- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Общая характеристика педагогической профессии.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016693 |
Тема: | Общая характеристика педагогической профессии. |
Содержание
Выбор темы моей курсовой работы не случаен, так как с раннего детства я мечтала быть учителем, и хотя осуществить мечту пока до конца не удаётся, я старательно к ней приближаюсь. Сегодня я уже в полной мере осознаю не только важность, но и ответственность этой профессии. Учитель… Как часто мы, произнося это слово, мы не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни этот человек. Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения, учителя вкладывают в каждого из нас, своих учеников, чтобы мы выросли и стали успешными и счастливыми людьми. Изо дня в день, из года в год учитель отдает себя детям. Недаром говорят, что школа это второй дом, а учитель – вторая мама. Профессия учителя во все времена остаётся самой почетной и востребованной. Кто же такой учитель? В Большом энциклопедическом словаре это понятие расшифровывается как «наставник, преподаватель»[3]. Кроме этого можно найти ещё множество определений, но как мне кажется, учитель – это человек, который не просто передает нам знания своего предмета, а учит жить в сегодняшнем мире. Труд учителя сложный. Это не только проверка тетрадей, подготовка к урокам - все это, конечно, забирает много времени и сил, но это отдача всего себя самого без остатка детям. Мне очень дорог образ моего учителя математики Валентины Васильевны. Всегда добрая, справедливая, внимательная, терпеливо объясняющая все, что непонятно. Она и сегодня живет проблемами и бедами каждого ученика, вместе с ними радуется успехам и огорчается потерям. Валентина Васильевна – любит и прекрасно знает свой предмет, а главное все свои знания передаёт своим воспитанникам. На её уроках, несмотря на сложный предмет, никогда не скучно, обучающиеся не только слушатели, но и активные участники учебных занятий. Учитель задает неожиданные, интересные вопросы, даёт для решения интересные задачи. У нее замечательный характер, мягкий и покладистый, но когда речь заходит о каких-то важных вещах, Валентина Васильевна всегда отстаивает свою точку зрения. Это очень справедливый человек. Наш учитель учила нас не только решать задачи, она учила нас видеть красоту в каждом явлении природы, в каждом предмете, произведениях искусства и литературы. Быть настоящим учителем – это талант. Поэтому профессия учителя – профессия уникальная,важность и востребованность которой вне времени, моды и истории. Являясь одной из древнейших профессий, она остаётся нужной и востребованной и по сей день. В подростковом возрасте перед каждым из нас вставала проблема выбора профессии. Задав себе вопрос: «Кем быть?», мы начинали активный поиск информации о будущей профессии. Осуществляя этот поиск, обучающиеся сегодня начинают по-новому смотреть на труд своих родителей, на свои собственные увлечения, замечать особенности профессиональной деятельности окружающих их людей. Из всего объема полученной информации формируется профессиональная направленность, благодаря которой вырабатывается уверенность в правильности выбора своего профессионального пути, желание найти свое призвание, сформировать стремление и добиться высоких результатов в профессиональной деятельности, расширить кругозор и получить большой объем информации о профессиях. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. В настоящее время в российских школах трудится 1 млн.264 тыс. учителей [2]. Им поручено – не только учить, но и «лепить» человеческую личность. Профессия учителя – это работа на результат, на улучшение, совершенствование личности, которой может заниматься только тот человек, который знает, что его дело обречено на успех. Цель курсовой работы – проанализировать требования,предъявляемые к профессии педагога. Объект – личность современного педагога. Предмет – требования, предъявляемые к личности педагога. Задачи исследования: 1.Рассмотреть вопрос о возникновении и становлении педагогической профессии; 2.Раскрыть особенности педагогической профессии, её функции; 3. Проанализировать требования, предъявляемые к профессии учителя. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ 1.1. Возникновение и становление педагогической профессии Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Ключевский Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это педагог! История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира педагогом, учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям опыт, накопленный человечеством. В глубокой древности передача накопленного опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность[6]. Дети, с ранних лет включались в эту деятельность, овладевали различными умениями и навыками. Постепенно самые уважаемые и умудренные опытом члены общины образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей — воспитателей, единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовке к жизни. Слово «педагог» пришло к нам из Древней Греции. Именно там, раб, присматривающий за ребенком, водящий и обучающий его, назывался – «педагогом»[6]. Первый «Лицей» (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимнасий – школа физического совершенства. Ликей стал школой мысли, духа[6]. В древнегреческом языке есть слово «схоле» (досуг, отдых), от которого и произошло слово «школа». Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это делать: обучение в афинских школах в основном было устным. В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей. В средневековой Европе в монастыри брали тех, кто мог платить деньги за обучение. Зачастую детей из обнищавших семей выгоняли из школ, и грамота становилась все более доступной для зажиточного сословия[6]. С ростом городов и развитием ремесленного производства, прежние церковные школы не могли удовлетворять растущие потребности городского населения в грамотности и элементарных знаниях. По инициативе объединений ремесленников возникают цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские. Несколько позже они сливаются в городские (магистратские) школы, содержащиеся городским самоуправлением[14].Назначение учителей, заведующих школами производилось цехами, гильдиями и городским самоуправлением. В XVI веке создается педагогическая система иезуитов, которая ставила целью укрепление влияния католической церкви с помощью новых средств обучения и воспитания. К этим средствам относилось: широкий круг общеобразовательных знаний, внешне мягкая дисциплина, физическое воспитание, хорошее оборудование школ, применение принципа наглядности. Для устранения каких бы то ни было посторонних влияний, иезуиты делали свои учебные заведения закрытыми — интернатами («коллегиум») [14]. Для осуществления поставленных иезуитами целей воспитания требовались искусные учителя, к подготовке которых подходили с большим вниманием. Впервые была осуществлена систематическая подготовка учителей, по окончании которой наиболее надежные студенты допускались к преподаванию в младших классах коллегиумов, ведя педагогические дневники. Уроки этих молодых преподавателей и их дневники тщательно разбирались более опытными преподавателями, которые нередко присутствовали на уроках. После нескольких лет такого пробного преподавания молодые учителя заканчивали свою богословскую подготовку и становились преподавателями в старших классах. В эпоху капитализма профессия учителя становится массовой. Преподаватели занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим обучением в XVIII—XIX веках получает распространение воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, гувернеров[14]. Первоначально лица, выполнявшие учительские обязанности, не имели специальной подготовки, но с возникновением и развитием педагогического образования определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение. В 1779 г. при Московском университете открывается учительская семинария — педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальных школ[20]. В 1803 г. в Петербурге — учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804 г. она была преобразована в педагогический институт. В начале XIX века, в России создаются первые учительские институты, готовившие учителей для средних классов общеобразовательных школ. В целом в дореволюционной России готовили учителей для начальной школы — учительские семинарии с 4-летним сроком обучения, подведомственные Министерству народного просвещения. На начало 1917 г. в России работали 171 учительская семинария [20], где преподавали закон божий, русский и церковнославянский языки, литературу, арифметику, естествознание, физику, историю, географию, рисование, пение, а также педагогику, методику первоначального обучения русскому языку и арифметике. Кроме семинарий, учителей начальной школы готовили в педагогических классах при женских гимназиях, епархиальных училищах и женском педагогическом институте в Петербурге. Для церковноприходских школ будущих учителей обучали в церковно-учительских, второклассных учительских школах, подведомственных Синоду. Учителями средних учебных заведений назначались лица, окончившие университеты, высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. В 60—70-х гг. XIX века были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей, главным образом, для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. После Октября 1917 г. были созданы новые типы высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений. Так, Учительские семинарии были преобразованы в 3-летние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы, а бывшие учительские институты преобразовались в пединституты или институты народного образования для подготовки учителей по отдельным учебным предметам для старших классов средней школы[20]. Сеть педагогических институтов в советское время сложилась к 30-м годам. В этот период были открыты заочные курсы, факультеты и отделения при пединститутах, университетах; широко развивалось среднее и высшее вечернее и заочное педагогическое образование[7]. С середины 80-х годов в педагогических вузах страны стали широко вводиться различные дополнительные специализации. Современными стандартами высшего педагогического образования предусмотрена подготовка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специальность: информатика, иностранный язык и др. В 90-е годы XX века с переходом России к процессу демократизации общественной жизни, значительные перемены произошли и в процессе подготовки учителей: часть педагогических институтов была преобразована в университеты, появились новые типы средних педагогических учебных заведений. Переход к рыночной экономике вызвал необходимость модернизации содержания педагогического образования. Возникла потребность в расширении состава специальностей, поэтому была развернута подготовка экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов, психологов для нужд сферы образования. Получает развитие подготовка учителей экологии, политологии, социологии, культурологии, социальной педагогики, безопасности жизнедеятельности и т.д. Таким образом, древнейшая профессия учителя в настоящее время получает новое развитие, отражающее потребности современной школы на пути её гуманизации и демократизации. 1.2. Особенности педагогической профессии, её функции Педагогическую профессию, по выражению академика В.А. Сластёнина, можно выделить по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности[16]. Главное отличие педагогической профессии от других заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно[16]. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. Особенностью профессии учителя является то, что объект его деятельности отличается исключительной динамичностью, сложностью и многообразием своих проявлений[16]. Одной из особенностей педагогической профессии является зависимость результатов труда от личности педагога. Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером [10]. Личность учителя, его отдельные качества проецируются на сотни его учеников. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, поэтому главная задача педагога - понять общественные цели и направить усилия на их достижение. Необходимо помнить, что педагогическая деятельность осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и обучающимся. Характер этого взаимодействия определяется, как правило, учителем. Оптимальным типом такого взаимодействия является сотрудничество, которое предполагает позицию равноправных, взаимно уважающих партнеров. И еще об одной особенности педагогического труда нельзя не сказать: учитель - это профессия вечной юности. Несмотря на возраст, педагог живет интересами подрастающего поколения, общение с которым дает ему возможность всю жизнь оставаться духовно молодым. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки: человековедческой и специальной [9]. Профессия учителя по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяются основные функции этой профессии. Гуманистическая функция связана с развитием личности, творческой индивидуальности. В.А. Сухомлинский отмечал, что как бы не называли наш век, «...мир вступает в век Человека. Больше чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека». [18, с.22]. Другой социальной функцией является адаптивная, связанная с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. С осознанием закономерного усиления коллективистских начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие «совокупного субъекта» педагогической деятельности [17]. Под ним в широком смысле понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе или воспитанников или отдельному обучающемуся. Великий педагог А.С. Макаренко справедливо подчеркивал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». [9, с.210] Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. [11, с.53] В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность [11]. Под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности, применять нестандартные решения. [11, с.362] И.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, честность, чувствительность[11]. Творческому педагогу присущи инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении цели, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память [11, с.64]. Кроме названных функций, учёные выделяют также: обучающую, воспитывающую и общественно-педагогическую[16]. Обучающая - помогает детям овладевать обобщенным человеческим опытом, знаниями, способами их приобретения, приемами и методами учебной работы. Помимо учебной деятельности, формирование личности происходит в процессе внеучебной. Из истории педагогики хорошо известно, что учитель никогда не ограничивал свою деятельность только служебными рамками. Педагог – активный участник школьных и общественных мероприятий, руководитель кружков и секций - это выполнение общественно-педагогической функции. Характерной чертой работы учителя является необходимость постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед. Застой, самоуспокоенность противопоказаны преподавателю. Каждый учитель вносит что-то свое в развитие ребенка, приучает его к труду, старается научить учиться. Самая большая удача любого педагога это желание и умение его воспитанников самостоятельно добывать знания, получая удовольствие от учебы! 1.3.Роль и место педагога в век информационного общества Конец ХХ и начало ХХI века войдут в историю как время вхождения человечества в эпоху информационного общества. Информационное общество – общество, уровень которого определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью[4]. Происходящий сегодня процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной. Новое содержание обучения возможно только на основе применения таких технологий, как использование компьютера, интерактивного оборудования, разработка и внедрение нетрадиционных форм урока: презентации, телеконференции, Интернет, электронная почта. Поэтому говоря об информатизации образования сегодня, мы говорим о процессе трансформации содержания, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающих подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества. Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: «Быть с веком наравне»[4]. На данном этапе, важнейшая задача преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому учителю информационного общества требуется: - глубоко знать процессы, происходящие в образовании; - оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания; - уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий; - повышать свою компьютерную грамотность; - собирать, оценивать, модифицировать и разумно использовать полученную информацию для совершенствования методики урока; -тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители); - теоретически осмысливать результаты своей деятельности; - обладать широкой эрудицией. - рефлексировать свое самообразование [4]. Таким образом, эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества, способных принести в школьный класс творческий дух и энергию. С переходом на новый вид обучения, сочетающий традиционные формы с применением современных ИКТ, в образовании происходит: > Перенос центра тяжести с обучения на учение.Учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам добывать эту информацию. > Создание более тесных связей между изучаемыми предметами и окружающей действительностью.Возможность моделирования жизненного пространства при помощи компьютера позволяет ввести изучаемые предметы в контекст жизни детей. > Смена модели «образование на всю жизнь» новым подходом – «образование в течение всей жизни». Это обусловлено ускорением темпов развития цивилизации. Знания быстро устраивают в меняющемся мире и требуют постоянного обновления, что ведет к непрерывному обучению.Образование постепенно становится доступным и открытым для всех (дистанционное обучение). > Появление домашнего образования.Учащиеся в современном мире имеет доступ к необходимой информации при помощи всемирной сети Интернет. Не выходя из дома, они могут посетить музеи, картинные галереи, пользоваться электронными книгами, компьютерными энциклопедиями, справочниками. > Колоссальная экономия социального времени.Это очень важный аспект при известной загруженности учителя. Применение компьютера помогает преподавателю сократить время подготовки к урокам. > Развитие интеллекта человека, его творческого потенциала и критического мышления.Школьники учатся самостоятельно добывать информацию, творчески преобразовывать ее, критически осмысливать эту информацию, привлекая дополнительные источник [7]. Современный педагог сегодня чутко реагирует на все изменения в стратегии образования, разумно использует информационно-коммуникативные возможности нового века. ГЛАВА II. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА 2.1.Профессиональные и личностные качества педагога Известный всем в мире ученый Чарльз Дарвин был весьма скромного мнения о своих способностях и профессиональных качествах. Он считал самыми важными из своих качеств «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочную долю изобретательности и здравого смысла»[5]. Указав на эти качества, он приходит к такому заключению: «Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам»[5,с.36]. Трудно признать способности Дарвина посредственными, но нельзя не согласиться, с мнением о том, что важными качествами, которые нужны не только учёным, но и педагогам в том числе, являются любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие. Исследования ученых Ф.Н. Гоноболина, Т.А. Воробьевой, Н.В. Кузьминой, Р. И. Хмелюк, А.И. Щербакова установили, что далеко не каждый человек может стать учителем[13]. В исследованиях этих авторов красной нитью проходит мысль о том, что для овладения данной профессией нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность. С проблемой личностных качеств учителя знакомят в своих исследованиях Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Т.С. Полякова, В.И. Журавлев, В.П. Симонов и др.[13]. И если относительно набора этих качеств у этих ученых наблюдаются разные точки зрения, подходы, то все они сходятся в значимости профессиональных качеств, которые считают профессионально значимыми личностными качествами, наряду с профессионально-педагогической направленностью, и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Под профессионально значимыми личностными качествами учителя понимаются характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на успешность профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль[3]. Группу доминантных профессионально значимых личностных качеств составляют следующие качества:[14] * гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем); * любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.); * оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика); * справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно); * общительность (педагогический такт, коммуникабельность); * требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность); * альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других); * волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость); * толерантность – терпимость, снисходительность к людям; * педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость); * эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость) – совет № 4 В.А. Сухомлинского из книги «100 советов учителю»[18]; * интеллигентность (обаяние, духовность); * современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками); * доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить); * креативность (творчество). При отсутствии любого из них учитель не может плодотворно осуществлять педагогическую деятельность. Ученые еще говорят и о так называемых периферийных профессионально значимых личностных качествах, и о таких качествах, наличие которых у педагога расценивается как профессиональные противопоказания и которые служат причиной профессиональной непригодности [14]. Под периферийными качествами понимают те качества личности учителя, которые не оказывают решающего влияния на продуктивность его педагогической деятельности, однако способствуют ее успешности. К периферийным профессионально значимым личностным качествам относят, например, приветливость, энтузиазм, серьезность, наличие чувства юмора, артистичность, инициативность, увлеченность чем-либо (хобби), реальный подход к жизни, любознательность[14]. К негативным профессионально значимым личностным качествам учителя воспитателя относятся: беспечность, нерешительность подозрительность, капризность, вспыльчивость, злопамятность, некоммуникабельность, мнительность, несдержанность, равнодушие, зависимость, мстительность, высокомерие, холодность, безалаберность, импульсивность, эгоизм, легковерие, обидчивость, нервозность, необязательность, завистливость, рассеянность, неуверенность в себе пассивность и др. Список качеств – профессиональных противопоказаний: наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.); нравственная распущенность; рукоприкладство; грубость и жестокость; беспринципность; безответственность; некомпетентность в области преподаваемого предмета; низкий уровень общительности [20]. 2.2.Требования к профессиональной компетентности и мобильности Как мы уже выяснили, педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным[16]. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм [3]. Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта [3]. Пупышева Е.Л. предложила модель психолого-педагогической компетентности учителя, которая включает в себя компоненты:[13] Компоненты теоретические практические Личностные Знания Умения. Навыки Профессионально-значимые личностные качества Личностно-гуманистическая ориентация Ориентация в предметной области Педагогическое мышление Системное восприятие педагога Владение педагогическими технологиями Педагогическая рефлексия Способность соотнести свою деятельность с тем, что наработано на уровне мировой цивилизации в целом Педагогический такт Педагогическое целеполагание Педагогическая направленность. Мобильность – это интегративное качество личности, характеризующее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде. Она включает в себя различные виды: культурная, профессиональная, педагогическая. Вид мобильности Характеристика Культурная мобильность педагога Это, прежде всего, способность самостоятельно и свободно мыслить и оценивать события, творчески воспринимать учебные программы и предлагаемую информацию, способность к критическому мышлению, умение находить нестандартные решения в новых ситуациях, умение предвидеть характер и ход изменений, как в изучаемой области, так и в общественном развитии. Педагогическая мобильность Это способность педагога организовать содеятельность с другими субъектами образовательного процесса (обучающимися, их родители, коллегами, администрацией) в соответствии с целями и задачами современной концепции образования, ценностями мировой, отечественной, региональной и национальной культуры, реализуя свою социокультурную и социально-профессиональную компетентность, в том числе в процессе осмысления и прогнозирования результатов организуемых им субъект-субъектных отношений. Профессиональная мобильность Профессиональная мобильность как часть социальной мобильности может быть представлена вертикальной и горизонтальной лестницами в становлении карьеры. Вертикальная педагогическая мобильность невозможна без таких качеств педагога, как, гибкость, дивергентность, конвергентность, способности рассуждать, рефлексировать, принимать активную социокультурную позицию. Вертикальная мобильность - это движение по административной лестнице, в сфере образования. Горизонтальная – это движение по повышению профессионального мастерства, признанное и оцененное социумом. Профессиональная мобильность опирается на педагогическую культуру и профессиональную компетентность. Современные ученые большое внимание уделяют проблеме компетентности, обеспечивающей учителю продуктивное профессиональное функционирование. Компетентный учитель - это специалист, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. Личность учителя, с позиций компетентностного подхода, рассматривается в ее внутренней целостности, где профессиональное и личностное «я» тесно связаны системой ценностей. Учитель выступает как человек ориентированный на добровольное выполнение определенных социально-нравственных функций в обществе, как индивидуальность во всем своеобразии своих возможностей и способностей. Поэтому невозможно рассматривать проблему компетентности учителя вне развития его личности. Таким образом, профессиональной компетентностью можно считать максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющую достигать качественных результатов в педагогической деятельности. 2.3.Роль самообразования и самовоспитания в становлении учителя Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: