VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общая характеристика и система управления ЖКХ в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002388
Тема: Общая характеристика и система управления ЖКХ в Российской Федерации
Содержание
     Глава 1 Теоретические аспекты государственного регулирования и реформирования жилищно-коммунального хозяйства
     1.1 Общая характеристика и система управления ЖКХ в Российской Федерации
     Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. Жилищно-коммунальное хозяйство в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека, обеспечивая комфортность города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль испытывает влияние развивающихся рыночных отношений, а так же является важным звеном системы социальной защиты населения. Это порождает серьёзные проблемы и противоречия, такие как: ухудшение состояния жилья, качества коммунальных услуг и многого другого.
     Вопросы организации и управления жилищно-коммунальным хозяйством непосредственно затрагивают все уровни публичной власти и требуют законодательного реформирования в разграничении таких полномочий, определении ответственности должностных лиц и иных субъектов.
     Жилищно-коммунальное хозяйство – это комплекс имущественных, земельных, административных, трудовых, финансовых и иных общественных отношений, складывающихся в сфере ЖКХ.
     К организации жилищно-коммунального хозяйства относят: предприятия, учреждения и организации вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно-коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей.
     Так к числу вопросов относят как организацию деятельность отрасли ЖКХ, так и создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества.
     В состав жилищно-коммунального хозяйства входит городское и муниципальное хозяйство.
     Городское хозяйство представляет собой комплекс расположенных на территории города предприятий, организаций и хозяйств, обслуживающих материально-бытовые и культурные потребности проживающего в нем населения. Оно включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство города и предприятия бытового обслуживания населения, строительную промышленность, предприятия по производству местных строительных материалов, систему учреждений и предприятий городской торговли, общественного питания, здравоохранения, просвещения и т.п.
Городское хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган МСУ. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:
- органы МСУ, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории;
- предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности;
- предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами МСУ этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст. 32,33 Закона «Об общих принципах». Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам МСУ координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность. Муниципальное хозяйство представляет собой
совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования. 
     Можно выделить следующие элементы муниципального хозяйства:
-муниципальные предприятия;
- другие предприятия и учреждения, деятельность которых связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
-органы местного самоуправления.
     С точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, можно выделить несколько видов муниципального хозяйства (по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности).
- коммунальная модель муниципального хозяйства. Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования. Основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование;
-коммунально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что налоги с населения дополняются возможностью налогообложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования;
- муниципально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что органы местного самоуправления получают возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории (муниципальные предприятия).
     Жилищно-коммунальное хозяйство - это отрасль сферы услуг и важнейшая часть территориальной инфраструктуры, определяющей условия жизнедеятельности человека, комфортности его жилища, его инженерное благоустройство, качество и надёжность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат городской среды.
     Состав жилищно-коммунального хозяйства имеет следующие подотрасли:
- жилищное хозяйство и ремонтно-эксплутационное производство;
- ресурсоснабжение;
- бытовое обслуживание;
- городской транспорт; 
- благоустройство населенных пунктов.
     В свою очередь, услуги, которые предоставляют эти подотрасли жилищно-коммунального хозяйства можно разделить на три группы:
- отрасли, которые напрямую связаны с функционированием жилого объекта (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение и т.д.);
- отрасли, которые занимаются развитием инфраструктуры жилого района (озеленение, дорожное строительство, уборка улиц, вывоз отходов);
- отрасли, которые связаны с удовлетворением потребности населения в области быта (бани, прачечные, гостиницы и т.д.).
     Так же можно выделить ряд особенностей жилищно-коммунального хозяйства:
- сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;
-особая социальная значимость, усиливающая необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;
- сочетание коммерческих (ориентированных на получение прибыли) и некоммерческих организаций;
- отрасль может быть представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг).
- многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности.
- сочетание крупного и малого бизнеса.
- рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе населения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления.
- необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг, независимо от платёжеспособности населения.
     ЖКХ можно отнести к области государственного контроля за безопасность продукции, то есть государство должно гарантировать потребителям определённый уровень качества жилищно-коммунальных услуг и их безопасность.
     Для жилищно-коммунальных услуг характерны:
- принадлежность к группе жизнеобеспечения;
- социальная значимость;
- низкая заменяемость другими услугами.
     В настоящее время ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг органами государственной власти, а по ряду услуг органами местного самоуправления, должен противостоять возможности предприятий-монополистов использовать монопольное положение для неоправданного роста цен. к сферам деятельности субъектов естественных монополий были отнесены услуги по передаче электрической, тепловой энергии.
     Монопольное положение предприятий отрасли приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся финансовых и материальных ресурсов, отсутствию оперативного реагирования на требования потребителей путем принятия адекватных экономических мер и управленческих решений, слабой восприимчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства к требованиям научно-технического прогресса, отсутствию личной заинтересованности работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ или услуг. 
     Существенной особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий - поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг.
     Прежде всего, необходимо упорядочить сферы естественной монополии. Режим естественной монополии установлен законом в следующих основных сферах, связанных с ЖКХ: в отношении услуг по передаче электрической, тепловой энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. В «третьем антимонопольном пакете» предлагается запретить совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
     Так, в настоящее время Федеральным законом от 11.07.2011 № 190-ФЗ в статью 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» введен режим естественных монополий в таких сферах, как водоснабжение и водоотведение с использованием системы (систем) коммунальной инфраструктуры; установлено государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в указанных сферах.
     Цели управления жилищно-коммунальным хозяйством можно классифицировать по следующим основаниям:
- в зависимости от периода времени, необходимого для реализации: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. При этом для краткосрочных целей требуется более детальная и конкретная формулировка. Краткосрочные цели являются этапами достижения целей долгосрочных;
- в зависимости от степени важности для организации управления жилищно-коммунальным хозяйством: стратегические (основные) и тактические. Стратегические цели ориентированы на решение пер- спективных масштабных проблем, качественно меняющих ситуацию в отрасли, например, проведение жилищно-коммунальной реформы. 
Тактические цели отражают отдельные этапы достижения целей стратегических, например, демонополизацию отрасли. 
К стратегическим, основным целям управления жилищно-коммунальным хозяйством следует отнести: 
- разработку и реализацию государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 
- создание новой системы управления, эксплуатации и контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 
- максимальное удовлетворение потребностей граждан и организаций в продукции и услугах жилищно-коммунального хозяйства; 
- формирование рынка жилья.
     К тактическим целям можно отнести следующие:
- демонополизация сферы жилищно-коммунального хозяйства и развитие конкурентной среды; 
- модернизация жилищно-коммунального хозяйства; 
- обеспечение доступности жилья; обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства;
- повышение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат; 
- внедрение ресурсосберегающих технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 
- введение договорных отношений между управляющей организацией и собственниками жилья в сфере эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства.
На сегодняшний день цели управления жилищно-коммунальным хозяйством частично получили отражение в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 889) Будучи достаточно сложной, неравномерно развитой системой, ЖКХ представляет собой достаточно сложный для управления объект. 
     В целом существует две модели управления комплексом жилищно-коммунального хозяйства. Первая представляет собой реализацию «классического» линейного сценария развития, вторая основывается на системном нелинейном подходе к управлению. В обоих случаях ЖКХ рассматривается как сложная система, направление развития которой определяется системой внешних воздействий на нее. Классический метод управления отраслью ЖКХ, который активно реализовывался в России на протяжении последних десятилетий, часто характеризуется исследователями как недостаточно гибкий, с чрезвычайно нормативным характером. Под классическим подходом понимается метод системного анализа, учитывающий взаимосвязь и взаимообусловленность экономических, политических и социальных процессов; управление осуществляется на основе принципа пропорциональности результата воздействию. 
     В рамках данного подхода практически не учитывается взаимосвязь между подсистемами ЖКХ, равно как не учитываются и цели их функционирования. Основной акцент делается на управление отдельными элементами подсистемы. Фактически процессы реформирования и управления отрасли сводятся к решению ряда задач, которые ранжируются управляющим органом в зависимости от степени их значимости. Ранжирование задач управления достаточно схоже с иерархией потребностей человека, предложенной Маслоу. Согласно этой теории, потребности делятся на базовые (простые) и сложные, при этом удовлетворение базовых потребностей является необходимым условием решения комплексных задач. К базовым потребностям управления ЖКХ можно отнести создание необходимой нормативно-правовой базы, которая бы служила основой для развития отрасли и ее управления. Фактически нормативно-правовые акты должны способствовать созданию новой архитектуры отрасли и гарантировать ее устойчивость, что является второй, более сложной задачей. 
     На протяжении достаточно долгого времени, государством использовался «линейный» подход к управлению, основанный на принципе равенства управляющего воздействия и его результата.
      Акцент делался на наиболее проблемные аспекты отрасли. Все ресурсы направлялись на решение критических проблем, внешние факторы, как правило, не играли важной роли. 
     Более того влияние такого воздействия на внутрисистемные связи также не учитывалось. 
     Такого рода государственное вмешательство оказывалось достаточно эффективным в краткосрочной перспективе, в долгосрочном же периоде эффект от вмешательства был минимальный, а в некоторых случаях и отрицательный. 
     Альтернативный метод управления сектором, который только начинает развиваться в России, основан на характеристики ЖКХ как сложной неравновесной системы, способной к самоорганизации. 
     В данном случае, управляющее воздействие менее узконаправленно и служит импульсом к дальнейшему самостоятельному развитию отрасли. 
     Нелинейный подход способствует самостоятельному, наиболее эффективному развитию сложной системы.
     Таким образом, управление отрасли строится на системе корректирующих вмешательств со стороны управляющего органа, результат которых должен быть пропорционален силе воздействия. Для анализа и прогноза жилищно-коммунального хозяйства выделяют две самостоятельные подотрасли, которые имеют существенные экономические особенности а так же различные условия и перспективы роста: 
- жилищное хозяйство; 
- коммунальное хозяйство. 
     К основным видам услуг в сфере жилищного хозяйства (жилищным услугам) относятся:
- предоставление жилой площади (в т.ч. услуги гостиниц (мотелей);
- капитальный ремонт жилых помещений;
- техническое обслуживание жилых помещений;
- вывоз мусора;
- лифтовое хозяйство.
     Единицей статистического наблюдения в сфере жилищного хозяйства являются жилищно-эксплуатационные организации, домовладения и отдельные строения, а так же жилые помещения и проживающие в них лица, а также семьи, состоящие на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий.К основным видам услуг в сфере коммунального хозяйства (коммунальным услугам) относят:
- обеспечение электроэнергией;
- водоснабжение (в т.ч. горячее);
- газоснабжение;
- центральное отопление;
- водоотведение.
     Единицей наблюдения являются предприятия и службы коммунального хозяйства (водоканалы, водопроводы, электростанции и др.).
     Жилищное хозяйство включает жилищный фонд муниципального образования, предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью. 
     Основу жилищного хозяйства составляет жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и т. д.), служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Таблица 1 - Жилищный фонд Российской Федерации (на конец года; общая площадь жилых помещений; миллионов квадратных метров)
Показатель
Год

2013 
2014
2015 
Жилищный фонд, в том числе:
3359
3473
3581
государственный
114
116
116
муниципальный
258
233
205
частный
2950
2999
3232
в собственности граждан
2840
2873
3118
другой
11
12
13
Городской жилищный фонд, в том числе:
2444
2522
2612
государственный
102
105
105
муниципальный
201
178
153
частный
2107
2117
2328
в собственности граждан
2020
2015
2234
другой
8
9
10
Сельский жилищный фонд, в том числе:
915
951
969
государственный
12
11
11
муниципальный
57
55
52
частный
843
882
904
в собственности граждан
820
858
884
другой
3
3
3
     Предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Стандарт условий проживания устанавливается с учетом особенностей города, и отвечать условиям уровня проживания граждан, обеспечивающего наиболее комфортные и безопасные условия проживания, надежную и бесперебойную поставку коммунальных услуг.
Таблица 2 - Основные показатели жилищных условий населения в Российской Федерации
Показатель
Год

2013
2014
2015
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года) - всего, м2
23,4
23,7
24,4
в городской местности
22,9
23,3
24,0
в сельской местности
24,7
25,0
25,6
Число квартир - всего, млн.
61,3
62,9
64,0
однокомнатных
14,5
14,5
15,3
двухкомнатных
24,0
23,9
24,9
трехкомнатных
17,6
17,5
18,2
четырехкомнатных и более
4,9
4,9
5,2
Средний размер одной квартиры, м2общей площади жилых помещений
54,1
54,0
54,6
однокомнатной
34,6
34,4
35,0
двухкомнатной
48,1
47,6
48,3
трехкомнатной
64,4
64,3
65,2
четырехкомнатной и более
102,8
102,5
104,5
Удельный вес числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в общем числе семей (на конец года), процентов
5
5
5
Капитально отремонтированных помещений в квартирах жилых домов за год, тыс. м2 общей площади
3045
2836
4332
Приватизировано жилых помещений (с начала приватизации, по состоянию на конец года):



всего, тыс.
29839
30158
30557
общее число жилых помещений, подлежащих приватизации, %
78
79
77
     В Российской Федерации существует программа по улучшению жилищных условий населения. 
     Улучшение жилищных условий — это комплекс государственных и муниципальных мероприятий, направленных на решение проблемы обеспечения качественным жильём граждан, нуждающихся в улучшении. 
     Существуют уровни решения задачи по обеспечению граждан жильём. На федеральном уровне механизмы обеспечения предусмотрены в Жилищном кодексе РФ. 
     На уровне субъектов федерации принимаются соответствующие законы. На уровнях муниципальных образований принимаются соответствующие положения, постановления и иные акты. Программа регулируется ЖК РФ.
Таблица 4 Число семей улучшивших жилищные условия в Российской Федерации
Показатель
Год

2013
2014
2015
Число семей (включая одиноких), получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год:



тыс.
153
138
135
в процентах от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в  жилых помещениях
6
5
5
     Существуют уровни решения задачи по обеспечению граждан жильём. На федеральном уровне механизмы обеспечения предусмотрены в Жилищном кодексе РФ. На уровне субъектов федерации принимаются соответствующие законы. На уровнях муниципальных образований принимаются соответствующие положения, постановления и иные акты. Программа регулируется ЖК РФ.
     1.2 Законодательство Российской Федерации в отрасли жилищно-коммунального хозяйства
     Отрасль жилищно-коммунального хозяйства очень масштабна и многогранна, но единого законодательства у этой сферы нет. Поэтому деятельность ЖКХ регулируется большим количеством кодексов и законодательных актов. 
     Законодатель почти всегда предусматривает, в том числе и в нормах законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, специальные нормы, устанавливающие ответственность за нарушение положений принятого закона.
     Таким образом, яркая особенность ЖКХ заключается, прежде всего, в отсутствии кодифицированного законодательства, а также в особенности продукта, производимого предприятиями жилищно-коммунальной отрасли, а именно социально значимых благ, гарантированных Конституцией РФ.
     Под жилищно-коммунальным хозяйством следует понимать совокупность общественных отношений по функционированию отрасли ЖКХ, регулируемых нормативными правовыми актами.
     Следовательно, жилищно-коммунальное право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения (гражданские, административные, земельные, трудовые, финансовые и иные), складывающихся в процессе оказания коммунальных услуг и иных жилищно-коммунальных правоотношениях.
     Под жилищно-коммунальными правоотношениями следует понимать организационный комплекс имущественных, экономических, трудовых организационно-управленческих отношений, возникающих в сфере ЖКХ и связанных с ней иными видами деятельности (строительство).
     Жилищно-коммунальные правоотношения действуют в публично-правовом и частно-правовом поле, в частности, это обусловлено самой сущностью ЖКХ как имущественного комплекса.
     В действующем законодательстве отсутствует четкое закрепление районного (муниципального) уровня и уровня субъекта Российской Федерации в управлении и распределении ответственности за проводимые преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве, хотя основная нагрузка по решению практических вопросов ложится на органы местного самоуправления. Фактически реформа в сфере жилищно-коммунального хозяйства отдана на откуп органам местного самоуправления, которые не имели и не имеют достаточных финансовых ресурсов, законодательных и иных стимулов для поддержания объектов жилищно-коммунального назначения в надлежащем состоянии.
     Местное самоуправление представляет собой уровень публичного управления, самостоятельное политико-территориальное образование, поэтому при определении его компетенции следует исходить из общегосударственной компетенции. Поскольку последняя определяется с учетом границ территорий РФ и ее субъектов, то компетенция самоуправления реализуется через компетенцию муниципального образования. По своей сути вопросы местного значения установлены законодателем таким образом, что непосредственно касаются и вопросов ведения федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с чем нагрузка на органы местного остается довольно высокой, а в некоторых регионах страны еще и увеличивается.
     Предметы ведения местного самоуправления, обозначенные в законодательстве по своей сути, являются общими, совместными и для государственных органов (федеральных и региональных), и для органов местного самоуправления.
     Согласно законодательству Российской Федерации органами местного самоуправления признаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
     Государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого Статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории.
     Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта.
     В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 объекты государственной собственности, в частности объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, не включенные в состав приватизированного имущества, подлежат передаче в муниципальную собственность, при этом на администрацию возложена обязанность по их принятию, которая не обусловлена какими-либо дополнительными обстоятельствами, в том числе фактической заинтересованностью в получении объектов коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность, а также возможностью решения вопросов местного значения за счет переданного имущества.
     Вопросы градостроительства регулируются Федеральным законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. (с изменениями и дополнениями) и Градостроительным кодексом РФ 2004 г.
     Градостроительный кодекс РФ устанавливает и разграничивает полномочия органов публичной власти, вводит единые прозрачные процедуры осуществления градостроительной деятельности (сроки, последствия, ответственность). При этом все конкретные градостроительные решения должны приниматься с учетом региональных и местных особенностей и интересов населения. Кодекс предусматривает требование о проведении обязательной государственной экспертизы проектной документации на объекты, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья граждан. Определены процедуры участия граждан в процессе осуществления градостроительной деятельности - при подготовке проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки. Таким образом, создаются условия для реального учета интересов граждан, проживающих на территории, при принятии градостроительных решений. 
     Важнейшими нормативными правовыми актами, касающимися сферы жилищно-коммунального хозяйства, являются: Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями), "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" от 30 августа 2004 г. , "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" от 17 февраля 2004 г., Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30 декабря 2004 г. и Жилищный кодекс РФ, принятый 29 декабря 2004 г.
     На сегодняшний день существует огромное количество нормативных актов как оперирующих термином «ЖКХ», так и косвенно раскрывающих его суть через определение смежных с ЖКХ понятий. Однако вывод один: нет единого понятийного аппарата, включающего в себя специфические термины в области ЖКХ, 
      ЖКХ – это особая отрасль народного хозяйства, где федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обеспечивают надежную и устойчивую деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, гарантируя комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях 
     ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство) – это отрасль хозяйственной деятельности, где органы государственной власти РФ и органы местного самоуправления обеспечивают надежную и устойчивую деятельность исполнителя жилищно-коммунальных услуг в данной области хозяйства по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, вывозу бытовых отходов, содержанию и ремонту жилых домов и придомовой территории, уборке улиц, дорог, площадей, строительству и ремонту дорог, тротуаров, мостов, освещению улиц, а также благоустройству и озеленению территории муниципального образования, гарантируя достойные и комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
     При защите прав потребителей в сфере ЖКХ немаловажную роль играют государственные органы, муниципалитеты, субъекты РФ Кроме того, эта сфера для них является очень важной: градообслуживающая сфера – основа жизнеобеспечения муниципального образования. От правильности и обоснованности муниципального управления системами жизнеобеспечения зависит уровень муниципальных услуг, определяющих качество жизни населения. 
     При оказании коммунальных услуг ТСЖ и жилищными кооперативами часто наблюдается нарушение прав собственников помещений, несмотря на то, что они, должны отстаивать интересы собственников.
     Наведению порядка в сфере ЖКХ должен способствовать принятый 7 мая 2012 г. Указ Президента РФ № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» .
     Данный акт предписывает Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ принять меры по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в т.ч. путем обеспечения конкуренции на рынке этих услуг на региональном и местном уровнях, а также обеспечить создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в т.ч. установления долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы, а также определения величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов. Наиболее важными мероприятиями по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы должны стать:
- разработка проектов нормативных правовых актов и иных документов по реализации Жилищного кодекса РФ в части управления многоквартирными домами, установления требований к содержанию общего имущества многоквартирных домов, требований к жилым помещениям;
- создание нормативной правовой базы по регулированию вопросов, связанных с административной ответственностью собственников помещений за содержание индивидуальных домов и общего имущества многоквартирных домов;
- формирование нормативно-правовой и методической базы для финансирования модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов, организации регулирования учета потребления и оплаты коммунальных ресурсов в индивидуальных и многоквартирных домах, организации эффективного тарифного регулирования организаций коммунального комплекса.
     Правовое регулирование общественных отношений в данной сфере в настоящее время можно охарактеризовать как недостаточное и фрагментарное.
     В настоящее время основными законами, регламентирующими деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, ФЗ «О регулировании тарифов организаций коммунального комплекса», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Отдельные нормы, регулирующие деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства, содержатся в других нормативных правовых актах, большинство из которых являются подзаконными. В 2011 году в Государственной Думе Российской Федерации рассматривался законопроект «О водоснабжении и канализовании», предлагающий создание правовой основы для эффективного функционирования и устойчивого развития отрасли водоснабжения и канализования в Российской Федерации и в целом отрасли ЖКХ. Данный Закон позволит решить ряд проблем, связанных с колоссальной изношенностью водопроводных и канализационных сетей, приводящих к загрязнению источников питьевого водоснабжения; позволит повысить культуру потребления питьевой воды, восполнит пробел отсутствия системы государственного управления отраслью водоснабжения и канализования, упорядочит правовое регулирование отрасли.
     Высокая подвижность законодательства в рассматриваемой сфере вызвана несистемным подходом, бездействием должностных лиц, ответственных за реформирование ЖКХ, стремлением государства возложить на население самостоятельно и под свою ответственность решать непосредственно и (или) через органы местного самоуправления указанные вопросы.
     В целом отрасль ЖКХ базируется на децентрализации модели, которая формировалась следующим образом:
- передача органами государственной власти объектов ЖКХ на баланс органов местного самоуправления;
- приватизация объектов ЖКХ путем проведения органами местного самоуправления аукционов по продаже коммунальных предприятий.
     Пределы полномочий органов местного самоуправления следует рассматривать как целостные, социально значимые правовые, политические, экономические и историко-традиционные факторы, определяющие правовые и пространственные границы реализации населением права на местное самоуправление, раскрывающие сущностную характеристику местного самоуправления, его место в системе народовластия. 
     Местное самоуправление в области ЖКХ имеет целый ряд преимуществ:
- существенно облегчится работа по актуализации модернизации ЖКХ в связи с изменениями реалий регулирования коммунальной отрасли;
- это позволит избежать конкуренции норм о компетенции муниципальных органов иных органов публичной власти (федеральных и региональных).
Современное законодательство, регламентирующее деятельность ЖКХ, состоит из нескольких сотен нормативных правовых актов, принятых на федеральном уровне, а также нескольких тысяч нормативных актов принятых на уровне субъектов РФ.
     Основными из действующих законодательных актов являются:
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ), которым определяются компетенция государственных органов власти и органов местного самоуправления за использованием и сохранностью фондов ЖКХ;
- Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья) (отношения найма жилых помещений, вопросы энергоснабжения, государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость и др.);
- Водный кодекс РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006г.;
- Градостроительный кодекс РФ № 190-ФЗ 29.12.2004г.;
- Земельный кодекс РФ № 136-ФЗ от 25.10.2001г..
     Министерство регионального развития РФ (Минрегион России), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 26 января 2005 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Федерации и муни.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44