VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Обеспечение прав работников на охрану труда

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001809
Тема: Обеспечение прав работников на охрану труда
Содержание
Введение
   Глава 1 Общие положения об охране труда, как института трудового права
   1.1. Понятие, содержание и значение охраны труда, как института трудового права 
   1.2. Основные направления государственной политики в области охраны труда.
   1.3. Законодательные акты, содержащие нормы трудового права об охране труда
     Глава 2  Обязанности и гарантии работодателя и работников в области охраны труда
     2.1 Обеспечение прав работников на охрану труда
     2.2 Основные обязанности работников в области охраны труда
     2.3  Обязанности работодателя по обеспечению работникам безопасных условий труда
     Глава 3 Организация охраны труда в Российской Федерации
     3.1 Государственное управление нормами охраны труда
     3.2  Службы и комитеты,  осуществляющие контроль за обеспечением охраны труда
     3.3 порядок расследования  и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
        
Заключение 
Список использованных источников и литературы 
Приложения 




Введение
	Государственная политика Российской Федерации1 направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие каждого человека.2 В  Конституции РФ закреплено, что  признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, так как человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Вопросы охраны труда  в социальной политике нашей страны являются приоритетными,  но даже ни смотря на это, положение дел в сфере охраны труда  продолжает оставаться достаточно сложным.
	Наверняка  ни для кого не секрет, что каждый  человек в процессе  своей трудовой деятельности хотя бы единожды, но сталкивался с нарушением своих трудовых прав. В современном государстве многие работодатели стараются «упростить» себе жизнь оставляя без должного внимания исполнение  законодательных норм об охране труда, что в свою очередь отрицательно отражается не только на репутации отдельных работодателей, но и на репутации всего государства. Законодательство об охране труда призвано оградить работников от недобросовестного исполнения работодателями своих обязанностей.
	Охрана труда и здоровья граждан провозглашена, как одно из наиболее важных направлений социальной политики РФ, данные нормы закреплены в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ. Так же,  согласно ст. 37 Конституции РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, - одно из основных прав человека и гражданина.
	Закрепление указанного конституционного права  в Трудовом кодексе3 РФ обязывает работодателя в первую очередь обеспечить своим работникам безопасные условия труда вне зависимости от того, в какой отрасли производства занят работник  и вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности организации.
     Каждый работодатель должен стремиться к обеспечению и созданию безопасных условий труда работников.  Обеспечение надлежащих условий труда работников есть ни что иное, как   инвестирование средств в человеческие ресурсы и квалификацию работников, в качество и производительность, а не просто дополнительные затраты. Наоборот, ненадлежащая  рабочая среда дорого стоит и работодателю, и обществу в виде увеличения расходов на доплаты за вредность и предоставление дополнительных отпусков работникам, занятым на вредных и опасных производствах, на средства индивидуальной защиты, на компенсации пострадавшим от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
     Актуальность данной работы обусловлена тем, что сохранение  жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности является важнейшей  задачей  как  государства в целом, так  и каждого работодателя. От состояния охраны труда зависит здоровье и трудоспособность человека; уровень охраны труда влияет на демографическую ситуацию в стране, на решение многих социальных проблем и пр. С учетом вышеизложенного в последние годы усилилось внимание государства к вопросам создания безопасных условий труда. Об этом свидетельствует множество новых законодательных актов, направленных на усиление государственного надзора и контроля в этой сфере. Право на безопасные и комфортные условия труда закреплены Конституцией Российской Федерации  и  является общечеловеческим принципом, закрепленным так же во  Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциях и декларациях Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации. «Нет ничего более ценного, чем жизнь. Нет ничего более очевидного и неопровержимого для человечества, чем право на жизнь. Большая часть населения мира проводит более трети сознательной жизни на рабочем месте, внося свой вклад в развитие общества. Право на наивысшие достижимые стандарты здоровья считается общепризнанным, без них человек не может работать и приносить пользу обществу, а также достичь собственного благополучия. Если жизнь на рабочем месте подвергается опасности, то пропадает основа для производительной занятости и социально-экономического развития. Право работников на охрану их здоровья и жизни на рабочем месте входит в компетенцию не только трудового права, но и считается одним из основных прав человека» - говорится в докладе Международной Организации Труда4
     Целью дипломного исследования является всестороннее исследование законодательных норм в области охраны труда. 
     Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - дать определение охране труда, раскрыть содержание и значение норм охраны труда, как института трудового права;
     - изучить законодательные акты, содержащие нормы трудового права об охране труда;
     - исследовать основные направления государственной политики в области охраны труда;
     - рассмотреть  нормы, регулирующие права и обязанности работодателей и работников в сфере охраны труда;
     - определить, какие службы осуществляют контроль за соблюдением норм охраны труда, а так же рассмотреть порядок учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников на производстве.
     Объектом дипломного исследования выступают общественные отношения в сфере охраны труда. 
     Предметом исследования дипломной работы выступает законодательство, регулирующее институт охраны труда, учебная и научная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании
     Нормативно-правовой базой выпускной квалификационной работы  выступили: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, иные нормативно- правовые акты, в том числе федеральные законы, указы Президента, международные правовые акты, на которые основывался автор при написании работы.
     В ходе исследования применялись следующие методы:
- сравнительно-правовой
- логико-теоретический
- системно-структурный
- метод анализа;
- метод классификации и обобщения.
     Для достижения объективности результатов исследования данные методы применялись комплексно.
   Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых по три параграфа и заключения.
      







   Глава 1 Общие положения об охране труда, как института трудового права
1.1. Понятие, содержание и значение охраны труда, как института трудового права
   Охрана труда тесно и органически связана с контролем и надзором за соблюдением трудового законодательства. Эта связь прослеживается в следующих основных аспектах: 
   - исторический,  поскольку  контроль и надзор в качестве отдельного института выделялись для обеспечения соблюдения законодательства по охране труда и соответственно после появления указанного института. 
   - аксиологический - так как  в случае отсутствия контроля за исполнением законодательства об охране труда все трудовое законодательство рассматривается лишь как «собрание благих пожеланий». 
    Генеральный директор МБТ Ф. Бланшар писал, что «трудовое законодательство без инспекции – это упражнение в этике, но не обязательный элемент социальной дисциплины»5. 
   Контроль и надзор в сфере охраны труда всегда являлся наиболее важным направлением контроля и надзора в трудовой сфере и остается таковым на сегодняшний день, поскольку обеспечение трудящимся безопасных условий труда является важнейшей задачей государства. В связи с этим, вполне закономерно то, что практически во всех публикациях, посвященных охране труда, содержится  обширный раздел, посвященный надзору и контролю в указанной области. Соответственно, в публикациях о надзоре и контроле существенное место уделяется  охране труда6.
   Необходимо  так же отметить, что отношения по охране труда входят в структуру сложно-длящихся трудовых отношений. 
   Так, согласно ст. 1 ТК РФ, отношения по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, а так же отношений в сфере охраны труда, непосредственно связаны с трудовыми. 
   Права и обязанности гражданина в сфере его трудовой деятельности наиболее широко охватываются Трудовым Кодексом Российской Федерации. Вопросам охраны труда здесь посвящен целый раздел. 
   Итак, что же такое охрана труда, каковы ее особенности и предназначения?
   Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Указанные меры созданы для защиты прав трудящихся и  призваны оградить работников в процессе  их трудовой деятельности от воздействия опасных  и вредных  производственных факторов.
   Под вредными производственными факторами понимается такое воздействие на работника, которое может привести к его профессиональному заболеванию. Опасным  же производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме.7
   Под условиями труда  следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. 
     Под безопасными условиями труда следует понимать такие условия,   при которых  исключено воздействие на работающих вредных  или опасных производственных факторов,  либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
     Важность института охраны труда чрезвычайно велика. В России в конце прошлого века ежегодно погибало в результате несчастных случаев на производстве 7–10 тыс. человек; ежегодно травмировалось в период трудовой деятельности 300–400 тыс. человек; 12–15 тыс. становились инвалидами труда. Около 18–19% работников промышленности, строительства и транспорта трудились в условиях, не отвечающих элементарным санитарно-гигиеническим нормам, а более 70% занятых производственной деятельностью трудились в условиях, не соответствующих нормам освещенности. В настоящее время эти цифры изменились несущественно. Более того, по данным статистики, в стране растет число занятых на работах, не отвечающих санитарно- гигиеническим требованиям, и увеличивается число ежегодно выявляемых профессиональных заболеваний.
     По современным оценкам МОТ, в мире ежегодно происходит около 250 млн. несчастных случаев на производстве, а профессиональными заболеваниями заболевает около 160 млн. человек. Ежегодно в мире от несчастных случаев и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью, гибнет более 2 млн человек. Свыше 5 тыс. человек погибают на рабочих местах каждый день, – это один смертельный случай каждые 15 минут. При этом вышеназванные цифры не только не уменьшаются, но и продолжают постепенно увеличиваться. Немаловажна и заинтересованность работодателей в усилении эффективности охраны труда, так как это способствует уменьшению издержек производства, сокращает невыход на работу по болезни, увеличивает производительность труда. По подсчетам Всемирного банка, от 10 до 20% ВВП ежегодно теряется в результате снижения работоспособности ввиду плохого состояния здоровья. Около 2/3 потерь, которые вызваны причинами, связанными с работой, можно предотвратить с помощью хорошо организованных программ охраны здоровья. Экономические потери из-за профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве составляют до 4% мирового валового национального продукта.8
     В настоящее время сохранилась традиционная двойственная трактовка охраны труда в «широком» и «узком» смысле. В широком смысле под охраной  труда понимается  совокупность всех норм, призванных защищать  трудовые права работников. Определенное ТК РФ понятие охраны труда, говорит о многоплановости данного явления, включающего в себя мероприятия различного рода, направленные на защиту здоровья и жизни работников в процессе труда и в связи с ним. Кроме того, рассматриваемое понятие включает в себя также и мероприятия по обеспечению безопасности и гигиены труда в организации.9 
     Охрана труда в узком смысле представляет собой совокупность правовых норм и правил, устанавливающих мероприятия по созданию безопасных условий труда, предотвращающих травматизм и профессиональные заболевания, а также регулирующих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемых государством при участии профсоюзных органов. 10
     В состав узкого понятия охраны труда можно отнести  также :
     - общие нормы по охране труда, правила и нормы по технике безопасности и производственной санитарии (единые, межотраслевые и отраслевые); 
     - нормы, устанавливающие обеспечение рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты и нейтрализацию вредных воздействий на работающих производственных факторов (нормы, предусматривающие организацию лечебно-профилактического питания, выдачу молока, мыла, спецодежды и т.д.);
     - специальные нормы о труде женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью.
     Предполагаем, что обеспечить здоровые и безопасные условия работы способна  лишь охрана труда в широком ее понимании , потому как если хоть один ее компонент не обеспечивается должным образом, то вся система охраны труда практически не обеспечена.
     Охрана труда понимается в нескольких правовых аспектах, что соответствует советской традиции, но имеет и некоторые отличия: 
     1) как один из принципов трудового права, получивший закрепление в законодательстве (обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 2 ТК РФ));
     2) как один из институтов трудового права, который включает в себя: 
     а) нормы по технике безопасности и гигиене труда, а также правила, регулирующие организацию охраны труда;
      б) нормы, регламентирующие деятельность органов государственного надзора и контроля в области охраны труда. Формально государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, относятся к способам защиты трудовых прав и свобод, но его нормы, связанные с надзором и контролем в области охраны труда, одновременно относятся и к институту охраны труда; 
     в) нормы по специальной охране труда женщин и подростков, а также лиц с пониженной трудоспособностью. В современном ТК РФ женщины вместе с лицами с семейными обязанностями, а также молодежь рассматриваются как категории работников, в отношении которых установлены особые нормы, относящиеся не только к охране, но и к регулированию их труда в целом.  Вместе с тем отнесение норм по охране труда женщин и несовершеннолетних, а также лиц с пониженной трудоспособностью к институту охраны труда не вызывает сомнений; 
     3) как одно из основных трудовых прав, право на здоровье и безопасные условия труда (право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
     4) как комплексный институт трудового права, комплексное межотраслевое законодательство. Соответственно, охрану труда следует признать многоуровневым и многоаспектным явлением, нуждающемся в комплексном анализе. Охрана труда как сложное межотраслевое образование включает в себя совокупность норм, устанавливающих систему правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий, непосредственно направленных на создание безопасных и здоровых условий труда.11
    Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.
    Социальное значение охраны труда состоит в реализации прав человека на жизнь, здоровье, свободно распоряжаться своими способностями по отношению к труду и т.д.
    Экономическое значение охраны труда заключается в правильном учете результатов труда работника и достойной его оплате, а тем самым и росту производства, экономики; в снижении травматизма работников и уровня профессиональных заболеваний и т.д.
    Правовое значение охраны труда состоит в том, что: 
     * она способствует обеспечению работников охраны жизни, здоровья и достоинства в процессе трудовой деятельности, работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции, семейных обязанностей работников, а также психофизиологических особенностей организма несовершеннолетних, уровня трудоспособности инвалидов;
     * правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статутные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты. Так, нельзя принимать женщин, несовершеннолетних до 18 лет на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы;
     * вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений;
     * она является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с работодателем, по которому обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, а работник обязан соблюдать требования охраны труда.12
	В ТК РФ закреплены два основополагающих направления правового регулирования охраны труда в Российской Федерации: 
	-  признание приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам их производственной деятельности; 
	-  установление единых нормативных требований по охране труда для всех без исключения организаций и работников.
	Содержанием института охраны труда является  совокупность мероприятий по охране здоровья субъектов трудовых правоотношений и иных граждан, здоровью которых может угрожать производственная, хозяйственная деятельность и совокупность охранных мероприятий правового, социально-экономического, организационно-технического, санитарно-гигиенического, лечебно-профилактического и  реабилитационного характера.
      Содержание охраны труда включает в себя несколько аспектов: общесоциальный, технический, медико-технологический, юридический13.
     Основной целью законодательства об охране труда является решение следующих задач:
     -  защита работников от воздействия вредных производственных факторов, которые угрожают его здоровью и физической безопасности;
     - обеспечение компенсацией при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
     - проведение медицинской и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.
     Будучи институтом трудового права, охрана труда состоит из следующих самостоятельных подинститутов:
     - требования охраны труда;
     - организация охраны труда;
     - обеспечение прав работника на охрану труда;
     - охрана труда женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц моложе 18 лет, инвалидов.
     Охрану труда в российском законодательстве по праву можно назвать  правовым  институтом, и при этом межотраслевым.  Согласно теории государства и права  признаками правового института являются: субъекты, объекты, правосубъектность, правовая база, правоотношение и механизм правового регулирования.14
     Важным признаком института охраны труда являются субъекты трудовых отношений, которые, как правило, одновременно выступают и субъектами института охраны труда. Однако необходимо отметить, что кроме субъектов института охраны труда в трудовых правоотношениях зачастую  участвуют и иные лица (физические и юридические), чьи законные интересы могут быть каким-либо образом ущемлены, нарушены либо им причиняется материальный и моральный ущерб. Как свидетельствует практика, субъектами института охраны труда являются юридические и физические лица. Юридическими лицами могут быть: государство, его органы, организации; иные юридические лица и общественные организации, т.е. работодатели либо заказчики каких-либо результатов трудовой деятельности.  Физическими лицами могут быть работники,  трудящиеся на основе трудовых договоров; работодатели - юридические и физические лица, без образования юридического лица; представители кооперативов, занимающиеся совместной производственной, хозяйственной деятельностью; студенты и учащиеся различных образовательных учреждений, проходящие производственную и иные виды практики другие категории лиц.  Кроме того, такими субъектами могут быть признаны иностранные граждане, работающие на совместных и иных предприятиях, согласно международным договорам между Российской Федерацией и их государствами.
      В силу того что производственная деятельность относится к источникам повышенной опасности и в случае, если в процессе ее осуществления физическим либо юридическим лицам причиняется ущерб, наносится вред, производители, работодатели таких предприятий, учреждений обязаны его возместить, ликвидировать, как то предусмотрено гражданским законодательством либо иными нормативными правовыми актами15. Потерпевшие в указанных случаях относятся к участникам трудового  законодательства. Получается значительное число как субъектов, так и участников трудовых правоотношений. Это число может быть пополнено еще и нарушителями  законодательства по охране труда.
     Составной частью института охраны труда являются объекты трудовых правоотношений.  Под объектом правоотношения принято понимать то, по поводу чего возникают соответствующие правоотношения, в нашем случае отношения по охране труда . Руководствуясь практикой обеспечения охраны труда, судебной практикой по поводу нарушений трудового законодательства, к объектам рассматриваемого правоотношения относятся: физические лица, их здоровье, жизнь; инженерно-технические сооружения, механизмы, предназначенные для обеспечения безопасных условий труда; производственная продукция; средства индивидуальной и коллективной защиты работников; технологические процессы и многое другое. Самое общее понимание объекта любого вида правоотношения сводится к охраняемым законами и подзаконными актами ценностям морального и материального характера.
     Особое место среди признаков института охраны труда занимает правосубъектность, т.е. правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений в сфере охраны труда, если еще точнее - то наличие у них прав, свобод и обязанностей, на основе которых они участвуют в трудовой, производственной, хозяйственной деятельности16.  
     Правовая база института охраны труда весьма внушительна, так как  в нее входят не только национальные и международно-правовые акты сферы трудовых отношений, но и близких к ним сфер (отраслей): административной, конституционной, гражданской, уголовной. Значительное место в механизме правового регулирования охраны труда, обеспечения безопасных условий трудовой деятельности занимают международные правовые акты, разрабатываемые Международной организацией труда.
     Следующим признаком института охраны труда является правоотношение. В нашем случае – правоотношение в сфере охраны труда, т.е. та часть общественных отношений, урегулированных трудовым законодательством, которая возникает и действует в сфере обеспечения безопасных условий труда, способных предотвратить причинение вреда, ущерб жизни, здоровью субъекта трудовых правоотношений. Любое правоотношение, тем более в сфере,  защиты труда, обеспечения безопасных условий трудовой деятельности, призванных сохранить жизнь, здоровье, трудоспособность трудящегося, имеет ряд определенных особенностей17. Они включают в себя:
     - обязательность наличия норм, регулирующих правоотношение;
     - наличие воли участника, субъекта правоотношения, в которое он вступает;
     -  наличие  связи между субъектами правоотношений через систему их прав, свобод, законных интересов и обязанностей; 
     - обязательность присутствия, наличия индивидуализированной связи между субъектами правоотношения; 
     - контроль, поднадзорность со стороны государства и обеспечение им их охраны, защиты.18
     Важным признаком  института охраны труда является механизм его правового регулирования, под которым необходимо  понимать воздействие правовых средств, закрепленных трудовым законодательством, на субъектов и участников трудовых правоотношений.
      Под методами правового регулирования института охраны труда понимается   рычаг государственного воздействия на субъектов трудовых правоотношений, основанный  на нормативной базе и влекущий  возможность применения принуждения, при наличии на то оснований, а так же предназначен для обеспечения результативного, положительного воздействия на субъектов и участников рассматриваемого правоотношения и представляет собой эффективное средство осуществления функционирования института охраны труда, обеспечения безопасных условий любого вида деятельности.
     Как уже отмечалось, нормы института охраны труда призваны создавать условия трудовой деятельности, исключающие воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов. В связи с чем нормы рассматриваемого института следует разделить на два подинститута. 
     Первый подинститут состоит из совокупности правил по технике безопасности, которые призваны оградить работника от воздействия опасных факторов. 
     Второй же составляют правила по производственной санитарии, которые направлены на то, чтобы оградить работников от воздействия вредных факторов. 
     Деление норм института охраны труда на подинституты имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Контроль за соблюдением правил по технике безопасности и производственной санитарии осуществляют специальные государственные органы. Поэтому принудительное воздействие на работодателя с целью выполнения правил по технике безопасности осуществляют специально уполномоченные органы, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением норм этого пединститута трудового права. Контроль за соблюдением правил по производственной санитарии также осуществляют специально уполномоченные на это государственные органы, в частности санэпидемнадзора.
     Нарушение норм рассматриваемых пединститутов может привести к различным правовым последствиям. В частности, несоблюдение правил по технике безопасности приводит к несчастным случаям на производстве, то есть к получению работником травмы. Нарушение правил по производственной санитарии может привести к профессиональному заболеванию. В связи с изложенным должны использоваться различные способы и средства защиты от воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов. Следовательно, применение норм указанных подинститутов имеет свои правовые особенности.19
     Таким образом, охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, которые создают правовую основу для сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, состоит из двух подинститутов: правил по технике безопасности и производственной санитарии, которые призваны оградить работников соответственно от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Нормы данного института реализуются через деятельность работодателей, Фонда социального страхования РФ, специально уполномоченных государственных органов, работников и их законных представителей.
  
1.2. Основные направления государственной политики в области охраны труда.

   Формирование правовой основы охраны труда определяется государственной политикой в данной сфере. Главным и основным направлением государственной политики в области охраны труда является  обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников во время их трудовой деятельности.
    Позиция признания здоровья как высшего национального приоритета государства находит отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года20.
    В документе подчеркивается, что формирование здорового образа жизни должно стать важнейшим направлением государственной политики. Поэтому снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно стать приоритетным направлением.
    Как отмечается в Концепции, в настоящий момент происходит сокращение совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2010 – 2020 гг. более чем на 10 %), что, в конечном счете, повышает требования к качеству трудовой жизни.
    В Докладе МОТ ко Всемирному дню охраны труда отмечалось, что государство заинтересовано в сохранении жизни и здоровья работников, так как большая часть населения мира проводит более трети сознательной жизни на рабочем месте, внося свой вклад в развитие общества21.
    А по данным Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья человека только на 8 - 10% зависит от работы системы здравоохранения, приблизительно на 30% - от наследственных факторов и на 30% - от условий жизни и условий труда22. 
    Поэтому не случайно, что стандартом в определении здоровья считается его классическое определение, данное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которому «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». 23
    Государственная политика в области охраны труда формируется из определенных в законодательстве принципов. Данные принципы подразделяются на несколько групп, среди которых основными являются:
   - принципы организации охраны труда;
   - принципы экономической государственной политики в сфере охраны труда;
   - организационные принципы по охране труда.
   Рассмотрим каждую группу принципов подробнее. 
    Среди принципов организации охраны труда можно выделить следующие:
   - обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
    -  принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; 
   -  государственное управление охраной труда;
    -  федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; 
   -  государственная экспертиза условий труда;
   - установление порядка проведения специальной оценки условий труда; 
   - содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; 
   - профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
   - расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    -  защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 
   - установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
   Среди принципов экономической государственной политики в сфере  охраны труда можно выделить следующие:
   -  установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 
   -  координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; 
   -  распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
    -  участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.
    К организационным принципам по охране труда относятся: 
   - подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование; 
   -  организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; 
   -  обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
    -  международное сотрудничество в области охраны труда.
    Все вышеперечисленные принципы направления государственной политики в области охраны труда должны обеспечиваться обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.24
    Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается путем осуществления согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
    Значительная роль в формировании государственной политики в сфере охраны труда и ее проведении принадлежит государственным органам, на которые возложена функция по управлению охраной труда.
    В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.
    Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
    На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ согласованные действия по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда осуществляются органами исполнительной власти субъекта РФ, объединениями работо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44