- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Образование Малой Скифии и столицы - Неаполь Скифский
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011819 |
Тема: | Образование Малой Скифии и столицы - Неаполь Скифский |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Севастопольский государственный университет Институт общественных наук и международных отношений Кафедра «История» КУРСОВАЯ РАБОТА тема: Образование Малой Скифии и столицы - Неаполь Скифский. Выполнила: студент кафедры «История» группа И/б11о Голодько В. С. Научный руководитель: доцент кафедры «История» Вакулова Т.В. Севастополь 2018 Содержание. Введение………………………………………………………………….........3 1.Упадок Великой Скифии. (VIII век до н. э. — - III в. до н.э.) …………...4 2.Причины образования Малой Скифии и её территория (III в. до н.э.- III в. н. э.) ....................................................................................11 3.государственное устройство и внешняя политика Малой Скифии (II в. до н.э.- III в. н. э) …………………………………………………..........15 4.Культура и быт Скифов (III в. до н.э.- III н.э.) 4.1 Материальная культура…………………………………………………...20 4.2 Духовная культура. Верования скифов…………………………….…….26 5. Образование Неаполя Скифского. (IIв. до н.э.) ………………………......30 6. Гибель Малой Скифии……………………………………………………...34 Заключение…………………………………………………………………..37 Литература…………………………………………………………………...39 ВВЕДЕНИЕ Крым с древности был местом пересечения степной и греко-римской цивилизации, на периферии которой создавались ряд уникальных государств. Многие столетия над его степями господствовали скифы. Когда же сарматы изгнали их из Северного Причерноморья в IV веке до н.э., именно крымский полуостров стал тем местом, где они смогли сохранить своё государство, которое в исторической науке было названо Малой Скифией. Свою работу я решила посвятить изучению этого древнего царства, которое располагалось на нашей крымской земле. Цель исследования заключается в том, чтобы более изучить и систематизировать информацию по истории скифов в Крыму в период образования и существования Малой Скифии (III в. до н.э.- III н.э.). Задачи исследования: 1.Исследовать имеющиеся источники литературу по данной теме. 2.Рассмотреть основные понятия, касающиеся проблемы исследования. 3.Исследовать период существования Малой Скифии (III в. до н.э.- III н.э.) и её столицы Неаполь-Скифский (IIв. до н.э.- III н.э.). 4.Проанализировать жизнь и быт скифов периода III в. до н.э.- III н.э. Объект исследования – история позднескифского царства в Крыму III в. до н.э. – III в. н.э. Предмет исследования – период образование Малой Скифии и её столицы в Неаполь-Скифском в Крыму (III в. до н.э.- III н.э.). Упадок Великой Скифии. (VIII век до н. э. — - III в. до н.э.) В данной главе мы рассмотрим основные понятия, причины упадка великой Скифии и охарактеризуем деятельность скифского царя Атея. Свойства научных понятий заключается в том, что, возникши, они могут существовать затем «своей» жизнью, и используются независимо от степени подтверждения реальностью, но по содержанию они могут отличаться с данными источников или вообще им не соответствовать. Попробуем разобраться в хронониме «Великая Скифия». Ни в одном из источников авторов-современников Скифии V–IV вв. до н. э, не упоминается «Великая Скифия» В конце прошлого века учёные-скифологи заострили внимание на понятии «Великая Скифия». Насколько мне известно, на него впервые обратила внимание Н. А. Гаврилюк в статье «"Великая Скифия" как показатель состояния терминосистемы скифологии» [1, с. 16-22]. К сожалению, до сих пор ее работа не нашла должного отклика у специалистов, более того – спустя год было опубликовано учебное пособие «Великая Скифия», составленное ведущими украинскими скифологами [2, с. 340]. Так «Великая Скифия» попала и в студенческую аудиторию. Советский и украинский археолог, руководитель сектора скифо-сарматской археологии Б. Н. Мозолевский, отнес время формирования «Великой Скифии» к эпохе поздней бронзы – сабатиновской и белозерской культурам. Он утверждал: «Именно отмеченная территория и ее древнее население, а не временное политическое образование во главе с кочевыми сколотами1, и есть та Великая, она же исконная Скуфь, имя которой, пережив само это образование, дожило до письменной истории Древней Руси» [3, с. 264]. То есть у Б. Н. Мозолевского «Великая Скифия» сопоставляется со «Старой Скифией» Геродота от Трансильвании до Каркинитиды, но опускается вглубь веков в эпоху поздней бронзы. Так термин «Великая Скифия» перерос у исследователей в уверенность реального существования Великой Скифской державы со ссылками на авторитет «Повести временных лет». К концу XX в. он в итоге принимается в скифологии. Об этом свидетельствует его использование в названии раздела в академическом издании «Давня iсторiя України» [4, с. 496], а также в томе научно-популярной серии «Україна крiз вiки» [5, с. 335]. От научной терминологии зависят конечные результаты исследования, так как основное научное понятие само по себе является образцом, не только задающим назначенное направление поиска, но и в известной мере предопределяющая его итоговые результаты. О понятии «Великая Скифия» пойдёт речь в этом разделе. Великая Скифия начала своё существование ещё в 800 г. до н.э. «Скифская проблема» является очень сложной. Достаточно трудно подделывать достоверные факты. До сих пор не найдено объяснение широкого распространения (от Чехии до Байкала) скифских вещей в которых присутствует «звериный стиль», казалось, что все племена, обитавшие на этой территории были скифскими. Вскоре, в результате детального изучения материалов, можно с полной уверенностью сказать, что «звериный стиль» не является определённо скифской культурой [6, с. 127]. Пиком величия причерноморских скифов, так и начало их краха было правление скифского царя- Атея2. Его можно было тоже назвать грекофилом3. Однако в отличие от Скила он не проявлял раболепия4 перед чужеземным, а стремился взять у эллинов всё необходимое для государственного устройства. Для Атея было важно укрепить царскую власть, наладить контакты с греческими городами, ввести в Скифию оседлую, т.е. городскую жизнь, наладить торговлю и денежное обращение. Но приходил он к эллинам не как покорный ученик, а только как призывающий покорности завоеватель или равноправный в величии союзник. При этом — самое главное — он оставался скифом, неизмененным своей культуре и обычаям своего народа. Преобразования Атея внесли изменения в общественном устройстве скифов. Между высшей знатью и простыми общинниками становится более заметна имущественная разница. Состоятельные становятся намного богаче, бедные заметно беднее. Рост населения степи углубил разрыв между разными слоями общества. Происхождение уходит на второй план, а личная состоятельность и успех стали значить больше. В то же время правящая знать пользовалась всеми выгодами благоденствия страны. Одной из неотъемлемых черт правления Атея является расцвет скифского искусства. Возникают новейшие разновидности фигурных украшений, на золотых предметах, сосудах и украшениях — прекрасные по достоверности, и выразительности сцены. В искусство Степи входит реалистическое воссоздание человека. Тем не менее на деле искусство это становится ещё менее скифским, чем ранее. Почти все прославившие его изделия сделаны уже даже не лесостепными, а греческими, в некоторой степени фракийскими мастерами. Они преобразили скифский звериный стиль в изящный орнамент. Скифская знать при Атее всё более отдаляется от обычаев потомков. К концу IV в. до н. э. на курганных насыпях прекратили ставить каменные изваяния. Так как они потеряли каноническую форму, обратившись в робкое имитирование греческой скульптуре и барельефу. Реформы Атея нанесли серьёзный удар. На это намекает и Клеарх, говоря о постигших скифов «несчастьях». Не в конечную очередь это было связано с продолжающейся борьбой на рубежах. Возникновение Боспорского государства ослабило связи скифов с Предкавказьем. Зимние переправы через Боспор становились всё менее вероятными, и к рубежу IV–V вв. до н. э. северокавказские кочевья очутились отрезаны. Скифы ещё сохраняли власть в верхнем Прикубанье, но в более восточных районах они либо исчезли, либо слились с местной знатью. В сферу скифского влияния вмешиваются геты5, которые на западе, в начале IV в. до н. э. переправились через Дунай. В это время, — пользуясь разногласиями между скифами, в ходе объединения их Атеем, — геты изгнали кочевников из лесостепи между Прутом и Днестром. Они ненадёжно обосновались в этих землях, вобрав остатки скифских племён. С лесного севера на Скифию в те десятилетия всё интенсивнее давят балтославянские племена. В IV в. до н. э. невры вытеснили «скифов-пахарей» с Волыни. Позднее в этих землях возникли, тесня как остатки «пахарей», так и самих невров, переселенцы с запада — племена поморской культуры. На левобережье Днепра «андрофаги» к началу IV в.до н.э. заняли Посемье, изгнав меланхленов. На северо-востоке Атею удалось взять в плен и разгромить «андрофагами» меланхленов. В IV в. до н. э. укрепляются связи всех земледельцев днепровского левобережья со степной Скифией, а также формируется металлургическое производство в Каменском. Атеем заложены основы независимости степняков от поставок из лесостепи. Первыми насельниками Каменского были ремесленники, согнанные царём из Среднего Поднепровья. По крайней мере, основные типы жилищ в Каменском имеют среднеднепровские прообразы. Кочевники ассимилировали6 среди пахарей, перебравшись в лесостепь Поднепровья. После укрепления власти Атея, он переходит в контрнаступление против фракийских племён. События эти описаны у античных авторов, хотя и очень отрывочно. Основными противниками оказались трибаллы — усилившееся к началу IV в. до н. э. Северофракийское племя в 424 г. до н. э. наголову разбили одрисов7 Ситалка (который погиб в бою), теснили с запада гетов. Владения трибаллов близились к Добрудже и Пруту. Атей, вторгнувшись в Добруджу8, столкнулся с превосходящими силами врага и вынужден был отступить за Дунай. Здесь, состоялся бой. С помощью хитрости Атей разбил превосходящих по количеству трибаллов. Испытавши вкус победы, после покорения Добруджи, Атей стремился дальше на юг, вдоль черноморского побережья. Чтобы усилить своё влияние он всё дальше устремлялся на юг вдоль черноморского побережья. Атей вступил в бой с Македонией. Филипп II (македонский царь) – великий диктатор Эллады, не мог проиграть Атею в этом бою. Военные реформы превратили македонскую армию в самую несокрушимую силу Балкан. У скифов и македонян был давний союз, так как они были противниками византийцев и трибаллов, но по мере того как границы двух держав сближались, война была неминуема. Время правления Атея являлось расцветом скифской державы, пиком ее могущества. Кончина преклонного возраста вождя и поражение в войне с Македонией обозначали начало упадка. После этого чувствительного удара, по-видимому, последовали большие политические смены: падение воздействия в соседних областях, брожение и центробежные тенденции у подвластных народов и племен. Нет, Скифия еще не погибла. Восемь лет спустя после разгрома в Придунавье она сумела даже взять реванш, уничтожив армию Зопириона в причерноморских степях. Но уже сама вероятность проникновения враждебных войск в центральные районы страны говорит о значительном обессиливании верховной власти у скифов. Правда, чисто внешне этот кризис еще почти невидим и неуловим. Именно в последние десятилетия IV в. до н. э. возводятся десятки грандиозных курганов с пышными гробницами скифских «царей» и высшей знати. Собственно в это время достигают наибольшего развития взаимовыгодные отношения между греческими городами-колониями и Скифией. И вдруг все поверглось, на рубеже IV и III вв. до н. э. или в самом начале III в. до н. э. великая Скифская держава навсегда уходит с исторической арены. Замирает жизнь на городищах и открытых поселениях. Не сооружаются более курганы, как рядовые, так и «царские». Истинного объяснения причин столь великой катастрофы не найдено до сих пор. По мнению ученых, к краху Скифии привел целый ряд неблагоприятных факторов и явлений: ухудшение климата и, как результат, усыхание степей, длительное вытаптывание травяного покрова многочисленными стадами скота; упадок экономических ресурсов населения Лесостепи из-за непомерной его эксплуатации степняками и др. Способствовали развитию этого отрицательного процесса и некоторые другие факторы. Хорошо известно, что каждое государственное образование имеет свои оптимальные пространственные характеристики. Особенно это верно для древности и средневековья с их отсталой системой обмена информацией. Как бы не скакали, меняя коней, неутомимые гонцы со срочными оповещениями9, все равно для их доставки требовались дни, а то и недели, что затрудняло центральной власти возможность оперативно реагировать на те или иные ситуации. Это, в свою очередь, увеличивало независимость властителей отдаленных территорий и вызывало сепаратистские тенденции. Нечто подобное должно было иметь место и в Скифии эпохи Атея, простершейся от Дона почти до Балкан и далеко на север от Черного моря. В этих условиях борьба центростремительных и центробежных факторов была почти неизбежна, а сравнительное единство государства во многом опиралось на авторитет, божественную харизму верховного царя. Однако во второй половине IV в. до н. э., судя по датировке таких поистине царских курганов-исполинов, как Чертомлык, Козёл, Огуз и Александрополь, за короткий период умирают сразу несколько верховных правителей Скифии. Вероятно, в одном из этих курганов покоился и прах Атея, погибшего почти в столетнем возрасте. В таком случае весьма преклонный возраст должны были иметь и его преемники, что объясняет их недолгое правление. Так или иначе, скорая смена верховных царей должна была повлечь за собой серьезный управленческий кризис, затруднивший необходимое противодействие другим негативным политическим, экономическим и природно-экологическим факторам. Все это и привело к распаду Великой Скифии. Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: 1.Хрононим «Великая Скифия» ввела Н. А. Гаврилюк, т.е. до этого этот термин не употребляли. 2.Царствование Атея являлось расцветом скифской державы, пиком ее могущества. Кончина преклонного возраста вождя и поражение в войне с Македонией обозначали начало упадка. 3. Причинами упадка Великой Скифии являются: ухудшение климата и, как результат, усыхание степей, длительное вытаптывание травяного покрова многочисленными стадами скота; упадок экономических ресурсов населения Лесостепи из-за непомерной его эксплуатации степняками и др. Причины образования Малой Скифии и её территория. (III в. до н.э.- III н.э.) В этой главе мы рассмотрим, причины гибели Великой Скифии, как образовывалась Малая Скифия, и как происходило осваивание земель скифами. Хронологические рамки Малой Скифии и присутствие в ней царской власти обусловливается, в первую очередь по нумизматическому материалу10, а также по нарративным и эпиграфическим данным. Учитывая историческую обстановку, однозначные ответ на этот вопрос кажется маловероятным. Что произошло с кочевниками-скифами после сарматского нашествия? Одни были просто уничтожены (по Диодору, даже все целиком, но это маловероятно); остальные могли быть инкорпорированы в состав сарматских племен — явление, распространенное у кочевников чрезвычайно широко; третьи, вероятно, осели в нижнеднепровских поселениях. Сомнительно, чтобы это могло случиться только лишь за счет роста населения редких поселений предшествующего периода. Наконец, четвертые могли отступить в Крым и в дальнейшем осесть на землю уже там. Вероятно, под давлением общей обстановки оседали на землю, и кочевники Крыма. Седентаризационный процесс11 в Крыму обладал некоторой спецификой по сравнению с тем, что происходило на Нижнем Днепре. Скифы не только осваивали целинные земли, но и старались занять издавна обрабатываемую и окультуренную греками территорию вместе с находившимися на ней поселениями [7, с.339]. К концу II в. до н. э. Скифия в какой-то мере смогла оправиться от потрясений предшествующего времени. Но она вышла из них совершенно обновленной, став по преимуществу земледельческой страной. Скифские цари могли быть отпрысками прежней династии, могли ими и не быть. Главное в том, что они перестали быть выразителями интересов только кочевой аристократии— теперь они строили города и опорные пункты, в которых жили сами и жила их знать, и в расположенных здесь же гробницах, а не в открытой степи они находили свой последний покой. Мавзолей Неаполя скифского, очевидно, усыпальница царской семьи или рода. Но только отдельные черты погребального обряда в нем намекают на уходящие в прошлое кочевые традиции [8, с.179-180]. Переход к земледелию и городской жизни открыл новые возможности эллинизации скифской культуры, которая теперь ощущалась значительно сильнее, чем раньше. Исходя из античных источников сохранились сведения о серьезном поражении, нанесенном скифам в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда в сражении погиб и сам скифский владыка Атей, к тому времени уже 90-летний старец. Но это не являлось важнейшей причиной. Великая Скифия погибла. Между 280-260 годами до н.э. держава скифов в разы сократилась. Причиной тому, как нам повествует Диодор Сицилийский, является вторжение савроматов12. Они в VI-IV вв. до н. э. обитали в степях Поволжья и Южного Приуралья. Постепенно продвигаясь на запад, к концу IV века до н. э. сарматы достигают границы Скифии по Танаису (Дону). Все это и приводит к постоянным столкновениям. Скифы встают на защиту своей территории. Не позднее 70-х гг. III в. до н.э. сарматы (савроматы), перейдя Дон, совершили свой первый и, по-видимому, один из наиболее опустошительных набегов в Северное Причерноморье. Они поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть Скифии в пустыню [9, II, XLIII]. Теперь её территория располагается от Черноморского побережья к югу от Истра(Дуная). Массовому завоеванию Скифии предшествовал период постепенного проникновения на запад отдельных савромато-сарматских групп, значительная часть которых вышла из большого массива „савроматских" племен, как собственно савроматов Геродота, так и родственных им более восточных племен, живших к востоку от Волги — в степях Южного Приуралья. Точное название последних мы не знаем. По-видимому, рисующий картину полного разгрома скифского государства Диодор13 прав только частично. Известны скифские памятники в низовьях Днепра и к востоку от него, по реке Молочной, что плохо согласуется со свидетельством этого античного автора о полном уничтожении Скифии. Очевидно, погром охватил только те области, где сарматы встретили упорное сопротивление. В других местах скифы могли подчиниться завоевателям и платить им дань, сохранив свою жизнь и имущество. Есть также все основания считать, что Нижний Днепр, Крым и территория, которую Страбон назвал «Малой Скифией» (совр. Добруджа), сохранили старое скифское население. С этого момента скифы уже основательно заселяют территорию Таврики. Прежде всего они осваивают земли в речных долинах в пределах Внешней и Внутренней гряды. Во II веке до н. э. на перекрестке древних торговых путей в долине Салгира скифы основывают значительный укрепленный пункт (на месте современного Симферополя в районе Петровских скал), который становится столицей. К сожалению, у нас нет источников как по-скифски звучит название столицы, но по-гречески ее именуют Неаполис — «новый город», что наверняка является переводом скифского словосочетания. Таким образом хочу сделать следующие выводы: Гибель Атея, набег сарматов на северное Причерноморье, всё это повлияло на гибель скифской державы. Образование Малой Скифии имело важное историческое значение. Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах многих народов и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Государственное устройство и внешняя политика Малой Скифии. (II в. до н.э.- III в.н.э) В этой главе мы рассмотрим, общественный строй Малой Скифии, экономическое и социальное развитие скифского общества, влияние Греческих полисов на Скифское царство. У скифов была проблема организации общественного строя. Они остались в переходном состоянии от доклассового общества к классовому. Скифское общество было военно-феодальной государственной системой [10,35]. Но позже учёные - С.А.Жебелев [11, с.83], В.И.Равдоникас[12, т. XII, вып. 1-8, с.5]обнаружили у скифов глубокую социально-экономическую дифференциацию. Таким образом они пришли к выводу, что общество было по своему характеру родоплеменным и находилось на высшем уровне развития этой ступени состояния человеческого общества, соответствующей военной демократии, которой Ф. Энгельс14 дал развёрнутое определение как общественному строю. Для этого периода характерно наличие патриархального рабства15, в котором объектом эксплуатации ещё не раб, а свободный общинник. [13, с.163]. Многие исследователи исключали широкое распространение рабовладения у скифов. В особенностях исторической жизни Северного Причерноморья можно отметить те элементы разложения первобытнообщинных отношений, которые были присущи скифскому обществу (социальное и экономическое первенство, выделение родоплеменной знати). Киммерийскую стадию, для которой был характерен матриархат16, мотыжное земледелие, пастушеское скотоводство и охота, сменяет стадия скифская характеризовавшаяся развитым родоплеменным строем, кочевым скотоводством, плужным земледелием. По анализам свидетельства Геродота скифское общество ещё не изжило родоплеменного строя и что первые признаки государственности появляются у скифов не ранее II в. до н.э., когда в Крыму возникло скифское царство под названием Скилура и Палака. Безусловно, в современной скифологи в плане общественной организации скифских племён вопросов нерешённых неизмеримо больше, чем вопросов, нашедших своё решение. Основная тенденция многовекового экономического и социального развития скифского общества отражена в истории его взаимоотношений с греческими государствами Северного Причерноморья. При этом бросается в глаза одно, на первый взгляд парадоксальное обстоятельство: чем сильнее оно было охвачено эллинизацией, тем враждебнее становились отношения с греками. В последние века до нашей эры — первые века нашей эры, когда кочевое скотоводство в ослабленной и утратившей большую часть своей территории Скифии уступало первенство земледелию, они достигли апогея враждебности. Греческие города Северного Причерноморья стали казаться скифам ненужными соперниками в торговле со Средиземноморьем, а перспектива захвата их хоры17 открывала дополнительные возможности для развития земледелия в скифской среде. В то же время упадок греческих полисов, особенно заметно сказавшийся со II в. до н.э., делал борьбу с ними даже для ослабленной Скифии вполне осуществимой. Политическая история поздней и позднейшей Скифии изучена достаточно хорошо, конечно, насколько это позволяют источники. Важнее подчеркнуть различия между Скифией конца V — первой половины III в. до н. э. и Скифией последних веков до нашей эры — первых веков нашей эры, между Скифией Атея и его ближайших преемников и Скифией Скилура, Палака и Фарзоя. За сто с небольшим лет, истекших после гибели Атея, экономические и социальные условия в Скифии изменились очень сильно. Земледельческий характер этого государства проявляется достаточно отчетливо. На монетах царя Канита в отличие от его великих предшественников изображен не Геракл, натягивающий лук, а колос пшеницы. Плиний отмечает, что скифы Добруджи занимаются хлебопашеством и имеют свои города. Итак, бывшие кочевники, точнее, их знать сохранили власть над земледельческим населением, но при этом забросили кочевой образ жизни, став господствующим классом земледельцев или слившись с прежним. Какая-то часть кочевых скифов до конца прошла по одному из путей, наметившихся уже во времена Атея. Не позднее конца III — начала II в. до н. э. после ряда военных поражений и сарматского вторжения возможности кочевого хозяйства на оставшейся у скифов территории оказались резко ограниченными18. Много спорят о том, принадлежали ли новые поселения исконным земледельцам или перешедшим к земледелию кочевникам, был ли отток населения из причерноморских степей в Крым и если был, то за счет кого и каким образом [14, №8.]. Состояла ли новая знать, образ жизни и социальные позиции которой прослеживаются, кстати, очень плохо, из бывших номадов19, сумевших приспособиться к новым условиям, или из верхушки прежде угнетенных и неполноправных земледельцев, или из тех и других, но теперь она в значительной степени стала выразителем оседло-земледельческой тенденции развития. Деятельность царей Скилура и Палака свидетельствует об этом достаточно наглядно. На монетах Скилура помимо типичной для кочевников повозки изображены Гермес и Деметра как символы торговли и земледелия — главных источников доходов аристократии Скифского царства [15, с.28]. Борьба с пиратами, которую вели скифские цари, свидетельствует о значении, придававшемся беспрепятственному вывозу хлеба. Внешняя политика скифов была теперь ориентирована главным образом на устранение ненужных посредников во все той же торговле. Ольвия20 находилась в зависимости от скифов, чеканила монеты Скилура, а в одной из эпитафий даже названа скифским городом что, возможно, является намеком на какие-то формы протектората Скифского царства над полисом. Херсонес был спасен лишь активными действиями Диофанта — полководца Митридата VI Эвпатора. Боспор также испытывал давление скифов. В I—II вв. н. э., в период последнего и весьма ограниченного усиления Скифии, кочевой элемент ощущается в ней еще слабее, чем во II—I вв. до н. э. Скилур и Палак, может быть, еще считали себя кочевниками, Фарзой и Инисмей (Иненсимей) — едва ли. Преобладание земледельческого элемента, довольно эллинизированного и сильно смешанного в этническом отношении, в первые века нашей эры, возможно, проявлялось уже не только в экономической, но и в политической сфере. Пошло ли социальное развитие скифского общества в последние века до нашей эры — первые века нашей эры дальше отношений раннеклассового типа, сказать невозможно. Часто позднюю Скифию считают рабовладельческим государством. Но, как справедливо отметил Б. Н. Граков, «напрасно мы стали бы искать в известиях авторов и тем более в современных нам литературных данных доказательств рабовладельческого строя этого государства» [16, с.30]. Возможным представляется и развитие скифского общества в феодальном направлении. Таким образом хочу сделать следующие выводы: существенное социальное и экономическое первенство, выделение родоплеменной знати. Скифия начала носить земледельческий характер. Чем сильнее оно было охвачено эллинизацией, тем враждебнее становились отношения с греками. Не случайно и то, что Скифия была первым государством Северного Причерноморья, рухнувшим в результате начавшегося Великого переселения народов. 4. Культура и быт Скифов. (III в. до н.э.- III н.э.) 4.1. Материальная культура. В этой главе мы рассмотрим, форму социального объединения, узнаем с помощью источников и литературы, как выглядели скифы. Занятия скифского населения. Изучим особенности культуры скифов. О физическом типе скифов Гиппократ писал: «Фигуры их толсты, мясисты, не членораздельны, слабы, вялы. При своей широкой безбородой наружности скифы все на одно лицо… Народ скифский от холода русый, так как солнце его не печет. Белое тело обжигается морозом, и оно краснеет». Из вышеописанного следует, что причерноморские скифы, как и среднеазиатские саки при ярко выраженном европеоидном типе имели светлую кожу. У скифов была более светлая по сравнению с греками пигментация волос. Изображения скифов имеются на сосудах и других предметах греческой работы, найденных в курганах северного Причерноморья. На них представлены скифы ярко выраженного европеоидного типа, с гладкими или слегка волнистыми волосами на голове. Тот же европеоидный тип имеют и саки, изображенные на персепольских барельефах, а также на ряде золотых пластин из Амударьинского клада21. Хотелось бы отметить, что скифы триедины22, в отличии от персов, которые имели различные подразделения. Простейшей формой социального объединения у поздних скифов была семья. Многие исследователи пытались реконструировать их семейно-брачные отношения, но из-за почти полного отсутствия письменных источников приходится оперировать в основном археологическими данными, которые не поддаются однозначной интерпретации. Поэтому желаемой ясности в этом вопросе достигнуть не пришлось. Пожалуй, можно считать установленным, что в подавляющем большинстве случаев позднескифская семья состояла из одного или двух поколений брачных пар и их малолетних детей [17, №2]. Впрочем, царская семья представляла собой исключение из этого правила. У царя Скилура было по одним данным 50, по другим- 80 сыновей. В этом смысле различные семьи находились в далеко не равных условиях. Имущественную, а вместе с тем и социальную градацию населения Неаполя позволяют установить материалы, полученные при раскопках его некрополя [18, с.101]. По изображениям работы греческих мастеров можно также составить полное представление об одежде скифов. Они носили короткий, меховой, шерстью вниз кафтан с косыми, заходящими одна за другую полами, перетянутыми кожаным поясом. Наружная поверхность этих кафтанов расшивалась узорами. Головные уборы были двух типов: островерхие, подобные сакским23; либо шлемовидные, подобные шапкам- ушанкам. Штаны на одних изображены узкие, меховые или кожаные, на других – широкие матерчатые или тонкого войлока. Заправлялись они в кожаные сапожки, которые, так же, как и у саков, перевязывались у лодыжек ремнем. Скифское население, обитавшее в сельской местности, продолжало заниматься земледелием, которое в первые века нашей эры оставалось основой экономической жизни во всем Северном Причерноморье. Скифы выращивали ячмень, пшеницу, просо, полбу двузернянку, виноград. Занимались садоводством и виноделием, применяя виноградные давильни. Зерно размалывали зернотерками и более усовершенствованными орудиями — круглыми и четырехугольными жерновами эллинистической и римской формы — и толкли в каменных ступах. Для обработки земли использовали плуг с железным сошником и железные мотыги. Жатву производили железными серпами. Помимо земледелия население занималось разведением главным образом мелкого рогатого скота, в меньшей мере — крупного рогатого скота и свиней. Развивалось также домашнее ремесленное производство: изготовление лепной и гончарной посуды, прядение и ткачество, бронзолитейное дело, обработка камня, косторезное дело. Усовершенствование орудий труда и технических приемов способствовало увеличению производства сельскохозяйственной продукции и развитию торговли, которая носила в основном меновый характер24. В качестве эквивалента стоимости товара начали вводить в обращение деньги, но их роль в торговле была еще незначительной. Наряду с привычными для скифов предметами быта изготовляли и новые вещи, заимствованные у сарматских и других племен, что внесло определенные изменения в их материальную культуру на ее позднем этапе. В мужской и женской одежде широкое применение в качестве застежек получили железные и бронзовые фибулы. В женском костюме ворот, рукава и подол обшивали бусами. В состав украшений помимо ожерелий из разноцветных бус вошли браслеты со змеиными головками на концах, перстни со стеклянными вставками и геммами, различной формы серьги и подвески. Обилием золотых украшений со вставками из драгоценных камней отличалась женская одежда кочевой знати. Яркий пример — Нойгачинский курган на севере Крыма и курган Соколова Могила в низовьях Южного Буга. Из предметов туалета вошли в обиход костяные пиксиды25 для белил и румян и цилиндрические стеклянные флаконы для благовоний. Появляется новая форма дисковидного зеркальца с боковым выступом для подвешивания, обычно украшенная тамгообразными знаками, имеющими символический характер. С приходом сарматов в Северное Причерноморье широкое распространение получили тамгообразные, так называемые загадочные знаки. Они встречаются на антропоморфных стелах, стенах склепов и зданий, монетах, бронзовых котлах, глиняных сосудах, конской упряжи и на различных изделиях художественного ремесла: зеркалах, пряжках, браслетах и др. Одни из них употреблялись в качестве гербов боспорских династий, другие служили родовыми и семейными знаками и знаками собственности, в частности применялись как тавро для скота. С тамгообразными знаками связывались также религиозно — культовые представления. Говоря же об особенностях культуры скифов, в первую очередь стоит обратиться к так называемому “звериному стилю” в скифской культуре. Ведущая роль в формировании звериного стиля отводится скифам Причерноморья и сакским племенам Средней Азии26. Можно его связать с культом доблести, исходя из того, что сюжеты и образы принадлежали аристократии, связанной с войной и магическими ритуалами. В «зверином стиле» украшали преимущественно оружие, конское снаряжение, а также ритуальную посуду и костюм. Искусство «звериного стиля», органически связанное с вещами определенного назначения, отличается приспособленностью изображения к формам этих вещей умением размещать фигуры в пространстве, сочетанием живого реализма со стилизацией образов. Так, например, в бедро или плечо зверя вписываются изображения других животных, а хвосты и шеи украшаются звериными или птичьими головками. Изобразительное декоративное искусство скифов является ярким показателем своеобразной культуры народа, уровня его художественного восприятия и силы его творчества. В нем отражается характер скифских племен. Задачей этого искусства было украшение всевозможных утилитарных вещей, и нельзя назвать ни одной вещи, которую не стремились бы приукрасить. Несмотря на разнообразную технику, характерные особенности изобразительного искусства, его стиль оставался независимым от материала, и поэтому может быть рассмотрен по основным мотивам. Основными орнаментами в скифском искусстве можно считать образные «турьи рога», спиралевидные (в деталях животных) бегущие волны, а также орнаменты, наподобие георгиевских крестов, крестовидные фигуры из трезубцев или бутонов цветов, стилизованные свастики и ажурные кресты. В скифском изобразительном рисунке присутствуют орнаменты из деталей животных, например, из клыков кабана, или когтей зверей и птиц. В изображениях животных преобладает изображение лося в сочетании с хищниками, и горного барана или архара27, множество изображений орлов и грифонов. Встречаются изображения и водоплавающих птиц, в частности, гуся. Оленьих изображений не так много, как лосиных, но они также разнообразны. В скифском искусстве олен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: