- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Образ мегаполиса в культурно-познавательной телепрограмме (на примере авторского телепроекта «Питер-life» на телеканале «МОСТ»)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002574 |
Тема: | Образ мегаполиса в культурно-познавательной телепрограмме (на примере авторского телепроекта «Питер-life» на телеканале «МОСТ») |
Содержание
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» На правах рукописи РАХМАТУЛЛИНА Яна Олеговна Образ мегаполиса в культурно-познавательной телепрограмме (на примере авторского телепроекта «Питер-life» на телеканале «МОСТ») ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению «Журналистика» (профессионально-практическая работа) Научный руководитель – старший преподаватель, О. Ф. Майдурова Кафедра телерадиожурналистики Очная форма обучения Вх. №______от__________________ Секретарь _____________________ Санкт-Петербург 2017 Содержание: Введение………………………………………………………………………......3 Глава 1. Имидж, образ, брэнд: теоретический и практический аспекты……..9 1.1. Образ города в контексте теории геоимиджа…………………..11 1.2. Образ города на телевидении: специфика формирования…….18 Глава 2. Особенности образа города в региональном информационном веща-нии Санкт-Петербурга: темы, проблемы, жанры……………………......…….26 2.1. Образ города: тематические приоритеты………………….........26 2.2. Роль жанровых, выразительных и структурных особенностей информационных выпусков в формировании образа города……………........73 Заключение……………………………………………………………….............84 Список литературы ………………………………………………………...........90 Приложение №1 ………………………………………………………...........90 Приложение №2 ………………………………………………………...........90 Приложение №3 ………………………………………………………...........90 Введение Несмотря на то, что в сетке вещания телеканалов сегодня на доминирующий уровень выходят передачи развлекательного характера, и даже в новостных программах присутствуют элементы инфотейнмента, культурно-познавательные телепередачи не прекратили своего существования и в таких условиях. По данным рейтинга популярности телепередач на российском телевидении на 2016 г.,1 первое место по числу просмотров в день заняла культурно-развлекательная телепередача «Орел и решка» (4692,1 просмотров за день), помимо этого, согласно данным рейтинга «100 наиболее популярных программ среди россиян в возрасте старше 4 лет в России на 4 квартал 2016 г.», четвертое место заняла культурно-просветительская программа «Синяя птица» (7,1% – доля просмотров)2. После так называемого кризиса 1990-х годов данный вид передач снова привлекает внимание телезрителя. Доказательством тому служит появление многочисленных масштабных телепроектов, различаемых как по содержанию, так и по своей форме. Например, передачи исторической направленности: «Российская империя», «По старому стилю…» и др. Кроме этого, появляются специализированные рубрики в новостных программах: «Как это было» в программе «Петербургский час» (сегодня «Петербургское телевидение») и пр., а также нишевые кабельные телеканалы, такие как, «Телепутешествия», «365 дней ТВ» и т.д. Важную роль играют средства массовой информации и коммуникации в процессе создания образа того или иного города или даже региона. Это связано с тем, что образ города, который закрепляется в сознании людей, способен оказывать огромное влияние на его судьбу и развитие. Более того, грамотно созданный и проработанный образ города способствует увеличению туристических потоков и укреплению внешних международных связей. Как замечал Л.В. Березин, «в жизни города, как в капле воды, отражаются все общественные процессы»3. Нельзя не сказать, что немаловажную роль играет не только внешний образ, облик города, но и внутренний образ, который формируется городскими СМИ. От этого сформированного имиджа зависит даже адаптация жителей к городской среде4. Безусловно, горожанам необходимо быть в курсе событий, которые происходят в месте, где они постоянно проживают. Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что проблеме формирования образа территорий в последнее время уделяется все большее внимание в связи с аспектами формирования их инвестиционной и туристической привлекательности. В 2013 году в журнале «Царскосельские чтения» была опубликована научная статья Е.А. Бесединой «Культурно-историческое наследие как брендовый ресурс: тема самостоятельной работы студентов-журналистов, изучающих историю России»5. Помимо этой работы многие исследователи обращались к этой теме, более того, в международной научной конференции «Медиа в современном мире: молодые исследователи» в Санкт-Петербургском государственном университете не один год подряд проводится заседание секции под названием «Имиджмейкинг и маркетинг городом и регионов», где обсуждаются наиболее актуальные проблемы и вопросы в данной области. Санкт-Петербург – особый мегаполис, образ которого необычайно многогранен. Во многом его формируют и тиражируют СМИ, именуя Петербург «второй столицей, «Северной Венецией», «культурной столицей» и т.п. Особенно интересно, каким город предстаёт сегодня в глазах молодежной аудитории, какие новые образы появляются и еще могут появиться. Безусловно, образ города формируется, прежде всего, средствами массовой информации: новостными передачами, аналитическими программами, культурно-познавательными телепроектами и пр. Отметим, что роли средств массовой информации как фактору формирования образа города за последние годы уделялось должное внимание как на практике, так и в теории. Одной из последних работ явилась научная статья Е. В. Николаевой «Фрактальные образы города в художественных проектах новых медиа» 2014 г. Конечно, к этой проблематике обращались и другие исследователи и ученые, такие как: Л.В. Иванова с научной статьей Теоретические предпосылки участия прессы в формировании городской среды»6. Л.В. Иванова опирается на труды американского ученого Кевина Линча – один из них «Образ города» о городе и человеческих ценностях. Безусловно, в настоящей работе автор обращается и к более общим теоретическим и практическим трудам. Использованы работы таких исследователей, как, Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров «Курс радиотелевизионной журналистики», В.Л. Цвик, Я.В. Назарова «Телевизионные новости России», а также литература по теории общественных отношений, затрагивающая проблемы создания имиджа7. Кроме того, учтены и труды о приемах поэтики в медиа-тексте Е.В. Корнева8, а также о природе факта и его назначении в журналистском произведении у Н.М. Ким 9 Однако, несмотря на разнообразие источников, проблематика образа города, формируемого СМИ, до сих пор раскрыта не в полной мере. В настоящей работе предпринимается попытка на практическом авторском материале продемонстрировать процесс формирования комплексного имиджа города Санкт-Петербург. Этим обуславливается новизна данного исследования. В работе заостряется внимание на том, как журналист участвует в формировании образа города, чем руководствуется, какие средства и методы работы использует, а также какой образ города формируется в результате. Работа носит творческий (профессионально-практический) характер: автор работала над созданием четырех выпусков культурно-познавательного телепроекта «Питер life» («Студенческий Петербург», «Вкусный Петербург», «Киношный Петербург», «Литературный Петербург»), который транслируется в эфире телевизионного Интернет-канала СПбГУ «МОСТ», а также на телеканале «Теледом». Автор дипломной работы практиковалась на телеканале «Санкт-Петербург» с июля 2014 по август 2014 г.: была корреспондентом, а также помощником продюсеров телепередачи «Петербургский дневник». С июля по август 2015 г. проходила стажировку на телеканале «Пятый» в качестве корреспондента новостной программы «Сейчас». С августа по сентябрь 2016 г. практиковалась в художественной редакции телеканала «ГТРК Санкт-Петербург» под руководством И. М. Холмовой в качестве корреспондента и помощника редактора. Цель исследования – показать, с помощью каких методов и журналистских приемов формируется образ города в культурно-познавательных телепередачах, для того, чтобы журналисты, работающие с подобной тематикой могли бы руководствоваться ими. В этом представляется практическая значимость данной работы. Автору необходимо решить следующие задачи: - выявить значение инструментальных для данной работы понятий «имидж», «образ города», а также культурно-познавательная телепередача; - определить роль средств массовой информации в формировании имиджа; - проследить опыт создания культурно-познавательных телепрограмм на отечественном телевидении: их тематическое и жанровое разнообразие, а также методы и приемы, формирующие образ города; - выявить специфику работы тележурналиста во время досъемочного и съемочного этапов работы над телепрограммой; - выявить и проанализировать конкретные методы и приёмы журналистики, применявшиеся при создании телепрограммы «Питер-life»; - обобщить собственный опыт работы над программой «Питер life», а также определить методы и приемы, использованные для формирования имиджа города. Объектом исследования является процесс формирования образа города в культурно-познавательной телепрограмме. Предметом данного исследования являются методы и приемы созданиях имиджа мегаполиса в культурно-познавательных телепрограммах на примере авторского телепроекта. Теоретико-методологической базой для работы послужили книги А.А. Тертычного, И.Ю. Лапиной, М.Н. Кима и Г.С. Мельник, Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой, В.А. Саруханова, А.С. Вартанова и др. Эмпирической базой выпускной квалификационной работы стали культурно-познавательные программы отечественного телевидения, а также телепрограмма «Питер life», подготовленная автором дипломной работы для УТРК «МОСТ». В настоящей работе использовались такие методы исследования, как включенное наблюдение, сравнительный анализ, исторический метод, а также методы классификации и эксперимента. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также трех приложений: первое включает в себя сценарии (литературный, режиссерский, монтажный лист) программы «Питер life», во втором содержится эфирная справка, подтверждающая авторство приводимых материалов, в третьем – дипломы и иные награды автора и всего творческого коллектива передачи «Питер-life». Глава I. Образ города в культурно-познавательных телепрограммах на отечественном телевидении 1.1 Образ города в культурно-познавательной программе: терминологический аппарат Любая программа современного телевидения должна быть направлена, прежде всего, на удовлетворение различных потребностей аудитории, посредством чего реализуются основные функции электронных СМИ. Исследователи традиционно выделяют следующие функции телевидения: информационную, интегративную, социально-педагогическую (управленческую), организаторскую, рекреативную, образовательную, культурно-просветительскую10. Для телепрограмм, тематика которых затрагивает сферу цивилизационных знаний11 (науку, искусство и т. д.), первостепенное значение, безусловно, имеют последняя функция. Культурно-просветительскую или просто просветительскую функцию считают универсальной для всей системы журналистики12. Под просветительством часто подразумевают популяризацию научных и культурных знаний. Исследователь просветительской функции журналистики С. П. Суворова пишет о том, что популяризация как тип деятельности обладает способностью превращения «сложного, труднодоступного для понимания произведения в такое его отражение, посредством которого оно становится ясным, понятным, поддающимся освоению…»13. В современной журналистской практике существует множество обозначений для подобных телепрограмм: научная, научно-популярная, научно-познавательная, научно-популяризаторская, просветительская, культурно-просветительская, культурно-познавательная программа и пр. Для выявления общего понятия культурно-познавательной телепередачи обратимся к определениям, которые даёт исследователь И. Ю. Лапина: учебная телепередача – это наглядное пособие для изучающих ту или иную научную дисциплину в рамках существующих программ школы, вуза и т. п.14 Такие программы рассчитаны на универсальную неподготовленную аудиторию, чаще всего детскую. Так, в конце 50-х годов на Центральном телевидении в Москве была рубрика «В помощь школе», а в Ленинграде – «Телевизионный лекторий для старшеклассников». Классический пример учебной передачи для детей – это «АБВГДейка». Главный редактор В. В. Егоров считал, что залог успеха «АБВГДейки» – это именно «то, что в её основу был положен принцип игры»15. По мнению И. Ю. Лапиной, «цель образовательных телепередач – обновление и углубление знаний зрителей»16. О культурно-просветительской журналистике, что является крайне важным для настоящей работы, говорили и такие исследователи, как Г. В. Лазутина и С. С. Распопова: «в рамках творческой деятельности журналиста стал формироваться такой её вид, который взял на себя обязанность «перевода» важнейших компонентов культурного слоя общественной жизни на язык массовой аудитории и выявления их смысла»17. Под культурным слоем понимается совокупность материальных и духовных ценностей, которые созданы за время существования человечества. К отраслям, производящим духовные ценности (цивилизационные знания), обычно относят искусство, художественную литературу, науку, и даже идеологию. Как считает А. А. Тертычный18, популяризацией науки занимаются именно работники СМИ, которых принято называть научными журналистами. По мнению автора, культурно-познавательная журналистика – это наиболее подходящая формулировка для обозначения области журналистики, предметом отображения которой являются события науки, культуры и искусства. Важно отметить, что от слова «научная» стоит отойти в данной работе, так как не всегда рассматриваемая область журналистики обращается именно к науке. От слова «просветительская» также стоит отказаться в настоящей дипломной работе потому, что оно представляется автору излишне обязывающим и несколько патетичным, преувеличивающим реальные возможности журналистов касательно просветительства в высоком смысле этого слова. Следует не забыть и об определении культурной программы. Сама по себе культура – это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни19. Культура пронизывает все сферы жизни общества. Журналист выступает здесь определённым посредником между информацией культурного слоя и обществом. Как замечает М. Н. Ким, журналистику можно отнести к специализированной синтетической форме познания, соединяющей в себе научное, художественное и обыденное20. Задача тележурналиста – создать особый медиапродукт, который поможет зрителю познать окружающий мир. Современные исследователи говорят о появлении нового типа культуры: «… наряду с двумя традиционными типами культуры – личным контактом и книжной культурой – на наших глазах складывается третий тип культуры, а именно – экранная культура»21. Экранная культура – система культуры, формируемая и распространяемая техническими средствами, в рамках которых основным носителем информации является экран22. Также этот тип культуры называют визуальноцентричным23. В. М. Вильчек пишет: «Свою главную роль в культуре телевидение осуществляет … как представитель, интерпретатор, медиум всех искусств, всех видов духовной деятельности, как интегральный канал, снимающий фрагментарность современной культуры в новой форме коммуникации»24. Содержанием культурно-познавательного телепродукта сегодня часто является нового рода контент – эдютейнмент. Эдютейнмент (edutainment, от англ. education – образование и entertainment – развлечение) – цифровой контент, соединяющий образовательные и развлекательные элементы25. Появление такого рода содержания связано с тем, что в информационном обществе XXI века потребитель телепродукта часто не готов получать или углублять цивилизационные знания без удовлетворения рекреативной потребности, то есть без получения удовольствия. Иногда это понятие исследователи заменяют более общим – инфотейнмент, принцип которого состоит в том, чтобы информировать зрителя, при этом развлекая его. Важно отметить, что роль СМИ в формировании имиджа города не может быть преувеличена. Причем лидирует здесь телевидение. Согласно результатам социологических опросов, «в глазах большинства жителей Петербурга телевидение – наиболее надежный и самый посещаемый ресурс, формирующий политический и культурный образ города»26. Информацию о городских событиях по телевидению получают 79% горожан, 51% - по радио, 27% - из газет, 10% - по сети Интернет. По оценке надежности ТВ (55%) значительно опережает радио (15%), газеты (7%) и Интернет (5%)27. Прежде всего, отметим, что любой телевизионный материал – это определенная череда образов. Как отмечал Е.П. Прохоров, «в результате потребления предлагаемой журналистской информации в сознании аудитории формируется определенный образ мира, система установок, направленность воли»28. Образ в данном случается понимается как картинка, изображение объекта в реальности. Это в наибольшей степени характерно для информационного вещания, так как именно в нем культивируется принцип беспристрастности и отстранённого наблюдения. Но и в культурно-познавательных телепередачах образ играет немаловажную роль: «основой информационного сообщения все-таки является слово. И, когда оно подкрепляется соответствующими «картинками», эффект получается больше, чем простая констатация факта»29. Отметим, что зрительный образ влияет на создание имиджа города в телевизионном эфире. Важно отметить, что, говоря о художественном вещании, к которому относятся культурно-познавательные передачи, нельзя забывать, помимо информационной составляющей, и о дополнительной эмоционально-семантической нагрузке: абстрактные образы, символы. Следовательно, образ на телевидении – плод совместного творчества оператора, автора текста, ведущего и режиссера, это результат фиксации протекающей перед камерой действительности и субъективности авторского подхода30. Городская информация имеет ряд специфических качеств: «город является частью единого целого, социальным звеном, включенным в более широкий и разветвленный организм всего общества. В этом плане городская информация должна, прежде всего, отражать деятельность города и горожан, которая имеет не только местное, внутригородское, но в некоторых случаях и международное значение»31. Вторая важная особенность городской информации состоит в том, что в ее потоке четко очерчено содержание, касающееся преимущественно города. Ведущая роль в транслировании такого рода информации принадлежит региональным СМИ и, прежде всего, региональному телевидению. Оно «всегда будет побеждать любой федеральный канал, по-тому что людям хочется знать в первую очередь о себе самих»32. В качестве преимуществ местной прессы исследователи выделяют близость к зрителю, возможность установить более доверительную дистанцию с аудиторией, погружение журналиста в ту среду, о которой и для которой он готовит материалы. «Телекомпании фактически становятся летописцами истории своего края, города, вместе со всеми проживая, анализируя, изменяя социально-экономическую обстановку»33. Таким образом, средства массовой информации способны дать зрителю наиболее полное представление о том, что происходит рядом с ним, и при этом выбрать такие события и подать их таким образом, чтобы сформировать у аудитории определенный образ города. Причем, стоит отметить, что речь идет не только об информационном вещании на телевидении. Подход, описанный И.И. Митиным: «в характеристике любого места основой становится установка на отбор информации с целью описания мест по выделенным субъективно каждым исследователем и индивидуально для каждого места доминантам и последующее их возможное объединение через внутренние и внешние текстуальные переплетения»34 применим в равной степени к культурно-познавательным передачам на телевидении. 1.2 Образ Санкт-Петербурга в культурно-познавательных телепередачах Обратимся к таким понятиям, как: «образ» и «имидж» города. Понятие «имидж» представляется идентичным понятию «образ». Как замечает А.В. Мозолин, имидж - это «виртуальный набор оценочных характеристик, существующий в сознании людей относительно определенного объекта»35 – это наиболее общее понятие. Для того чтобы теоретически определить, что такое образ или имидж города, мы будем опираться на одноименную работу американского ученого Кевина Линча. По его мнению, «образ города – это продукт нашего сознания, реагирующего на видимую действительность, и поэтому он всегда в большей или в меньшей степени – «образ памяти». Поэтому всякое прямое восприятие представляет собой процесс не всегда нам заметного сопоставления того, что находится перед глазами и вокруг, с тем, что было выстроено где-то внутри нашего сознания»36. Основываясь на теории К. Линча, другие исследователи пришли к выводам о наличии образа у городской среды, который формируется СМИ, трех уровней значения: морфологического – представлен «материальными компонентами культуры поселения как фрагментами систем действительности и процессов культурной жизни на определенной территории», символический уровень выражает «культурное значение морфологических компонентов, духовные элементы культуры, знаки и символы места как культурные универсалии поселения или региона», на феноменологическом уровне проявляются «персонифицированные смыслы среды, социально-культурное самоопределение личности, выработка чувств личной причастности к истории и культуре поселения»37. По мнению Л.В. Ивановой, «образ города – это единство, рожденное из множества»38. Некоторые исследователи, в качестве одного из вариантов определения, термин имидж по своему значению приравнивают к понятию «стереотип», и тогда образ можно определить как «совокупность неких устойчивых содержательных характеристик объекта»39. Однако мы бы не стали ставить знак равенства между этими понятиями. Стереотип опирается на характеристики, присущие отображаемому явлению, сводит их к минимуму черт, во многом упрощает, а имидж – это образ, который наделяет явление нужными и наиболее выгодными качествами, нередко выходящими за пределы возможностей самого субъекта, то бишь имидж – это скорее желаемый набор черт, который может как совпадать, так и быть далеким от реального набора. В некоторых теоретических работах даже используется термин «знаковый заменитель»40. Таким образом, можно согласиться с определением, которое дает А.В. Мозолин, что имидж в целом – это «определенная «формула», в которой заключены характеристики, являющиеся привлекательными для определенных социальных групп»41. Важно учитывать следующий момент: имидж не подразумевает наличие только одной грани, это целый набор убеждений. Кроме того, имидж, опять же в отличие от стереотипа, отражает более субъективное восприятие объекта и может существенно отличаться в сознании разных людей в зависимости от их личного интеллектуального и иного опыта. Существует несколько критериев, которым должен удовлетворять эффективный и хорошо работающий положительный имидж места: – должен соответствовать действительности; – быть простым и правдоподобным; – быть притягательным и оригинальным42. Ведь «территория, по сравнению с конкретной личностью или организацией, обладает ярко выраженной спецификой и стремится к постоянному усложнению и трансформации образной структуры»43. Вопросы структуры образа территории лежат в сфере гуманитарной географии – науки, которая занимается не традиционными географическими объектами, а представлениями о них, их осмыслением и интерпретацией. Исследователи видят модель представления места «как сумму разнородных частей, каждая из которых ориентируется на свою доминанту, каждая из которых в определенных контекстах закрывает все другие собой»44. Условно можно выявить две составляющих, которые формируют образ города. Первая составляющая – это так называемый внешний имидж города. Он продвигается, прежде всего, за счет демонстрации связи города с международной ареной. Данная составляющая показывает, как город воспринимают туристы и иностранцы, как на это восприятие влияет историческая действительность, традиции жителей, уровень быта и пр. Вторая – это так называемый внутренний имидж, то есть создание образа города для его же горожан. Ключевой имиджевой концепцией, активно используемой журналистами, является концепция «моего города» – то есть мегаполиса, отвечающего всем требованиям его жителей. Необходимо также заметить, что в создании образа города тематическая составляющая также играет решающую роль как минимум по двум причинам. Во-первых, освещая различные темы и проблемы, журналисты выделяют приоритеты и расставляют акценты в формируемом образе города. Во-вторых, различные тематические аспекты имиджа способны работать как на внешний, так и на внутренний PR или имидж, о которых говорилось выше. Чаще всего в программах преобладает PR внутренний. На внешний – существенно влияют именно масштабные события, они подталкивают журналистов к более обобщенному осмыслению происходящих в мегаполисе процессов и, как следствие, к формированию более масштабного образа города. Далее мы рассмотрим, каким предстает образ Петербурга в культурно-познавательных передачах самого широкого тематического спектра, формируя имидж мегаполиса у телеаудитории. Санкт-Петербург – город федерального значения, субъект Российской Федерации, бывшая столица Российской империи, мегаполис с населением более 5 миллионов человек, это один из самых главных центров деловой, культурной и промышленной деятельности страны. Имидж Петербурга многогранен и порой противоречив. Важно заметить, что постепенно за Петербургом закреплялись неофициальные названия (например, «Северная Венеция», «город на Неве», «культурная столица» и пр.) – это перифраза, которая впоследствии сформировалась в так называемые «имиджевые клише». Редко какой город по количеству этих имиджевых клише сравнится с Петербургом. Одни из самых распространенных выражений: «Петербург – окно в Европу», «город на Неве», «град Петра», а также «город белых ночей». Такие формулы исследователи имиджа территории относят к категории имиджевого позиционирования – «когда место позиционирует себя на региональном, национальном и международном уровне как предназначенное для определенного вида деятельности, или как жизнеспособную альтернативу в качестве местоположения или достопримечательности другому месту, которое может занимать более сильную и солидную позицию»45. Более того, в данных выражениях мы видим и отсылку к исторической ретроспективе места, а также напоминание об образе императора Петра Первого как основателя города. При постройке города он ориентировался на стандарты европейской архитектуры, благодаря чему, город до сих пор называют «Северной Венецией». Существуют и имиджевые клише, которые возникли в результате исторических событий, происходивших непосредственно в Петербурге. В сознании соотечественников прочно укоренился образ «города трех революций» (1905-1907, 1917 гг.) и «города Ленина» (с 1924 по 1991 гг. он носил имя вождя мирового пролетариата). Тяжелое испытание выдержал Ленинград и ленинградцы во время Великой Отечественной Войны. С 1941 по 1944 гг. длилась блокада города, и звание «города-героя» давно уже стало неотъемлемой частью имиджа Петербурга. Часто Санкт-Петербург именуют «Северной столицей» или «Второй столицей» страны, подчеркивая тем самым его политическую, экономическую и культурную значимость. Правда, в 90-е годы за городом даже закрепилось клише «бандитский» Петербург (во многом благодаря кинематографу: вспомним такие киноленты, как «Улица разбитых фонарей» или «Бандитский Петербург»). Однако, на сегодняшний момент, самое распространенное имиджевое клише – это «культурная столица». Город знаменит своим богатством памятников истории и архитектуры, в нем сосредоточено огромное количество музеев, дворцов, соборов, театров и парковых ансамблей различных эпох. В число самых известных достопримечательностей входят: Казанский и Исаакиевский соборы, Эрмитаж, Русский музей, Петропавловская крепость, крейсер «Аврора», Спас-на-Крови, Невский проспект и т.д. Город знаменит и своими университетами, среди которых: старейшее высшее учебное заведение Санкт-Петербургский государственный университет, знаменитый Политехнический университет, Горный университет и т.п. Нельзя не сказать и о петербургской школе балета – Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, которая считается одной из самых сильных и знаменитых в мире. Петербург по праву можно назвать культурным центром страны, «музеем под открытым небом». Таким образом, образ города имеет чрезвычайно важное и даже стратегическое значение. От этого, прежде всего, зависят инвестиции в инфраструктуру города, его туристическая привлекательность, то есть залог его успешного развития. К вопросу формирования имиджа города привлекалось внимание еще в 2005 году, в одном из научных проектов, представленных на конкурс, организованный правительством Петербурга: «Fancy – Город Без Проблем». Уже тогда проект был посвящен вопросам брэндинга Петербурга. По мнению авторов, необходимость в создании устойчивого имиджа города как центра Северо-Западного региона, как делового, спортивного и финансового мегаполиса назрела давно, эта практика широко распространена в Европе. По мнению ученых, «Санкт-Петербург – город, обладающий большим внутренним потенциалом, вследствие чего возникает возможность развивать разные направления бренда»46. Ключевой, согласно опросам горожан, является концепция формирования имиджа так называемого «моего города», места, отвечающего всем требованиям его жителей. Все остальные концепции затрагивают политический, экономический, международный статус Петербурга и его привлекательность, но все эти аспекты, безусловно, касаются и горожан, формируя у них чувство гордости за собственный город. В рамках проекта было сформировано 3 основных концепции города: концепция «smart-city» представляет собой формирование образа «умного города» с крупными и хорошо развитыми научными центрами, широко известными по всему миру. Вторая концепция – «sport-city» направлена на создание образ «спортивного города» с известной во всем мире футбольной командой, спортивными площадками, международными чемпионатами. Наконец, последняя концепция «finance-city» заключается в создании и привлечении в Петербург крупных финансовых институтов и организаций, что позволит городу стать финансовой столицей России. По мнению авторов проекта, комплексная работа по всем этим направлениям поможет сформировать у горожан комплексный образ Петербурга и добиться ощутимых результатов, причем не только экономических47. Важно отметить, что все больше исследователей обращают внимание на то, что в создании и продвижении имиджа мегаполиса существуют свои особенности, которые связаны, в первую очередь, со сложной коммуникативной средой городов. «Так, специальной и очень непростой задачей является принятие и уточнение нового образа города разнообразными городскими сообществами, каждое из которых может иметь свою особую позицию по этому поводу»48. В связи с этим задействуется большое число коммуникационных каналов, и ведущая роль в этом процессе отводится средствам массовой информации: новостным передачам, программах развлекательного характера, культурно-познавательным программам и пр. Телевизионная практика показывает, что журналисты постоянно используют и тиражируют исторически сложившиеся в сознании телезрителя образы Петербурга. Например, поддержание имиджа культурной столицы прослеживается практически во всех культурно-просветительских телепередачах о городе: это и телепрограмма Льва Лурье «Культурный слой» на телеканале «Пятый», где город предстает перед зрителем не только как культурный центр страны, но и как, например, спортивная столица. Это и целый ряд телепрограмм на канале «Культура»: в историю музыки как вида искусства вводят зрителя программы «Абсолютный слух», «Партитуры не горят», к литературе приобщает программа «Игра в бисер», с знаменитыми музеями города зрителя знакомят циклы «Эрмитаж» и «Русский музей», а также цикл программ «Малые музеи Санкт-Петербурга». Помимо этого, истории и культуре города посвящены программы на телеканале «Санкт-Петербург»: «Культурная эволюция», «Театральная гостиная», «Действующие лица», «Эрмитаж. Говорим и показываем», «Матрица науки», «Петербургские адреса», а также «Ленинградская коллекция». Кроме того, это и передачи «Мой Эрмитаж», «Эрмитаж 250», «Письма из провинции», а также «Царская ложа» («ГТРК Санкт-Петербург»). Большое количество передач сегодня создается на историческую тематику. Поскольку Петербург – это город с уникальной и богатой историей, в программах воссоздаются образы революционного города, города-героя, все чаще журналисты вспоминают и о советском прошлом: передачи «Это город Ленинград» и «По старому стилю» («ГТРК Санкт-Петербург»), целый цикл программ «Петербург от А до Я. Новая энциклопедия» (ТВС, НТВ). Например, передача «Петербург: время и место» (телеканал «Культура»), ведущими которой являлись Валерий Дегтярь и Андрей Голубев. Данный цикл был приурочен к празднованию 300-летия города. В основе каждого выпуска – эссе, в котором рассказывается о том или ином конкретном событии (описывается время и место). Как правило, это определённое происшествие, в котором участвуют персонажи города: архитекторы, ученые и писатели, художники, композиторы, политики и т.д. В свое время, был подготовлен ряд специальных телепроектов на «ГТРК Санкт-Петербург». Великой Отечественной войне были посвящены фильмы: «Ленинград 39/40. Незнаменитая война», «Ленинград 1941-1944. Северный фронт». О влиянии различных модных и культурных тенденций на образ жизни советского человека рассказывала передача «В ленинградском стиле…». Образ «города трех революций» ярко воссоздается в программе «Адреса революции» на телеканале «Санкт-Петербург», а также в передаче «Петроград 17-го». Телевизионный цикл передач «Малые родины большого Петербурга» также нельзя оставить без внимания. Это специальный проект на телеканале «Санкт-Петербург». Он посвящен историческим районам города или так называемым «малым родинам». У каждого жителя города есть своя такая родина – это место, где он родился, и вырос, например, Лиговка, Пески, Озерки, Васька, Петроградка и др. Историю того или иного места рассказывают сами петербуржцы. Автором передачи был Александр Щербаносов и Светлана Мосова. Стоит также заметить, что не только в передачах культурно-просветительской направленности создается определенный образ города: например, в программе «Закон есть закон» («ГТРК Санкт-Петербург») с помощью метода художественной реконструкции воссоздаются загадочные криминальные истории, происходившие в городе в разные годы, Петербург как экономический центр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: