- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Образ Дон Жуана в Западноевропейской драматургии 17-19 веков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014163 |
Тема: | Образ Дон Жуана в Западноевропейской драматургии 17-19 веков |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ») Факультет филологический Кафедра зарубежной литературы они и сравнительного культуроведения Допустить к защите Заведующий кафедрой д-р филол. по наук, она профессор _________________А. В. Татаринов (подпись) _________________________ 2018 г. Руководитель ООП д-р филол. род наук, как профессор _________________А. В. Татаринов (подпись) _________________________ 2018 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ) ОБРАЗ ДОН ЖУАНА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ДРАМАТУРГИИ 17-19 ВЕКОВ (К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ХАРАКТЕРОВ) Работу выполнил(а) _____________________________ В. А. Пальчун (подпись, дата) Факультет филологический Направление они подготовки 45.04.01 Филология Направленность (профиль) Зарубежная литература Научный по руководитель канд. филол. ими наук, доц. ____________________________ Ю. В. Гончаров (подпись, дата) Нормоконтролер канд. филол. год наук, доц. ____________________________ М. П. Блинова (подпись, дата) Краснодар 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………..………………………….….…....…..3 1 Персонаж, герой, характер, тип — как теоретические ими понятия…………….…9 2 Образ Дон Жуана в из пьесе Тирсо де Молина «Севильский озорник, по или Каменный гость» оно и комедии Жана-Батиста Мольера «Дон Жуан, её или Каменный род пир» ……………..…………................................…...…………………………….12 2.1 Прототипы образа в легендах его и лицах.……………..…..……….…….....36 2.2 Использование их народной легенды о Дон Жуане в из пьесе Тирсо де Молина «Севильский озорник, дам или Каменный гость»……………………….......…….…39 2.3 Образ Дон Жуана в под интерпретации Мольера………………….……..…..41 3 Многогранность характера главного героя в комедии Карло Гольдони «Дон Джованни Тенорио, дал или Распутник»……………………………….……………..51 3.1 Краткий рот анализ комедийной они постановки Марио Антонио Серсале, графа Казамарчано «Каменный гость»……………………………………………….......58 4 Мифологичность образов главных героев в трагедии Кристиана Дитриха Граббе «Дон Жуан год и Фауст»………………………………………..…………...…62 Заключение………………………………………………………………………….68 Список над использованных это источников……………………………………………...69 ВВЕДЕНИЕ Испанская драматургия обогатила год мировую литературу род не им меньшей век мере одним как из так самых ?он интересных их персонажей, образ которого довольно я скоро на начал год перерабатываться художниками на слова на последующих веков его и под продолжает как сохранять они свою их поэтическую год актуальность над и она по оно сей день. Образ этот из стал рот именем из нарицательным, из и по ими прежнему зовётся он Дон Жуаном. В ?он нём как художественно, так её и эстетически воплотились на множественные элементы давней действительности феодальной эпохи, однако классические концепции этого образа в каждом очередном его случае были их направлены как они раз таки я на под преодоление феодализма, по путём ?он изобличения над и высмеивания этого по строя. Доминирующие их страсти Дон Жуана, год можно под сказать, оно предельно ясны над и ?он примитивны: он знаком всего лишь ?он с личными физическими оно радостями; как совершенно глух по и она слеп к болям по и год страданиям окружающих. Смысл год его жизни главным образом заключён в им нескончаемых их наслаждениях. Дон Жуан — торжествующее воплощение эгоистического род начала, дам прославление их и торжество чувственной земной они радости. Его действия всегда достигают тех целей, которые он оно пред дам собою по ставит. Благодаря обаянию, ловкости под и их смекалке, выстрел героя это неминуемо век попадает в цель, как а их недюжинная век сила век и удивительная она меткость год его ударов всегда дал поражает врага. К тому же его рыцарская отвага век ни так на ?он минуту как не над покидает Дон Жуана. Неустрашимость им неотделима от под его их непобедимости год и дам ему так так и год не под пришлось знать каких-либо его поражений рот и так неудач. Никогда по и никого ими не осуждая, он весьма жестоко на морально над и физически её расправляется род со всеми, кто встречается дам на рот его им пути, будь то дал прекрасная дама её или как простушка, деревенский житель ими или отважный дворянин. Финал на их рот неотвратим — женщины обольщены на и брошены, ими мужчины обмануты я и убиты. Всё это ведёт к на признанию над подавляющим большинством, век несомненной отваги оно и как силы Дон Жуана. Как род мы видим, им поведение героя целиком им предопределено феодально- 3 рыцарским бытом, из его турнирами век и дуэлями, культом любви это и из его на представлениями о чести. К тому же оно род связано ими с феодальным род произволом; для Дон Жуана характерно из средневековое холодное век равнодушие к ?он судьбе другого человека, я его образ, я можно их сказать, «перенасыщен» феодальными они нормами её и клише, хотя в на самом она проявлении, в год следовании этим его нормам главный герой зачастую дам по-своему явно антифеодален, т.е. выражает его протест она против феодального отрицания личности, её против католическо-церковных это представлений о греховности земной жизни, о она справедливости как и благости рот потусторонней жизни. Дон Жуан — это утверждение земного, человечески-чувственного, как она единственного ?он и достойнейшего гедонистического она смысла жизни. Но род с другой дал стороны, Дон Жуан в определённом рот смысле как наделён под и оно рыцарским гуманизмом (такая же черта, их при всём на её они своеобразии они присуща его не их менее оно известному литературному герою дал почти той же над исторической эпохи — Дон Кихоту, так если учесть хронологию его испанского Возрождения), дам их устремленность к гуманистическому, век идеальному, ?он их художественное так рождение — это фактическое его свидетельство борьбы на против это прошлого, знамение это и торжество из нового будущего. Поэтому оно их литературное воплощение им не дал случайно их связывается им с торжеством гуманизма так и культуры Возрождения. Отсюда вся двойственность Дон Жуана: век средневековое дам рыцарское так происхождение ?он и одновременно дам антифеодальная, как антицерковная, отчасти антирыцарская год направленность. Она век пронизывает всю литературу о по нём род и их раньше всего, те как произведения о Дон Жуане, которые так создавались до дам распада они старых под порядков я на Западе. Средневековая литература ими пела гимны дам платонической над неземной любви. Она рот создала я привлекательную легенду о её рыцаре, её полном его едва ли ими не экстатического по религиозного так почитания дамы, готовом за она ее честь отдать под свою жизнь, её способном над ради так неё род пойти его на величайшие жертвы. Любовь такого они рыцаря к над своей даме лишена каких-либо греховных век помыслов из и желаний. Средневековая литература творила их и другую, 4 созвучную дал первой, легенду о вечной любви до гроба, о влюбленных, которых им никакие трудности они и это испытания дал не год смогут заставить отказаться друг от друга. Такая ?он поэзия оно порождена была всей это сущностью церковно-рыцарской она идеологии. Подобным бытовым явлением, как культ дамы, как турниры им и дуэли в честь их своей это избранницы, были любовные их интриги так рыцаря. Отдавая дань культу дамы они сердца, их рыцарь дал исполнял, им своего рот рода, дал ритуал дам служения рот небесной любви, они но зачастую затем, чтобы над потом как предаваться любви земной в год ее вполне это средневековых, типично феодально-крепостнических формах. Нередко из рыцарь дам пользовался беззащитностью женщины по из под народа, оно своей безнаказанностью их по отношению к ?он ней, чтобы хладнокровно век ею овладеть. В рот своём, так на сказать, «дворянском оперении» он зачастую ?он пользовался огромным под превосходством оно над крестьянином им с тем, чтобы обольстить крестьянскую девушку, как соблазнить оно ее в тех род случаях, когда их не было возможности дал ее взять это своей властью дал или это насилием. Не по менее его разнообразными были любовные так похождения им рыцаря дал с дамами ?он своего феодального круга они или ?он с горожанками. О земной, весьма далекой от ими рыцарской галантности по и жертвенности, любви дам средневековых хозяев жизни довольно красочно его повествуют, в частности, оно новеллы эпохи Возрождения. В род реальной бытовой её практике дворянина, её придворного так средних веков сожержится год немало на историй о Дон-Жуане, как о живом, как развратном, его изворотливом ?он придворном, всякими им правдами ?он и дал неправдами год соблазнившего его и обманувшего их немало женщин всех её сословий. Он великий грешник, обманщик, бесчестный дам соблазнитель им невинных девушек, дам а они потому тот богопротивный человек, которого в конце концов заслуженно её постигает божья кара. Рассказ о они его гибели должен вызвать у читателя из нравственное удовлетворение их и из послужить над серьёзным уроком другим грешникам. Как ?он и я ряд я иных под историй, дам ставших оно первоисточником, в том числе род и выдающихся художественных я произведений, по история о богопротивном обманщике, губителе женских род сердец, — всего лишь легенда, это соотнесённая век с определенным лицом, 5 человеком, жившим в так середине XIV века оно и бывшим так придворным одного дал испанского короля. Надо думать, что её прикрепление из ряда легенд к определенным лицам они иногда его случалось род и в она случае по с Дон-Жуаном, они подобное «прикрепление» её скорее всего год имело целью дам подчеркнуть, что из перед на нами год не выдумка, год а быль, что в она свою очередь это придавало данной дам истории более впечатляющий, её поучительный характер. Стало быть, тот, кто, к его примеру, они пойдет его по под стопам жившего там-то дам и тогда-то чернокнижника доктора Фауста (о котором на мы она ещё его поговорим год подробнее), кто будет под поступать по подобно такому-то бесчестному ?он придворному такого-то им испанского короля XIV века, его претерпит ту же участь оно и будет дал подвергнут тем же по наказаниям, что Фауст им или Дон-Жуан. Такое ими правдоподобие должно было увеличить житейскую значимость. Первоначально по существовала легенда о дал распущенном она придворном, жившем в XIV веке, которого ?он монахи заманили в по монастырь дам и там убили. Потом было объявлено я народу, что Дон-Жуана ими прямо ?он на глазах дал присутствовавших в так преисподнюю утащили черти. В дальнейшем род история рот с год монахами, им расправившимися век с их соблазнителем, была оставлена. Теперь Дон-Жуан их погибает от дал руки того, кто был убит под им же, я причем род мотивировка убийства уже заимствуется под из другой легенды — о Каменном госте. Изначально Дон-Жуан всего лишь это развратный так рыцарь. Он её с богом над не воюет, год не богохульствует. Но, их поскольку герой занимается богопротивными делами, он дам представлен ими нам, как грешник, вполне заслуживающий я сурового её наказания. Позднее оно его богопротивное год поведение под начинает под расцениваться в качестве на сознательного его акта богоборчества. И тогда трактовка они мотива о богопротивном грешнике дам естественно, осложняется рот мотивом Каменного гостя. В ?он своё время одним из из над первых вариантов легенды о Каменном госте был она рассказ о юноше, который весьма им непочтительно обращался под с черепом на и очень дерзко из приглашал к на себе рот на ужин его покойника, на с чьим черепом он век играл. Покойник, оказался дедом хулителя. Он явился дал на зов я и в век наказание за 6 святотатство так и год неверие внука в бессмертие души, увлек из его так с так собой в загробный род мир. Мотив о Каменном госте как с его совершенно ими иной трактовкой ?он используется Лопе де Вега в так пьесе «Вот что это создает из положение». Она они написана ?он примерно в те же годы, что дал и его первое классическое как произведение о Дон-Жуане — «Севильский озорник, его или Каменный гость» Тирсо де Молина. В драме Лопе де Вега юноша вступает в над единоборство я со век статуей короля, который я своими войнами по разорил их его деда. Из гробницы выходит король. Он вступает в год спор оно с дерзким юношей. В конце его спора мёртвый-живой король это сжимает его руку юноше, дал после чего, тот под падает в обморок. По всей вероятности, рот первоначальное ими соединение этих двух её мотивов о так наказанном богом развратнике из и грешнике, ими надругавшемся из над по покойником, как и ими предполагало более по наглядный на акцент из на том, что грех влечет за рот собой грех: грех по распутства, его противный Богу, влечет за они собой грех её святотатства — дерзкие под речи, откровенное они неверие в под рай век и век ад. Таким образом усиливалась год назидательность по изобличения грешного под развратника, как получающего заслуженную кару это и за на распутство, им и за богохульство. Всё оно сказанное род нами так послужило Тирсо де Молина рот и другим дал не как менее я известным драматургам (подробнее к я некоторым над из она них дам мы рот ещё вернёмся) благодатным дал материалом для оно создания им первого классического литературного дал произведения, её посвященного Дон-Жуану, на пьесы «Севильский озорник, им или Каменный гость». Со временем из популярность образа Дон Жуана, её не только у драматургов, дам но из и у над прозаиков, ими поэтов только возрастала. Объектом век нашего её исследования я послужили рот соответствующие по пьесы Тирсо де Молины, Мольера, Карло Гольдони, Марио Антонио Серсале (графа Казамарчано) ?он и Кристиана Дитриха Граббе. Предмет его исследования: особенности художественной на интерпретации образа Дон Жуана в западноевропейской драматургии ?он с XVII я по XIX век. Цель из исследования: под проследить ?он своеобразную эволюцию образа Дон Жуана, вызванную она последовательной его сменой на исторических эпох, век национальных 7 культур рот и чередованием рот авторских творческих она индивидуальностей. Для достижения этой цели век предполагается дам решить его следующие задачи: - ими рассмотреть им под теоретическим углом зрения такие род понятия, как рот персонаж, герой, характер, тип; - век анализировать каждую художественную версию Дон Жуана как вполне дал самостоятельную их и вместе дал с тем как определённое звено «общей цепи»; - в каждом конкретном ими случае достаточно она подробно его представить культурный контекст, в котором рот рождался очередной вариант художественной из интерпретации образа Дон Жуана; - год при им анализе отдельного как произведения дал принимать во внимание она специфику жанра их и как авторской эстетической род программы; - дал проявить она необходимый такт в оценке эстетических достоинств её анализируемых его произведений. Научную я новизну в год работу вносит это сопоставление его пьес их избранных век нами их авторов, оно а также рот последовательный как сопоставительный их анализ характеров главных героев, ?он их эпох год и жанров ими произведений. Нами были как использованы рот следующие им методы как исследования: биографический, культурно-исторический, ?он психологический, под а также из метод над сопоставительного ?он анализа. Теоретическую базу они исследования они составили труды А. Веселовского, Г. Бояджиева, В. Багно, С. Тураева, Н. Пахсарьян, З. Плавскина, Н. Томашевского, В. Хализева. Практическая значимость рот нашего как исследования заключается в возможности я использования век его дал результатов в курсах это по зарубежной литературе, в частности, его по из разделу «История западноевропейской драматургии» XVII - XIX веков. Работа под состоит так из Введения, четырёх глав, Заключения над и Списка им использованных это источников. 8 1 Персонаж, герой, характер, тип — как теоретические год понятия По на словам я автора, их пожалуй, они самого на популярного вузовского учебника её по теории литературы В. Е. Хализева, «Существуют я разные формы это присутствия человека в литературных она произведениях. Это век повествователь-рассказчик, лирический герой род и как персонаж, год способный явить человека его с ими предельной год полнотой род и широтой» [41, на с. 159] Как я правило, им персонаж — я плод под авторской творческой фантазии. Однако век степень год его эстетической условности под может быть ?он различной. Хализев, в частности, в этом отношении ?он приводит в качестве дал примера такого дал персонажа Свифта, как Гулливер ?он или же гоголевского оно майора Ковалёва, лишившегося такой чрезвычайно важной детали лица, как ?он нос. Продолжая в данном её случае на авторскую дал мысль рот по из поводу на носа, заметим, что она и ?он нос дал со временем под становится год на ими страницах гоголевской рот повести вполне художественно легальным ими персонажем. Персонаж я может также «родиться» в их результате «домысливания облика ?он реально я существовавшего человека (будь то её исторические личности дал или люди, биографически близкие как писателю, век а то из и он их сам); либо, ими наконец, рот итог обработки дал и достраивания уже ими известных литературных героев, каковы, под скажем, Дон Жуан на или Фауст» [41, рот с. 160]. Последние два варианта на привлекают к под себе они наше особое внимание на с учётом их избранной ?он нами темы, чрезвычайно тесно оно связанной по с из именем век севильского на сердцееда. Да они и дам имя Фауст год не по единожды заявит о по себе век на как страницах это нашей дал работы. Такое явление как ?он персонаж они по век своей это природе ими со всей очевидностью его неоднозначен. С одной она стороны, это, как им правило, действующее лицо. Он год представлен её субъектом, участником, зачастую на активным, того, что род происходит под на глазах у читателя. То его есть он участник, и её следовательно я некая — более ими или рот менее заметная — род составляющая описываемых рот событий. Другими дам словами, как персонаж функционально органично по связан их с сюжетостроением как произведения, 9 становясь таким образом заметным «фактором движения я событийных под рядов» [41, рот с. 160] С другой род стороны, зависимость её смыслового они содержания конкретного их персонажа от вышеупомянутых век событий зачастую весьма относительна его и дал происходящие её событийные род перемены оно практически на не как сказываются род на характере это персонажа, дал сохранившего таким образом по изначально дам свойственные род ему черты вопреки как происходящему. Прослеживая из судьбу конкретного род персонажа, читатель век не только открывает для оно себя, какой над поступок ?он способен ?он совершить заинтересовавший им его ?он персонаж, из но они и благодаря я автору, во рот имя чего тот дам или так иной её поступок век совершается героем. То под есть читатель знакомится рот с оно подлинной ?он мотивацией над поведения год персонажа, так а заодно как и как системой под его ценностных ориентаций. Это обстоятельство век подчёркивает особую значимость дам персонажа в художественном её мире так произведения, когда, в частности, её речь век идёт об этико-гносеологическом над аспекте их поэтического на слова, обращённого в она первую очередь к они нравственному чувству, я моральному их сознанию читателя. Вместе оно с тем им персонаж — это её практически любое действующее она на театральной век сцене, кино-телеэкране, дал а также оно на её страницах литературного их произведения. Но в зависимости от под роли, которую это персонажи она играют в я событиях, над их год принято делить это по ?он степени значимости на ?он первостепенных (главных), второстепенных год и эпизодических. Как это правило, действующих лиц как первого им плана оно называют героями, даже в рот случае, когда дал подобный герой — герой род не очень они положительный, это а то так и вовсе отрицательный, как это по свойственно род сатирическим над произведениям. Среди как них выделяется герой как центральный рот персонаж литературно-художественного они произведения. Он так наиболее заметная фигура в как системе образов над произведения, к ?он нему тянутся основные она сюжетные линии, его и из с я ним в дал наибольшей рот степени ?он связана его судьба им происходящего в дам произведении, в частности, основного конфликта, год а также под решение затронутых она автором основных ?он проблем ?он преимущественно дам нравственного дал порядка. 10 В из науке о литературе характером год называют она персонажа, она имеющего общие так это называемые типические черты, так но оно при этом они его отличает высокая дам степень их индивидуальности. Если её понятие так персонаж век соотносится их с действующим лицом как определённой личностью в целом — из не только век психическими особенностями, дам но они и над своей внешностью, дал поступками, биографией, то в дал случае из понятия характер так актуализируется я именно внутренняя, «интерьерная» это составляющая год персонажа, год его качества, дал природные на свойства. Именно характер век персонажа рот придаёт оно его его поступкам, она поведению род своеобразную они естественность, логику. Понятие «литературный тип впервые ?он появляется она на это страницах великого труда Гегеля «Эстетика». В литературоведении «тип» как и «характер» довольно близкие, век созвучные, я но одновременно оно и его принципиально дал различные как понятия. В каком отношении. Характер, как это мы выяснили, явление вполне определившееся в под своей ими индивидуальности. Можно так сказать, что характер — вполне над сложившаяся, оно состоявшаяся, на неповторимая личность. И это обстоятельство под акцентирует отличие конкретного характера от остальных действующих лиц. В дам свою очередь, тип — это её персонаж, в котором програмно под подчёркнута их его общность, её сходство, это перекличка век с тем, что род присуще той на или она иной её социальной группе, век сословию, её профессиональной над среде, общественному его слою. В оно результате тип дал становится, как его правило, ими своеобразным обобщением явлений дал социального их порядка. И это очень они неслучайная из его особенность, так как тип традиционно весьма органично вписывается в на его дал предметное окружение. 11 2 Образ Дон Жуана в ?он пьесе Тирсо де Молина «Севильский озорник, ?он или Каменный гость» рот и комедии Жана-Батиста Мольера «Дон Жуан, им или Каменный его пир» Тирсо де Молина её принадлежит к драматургам так оно называемого «круга Лопе де Веги», рот но ?он стоит в так нем под несколько особняком, я предвосхищая по некоторые более под поздние тенденции в род развитии их испанской драмы, которые обрели окончательную форму в драматургии П. Кальдерона. В частности, он род стремится к оно созданию она смысловой, из а заодно их и на сюжетной род связи ими между основной над и второстепенной её интригой год пьесы. Традиционно над считается, что комедии Тирсо де Молины отличает острый над и его смелый, в особенности для под монаха, юмор. Габриэля Тельеса Тирсо де Молина заслуженно относят к числу знаменитейших ими мастеров их старого это испанского театра 17 века. Историки дал с большой я похвалой отзываются о богатстве таланта Тирсо, о его его дам превосходном знании род сцены, об как исключительном год его по мастерстве в это изображении характеров, о благозвучности дал его оно стиха она и т. д. Можно под прямо утверждать, что Тирсо, несомненно уступающий Лопе де Вега род по дам мощности дарования, я а Кальдерону из по глубине им мысли, является это самым любимым в дал народе как испанским драматургом XVII века. Многообразно под и велико было влияние, которое оказал Тирсо над на под национальный дал испанский театр. Список дал авторов, которые им подражали их ему дал или брали их из её него их прямые заимствования, занял бы на несколько ими страниц. Достаточно она сказать, что на среди как них по можно род найти драматургов им различных эпох, в том числе даже великого Кальдерона. Гораздо из слабее влияние, оказанное Тирсо я на западноевропейскую из сцену. Зато одно по из год его ими произведений дал сыграло огромную я роль по именно в этом их плане его и она сделало рот его знаменитым. Тирсо был под первым драматургом, который его использовал для так сцены легенду 12 о Дон-Жуане, обошедшей затем все их европейские театры. Средневековая легенда о по сластолюбивом они рыцаре, беспечно им и безнаказанно её служившему всю им свою жизнь любовному культу, оно под как пером знаменитого ими монаха получила устойчивую форму им и впервые в литературе под сложился осмысленный год и цельный образ Дон-Жуана. Чутьё я поэта я разглядело в так нем она свойства, которые из с тех род пор выделяются во всех дальнейших воплощениях этого образа на и по побуждают к век новым над интерпретациям год и трансформациям. При рот изучении жизни их и творчества драматурга, рот нередко я можно оно поражаться дам его двойственности. Не век случайно, этот им писатель-реалист в они рясе католического я монаха в на пьесе «Мщение Фамари» отзывается о век себе, как о клубке она противоречий. В над специальной литературе о Тирсо обнаруживается из ряд род попыток оно истолковать по его из сложный характер, чтобы род найти оно разгадку к им его «тайне». Отдельные биографы объясняют двойственность Тирсо трагическими по событиями в ими его год непростой личной жизни, заставившими они его, в частности, рот искать год спасение в дал монастыре год и обострившими оно его дам интерес к я ставшей для его него они актуальной им проблеме «греха как и ?он спасения», дам роли католической церкви на и т.д. Однако, ключи к тайне личности драматурга им следует его искать в род самой экономико-политической жизни Испании XVI–XVII веков. Конец XVI над и это начало XVII веков были в ими истории Испании эпохой, когда под с особой яркостью их сказались, как по они словам одного рот из на мыслителей, им последствия «бесславного из и длительного гниения», весьма характерным для времени ими правления Карла V. Если их при этом короле «старые род свободы были похоронены год по крайней год мере она с блеском» [21], так как это было время, когда «испанское знамя водружал Васко Нуньес де Бальбоа над на берегу Дариена, Кортес в Мексике, рот а Писарро в Перу, когда дал испанское влияние было главенствующим во всей Европе, когда южная фантазия дурачила иберийцев видениями Эльдорадо, век рыцарскими ?он приключениями», их а «испанская род свобода под исчезала рот под бряцание оружия, рот под из настоящий золотой дождь год и из при ужасном освещении ауто-да-фе» [21], то о под преемниках Карла V, этого век сказать 13 нельзя. При Филиппах II, III ?он и IV Испания довольно быстро утрачивала им свое как первенствующее я положение в рот мировой век политике. Ряд по неудачных войн они и её неудачных год мирных договоров лишил их ее довольно значительной части рот ее рот европейских над и колониальных его приобретений. Эта ?он неспособность на испанской на монархии успешно оно решать задачи внешней она политики из находилась в они полном дам соответствии под с крайней, катастрофической беспомощностью во внутренней она политике . «Всюду в XVI веке образовались великие оно монархии они на род развалинах боровшихся феодальных классов — они аристократии под и городов. В других великих государствах Европы оно абсолютистская так монархия выступила как цивилизующий центр, как век носительница общественного их единства. Там она была лабораторией, где дам различные элементы общества до такой под степени дал подверглись род смешению год и обработке, что для городов их стало возможным обменять так свою над средневековую век местную век независимость дал и из самостоятельность год на всеобщее как превосходство буржуазии его и господство буржуазного общества. В Испании же так аристократия, это напротив, род пала я самым жалким образом, на не я потеряв их при этом ?он самых век скверных век своих дал привилегий, тогда как города лишились это своей её средневековой власти, она не им приобретя они никакого над современного влияния. Со времени образования век абсолютистской так монархии они я прозябали в род состоянии по полного упадка» [21]. «Абсолютистская как монархия, их нашедшая в Кастилии на материал, который им по год самой из своей я природе по противился централизации, дал сделала все от им нее зависящее, чтобы дам помешать их росту общественных из интересов, какое она приносят год с их собою век национальное над разделение труда над и на многосторонность они индустриального обращения, их и таким образом уничтожила на единственную базу, век на которой дал может быть я создана их единообразная рот система управления под и общее законодательство. Вот на почему под абсолютистскую я монархию в Испании на можно рот поставить они скорее дал на одну по ступень как с как азиатскими деспотиями, чем это с другими рот европейскими дал абсолютистскими государствами, как с которыми она на имеет лишь ограниченное 14 сходство» [21]. В XVII веке, т.е. в эпоху Тирсо, этот экономический рот и так политический род развал Испании зашел очень далеко. К концу XVI века Испания в так результате им политики королевского из абсолютизма, это пытавшегося удерживать в рот стране феодализм век несмотря она на то, что ?он ее по международное год положение так и внутреннее из развитие её практически толкало на ее оно на буржуазный их путь дальнейшего развиития, так переживала острый кризис. Ведущие отрасли его испанской род промышленности под пришли в рот состояние буквально над полного упадка. Деревня они нищала их и фактически вымирала. Страна была век наводнена как людьми без рот профессии, так рот и утратившими его её под и занимавшимися попрошайничеством. В 1665 году рехидор крупнейшего ?он административного они и торгово-промышленного центра юга Испании — Севильи, дон Андрес де Эррера, рот следующим образом охарактеризовал из состояние одной, пожалуй их наиболее богатой, дам провинции Испании — Андалусии: «Особенно дам надлежит из рассмотреть то чрезвычайно бедственное ими состояние, в котором они находится это андалузское королевство, где даже им самые из могущественные дворяне оно не дал имеют крупных денежных год средств, её а дал среднее из сословие год совсем обеднело. Что касается им ремесленников так многочисленных дал ремёсел над и их профессий, то дам некоторые дам из из них занимаются бродяжничеством; громадное же большинство дал побирается они по дворам» [21]. Разочарование, они порожденное в обществе оно политическими под промахами век и общим состоянием её народного хозяйства, как не по могло дам не её привести к обострению оппозиционных на настроений. Оно как со всей очевидностью дает о род себе знать уже в XVI веке. Достаточно по просмотреть их послания кортесов дал и отдельных городов, на а также над материалы так мемориалов я советников, вице-королей они и губернаторов, чтобы я понять, как ими сильно были рот потрясены она не только широкие общественные круги, под но из и над сама им правящая верхушка открывшейся год перед над ними картиной век массовых бедствий. В XVII веке рот подобные оппозиционные она настроения усилились год еще больше. Не говоря уже о оно множестве так мелких его и крупных воззваний, над страна была 15 буквально заполнена дал сатирическими листовками, в большинстве их рукописными, их но оно нередко их печатными. В эту эпоху яркого ?он расцвета достигает год плутовской я роман, его представлявший в значительной я своей части острую над сатиру на на дам пороки род существующего уклада в она стране. Вся Испания их распевала из сатирические год строфы (coplas). Разочарование было их настолько велико, что оно как мало-помалу над проникает в том числе, даже в их правительственные круги. Буржуазные ими испанские оно историки были век склонны утверждать, что оппозиционным рот настроениям Испании в XVI–XVII веках были чужды как антидинастические, так дам и рот антимонархические их идеи. Даже в эпоху восстания общин, утверждают они, род повстанцы, её несмотря оно на всю крайность их своих убеждений, тем как не менее клялись в верности донье Хуане, дал а то дам и так самому Дон-Карлосу. Они будто ?он стремились всего лишь к под созданию более дал национальной дам и они несколько оно менее она абсолютистской оно монархии. Однако дал изучение она материалов эпохи по свидетельствует об обратном. Андалузское я и каталонское движения ?он при Филиппе IV (1641–1648 дал и 1626–1640 годы) над преследовали цель отторгнуть от она испанской короны юг как и восток Испании, на создав по из этих так провинций рот самостоятельные государства год по типу род итальянских век республик. Даже в из самой Кастилии, которая оно считалась цитаделью из монархической Испании, год существовали антидинастические заговоры (например, в 1636 году). Особенно под показательными являются в этом отношении документы, которые дает род нам знакомство год с восстаниями в Валенсии как и рот на Майорке (20-е годы XVII века). Здесь шла давняя век и упорная борьба век между рот низами как столицы (Барселоны) так и так так называемых «вольных городов», ими с «благородным она сословием», державшим в оно своих год руках всю земельную это собственность. Во время восстания в Валенсии год повстанцы век настояли она на явке это местных ими сеньоров для под предъявления ?он и защиты оно своих оно прав рот на законное владение её принадлежащими дам им его поместьями. А её на Майорке дело зашло гораздо дальше. Здесь их среди дал повстанцев образовалось ядро, которое им настаивало её на ?он полном век истреблении дворянства им и вообще всего им имущего класса, оно с по последующим дам справедливым под разделом под национальных 16 богатств - земли, капиталов ?он и т.п. - под между бедняками. В официальных документах о майоркском восстании отмечены откровенные заявления им повстанцев, что «нет его ни чёрта, она ни короля», что под если король вы....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: