- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Общая характеристика состояния дошкольного образования в России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008545 |
Тема: | Общая характеристика состояния дошкольного образования в России |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1 Теоретические аспекты государственного регулирования системы дошкольного образования 5 1.1 Сущность и понятийный аппарат дошкольного образования 5 1.2 Государственное и муниципальное управление системой дошкольного образования 14 1.3 Региональные особенности развития системы дошкольного образования 20 2 Анализ эффективности реформирования системы дошкольного образования в Республике Башкортостан 32 2.1 Общая характеристика состояния дошкольного образования в России: опыт регионов 32 2.2 Оценка эффективности управления учреждения образования в Республике Башкортостан 37 2.3 Анализ деятельности Отдела образования администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 44 3 Направления повышения эффективности реформирования системы дошкольного образования в республике Башкортостан 49 3.1 Совершенствование методов и инструментов управления системой дошкольного образования 49 3.2 Корректировка реализации государственных программ по решению проблем дошкольного образования 58 3.3 Экономическая и социальная эффективность предлагаемых рекомендаций 65 Заключение 70 Список использованных источников и литературы 67 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время главной задачей образовательной политики в России стало обеспечение качественного образования на всех уровнях в соответствии с актуальными потребностями личности, общества и государства. Начальным этапом в системе образования является реализация программ дошкольного воспитания и образования, принятие мер для всестороннего развития подрастающего поколения. Это необходимое условие для обеспечения равных стартовых возможностей детей при обучении в начальной школе. В России дошкольные образовательные учреждения представлены упорядоченной системой государственных и частных образовательных учреждений. Главное достоинство детского сада – это присутствие детского общества, благодаря которому создается пространство социального опыта в кругу сверстников. В условиях дошкольного учреждения ребенок познает себя в сравнении с другими, получает навыки адаптации к новому коллективу и достаточное общение со сверстниками. Также, детский сад предотвращает «педагогическую «запущенность», которая сейчас наблюдается у детей, не посещающих подобные учреждения. По статистическим данным существующая проблема с доступностью дошкольного образования в России активно решается. На данный момент программы дошкольного образования реализует 50,98 тыс. организаций, в том числе более 41,3 тыс. детских садов, из них 928 частных учреждений (в 2017 г. – 549 учреждений). Также охват детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием составляет 96,4%. По сравнению с 2016 г. численность воспитанников детских садов увеличилась на 7,3%. В настоящий момент наиболее востребованной формой дошкольного образования остается форма присмотра и ухода за детьми и получение дошкольного образования в государственных и муниципальных садах. Тенденция к позитивным явлениям необходима, так как растет спрос со стороны родителей на получение не только муниципальных услуг, но и различных дополнительных образовательных услуг. Объект исследования: государственное регулирование системы дошкольного образования в Республике Башкортостан. Предмет исследования: социально-управленческие отношения, складывающиеся в процессе реформирования системы дошкольного образования. Цель: оценить эффективность реформирования системы дошкольного образования в республике Башкортостан. Задачи исследования: Рассмотреть теоретические аспекты государственного регулирования системы дошкольного образования. Проанализировать эффективность реформирования системы дошкольного образования в Республике Башкортостан. Разработать направления повышения эффективности реформирования системы дошкольного образования в Республике Башкортостан. Практическая значимость работы определяется тем, что на данный момент идет реформирование системы дошкольного образования, как в России, так и в республике Башкортостан, поэтому представленные в работе материалы могут быть полезны в исследовании детских дошкольных учреждений, сотрудникам частных детских садов, родителям. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы. 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Сущность и понятийный аппарат дошкольного образования Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий. С 1 сентября 2013 года согласно Закону «Об образовании» дошкольное образование становится отдельным уровнем системы обучения, и, соответственно, от качества образования в дошкольных образовательных учреждениях зависит очень многое, поэтому оно рассматривается как важнейший социоформирующий фактор [52]. Развитие дошкольного образования в России является историческим явлением и сопровождается рядом факторов. На данную сферу повлияли особенности экономического и социокультурного развития общества. Этапы развития системы дошкольного образования представлены в таблице 1. Таблица 1 – Развитие дошкольного образования в России Период Краткая характеристика 60-е годы 19 века Первые детские сады в России были открыты в 60-е годы 19 века, они были частными и платными. В период с 1866 по 1869 года появились первые бесплатные сады, для детей, работающих петербуржцев, но они просуществовали недолгое время. В то период большее распространение имели приюты и образовательные сады. 1918 год был организован первый дошкольный отдел. В это же время открылись отделения в профессиональных педагогических училищах по подготовке педагогов детских садов. Начал свою работу и дошкольный институт (научно-исследовательский) под руководством Корнилова К.И. Продолжение таблицы 1 1921-1940 года Наблюдается значительное увеличение числа дошкольных учреждений. Сады стали переходить с 6-часового режима на 11-12 часовой рабочий день. При домоуправлениях организовывались детские комнаты, куда матери могли в вечернее время привести детей. В селах организовывались летние детские площадки. Значительное количество детских садов стали ведомственными. Они открывались на базе крупных предприятий и производств. С середины 1980-х гг. На смену типовой программе воспитания пришли вариативные. Теперь дошкольное учреждение могло само выбирать программу обучения в зависимости от своих целей. Основными принципами дошкольного образования стали: ориентация на развитие личности ребенка, его склонностей и интересов; направленность содержания образования на социализацию ребенка, единство общечеловеческих и национальных ценностей в содержании и формах работы. 1983 год Был принят Закон об образовании, где были сформулированы новые принципы государственной политики в области образования. Начиная с 1991 года Значительно уменьшается количество детских садов и количества детей в них. По показателям 2001 года системой дошкольного образования охвачено 60% детей. Резко уменьшилось количество ведомственных садов, переданных муниципальным органам. Плата за содержание детей значительно росла. Дошкольные учреждения недостаточно финансировались государством и органами власти. Низкий уровень заработной платы воспитателей. 2013 год Россия перешла на четвертую модель образования. В ее основе – новый Федеральный закон об образовании №273-Ф3. Он разработан в целях совершенствовании законодательства РФ в области образования является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Закон закрепляет основы правового регулирования сферы образования в РФ, интегрирует в себе как общие положения, так и положения регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее образование). [Источник 26] Все российские детские дошкольные учреждения в своей работе придерживаются Типового положения. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении дошкольное образование в России – это воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребенка), но может осуществляться и дома в семье. С учетом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребенка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодежной семейной политики. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Около 80 % дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации находятся в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассмотрим типовое и видовое разнообразие этих учреждений в таблице 2. Таблица 2 – Типы и виды образовательных учреждений Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного образования Детский сад Начальная школа – детский сад Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного и др. Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Начальная школа – детский сад компенсирующего вида Продолжение таблицы 2 Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании) Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников [Источник 26] Выделяют три категории дошкольных учреждений. Рассмотрим их. Дошкольные учреждения III категории обеспечивают основные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основе бюджетного финансирования в размере норматива. Дошкольные учреждения II категории предоставляют свои услуги в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по приоритетному направлению из деятельности (виду), и получают право на дополнительное финансирование из местного или ведомственного бюджета, а также право на фирменное название. По назначению учреждения разделяются на следующие виды: общеразвивающие; присмотра, ухода и оздоровления; компенсирующие; комбинированные. Дошкольные учреждения I категории предоставляют весь спектр образовательных услуг в соответствии с критериями, превышающими требования государственного образовательного стандарта. Такие учреждения обеспечиваются дополнительным финансированием из местного (ведомственного) бюджета и получают право на фирменное название. Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников. По результатам государственной аккредитации каждое дошкольное учреждение (как государственное, так и негосударственное) получает свидетельство установленного образца, согласно которому ему присваивается соответствующая категория [13, с. 79]. Главными направлениями дошкольного образования являются: – понимание дошкольного возраста как самоценною периода в развитии личности; – обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей; – гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса; – свобода выбора программ и технологий; – экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Дошкольное образование осуществляется: – в дошкольных образовательных организациях, основная цель которых образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. – в общеобразовательных организациях; – в организациях дополнительного образования; – в семейных (домашних) условиях. Система дошкольного образования в России уникальна и не имеет аналогов в других странах. В нашей стране дети могут находиться в детских дошкольных учреждениях: – несколько часов (группы кратковременного пребывания); – день (дневные группы); – круглосуточно (детские сады с круглосуточным пребыванием). Находясь в детском саду, дети получают: – полноценное питание пропорционально периоду пребывания; – медицинский присмотр; – образовательные программы; – узкоспециальную коррекцию (по показаниям); – физическое развитие; – основы социализации. При этом воспитатель занимает активную позицию, ведя детей за собой, предлагая интересные виды деятельности – дети учатся в игре, ненавязчиво и при этом овладевают достаточно сложными понятиями. Системное образование обеспечивает взаимосвязь явлений с объектами, познаваемыми детьми параллельно с иными жизненными ценностями в согласовании с их возрастом, а также культурой и особенностями местных традиций, как своего региона, так и других народностей, В российских детских садах каждому ребенку дают положенный объем знаний, стимулируя интерес. Этот факт обеспечивает легкий переход выпускников детского сада на начальную ступень школьного образования. Одновременно с дошкольными учреждениями полного дня активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей. В субъектах Российской Федерации функционируют несколько видов групп кратковременного пребывания. В субъектах Российской Федерации в настоящее время накоплен значительный опыт организации групп кратковременного пребывания разной направленности. В целом по Российской Федерации на 1 сентября 2016 года группы кратковременного пребывания детей организованы более чем в 4 тысячах дошкольных образовательных учреждениях (9 % от общего количества ДОУ). Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), используются также 10-часовой и 14-часовой режимы. Как показывает практика, 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный. Введение новых режимов функционирования позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан. Кроме того, в субъектах Российской Федерации параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. Основным документом, определяющим и регламентирующим деятельность образовательных упреждений, является новый Закон РФ «Об образовании», принятый 29 декабря 2012 года, в который уже неоднократно вносились изменения и дополнения. В этом законе содержатся те основные принципы и положения, на основе которых строится и стратегия, и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития всей системы образования в России в целом и дошкольной ее отрасли в частности. Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, своим Уставом, договорами между учреждением, учредителями и родителями (лицами, их заменяющими). Все документы разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и обеспечивают доступность и качество образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, система образования, представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и семьи: – встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность); – решает задачи охраны и укрепления здоровья детей; – реализует спектр образовательных программ (основных и дополнительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями потребителей (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов); – предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздоровительных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка; – создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ; – взаимодействует с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; – развивается в условиях социального партнерства [36, с. 115]. 1.2 Государственное и муниципальное управление системой дошкольного образования Современный этап развития нашей страны предъявляет совершенно новые требования к качеству образовательного и воспитательного процессов в дошкольных учреждениях. Это касается не только выбора основных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста и создания условий для их максимально комфортного вхождения в общество, но и оценки эффективности деятельности местных органов самоуправления в сфере развития дошкольного образования. В ходе модернизации дошкольного образования в РФ происходит обновление его содержания в целом, а на муниципальном уровне предполагается преимущественное стимулирование региональных и местных инициатив. Следовательно, эффективная модернизация дошкольного образования невозможна без совершенствования деятельности органов местного самоуправления по развитию дошкольного образования на муниципальном уровне. В большинстве муниципалитетов субъектов РФ рыночные формы дошкольного образования и содержания детей практически не развиваются, а развитие дошкольного образования осуществляется и планируется по самым высокозатратным формам. Дошкольные образовательные учреждения испытали в последние годы серьезные изменения, которые связаны с целой группой факторов. Во-первых, в образовательную среду все активнее входят рыночные отношения, что выражается, в частности, в развитии конкуренции не только между отдельными учреждениями, но и между дидактическими и воспитательными концепциями. Во-вторых, дошкольное учреждение на фоне постоянного повышения требований к нему со стороны государства и родителей столкнулось с явным недофинансированием, что привело к значительной формализации самого образовательного процесса в нем. В-третьих, все более активную роль в контроле за детскими садами начинает играть родительское сообщество. В то же время острая нехватка в стране учреждений подобного типа привела к тому, что воспитатели используют этот аргумент как инструмент воздействия на особо принципиальных отцов и матерей. Наконец, в-четвертых, в свете последних изменений, связанных с принятием нового Закона об образовании, детские сады наконец-то превратились из преимущественно воспитательной структуры в полноценные детские дошкольные учреждения с образовательной программой. Новый закон и принятые в дополнение к нему подзаконные акты по-новому подошли к основным направлениям деятельности детских садов различных типов [43, с. 85]. В современных условиях развития Российской Федерации управленческая деятельность на муниципальном уровне является одним из основных составляющих функционирования и развития государства и общества, производственной сферы и сферы обращения, общественных отношений и управления экономикой, сферы образования, культурной и социальной сфер. Муниципальное управление – это административная и экономическая деятельность местных органов власти, направленная на поддержание и развитие социальной и промышленной инфраструктуры города или другого поселения, а также управление учреждениями, которые находятся в собственности городской/поселковой общины. Иначе говоря, муниципальное управление – это целый комплекс экономических, социальных и правовых воздействий на местную общину, ориентированных на повышение ее социального и экономического благосостояния. Местные администрации вправе самостоятельно определять цели и задачи развития территории, не противоречащие федеральному законодательству [51]. Характеризуя современную систему образования Российской Федерации, важно отметить, что в системе управления наблюдается передача ряда полномочий и функций от федеральных органов управления – региональным и местным. Федеральные органы государственной власти занимаются разработкой общих стратегических направлений, а региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления решают конкретные финансовые, кадровые, материальные, организационные задачи и проблемы. Структура органов, реализующих политику в сфере образования, представлена на рисунке 1. Рисунок 1 – Cтруктура органов образования в России [51] В период 2013-2020 годы в рамках Подпрограммы «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» (Государственная Программа «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295)) разработаны основные мероприятия по модернизации дошкольного образования. В указанный период модернизация дошкольного образования будет проводиться по трем основным направлениям: – ликвидация очередности в детские сады. В ходе реализации мероприятий по данному направлению планируется обеспечить 100% доступность дошкольного образования для всех нуждающихся в нем детей от 3 до 7 лет к 2017 году (п. 1 «в» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599). Такие показатели будут достигнуты за счет строительства новых современных зданий детских садов и развитие вариативных форм дошкольного образования. Согласно анализу очередности, в дошкольные учреждения с учетов демографических расчетов в течение 2014 – 2016 годов необходимо создать около 1,2 млн. мест в дошкольных учреждениях, что позволит к 20167 году обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В настоящее время в России 7,8 млн. детей от трех до семи лет (из них не получили место в садах 366 тысяч детей). К концу 2017 года в России будет 8,7 млн. детей-дошкольников. Субъектами Российской Федерации были разработаны и представлены в Министерства образования и науки России региональные комплексы мер по модернизации дошкольного образования, т.н. «дорожные карты». В рамках реализации «дорожных карт» субъектов Российской Федерации в течение 2014 - 2016 годов было введено 755 тыс. новых мест, в том числе: – 357 тыс. мест за счет вариативных форм дошкольного образования и услуг дошкольного образования, реализуемых, в том числе, негосударственными организациями (частные, семейные детские сады); – 398 тыс. мест за счет приспособления, реконструкции и строительства новых зданий государственных (муниципальных) дошкольных образовательных учреждений. На реализацию этих мероприятий в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации на 2014-2016 годы были направлены дополнительные ассигнования в объеме 222 млрд. рублей. Чтобы закрыть все потребности в 1,2 млн. мест, в ближайшие три года необходимо дополнительно ввести 433 тыс. новых мест. Министерством образования и науки разработано и принято постановление № 71 Правительства Российской Федерации «О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования…» (Постановление Правительства РФ от 29.01.2015 № 71). Субсидии будут предоставляться субъектам РФ при наличии согласованных с Министерством образования и науки Российской Федерации комплексов мер («дорожных карт»), предусматривающих в 2017 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет и включающих в себя: 1) обязательство софинансирования из региональных бюджетов мероприятий по строительству и реконструкции новых зданий детских садов; 2) наличие разработанной проектно-сметной документации для строительства новых объектов; 3) выделение земельных участков под строящиеся детские сады; 4) использование архитектурных проектов, предусматривающих возможность многофункционального использования зданий дошкольных учреждений под различные образовательные нужды, в частности, возможность быстрого и малозатратного перепрофилирования этих зданий под начальные школы; 5) наличие мер по поддержке и развитию негосударственного сектора дошкольного образования; 6) наличие плана-графика по повышению оплаты труда педагогических работников образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Общий объем на развитие дошкольного образования в 2014 - 2017 годах составил более 1 трлн. рублей, в том числе 280 млрд. рублей дополнительных ассигнований из федерального бюджета (с учетом того, что в 2014 году было направлено 100 млрд. рублей, 2015 году – 90 млрд. руб. и в 2016 году – 90 млрд. руб.) [50]. Муниципальную систему образования можно представить в виде совокупности следующих элементов: ? образовательные программы; ? государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; ? сеть образовательных учреждений различных форм собственности, дислоцирующихся на территории муниципального образования, взаимодействующих с органами местного самоуправления и между собой. Услуга дошкольного образования в муниципальном образовании представляет собой совокупность действий органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций по удовлетворению потребности получателя услуги. Следует отметить, что эти действия не имеют материального выражения и потребляются в момент их осуществления, т. е. важен не столько результат, сколько процесс предоставления услуги. Результатом в данном случае является освоение ребенком программ дошкольного образования. Формально потребителем услуги является ребенок, но фактически родитель согласует все условия ее предоставления и подписывает соответствующий договор. Процесс предоставления услуги дошкольного образования заключается в уходе, присмотре, воспитании и обучении одного ребенка (жителя муниципалитета) в специально оборудованном месте (детском саду) на протяжении фиксированного временного интервала (года). Поставщиками услуги являются образовательные учреждения и организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности: муниципальные, ведомственные, частные, надомные дошкольные учреждения. Однако при имеющейся регламентированности муниципальной системы образования, она имеет достаточно существенные недостатки и проблемы. 1.3 Региональные особенности развития системы дошкольного образования Региональный уровень управления дошкольным образованием – это необходимое звено при децентрализированном управлении. В соответствии со ст. 29 закона «Об образовании» в ведении субъектов Российской Федерации в области дошкольного образования находятся: 1) определение и осуществление политики в области дошкольного образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области дошкольного образования; 2) законодательство субъектов Российской Федерации в области дошкольного образования; 3) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования дошкольных учреждений; 4) осуществление федеральной политики в области дошкольного образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам; 5) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития дошкольного образования; 6) формирование государственных органов управления дошкольным образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления дошкольным образованием); 7) создание, реорганизация и ликвидация дошкольных учреждений соответствующего подчинения; лицензирование дошкольных учреждений, за исключением лицензирования на правоведения дошкольной образовательной деятельности; 8) установление национально-региональных компонентов государственных дошкольных образовательных стандартов; 9) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на дошкольное образование и соответствующих фондов развития образования; 10) установление местных налогов и сборов на цели дошкольного образования; 11) установление республиканских, региональных нормативов финансирования дошкольного образования; 12) организация финансирования местных органов управления дошкольным образованием и дошкольных учреждений, оказание им посреднических услуг в части материально-технического обеспечения; 13) установление дополнительных к федеральным требований к дошкольным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; 14) установление дополнительных к федеральным льгот воспитанникам и педагогическим работникам дошкольных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных воспитанников и педагогических работников; 15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции дошкольных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов; 16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников; 17) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области дошкольного образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов; 18) издание нормативных документов в пределах своей компетенции. Компетенция субъектов РФ в области дошкольного образования – совокупность властных полномочий, отнесенных Конституцией, законодательством РФ, законодательством и правовыми актами субъектов Федерации к их ведению в сфере дошкольного образования. Одной из сторон правоотношений, возникающих на основе норм ст. 29 Закона об образовании, непременно является субъект Федерации. Что же касается второй стороны правоотношений, то ею может быть, как Российская Федерация, так и разнообразные юридические и физические лица (образовательные учреждения, их руководители, органы управления образованием, педагогические кадры и т.д.). Закрепляя правовой статус субъектов Федерации, нормы ст. 29 Закона об образовании не устанавливают, какие конкретно органы эту компетенцию реализуют. Общие принципы распределения этой компетенции установлены в ст. 30 Закона «Об образовании», а детальные полномочия определяются законодательством и правовыми актами субъектов Федерации. Статья 29 Закона РФ об образовании наряду с функциями закрепляет и основные полномочия субъектов Российской Федерации в сфере дошкольного образования (республики, области, края, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга). Перечисляемые в ней полномочия охватывают следующие основные сферы: а) осуществление федеральной политики в области дошкольного образования; б) формирование системы органов управления дошкольным образованием соответствующего субъекта Федерации; в) правовое регулирование и текущее управление дошкольным образованием на соответствующей территории в рамках своих полномочий; г) регулирование вопросов финансового и материального обеспечения дошкольных учреждений и местных органов управления дошкольным образованием; д) научно-методическое обеспечение системы дошкольного образования [13, с. 79]. Проведенный нами сравнительно-правовой анализ позволяет отметить различную юридическую природу полномочий субъектов Федерации в сфере дошкольного образования. Значительная часть их производится от компетенции федеральных органов. Деятельность субъектов Федерации, по сути, направлена на реализацию тех актов и решений, которые принимаются федеральными органами в области дошкольного образования (осуществление федеральной политики) обеспечении соблюдения законодательства РФ о дошкольном образовании. Другие полномочия дополняют и конкретизируют федеральные нормативы и стандарты в сфере дошкольного образования (финансовое подкрепление государственных гарантий основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам, установление национально-региональных компонентов, государственные образовательные стандарты и др.). Наконец, третья группа полномочий субъектов Федерации свидетельствует о вполне самостоятельном решении ими вопросов в сфере дошкольного образования (создание, реорганизация и ликвидация дошкольных учреждений собственной подчиненности, установление местных налогов и сборов на цели дошкольного образования и др.). Дополнительно, как нам представляется, в сферу компетенции региональных управленческих структур в области дошкольного образования необходимо включить: – планирование развития дошкольного образования в рамках регионального экономического развития; – разработку дошкольной образовательной политики региона с учетом его специфики, в том числе национ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: