VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общая характеристика общекультурных компетенций в педагогической литературе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007880
Тема: Общая характеристика общекультурных компетенций в педагогической литературе
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА» 



на правах рукописи 



ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ПРАВА

Кафедра философии



УТВЕРЖДАЮ 

Зав. кафедрой 

д. филос. наук, профессор

		Е. А. Мартынова

			«___» ___________2018 г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)



ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ



Автор работы________________________________________Р. Г. Костина



Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

Профиль Методология гуманитарного и обществоведческого образования



Научный руководитель 

д. филос. наук, профессор ____________________________Е. А. Мартынова



Нормоконтролер

канд. филос. наук, доцент ____________________________ И. Б. Виноградова



Рецензент

канд. филол. наук, доцент ____________________________И. И. Петров



	

	Саранск 2018


		Содержание

		Введение……………………………………………………………………..

		3

1 Теоретико-методологические основы формирования общекультурных компетенций учащихся...................................................................................

		

		

		

1.1 Общая характеристика общекультурных компетенций в педагогической литературе………………………………………………….

		

		

1.2 Содержание курса «Обществознание» как средство формирования общекультурных компетенций старшеклассников……….........................

			

		

2 Опытно-экспериментальная работа по формированию общекультурных компетенций старшеклассников в процессе изучения «обществознания»

		

		2.1 Диагностика уровня сформированности общекультурных компетенций старших подростков…………………………………………

		

		2.2 Формирование общекультурных позиций в учебном процессе и во внеклассной деятельности старшеклассников…………………………….

		

		Заключение………………………………………………………………….

		

	Список использованных источников……………………………………….

		

	Приложение 1………………………………………………………………..

		

	Приложение 2………………………………………………………………..

	

		

	

		

























Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность продиктована глобальными изменениями  в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки содержательных методологических аспектов образования, пересмотра целевых образовательных установок и педагогических средств. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний на основе объяснительно – демонстрационного подхода системно-деятельностным подходом, базирующемся на личностно – ориентированных, интерактивных развивающих технологиях обучения. Актуальность опыта вытекает и из потребностей совершенствования системы обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим.

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности, развития самостоятельного мышления. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличающиеся способностью к самомотивации; осознание целей, ценностей и стратегии развития; умение пользоваться технологиями планирования времени, познавательным динамизмом, интеллектуальной конструктивностью. Требования, предъявляемые к современному выпускнику  школы, в первую очередь связаны с необходимостью формирования у него компетенций познавательной, коммуникативно-информационной и рефлексивной деятельности. В результате освоения ключевых компетенций, одной из которых является общекультурная, школьник должен уметь гибко адаптироваться в быстроменяющемся окружающем его мире, критически мыслить, уметь находить эффективные рациональные пути решения  проблем  личного, социального и профессионального плана, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить, владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации в разных сферах культуры (социально-экономической,    политико-правовой,    в сфере науки, религии,   экологической,    эстетической,   коммуникативной,   бытовой), способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества [35].

Актуальным требованием предъявляемым обществом к российской: общеобразовательной школе являются формирование готовности молодых людей к активной деятельности на благо общества, способности пользоваться правами и выполнять, обязанности гражданина, что связано со сложной проблемой задействования в этом процессе личного опыта молодого человека и его рефлексии, в том числе в обучении обществознанию ввиду его исключительной значимости в формировании общекультурных знаний. 

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования.  Под ключевыми компетенциями в государственном стандарте понимается «готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач», а их совокупность рассматривается как «целостная система знаний, умений и навыков, а также как самостоятельная деятельность и личная ответственность обучающихся», позволяющая школьнику эффективно социализироваться в современном обществе. В психолого-педагогической литературе проблеме исследования сущности компетенций и компетентности личности посвящены работы А.М.Аронова, В.В.Башева, А.С. Белкина, B.C. Безруковой, Ф.Бендера, В.А.Демина, Э.Ф.Зеера, Г. Ибрагимова, В.Ландшеера, Н.Г. Миловановой, С.Г.Молчанова, В.В.Нестерова, Дж.Равена, Е.В.Селезневой, П.В.Симонова, Б.И.Хасана, А.В.Хуторского, А.А.Черемисиной, A.M. Чошанова, В.М. Шепеля, С.Е.Шишова и др.

В научных трудах понятие «компетентность» связывается с определенной областью жизнедеятельности, в которой человек должен быть компетентным, то есть знающим, умелым, способным к реализации целей конкретной деятельности, а понятие «компетенция»» связывают со способностью применять полученные в той или иной сфере жизнедеятельности знания и умения, реализовывать социальные функции и полномочия.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, науковедческие, психологические и педагогические работы, раскрывающие сущность и возможности формирования общекультурной компетентности.  Философский уровень составляют: законы и категории теории познания; диалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс); концепции философии и методологии образования (К. А. Абульханова-Славская, В. В. Краевский, В. Н. Сагатовский, М. Н. Скаткин, П. Г. Щедровицкий); историко-культурная теория В. С. Выготского.

Значимость гуманитарного образования и потенциал гуманитарных дисциплин отражены в работах Р.Х.Гильмеевой, Н.Н.Лагусевой, З.Г.Нигматова, В.И.Слободчикова, Г.Л. Гульчинского, М.А.Шуленковой и др. 

Общенаучный уровень базируется на теории о ведущей роли культуры как фактора развития личности (С. С. Аверинцев, М. М. Бахтин, В. С. Биб-лер, Л. П. Буева, В. Н. Коган, А. Ф. Лосев, М. Мамардашвили, Н. 3. Чавча-вадзе, А. Швейцер); теории целостной личности и её развития (Б. Г. Ананьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина); теории ориентации личности в мире ценностей (А. В. Кирьякова, В. Н. Сагатовский, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов); теории деятельностного подхода к развитию личности (В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, А. Н. Леонтьев); современных концепциях гуманизации образования (В. П. Бездухов, М. Н. Берулава,  Е. Н. Шиянов).

Основу психолого-педагогического уровня составляют: психолого-педагогические теории развития личности (Л. И. Божович, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, И. А. Зимняя, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.Г.Мид, П.Наторп, А.В.Петровский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Ю.М.Федоров, Д. И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон); теория рефлексивной природы сознания и мышления (О. С. Анисимов, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Г. П. Щедровицкий); концепции личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, К. Роджерс, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); теории межкультурной коммуникации (Т. Г. Грушевицкая, А. А. Леонтьев, В. В. Сафонова, С. Г. Тер-Минасова, В. П. Фурманова); теории о роли языка как средства развития личности (В. В. Виноградов, Ж. Л. Витлин, В. Г. Костомаров, Л. В. Щерба).

Субъектно-гуманистический подход к образованию, ориентирующий на индивидуально-субъектный опыт, стремление личности воспроизвести мир в себе и осмыслить себя в мире, раскрывается в трудах М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Ю. М. Лотмана, Б. Ф. Маркова, О. А. Митрошенкова, Г. А. Новичковой, В. П. Рачкова, К. Ясперса и др.).
Проблемы компетентностного подхода в образовании рассмотрены в трудах В.И.Байденко, И.А.Зимней, Г.И.Ибрагимова, В.Г.Иванова, А.Л.Кирсанова, В.В.Кондратьева, Г.В.Мухаметзяновой, Ю.Шатура, А.М.Хуторского и др. Теоретический анализ и обоснование понятия «общекультурная компетентность» раскрыты в работах О.В.Гусевской, Е.В.Егоршиной, Т.В.Ежовой, Г.Н.Симдяновой и др. В исследованиях А.А.Петрова, Л.Б.Соколовой выделяется наличие объективной связи между уровнем общекультурной компетентности и успешностью профессиональной деятельности.

 Цель исследования заключается в обосновании возможностей и апробации комплекса интерактивных методов и способов, обеспечивающих формирование общекультурной компетенции учащихся в процессе изучения обществознания. 

Объект исследования  –  общекультурная компетенция, ее содержание, цели, значение. 

Предмет исследования – процесс и методы формирования общекультурных компетенций старших школьников в процессе изучения обществознания.

Гипотеза исследования: разработка педагогических технологий формирования общекультурной компетенции предполагает обобщение научно-теоретических представлений об общекультурной компетенции; применение методов интерактивного взаимодействия, предусматривающих активность учащихся в процессе освоения обществознания; организацию условий и средств взаимодействия учащихся и преподавателя на уроках и в процессе самостоятельного изучения предмета с учетом дидактического потенциала, запросов и возможностей школьника. 

Достижение поставленной цели предполагало определение следующих задач исследования: 

1. Дать характеристику общекультурной компетенции.

2. Выявить эффективные условия формирования общекультурной компетенции старшеклассников в процессе изучения «Обществознания».

3. Разработать методические рекомендации по организации процесса формирования общекультурной компетенции учащихся при изучении «Обществознания».

4. Апробировать в ходе опытно-поисковой работы комплекс интерактивных методов и способов формирования социальной компетентности на уроках обществознания.

Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблемам исследования, сравнительно-сопоставительный анализ различных  моделей обучения; обобщение передового педагогического опыта; систематизация собранных данных; эмпирические – анкетирование, тестирование учащихся в ходе констатирующего эксперимента, экспериментальная проверка модели обучения, формирующей общекультурную компетенцию учащихся, в процессе проведения формирующего эксперимента. 

Научная новизна работы заключается в следующем: 

1. Выявлена структура и определена сущность понятия «общекультурная компетенция», представленной когнитивным, ценностным, коммуникативным, эмоциональным и регулятивным компонентами. Дана ее педагогическая интерпретация. 

2. Определен комплекс интерактивных методов и способов формирования общекультурной компетенции учащихся на уроках обществознания. 

3.Разработана педагогическая технология формирования общекультурной компетенции учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания, включающая: аналитико-проектировочный, организационно-формирующий и коррекционно-аналитический этапы. 

4.Разработаны параметры и критерии сформированности общекультурной компетенции учащихся по следующим блокам:  смысловой аспект – адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся социокультурных образцов понимания; проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации; коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Теоретическая значимость исследования: 1.Определено понятие «общекультурная компетенция», уточнено его содержание и цели.  2. Установлено, что организация учебной деятельности, основанная на интерактивном взаимодействии, способна решать задачи формирования общекультурной компетенции  учащихся.  3.Определены педагогические условия формирования общекультурной компетенции учащихся на уроках обществознания, которые включают: диагностическое, учебно-методическое и технологическое обеспечение образовательного процесса. 

Практическая значимость  работы заключается в определении комплекса ситуационных заданий, основанных на взаимодействии учащихся; в обосновании интерактивных методов, направленных на формирование общекультурной компетенции; в обосновании критериев сформированности общекультурной компетенции  у учащихся; в возможности применения педагогических средств измерения уровня сформированности общекультурной компетентности учащихся; в организации интерактивного взаимодействия на уроках обществознания, направленного на формирование общекультурной компетенции  учащихся.

В эмпирическом исследовании приняли участие 26 человек учащихся факультета среднего профессионального образования по специальности учитель физической культуры (СДФ-116) МГПИ им. М. Е. Евсевьева г. Саранска. Опытно-поисковая работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе (2015 – 2016 г.г.) проводилось исследование и анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по  теме исследования, велась работа над формированием понятийного аппарата исследования, определялось содержание и значение понятия «общекультурная компетенция», что позволило обосновать первичное определение объекта, предмета исследования, сформулировать рабочую гипотезу и задачи педагогического исследования.

На втором этапе (2016 г.) изучался субъектный опыт учащихся, определялась степень сформированности общекультурной компетенции,  проводился анализ педагогических методов формирования компетенции. Проектировались и моделировались педагогические условия интерактивного взаимодействия с учащимися в процессе учебной деятельности, направленные на формирование общекультурной компетенции учащихся на уроках обществознания.

На третьем этапе (2016 - 2017г.г.) теоретически и статистически обрабатывались и обобщались результаты опытно-поисковой работы, уточнялись формулировки выводов и методических рекомендаций, оформлялся текст выпускной квалификационной работы.

На защиту выносятся:

1. Определение «общекультурная компетенция», трактуемое как интегральная характеристика знаний школьника, позволяющих ему проявлять личностное творчество, способность к интеллектуальному саморазвитию и оценке своего социального и культурный опыта и знания, что является необходимым для социокультурного взаимодействия и дальнейшей профессиональной реализации. 

2. Педагогические технологии, необходимые  для формирования общекультурной компетенции учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания, включающие модель, процесс, условия проведения урока. 

3. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса на уроках обществознания, создающее условия для формирования общекультурной компетенции учащихся: диагностический, технологический и методический инструментарий. 

Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 64 источников, приложения. Текст изложен на 108 страницах, включает 4 таблицы и два приложения. 











1Теоретико-методологические основы формирования

общекультурных компетенций учащихся



Общая характеристика общекультурных компетенций в педагогической литературе



Федеральные  государственные  образовательные  стандарты  третьего  поколения  обязывают,  чтобы  каждая  учебная  дисциплина,  любой  учебный  план  независимо  от  направления  подготовки  был  насыщен  ценностным  содержанием,  отражающим  социальные  ожидания  и  требования  к  личности  индивида.  Для  того,  чтобы  этого  достичь,  педагогу  необходимо  в  своей  профессиональной  деятельности  организовать  работу,  направленную  на  формирование  общекультурных  компетенций.  Акцент  делается  на  воспитание  свободной  личности,  формирование  у  школьника  способности  самостоятельно  мыслить,  добывать  и  применять  знания,  тщательно  обдумывать  принимаемые  решения [48]. В 2002 году Хуторской А.В. дает классификацию компетенций, в которой впервые появляется термин «общекультурные компетенции» наряду с ценностно-смысловыми, личностными, коммуникативными, учебно-познавательными, информационными и социально-трудовыми.  Хуторского А. В. в статье Технология проектирования ключевых и предметных компетенций
разделяет понятие «компетенция» и «компетентность»: «…компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере» [62]

Общекультурная  компетенция  –  это  определенный  спектр  вопросов,  в  которых  школьник  должен  быть  эрудирован  больше  всего.  Сюда  относятся  познание  и  опыт  деятельности  в  области  национальной  и  общечеловеческой  культуры;  духовно-нравственные  основы  жизни  человека  и  человечества,  отдельных  народов,  культурологические  основы  семейных,  социальных,  общественных  явлений  и  традиций;  роль  науки  и  религии  в  жизни  человека,  их  влияние  на  мир,  эффективное владение литературной и грамотной речью. Таким образом, мы считаем, что Хуторской А.В. исходит главным образом из содержания понятия «общая культура», являющимся непреходящей ценностью российского образования и общества. Ещё при разработке личностно-деятельностного подхода «общая культура» человека рассматривалась как единое целое, включающее а) внутреннюю культуру, определяемую собственно личностными, деятельностными и интерактивными особенностями человека, воспитанными в семье и системе образования и б) образованность как освоенную совокупность знаний, характеризующуюся системностью, широтой, всесторонностью и глубиной. Синонимами понятия «общекультурная компетенция» являются грамотность, осведомленность, информированность, подготовленность [43]

В статье «Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов» Мочулаев В. Е., Остромухова П. В. определяют содержание общекультурных компетенций:   «Виды компетенций в сфере знаний: знать основные понятия и категории (указать какие); знать основные законы и закономерности (указать какие); Знать основные концепции и теории (указать какие); знать основные методы и методики (указать какие) [49, c.1484]. 

Виды компетенций в сфере умений: уметь выполнять интеллектуальные виды действий (указать в каких видах деятельности); уметь выполнять практические виды действий (указать какие); уметь выполнять трудовые виды действий (указать какие); уметь выполнять физические виды действий (указать какие). 

Виды компетенции в сфере навыков: владеть навыками выполнения интеллектуальных видов действий (указать каких); владеть навыками выполнения практических видов действий (указать каких); владеть навыками выполнения трудовых видов действий (указать каких); владеть навыками выполнения физических видов действий (указать каких) [64, c.10]. 

Виды компетенций в сфере творческой деятельности: обладать мысленным воображением новых образов и объектов; уметь отображать новые образы и объекты на материальном или ином носителе; уметь воплощать новые образы или изготовлять новые объекты (модели); получать удовлетворение от процесса мышления, отображения, воплощения новых образов и изготовления новых объектов. 

Виды компетенций в сфере эмоционально-ценностных отношений: уметь сопереживать при возникновении чрезвычайных обстоятельств с родными, родственниками, друзьями и другими людьми; любить и защищать себя, семью, родных, родные места, окружающую природу; уважать культуру своего народа, свою жизнь и жизнь других людей, вести мирное сосуществование с детьми разных национальностями; верить в любовь, дружбу, верность, счастье; уважать культуру других народов, их менталитет [49, c.1485]

На наш взгляд основными особенностями общекультурной компетенции являются для старшеклассника желание самосовершенствоваться и уметь работать в коллективе. Формирование этой особенности важно, так как желание добирать и систематизировать знания позволит школьнику быть востребованным на рынке труда. Страны  Европы  и  США,  входящие  в  состав  Болонского  объединения,  выделяют  примерно  один  и  тот  же  набор  качеств, сформированных в ходе освоения общекультурных  компетенций:  «ответственность»,  «коммуникативность»,  «самообучение»,  «личностность»,  «этичность»,  «умение  работать  в  команде» [21, c.35].  Так,  к  примеру,  Страны  Великобритании  и  Франции  едины  во  мнении,  что  студент  должен  обладать  «ответственностью»,  «самообучаемостью»  и  самое главное – «умением  работать  в  команде».  С  ними  солидарны  и  США,  а  Европейские  страны  добавляют  такие  компетенции  как  «коммуникативность»,  «личностность»  и  «этичность». Общекультурные компетенции непрофессионально обусловлены, но именно они являются базой для формирования компетенций профессиональных [17, с. 6]

С точки зрения Хуторского А. В. общекультурная компетенция –  широкий круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен,  а именно  познание и опыт деятельности в области  национальной и общечеловеческой культуры;  духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения школьником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира [63, с.115].   Троянская Л.С. определяет  общекультурную компетенцию как интегративную способность личности обучаемого, обусловленную опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентацию на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера.  Данное определение указывает на сущностные характеристики компетенции как личностного качества, а именно способность учащихся самостоятельно  действовать при решении актуальных для них проблем, используя приобретенные знания.

Троянская С.Л. предлагает трехкомпонентную  структуру общекультурных компетенций. Когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно-деятельностный компоненты входят в ее состав. Когнитивный компонент более соответствует такой форме присвоения  продуктов культуры, как изучение, понимание. В разнообразных определениях культуры мы замечаем ее «знаниевую» характеристику: «комплекс знаний», «совокупность интеллектуальных элементов».

Ценностно-ориентационный компонент предполагает приобщение к культуре как передачу ценностей через переживание в процессе духовного общения. При этом культура определяется как «система производства духовных ценностей», «специфический способ мышления, чувствования», «реализация верховных ценностей». Коммуникативно-деятельностный компонент соответствует операционно-поведенческой направленности и такому способу присвоения культуры, как научение и сотворчество. Это закреплено в определениях культуры как формы поведения, способов человеческой деятельности, системы хранения и передачи социального опыта [57, с. 20]. Каждая составляющая транслируясь через образование, воспитание и саморазвитие в системе средней школы формирует общекультурную компетенцию (ОКК) в единстве ее трех аспектов: когнитивного, эмоционально-ценностного, деятельностного [24, c.175].

Каждый компонент характеризуется определенными критериями и показателями (Таблица №1)

Таблица №1 

Схема модели общекультурной компетенции

Составляющие общекультурной компетенции

Знание о природе

Знание об обществе

Знание об искусстве

Знание о человеке

Знание о производстве

Компоненты

Когнитивный

Эмоционально-ценностный

Деятельностный

Критерии

ориентация в проблематике освоения культурно- образовательного

потребность и интерес в самостоятельном освоении

умение ориентироваться в культурном потоке; овладение методами и средствами освоения

Продолжение Таблицы №1

Составляющие общекультурной компетенции

Знание о природе

Знание об обществе

Знание об искусстве

Знание о человеке

Знание о производстве

Компоненты

Когнитивный

Эмоционально-ценностный

Деятельностный

пространства, осведомленность в мировоззренческих, социальных и других проблемах ; теоретическая готовность к анализу и решению этих проблем

культурного наследия; эмоциональное принятие и осознание культурных

ценностей;

культурного

пространства; 

разнообразие опыта освоения культуры; достаточный уровень общекультурной компетенции.



Показатели

анализ проблем освоения культурно- образовательного пространства; теоретические знания в области культуры; 

осознание своей идентичности современной культуре.

интерес к сфере культуры;

 готовность к получению эстетического удовольствия от общения с культурными ценностями; 

эмоциональная оценка произведений культуры через свое отношение к ним;

владение навыками общения с культурными ценностями; 

использование культурологической информации в собственной практической деятельности; толерантное поведение.



Пути формирования и развития ОКК

блок гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (мхк, религиоведение, обществознание и др.); самообразование

воспитательная работа в школе, кураторство, тьюторство; самовоспитание

самостоятельная внеклассная работа



Лебедев О.Е. предлагает следующую структуру  общекультурных компетенций студента. Прежде всего, формирование общекультурных компетенций предполагает ориентацию в первоисточниках культуры –произведениях художественной литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусства, музейных экспозициях, произведениях если не научной, то хотя бы научно-популярной литературы. Этот перечень видов можно продолжить. В реальной образовательной практике подавляющее большинство учащихся ограничивается знакомством с немногими первоисточниками, в основном, с некоторыми произведениями художественной литературы [44, c.5]. 

Практико-ориентированная  модель  развития  общекультурных  компетенций  при обучении включает  в  себя  следующие  элементы:

·     цель  (личность  школьника  с  определенным  уровнем  культуры);

·     принципы  (целенаправленность,  целостность  и  др.);

·     этапы  построения обучения (содержательно-деятельностный,  мотивационно-целевой  и  др.);

·     содержание  обучения (умение  культуросообразной  деятельности,  принятие  гуманистических  ценностей  и  др.);

·     механизм  реализации  (рефлексия  собственной  деятельности  и  поведения);

·     педагогические  условия  (положительная  мотивация  школьников  к  деятельности  и  др.);

·     результат  (школьник  с  высоким  уровнем  общекультурной  компетенции). 

Общекультурные  компетенции  отличаются  от  других  своей  постоянностью.  Они  остаются  на  всю  жизнь,  при  этом  существующие  компетенции  помогают  в  дальнейшем  в  приобретении  новых,  которые  помогают  развиваться  дальше  и  достигать  новых  высот  и  в  профессиональном  становлении.



Таблица  №2 

Общекультурные компетенции  школьников,  формируемые  

в  процессе  внеучебной  деятельности



Проект,  вид  внеучебной  деятельности

Формируемые  общекультурные компетенции

Школьное самоуправление





организация  и  управление  малыми  коллективами; способность  находить  



организационно-управленческие  решения  в  нестандартных  ситуациях  и  готов  нести  за  них  ответственность;





готовность  к  позитивному,  доброжелательному  стилю  общения;

знакомство  с  основными  принципами  построения  работы.



Школьные  научные  объединения

Умение  применять  методы  и  средства  познания,  обучение  и  самоконтроля  для  интеллектуального  развития,  повышения  культурного  уровня,  профессиональной  компетенции,  нравственного  и  физического  самосовершенствования;

умение  использовать  нормативные  правовые  документы  в  своей  деятельности;

готовность  к  кооперации  с  коллегами,  работа  в  коллективе,  нести  ответственность  за  поддержание  партнерских,  доверительных  отношений;

развитие  социальных  навыков,  умение  строить,  укреплять  и  развивать  межличностные  отношения;

Опыт  успешной  работы  в  проектах.









Продолжение Таблицы №2

Проект,  вид  внеучебной  деятельности

Формируемые  общекультурные компетенции

Творческие  коллективы  школьников

Владение  процессом  творчества  (поиск  идей,  рефлексия,  моделирование);

владение  системой  психологических  средств  организации  коммуникативного  взаимодействия,  

анализа  и  оценки  психологического  состояния  другого  человека  или  группы,  позитивного  воздействия  на  личность,  прогнозирования  ее  реакции,  способность  управлять  своими  психологическим  состоянием  в условиях  общения;

организации  и  управление  малыми  коллективами;  способность  находить  организационно-управленческие  решения  в  нестандартных  ситуациях  и  готов  нести  за  них  ответственность;

готовность  к  кооперации  с  коллегами,  работа  в  коллективе,  нести  ответственность  за  поддержание  партнерских,  доверительных  отношений;

готовность  к  кооперации  с  коллегами,  работа  в  коллективе,  нести  ответственность  за  поддержание  партнерских,  доверительных  отношений;

умение  применять  методы  и  средства  



познания,  обучения  и  самоконтроля  для  интеллектуального  развития,  повышения  культурного  уровня,  профессиональной  компетенции,  сохранения  своего  здоровья,  нравственного  и  физического  самосовершенствования; стремление  к  саморазвитию,  повышению  своей  квалификации  и  мастерства;

готовность  к  самооценке,  ценностному  социокультурному  самоопределению  и  саморазвитию;

готовностью  к  позитивному,  доброжелательному  стилю  общения; владение  процессом  творчества  (поиск  идей,  рефлексия,  моделирование).

Таким образом,  изучив  некоторые из существующих  определений  общекультурной компетенции,  мы предлагаем собственное определение. Общекультурные компетенции – это базовая компетентность личности,  обеспечивающая вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение  профессиональных знаний и умений  в практической деятельности,   овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться  в социуме [60, c.78].

Общекультурная компетенция  – это основа образования личности, обеспечивающая вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение профессиональных знаний и умений в практической деятельности, овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме. Прежде всего, формирование общекультурных компетенций предполагает ориентацию в первоисточниках культуры  (первый компонент) –  произведениях художественной литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусства, музейных экспозициях, произведениях если не научной, то хотя бы научно-популярной литературы. Второй компонент общекультурных компетенций – способность ориентироваться в источниках информации, отбирать их для решения познавательных задач по определенным критериям, в том числе по критерию достоверности информации. Третий компонент – способность объяснять явления действительности, по крайней мере, те, с которыми люди встречаются в повседневной жизни, с позиций науки. При этом речь идет не только о научном понимании таких явлений, но и о способности объяснять их другим людям. Четвертый компонент – способность ориентироваться в актуальных проблемах общественной жизни (в сути проблем, причинах их возникновения, мнениях о путях решения). Было бы важно, чтобы каждый выпускник высшей школы мог привести примеры проблем, которые стали предметом общественного обсуждения, и определить свой взгляд на предлагаемые пути решения этих проблем. Пятый компонент – способность ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, что предполагает умение различать факты, суждения, оценки, устанавливать их связь с определенной системой ценностей, определять собственное аксиологическое поле. Исключительно важным компонентом общекультурных компетенций является речевая культура учащихся. Каждый из перечисленных компонентов общекультурной компетентности может быть рассмотрен как относительно самостоятельная цель общего образования, реализуемая в процессе изучения всех учебных дисциплин и в процессе внеучебной деятельности. К базовым компетенциям относят общекультурную компетентность будущего специалиста. Таким образом, освоенное культурное пространство в структуре ОКК не только характеризует степень ориентации личности в источниках материальной и духовной культуры, но и определяет содержание представлений и ее отношение к эталонам, ценностям, воплощенным в научных, философских идеях, а также произведениях искусства.



Содержание курса «Обществознание» как средство формирования общекультурных компетенций старшеклассников



Современные условия развития об.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44