- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Общая характеристика психического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011320 |
Тема: | Общая характеристика психического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения |
Содержание
Оглавление Введение 3 Глава 1. Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста 5 1.1. Понятие и периодизация психического развития 5 1.2. Характеристика психического развития детей старшего дошкольного возраста 11 Глава 2. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 17 Заключение 24 Список использованной литературы 28 Введение Актуальность. Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это факторы социальные и биологические. Эволюция познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных частей успешности воспитания в детском саду. Внимание дошкольника к окружающему миру, готовность понять и постигнуть все новое - основа формирования этого качества. Интенсивное модифицирование окружающей жизни, активное вторжение научно-технического прогресса во все ее слои диктуют педагогу надобность отбирать более эффективные ресурсы обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Психологи считают, что в дошкольном возрасте имеет большое значение динамично обогащать те стороны развития, к которым всякий возраст в наибольшей степени чувствителен, особо восприимчив. Актуальность исследования обусловлена тем, что современные ситуация характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух. Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения. Это отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии. Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию. В связи с этим необходимо знать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения для того, чтобы успешно учить и социализировать данных детей. Цель курсовой работы – изучение общей характеристики психического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Объект работы – психическое развитие. Предмет работы - дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В связи с целью работы необходимо решить следующие задачи: 1. Описать психическое развитие детей старшего дошкольного возраста; 2. Выявить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения; 3. Сделать выводы по проведенному исследованию. В данной курсовой работе использовались следующие методы: метод анализа литературы и научных трудов по проблеме исследования, метод синтеза информации. Теоретическая значимость курсовой работы заключается в анализе и обобщении информации по проблеме общей характеристики психического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Глава 1. Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста 1.1. Понятие и периодизация психического развития Развитие психики – это процесс накопления количественных и качественных изменений психики, обусловливающих формирование и функционирование личности. Исследователями выработано две основных подхода к пониманию данного процесса. Представители первого утверждают, что психическое развитие носит непрерывный характер, т.е. не останавливается, не ускоряется и не замедляется. поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один его этап от другого, не существует. Однако большинство исследователей являются сторонниками второго подхода: они убеждены, что развитие дискретно (носит прерывистый характер). начавшись еще до рождения ребенка, оно разворачивается и продолжается неравномерно (то ускоряется, то замедляется). Это даёт основания для выделения стадий или этапов развития, качественно отличающихся друг от друга. Все люди независимо от индивидуальных особенностей проходят каждую стадию развития [2]. Источниками психического развития личности являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития. Ведущая деятельность – это, деятельность, которая преимущественно определяет психическое развитие ребенка в определенный период его жизни. Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Ведущими в разные периоды могут быть игра (дошкольное детство), учеба (младший школьный возраст), общение (подростковый возраст), труд (юношеский возраст). Определенному возрасту могут быть присущи и две ведущих деятельности [6]. Благодаря ведущей деятельности достигаются наибольшие результаты в развитии познавательных процессов, происходит формирование психологических (психических) новообразований. психологические новообразования – качественные особенности психики, которые впервые появляются в определенный возрастной период и определяют сознание человека, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. Пример. дошкольный возраст: формируются общие (вербальные, креативные и т.п.) и специальные (музыкальные, художественные, танцевальные и т.п.) способности [4]. Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности. К типам общения относятся межличностный, межгрупповой, личностно-групповой и т.п [8]. Противоречия, возникающие в процессе психического развития, могут приводить к кризисам развития (возрастным кризисам). Кризисы развития - это относительно непродолжительные периоды, которые характеризуются резкими психическими изменениями. Они необходимы для нормального, поступательного развития личности. Форма, длительность и острота протекания кризисов существенно отличаются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, условий его воспитания, типа семьи, общества и пр. Примеры. кризис трех лет; кризис младшего школьного возраста, кризис подросткового возраста [14]. В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее. 1. Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша. 2. Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций. 3. Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности. 4. Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков [10]. В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром. Рассмотрим подробнее периоды развития психики. Период младенчества. В первые недели и месяцы жизни ребенок абсолютно беспомощен и любые его потребности могут удовлетворяться только с помощью взрослых. Малыш почти не может взаимодействовать с окружающим миром, он плохо видит и слышит в первое время после рождения. От родителей этот период требуется помочь малышу как можно быстрее освоить навыки «общения» с окружающей его средой. Для этого важно в первый год жизни заниматься на развитие мелкой и крупной моторики, помогать формировать восприятие цветовой гаммы, изучать формы текстуры, объемы предметов на ощупь. Правильно подобранные игрушки и регулярные сенсомоторные упражнения будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Выделять себя, как остальных, от окружающего мира малыш пока не может. Не может он и переживать какие-либо состояния, кроме естественных, например, голода или боли. Причины, последствия, содержания каких-либо эмоций и действий он понять не в состоянии. Поэтому родители малышей первого года жизни не должны требовать от своего чада выполнения каких-либо правил в играх. Бессмысленно объяснять малышу, который только научился ползать о том, что нельзя брать какие-то предметы или делать какие-то действия. Смысла слов малыш пока не видит, ему лишь доступны понятия указаний и наименований [12]. Период раннего детства. Некая самостоятельность начинает формироваться в этот период, который длится с 1 до 3 лет. Малыш уже активно учится ходить, далее бегать и прыгать, активно исследует предметы и начинает учиться осмысленно разговаривать. Но диапазон возможностей малыша еще сильно ограничен, а образцом поведения служат близкие родственники. Чтобы малыш что-то начал делать сам, он сначала должен увидеть, как это делают другие. Вместе с мамой и папой он будет с удовольствием изучать самые разные предметы и играть в разные игры. При этом, без привлечения взрослых заниматься играми сам не будет. В период раннего детства у маленького человека происходят важные психические открытия. Так, постигается назначение предметов, ребенок начинает понимать, что у вещей и действий есть смысл. А чтобы постичь этот смысл, предметами нужно научиться правильно манипулировать. Но самый важный аспект развития психики в этот период – это процесс осознания ребенком своего «Я». Постепенно он станет отделять собственные действия от действий взрослых, он сможет «видеть» самого себя. Начнет формироваться самооценка, самосознание. А отсюда и появится потребность к самостоятельности и невыполнению указаний взрослых. К концу периода может проявиться кризис 3-х лет, о котором мы говорили выше в материале [16]. Период младшего дошкольного возраста. В этот период ребенок вступает после преодоления кризиса 3-х лет. Малыш уже умеет действовать автономно, самостоятельно, у него имеется определенная самооценка. Он хорошо передвигается и уже имеет достаточно развитую речь, что позволяет ребенку в определенные моменты чувствовать себя «наравне» со взрослыми. Однако, малыш интуитивно понимает, что большинство поступков взрослых основаны не на умениях, а имеют смысловую нагрузку. То есть взрослый что-то делает не потому, что умеет это делать, а потому, что у него есть на это какая-то причина. Отсюда формирование мотивационно-потребительской сферы становится основной задачей данного периода. Чем могут помочь взрослые в этом вопросе? Ответ прост! По возможности каждый день играть с малышом в сюжетно-ролевые игры. Помните, что в младшем дошкольном возрасте лучше всего ребенок усваивает информацию посредством игры. Именно так можно смоделировать «мир взрослых» и перенести в него некоторые жизненные ситуации, а потом сделать это наоборот. Кстати, использование в играх заменителей реальных предметов активно помогает развитию абстрактного мышления и воображения. Эту особенность развития психики ребенка очень важно взять на заметку тем родителям, которые любят скупать все современные игрушки. Запомните, для развития знаково-символической функции и воображения лучше дать малышу, например, деревянный брусочек для игры в «мобильник», чем настоящий телефон [20]. Период старшего дошкольного возраста. В период подготовки к школе малыш приобретает новые особенности психики. Он уже более независим от взрослых, самостоятелен, учится брать ответственность за свои поступки. В это время присутствует огромная потребность в общении с другими детьми такого же возраста. Дети учатся понимать определенные принципы и закономерности в научных экспериментах, могут формировать логические выводы. Чтобы качественно подготовить ребенка к школе, родителям нужно научить его «полезным привычкам» и возможности восприятия информации на слух. К привычкам относятся элементарные правила ухода за собой, вежливого отношения к окружающим. При этом, важно не просто научить ребенка, например, помогать пожилым людям, а объяснить мотивацию и причину такой помощи. Восприятие информации на слух поможет развитию памяти и абстрактного мышления, что очень важно для успешных занятий в школе [18]. Младший школьный возраст. В период с 7 до 11 лет практически каждый ребенок переживает кардинальные изменения в своей жизни. Школьная дисциплина, необходимость выстраивания отношений в новом коллективе, меньше индивидуального внимания от педагогов оказывают сильное психическое воздействие. Именно в этот период родители должны быть максимально внимательны к настроению, чувствам ребенка, должны давать постоянную эмоциональную поддержку. В этот период ребенок смотрит по-другому на собственную деятельность. Он уже может оценить собственные изменения, «кем он был» и «кем стал», начинает формироваться способность к планированию. Подростковый возраст. В возрасте 11-14 лет наступает критический по мнению большинства детских психологов возраст. Ребенок одновременно хочет «расстаться» с детством, то есть почувствовать себя более взрослым, но при этом, не хочет получать больше ответственности. Ребенок готов к «взрослым» поступкам, но детство все еще привлекательно своей «безнаказанностью». Бессознательные, безответственные поступки наперекор родителям, постоянные нарушения границ и запретов характерны для подростков этого периода. В зависимости от модели поведения, которую выберут родители, ребенок может начать понимать свое место в этом мире, заниматься самосознанием или же постоянно бороться с системой запретов и отстаивать свое «Я». Появление новых авторитетов среди чужих людей не должно отпугивать родителей. Именно в семье ребенку могут помочь выстроить правильную для него систему мотиваций [22]. 1.2. Характеристика психического развития детей старшего дошкольного возраста Для начала охарактеризуем основные особенности детей дошкольного возраста. Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и старший (5 - 7 лет) дошкольный возраст. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20 - 25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности [8]. Каждый ребенок развивается по-своему, у каждого есть собственный путь и темп развития, но есть что-то общее, что позволяет охарактеризовать детей - это возрастные особенности, т.е. особенности свойственные определенному возрасту. Ведущая деятельность этого возраста - игра, через игру идет освоение норм поведения и деятельности людей. В возрасте 3-4 лет для детей характерно самоутверждение. В это же время проходит кризис 3- летнего возраста. Возможные реакции, которые вы сможете наблюдать у своего ребенка: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» (Я-сам! Я-сам! Я Знаю- нарциссизм, восхваление себя) [2]. В этом возрасте преобладают действия. Поэтому часто ребёнка можно застать за такими действиями как открывать-закрывать, стучать, выдвигать-задвигать, хлопать, перемещать предметы. Действия дают ребёнка очень важный чувственный опыт, который в дальнейшем приведёт к более сложным формам мышления. Мышление развивается в познавательной активности, эксперементировании и в удовольствии от проделанных действий. В основе развития мышления лежит проба. Внимание в этом возрасте не более 7-8 минут. Акцент на яркие, необычные образы, предметы. Память зависит от восприятия предметов. Воображение развивается через замещение одного предмета другим. Важна роль игры, где ребёнок как раз и знакомится с предметами-заместителями. В возрасте 5-6 лет наблюдается гармонизация отношений с взрослыми, повышенная потребность в любви, развитие чувства любви, привязанности к родителям, формирование способности любить другого человека [6]. Характерно для этого периода - развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры), развитие творчества (рисование, музыка, танцы), развитие мышления и т. д. Основная психическая функция от восприятия переходит к памяти. Хотя ещё в 5-6 лет активно развивается воображение [4]. Восприятие в возрасте 5-7 лет опирается на сенсорику. Мышление - наглядно-образное. Полностью наглядно-образное мышление может быть сформировано к 7 годам. Ребёнок начинает оперировать абстрактными понятиями без опоры на наглядность и предмет. Мышление развивается в наглядном конструировании и эксперементировании. Особый интерес проявляется к схемам, планам, предметам-заместителям в игре. Формируется смелость, гибкость мышления, креативность. Внимание ребёнка на 6 году приобретает специфику самостоятельного управления. Развивается произвольное внимание – оно формируется через указания, просьбы родителей, в игре, когда нужно выполнить что-то по плану, по сценарию, в спортивных состязаниях. Также развивается и непроизвольное внимание- ребёнок уже вполне может сам сосредоточиться на чём-то, что представляет интерес, может быть важным для него и нужным. Объём внимания к 6 годам значительно возрастает. Ребёнок уже может воспринять и назвать не 1 предмет, как это было в 3-5 лет, а гораздо больше. Игры у детей 6 лет могут продолжаться до 2 часов, так как внимание включает более сложные действия и отношения людей. Всё это носит интеллектуально значимый характер. Интересны становятся загадки, головоломки [10]. Воображение в возрасте 6-7 лет тесно связано с развитием речи. Для развития воображения применяются игры в ассоциации, театральные постановки, шахматы, пересказ, чтение ребёнку, различные творческие занятия по изготовлению поделок, рисование, лепка и т.д. Очень важным моментом при развитии воображения является возможность научить, показать ребёнку нечто большее в предмете, чем кажется на первый взгляд. Речь эгоцентрична, обращена к самому себе, для себя. Такая речь выступает как средство мышления ребёнка- говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, речь, обращённая ни к кому конкретно, с вопросами и не обязательными ответами. Такая речь полностью исчезает к концу дошкольного периода. Воображение выполняет две функции: Познавательную- достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений [20]. Аффективная- выступает в качестве защиты «Я», реализуется через многократное повторение травмирующего события, ребёнку требуется воссоздать ситуацию для самоутверждения и успокоения. В 6-7 лет у ребёнка появляется воображаемые герой, выдуманный мир, в уме ребёнок проигрывает различные сюжеты. И только в этом возрасте к 7 годам появляется целенаправленность и планирование. Ребёнок может предвидеть сюжет игры, действия. Таким образом, в период дошкольного возраста идет интенсивное познавательное развитие ребенка, формируются новообразования. Происходит формирование первого цельного детского мировоззрения. Возникновение первичных морально - этических понятий (ребенок начинает понимать «что такое хорошо и что такое плохо»). Происходит формирование произвольного поведения, т.е. умения управлять собой и своими поступками. Возникает личное сознание (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый). Формирование готовности к школе является результатом общего психического развития ребенка, комплексным показателем психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития. Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству. И здесь важно, чтобы ребенок был готов психологически к школьному обучению. Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах и повышенной школьной тревожности [22]. Итак, по итогам первой главы можно сделать следующие выводы. Развитие психики – это процесс накопления количественных и качественных изменений психики, обусловливающих формирование и функционирование личности. Источниками психического развития личности являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития. Ведущая деятельность – это, деятельность, которая преимущественно определяет психическое развитие ребенка в определенный период его жизни. Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее. 1. Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша. 2. Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций. 3. Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности. 4. Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков. Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и старший (5 - 7 лет) дошкольный возраст. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20 - 25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. В период подготовки к школе малыш приобретает новые особенности психики. Он уже более независим от взрослых, самостоятелен, учится брать ответственность за свои поступки. В это время присутствует огромная потребность в общении с другими детьми такого же возраста. Дети учатся понимать определенные принципы и закономерности в научных экспериментах, могут формировать логические выводы. Чтобы качественно подготовить ребенка к школе, родителям нужно научить его «полезным привычкам» и возможности восприятия информации на слух. К привычкам относятся элементарные правила ухода за собой, вежливого отношения к окружающим. При этом, важно не просто научить ребенка, например, помогать пожилым людям, а объяснить мотивацию и причину такой помощи. Восприятие информации на слух поможет развитию памяти и абстрактного мышления, что очень важно для успешных занятий в школе. Глава 2. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. К функциональным относятся амблиопия (снижение зрения не регулируемое оптически) и косоглазие, которые могут поддаваться исправлению. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте. Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях [1]. В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей: – слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. – ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье [5]. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие. У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность) [3]. Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить. Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников. Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития. У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают. Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность [9]. У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия [7]. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение. При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом [13]. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии. Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы. У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер [11]. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью[19]. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.) Среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм [15]. Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников [17]. Особенности памяти. Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии [23]. У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному [26]. Особенности восприятия. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие [21]. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия — осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая. Следует отметить, что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, дети их теряют. Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем [25]. Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию[24]. Таким образом, по итогам второй главы можно сделать следующие выводы. Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. К функциональным относятся амблиопия (снижение зрения не регулируемое оптически) и косоглазие, которые могут поддаваться исправлению. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии. Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы. У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия — осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая. Следует отметить, что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, дети их теряют. Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. Заключение Развитие психики – это процесс накопления количественных и качественных изменений психики, обусловливающих формирование и функционирование личности. Источниками психического развития личности являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития. Ведущая деятельность – это, деятельность, которая преимущественно определяет психическое развитие ребенка в определенный период его жизни. Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. В медицине разделяют несколько этапов....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: