VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Нормы права социального обеспечения, в которых находят свое закрепление юридические факты в соответствующей области, материалы судебной и правоприменительной практики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010881
Тема: Нормы права социального обеспечения, в которых находят свое закрепление юридические факты в соответствующей области, материалы судебной и правоприменительной практики
Содержание
     Титульный лист
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВООТНОШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ……………………………………………….....6
1.1. Понятие социального обеспечения и его правовое регулирование……………..6
1.2. Характеристика правоотношений в области социального обеспечения………17
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………....25
2.1. Общеправовое понятие юридических фактов…...……………………………...25
2.2. Юридические факты, регулирующие возникновение правоотношений                        в области социального обеспечения…………………………………………………....32
2.3. Виды юридических фактов в праве социального обеспечения и их значение..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..................60

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ
     АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Социальное обеспечение является одной                  из важнейших форм социальной защиты государством своих граждан. Значимость отрасли права социального обеспечения трудно переоценить, учитывая,                       что содержание и правильное использование составляющих его правовых норм определяет не только материальное благополучие, но гарантирует достойное развитие российских граждан и сохранение источников средств к существованию                         при наступления социальных рисков.
     Проводимые в стране социально-экономические преобразования привели               к тому, что право социального обеспечения, никогда не отличавшееся особой стройностью, единством и последовательностью в изложении нормативного материала, стало еще сложнее и запутаннее.
     Решение данной проблемы не представляется возможным без полноценного теоретического осмысления ключевых категорий, используемых в праве социального обеспечения, детального рассмотрения правоотношений в сфере социального обеспечения, отельных его элементов и оснований возникновения.  Так, в праве социального обеспечения до настоящего времени отсутствует единый подход к определению понятия «социальное обеспечение», а также его легальное закрепление. 
     Возникновение, равно как изменение и прекращение права на тот или иной вид социального обеспечения зависит от наличия соответствующих юридических фактов как особых жизненных обстоятельств, отражающих динамику общественных отношений, от наличия которых зависит наступление соответствующих правовых последствий. Вместе с тем юридические факты в области социального обеспечения на современно этапе не выделены в самостоятельный институт науки права социального обеспечения, а также не находят централизованного                                    и последовательного законодательного закрепления.
     Объектом данного исследования являются общественные отношения                    в области права социального обеспечения (основания их возникновения, изменения и прекращения). 
     Предмет исследования нормы права социального обеспечения,  в которых находят свое закрепление юридические факты в соответствующей области, материалы судебной и правоприменительной практики. 
     Цель работы заключается в определении круга проблем, возникающих                      в процессе теоретического осмысления и правового регулирования юридических фактов в правоотношениях по социальному обеспечению; формировании предложений по совершенствованию законодательства.
     Для достижения цели ставятся следующие задачи:
     1)сопоставить различные подходы к определению понятия «социальное обеспечение», сформировавшиеся в отечественной правовой мысли;
     2)привести общую характеристику правоотношений в области социального обеспечения путем рассмотрения отдельных элементов указанных отношений;
     3)рассмотреть особенности правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения в законодательстве Российской Федерации через призму его источников;
     4)раскрыть общее понятие юридического факта;
     5)рассмотреть отличительные черты юридических фактов, регулирующих возникновение правоотношений в области социального обеспечения;
     6)исследовать различные классификации юридических фактов в сфере социального обеспечения и их значение. 
     Нормативную основу исследования составили нормативные правовые акты,  такие как: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях          в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ                  «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве                                        и профессиональных заболеваний»; Федеральный закон от 29 декабря 2006 г.                    № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и иные акты.
     В качестве теоретической основы использованы труды таких ученых                     и практиков как: М.О. Буянова, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, Р.И. Иванова,                    М.В. Филиппова, В.А. Тарасова, Л.И. Пронина, В.Н. Толкунова, В.П. Галаганов, Л.А. Морозова, М.Н. Марченко, Е.Н. Трубецкой, Е.А. Сухановым, М.М. Агарков, Е.И. Бутенко, Д.В. Агашев, З.П. Замараева, Е.Е. Мачульская, Ю.П. Орловского,  К.Н. Гусов, Ю.В. Гревцов, Е. А. Цыпленков, В.Б. Исаков, В.Н. Карташов,                     Е.И. Астрахан, В.С. Аракчеев, Гречук Л.А. и др. 
     Эмпирическую основу исследования составили информационные письма и судебная практика по конкретным делам. 
     При написании данной работы применялись аналитический и сравнительный методы научного исследования. 
     Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка основных источников. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВООТНОШЕНИЯХ                      В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 
     1.1 Понятие социального обеспечения и его правовое регулирование
     Как было сказано ранее, одной из важнейших форм социальной защиты государством своих граждан является социальное обеспечение. М.О. Буянова отмечает, что в семантическом понимании термин «социальное обеспечение» следует рассматривать как «предоставление достаточных материальных средств               к жизни кому-либо со стороны общества»1.
     Именно социальное обеспечение отражает уровень правовых гарантий достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств                к существованию при наступлении социальных рисков, поэтому данную правовую категорию можно определить как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан, а также             в целях охраны здоровья и поддержания уровня воспроизводства рабочей силы             за счет специальных фондов, которые формируются в порядке, установленном законом, на страховой основе с участием государственных ассигнований.
     Существует мнение, что термин «социальное обеспечение» получил распространение в 1948 г. после принятия Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав и свобод человека. Согласно иным источникам указанный термин впервые был использован в 1935 г. в Законе Соединенных Штатов Америки «О социальной безопасности», который стал основой                        для разработки программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным2.
     Понятие «социальное обеспечение» стало активно использоваться в рамках правового пространства, в том числе на международном уровне, в 1930-1950 гг.,          что связано с кардинальными изменениями условий реализации социальной политики и необходимостью систематизации деятельности институтов социальной сферы.
     В современный период, особенно в отечественной правовой теории                         и практике,  социальное обеспечение зачастую характеризуют как особую форму распределительных отношений. При этом также отмечается, что «социальное обеспечение» представляет собой функцию государства по обеспечению                          и обслуживанию нетрудоспособной части населения.
     Следует обратить внимание, что как в отечественной правовой доктрине,     так и в действующем законодательстве Российской Федерации до настоящего времени не выработано общепринятого определения понятия социального обеспечения, несмотря на многообразие предлагаемых формулировок. При их рассмотрении следует учитывать, что социальное обеспечение включает в себя несколько составляющих – экономическую, политическую, правовую, с опорой      на которые ученые-правоведы излагают свои подходы к определению указанного понятия.
     Так, М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова при рассмотрении понятия социального обеспечения акцентируют внимание экономической составляющей, определяя его как «один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом и государством для поддержания их полноценного социального статуса»3.
     Наиболее удачным с точки зрения экономической составляющей представляется определение, предложенное Л.И. Прониной, согласно которому социальное обеспечение проявляет себя как совокупность экономических отношений по поводу создания, распределения и потребления «обобществленной  на разных уровнях управления и в рамках различных форм собственности части необходимого прибавочного продукта для удовлетворения потребностей нетрудоспособных членов общества и обеспечения, в определенной мере, расширенного воспроизводства населения»4. 
     М.О. Буянова полагает, что социальное обеспечение представляет собой «форму выражения социальной политики государства, направленной                              на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания положений этих граждан                          по сравнению с остальными членами общества»5. Предлагаемое определение отражает как экономический, так и политический аспект социального обеспечения.
     М.В Филиппова, размышляя об особом значении социального обеспечения, отмечает, что основным источником существования не только конкретного индивида, но и общества в целом является труд. Причем человек может лишиться способности к труду в силу самых разнообразных причин (природного либо социального характера); тем самым прекращается доступ лица к необходимым ему жизненным благам. М.В. Филиппова также указывает, что источником обеспечения указанных субъектов может стать исключительно результат труда иных трудоспособных членов общества, а в этой связи необходимо перераспределить данные результаты6.
     Огромное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, которая нашла отражение в трудах Р.И. Ивановой. По ее мнению социальное обеспечение является формой распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (социальных, интеллектуальных, культурных, физиологических) нетрудоспособного населения (пенсионеров, инвалидов, несовершеннолетних детей, иждивенцев, потерявших кормильца), а также всех членов общества в целях охраны здоровья и обеспечения необходимого уровня рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых               в обществе, в случаях и на условиях, закрепленных в социальных, в том числе правовых нормах. Указанное определение представляется универсальным, поскольку отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий жизни общества, в рамках которого оно предоставляется. 
     При рассмотрении определения понятия социального обеспечения, предложенного Р.И. Ивановой можно выделить следующие устойчивые признаки данной категории: объективные основания, с которыми связана потребность                    в особом механизме социальной защиты, направленной  на поддержание определенного уровня жизнеобеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения             в социальных нормах (в том числе правовых). 
     М.О. Буяновой сформулированы следующие характеристики социального обеспечения: 1) имеет определенные источники финансирования (специальные фонды, в образовании которых принимает участие государство); 2) круг лиц, подлежащих обеспечению (категории, перечисленные в законодательстве);                       3) условия предоставления обеспечения, определенные в законодательстве;                      4) предоставление обеспечения в целях материальной поддержки граждан7. 
     В юридической литературе существуют и иные концепции признаков социального обеспечения. 
     Мы поддерживаем мнение М.В. Филипповой, которой предложен более широкий перечень признаков социального обеспечения:
     1) признание обществом необходимости предоставления средств                              к существованию нуждающимся (нетрудоспособным) лицам путем законодательного закрепления права на социальное обеспечение (субъективное право граждан на получение помощи со стороны государства, отдельных физических или юридических лиц и др.);
     2) осуществление обеспечения за счет средств, принадлежащих обществу               в целом; они создаются за счет налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, страховых взносов на обязательное социальное страхование, а также иных средств целевого характера. Кроме того, право на обеспечение за счет указанных средств возникает в результате перераспределения государством или с его участием валового внутреннего продукта в пользу лиц, которые в силу определенных причин не имеют собственных источников удовлетворения жизненно важных потребностей (распределительные отношения);
     3) направленность на обеспечение лиц, которые не имеют средств                            к существованию (либо имеют в недостаточном объеме) по объективным,                       не зависящим от их воли причинам, которые не могут быть устранены собственными усилиями людей и, в свою очередь, также закреплены                               в законодательстве. К ним относят причины, обусловленные биологической природой человека (болезнь, увечье, старость, малолетство, беременность)                        и причины социального характера (потеря работы, военные действия, необходимость ухода за нетрудоспособными членами семьи, утрата жилья или иного имущества);
     4) определение объема средств, предоставляемых нетрудоспособным, исходя из сформировавшихся в обществе стандартов жизнеобеспечения, представлений общества о социально значимых потребностях и социальной справедливости;
     5) создание государством, действующим от имени всего общества, особой организационно-правовой системы, включающей систему финансирования мероприятий, нацеленных на реализацию прав граждан на социальное обеспечение, систему осуществляющих указанные мероприятия органов, систему гарантий защиты прав на социальное обеспечение. В рамках данного признака осуществляется регулирование стандартов социального обеспечения, видов предоставляемых благ, оснований и условий их предоставления путем принятия нормативных правовых актов и разработки механизма реализации содержащихся             в них предписаний.  
     Право представляет собой инструмент социального управления, направленный на упорядочение общественных отношений, а правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных элементов и соответствующих этапов, которыми обеспечивается движение интересов субъектов конкретных правоотношений к определенной цели. 
     При этом правовое регулирование в широком смысле составляет процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения                    при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены                на их стабилизацию и упорядочивание (составляют механизм правого регулирования).
     В этой связи необходимо отметить, что первичным элементом механизма правового регулирования является непосредственно правовая норма, которая находит свое закрепление в источниках права и вне которой правовое регулирование не может быть осуществлено. 
     Так, при переходе к рассмотрению вопроса о правовом регулировании в сфере социального обеспечения, необходимо начать с определения источников права, под которыми, согласно сложившейся в его общей теории традиции, понимаются внешние формы выражения правовых норм и их организационной индивидуализации. В качестве таких форм выступают нормативные правовые акты, которые в правовой доктрине классифицируются по различным основаниям, в том числе по юридической силе, предмету правового регулирования, сфере действия, субъекту правотворчества, уполномоченному на принятие акта и т.д.
     В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора8. 
     В этой связи рассмотрение источников правового регулирования в сфере социального обеспечения следует начинать с актов международного уровня, которые обладают высшей юридической силой по отношению к нормативным правовым актам национального законодательства.
     В частности, к ним относятся Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г., ратифицированный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812-VIII, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., ряд конвенций Международной организации труда (далее – МОТ), среди которых Конвенция № 117 МОТ «Об основных целях и нормах социальной политики», Конвенция № 102 МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения», Конвенция № 157 МОТ «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения», Конвенция № 118 Международной организации труда «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», Конвенция № 2 МОТ «О безработице»,  Конвенция № 128 МОТ «О пособиях                по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца»9. Примечательно,             что Российская Федерация в указанных конвенциях МОТ не участвует. 
     В числе ратифицированных Российской Федерацией конвенций в сфере социального обеспечения следует отметить Конвенцию № 159 МОТ                              «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», Конвенцию № 103 МОТ «Относительно охраны материнства (пересмотренная в 1952 году)»10. Последняя, например, закрепляет право женщин на отпуск по беременности                    и родам (и его гарантированную продолжительность), право на получение денежного пособия и медицинской помощи, а также устанавливает, что приказ работодателя об увольнении женщины, которая находится в отпуске                              по беременности и родам, является незаконным (статья 6 Конвенции № 103 МОТ «Относительно охраны материнства» (пересмотренной в 1952 году). В целях реализации положений указанной конвенции законодательство Российской Федерации предусматривает ряд гарантий, направленных на защиту трудовых прав беременных и женщин с семейными обязанностями. Например, пунктом 1                 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной                      не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем11.
     Актом высшей юридической силы в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации (далее – Конституция); в этой связи именно она выступает основополагающим источником права социального обеспечения.
     В статье 7 Конституции закреплены исходные юридические начала развития Российской Федерации как социального государства. Кроме того, принципиальное значение для всей системы права социального обеспечения в Российской Федерации имеют конституционно закрепленные субъективные права и юридические гарантии в социальной сфере.
     Так, например, статья 38 Конституции предусматривает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 
     В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
     Правовое регулирование правоотношений в сфере социального обеспечения осуществляется на основе принципов и норм, закрепленных в Конституции, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, актах федеральных органов исполнительной власти, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. 
     В иерархично выстроенной системе источников права за Конституцией следуют федеральные законы и подзаконные нормативные акты. В связи с тем,             что право социального обеспечения принадлежит к числу комплексных отраслей права, среди его источников отсутствует единый кодифицированный акт, на основе которого осуществлялось бы правовое регулирование. Вместе с тем к источникам права социального обеспечения можно отнести значительное число федеральных законов, посвященных конкретным видам социального обеспечения:
     1) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
     2) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
     3) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях          в Российской Федерации» (закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением положений, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части,                          не противоречащей Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ                     «О страховых пенсиях»;
     4) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
     5) Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
     6) Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
     7) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве                                        и профессиональных заболеваний»;
     8) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи               с материнством» и иные акты12.
     Существенное значение в формировании системы источников права социального обеспечения также играет подзаконное правовое регулирование, поскольку нормативные правовые акты подзаконного характера принимаются                     в соответствии с законами и в целях реализации их положений.
     Правом издавать нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения обладают федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы, агентства) по вопросам, непосредственно отнесенным  к их компетенции. Так, среди подзаконных источников права социального обеспечения значительную часть составляют постановления и приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в ряде важнейших сфер общественной жизни, в том числе в сфере труда, уровня жизни            и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), занятости населения и безработицы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и т.д.13 
     Среди подзаконных нормативных правовых актов наивысшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях                   по реализации государственной социальной политики», Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»)14. Ступенью ниже в рассматриваемой иерархии находятся акты постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (например, постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»)15.
     Подзаконными являются также акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.              В качестве примера можно привести Постановление Правительства Москвы                 от 19 декабря 2012 г. № 758-ПП «О денежном эквиваленте мер социальной поддержки неработающих пенсионеров», которым утверждена величина денежного эквивалента мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме                 в виде скидки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг неработающим пенсионерам, не имеющим право на региональную социальную доплату к пенсии     до городского социального стандарта16. 
     Таким образом, в отечественной литературе существует несколько подходов             к определению понятия социального обеспечения, представители каждого                       из которых делают акцент на конкретную составляющую социального обеспечения (экономическую, политическую либо правовую). 
     
     1.2 Характеристика правоотношений в области социального обеспечения
     Нормы права социального обеспечения, закрепленные в правовых актах различных уровней, реализуются в рамках конкретных правоотношений данной отрасли права. Так, лицо не может быть признано нуждающимся в социальной поддержке государства, а оснований для материального обеспечения граждан              при нетрудоспособности не возникает без соответствующих правоотношений.
     При этом правоотношения в сфере социального обеспечения образуют систему конкретных юридических связей между субъектами права социального обеспечения, а социальное обеспечение граждан производится лишь через                       их вступление в правоотношения с органами социального обеспечения.
     В общей теории права под правоотношением принято понимать урегулированное нормами права общественное отношение, то есть предписанное нормами права правомерное поведение субъектов права в определенных отношениях предмета данной отрасли права. 
     В.Н. Толкунова определяет правоотношения как урегулированные нормами права социального обеспечения общественные отношения граждан (семей)                       с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения  и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде; юридические связи субъектов права социального обеспечения , в которых один субъект – гражданин (семья) – реализует свои права на определенный вид социального обеспечения (и правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида обеспечения), а второй субъект в лице органа социального обеспечения обязан обеспечить соответствующую реализацию. Следует отметить, что предложенное определение правоотношения в сфере социального обеспечения наглядно отражает его претензионно-обеспечительный характер17.
     Как пишет В.П. Галаганов, правоотношение по социальному обеспечению представляет собой юридическую связь между его субъектами – гражданином и органом социального обеспечения — по поводу материального блага (конкретного вида социального обеспечения), основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права социального обеспечения в случае наступления предусмотренных правовыми нормами социальных юридических фактов18. 
     В юридической литературе встречаются и иные определения указанного понятия. Так, правоотношения в сфере социального обеспечения – это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения граждан (семей) с органами, предоставляющими различные виды социального обеспечения            в денежной или натуральной форме, в пределах предоставленных им прав                      и обязанностей19. 
     Полагаем, что определение, предложенное В.Н. Толкуновой, наиболее полно раскрывает особенности правоотношений в области социального обеспечения                       и охватывает все его необходимые элементы. Вместе с тем, поскольку объектам проводимого исследования являются юридические факты в праве социального обеспечения, при определении правоотношений в рамках данной отрасли следует указать, что они не только регулируется нормами права, но и возникают, изменяются и прекращаются по указанным в них основаниям. 
     Отношения по социальному обеспечению, как и любые другие правоотношения, возникают на основе юридических фактов и состоят                              из следующих элементов: субъект, объект и содержание.
     При этом детальную характеристику правоотношений в сфере социального обеспечения следует начать с рассмотрения их субъектного состава.
     Субъектов (участников) правоотношений по социальному обеспечению                   в общем виде можно определить как физическое лицо или уполномоченный государственный орган, выступающие носителями субъективных прав                               и юридических обязанностей, предусмотренных нормами права социального обеспечения. 
     Первым участником социально-обеспечительных отношений выступает гражданин, который вступает в указанные правоотношения при условии,                  что он обладает правосубъектностью. Последняя, как известно из общей теории права, состоит из трех элементов:
     а) правоспособности – признаваемой законом способности иметь субъективные права и нести юридические обязанности по социальному обеспечению; 
     б) дееспособности – предусмотренной законом способности своими правомерными действиями осуществлять указанные права и обязанности; 
     в) деликтоспособности – способности нести ответственность                                  за правонарушения в области социального обеспечения.
     Вместе с тем гражданин может вступать в социально-обеспечительные правоотношения и в том случае, если обладает не всеми из указанных характеристик. Например, инвалид в связи с психическим заболеванием имеет право на получение пенсии по инвалидности, однако в силу своего состояния не может нести обязанности в рамках социально-обеспечительных правоотношений. Такой гражданин при наличии законных оснований может быть признан судом недееспособным (а вследствие и неделиктоспособным), а от его имени и в его интересах в правоотношениях по социальному обеспечению будут выступать законные представители или соответствующие государственные органы (органы опеки и попечительства). 
     Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, однако правомочие на определенный вид обеспечения возникает только при наступлении определенных юридических фактов (инвалидность, временная нетрудоспособность). Поэтому принято считать, что правосубъектность гражданина в правоотношениях по социальному обеспечению различна на протяжении всей его жизни. 
     Так, общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения только по таким видам социального обеспечения как медицинское обслуживание и лечение, так как в любой момент могут нуждаться в оказании медицинской помощи.                       По остальным видам обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения                           при наступлении юридических фактов (социальных рисков).
     Кроме того, следует различать гражданина как субъекта права социального обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Например, гражданин, достигший пенсионного возраста, имеет право на пенсию по старости и рассматривается как субъект права социального обеспечения. Однако до тех пор, пока он не решит реализовать свое право путем подачи заявления на получение пенсии, соответствующее лицо не будет являться субъектом пенсионного правоотношения. 
     Необходимо также обратить внимание, что иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, имеют те же права в области социального обеспечения, что и граждане Российской Федерации, что находит закрепление в законе или в соответствующем международном договоре.
     Следующим субъектом правоотношений в сфере социального обеспечения выступает уполномоченный орган, непосредственно осуществляющий предоставление социального обеспечения, правосубъектность которого определяется целями и задачами, ради которых он создан. 
     В зависимости от видов правоотношений социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные органы социальной защиты населения; органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования; органы службы занятости; органы здравоохранения и образования, в ведении которых находятся детские учреждения; исполнительные органы муниципальных образований (по социальным услугам) и работодатели — конкретные организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи и обеспечения в соответствии с коллективным договором; суды (при установлении фактов безвестного отсутствия и смерти б.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44