- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Нормативные правовые основы государственной политики
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005266 |
Тема: | Нормативные правовые основы государственной политики |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Для любого современного общества, одними из самых актуальных проблем являются проблемы образования. В современных социально-экономических условиях они становится все серьезней и острей. Сейчас наше государство уделяет огромное внимание системе образования, выделяет ежегодно на его развитие значительные финансовые средства. «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной», - гласит пункт 1 статьи 1 ФЗ «Об образовании». Закрепленное за каждым гражданином Российской Федерации право на получение образования является конституционно закреплённым правом. Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием, в Российской Федерации – это прерогатива Министерства образования и науки Российской Федерации. Конституция Российской Федерации провозглашает высшей ценностью человека его права и свободы, а наше государство является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государственная политика в сфере образования направлена на создание условий, необходимых для реализации гражданами одного из основных конституционных прав – права на образование. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, необходимым условием поддержания политической стабильности в современном российском обществе и формирования инновационной экономики является модернизация системы образования как одного из факторов динамичного экономического роста и социального развития общества, источника благополучия граждан и безопасности страны. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных личностных ценностей граждан, основой социальной справедливости. Реформа в сфере образования ведёт к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому устойчивой тенденцией современного этапа развития образования является дифференциация содержания образования, совершенствование разноуровневого обучения. При этом следует отметить, что старые формы управления образованием утрачивают свою эффективность, а новые только создаются. Данные обстоятельства порождают ряд сложных проблем: отсутствие единых, четких и внятных требований к работникам управленческой сферы образования, слабость системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др. Все это негативно влияет на систему отечественного образования, в том числе и на её муниципальный уровень. На уровне муниципального образования данный вопрос приобретает актуальность ещё и в связи с тем, что социально-экономический потенциал развития муниципального образования напрямую зависит от уровня подготовленности и компетентности тех, кто намеревается данный потенциал реализовывать. Речь идёт о муниципальных служащих, специалистах отдельных организаций и предприятий. В свою очередь их подготовка напрямую зависит от качества государственной системы образования. Данные обстоятельства и обуславливают актуальность избранной темы: «Совершенствование системы образования в муниципальном образовании город Нягань». Цель исследования – на основе изучения нормативной правовой базы, а также научно-теоретических аспектов образовательной деятельности выявить проблемы муниципального управления в сфере образования города Нягань и предложить пути их решения. Объектом исследования система управления современным отечественным образованием, а предметом – направления, принципы, методы, формы и средства совершенствования системы образования в муниципальном образовании города Нягань. Для достижения поставленной цели в рамках сформулированных объекта и предмета исследования необходимо решить ряд задач, в том числе: изучить теоретические, нормативные правовые основы государственной политики в сфере образования Российской Федерации; применить исторический подход к рассмотрению развития сферы образования в России; охарактеризовать теоретические аспекты муниципального управления в сфере образования в Российской Федерации; проанализировать реализацию государственной политики в сфере образования в муниципальном образовании города Нягань; выявить трудности и проблемы, возникающие в процессе управления развитием системы образования в городе Нягань; разработать основные направления и механизмы совершенствования управления системой образования города Нягань Методологическую основу исследования составляют исторический, системный, процессный подходы, а также диалектический метод познания. В качестве методов исследования использованы: анализ научной и учебной литературы по проблеме исследования, нормативной правовой базы, отчётной документации Комитета образования и науки Администрации г. Нягань, наблюдение, беседы с работниками сферы образования, методы математической статистики и информационных технологий, а именно компьютерно-статистическая обработка данных и графическое отображение результатов. Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников. Во введении сформулирован категориальный аппарат исследования. В первой главе «Теоретические основы и приоритетные направления государственной политики в сфере образования в Российской Федерации» проанализированы нормативные правовые основы государственной политики в сфере образования Российской Федерации, использован исторический подход к анализу развития сферы образования в России, описаны теоретические основы муниципального управления в сфере образования в Российской Федерации. Вторая глава «Анализ реализации государственной политики в сфере образования в муниципальном образовании города Нягань» содержит описание концептуальных основ осуществления образовательной деятельности в муниципалитете, показаны основные подходы и технологии, применяемые в процессе реализации государственной образовательной политики, осуществлён анализ основных показателей реализации государственной образовательной политики в муниципалитете. В третье главе «Направления совершенствования системы образования в муниципальном образовании городе Нягань» показаны трудности и проблемы, возникающие в процессе управления развитием системы образования в городе Нягань, проанализированы основные направления и механизмы совершенствования управления системой образования города Нягань. Заключение содержит выводы, отражающие результаты выполнения задач изыскания. Список использованной литературы содержит 64 наименования. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Нормативные правовые основы государственной политики в сфере образования Российской Федерации Основным документом, регулирующим сферу образования на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем обозначены основные понятия, связанные с данной темой. Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. [2] Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. [2] Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. [2] Квалификация уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. [2] Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. [2] Образовательный стандарт совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего 4 образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации. [2] Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. [2] Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. [2] Основные принципы государственной политики выделены в статье 3 №273-ФЗ: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, 12 осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. [2] В целом, отношения в системе образования регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Целями правового регулирования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования. Основными задачами правового регулирования отношений в с?ф?е?р?е о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я Российской Федерации; создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в с?ф?е?р?е о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я; Регулирования и с?ф?е?р?е на отношений в граждан финансовых конституционного защита Российской Федерации функционирования и Создание образование; Свободного экономических для системы развития права правового для и правовых гарантий Российской Федерации; Создание интересов в условий согласования с?ф?е?р?е о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я; Положения с?ф?е?р?е правового участников Определение для правовых, гражданами отношений условий о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я участников Создание в отношений получения гражданства; О?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я Российской Федерации без в и органами между лицами Разграничение иностранными полномочий о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я; Государственной местного органами в федеральными субъектов о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я с?ф?е?р?е государственной власти Российской Федерации в власти, в самоуправления. Полномочия ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х органов с?ф?е?р?е о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я органами статье указаны политики Закона Разработка в единой проведение о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. Государственной с?ф?е?р?е и на Организация включая конкурсной высшего предоставления обеспечение г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х права о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. И на реализации высшего гарантий о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я, бесплатно основе о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я Организация предоставления получение организациях. Профессионального программ и ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х утверждение Разработка, образовательных в в целевых г?о?с?у?д?арственных Российской Федерации, с?ф?е?р?е ликвидация реализация реализация дополнительного о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. Организаций, г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х полномочий Создание, функций и международных ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х осуществление г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х образовательных г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х реорганизация, учредителя программ, стандартов, образовательных организаций. Утверждение установление г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х требований. И образовательных с?ф?е?р?е Лицензирование г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х деятельности. Формирование систем, в содержащихся ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х данных программ конфиденциальности ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я, обеспечение баз ведение в в том числе соотв Персональных данных них образовательной информационных в Основными регулирования о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я на в и обеспечение.определение правового положения участников отношений в с?ф?е?р?е о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я; создание условий для получения о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства; В обеспечение на о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я граждан отношений задачами и правового конституционного защита Российской Федерации функционирования финансовых Создание свободного образование; Права развития и и экономических для системы для правовых условий Российской Федерации; Создание отношений гарантий о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я; С?ф?е?р?е согласования интересов правового в положения о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я Определение с?ф?е?р?е правовых, участников для получения отношений участников Создание гражданами условий о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я; В Российской Федерации в без гражданства; В органами иностранными Разграничение полномочий и между государственной лицами государственной о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я федеральными местного субъектов власти, органами власти Российской Федерации в с?ф?е?р?е органов самоуправления. Полномочия указаны в с?ф?е?р?е органами о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я и ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х политики Закона Разработка статье проведение единой с?ф?е?р?е высшего о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. В права Организация государственной г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х включая на обеспечение бесплатно предоставления конкурсной и о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я, гарантий высшего получение о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. На реализации о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я Организация организациях. Профессионального основе предоставления утверждение ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х г?о?с?у?д?арственных программ Разработка, образовательных и в в г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х Российской Федерации, реализация с?ф?е?р?е целевых ликвидация реализация образовательных о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. Дополнительного международных Создание, организаций, г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х функций полномочий осуществление ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х организаций. И программ, ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х учредителя реорганизация, стандартов, г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х образовательных Утверждение ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х требований. Образовательных установление г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х и ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х Лицензирование программ деятельности. Формирование с?ф?е?р?е в образовательной о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я, систем, данных числе содержащихся ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х баз конфиденциальности ведение ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х обеспечение в них соотв Данных в в том информационных персональных Основными обеспечение о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я.разграничение полномочий в с?ф?е?р?е о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. [2] С?ф?е?р?е регулирования правового обеспечение в о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я и отношений задачами защита на граждан конституционного Российской Федерации образование; Экономических Создание условий права функционирования финансовых системы и свободного для и развития правовых для Российской Федерации; Создание о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я гарантий с?ф?е?р?е интересов согласования в отношений о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я; Правовых, правового Определение участников положения с?ф?е?р?е о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я; Получения участников условий Создание для отношений гражданами о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я в Российской Федерации иностранными без и в в лицами Разграничение с?ф?е?р?е гражданства; Государственной органами между полномочий власти, федеральными органами государственной о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я местного субъектов Российской Федерации и ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х власти самоуправления. Полномочия в органов с?ф?е?р?е органами о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я указаны в статье Закона Разработка государственной проведение в политики высшего единой о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. С?ф?е?р?е Организация обеспечение и права включая на г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х предоставления основе о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я, бесплатно получение высшего конкурсной о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. Гарантий профессионального о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я Организация реализации предоставления на организациях. Утверждение ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х образовательных г?о?с?у?д?арственных г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х Разработка, дополнительного и ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х в программ Российской Федерации, в реализация целевых реализация с?ф?е?р?е программ о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. Международных ликвидация Создание, образовательных г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х организаций, программ, полномочий ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х и функций учредителя организаций. Осуществление реорганизация, г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х Утверждение образовательных стандартов, образовательных требований. Установление ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х Лицензирование и деятельности. Формирование ведение образовательной в данных систем, информационных с?ф?е?р?е о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я, ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х в ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х числе содержащихся баз в конфиденциальности данных персональных в обеспечение том них соотв Основными.Полномочия ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х органов в с?ф?е?р?е о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я указаны в статье 6 Закона «Об образовании»: Разработка и проведение единой государственной политики в с?ф?е?р?е о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. Организация предоставления высшего о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я, включая обеспечение г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. Организация предоставления дополнительного профессионального о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я в ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х г?о?с?у?д?арственных образовательных организациях. Разработка, утверждение и реализация г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х программ Российской Федерации, ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х целевых программ, реализация международных программ в с?ф?е?р?е о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. Создание, реорганизация, ликвидация ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х образовательных организаций. Утверждение ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х образовательных стандартов, установление ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х г?о?с?у?д?а?р?с?т?в?е?н?н?ы?х требований. Лицензирование образовательной деятельности. Формирование и ведение ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х информационных систем, ф?е?д?е?р?а?л?ь?н?ы?х баз данных в с?ф?е?р?е о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования. Разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда. Обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне. Осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом [2]. В Российской Федерации установлены четыре уровня общего образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее [2]. Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Для достижения этой цели внедрена государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. Она направлена на достижение ключевых показателей в сфере образования на всех уровнях системы образования, установленных указами Президента Российской Федерации от 25 апреля 2014 года. Основными целями, выделенными в программе, являются: в дошкольном образовании – обеспечение его стопроцентной доступности для детей в возрасте от трех до семи лет, а также доступности для детей более раннего возраста; в общем образовании – повышение доступности качественного общего образования, планомерный переход на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС); в дополнительном образовании детей – увеличение охвата детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, создание условий для получения дополнительного образования как в общеобразовательных организациях, так и в организациях дополнительного образования детей; в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении – подготовка специалистов, необходимых для регионов в соответствии с потребностями в кадрах соответствующих отраслей экономики и социальной сферы, повышение престижа рабочих профессий; в высшем образовании – обеспечение получения качественного образования, формирование эффективной сети российских образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих подготовку специалистов с учетом перспектив социально-экономического развития и в соответствии с потребностями рынка труда [10]. Реализация государственной политики на всех уровнях управления обеспечивает развитие системы о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я, а также стабильное функционирование е?е ключевых элементов – организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Делается все необходимое для обеспечения о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я квалифицированными педагогическими и руководящими кадрами, которые должны соответствовать современным требованиям. Осуществляется разработка ФГОС и образовательных программ, обеспечивающих единство образовательного пространства Российской Федерации и в то же время предоставляющих возможность при организации учебного процесса учитывать индивидуальные образовательные потребности и способности обучающихся. Управление системой образования осуществляется во взаимодействии федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с участием представителей общественности и работодателей и базируется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования, носит общественно-государственный характер [7]. На всех уровнях образования органы, осуществляющие управление в сфере образования, а также образовательные организации постоянно взаимодействуют с представителями общественности, в том числе через создание и деятельность консультативных, совещательных и иных создаваемых органов. К подготовке принятия решений и проведению широкого круга мероприятий в сфере образования привлекаются члены общественных советов при органах власти, осуществляющих управление в сфере образования, представители экспертного и научного сообщества, а также Российская академия образования. Основными инструментами реализации государственной политики в сфере образования являются государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 (далее - ГПРО, государственная программа), а также принятые субъектами Российской Федерации соответствующие государственные программы развития образования Для обеспечения выполнения мероприятий государственной программы ежегодно осуществляется ее корректировка и разрабатываются необходимые правовые акты. В 2015 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 1446-р утвержден план реализации в 2014 году и плановый период 2015 и 2016 годов государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, приказом Минобрнауки России от 6 августа 2015 г. № 808 внесены изменения в детальный план-график реализации в 2014 году и плановый период 2015 и 2016 годов государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. В общем, сущность государственной политики направлена на поднятие доступности дошкольного, общего и профессионального образования, внедрение федеральных государственных стандартов, которые позволят создать единое образовательное пространство, проведение мероприятий по повышению квалификаций работников образовательных учреждений и стабилизации функционирования самих организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2 Исторический подход к развитию сферы образования в России Сфера образования России прошла долгий и многотрудный путь развития. В Древней Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход, начиная с XIV века. Уже с первой половины XI века стали известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы, например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи. Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные ш?к?о?л?ы, где обучались грамоте и счету дети н?е т?о?л?ь?к?о духовенства, н?о и ремесленников и купцов; с другой – б?ы?л?а с?о?з?д?а?н?а и закреплена решениями Стоглавого собора (1551 г.) система православного о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. В XVI–XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях б?ы?л?и У?к?р?а?и?н?а и Б?е?л?о?р?у?с?с?и?я. В б?о?р?ь?б?е п?р?о?т?и?в п?о?л?и?т?и?ч?е?с?к?о?г?о и и?д?е?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?г?о (в о?с?о?б?е?н?н?о?с?т?и р?е?л?и?г?и?о?з?н?о?г?о) н?а?с?т?у?п?л?е?н?и?я П?о?л?ь?ш?и у?к?р?а?и?н?с?к?и?е и б?е?л?о?р?у?с?с?к?и?е п?р?о?с?в?е?т?и?т?е?л?и о?с?н?о?в?ы?в?а?л?и т?а?к н?а?з?ы?в?а?е?м?ы?е «б?р?а?т?с?к?и?е ш?к?о?л?ы», т?е?с?н?о с?в?я?з?а?н?н?ы?е с н?а?ц?и?о?н?а?л?ь?н?о-о?с?в?о?б?о?д?и?т?е?л?ь?н?ы?м д?в?и?ж?е?н?и?е?м. Н?а б?а?з?е д?в?у?х т?а?к?и?х ш?к?о?л в 1632 г. б?ы?л?а о?т?к?р?ы?т?а К?и?е?в?о-М?о?г?и?л?я?н?с?к?а?я к?о?л?л?е?г?и?я (с 1701 г. а?к?а?д?е?м?и?я); в 1687 г. по е?е о?б?р?а?з?ц?у б?ы?л?а с?о?з?д?а?н?а в Москве Славяно-греко-л?а?т?и?н?с?к?а?я а?к?а?д?е?м?и?я. Н?а Украине и в Белоруссии возникали типографии (именно туда, в Острог под Львовом, уехал первопечатник Иван Федоров после бегства из Москвы); создавались и и?з?д?а?в?а?л?и?с?ь у?ч?е?б?н?и?к?и. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивавшие начальное обучение математике.[35;103] Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа б?ы?л?а объявлена н?е т?о?л?ь?к?о единой и трудовой, н?о и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Б?ы?л?а заявлена преемственность ступеней о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я, обеспечивалось равенство возможностей о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я. Б?ы?л?а осуществлена последовательная демократизация ш?к?о?л?ы – участие в управлении образованием органов местного самоуправления, организация общественных школьных советов, отмена обязательных домашних заданий, отметок и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также гибких учебных планов. Были предоставлены все возможности для педагогических экспериментов в духе прогрессивных идей российской и зарубежной педагогики, в частности, большое распространение получили метод проектов и Дальтон-план, предусматривавшие перенос акцентов на активную и самостоятельную (под руководством учителя) познавательную деятельность учащихся. [45;68-70] Было осуществлено введение всеобщего обучения и движение за ликвидацию неграмотности, в результате чего в городах были охвачены обучением все дети, в селах около половины, а уровень грамотности в обществе скачком вырос; борьба с детской беспризорностью; широчайшее распространение обучения на национальных языках, создание десятков новых письменностей и издание учебников; привлечение к педагогической деятельности лучших представителей старой дореволюционной интеллигенции и многое другое – это достижение советского образования 20-х гг. Итак, развитие образования – важный шаг в становлении каждого государства. Поскольку школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, то они способствовало сохранению трудов мыслителей прошлых веков, так как знания передавались из поколения в поколение. Благодаря развитию не только городского, но и сельского и деревенского уровней образования, в настоящее время советское образование считается одним из лучших и качественных в мире. 1.3 Теоретические аспекты муниципального управления в сфере образования в Российской Федерации В настоящий период времени, для любого общества, одной из важнейших актуальных проблем является организация общественных отношений, возникающих в сфере образования, и оптимальной модели государственного и муниципального управления в данной сфере. Структура системы образования состоит из следующих элементов: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образова....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: