VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001207
Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе
Содержание
Министерство образования и науки РФ
Академия гуманитарных наук и образования (Омское отделение)
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
«Омская гуманитарная академия»
Кафедра педагогического и специального (дефектологического) образования

«Допущена к защите в ГЭК»
“___” ______________ 20…. г.
зав. кафедрой ____________
Уч. степень, уч. звание, Фамилия И.О.
………………………………………..
подпись


                                   Гаммер  Ольга  Яковлевна

Тема выпускной квалификационной работы
«Духовно-нравственное  воспитание  младших  школьников  во  внеклассной  работе, на  основе  декоративно-прикладного  искусства»

Направление подготовки: ХХ.ХХ.ХХ  Педагогическое  образование 
Профиль подготовки: начальное  образование

Руководитель: Рягин Сергей Николаевич.
доктор педагогических наук, профессор кафедры  педагогического и специального (дефектологического) образования ОмГА
……………………………………
подпись







Омск,  20….

Введение……………………………………………………………………2-4
Глава 1.  Фундаментальные   основы процесса духовно-
нравственного воспитания младших школьников           ………………………………………. …………………………………………                                                                                      
1.1.  Основная  суть процесса духовно- нравственного воспитания……………………………………………………………………4-12
1.2.Цели  и  задачи  духовно-  нравственного  воспитания ……………… 12-15
1.3. Методы  и  приёмы   духовно-нравственного  воспитания      ………………………………………………………………………………...15-24
1.4.Вывод  к первой  главе…………………………………………………..24-28
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по  духовно-нравственному воспитанию младших школьников……………………………………………...................................28
2.1. Диагностика уровня   сформированности   нравственных
качеств младших школьников………………………………………………28-41
2.2 Система работы по  духовно- нравственному воспитанию младших
школьников  по  внеклассной  работе  в  ОУ  «Новоселецкая  школа»  ……………………………………………………………………………….41-69
2.3 Методические рекомендации по  духовно-нравственному воспитанию   младших  школьников  во  внеклассной  работе …………………………69-72
2.4.Вывод  ко  второй  главе
Заключение………………………………………………………………….72-76
Список литературы…………………………………………………………77-78
Приложения…………………………………………………………………78-101


Введение
Во  все  времена    люди  высоко  ценили    духовно-нравственную  воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие   в  современном  обществе,  заставляют  нас  размышлять  о  будущем  России,  о  её  молодёжи. Подрастающее  поколение  можно  обвинять  в  бездуховности,  безверие  агрессивности. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во  внеклассное  время  является   важной проблемой. Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Исследуемая    мною  проблема нашла отражение в работах Н.М.Болдырева , А.С.Макаренко и других педагогов, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Для педагога очень важно не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, а также умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании во внеклассной деятельности. Следует согласиться с мыслью Платона «…если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля». В связи с этим, цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить специфику духовно – нравственного воспитания младших школьников.
В современной России складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Цель современной школы – создание условий, обеспечивающих полноценную реализацию потенциала каждого ребенка. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.  В.А. Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно- нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.
    В   ОУ  «Новоселецкая  школа»разработана  программа духовно-нравственного развития,  которая  направлена на обеспечение  и развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внеклассной  деятельности, в совместной педагогической работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и других субъектов общественной жизни.
  Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т.к. в России разрушена идеология, т.е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н.М.Карамзин.
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его история и культура.  Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира .
 Условием стабильного и целостного существования семьи  как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.
 Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.
Проблема воспитания оптимистически настроенного , счастливого человека приобретает особую остроту в наше время с его бурными коллизиями, дисбалансом, падением морального общественного тонуса. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие.
  Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.
  Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции-  хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому   я считаю, что   появление  экспериментальной  площадки  в  нашей  школе очень  прекрасное  решение.
Цель исследования : выявить возможности внеклассной работы в духовно – нравственном воспитании младших школьников создание условий для духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе внеклассной деятельности.
Объекты  исследования  в  данной  работе  является   духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Предмет  исследования   духовно-нравственное  воспитание  младших  школьников  во  внеклассной  работе 
Гипотеза:
если будут созданы необходимые условия:
• Поэтапное формирование у   младших  школьников, начиная с дошкольного возраста духовного- нравственного воспитания  во  внеклассной  работе
• Возрождение, сохранение, ценностей русской народной культуры.
• Освоение русских народных традиций, формирование национального самосознания в процессе творчества детей при условии педагогического руководства.
При  достижения  поставленной  цели  и выдвинутой  гипотизы  поставлены  следующие  задачи:
1.  На основе   анализа    научной  литературы  определить  сущность  духовно-нравственного  воспитания   младших  школьников  в условиях  ФГОС
     2.Определить  методы  исследования  духовно-нравственного  воспитания.
               3. Разработать  программу  младших  школьников  во  внеклассной  работе  и  оценить  её   эффективность  в  условиях  педагогической  деятельности.
               4. Провести    исследования над  экспериментальной  площадкой  и  интерпретировать полученные результаты;
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование.
Глава 1. Фундаментальные  основы процесса духовно-
нравственного воспитания младших школьников во  внеклассной  работе          
1.1  Основная  суть  процесса нравственного воспитания
 Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
В новом энциклопедическом словаре понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское moralis - нравственный) система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека В  системе  образования  нравственное  воспитание-это  целенаправленный  процесс  взаимодействия  педагогов  и  воспитанников,  направленный  на  формирование  гармоничной  личности,  на  развитие  её   ценносто-смысловой  сферы, посредством  сообщения  ей  духовно-нравственных  ценностей.  Под  духовно-нравственными  ценностями  понимаются   основополагающие  отношения  людей    друг  к  другу,  к семье  и обществу ,  принципы  и  нормы.
Таким образом, основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Как отмечает Архангельский Н.В., «Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе».
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому - духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного».
   Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.  Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности  происходит в сфере  общего   начального образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
   Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является  индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
   Ребенок школьного  возраста наиболее  восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.  В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. 
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, ? есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»( Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. — М., 1983.? С. 385.)
       Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России в сфере общего образования  разработана в соответствии с  Конституцией Российской Федерации,  Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Общеобразовательные учреждения должны  воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и  сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Общеобразовательная школа ставит перед собой следующие задачи  по  духовно-нравственному  воспитанию учащихся:
— формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
— ориентацию в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
— выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
— формирование моральной самооценки;
— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
— формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Каждая из указанных задач выполняет определенные функции, а в совокупности они раскрывают технологию воспитания у школьников целостной структуры нравственных ценностей. В каждом конкретном случае могут взаимодействовать разные стороны процесса: нравственное просвещение, убеждение и приучение, возможно равномерное взаимодействие всех трех сторон воспитания.
Логическая структура нравственного воспитания представляется следующим образом. Важнейшей задачей этого процесса является овладение учащимися знаниями норм и правил поведения. Без знания норм и правил поведения невозможно подвести учащихся к убеждению, тем более к их реализации. Если какие - то нормы нравственного поведения и будут вырабатываться, то неосознанно, методом проб и ошибок. Поэтому необходимо систематическое и целенаправленное воспитание у школьников нравственного поведения с ранних детских лет.
Все зависит от возраста, но логически всегда надо начинать с нравственного просвещения. Хотя в каждом конкретном случае началом может быть и поступок, и соучастие, и чувство. Знание основ морали поможет учащимся глубже осмыслить свое поведение и оценить поступки других, разобраться в сложных ситуациях взаимоотношений со сверстниками и старшими, знакомыми и незнакомыми людьми. Островская Л. Ф. ставит перед педагогом и родителями учеников начальной школы следующие задачи по формированию у детей нравственного воспитания:
- воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие нормально расти, развиваться и организовывающие поведение ребенка;
- формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы поведения.
Результатом   духовно-нравственного  воспитания  является  нравственная  воспитанность.Она  материализуется  в  общественно  ценных  свойствах  и  качествах  личности,  проявляется  в  отношениях, деятельности,  общении. О  нраваственной   воспитанности  свидетельствует  глубина нравственного  чувства,  способность к  эмоциональному  переживанию,мучениям  совести, страданию,  стыду и  сочувствию.Она  характеризуется  зрелостью  нравственного  сознания,  моральной  образованностью,  способностью  анализировать,  судить  о  явлениях  жизни  с  позиции  нравственного  идеала,  давать  им  самостоятельную  оценку.
Нравственная  воспитанность-  это  устойчивость положительных  привычек  и  привычных  норм  поведения,  культура  отношений,  чувства  прекрасного,  видение  традиций  народов  России,  культура  отношения   в  условиях  здорового  детского  коллектива.
Нравственные  чувства-переживания  человека своего  отношения  к  поступкам  и  действиям,  регулируемые  нормами  нравсвенности. Нравственные  чувства  наряду  с  интеллектуальными  и  этетическими  относятся  к  высшим  чувствам,  наиболее  богатым  по  содержанию  и  сложным  по  структуре.
Существенным  признаком  процесса  духовно  нравственного  воспитания  является  его  концентрическое  построение:решение  воспитательных  задач.Для    достижения  целей  используются   различные  виды деятельности.Этот  принцип  реализуется  с  учётом  возрастных  особенностей  учащихся.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Одна  из  задач  в  воспитании-правильно  организовать  деятельность  ребёнка,  в  том  числе  и  во  внеклассной  работе.Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
Логическая  структура  духовно-нравственного  воспитания представляется  следующим  образом.  Важнейшей  задачей  этого  процесса  является  овладение  учащимися    знания  норм  и  правил  поведения,  знания  культурных  ценностей,  уважение  культуры  многонациональных  народов  России. Поэтому необходимо систематическое и целенаправленное воспитание у школьников нравственного поведения с ранних детских лет.
Все зависит от возраста, но логически всегда надо начинать с нравственного просвещения. Хотя в каждом конкретном случае началом может быть и поступок, и соучастие, и чувство. Знание основ морали поможет учащимся глубже осмыслить свое поведение и оценить поступки других, разобраться в сложных ситуациях взаимоотношений со сверстниками и старшими, знакомыми и незнакомыми людьми. 
Итак,  теоретический  анализ  состояния  проблемы  духовно-нравственного  воспитания  младших  школьников  позволяет   сделать  вывод  о  том,  что  учёными  наработаны  интересные  подходы  к  данному  вопросу,  которые  можно  взять  на вооружение   учителям,  в  процессе     нравственного  воспитания  младшего  школьника.
Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.
1.2. .Цель и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников. 
Целью духовно-нравственного воспитания является осознание школьниками ведущих ценностных ориентации отечественной цивилизации, приобщение новых поколений к родной культуре, развитие внутреннего мира детей ради утверждения ими себя как деятельных субъектов, сохранение и приумножение богатства национальной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта. Духовно-нравственное воспитание детей осуществляется через решение следующих задач: - служение своему Отечеству и народу; - усвоение моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории; - усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса; - сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; - гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;  формирование национального самосознания ответственного отношения к русскому языку как государственному и как к средству межнационального общения;  усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни средствами массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия; объединение усилий семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных  конфессий в воспитании и социализации детей и подростков; сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;  воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений. Решение задач духовно-нравственного воспитания будет способствовать развитию следующих компетентностей учащихся: 
1. Ценностно-смысловая, позволяющая судить об отношении ребенка к усвоению духовных ценностей русской традиционной культуры, готовности к обучению и личностному развитию.
 2. Социально-личностная, демонстрирующая понимание ценности традиционной русской культуры как историко-культурного фундамента; умение работать в группе; готовность к самостоятельной работе; готовность к постоянному обучению и саморазвитию   на    образе  отечественной культуры. 
3. Информационно-методическая, отражающая уровень развития познавательных способностей учащихся, профессиональных (в том числе информационно-коммуникативных), сформированности системы знаний и умений учащихся. 
4. Общекультурная, реализующая инкультурацию и социализацию личности учащегося; демонстрирующая понимание учащимися условий и особенностей формирования русской традиционной культуры 
Принципами духовно-нравственного воспитания являются: - принцип системно-организационного подхода, который предполагает  скоординированную целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения; - принцип ценностной ориентации, который имеет определяющую жизненную значимость для формирования системы ценностей подростка; - принцип личностно ориентированного noдхода в духовно-нравственном воспитании предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом психологических особенностей каждой возрастной социальной группы школьников; принцип сохранения исторической памяти народа, который способствует становлению исторического самосознания нации, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственной социально активной личности, умеющей осуществлять социальный прогноз, исходя из понимания реалий настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего, осознавать историческую ответственность за свою деятельность; - принцип воспитания на традициях: культурных (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России), боевых (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат), трудовых (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества и государства); - лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа; -принцип информационной защищенности. Суть этого принципа заключается в признании прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья. Все названные принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе духовно-нравственного воспитания.
1.3.Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.
Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.
Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя.
Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.
Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.
Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.
Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Методов и особенно различных версий методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Но явления воспитания очень сложны и противоречивы, а потому единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия найти трудно.
Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:
Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи,
Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И. в которой выделяют такие группы методов:
Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
Методы стимулирования поведения и деятельности.
Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Мотивы условно делятся на смыслообразующие и мотивы-стимулы. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.
Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы.
В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее – методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия – пример.
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
У рассказа на этическую тему несколько функций:служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,служить способом использования положительного примера в воспитании.К условиям эффективности этического -рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсужден.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%