- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Общая характеристика деятельности органов внутренних дел, и выделение самых значимых ее аспектов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012799 |
Тема: | Общая характеристика деятельности органов внутренних дел, и выделение самых значимых ее аспектов |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования данной дипломной работы состоит в том, что розыскная деятельность органов внутренних дел, в силу специфики ее средств и методов получения информации, прежде всего негласным характером, скоординированной работы оперативно-розыскных мероприятий ограничениями конституционных прав и свобод, и использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, всегда, как ранее, так и на данный период времени, является предметом критики, обсуждений, дискуссий и пристального внимания философов, юристов, политиков, правозащитников и простых рядовых граждан, что достаточно просто, можно объяснить тем, что все тайное, всегда вызывало и будет вызывать любопытство, порождать сомнения, и содержит предпосылки для злоупотреблений, может становится объектом не только правовой, но также и нравственной оценки. Однако, тем не менее, так исторически сложилось, что розыскная работа, остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечивая безопасность личности, общества и государства. Исходя из того, что в наше время, наблюдается повышение роста преступности, и она приобретает новые формы, проблема борьбы с ней, и розыскная деятельность в целом, обретает особую значимость и актуальность. Сущность розыскной деятельности изначально связывают с осуществлением общеуголовного розыска и сыска преступников, как гласным, так и негласным методами, из-за чего, становление и развитие оперативно-розыскной деятельности всегда консолидировалась с развитием и становлением сыска. Объектом исследования данной дипломной работы выступают общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления розыскной деятельности органами внутренних дел. Предметом исследования является розыскная деятельность органов внутренних дел, и ее организованное и информационное обеспечение; практика проводимых оперативно-розыскных и иных мероприятий, и нормативно-правовое регулирование и теоретическая разработка проблем во время ее осуществления. Цель исследования - это общая характеристика деятельности органов внутренних дел, и выделение самых значимых ее аспектов. Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи: 1) Раскрыть понятие и содержание розыска; 2) Определить нормативно-правовое обеспечение и задачи розыскной работы; 3) Выделить признаки, элементы, субъекты и виды розыска; 4) Проанализировать и выявить особенности организации и тактики розыска лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, розыск без вести пропавших, и установление личности по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту, не имеют возможности или не могут сообщить какие-либо сведения о себе. Изучению проблем организации и тактики, особенностей розыскной деятельности, и органов внутренних дел, посвящены работы: Горяинова К.К., Голубовского В.Ю., Большакова А.П., Щербатова В.Ф., Аманова А. Т., Афицинского В. А., Брусенцова И.В., Шухнина М.Н., Втюрин А.В., Карповой Т.Н., Корневой К.Ю. и других авторов. В процессе проведения исследования, нами были использованы общенаучные методы логического, сравнительно-правового, исторического и статистического видов анализа. Специфика предмета исследования потребовала обращения к научным дисциплинам, исходя из чего, научной основой работы стали труды ученных, которые представляют такие отрасли как: оперативно-розыскная деятельность, криминология, уголовное право, криминалистика, уголовные процесс и многие другие. Структура дипломной работы определяется ее целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения и списка использованной литературы. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ ОВД § 1. Развитие понятия и содержания розыска. Исследование проблем розыскной работы органов внутренних дел, ее понятия, сущности, задач и особенностей, невозможно без определения понятия «розыск», его содержания и исторического развития. Как вид деятельности, который проводится различными государственными органами, розыск, имеет глубокие исторические корни. Стоит отметить то, что в раннефеодальном государстве на Руси, не было специализированных органов розыска преступников, ни каких-либо специализированных учреждений охраны порядка. Государственные институты, которые имелись на то время, по характеру свей деятельности были – полифункциональными. Защита правопорядка задачей князя, его дружины, волостей и наместников. Первое более подробное регламентированное розыска преступников нашло свое отражение в Русской Правде, где было установлено две основные форсы розыска: - «свод»; - «гонение следа». Под понятием «Свод» - предполагалось, установление виновного лица путем обращения пострадавшего непосредственно к предполагаемому виновнику ( к примеру, того, у которого была обнаружена похищенная вещь), или же в случае, когда было установлено отсутствие вины последнего (к примеру, добросовестный приобретатель) и указания им на другое лицо, оба ( как пострадавший, так и виновник) продолжали розыск, путем обращения к следующему лицу – предполагаемому виновнику (к примеру, того, кто якобы приобрел похищенную вещь), до тех пор, пока не будет установлена истина, и виновник не будет обнаружен. «Гонение следа» - это процесс розыска преступника, который скрылся с места происшествия, по оставленным им, следам. Пример розыска (расследования) представлен в летописном рассказе 1071 года о ведение княжеским воеводой Яном, сыном Вышаты (Вышатичем), дела Белозерских волхвов-смердов1. Согласно рассказу, воевода Ян, сын Вышаты (Вышатич), был на Белоозере, когда поведали ему белоозерцы, что двое кудесников (волхвов) убили уже много жен по Волге и Шексне, и теперь пришли в их края. После чего, было описано, как Ян, сын Вышаты (Вышатич), вел розыск и захват данных кудесников (волхвов) и далее было начато следствие – допросы свидетелей виновников. Развитие процессуального права и основ сыска было предопределено развитием государственности на Руси, так, исходя из Судебников 1497 года и 1550 года, и Соборного Уложения 1649 года, под «розыском» (сыском) подразумевалась процессуальная форма, по которой раскрытие и расследование преступлений ведут специализированные государственные органы. Под «розыском», в данном случае, подразумевались действия уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию известных преступников2. Тем же понятием («розыск») обозначалось и установление правды при расследовании обстоятельств совершенного преступления или доказывания вины, которое было осуществлено, путем получения собственного признания обвиняемого лица под пыткой, заслушивания свидетельских показаний, проведения очных ставок, либо применение других методов. В дальнейшем, вместе с развитием законодательства менялся и сужался смысл понятия «розыск», так как в результате судебной реформы 60-х годов XIX века в уголовном судопроизводстве России, появились новые понятия, такие как «дознание» и «расследования». Свое законное закрепление, термин «розыск» получил в Статье 254 Устава уголовного судопроизводства 1864 года, как одного из видов полицейского дознания, основанного на тайных методах расследования, включающих в себя словесные расспросы, негласное наблюдение, и иные допустимые меры по установлению преступников. Можно сказать, что по своему содержанию, он являлся достаточно близким к современному понятию оперативно-розыскной деятельности. Схожий подход в определении понятия и сущности розыска в отечественной науке был сохранен до середины XX века, до тех пор, пока не была предпринята попытка сузить понятие розыска, путем ограничения его объекта известными преступниками и похищенными ценностями, что и привело к тому, что понятие «розыск» стало рассматриваться в двух смыслах: узком и широком. В первом случае, под понятием ним понимается деятельность, по обнаружению известных объектов (пропавшего без вести, скрывавшего обвиняемого и т.п.), а во втором, понимают поиск неизвестных объектов (следов преступления, не установленного преступника и т.п.), которые имеют значение для расследования и раскрытия преступления. С зарождением теории оперативно-розыскной деятельности понятие и сущность розыска, стали предметом исследований в этой области научных знаний. В работе В.А. Лукашова, автор выступает против расширительного толкования понятия розыска, он ограничивал его содержание, путем поиска уже известных правоохранительным органам, объектов скрывавших преступников; лиц, пропавших без вести и также иных категорий разыскиваемых лиц. Данный подход к понятию розыскной работы, прочно закрепился в оперативно-розыскной теории в наше время3. Юридический словарь, понятие «розыск» толкует как деятельность компетентных государственных органов по обнаружению обвиняемых, скрывшихся от следствия и суда, осужденных, уклоняющихся от наказания либо бежавших из мест заключения, лиц, пропавших без вести, но помимо этого, в этом же разъяснении дополнено, что в том случае, когда преступник не известен, то меры по его установлению входят в понятие не розыска, а расследования и раскрытия преступления. В словаре-справочнике «Оперативно-розыскной деятельности» под понятием «розыск» понимается «деятельность розыскная», которая дается в двух значениях: 1) Как часть уголовно-процессуальной деятельности, которая регламентирована уголовно-процессуальным законодательством, и представляющая собой совокупность действий уполномоченных на то субъектов (следователя, органа дознания) по установлению места нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; 2) И как часть оперативно-розыскной деятельности, которая регламентирована законодательством об оперативно-розыскной деятельности, и состоящей в решении одной из задач данной деятельности, путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий, уполномоченными на то субъектами (оперативниками) по установлению места нахождения лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда, лиц, уклоняющихся от уголовного наказания, лиц, пропавших без вести4. Р.С. Белкин, считает, что под «розыскной деятельностью», следует понимать функцию органов дознания и предварительного следствия, содержание которой, составляют обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, установление и обнаружение виновных, объектов (лиц и предметов) – носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, значимых для установления истины по уголовному делу5. В.В. Гончар и В.И. Батюк, во время трактовки понятия «розыск» в широком смысле понятия, придерживаются мнения, что это деятельность, которая направлена на поиск как известных, так и неизвестных объектов ( к примеру, неустановленного преступника, следов преступления), которые имеют значение для расследования преступления. Иными словами, под «розыском», в широком значении, отождествляется деятельность по раскрытию преступлений, исходя из того, что в его содержание включается обнаружение замышляемых, готовящихся (предстоящих), совершенных преступлений, и установление виновных лиц6. В узком значении, «розыск» ими определяется, как основывающаяся на уголовно-процессуальном, оперативно-розыскном законодательстве и подзаконных нормативных актах, комплексная система следственных и иных процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий, которые осуществляются уполномоченными на то законом субъектами и направленная на обнаружение местонахождения известных объектов. С чего следует, что понятие и содержание розыска развивалось на пути становления российской государственности – от раннефеодального строя Руси до становления теории оперативно-розыскной деятельности. На современном этапе развития «розыск», понимается в широком и узком смысле. На наш взгляд, не касаясь уголовно-процессуальных аспектов, понятие «розыск» (розыскная деятельность) следует трактовать, как деятельность, регламентированную законодательством об оперативно-розыскной деятельности, которая состоит в решении задач, уполномоченными на то субъектами (государственными органами) по установлению места нахождения лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда, лиц, которые уклоняются от уголовного наказания, лиц, пропавших без вести, и также, по обнаружению замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, предметов преступного посягательства и также иных объектов, значимых для установления истины по уголовному делу. Данного понятия «розыска» мы будем придерживаться при подготовке настоящей выпускной квалификационной работы. § 2. Нормативно-правовое обеспечение и задачи розыскной работы Оперативно-розыскная деятельность, также и розыскная работа, занимает особое место в системе государственно-правового регулирования, выступая, по сути, закрытой формой контроля девиантного поведения, и в силу этого, нуждается в жесткой регламентации. Правовые нормы, которые регулируют оперативно-розыскные правоотношения, содержатся в нормативных правовых актах, которые выступают официальными документами, содержащими юридически значимую информацию. Совокупность данных актов выступает в качестве правовой основы оперативно-розыскной деятельности, а также розыскной работы. Согласно Статье 4 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ, правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», и другие федеральные законы, и нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, которые были приняты в соответствии с ними. Органы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий, в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативные акты, которые регламентируют организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий7. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности выступает фундаментальной частью правового регламентирования. Она достаточно сложна по составу и являет собой систему правовых норм. Определенно, наиболее целесообразной, стоит рассматривать квалификацию, в зависимости от уровней правового регулирования, что заключается в рассмотрении всей совокупности нормативных правовых актов соответственно их юридической силе, из чего выделяются следующие уровни правового регулирования: 1) международный; 2) конституционный; 3) законодательный; 4) подзаконный. Хотелось бы отметить то, что несмотря на не вхожесть международно-правовых актов в число источников правовой основы, которые закреплены в Статье 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», следует вывод о наличии особой группы нормативных источников, которые регулируют сферу оперативно-розыскной деятельности. Наличие данного самостоятельного уровня обусловлено нормой Конституции Российской Федерации (Часть 4 Статья 15), в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, выступают составной частью ее правовой системы. Российская Федерация, получив официальный статус члена Совета Европы, взяла на себя обязательство по проведению национального законодательства соответственно с европейскими правовыми принципами и стандартами, что относится к определению наиболее совершенных правовых, организационных средств и способов усиления защиты и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве. Федеральным Законом от 15 июля 1995 года №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» было закреплено, что Россия, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – то есть, принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Исходя с того, что Российская Федерация является субъектом международного права, существенно возрастает значение ее межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, чем было обусловлено заключение нашего государства, целого ряда межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров, подписание различных соглашений, конвенций, пактов, которые затрагивают межгосударственные отношения в сфере взаимодействия оперативно-розыскных органов. На протяжении последних лет, был подписан ряд международных правовых документов, таких как: - Резолюция № 1373 Совета Безопасности ООН (2001); - Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000); - Конвенция ООН против коррупции (2003); - Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (2003) и др. И также, ряд документов, регламентирующих взаимодействие государств — участников СНГ: - Соглашение Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (1998); - Положение об Антитеррористическом центре государств — участников СНГ, утвержденное решением Совета глав государств участников СНГ (2000), и др. Конституционный уровень правового регулирования охватывает институты и нормы, которые составляют общую основу всех видов государственной деятельности, применимых ко всем сферам социального управления. Конституционные нормы выступают исходной правовой базой для определения направленности и границ, которые последуют развитию и регулированию непосредственного объекта оперативно-розыскных отношений, и в особенности розыскной работы. Высшая юридическая сущность Конституции Российской Федерации на данном уровне проявляется двояким образом. Во-первых, ее нормы обладают приоритетом над нормами законов и подзаконных нормативных актов. Во-вторых, законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном порядке8. То есть, Конституцию Российской Федерации, можно рассматривать как основной источник права в системе нормативно-юридического регулирования общественных отношений в государстве. В Статьях с 17 по 64 Конституции Российской Федерации определены основные права и свободы гражданина, так, согласно Части 2 Статье 23, каждый гражданин имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, а Статья 25 гарантирует неприкосновенность жилища. Ограничение данных прав может допускаться лишь на основании судебного решения, и лишь в той мере, какая необходима в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Часть 3 Статья 55 Конституции Российской Федерации). В процессе правового регулирования оперативно-розыскная функция борьбы с преступностью данные конституционные нормы будут определять ее границы и правовое поле действия. В частности, они ограничивают возможность вторжения в личную жизнь и хозяйственную деятельность граждан рамками их противоправного поведения, предоставляя им право обжаловать действия субъектов оперативно-розыскной деятельности, которые нарушили эти конституционные права, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод (Часть 1 Статья 4 Конституции Российской Федерации). Статья 8 Конституции Российской Федерации дает гарантию на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, свободы экономической деятельности (Часть 1), и равной защиты частной, муниципальной и государственной собственности (Часть 2). Указанные конституционные положения, частично получили развитие во всякого рода отраслях законодательства (уголовном, административном, уголовно-процессуальном и иных), более всего, в части декриминализации и криминализации хозяйственных правонарушений, и выступают определяющими во время регламентации оперативно-розыскной деятельности в процессе борьбы с экономической и организованной преступностью9. Как видим, конституционный уровень правового регулирования создает исходную правовую базу для определения направленности и границ дальнейшего развития оперативно-розыскной деятельности. Законодательным уровнем правового регулирования были включены все институты и нормы, которые определяют основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью, так же и оперативно-розыскными мерами. Законодательный уровень регулирования затрагивает общественные отношения, которые подлежат моделированию лишь в законах (в случае необходимости с отсылкой на дополнительные правовые акты). В настоящий момент общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности регулируются более 20-ю законодательными актами. Нормами федеральных законов определяется стратегия уголовной политики, ее основные задачи и компетенция оперативно-розыскных органов в борьбе с преступность, направления, формы, и методы борьбы с криминальными проявлениями. Они могут содержать важнейшие положения, которые регламентируют оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью. Между законами такого уровня, основным выступает Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», так как его нормы определяют содержание данной деятельности и закрепляют систему гарантий законности во время провидения оперативно-розыскных мероприятий. Россия имеет множество законов, в определенной степени влияющих на содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности в целом, и розыскной работы в целом в частности, но определяющую роль в данном аспекте играют УК РФ и УПК РФ. Уголовный Кодекс Российской Федерации раскрывает понятие «преступления», перечисляет общественно опасные деяния, дает возможность осуществлять поиск признаков преступления в действиях (бездействиях) лица, что составляет суть некоторых задач оперативно-розыскной деятельности, так же, он имеет ряд правовых норм, которые реализуются, и в оперативно-розыскной деятельности (Статьи 37-39, 41, 42 – О необходимой обороне, причинении вреда, крайне необходимости, об обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения и т.п.). Как пример, стоит привести Статью 37 Уголовного Кодекса Российской Федерации, в которой указано, что лицо, находящееся в состоянии необходимой обороны, может быть освобождено от уголовной ответственности. В подобном положении, достаточно часто оказываются штатные сотрудники оперативных аппаратов и конфиденциальные сотрудники во время выполнения ими оперативно-розыскных задач. Достаточно актуальным для оперативно-розыскной деятельности, и розыскной работы также, остается вопрос об использовании института крайней необходимости (Статья 39 УК РФ) относительно к конфиденциальным сотрудникам, которые были внедрены в криминальные группы. В процессе борьбы с опасными криминальными проявлениями оперативные сотрудники действуют в условиях оправданного профессионального риска (Статьи 41, 42 УК РФ). Схожее значение имеют и уголовно-правовые нормы о ненаказуемости обнаруженного преступного умысла, о добровольном отказе от доведения преступления до конца и т.п.10. Уголовно-процессуальное законодательство, систематизированное в УПК РФ, регулирует общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства, относительно части предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений, разоблачения преступников. Часть 4 Статья 157 УПК РФ, к примеру, обязывает органы дознания, в том случае, если лицо, которое совершило преступление, не обнаружено, принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для его установления, при этом, уведомляя о результатах следователя. В таком случае, возникает государственная необходимость и целесообразность для осуществления оперативно-розыскных мер, в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, которые их совершили, а также для принятия мер по предупреждению и пресечению преступных деяний. Соответственно п.4 Части 2 Статьи 38 УПК РФ, следователь имеет право в пределах своей компетенции давать органу дознания письменные поручения относительно проведения оперативно-розыскных мероприятий. В особенности, очевидной является связь оперативно-розыскной деятельности, и в том числе розыскной работы, с процессуальной деятельностью в процессе документирования проведенных действий. В этом случае выявляются фактические данные – носители доказательственной информации, происходят их фиксация и последующее использование в доказывании соответственно с уголовно-процессуальными требованиями, которые были предъявлены к доказательствам (Статьи 73-74 УПК РФ). В этом отношении документирование имеет множество сходств с процессуальным доказыванием. Исходя из опыта, практики и обстоятельств, которые перечислены в Статье 73 УПК РФ, чаще всего, предметом документирования до возбуждения уголовного дела, служат время, место, способ и иные признаки объективной стороны состава преступления; виновность конкретных лиц в совершении преступления; характер и размер ущерба, который был причинен преступлением11. Помимо указанных законов стоит отметить и другие нормативные акты, которые регулируют сферу розыскной работы: - Федеральный закон «О полиции», п. 10 ч. 1 ст. 13 которого закрепляет право полиции проводить оперативно-розыскные мероприятия; - Федеральный закон «О государственной тайне», ст. 5 которого относит сведения в области оперативно-розыскной деятельности к государственной тайне; - Федеральный закон «О противодействии коррупции», который определяет основные направления деятельности государственных органов, в том числе органов внутренних дел, по установлению лиц, подозреваемых в совершении коррупционных преступлений, выявлению имущества, полученного в результате совершения коррупционного правонарушения, устанавливает систему обмена информацией и координации деятельности правоохранительных органов в области противодействия коррупции между правоохранительными органами, спецслужбами и международными организациями. Рассмотренные три уровня правового регулирования общественных отношений во время осуществления оперативно-розыскной деятельности, так же и розыскной работы, создают единую систему ее законодательного регулирования, которая неуклонно расширяется, и имеет открытый характер, может пополняться новыми законодательными актами. В подзаконном уровне правового регулирования включена основная масса нормативно-правовых материалов, которые относятся к сфере оперативно-розыскной деятельности, также затрагивая розыскную работу. Этот уровень содержит в себе разнообразные нормативные акты, по своей юридической силе, разделимы на соответствующие уровни: а) акты законодательной и исполнительной власти (указы, распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты палат Федерального Собрания РФ); б) акты ведомственного и межведомственного характера; акты органов местного самоуправления. Указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты палат Федерального Собрания РФ, по большей части касаются решения текущих, организационных и процедурных вопросов. Не будем подробно на них останавливаться. Ведомственное и межведомственное подзаконное правовое регулирование общественных отношений в постановления Правительства РФ, акты палат Федерального Собрания РФ осуществляется министерствами и другими ведомствами в пределах компетенции данных исполнительных структур. Ведомственные акты данного уровня могут исходить: - от органов, не являющихся оперативно-розыскными: - органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. К числу нормативных актов, издаваемых первой группой органов, относятся: - приказ Министерства связи РФ от 10 июня 2003 г. № 77 «О работах по внедрению технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации»; - приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 16 января 2008 г. № 6 «Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий; - приказ Генпрокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». Вторая группа нормативных актов издается органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Большая часть данных актов, регулирующих организацию и тактику оперативно-розыскную деятельности, является закрытой, другими словами она имеет соответствующий гриф секретности. Стоит отметить, что помимо нормативных правовых актов, которые относятся к указанным уровням, достаточно важным являются официальные разъяснения Конституционного Суда и Верховного Суда РФ, которые публикуются в форме определений. Изученные ранее законы и подзаконные нормативные акты составляют основу правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, в целом и розыскной работы в частности, постоянно совершаемой под воздействием практики борьбы с преступностью. Розыскная работа, как и любая другая деятельность, включает в себя цель, средства и результат. Достижение целей, которые предусмотренны ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», обеспечивается посредством успешного решения оперативно-розыскных задач. Задачи оперативно-розыскной деятельности в целом, и розыскной работы в частности, можно разделить на общие и частные. Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вытекают из содержания Статьи 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся: - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; - добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Указанные общие задачи взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, поэтому их правильно рассматривать как вполне самостоятельные. Предупреждение и пресечение преступлений – это одна из задач оперативно-розыскной деятельности, в том числе розыскной работы, которая состоит в превентивном воздействии на условия и причины, которые способствуют совершению преступления, или же, на поведение конкретного лица (группы лиц) с целью не допустить совершения им/ими общественно-опасного деяния. Основным направлением данной деятельности выступают: - активное участие оперативных аппаратов в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные комплексные проверки); - организация и целенаправленное осуществление индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлений; - организация и непосредственное проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также пресечение покушений на преступления. Во время использования оперативно-розыскных сил, средств и методов в профилактике преступлений, особое значение отводится оперативно-розыскной профилактике, как тактической форме оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная профилактика представляет собой определенную систему направленных оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер, которые проводятся относительно к лицам, от которых можно ожидать совершения преступлений, с целью осуществления за ними оперативного контроля, оказания профилактического воздействия, которое предупреждает замышляемые и подготовленные преступления, и также, использование негласной информации в общепрофилактической работе ОВД. Выявление и раскрытие преступлений, выявление лиц, которые их подготавливают, совершивших, или совершающих, выступает важнейшей задачей оперативно-розыскной деятельности, чья значимость наглядно подтверждается статистическими данными о преступности. Выявление преступлений – значит установление наличия в событии или действиях определенных лиц признаков состава или иного преступления из числа перечисленных в Особенной Части Уголовного Кодекса Российской Федерации. Но при этом, к задачам органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, не относятся установление наличия всех элементов состава преступления, так как, согласно закону, это является задачей следователя12. Поводом для начала производства оперативно-розыскного мероприятия могут стать достаточные данные, которые могут позволить полагать, что преступление совершилось в форме законченного деяния либо покушения. Применение в законе терминов «выявить» и «раскрыть», абсолютно оправданно, так как они указывают на то, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но также, и многие другие связанные с ним обстоятельства. В особенности, их важность раскрывается в отношении раскрытия латентных преступлений, когда оперативно-розыскные меры могут быть направлены на установление мотивов, целей, результатов преступной деятельности, которые в ходе очевидности самого события, как правило, наглядно не проявляются. Используя понятие «латентное» преступление, имеется ввиду преступные деяния, которые остаются за пределами уголовной статистики (по причине недостатков в учетно-регистрационной деятельности), и также преступления, оставшиеся известными для правоохранительных органов. Раскрытие преступлений – это деятельность оперативного работника, которая направлена на получение, путем применения специальных сил, средств фактических данных, дающих возможность обнаружить лицо, которое совершило преступление. Существенно значение оперативно-розыскных мер в выявлении и раскрытии неочевидных преступлений, в случаях, когда следы преступления скрываются и первичные сведения не содержат информации о лице, его совершившем. В тех случаях, когда преступление совершено организованной преступной группой, должны быть установлены все члены группы, и также определена роль каждого в осуществлении преступной деятельности. В добавок выявлению и раскрытию подлежат все факты и эпизоды преступления и причиненный им материальный ущерб, а в определенных случаях, возможности оперативных подразделений должны быть направлены, еще и на установление данных, которые характеризуют личность подозреваемого. Применение оперативно-розыскных сил, средств и методов позволяет своевременно: - выявлять латентные преступления, которые продолжительное время могли оставаться неизвестными; - раскрывать неочевидные преступления; - устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и при....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: