VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общая характеристика процессов памяти

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008069
Тема: Общая характеристика процессов памяти
Содержание
Содержание



Введение…………………………………………………………………….2

Глава I

1.  Общая характеристика процессов памяти

1.1Память как основа психической деятельности человека.....................5

1.2. Особенности памяти детей различного возраста.…………. ……...10

1.3.Виды памяти и их особенности...........................................................16

1.4.Основные принципы хорошей работы памяти…………………..….21



ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Методики исследования памяти детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...…....24

2.2. Интерпретация результатов проведения методик с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………..……….28

Заключение………………..………………………………………………35

Литература …………………………..……………………………………37

Приложение

 





















Введение



На сегодняшний день проблема развития памяти дошкольников является актуальной и социально значимой. Труды и исследования многих ученых посвящены памяти человека – Сеченов М.И., Шифрин Р., Карнеги Д.,Смирнов А.А., Рибот и многие другие. Но данные исследования мало востребованы и малоизвестны учителям, что и послужило выбором темы исследования.

Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом  все больше и дольше. Книги, записи, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное   функционирование личности и ее развитие.

Невысокая успеваемость школьников всегда  огорчительна и для родителей и для педагогов. Не менее  досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все  чаще со  всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти,  человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни. 

Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре, и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. К сожалению, в практике дошкольного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у дошкольников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.

Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является  одной из актуальных  проблем  ХХI  века, так же вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и  необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.

Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. 

Объект исследования: организация учебно-воспитательного процесса в работе по развитию памяти дошкольников.

Предмет исследования: обучение продуктивному запоминанию как  средство развития памяти дошкольников.

Цель: показать, что обучение продуктивному запоминанию, является средством развития памяти дошкольников.

Задачи исследования:

1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования;

2. Обосновать актуальность и социальную значимость проблемы развития памяти дошкольников;

3. Выявить типы памяти детей, оценить кратковременную зрительную и образную память, и  на основе полученных результатов разработать комплекс занятий по развитию памяти и опробовать его на практике.

Во введении рассмотрено актуальность исследования, определяет научный аппарат работы, показывает практическую значимость.

В первой главе рассмотрено общее понятие о памяти и ее процессах, рассматривает основные принципы хорошей работы памяти, законы осмысленного запоминания, сенситивный период развития памяти, а так же методы обучения продуктивному запоминанию в детском саду.

Во второй главе  описано организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, указывает используемые методы и методики,  а также анализирует  ее результаты.

В заключении сделано  выводы по всей работе в соответствии с целью и задачами. 

















1.Общая характеристика процессов памяти

1.1Память как основа психической деятельности человека

Одни из основных свойств личности является память. Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Различают три вида памяти:

1) наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т.д.;

2) словесно-логическую, при которой преимущественно запоминают понятия, термины, схемы, формулы;

3) эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме того, существует разделение памяти на два типа в зависимости от длительности хранения информации:

долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.

кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но очень ненадолго;

Память включает ряд процессов: запечатление (запоминание), сохранение, забывание,  а также восстановление (воспроизведение) информации. 

Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью - это образ ощущения, а не восприятия.

Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

Кратковременная память - сохранение информации к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде - она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации.

Оперативная (промежуточная, буферная) память - промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна.

Процессы памяти:

1. Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

Хранение - накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому; здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний. То, что воспроизводится, может всплывать, непроизвольно вспоминаясь; оно может активно припоминаться.

Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.

Общим для всех этих многообразных психических процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности - с настоящего оно распространяется и на прошлое. Без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть.

Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание - это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т.д.).

Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т. д.). Сохранение в памяти включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д., что отчасти совершается во всем многообразии процессов, в которых оно проявляется.



1.2 Особенности памяти детей различного возраста

Современное обучение остро нуждается в практическом решении проблемы эффективной переработки большого объема материала, быстрого и точного его запоминания и извлечения из памяти. Поэтому в настоящее время исследования психологии памяти приобрели в отличие от исследований недавнего прошлого ярко выраженную практическую направленность. Позитивное решение данной проблемы возможно, но при научно обоснованном использовании резервов развития высших форм запоминания у младших школьников, в качестве которых, в частности, выступают разнообразные логические приемы обработки информации и их использование в мнемических целях.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

С начала четвёртого года возможность воспроизведения уже заметно развита. Ребёнок оперирует уже довольно значительным кругом представлений.

Если выделение из восприятия, выражающееся в возникновении воспроизведённых образов и представлений, является первым крупным этапом в развитии памяти, то превращение её в волевую, сознательно направленную операцию запоминания, заучивания и припоминания является следующим важнейшим моментом.

Припоминание сначала совершается большей частью под воздействием окружающих, в ответ на вопросы, провоцирующие воспоминания. Припоминание, т. е. произвольное вызывание воспоминания, - первое проявление специфически человеческой памяти - формируется и организуется в процессе общения; оно - социальный продукт.

На основе припоминания, спровоцированного вопросами окружающих, формируется припоминание, совершаемое по собственной инициативе. Это припоминание по собственной инициативе, по заданиям, которые ребёнок сам себе ставит (сначала, конечно, лишь в связи с требованиями, на которые наталкивает его действие), предполагает рост сознательности и относительно высокое общее развитие ребёнка.

Преднамеренное запоминание зарождается и эпизодически проявляется в дошкольном возрасте. Устойчивую форму, характеризующую работу памяти в целом, оно принимает лишь в школьном возрасте. Только к концу дошкольного возраста воспроизведение из непроизвольного процесса в основном превращается в сознательно регулируемый процесс припоминания. Это превращение памяти в волевую операцию связано с уменьшением роли эффективности, очень значительной в памяти дошкольника и не утрачивающей некоторого значения и впоследствии. К началу школьного возраста сознательно направленный волевой характер приобретает и запоминание - из непроизвольного запечатления формируется сознательное заучивание.

Ребёнок-дошкольник, конечно, также многому научается, т. е. усваивает сравнительно большое количество материала, которым он в дальнейшем в состоянии пользоваться. Но характер этого учения впервые годы жизни и в школьном возрасте различный; различна и мотивация, и организация процесса. У дошкольника это непроизвольный процесс усвоения. Ребёнок впервые годы жизни не исходит из сознательного намерения заучить определённый материал для будущего. Ему не свойственна также и сознательная организованная работа над этим усвоением - расчленение материала, повторение и пр.; ребёнок не в состоянии ещё так свободно трактовать свой материал; он запоминает, поскольку материал сам как бы оседает в нём. Конечно, и у ребёнка это не чисто пассивный процесс; но запечатление - не цель, а непроизвольный продукт активности ребёнка: он повторяет привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры, как основного типа деятельности.

В пределах дошкольного возраста возникают первые зачатки другой существенной стороны нашей памяти - "исторической памяти" - воспоминаний. Психологически чрезвычайно значительным и не вполне объяснённым фактом является младенческая амнезия, утрата воспоминаний, относящихся к первым годам жизни. Ребёнок на всю жизнь сохраняет навыки и знания, которые он приобретает впервые годы жизни (умение ходить, пользоваться словами родного языка и т. д.), но воспоминания об этих первых годах жизни у него большей частью утрачиваются. Во всяком случае, связные воспоминания, воспроизводящие более или менее последовательно ход нашей жизни, появляются относительно поздно.

Эти данные подтверждают то положение, что о первых 3-4 годах жизни у большинства людей остаются лишь совершенно случайные, единичные и очень редко встречающиеся воспоминания. Это доказывает, особенно если принять во внимание сравнительно высокий уровень элементарных интеллектуальных операций ребёнка 3-4 лет, что историческая память - очень сложное образование.

Особенности памяти младших школьников

Ориентированность младших школьников в основном на дословное запоминание материала имеет ряд причин. Среди них - интеллектуальная неразвитость и пассивность детей, недостаточное развитие речи, неумение правильно ставить и решать мнемические задачи, незнание детьми эффективных способов организации мнемической деятельности. Школьная программа составлена таким образом, что не предполагает специального обучения детей логическим приемам запоминания материала. Имеется определенное противоречие между необходимостью обучения детей различным приемам логического запоминания и воспроизведения материала, и его реальным отсутствием в практике начального школьного образования. Это связано с тем, что опыт психологической науки оказывается недостаточно востребованным современной школой. В первую очередь это касается логической памяти, которая обладает максимальными возможностями в усвоении учебной информации.

Если бы учащемуся начальной школы была свойственна только механическая, а не осмысленная память, то обучение в начальной школе надо было бы в основном строить на зубрёжке. Это, конечно, не так. Фактический материал психологических исследований свидетельствует о том, что уже к началу школьного возраста смысловая память у детей превосходит механическую.

Известно, что память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Младшие школьники, так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно переводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс - как, какими способами ученик это запомнил.

Одна из задач учителя в начальных классах - научить детей использовать определенные мнемонические приемы. Это, прежде всего, деление текста на смысловые части (обычно придумывание к ним заголовков, составление плана), прослеживание основных смысловых линий, выделение смысловых опорных пунктов или слов, возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рациональные приемы заучивания наизусть. В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний, имеющуюся у ребенка. Такой осмысленный материал легко "извлекается" из системы связей и значений и воспроизводится.

Развитие памяти в подростковом возрасте

Эльконин Д.Б , характеризуя память подростков, писал, что она становится «мыслящей». Усиливается роль и удельный вес смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным. Подросток может сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления: запоминание, воспроизведение, припоминание.

Развиваясь, логическая память становится ведущей. Подростки более часто употребляют именно этот вид памяти. Соответственно реже ими используются для запоминания информации память механическая.

В подростковом возрасте происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими процессами. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспомнить - значит мыслить. Процесс запоминания подростка сводится также к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим связям между понятиями и явлениями.

Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает путем опосредования уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи .

Вследствие появления в школе новых предметов увеличивается количество информации, которую подросток должен запомнить, в том числе и механически. В связи с этим у школьников подросткового возраста часто возникают проблемы с памятью, возникают жалобы на плохую память. Но наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения, тренировки памяти. Подростка надо научить правильно, ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал с установкой, что эта информация понадобиться в скором времени, то материал усваивается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее. Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти. Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.

На основании изучения литературных источников можно предположить, что мнемические характеристики памяти зависят от возрастных особенностей и педагогических условий развития ребенка.



1.3 Виды памяти и их особенности

Проявления памяти отличаются большим разнообразием форм, что обусловлено тем фактом, что память, так или иначе, сопровождает все виды многообразной деятельности человека.

В основу классификаций положены самые разные критерии, поэтому на сегодняшний день существует большое количество типологий мнемических процессов, которые обогащаются новыми сведениями.

А.В.Петровский отмечает, что рассмотрение характеристик памяти должно быть обусловлено особенностями самой деятельности, в которой осуществляется запоминание и воспроизведение.

А.В.Петровский выделяет виды памяти в соответствии с тремя основными критериями:

1) По характеру психической активности: двигательная память; эмоциональная память; образная память; словесно-логическая память.

2) По характеру целей деятельности: непроизвольная память; произвольная память.

3) По продолжительности сохранения материала: долговременная память; кратковременная память; оперативная память.

А.Г.Маклаков при рассмотрении основных видов памяти в зависимости от характеристики психической активности обращает внимание на первые проявления в процессе онтогенеза, он отмечает, что на ранних стадиях некоторые виды памяти носят преимущественно условно-рефлекторный характер.

А.В.Петровский обращает большее внимание на индивидуальные различия носителей определенного вида памяти и вводит еще один тип памяти - «эйдетическая память», которая «работает» с помощью так называемых «эйдетических образов, или наглядных образов памяти», является результатом раздражения органов чувств внешними раздражителями и характеризуется такой детализированной наглядностью, совершенно недоступной обычному представлению.

С точки зрения Р.С.Немова, существуют два основания для классификации: первое - деление памяти по времени сохранения материала, второе - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. Итак, типология, представленная Р.С.Немовым выглядит так:

1) По времени сохранения материала: мгновенная (или иконическая) память; кратковременная память; оперативная память; долговременная память; генетическая память.

2) По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору: двигательная; зрительная; слуховая; обонятельная; осязательная; эмоциональная и др.

Следует отметить, что практически во всех современных представлениях теории памяти рассматривается проблема взаимосвязи различных видов памяти, однако разные авторы используют различные виды памяти в качестве сопоставляемых объектов.

Так, А.В.Петровский, рассматривает взаимосвязь всех видов памяти в соответствии с принятой им классификацией. Он еще раз подчеркивает, что данная взаимосвязь обусловлена тем, что «принятые им за основание деления памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в органическом единстве». Например, словесно-логическая память может быть как непроизвольной, так и произвольной, при этом также либо кратковременной, либо долговременной. Он отмечает наличие связи между различными видами памяти, например, двигательной, образной и словесно-логической. Однако связь кратковременной и долговременной памяти рассматривает как две стадии единого процесса и подчеркивает, что кратковременная память является своеобразным «пропускником» всех процессов памяти.

Рассматривая взаимосвязь процессов памяти, Р.С.Немов делает акцент на анализе особенностей и взаимосвязи «двух основных видов памяти», с его точки зрения, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной. Р.Немов, также как и А.В.Петровский, отмечает большую роль кратковременной памяти в жизни человека, в частности для нормального функционирования долговременной памяти и сравнивает кратковременную память с «обязательным промежуточным хранилищем и фильтром, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память».

Согласно П.П.Блонскому, различные виды памяти формируются у человека на разных этапах онтогенеза. Поэтому их можно рассматривать в онтогенетической последовательности.

Двигательная память - это память на движения. Она является базой для формирования различных двигательных навыков: трудовых, спортивных, практических и т.п. В экспериментах А.А.Смирнова показано, что запоминание будет более продуктивным, если будет на происходить на уровне действий (а не мыслей), причем, сопровождающихся преодолением препятствий. Уже в дошкольном возрасте уровень развития двигательной памяти позволяет детям достаточно четко координировать действия, связанные с овладением письменной речью.

Аффективная память - память на чувства. Она играет важную регулятивную роль в жизнедеятельности человека, особенно в системе межличностных отношений. Чувства, которые пережил человек, могут выступать в роли своеобразных стимулов, которые побуждают к действию или препятствуют его осуществлению.

Словесно-логическая память - это память на мысли, обусловленная деятельностью второй сигнальной системы, что является специфичным только для человеческой памяти. Данный вид памяти способствует формированию абстрактного мышления и успешного обучения в целом.

Образная память - это память на представления, образы, в прошлом воздействующие на органы чувств. Различают зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и эйдетическую память. Последняя предполагает сохранение в сознании ярких и отчетливых образов предшествующего восприятия.

В контексте проблематики данной работы особую важность имеет классификация памяти по характеру целей деятельности на произвольную и непроизвольную память.

Произвольная память предполагает целенаправленное запоминание, связанное с использованием волевых усилий и специальных средств для ее реализации. Этот вид памяти непосредственно связан с процессом мышления.

Непроизвольная память представляет собой непреднамеренное запечатление внешних стимулов в отсутствии целенаправленного запоминания. Этот вид памяти характеризуется особой избирательностью, а именно: непроизвольно лучше запоминается то, что имеет непосредственную связь с жизненной необходимостью и актуальными потребностями человека, с целями и задачами его деятельности.

С точки зрения П.И. Зинченко и А.А. Смирнова показали, непроизвольное запоминание обусловлено степенью активности, содержанием мотивационной сферы человека.

По критерию времени сохранения материала выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память.

Сенсорная память представляет собой примитивный, рецепторный процесс. Непосредственную роль в формировании и сохранении образов играет ретикулярная формация.

Оперативная память проявляется в ходе выполнения определенной деятельности и «обслуживает» эту деятельность. Объем «оперативных единиц памяти» непосредственно обуславливает успешное выполнение той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.



1.4. Основные принципы хорошей работы памяти.

Основные принципы хорошей работы памяти – пользуйтесь ими в повседневной жизни, предлагал ДЛапп, для того, чтобы улучшить память, развить внимание и повысить способность к концентрации и организации действий.

1)  ПАУЗА. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст вам время оценить обстановку и подумать. Память определяется в основном стратегиями мышления. Пауза снижает вероятность поспешных действий, таким образом, заставляя вас сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам и является необходимым условием для наблюдения. Прежде чем выйти из машины или из дома, сделайте паузу и оглядитесь по сторонам: тогда вы ничего не забудете взять с собой.

2)  ОСОЗНАНИЕ – это ключ  к избирательному вниманию и наблюдению. Без них нельзя  гарантировать последующее  извлечение информации. Первое и самое главное: сознательно вовлекать как можно больше чувств в процессе записи информации. В большинстве своем люди ненаблюдательны, однако в недостатке внимания они склонны обвинять свою память. Задерживая мысленный взор на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках, способствует не только лучшему запоминанию людей, мест, маршрутов и важных дел, но и лучшему оцениванию своего окружения. Золотое правило обработки информации: выбирайте, концентрируйте и анализируйте.

3)  ЛИЧНЫЕ КОММЕТНАРИИ (вербальная проработка) способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти.

4)  РАССЛАБЛЕНИЕ позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. ДЛапп утверждал, что это полезное оздоровительное упражнение для мозга позволяет вам снять напряжение и расслабиться. Тогда вы записываете  информацию более точно и извлекаете ее из памяти без усилий. Если вы нервничаете  или расстраиваетесь из-за того, что не можете вспомнить какие-то важные дела, успокойтесь, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов, и дайте себе время подумать о  возможных способных спровоцировать вспоминание: попытайтесь прибегнуть к наблюдению – просто осмотреть по сторонам; к категориям – определите для себя вещи, которые необходимо сделать, места, в которые нужно зайти и пр.; к вопросам – игра в вопросы и ответы.

5)  ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА с помощью категории (ассоциативная проработка) имеет отношение к способу хранения информации. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории или основные тематические разделы памяти, которые облегчают поток специфических воспоминаний. Например, любой предмет искусства можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность) и ряду второстепенных (декоративность, утилитарность, продажная стоимость). Если  вы запомните подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии вам будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории. Д.Лапп считал, вместо того, чтобы полагаться на механизмы непроизвольной памяти, случайно вызывающие к жизни фрагментарные не спровоцированные воспоминания, разумней рассчитывать на преднамеренную память, усилить которую можно использованием нескольких категорий в качестве подсказок.

6)  АССОЦИАЦИЯ образов (визуальная проработка) – это существенный принцип, использованный всеми, кто помнит местонахождение различных предметов: очков на столе, ключей рядом с телефоном, машины на стоянке напротив химчистки и т.д. прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, значительно увеличивается количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Просто следует представить свой ум в виде фотокамеры, способной запечатлевать картины окружающей действительности, из которых вы можете выбирать разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.

7)  ПРОСМОТР и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ материала обеспечивают быстрое воспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. В повседневной жизни человек должен держать в голове имена людей, с которыми часть имеет дело; названия продуктов и товаров, которым пользуется ежедневно; названия улиц, по которым постоянно ходит (при условии, что он взял себе за правило запоминать их!). Чем чаще пользуешься информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

 Усвоив, как следует вышеперечисленные принципы хорошей  работы памяти, можно найти им применение в самых разных сферах жизнедеятельности – и никогда не придется жаловаться на забывчивость!







20.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%