понятия способности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этого термина. В толковом словаре В. Даля слово "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный". Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.
    На развитие способностей оказывают влияние особенности высшей нервной деятельности. От быстроты усвоения и точности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа –адаптация к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.
    Человек, способный к различным видам деятельности, обладает одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих спектр его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие его деятельности. Одаренность – это наличие каких-либо потенциально высоких способностей у человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».[17]


Психологические и возрастные особенности развития младших школьников.

    Особое внимание стоит уделить психолого-возрастным особенностям младших школьников. Внимание в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Они не могут усидеть на месте, необходима частая смена вида деятельности.
    Младший школьный возраст, по Д.Б. Эльконину и Ж. Пиаже, начинается с 6-7 лет, и заканчивается в возрасте 10-11 лет по Ж. Пиаже, и 11-12 по Д.Б. Эльконину.В этот период происходят сложныепсихофизиологические изменениядетей, дающие возможность систематическому обучению в школе. Прежде всего, совершенствуется деятельность головного мозга и ЦНС, так как к началу младшего школьного возраста кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Но наиболее важные, специфически значимые для человека отделы головного мозга, отвечающие за регуляцию, контроль и качество сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не сформировались, поэтому регулирующее и тормозящее влияния коры на отделы мозга оказываются недостаточными. 
    Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы, так как к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Недостаточность регулирования функций головного мозга отражается в особенностях поведения свойственных детям данного возраста: младшие школьники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны.
    Начало школьного периода практически сходится с этапом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходят стремительные эндокринные изменения, сопровождаемые значительным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов 
    Несмотря на отмечаемые в этот период сложности, сопровождаемые астенические состояния, нервно-психические напряжения, физиологический криз не только отягощает, но и способствует наиболее эффективной адаптации детей к изменяющимся условиям. Это объясняется тем, что изменение физиологии ребенка соответствует высоким требованиям в новой ситуации. Кроме этого, для детей, отстающих в развитии по причинам недопущения со стороны педагогов, этот криз является последним сроком для ребенка, когда еще возможно догнать своих сверстников. 
    Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием высших психических процессов ребенка. Данный возраст считается важно значимым периодом в психологии, потому что обучение в школе является качественно новым этапом психического развития школьника. В этот период психологическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности. Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребенка отмечается познавательная активность, возникает желание развиваться. Учебная деятельность начинает приобретать все большее значение для младшего школьника. Достижения в учебе способствуют повышению его самооценки, равно как и неудачи на данном этапе учебной деятельности часто приводят к развитию комплексов неполноценности или синдрома хронической усталости [13]. 
    В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного мышления к словесно - логическому мышлению. Логически верные рассуждения школьника опираются на конкретный наглядный материал (стадия развития конкретных операций по Пиаже). Благодаря обучению  и усвоению научных понятий у школьников развивается теоретическое мышление.
    К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении. Выделяются: «мыслители», «практики» и «художники».
    В процессе учебной деятельностиразвиваются основы теоретического мышления, способность идти от конкретного образа  к более общему, а также в обратном направлении.
    В течение младшего школьного возраста осуществляются определенные психические измененияв развитии ребенка: качественно изменяется познавательная деятельность, происходит становление ребенка как личности, устанавливается сложная система отношений с  его сверстниками и взрослыми.
    Об успешном формировании способностей указывает активная заинтересованность к определенному виду деятельности, развитие соответствующих систем мотивов, побуждающих детей  к эффективной учебной деятельности. Прежние мотивы и круг интересов утрачивают собственную силу, их заменяют новые интересы, связанные с учебной деятельностью. Для детей, поступивших в школу, более значимы социальные мотивы  –  самосовершенствования (культурность и развитость) и самоопределения (продолжение учебы после школы, хорошая работа).  Учебная деятельность может побуждаться мотивом: мотивом получения положительной отметки; социальными мотивами учения; учебно-познавательными мотивами; мотивами успешных достижений. Происходит трансформация в иерархической мотивационной системе, мотивация достижений становится ведущей. 
    Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.
    Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности. Укрепляется новая внутренняя позиция. Интенсивно развивается самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, то, что было значимо, становится второстепенным. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.
    В возрасте 7  11 лет происходит активное развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться.Развивается самопознание и рефлексия, внутренний план действий, произвольность и самоконтроль.Самооценка вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими.Проявление самоуважения, которое во многом связано с уверенностью в учебных способностях.
    Согласно Л.С.Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логическогомышления, что ведет к изменению всех других мыслительных процессов. [12]. Усвоение основ теоретического сознания и словесно-логического мышления в процессе учебной деятельности ведет к возникновению и формированию новых качественных образований, таких как самопознание, анализ, переосмысление собственных ценностей и устоев. На данном этапе качественно меняется способность регулировать собственное поведение. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» определяется другой степенью формирования потребностно-мотивационной сферы ребенка, что дает ему действовать не непосредственно, а руководствоваться осознанными целями, общественно принятыми нормами, правилами и приемами поведения. Б. Ф. Ломов утверждал, что потребностно-мотивационная сфера личности является своеобразным фундаментом, на котором формируются жизненные цели личности, которые определяют непосредственно ее жизненный путь. Младшие школьники могут переключаться с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и больших усилий.
    В период младшего школьного возраста формируетсяинойвзгляд на отношения с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно теряет свои позиции, все большее значение для ребенка начинают приобретать его сверстники.
    Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
* Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности.
* Самопознание, анализ, переосмысление собственных ценностей и устоев.
* Осмысление ребенком действительности направленно.
* Ориентация на группу сверстников.
    С развитием навыка чтения быстро складывается интерес к чтению и литературе. С середины 2 класса наблюдается дифференциация учебных интересов. Если первоклассники интересуются учением вообще, то ученику 2 класса более интересно решать задачи, интересны уроки рисования.
    В связи с формированием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников. Как правило, в этом возрасте еще рано говорить о сложившихся способностях, но уже выделяются ученики, проявляющие относительно высокий уровень способностей в области математики, музыки, рисования.


Условия развития способностей младших школьников.
    Как и было отмечено выше, способности формируются и развиваются в деятельности, и именно поэтому для развития способностей необходимо включать ребенкав соответствующую его возрасту деятельность с ранних лет. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, заниматься лепкой, учатся петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяются возможности пробовать себя в той или иной деятельности. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам.
    Младшие школьники весьма открыты, восприимчивы и любопытны. Именно в этом возрасте дети наиболее поддаются обучению, развитию  и выявлению их способностей. Начало обучения в школе - важнейший этап в его воспитании и развитии. Именно поэтому начальное обучение должно строиться на основе достигнутых результатов предшествующего воспитания и учета всей истории развития ребенка.
    В способностях младших школьников обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что разные ученики с разной глубиной понимания и с разной степенью творчества справляются с учебными заданиями. То, чего одни школьники достигают легко, без особых усилий, для других оказывается сложным, требующим большой работы и напряжения, делом. 
    Педагогическая задача в отношении младших школьников состоит в том, чтобы раскрыть их таланты, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие. Раскрытие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением. Необходимо постоянно «тренировать» способности, так как они не будут проявляться самостоятельно, если не уделять им должное внимание.
    Прогноз относительно способностей школьников должен быть очень осторожным. Недопустимо по низкой успеваемости делать вывод о неспособности ребенка. Жизнь показывает, как нелегко распознать даже выдающиеся способности. Декарт считался в школе неспособным. Эдисон как неспособный был взят отцом из школы, где обучился только грамоте. Либиха, последнего ученика в классе, исключили за неуспеваемость. Гоголь имел в гимназии по литературе «три», а за сочинения «два». Менделеев в гимназии был «средником».	
    Не надо спешить с вынесением «приговора». Низкая успеваемость может быть обусловлена множеством причин. Важно найти и выявить причины, а для этого надо знать ученика. Усвоение одного и того же материала у каждого ребенка происходит по-разному, а следовательно, требует разных педагогических условий в зависимости от уровня подготовки и своеобразия развития ребенка.
    Опережение ребенком своего возраста еще не дает надежных оснований для суждения о его будущих возможностях. Отсутствие же раннего развития не исключает возможности последующего подъема. Способности могут проявиться и в старшем возрасте. У некоторых детей развитие совершается медленнее, более растянуто, понемногу происходит постепенное накопление определенных достоинств интеллекта. В старших классах такие ученики неожиданно поражают учителей и одноклассников резко увеличившимся уровнем умственных возможностей.
    Таким образом, дети, рано обнаружившие способности, и дети, еще не проявившие их, требуют значительного внимания к себе, индивидуального подхода со стороны учителя.
    В начальной школе главнойзадачей является развитие у детей общих способностей и формирование интереса к учению в контексте ведущей в этом возрасте учебной деятельности. Нельзя не заметить, что самые разные школьные предметы имеют много общего, предъявляющие ряд сходных требований к особенностям психических процессов, таких как мышление, внимание, память ученика, к таким свойствам, как интеллектуальная активность, любознательность. Вместе с тем отдельные учебные предметы требуют для своего овладения специальных свойств, таких, как, например, фонетический, фонематический слух, или пространственное воображение и т.д. Общие способности являются не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности ребенка. Чем выше общее умственное развитие детей, тем ярче проявляются у них индивидуальные и специфические (специальные) способности.
    Интерес ребенка к тому или иному предмету или к учению в целом, побуждают его к соответствующей деятельности. Между способностями и интересом существует очень тесная связь. Ведь, в сущности, мы хорошо слышим, замечаем и понимаем то, что хотим слышать, замечать, понимать. Сами дети отмечают, что большего прогресса они добиваются в тех предметах, к которым испытывают особый интерес. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые цели. Без особого развития этих качеств, ни о каком развитии способностей, а следовательно, и об успешном обученииречи быть не может. Именно активное проявление познавательных интересов ребенка определяют его отношение к тому, что задает направленность способностей и уровень их развития.Ведущая задача системы воспитания – это всестороннее развитие способностей каждого ребенка. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области, при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно и недопустимо. Конечно же, доминирующим должен быть интерес, связанный со способностями, но при этом учитель должен стремиться к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка и расширению его интересов. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей. В начальной школе центральное место занимает задача, связанная с развитием у детей общих способностей и формирование интересов к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учебной деятельности.
    Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, проявляющиеся такими качествами как, трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность и т.д., которые необходимы для успешного обучения в школе, иначе говоря, овладение учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ребенок может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, тех или иных проявлений темперамента [11].
    Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обладает возможностью развития специальных индивидуальных способностей. Специальные способности – это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельностей, такие как зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук. Неспособных детей нет. Надо только помочь ребенку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя, так как он должен уметь формировать способности и таланты учеников и умело направлять их развитие в правильное русло.
    Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, не испытывающего интереса к какому-то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Упорный труд является основой развития как общих, так и специальных способностей. Без большого и напряженного труда способности не развиваются, остаются лишь потенциальные возможности для их успешного формирования.
    Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна соответствовать некоторым условиям:
   •	Во-первых, деятельность должна проявлять у ребенка устойчивые, позитивные эмоции, а так же производить чувство удовлетворения. Ребенок должен испытывать удовольствие от выполняемой им деятельности, и только тогда у него появится желание без принуждения стремиться к выполнению определенной работы. Живой интерес, стремление осуществить ту или иную работу качественнее, но никак не безучастное, безразличное и равнодушное отношение к деятельности – вот что необходимо для того, чтобы деятельность положительно воздействовала на формирование способностей.Учителю необходимо способствовать активному развитию интересов детей, для того чтобы их интересы не носили поверхностный характер, а были серьезными, глубокими и действенными, так как способности могут дать положительные результаты, лишь в том случае, если они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности.
   
   * Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем детальном разборе; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием увиденного и слышанного. Если деятельность ребенка носит сложный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя новых знаний, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
   * В-третьих, очень важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цель, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно, во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях, нуждаются дети с уже определившимися способностями.
    Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то такая деятельность ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл «Зоной потенциального развития». По теории Л. С. Выготского, развитие происходит за счет того, что зоны потенциального, ближайшего и актуального развития расширяются. То, что было в зоне потенциального развития, переходит в зону ближайшего развития, а то, что было в зоне ближайшего развития, переходит в зону актуального (и соответственно зона автоматизмов тожерасширяется).
    Работая над выявлением способностей у детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Раннее проявление способностей у школьников часто бывает предпосылкой развития большого таланта, но, если проявившиеся способности в дальнейшем не развиваются и не воспитываются, они угасают. Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма.











4.1. Внеклассные работы для развития способностей.
    Развитию способностей детей способствуют различные формы внеклассной и внешкольной работы. Внеклассная работа предоставляет учащимся дополнительные возможности дляразвития способностей, прививает интерес к наукам математике и языку. Главноеназначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретическогоматериала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на урокахзнания к решению нестандартных задач, расширение кругозора учащихся, развитие ребенка как личности. Внеклассные работы активизируют умственную деятельность детей, дают возможностьплодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценногоразвития как речевых, так и логических способностей учащихся.
    Наиболее распространенной формой внеклассных работ являются различного рода кружки. Это могут быть математические кружки, музыкальные, литературные, технические и т.д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности, всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготавливают несложные изделия из пластилина, картона, бумаги, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность и творчество. На этих занятиях у школьников развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.Более значительную роль в развитии способностей, является внеклассная работа по интеллектуальным урокам.На внеклассных занятиях и уроках рекомендуется проводить занимательныематематические игры, математические и литературные разминки, логические задачи,волшебные квадраты, задания со спичками, тренировка сообразительности, тренировказрительной памяти, тренировка быстроты реакции.






Заключение.

На основании проведенного теоретического анализа психологической литературы можно сделать следующие выводы.
Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44