VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Новаторство Ф.М. Достоевского в романах «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание». Современники о романах

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007682
Тема: Новаторство Ф.М. Достоевского в романах «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание». Современники о романах
Содержание
Новаторство Ф.М. Достоевского в романах «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание». Современники о романах




СОДЕРЖАНИЕ 







ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………           3

ГЛАВА 1. РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕДНЫЕ ЛЮДИ» И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ …………………………….

Место романа «Бедные люди» в творчестве Ф.М. Достоевского и в литературной критике XIX века……………………………          8

Художественные особенности романа «Бедные люди» и его новаторство ………………………………………………………        10

ГЛАВА 2. РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ» КАК ОДНО ИЗ НОВАТОРСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЯ…………………………………………………………………       17



2.1. Роман «Униженные и оскорбленные» в творчестве Ф.М. Достоевского и литературной критике ………………………………………………….       17

2.2. Новаторские черты романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» ………………………………………………………………      19



ГЛАВА 3. РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ…………………………………     23



3.1.Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - отражение глубинных процессов развития общества……………………………….     23

3.2. Образ Родиона Раскольникова как художественное открытие Ф.М. Достоевского………………………………………………………………….    26



ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….       33

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….      36











ВВЕДЕНИЕ

Имя одного из самых выдающихся русских писателей второй половины XIX века Федора Михайловича Достоевского стоит в одном ряду с выдающимися именами не только русской, но и всей мировой литературы. «Гениальность Достоевского неоспорима, - писал Алексей Максимович Горький, - по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру». Для каждого истинного ценителя таланта Достоевского он не просто известный русский писатель, но еще и гениальный художник слова, великий гуманист, настоящий демократ, а также непревзойденный исследователь загадочной человеческой души. Именно в духовной   жизни   человека, по мнению самого Ф.М. Достоевского, происходит отражение самых глубинных процессов исторического развития всего общества. С трагической мощью писатель показал, как калечит души людей социальная несправедливость, как ломает человеческую жизнь среда, полная пороков. Одновременно во всех своих произведениях, в том числе и в романах «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание», он сумел показать, как горько и трудно тем, кто борется за настоящие гуманные отношения, при этом страдает за «униженных и оскорбленных».

Часто романы, написанные Ф.М.  Достоевским, в литературоведении называют идеологическими, социально-философскими. Наверное, это, как считает М.М. Бахтин, объясняется тем, что все действие в них движется не только сюжетом, но еще и страстной мыслью самого писателя, который неустанно ищет ответа на мучающие его вопросы: где правда? как добиться справедливости? как защитить всех бесправных и угнетенных? Все творчество великого писателя пронизано острым человеческим   состраданием и нестерпимой болью к обездоленным и обиженным и в то же время горячей ненавистью к бесчеловечным порядкам, правящим в этой жизни. Отталкиваясь от фактов реальной действительности, одновременно пытаясь глубоко их осмыслить и обобщить, Достоевский в своих произведениях настойчиво ищет выход из самых сложных противоречий современной ему жизни, мечтает обязательно найти и указать путь, ведущий человечество к полной гармонии и    счастью. И этим, возможно, объясняется новаторский характер каждого его произведения, пусть это будет небольшая повесть, или серьезное эпическое полотно. 

Творчество Ф.М. Достоевского всегда вызывало и до сих пор вызывает огромный интерес, не только у читателей, но и у многочисленных литературоведов, среди которых в первую очередь Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, Д. П. Святополк-Мирский, Вячеслав Иванов, М. М. Бахтин.   Во многих работах современников и литературоведов нашего времени детально изучена его писателя, его личные письма, черновые материалы, а также подвергаются детальному анализу его художественные произведения. Во всех работах обращалось внимание на тематику и проблематику произведений, особенности жанра и стилистики. Рассматривались и другие, более узкие темы и конкретные вопросы, касающиеся различных сторон его творчества, в том числе и новаторства созданных Ф.М. Достоевским   произведений.   

Литературная критика никогда однозначно не принимала произведения Достоевского. Например, Н. А. Добролюбов называл роман «Униженные и оскорбленные» «лучшим литературным явлением», хотя до конца это произведение не принимал. О романе «Преступление и наказание» говорили, что Раскольников «сумасшедший человек», «нервная повихнувшаяся натура».

На протяжении XX века отношение к творчеству Ф.М. Достоевского также менялось.  Например, в начале прошлого столетия Дмитрий Мережковский называл Достоевского «пророком русской революции», М. М. Бахтин пишет: «…Мы считаем Достоевского одним из величайших новаторов…».  В то же время Г. Покровский с жестокостью обрушивается на писателя, считая, что его творчество – «это гнилая попытка обновить религию... создать новое религиозное движение...».

Хотя великий философ России Н. Бердяев утверждал, что «Достоевский прежде всего великий антрополог, исследователь человеческой природы, ее глубины и ее тайн». И именно в этом, по его мнению, и заключается новаторство Достоевского-романиста. 

Однако и сегодня нельзя с полной уверенностью сказать, что все тайны писательского мастерства Федора Михайловича Достоевского уже открыты. Д. Мережковский в книге «Л. Толстой и Достоевский» по этому поводу пишет: «Больше тайны, чем эта, для него не было. Да и есть ли вообще большая тайна для нас и для всего человечества».

Актуальность обращения к данной теме обусловлена сложившимся объективным и субъективным интересом к вопросам изучения эпических произведений Ф.М. Достоевского, в том числе и романов «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание». Важность и актуальность обращения к произведениям этого писателя на уроках литературы, необходимость изучения особенностей его авторского повествования во многом обусловлены все более возрастающим интересом к вопросам истории русской литературы, а также предоставленной возможностью изучения литературы не только на базовом, но и на повышенном (профильном) уровне в 10 – 11 классах.   

Актуальность рассматриваемого вопроса, практическая и теоретическая значимость путей решения обозначенной проблемы определили тему исследования: новаторство Ф.М. Достоевского в романах «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание». Современники о романах.

Именно желание познакомиться с особенностями романов Ф.М. Достоевского и стали основой для написания данного исследования и определили основную цель работы: знакомство с новаторством Ф.М. Достоевского в романах «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание», а также с мнением современников об этих произведениях.

Объект исследования: творчество Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования: романы Ф.М. Достоевского «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание». 

Поставленная цель, объект и предмет исследования послужили основой для определения целей исследования:

изучить научную и методическую литературу учебно - педагогического характера по теме исследования;

определить новаторские особенности романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»;

познакомиться с романом «Униженные и оскорбленные» как одним из новаторских произведений Ф.М. Достоевского;

рассмотреть роман «Преступление и наказание» как одно из художественных открытий писателя. 

Методологической основой для написания данного исследования послужили работы известных отечественных и зарубежных специалистов, посвященных творчеству Ф.М. Достоевского: М.М. Бахтин, Н. Долининой, Н.А. Бердяева, Н.А. Добролюбова, В.Г. Белинского и др. 

С целью решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ научной и  художественной литературы по проблеме исследования; 

обобщение теоретического и научного материала, раскрывающего содержание работы. 

            Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы на семинарских и практических занятиях по методике преподавания литературы как в старших классах, так и на этапе знакомства с творчеством Ф.М. Достоевского. Кроме этого данные материалы могут быть использованы для работы учителя в его практической деятельности. 

           Структура данной работы отражает поставленные перед исследованием цели и задачи. Она состоит из введения, в котором определяется цель, предмет и объект исследования, а также актуальность данной работы, ее практическое использование.  Основная часть состоит из трех глав, каждая из которых имеет определенное количество параграфов, главное содержание которых определяется темой исследования.   Кроме этого в структуре дипломной работы есть заключение, в котором сделаны необходимые выводы.  Список источников и научной литературы, используемой при проведении данного исследования, состоит из 16 наименований, определенную часть которых составляют научные работы, посвященные творчеству Ф.М. Достоевского. 


















ГЛАВА 1. РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕДНЫЕ ЛЮДИ» И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ 

Место романа «Бедные люди» в творчестве Ф.М. Достоевского и в литературной критике XIX века

            В 1845 году Ф.М. Достоевский закончил работу над романом «Бедные люди». Признание и слава к автору пришли еще до его опубликования. С текстом ознакомились Григорович, Некрасов, Белинский. «О «Бедных людях» говорит уже пол-Петербурга», – сообщал в октябре 1845 года Достоевский своему брату Михаилу. «В ноябре и декабре 1845 года все литературные дилетанты ловили и перебрасывали отрадную новость о появлении нового огромного таланта», – свидетельствовал критик Валериан Майков. В январе 1846 года некрасовский «Петербургский сборник» вышел в свет. Открывал эту книгу роман Федора Михайловича «Бедные люди».

       Это был первый роман писателя, над которым он работал в 1844 -1845 годах, многократно перерабатывая весь текст, оттачивая стройность изложения, стиль повествования. Рукопись своего первого романа Достоевский закончил еще в 1844 году, однако в декабре она подвергается полной и основательной переработке, а в феврале 1845 года – еще одной, уже вторичной переделке. «Кончил я его [роман] совершенно, – сообщает начинающий беллетрист брату 24 марта 1845 года, – чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен».

            Определяя значимость этого произведения в своем творчестве в 1877 году, будучи уже зрелым мастером, Ф.М. Достоевский писал: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом. Теперь еще вспоминаю ее каждый раз с восторгом. И вот, тридцать лет спустя, я припомнил всю эту минуту опять, недавно, и будто вновь ее пережил...».

            Роман сразу же получил высокую оценку литературной критики, в частности, В.Г. Белинский писал о нем: «Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому. Это первая попытка у нас социального романа, и сделанная притом так, как делают обыкновенно художники, то есть, не подозревая и сами, что у них выходит».

          В большинстве исследований о Ф.М. Достоевском, написанных в прошлом веке, роман «Бедные люди» рассматривался как социально-психологический. Например, Е.И. Кийко в своем исследовании «Белинский и Достоевский об утопическом социализме» отмечает стремление писателя «раскрыть в своих униженных и оскорблённых героях их нравственную красоту». 
            Совершенно по-другому к осмыслению значимости «Бедных людей» подошел известный исследователь творчества писателя М.М. Бахтин, который поддержал точку зрения В.Н. Майкова по отношению к первому роману Достоевского.  Главное, на что обратил внимание ведущий исследователь творчества Федора Михайловича - это психологизм романа. «Уже в первый «гоголевский период» своего творчества, - пишет известный литературовед, -  Достоевский изображает не «бедного человека», но самосознание бедного чиновника…».
            Вслед за М.М. Бахтиным акцент на социально-психологическом звучании романа «Бедные люди» сделал еще один А. Белецкий. Исследователь также ссылается на мнения В.Н. Майкова, утверждая, что «не события, а их переживания, не типы, а индивидуальные психологические портреты, не полно выписанные картины, а «характеристические детали», композиция действия с определённым драматическим нарастанием, действия, перенесённого из внешнего во внутренний мир, в мир чувств, эмоций и ощущений двух главных героев романа. Форма переписки заставила автора скрыться: никаких лирических отступлений, изменений, рассуждений по поводу, вроде того, как мы находим у Гоголя; весь лиризм и пафос ушёл, как подпочвенные воды, вглубь, - но оттуда просачивается мощною влагою, преображая живописуемое так, что механически или объективности изображения не остаётся места». 

             Открытие, сделанное в этом произведении Ф.М. Достоевским, известный исследователь его творчества М. Бахтин сравнил с «коперниковским переворотом», в котором точкой опоры этого переворота стало самосознание как художественная доминанта в построении образа героя.

            А вот наиболее точное место «Бедных людей» в творческом наследии Достоевского и созданных им образов весьма убедительно определил современный исследователь творчества писателя В.Н. Захаров, который считал, что «Макар Девушкин был первым откровением великой идеи Достоевского – идеи «восстановления» человека, духовного воскрешения забитых и бедных людей, униженных и оскорбленных».

Художественные особенности романа «Бедные люди» и его новаторство 

        «Бедные люди» - это первый роман Федора Михайловича Достоевского, которому в его творчестве отведено особое место, - это произведение не просто открыло миру нового русского писателя, но предопределило всю дальнейшую судьбу величайшего художника и мыслителя, способного проникать в неведомые тайники человеческой души. 

            Достоевского выбирает для своего произведения особый жанр, который не был популярен еще в русской литературе, - это эпистолярный роман-диалог, построенный на переписке главных героев: Макара Алексеевича Девушкина и Вареньки Алексеевны Доброселовой. Как отмечает Бахтин М.М. в своем исследовании «Проблемы поэтики Достоевского», ««Бедные люди» - образец использования, устаревшего к середине девятнадцатого века эпистолярного жанра в качественно новом виде и с принципиально изменившимися целями». 

Основной конфликт романа – это сама личность, ее противоречия и внутреннее состояние. Внешний сюжет, построенный на переписке героев, постепенно сменяется перепиской-диалогом, взаимной перепиской главных персонажей. В пятидесяти пяти письмах, составляющих основное содержание произведения, раскрывается не только история жизни главных героев, но и история их души.

           Действие «Бедных людей» начинается весной. В первом письме к Вареньке, помеченном восьмым апреля, Макар Алексеевич пишет о том, что в его «уголочке» «растворили окошко; солнышко светит, птички чирикают, воздух дышит весенними ароматами, и вся природа оживляется». И до последних чисел сентября длилась переписка двух трогательных сердец, которым не суждено было быть счастливыми.

           «Каждое из писем, составляющих основу композиции произведения в составе романного целого, как отмечает Уторова Е. А., одновременно является и «настоящим» письмом (для его героев), и художественной формой (для автора). Каждое письмо имеет типичную композиционную форму: 

обращение, 

основное содержание 

подпись».

          Таким образом, эпистолярная композиция как бы накладывается на сюжет всего произведения. 

           Отдавая предпочтение переписке главных героев, выстраивая всю композицию с учетом этих особенностей, автор не оставляет своих героев наедине, он, как автор, с одной стороны, постоянно наблюдает за развитием их отношений как бы со стороны, но, с другой стороны, именно он, автор, определяет специфику их отношений, объективную логику их судьбы, а также дает возможность своему читателю увидеть и понять их самосознание. 

             Выражению авторской позиции в романе способствует структурно-композиционный уровень романа. М.В. Загидуллина, анализируя особенности произведения Достоевского, отмечает, что подтекст «становится ощутим в местах состыковок отдельных элементов композиционного плана текста». 

            Даже В.Г. Белинский отмечал «простоту» и «обыкновенность» построения романа; указал на горячее сочувствие автора его бедным героям, на глубокое понимание им «трагического элемента» изображаемой жизни. «Смешить и глубоко потрясать душу читателя в одно и то же время, заставить его улыбаться сквозь слёзы, - какое уменье, какой талант! – пишет великий критик. – И никаких мелодраматических пружин, ничего похожего на театральные эффекты! Всё так просто и обыкновенно, как та будничная, повседневная жизнь, которая кишит вокруг каждого из нас и пошлость которой нарушается только неожиданным появлением смерти то к тому, то к другому!». 

Композиционные эффекты, присущие этому произведению Достоевского и дающие возможность выражению авторской позиции, осуществляются на разных уровнях: прежде всего, как уже отмечалось, на уровне жанра.  

     Вторая композиционная особенность, составляющая своеобразие всего произведения, проявляется уже на уровне сюжета. В сюжетной линии особенность композиции проявляется, прежде всего, в наличии двух кульминационных моментов. Один из них – это встреча Макара Девушкина с гоголевской «Шинелью», являющийся кульминационным пунктом его любовно-литературного романа и важнейшим моментом в раскрытии авторского замысла. Макар Девушкин читает «Шинель», посланную ему Варенькой, и все принимает на свой счет. Он глубоко оскорблен этим гоголевским «пашквилем» и поэтому жалуется на него Вареньке: «И для чего же такое писать? И для чего оно нужно?.. Да ведь это злонамеренная книжка, Варенька; это просто неправдоподобно, потому что и случиться не может, чтобы был такой чиновник».  Литературный «пасквиль» так подействовал на бедняка, что у него случился духовный срыв: он запил, опустился до скандалов, даже до отрицания всей литературы, вплоть до Шекспира. В конечном счете пережитый кризис обострил его глаз и расширил горизонты мысли.

   Второй кульминационный момент – это сватовство Вареньки за помещика Быкова. Это событие также стало для героя поворотным в его судьбе. 

  Еще одна композиционная особенность – это вставные конструкции, которые использует Достоевский в своем романе. 

           Одной из таких особенностей является дневник Вареньки, на первый взгляд выпадающий из центральной фабульной линии романа. Действительно, вначале может представиться, что функция этого вставного повествования заключается лишь в более полном, детальном освещении жизни главной героини. Ненужность этой композиционной части произведения отмечали и многие исследователи. Так, например, К.К. Истомин в своей работе, говорит о некоторой искусственности первого романа Достоевского. «Присматриваясь к общему составу «Бедных людей», мы сразу вскрываем там два главных сюжета, сшитых, так сказать, белыми нитками и даже совершенно разных по стилю, - пишет К. Истомин. - В центре первого сюжета стоит Варенька, её прошлая жизнь и злоключения в Петербурге, в центре второго сюжета стоит Макар Девушкин, и Варенька здесь играет какую-то приставную, второстепенную роль. Внешнею связью между тем и другим сюжетом служит дневник, который Варенька посылает для прочтения своему благодетелю».
            Еще одной вставной конструкцией в композицию произведения является история «горемыки Горшкова». Как и «Дневник» Вареньки, она внешне изолирована от основного сюжета. Но эта самостоятельность данного эпизода, лишь кажущаяся. Ее основное назначение заключается в усилении обличительного звучания романа в целом. С другой стороны, эта вставная история, как отмечается в одном из исследований, служит для героя зеркалом, в котором он с ужасом узнает то, от чего бежит». 

          В результате использования автором этих вставных элементов в историю любви, составленную из личных писем героев, даже создается впечатление некоторой композиционной рыхлости произведения. Именно на это указывают в своих исследованиях К.К. Истомин, A.Л. Бем. На самом деле это впечатление обманчивое, потому что данные новеллы несут на себе важную смысловую нагрузку: они служат авторской оценкой описываемых событий. 
         Стоит назвать особым авторским композиционным приемом наличие в произведении эпиграфа, взятого из одного рассказа известного писателя и философа В.Ф. Одоевского. Некое незнакомое лицо, судя по всему ворчун и брюзга, жалуется на писателей: «Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!.. Вот уж запретил бы им писать!»

           Данный композиционный элемент стал необходим писателю для того, чтобы каким-то образом дать ему возможность выразить свою собственную точку зрения на все происходящее в романе. Причем и здесь авторская точка зрения выражена способом «от противного», ибо она противостоит той позиции, которая обозначена в эпиграфе. В жанре романа в письмах у автора нет иной возможности высказать свое мнение, вторгнуться в повествование. 

         Кроме этого и дневник Вареньки, и история Горшкова помогают автору разнообразить формы изложения и в некоторой степени оживить все повествование. 

            Стоит обратить внимание и еще на одну особенность построения произведения – это название каждой главы романа. Достоевский называет главы произведения очень просто: «Ночь первая», «Ночь вторая» и т. д. Кроме этого он очень часто использует приём параллелизма: почти каждая глава начинается с описания природы, и мы благодаря этому заранее можем знать, как закончится эта глава, печально или весело.

            Определяя особенность композиции романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди», стоит сказать, что именно на композиционном уровне решается важная идейно-художественная всего произведения задача: в самом расположении фрагментов содержится идея, скрытая в подтексте с расчетом на то, что современный автору читатель окажется осведомленным в социально-философских вопросах. Кроме этого именно через своеобразие композиции, ее новаторский характер автор выполняет свою основную задачу: раскрыть внутренний мир своих героев, показать глубинные психологические процессы, происходящие в их душах, тем самым разрабатывая авторские приемы психологического анализа, усложненные самобытным звучанием. Именно этим и отличается уже самый первый роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». 






ГЛАВА 2. РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ» КАК ОДНО ИЗ НОВАТОРСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЯ



2.1. Роман «Униженные и оскорбленные» в творчестве Ф.М. Достоевского и литературной критике 



Роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» впервые был опубликован в 1861 году в журнале «Время» с подзаголовком: «Из записок неудавшегося литератора» и с посвящением M. M. Достоевскому. Судьба этого романа была очень непростой. В первую очередь, это то произведение, которое пишет Ф.М. Достоевский в сложный для себя период возвращения после ссылки. Внутренний переворот, который произошел в сознании писателя, привел его к необходимости поисков новых художественных средств. Теперь в своем новом романе, как пишет Р.Г. Назиров, Достоевский решил собрать воедино все то, чем он уже когда-то покорил своего читателя: это был протест против социальной несправедливости, его авторское сердечное умение разглядеть человека в самом жалком его существе, поэзия любящих сердец в сочетании с их страданиями.

В то же время Достоевский еще живет успехом первого романа «Бедные люди».  И это сразу же было отмечено литературной критикой.  Уже первые читатели и критики романа, в том числе Н. А. Добролюбов, обратили внимание на то, что многие мотивы, а также характеры главных героев «Униженных и оскорбленных» в той или иной мере повторяют соответствующие мотивы «Бедных людей» и в еще большей мере – «Белых ночей».  Русский исследователь творчества Достоевского И. И. Виноградов полагал, что роман «Униженные и оскорбленные» автор задумал как «роман-повторение», «роман-итог».  По его мнению, это произведение должно было вобрать в себя лучшие темы и главные сюжетные мотивы произведений Достоевского.

Появление нового произведения Достоевского вызвало определенный интерес как у читателей, так и у литературных критиков. Высокую популярность роман отмечал и Н.А. Добролюбов: «… едва ли не его только и читали с удовольствием, чуть ли не о нем только и говорили с полною похвалою».

Это можно было объяснить тем, что роман создавался в особую эпоху, это было, как считают историки, время необычайного подъема русской общественной жизни. Поэтому именно в эту эпоху публикация любого нового литературного произведения воспринималась не только как важное событие, но и как социально значимое событие.  Поэтому так восторженно было принято и появление романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Многое в этом романе искушенным читателям казалось необычным: перед ними была поставлена новая этико-социальная проблема - проблема эгоизма.

Первые отзывы о романе дала революционно-демократическая критика. В первом номере журнала «Современник» за 1961 год появилась рецензия Н.Г. Чернышевского, а в девятом номере того же года - статья А.Н. Добролюбова «Забитые люди», в которой критик назвал роман Достоевского «лучшим литературным явлением» текущего года. В то же время он отметил в произведении множество недостатков, которые были обусловлены своеобразием художественных критериев Добролюбова. Главное, что не удовлетворило литературного критика в новом произведении Достоевского, - это стремление писателя к детальной обрисовке, по выражению самого Добролюбова, «психологических тонкостей», которое и увело Достоевского от постановки важнейших проблем времени. 

Одновременно литературный критик, современник Достоевского, Е.Ф. Зарин посчитал это произведение полным подражательством французским романам. Роман Достоевского, пишет критик, относится к тому легкому жанру, «который вызывает на трудное соперничество с очень известными корифеями легкого рода, столь изобилующими во французской литературе». 

Не устраивало многих критиков и исполнение романа – его композиция, стиль, они считали, что все это оставляет желать лучшего.  В то же время Р.Г. Назиров в своем исследовании, посвященном творчеству Достоевского, определял значимость и авторскую индивидуальность всего произведения в своеобразии композиции, которая построена по принципу контрастного параллелизма. По мнению критика, такое построение романа призвано «…показать превосходство смирения над гордыней».  

2.2. Новаторские черты романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» 
            Роман «Униженные и оскорбленные», занимающий промежуточное положение между зрелым творчеством писателя и его ранними произведениями, – это особое произведение в творческом наследии Ф.М. Достоевского. Произведение, имея переходный характер, сочетает в себе традиции и новаторство художественного поиска писателя.

Наиболее яркими особенностями, впервые воплощенными в «Униженных и оскорбленных» становятся: 

переход от социально-психологического романа к идеологическому, 

автобиографизм произведения, 

новое видение и разработка любовной тематики, 

значительное усложнение образов, 

трагическая основа романа, 

усиление психологического анализа.

В первую очередь этот роман стал продолжением поисков автора в способах раскрытия душевного состояния героев. Для осуществления этой цели писателю необходимо было проникновенно заглянуть в душу человека. Открытие личности, ее глубины и определения значимости в презираемом, гонимом, внешне и внутренне исковерканном человеке могло быть достигнуто только в результате глубокого психологического анализа, который давал бы возможность установить во внутреннем мире маленького, раздавленного ужасающими внешними обстоятельствами существа наличие тех же благородных качеств, которыми гордятся избранные, чистые и образованные, удобно расположившиеся в самых верхних этажах социальной пирамиды. 

Поэтому автор выбирает для своего повествования особые, присущие только Достоевскому, приемы. И прежде всего в этом романе уже более четко определилась характерная для Достоевского особенность «представления героя». В первых десяти главах повествования, предельно насыщенных психологическим содержанием, представлены все герои произведения: Наташа, Алеша, Иван Петрович, Смит, родители Наташи, Нелли, князь Валковский, кроме этого здесь же выявлен характер главного конфликта.

Достоевский помещает самоанализ каждого значимого для него героя в его реплики, это получаются практически монологи-исповеди, которые дают возможность читателю узнать мысли каждого персонажа. В разговоре Наташи с Иваном Петровичем мы читаем: 

- Да, люблю как сумасшедшая, - отвечала она, побледнев, как будто от боли. - Я тебя никогда так не любила, Ваня. Я ведь и сама знаю, что с ума сошла и не так люблю, как надо. Нехорошо я люблю его…

Наташа, смертельно обиженная князем Валковским, говорит: 

- Надо как-нибудь выстрадать наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается… .

Это одно из самых заветных убеждений автора: с этими мыслями он вернулся из каторги. Они останутся для него центральными и во всем последующем творчестве.

Как замечает В.Я. Кирпотин, «в творчестве Достоевского внимание к внутреннему миру персонажа, психологический анализ приобретают явный перевес над разработкой внешних проявлений облика и поведения героя». 

Еще один важный момент, который получает в этом произведении право на авторское своеобразие – это множественность действия, которую составляют две сюжетных линии романа – это жизнь Ихменевых (и прежде всего судьба Наташи) и жизнь Смитов (судьба Нелли), которые объединяются образом князя Валковского (отцом Нелли; сын же его, Алеша, соблазняет и оставляет Наташу). Валковский – это еще один тип человека в последующих произведениях писателя, нагло раскрывающий свою низменную натуру, не стыдясь, а, напротив, даже гордясь своей подлостью. У него есть свой идеал - индивидуализм, безответственность, цинизм, открытое унижение всего высокого, прекрасного, добродетельного.

В этом романе находит свое воплощение важный принцип поэтики Достоевского: весь роман собирается в единое целое на основе контраста падения человека и его духовной красоты. Именно такой предстает перед читателем и главная героиня романа. Однако, как считает О. Уайльд, «главная заслуга Достоевского в том, что он никогда не объясняет своих персонажей полностью, и герои Достоевского всегда поражают тем, что они творят или делают, и таят в себе до конца вечную тайну бытия».

Именно это прозвучало уже в романе «Бедные люди» и нашло сове продолжение в «Униженных и оскорбленных». 

Именно в этом произведении автор Достоевский пользуется еще одним приемов, который получит развитие в последующих произведениях Достоевского, это прием умолчания. Р.Г. Назиров отмечает: «Умолчания Достоевского требуют повышенной читательской активности, запоминания». 

Можно согласиться и с мнением ученого Л.П. Гроссмана, который считает, что жанр этого романа у Достоевского – это новейшая эпопея, сочетающая реализм «события с раскрытием его драматизма и выражением лирического отношения к нему автора». 

В дальнейшем эту же жанровую особенность можно будет увидеть и в романе «Преступление и наказание». 

Получает свое развитие и еще одно своеобразие творческой манеры Ф.М. Достоевского – действие романа происходит в Санкт-Петербурге, причём при описании многих мест действия и перемещения героев по городу писатель постоянно стремится к топографической точности. Так, например, в ходе повествования упоминаются Вознесенский проспект, где происходит встреча рассказчика со стариком Иеремией Смитом, Большая Морская улица, на которой находится ресторан, в котором происходит знаменательная беседа рассказчика с князем Валковским, и так далее.

 Город как герой произведения в романе получает звучание через описание улиц, людей, зданий, тем самым получая право на свое самостоятельное место не только в данном романе Достоевского, но и в последующем его творчестве как город «униженных и оскорбленных». 










ГЛАВА 3. РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ



3.1.Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - отражение глубинных процессов развития общества



Одним из самых сложных и одновременно самых противоречивых романов Ф.М. Достоевского, в котором остро отражаются все противоречия общественной жизни, стал роман «Преступление и наказание». О его великих нравственных уроках литературная критика не перестает писать уже второе столетие.  Такого проблемного, «идеологического» романа до Федора Достоевского в русской литературе не писал никто. В нем автору удается раскрыть огромное множество социальных, нравственных и глубоких философских проблем.  «Перерыть все вопросы в этом романе» - вот такую задачу ставил перед собой писатель. Важно отметить, что все эти вопросы и проблемы органически вплетены во всю художественную ткань произведения и не отделены от его сюжетных конфликтов и всей системы образов. 

Критика на роман «Преступление и наказание» появилась в журналах и газетах сразу после его публикации в «Русском вестнике» в 1866 году. Современники Достоевского приняли его новый роман с огромным интересом и любопытством. Одни осуждали писателя, другие - восхищались новым романом Достоевского. Но, что было важно, никто из них не остался равнодушным. 

Например, А. Суворин, выступая в газете «Русский вестник» по поводу нового произведения Достоевского, писал, что сюжет романа и характер главного героя объясняются «болезненным направлением всей литературной деятельности» самого писателя. 

Среди множества критических отзывов на роман «Преступление и наказание», появившихся сразу же после выхода этого произведения в свет, по-особому выделялись статья Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» и две статьи Н. Н. Страхова под общим заглавием «Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Роман в шести частях с эпилогом». Н. Страхов рассматривал роман Достоевского как «глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям». В то же время Д.И. Писарев увидел в авторе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44